Урок литературы в 5 классе по сказке К.Г.Паустовского "Теплый хлеб"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Николаева Любовь Александровна

Анализ сказки по теме "Образ хлеба в сказке К.Г Паустовского "Теплый хлеб"

Скачать:


Предварительный просмотр:


Тема урока: «Образ хлеба в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».

(Открытый урок в 5 классе по ФГОС)

Цели урока

Образовательные:

- актуализация и расширение знаний учащихся об эпических произведениях, в частности о сказках, закрепление знаний об эпитетах, олицетворениях;

-ознакомление с новыми терминами как эпизод, образ, деталь, сюжет

- формирование квалифицированного читателя, способного увидеть характерные черты героев;

- формирование навыков выразительного чтения, умения отображать образы и характеры героев, умения пользоваться текстом для доказательства своего утверждения;

- обучение обобщению прочитанного, услышанного.

Воспитательные:

- формирование умения слушать друг друга, уважать чужое мнение;

- формирование умения самооценки своей деятельности, помощь в осознании необходимости формирования следующих черт характера: доброты, отзывчивости, ответственности за свои слова и поступки, уважения к хлебу, труду.

Развивающие:

- расширение словарного запаса учащихся;

- развитие умений анализа, синтеза и сравнения;

- развитие интереса у учащихся к чтению лучших образцов художественной литературы.

Цель

Через анализ эпизодов, деталей произведения показать роль хлеба как образа, формирующего добрые отношения между людьми, положительного (уважительного) отношения к труду, хлебу.

Задачи.

-сформировать новые понятия: «образ», «деталь», «эпизод»

- сформировать умение видеть детали произведения, работающие на выявление идеи произведения;

- развивать умение анализировать, группировать, обобщать;

- развивать умение работать в паре;

- воспитывать интерес к предмету ..

Планируемые результаты:

Предметные:

научатся: определять роль детали в произведении

извлекать из текста важные для понимания детали и эпизоды

отвечать на вопросы и оценивать свои знания; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя карточки и тексты сказки

Метапредметные.

 регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя;

познавательные – использовать различные способы поиска (в справочных источниках ),  обработки, анализа, организации, передачи  информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; овладеть логическими действиями сравнения, анализа,  обобщения, классификации;

коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные: развивать навыки сотрудничества со  сверстниками в разных  ситуациях, умение не создавать конфликты, видеть выходы из спорных ситуаций; формировать  уважительное отношение к иному мнению, развивать мотивы учебной деятельности.

Методы и методические приѐмы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Тип урока: комбинированный.

Формы и способы организации деятельности на уроке: фронтальный опрос, выборочный пересказ, выразительное чтение, выборочное чтение, анализ прочитанного индивидуальная исследовательская работа.

Методы и приёмы обучения:

Репродуктивный метод. Приём: слово учителя.

Метод творческого чтения. Приёмы: чтение по ролям, комментированное чтение; беседа, активизирующая впечатление от прочитанного и услышанного текста

Эвристический метод. Приёмы: подбор материала (деталей) из художественного текста для ответа на заданные вопросы.

Оборудование урока: портрет К.Г. Паустовского, презентация по произведениям К.Г.Паустовского, учебник-хрестоматия, рабочие тетради по литературе, словари-закладки, словари мудрых мыслей, рисунки учащихся (изготовлены детьми дома), карточки с заданиями, карточки с пословицами о хлебе, оценочные карточки

Словарная работа: литературная сказка, сюжет, эпизод, образ, деталь пейзаж, олицетворение, эпитет, милосердие, теплый (значения слова)

Записи на доске : тема, эпиграф, значения слова «теплый»

Ход урока:

1.Мотивационно-целевой этап  

Приветствие

- Всем добрый день! Сегодня у нас не совсем обычный урок. Он в присутствии гостей, которые хотят посмотреть, как мы умеем работать на уроке, а работать мы умеем. Я всем желаю хорошего настроя  и плодотворной деятельности.

2.Ориентировочный этап

- Сегодня у нас последний урок  по творчеству К.Г.Паустовского. Мы с вами познакомились с несколькими  его произведениями, сейчас мы их повторим, проверим, как вы их запомнили. Я буду показывать вам иллюстрации к произведениям, список которых у вас на столах, а вы ставить цифры (номер слайда) напротив названия того произведения, иллюстрация к которому продемонстрирована Слайды с иллюстрациями следующих произведений:

1.Дремучий медведь

2.Заботливый цветок

3.Квакша

4.Похождения жука-носорога

5.Растрепанный воробей

6.Стальное колечко

7.Барсучий нос

8.Кот-ворюга

9.Заячьи лапы

10.Теплый хлеб

Проверка  (слайд с ключом). Без ошибок 1-2 ошибки -4: 3-4 ошибки - 3

У вас на столах есть листы самооценки. После выполнения определенного задания вам необходимо оценить свою работу.

3.Поисково-исследовательский этап

- Последнее произведение, прочитанное нами, это «Теплый хлеб». На странице учебника (стр. 82)  в разделе «Поразмышляем о прочитанном» есть 1-й вопрос. Прочитаем его и попробуем на него ответить?

Как бы вы назвали эту сказку К.Г.Паустовского ? Как вы объясните название, которое дал ей автор?

-Почему именно хлеб?

 (Именно хлеб стал причиной и ссоры, и примирения).

-В литературе есть понятие  «образ». Есть образ человека (героя произведения), Филька, например, есть образы животных, в баснях, например, есть образ дерева, береза или клен, например, у Есенина.

-Есть ли образы животных  в сказке «Теплый хлеб»? (сорока, конь, мороз)

 (Есть образ природы? (Есть)

-Как же можно обозначить тему нашего урока?

(«Образ хлеба в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»  (записываем)

-У вас на столах есть листочки с пословицами о хлебе.

Хлеб-всему голова

Покуда есть хлеб да вода, все не беда

У кого хлебушко, у того и счастье

Хлеб ногами топтать – народу голодать

Хлеба ни куска – везде тоска

Была бы мука да сито, и сама б я была сыта

Горькая работа, зато  сладок хлеб

Хлеб-соль дружбу водит, а ссору выводит

 Прочитайте  и выберите среди них самую главную (Хлеб-всему голова) Возьмем эту пословицу в качестве эпиграфа к уроку

Находим в словаре Ожегова (читаем)

Образ – предмет изображения в произведении (упрощенный вариант определения, адаптированный для 5 класса, записываем)

-Итак, тема нашего урока «Образ хлеба» в сказке К.Г.Паустовского

Какую цель мы себе   должны поставить, что выяснить.

Цель:  анализ сказки «Теплый хлеб»

Задачи:

- выяснить  значение хлеба в жизни героев (какую  роль сыграл  хлеб в жизни героев?)

- выяснить    роль описания пейзажа.

4.Практический этап

 1) Фронтальный опрос

-  Кто является главным героем сказки К.Г. Паустовского?

- Почему его прозвали «Ну Тебя»?

(«Да ну тебя! Дьявол!» - крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам».

«Филька вскочил наконец в избу, припер дверь, сказал: «Да ну тебя! - и прислушался».

«Да ну вас! Проклятые» - кричал он на мышей, но мыши все лезли из подпола.)

-За что природа прогневалась ? Отчего лютый холод настал? Мороз начал свирепствовать?  Что в его поступке вас особенно взволновало, возмутило? Случайно ли сразу после бесчеловечного поступка главного героя завыл ветер? Что слышит мальчик в этом завывании?

2)Выразительное чтение по ролям эпизода «Разговор бабки с Филькой».

Распределение между детьми роли автора, бабки и Фильки.

- Как вы думаете, какая фраза является ключевой в этом разговоре?

Ученики называют слова бабки: мороз стрясся «от злобы людской», мужик, обидевший солдата, помер «от охлаждения сердца».

- Как вы понимаете выражение «от охлаждения сердца»?

- Как вы думаете, почему поступок Фильки бабка называет «злодейством»?

(Злое деяние –злое дело)

Осознает ли мальчик, что поступил плохо?

- Что нового мы узнали о характере героя, прочитав данный эпизод? (хмурый, угрюмый, ворчливый, самолюбивый, грубый, невежественный озлобленный, молчаливый, недоверчивый,)

-Филька обидел коня так, что он заплакал.

-Да, лошади очень умные и чувствительные животные. (Рассказ учителя о проводах на фронт деда со свои конем. Когда коней погружали на платформы, чтобы отправить на фронт, у них огромными каплями из глаз капали слезы: они своим лошадиным чутьем понимали, что происходит что-то страшное, кругом  горе людское)

-Когда Филька понял, что совершил злой поступок?

Не тогда, когда обидел раненого коня, а позже, когда заплакал над рассказом бабки.

-Как вам кажется, бабка догадалась, что это Филькиных рук дело? Почему она тогда сразу его не обвинила, а рассказала эту историю?(чтобы он задумался о своем поступке)А история действительно была или она ее сочинила? (Возможно, сочинила как притчу поучительную)

-Могла ли она догадаться, что это Дело рук Фильки, и обвинить его? Что бы он ответил?(Да ну тебя!)

3)Индивидуальное задание (по группам) по анализу отрывков, в которых дается описание природы.

 

Карточка №1

Найдите в отрывках-описаниях природы (после обиды коня – 1группа, после обиды солдата 2 группа, 3 групп –погода до ссоры и после осознания вины). Какие тропы использовал автор в данных отрывках

(В начале сказки говорится: «Зима в этот год стояла теплая». Когда Филька обидел коня, «засвистел пронзительный ветер», поднялась метель. Когда метель затихла, «колючий мороз пошел по деревне».

Люди начали долбить лед около мельницы, и к полудню задул «ровный и теплый ветер». «С каждым часом становилось все теплее». Так менялась погода на протяжении происходящих в сказке событий.

Начало метели – это отклик волшебных сил природы на поступок Фильки.)

- Сделайте вывод о роли, которую играет пейзаж в сказке.

4)Анализ эпизода «Помощь мельника Панкрата»

- Зачем мальчик побежал к старому мельнику, ведь он сказал «Да ну его, Панкрата». Что с ним произошло? Обратите внимание на то, что интонация, с которой Филька обычно произносил эту фразу, изменилась. («- Да ну его, Панкрата! - сказал Филька и затих».)

(Задумался, то ли он сказал)

- На что решился главный герой, чтобы исправить «злодейство»? Решение подсказал Фильке дед Панкрат или мальчик принял его сам?

- Почему Филька не сомневался, что ребятишки ему помогут?

Ребята, конечно, могли сказать: «Да ну его! Сам виноват – пусть сам лед и скалывает», но Филька знал, что они хорошие, поэтому обязательно помогут.

- Как отношение Панкрата и других героев произведения к Фильке помогло ему понять себя?

Филька понял, что могло случиться непоправимое, если бы Панкрат и другие жители деревни отмахнулись от него. Выходит, жить по правилу «Да ну тебя!» нельзя.

- Каким мы видим Фильку в конце произведения? Найдите последнюю фразу с его любимым выражением. О каких изменениях в душе Фильки мы узнаем с помощью интонации, с которой мальчик произносит это выражение? («- Да ну его! - сказал Филька. - Пробьем мы, ребята, и такой лед!»)

- Почему в конце сказки Филька не произносит эту фразу?

Чтение сцены прощения Фильки от слов: «На следующее утро Филька пришел вместе с ребятами к мельнице» до конца.

- Почему конь простил Фильку?

Дети, старики и даже сорока помогали Фильке исправить «злодейство», но первый шаг он сделал сам: добрался по страшному морозу до мельницы, где рассказал все Панкрату, изобрел спасение от стужи. Он подобрел, его сердце теперь наполнилось любовью к ближним и благодарностью к тем, кто уже простил  его, поэтому простил его и конь.

5)Составление таблицы по выборочной работе об образе хлеба

Карточка №2

Название эпизода

Элементы, детали о хлебе, муке, мельнице

6)Активизация опорных знаний по теории литературы работа над понятием «эпитет», определение лексического значения слова «теплый»

-Случайно ли Константин Георгиевич назвал сказку «Теплый хлеб»?

Работа над лексическим значением слова «теплый».

 На доске записано несколько лексических значений данного слова (всего их 7 в словаре).

Значения слова «теплый»

  1. Нагретый, дающий или содержащий тепло.
  2. Не знающий морозов, южный.
  3. Хорошо защищающий тело от холода.
  4. Имеющий отопление.
  5. Отличающийся внутренней теплотой, согревающий душу, ласковый, приветливый.

- В каком лексическом значении употреблено слово теплый в словосочетании теплый хлеб?

- Какой троп содержит в себе название сказки? Почему автор назвал хлеб, испеченный людьми, еще и чудесным?

- Итак, в чем смысл названия сказки?

Эту сказку Паустовский называет «Теплый хлеб» не случайно. Теплый – значит добрый, сделанный с любовью. Именно это хочет подчеркнуть Паустовский в названии своей сказки. Хлеб, согретый теплотой растаявшего сердца Фильки, - это своего рода  искупление вины мальчика.

-Выберите, пословицу, которая выражает основную мысль, вложенную в название пословицы.

(Хлеб-соль дружбу водит, а ссору выводит)

Чтение Отрывка о хлебе («Ночью по деревне…») Рассказ учителя о процессе выпечки хлеба. (воспоминания из детства о том, как бабушка хлеб пекла )

Это был целый церемониал, поэтому отношение к хлебу было как святыне. Чтобы мука в доме появилась, надо было много трудов еще вложить, неслучайно о хлебе сложено много стихов (чтение стихов В.Гришина

«Запах хлеба» и А. Коршуна«Хлеб»)

Д/з:1)выучить отрывок о хлебе (всем);

2)нарисовать иллюстрацию к произведению или составить кроссворд по произведениям К Г.Паустовского

.

5.Рефлексивно-оценочный этап (самооценка деятельности обучающимися на листах самооценки)

Может быть тёплым день за окошком.

Тёплой – улыбка, тёплою кошка.

Тёплыми могут быть автора строки.

Тёплым –  общенье на нашем уроке.

Делятся своими впечатлениями об уроке (зачитываю лист самооценки)

PS: (при наличии времени) Рассказ учителя о процессе выпечки хлеба (воспоминания из детства о том, как бабушка хлеб пекла )

Это был целый церемониал, поэтому отношение к хлебу было как святыне. Чтобы мука в доме появилась, надо было много трудов еще вложить, неслучайно о хлебе сложено много стихов (чтение стихов  В.Гришина

«Запах хлеба» и А. Коршуна «Хлеб»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку литературы 10 класс "Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина"

Данную презентацию можно использовать для проведения урока по сказкам Салтыкова-Щедрина...

А.С.Пушкин "Сказка о Мёртвой Царевне..." презентация к уроку литературы 5 класс

Презентация к уроку литературы в 5 классе А.С.Пушкин "Сказка о Мёртвой Царевне и семи богатырях"...

Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»

Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки  сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...

Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС К. Паустовский «Теплый хлеб». Доброта и сострадание, реальность и фантастика в сказке 5 класс

Тема урока: К.Паустовский «Теплый хлеб». Доброта и сострадание, реальность и фантастика в сказке.Тип урока:  знакомство с новым материаломЦели урока: - развитие навыков комментированного чте...

Конспект урока литературы 11 класс. Тема: «Тревожная совесть Владимира Тендрякова» (по рассказу «Хлеб для собаки»)

Цели:-способствовать пониманию историко-философского смысла рассказа;-воспитывать чувство ответственности за свои действия, быть внимательным по отношению к любому живому существу, прислушиватьс...

Урок литературы "Г.В. Черноголовина. «Сказка об одном зёрнышке» Сказочное и реальное в сказке"

Учащиеся  на уроке  развивали  навыки коммуникации и рефлексии, творческого и критического мышления через работу с текстом произведения. Оформляли  анализ сказки в виде «...