"Клуб знактоков" по биографии А.И.Солженицына, по рассказам «Матренин двор» и «Один день Ивана Денисовича»)
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Черепанова Елена Александровна
Мероприятие может быть внеклассным, а можно провести и как итоговый урок по творчеству А.И. Солженицына.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Клуб знатоков.

(По биографии А.И.Солженицына, по рассказам

«Матренин двор» и «Один день Ивана Денисовича»)

  1. Мероприятие проводится в конце учебного года или после изучения произведений.
  2. Учащиеся участвуют индивидуально, каждый сам за себя.
  3. Количество участвующих -  не больше 5 человек.
  4. Участники должны пройти 3 тура: 1-ый – «Знатоки биографии А.И. Соженицына», 2-ой – «Знатоки произведений», 3-ий тур - Творческий.

     5. Каждый вопрос имеет свою цену. Чем выше цена, тем труднее вопрос. Участник

          сам решает, какой вопрос выбрать. Можно баллы набирать, не торопясь, отвечая

          на легкие вопросы, вопросы средней тяжести. Но если участник уверен в себе,  

          может начать с самых сложных вопросов и сразу набрать большую сумму

          баллов.

6.Проводится жеребьевка, и согласно жеребьевке, участники начинают

соревноваться.

     7. Если участник не отвечает или отвечает неправильно, право ответа имеет тот, кто

         первым дал сигнал ( или поднял руку)

     8. Чтобы легче было ориентироваться в цене вопроса, можно  оформить на доске (или вывести на экран) таблицу, в которой указан номер вопроса и его цена.

1 тур.

«Знатоки биографии А.И.Соженицына»

№ вопроса

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

Цена

1 б

2 б

3 б

1 б

Вопросы.

1 – 1б  Назовите годы жизни А.И.Солженицына. (1918 – 2008)

2 – 2б  Что вы знаете о предках (родителях, дедах) А.И.Солженицына? (Деды –

            простые мужики, ставропольские крестьяне, не из богатых. Мать – дочь

            пастуха, но, несмотря на это, прекрасно знала европейские языки. Отец –

            крестьянин, позже становится студентом. Добровольцем уходит на

            Первую мировую войну, награжден  Георгиевским крестом. Погиб на

            охоте за 6 месяцев до рождения единственного сына).

3 – 2б  За что был осужден на 8 лет лагерей и ссылку А.И.Солженицын?

            (Из-за отслеженной в переписке критики Сталина и Ленина)

4 - 3б  После публикации какого произведения Солженицына приняли

            в Союз писателей? («Один день Ивана Денисовича»)

5 – 1б  Что стало причиной его насильственного изгнания из Советского

             Союза? (Выход 1-го тома «Архипелага ГУЛАГ»

6 – 3б  Какого было семейное положение А.И.Солженицына? (Женат, трое детей –

            Ермолай, Игнат, Степан)

7 – 4б  В каких журналах печатались произведения А.Солженицына? («Новый мир»,

            «Звезда»)

8 – 5б  Какими наградами был награжден Солженицын? (Орденом Отечественной

            войны 2 степени, орденом Красного Знамени)

9 – 5б  О каком из своих произведений Солженицын сказал : «Окаменелая наша

            слеза»? («Архипелаг ГУЛАГ»)

10 – 4б  Как называлась одна из значимых работ Солженицына, которую он

             обнародовал, вернувшись в СССР? («Как нам обустроить Россию»)

2 тур.

«Знатоки произведений»

«Матренин двор»

«Один день Ивана Денисовича»

№1 – 1б

№1 – 2б

№2 –2 б

№2 – 4б

№3 – 3б

№3 – 5б

№4 – 1б

№4 – 1б

№5 – 4б

№5 – 4б

№6 – 2б

№6 – 4б

№7 – 5б

№7 – 2б

№8 – 3б

№8 – 3б

№9 – 5б

№9 – 1б

№10 – 4б

№10 – 3б

Вопросы по рассказу «Матренин двор».

1 – 1б  Какова история рассказа «Матренин двор? Как родился его замысел?

           (Рассказ автобиографичен. Вернувшись из лагеря, Солженицыну «хотелось

           затесаться и затеряться в самой нутряной России». Работу ему могли дать только

           ту, которая будет связана с физическим трудом. Но он хотел учительствовать.

           И после реабилитации в 1957 году он работает некоторое время учителем

           физики, а живет у крестьянки Матрены Захаровой. Об этом он пишет свой

            рассказ «Матренин двор»)

2 – 2б  Почему герой рассказа называет себя «квартирантом выгодным»? («Сверх

            платы сулила школа за меня еще торф на зиму»)

3 – 3б  В чем трагичность судьбы Матрены? (Вышла замуж до революции. Было

           у нее шесть детей, которые один за одним умирали, двое сразу не жило.

            Муж с войны не вернулся, похоронки не было (либо в плен попал, либо

            погиб, тела не нашли). Воспитывала дочку Фаддея  Киру)

4 – 1б  Из-за чего три сестры Матрены отвернулись от нее? (Они претендовали на

            наследство, на ее дом, но она его отписала приемное девочке Кире)

5 – 4б  «Одно к одному. Еще и это пришибло Матрену». Что «добило» бедную

              Матрену?  («…кошка колченогая сбрела со двора – и пропала»)

6 – 2б  Сколько человек погибло на переезде? Кто это был? (3 человека: Матрена,

              хромой сын Фаддея, тракторист)

7 – 5б  Как распределили наследство Матрены после ее смерти? (Козу забрала

            одна сестра, избу – сапожник с женой, Фаддею – уже свезенная горница,

            сарай и весь внутренний забор)

8 – 3б  Кто это? («Высокий черный старик…Все лицо его облегали густые,

            черные волосы, почти не тронутые сединой; с черной окладистой бородой

            сливались усы густые, черные, так что рот был виден едва». (Фаддей)

9 – 5 б  Однажды Матрена чуть не погибла, вмешиваясь в мужицкие дела. Как

             это было? («Конь ее когда-то чуть в озере не сшиб, под прорубь»)

10 – 4б  Главный герой хотел Матрену сфотографировать. Как она хотела

             сфотографироваться? (За ткацким станом. «Сложу свой стан, ведь цел у меня –

             снимешь тогда»)

Вопросы по рассказу «Один день Ивана Денисовича».

1 – 2б  Какое название первоначально носил рассказ «Один день Ивана Денисовича»?

            («Щ – 854»)

2 – 4б  Реальный ли это человек - Шухов? (Да, это был солдат Шухов, воевавший с

            автором в советско-германской войне, никогда не сидевший)

3 – 5б  Какой исторический казус произошел с выходом в свет этого рассказа? Хрущев,

            глава государства 60-х годов 20 века, не мог запретить публикацию рассказа,

            но и не имел права решать сам вопрос о публикации рассказа. Что он

            предпринял? (Он дал приказ отпечатать 20 экземпляров для членов Президиума

            ЦК КПСС. Вопрос был включен в повестку дня. После долгих сомнений

            решение печатать было принято, причем единогласно)

4 – 1б  За что Иван Денисович находится в лагере? (Он 2 дня был в плену у немцев.

            За это и своими и арестован)

5 – 4б  Какими профессиями владеет Шухов? (Он лучший каменщик, плотник, столяр,

             печник, сапожник)

6 – 4б   О ком, о каких людях он говорит: «как волк», «враги», «сволочь хорошая»,

             «псы клятые», «гад откормленные», «собаки»? (О лагерном начальстве)

7 – 2б  Закончи пословицы, которые звучат из уст Ивана Денисовича: «Кто кого

             может, то ….», «Кряхти, да …. А упрешься – переломишься»  (1) того и гложет,

             2) не гнись. Если обе пословицы названы верно, - 2 балла, если

              одна – 1 балл)  

8 – 3б  Иван Денисович не сопротивляется там, где это может быть чревато гибелью.

             В какой ситуации он спасает себе жизнь, понимая, что другое решение привело

              бы к гибели. (В контрразведке подписал самооговор)

9 – 1б  О ком? «Он не был шакал… - и чем дальше, тем больше утверждался на

             подлость, на предательство он не пошел бы под страхом смерти». (Шухов И.Д.)

10 – 3б  Что Шухов всегда носил в специальном карманчике, в чистой тряпочке?

               (хлеб)

3 тур.

Творческий.

На работу даётся минут 5.  Ответьте на вопрос: «В чем праведность Матрены?

(Можно сделать сообщение (заранее, как  д/з)  на тему: «Матрена есть тот самый праведник, без которого не стоит ни село. Ни город. Ни вся земля русская»)

           

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнеописание А.И.Солженицына, Тема трагической судьбы в тоталитарном государстве (повесть А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)

Цель урока:познакомить учащихся со страницами биографии и творчества необычного человека;умений конспектировать, выявлять главное, обобщать, размышлять;воспитание личности. Цель урока:на основе а...

Контрольный тест по рассказам А.И. Солженицына "Матрёнин двор", "Один день Ивана Денисовича" в 11 классе.

Контрольный тест по рассказам А.И. Солженицына "Матрёнин двор", "Один день Ивана Денисовича" в 11 классе. Рекомендуется при подготовке к ЕГЭ по литературе....

Контрольный тест по рассказам А.И. Солженицына "Матрёнин двор", "Один день Ивана Денисовича" в 11 классе.

Контрольный тест по рассказам А.И. Солженицына "Матрёнин двор", "Один день Ивана Денисовича" в 11 классе. Рекомендуется при подготовке к ЕГЭ по литературе....

Методическая разработка семинарского занятия на тему «А.И. Солженицын. Биография. «Один день Ивана Денисовича»: «Лагерь глазами мужика»

Данное занятие разработано в соответствии с учебным планом с учетом возрастных особенностей обучающихся.На уроке используется  ИКТ, как сопровождение изучаемого материала, средство организации са...

Конспект урока по творчеству А.И.Солженицына. Анализ рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича ».

Цель урока: Осознание образа Шухова, как символический образ русского народа. ...

Концепты "дом" и "не дом" в ранних произведениях А. И. Солженицына: в рассказе "Матренин двор" и в повести "Один день Ивана Денисовича".

Изучение творческого наследия  А. И. Солдженицына в средней школе представляет интерес, поскольку это писатель, чье творчество во многом не просто связано с фактами собственной биографии, но...