Урок литературы в 5 классе по сказке К.Г.Паустовского "Теплый хлеб"
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Анализ сказки по теме "Образ хлеба в сказке К.Г Паустовского "Теплый хлеб"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературы в 5 классе по теме "Образ хлеба в сказке К.Г.Паустовского "Теплый хлеб" | 29.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Образ хлеба в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».
(Открытый урок в 5 классе по ФГОС)
Цели урока
Образовательные:
- актуализация и расширение знаний учащихся об эпических произведениях, в частности о сказках, закрепление знаний об эпитетах, олицетворениях;
-ознакомление с новыми терминами как эпизод, образ, деталь, сюжет
- формирование квалифицированного читателя, способного увидеть характерные черты героев;
- формирование навыков выразительного чтения, умения отображать образы и характеры героев, умения пользоваться текстом для доказательства своего утверждения;
- обучение обобщению прочитанного, услышанного.
Воспитательные:
- формирование умения слушать друг друга, уважать чужое мнение;
- формирование умения самооценки своей деятельности, помощь в осознании необходимости формирования следующих черт характера: доброты, отзывчивости, ответственности за свои слова и поступки, уважения к хлебу, труду.
Развивающие:
- расширение словарного запаса учащихся;
- развитие умений анализа, синтеза и сравнения;
- развитие интереса у учащихся к чтению лучших образцов художественной литературы.
Цель
Через анализ эпизодов, деталей произведения показать роль хлеба как образа, формирующего добрые отношения между людьми, положительного (уважительного) отношения к труду, хлебу.
Задачи.
-сформировать новые понятия: «образ», «деталь», «эпизод»
- сформировать умение видеть детали произведения, работающие на выявление идеи произведения;
- развивать умение анализировать, группировать, обобщать;
- развивать умение работать в паре;
- воспитывать интерес к предмету ..
Планируемые результаты:
Предметные:
научатся: определять роль детали в произведении
извлекать из текста важные для понимания детали и эпизоды
отвечать на вопросы и оценивать свои знания; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя карточки и тексты сказки
Метапредметные.
регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя;
познавательные – использовать различные способы поиска (в справочных источниках ), обработки, анализа, организации, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации;
коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные: развивать навыки сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях, умение не создавать конфликты, видеть выходы из спорных ситуаций; формировать уважительное отношение к иному мнению, развивать мотивы учебной деятельности.
Методы и методические приѐмы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Тип урока: комбинированный.
Формы и способы организации деятельности на уроке: фронтальный опрос, выборочный пересказ, выразительное чтение, выборочное чтение, анализ прочитанного индивидуальная исследовательская работа.
Методы и приёмы обучения:
Репродуктивный метод. Приём: слово учителя.
Метод творческого чтения. Приёмы: чтение по ролям, комментированное чтение; беседа, активизирующая впечатление от прочитанного и услышанного текста
Эвристический метод. Приёмы: подбор материала (деталей) из художественного текста для ответа на заданные вопросы.
Оборудование урока: портрет К.Г. Паустовского, презентация по произведениям К.Г.Паустовского, учебник-хрестоматия, рабочие тетради по литературе, словари-закладки, словари мудрых мыслей, рисунки учащихся (изготовлены детьми дома), карточки с заданиями, карточки с пословицами о хлебе, оценочные карточки
Словарная работа: литературная сказка, сюжет, эпизод, образ, деталь пейзаж, олицетворение, эпитет, милосердие, теплый (значения слова)
Записи на доске : тема, эпиграф, значения слова «теплый»
Ход урока:
1.Мотивационно-целевой этап
Приветствие
- Всем добрый день! Сегодня у нас не совсем обычный урок. Он в присутствии гостей, которые хотят посмотреть, как мы умеем работать на уроке, а работать мы умеем. Я всем желаю хорошего настроя и плодотворной деятельности.
2.Ориентировочный этап
- Сегодня у нас последний урок по творчеству К.Г.Паустовского. Мы с вами познакомились с несколькими его произведениями, сейчас мы их повторим, проверим, как вы их запомнили. Я буду показывать вам иллюстрации к произведениям, список которых у вас на столах, а вы ставить цифры (номер слайда) напротив названия того произведения, иллюстрация к которому продемонстрирована Слайды с иллюстрациями следующих произведений:
1.Дремучий медведь
2.Заботливый цветок
3.Квакша
4.Похождения жука-носорога
5.Растрепанный воробей
6.Стальное колечко
7.Барсучий нос
8.Кот-ворюга
9.Заячьи лапы
10.Теплый хлеб
Проверка (слайд с ключом). Без ошибок 1-2 ошибки -4: 3-4 ошибки - 3
У вас на столах есть листы самооценки. После выполнения определенного задания вам необходимо оценить свою работу.
3.Поисково-исследовательский этап
- Последнее произведение, прочитанное нами, это «Теплый хлеб». На странице учебника (стр. 82) в разделе «Поразмышляем о прочитанном» есть 1-й вопрос. Прочитаем его и попробуем на него ответить?
Как бы вы назвали эту сказку К.Г.Паустовского ? Как вы объясните название, которое дал ей автор?
-Почему именно хлеб?
(Именно хлеб стал причиной и ссоры, и примирения).
-В литературе есть понятие «образ». Есть образ человека (героя произведения), Филька, например, есть образы животных, в баснях, например, есть образ дерева, береза или клен, например, у Есенина.
-Есть ли образы животных в сказке «Теплый хлеб»? (сорока, конь, мороз)
(Есть образ природы? (Есть)
-Как же можно обозначить тему нашего урока?
(«Образ хлеба в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб» (записываем)
-У вас на столах есть листочки с пословицами о хлебе.
Хлеб-всему голова
Покуда есть хлеб да вода, все не беда
У кого хлебушко, у того и счастье
Хлеб ногами топтать – народу голодать
Хлеба ни куска – везде тоска
Была бы мука да сито, и сама б я была сыта
Горькая работа, зато сладок хлеб
Хлеб-соль дружбу водит, а ссору выводит
Прочитайте и выберите среди них самую главную (Хлеб-всему голова) Возьмем эту пословицу в качестве эпиграфа к уроку
Находим в словаре Ожегова (читаем)
Образ – предмет изображения в произведении (упрощенный вариант определения, адаптированный для 5 класса, записываем)
-Итак, тема нашего урока «Образ хлеба» в сказке К.Г.Паустовского
Какую цель мы себе должны поставить, что выяснить.
Цель: анализ сказки «Теплый хлеб»
Задачи:
- выяснить значение хлеба в жизни героев (какую роль сыграл хлеб в жизни героев?)
- выяснить роль описания пейзажа.
4.Практический этап
1) Фронтальный опрос
- Кто является главным героем сказки К.Г. Паустовского?
- Почему его прозвали «Ну Тебя»?
(«Да ну тебя! Дьявол!» - крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам».
«Филька вскочил наконец в избу, припер дверь, сказал: «Да ну тебя! - и прислушался».
«Да ну вас! Проклятые» - кричал он на мышей, но мыши все лезли из подпола.)
-За что природа прогневалась ? Отчего лютый холод настал? Мороз начал свирепствовать? Что в его поступке вас особенно взволновало, возмутило? Случайно ли сразу после бесчеловечного поступка главного героя завыл ветер? Что слышит мальчик в этом завывании?
2)Выразительное чтение по ролям эпизода «Разговор бабки с Филькой».
Распределение между детьми роли автора, бабки и Фильки.
- Как вы думаете, какая фраза является ключевой в этом разговоре?
Ученики называют слова бабки: мороз стрясся «от злобы людской», мужик, обидевший солдата, помер «от охлаждения сердца».
- Как вы понимаете выражение «от охлаждения сердца»?
- Как вы думаете, почему поступок Фильки бабка называет «злодейством»?
(Злое деяние –злое дело)
Осознает ли мальчик, что поступил плохо?
- Что нового мы узнали о характере героя, прочитав данный эпизод? (хмурый, угрюмый, ворчливый, самолюбивый, грубый, невежественный озлобленный, молчаливый, недоверчивый,)
-Филька обидел коня так, что он заплакал.
-Да, лошади очень умные и чувствительные животные. (Рассказ учителя о проводах на фронт деда со свои конем. Когда коней погружали на платформы, чтобы отправить на фронт, у них огромными каплями из глаз капали слезы: они своим лошадиным чутьем понимали, что происходит что-то страшное, кругом горе людское)
-Когда Филька понял, что совершил злой поступок?
Не тогда, когда обидел раненого коня, а позже, когда заплакал над рассказом бабки.
-Как вам кажется, бабка догадалась, что это Филькиных рук дело? Почему она тогда сразу его не обвинила, а рассказала эту историю?(чтобы он задумался о своем поступке)А история действительно была или она ее сочинила? (Возможно, сочинила как притчу поучительную)
-Могла ли она догадаться, что это Дело рук Фильки, и обвинить его? Что бы он ответил?(Да ну тебя!)
3)Индивидуальное задание (по группам) по анализу отрывков, в которых дается описание природы.
Карточка №1
Найдите в отрывках-описаниях природы (после обиды коня – 1группа, после обиды солдата 2 группа, 3 групп –погода до ссоры и после осознания вины). Какие тропы использовал автор в данных отрывках
(В начале сказки говорится: «Зима в этот год стояла теплая». Когда Филька обидел коня, «засвистел пронзительный ветер», поднялась метель. Когда метель затихла, «колючий мороз пошел по деревне».
Люди начали долбить лед около мельницы, и к полудню задул «ровный и теплый ветер». «С каждым часом становилось все теплее». Так менялась погода на протяжении происходящих в сказке событий.
Начало метели – это отклик волшебных сил природы на поступок Фильки.)
- Сделайте вывод о роли, которую играет пейзаж в сказке.
4)Анализ эпизода «Помощь мельника Панкрата»
- Зачем мальчик побежал к старому мельнику, ведь он сказал «Да ну его, Панкрата». Что с ним произошло? Обратите внимание на то, что интонация, с которой Филька обычно произносил эту фразу, изменилась. («- Да ну его, Панкрата! - сказал Филька и затих».)
(Задумался, то ли он сказал)
- На что решился главный герой, чтобы исправить «злодейство»? Решение подсказал Фильке дед Панкрат или мальчик принял его сам?
- Почему Филька не сомневался, что ребятишки ему помогут?
Ребята, конечно, могли сказать: «Да ну его! Сам виноват – пусть сам лед и скалывает», но Филька знал, что они хорошие, поэтому обязательно помогут.
- Как отношение Панкрата и других героев произведения к Фильке помогло ему понять себя?
Филька понял, что могло случиться непоправимое, если бы Панкрат и другие жители деревни отмахнулись от него. Выходит, жить по правилу «Да ну тебя!» нельзя.
- Каким мы видим Фильку в конце произведения? Найдите последнюю фразу с его любимым выражением. О каких изменениях в душе Фильки мы узнаем с помощью интонации, с которой мальчик произносит это выражение? («- Да ну его! - сказал Филька. - Пробьем мы, ребята, и такой лед!»)
- Почему в конце сказки Филька не произносит эту фразу?
Чтение сцены прощения Фильки от слов: «На следующее утро Филька пришел вместе с ребятами к мельнице» до конца.
- Почему конь простил Фильку?
Дети, старики и даже сорока помогали Фильке исправить «злодейство», но первый шаг он сделал сам: добрался по страшному морозу до мельницы, где рассказал все Панкрату, изобрел спасение от стужи. Он подобрел, его сердце теперь наполнилось любовью к ближним и благодарностью к тем, кто уже простил его, поэтому простил его и конь.
5)Составление таблицы по выборочной работе об образе хлеба
Карточка №2
№ | Название эпизода | Элементы, детали о хлебе, муке, мельнице |
6)Активизация опорных знаний по теории литературы работа над понятием «эпитет», определение лексического значения слова «теплый»
-Случайно ли Константин Георгиевич назвал сказку «Теплый хлеб»?
Работа над лексическим значением слова «теплый».
На доске записано несколько лексических значений данного слова (всего их 7 в словаре).
Значения слова «теплый»
- Нагретый, дающий или содержащий тепло.
- Не знающий морозов, южный.
- Хорошо защищающий тело от холода.
- Имеющий отопление.
- Отличающийся внутренней теплотой, согревающий душу, ласковый, приветливый.
- В каком лексическом значении употреблено слово теплый в словосочетании теплый хлеб?
- Какой троп содержит в себе название сказки? Почему автор назвал хлеб, испеченный людьми, еще и чудесным?
- Итак, в чем смысл названия сказки?
Эту сказку Паустовский называет «Теплый хлеб» не случайно. Теплый – значит добрый, сделанный с любовью. Именно это хочет подчеркнуть Паустовский в названии своей сказки. Хлеб, согретый теплотой растаявшего сердца Фильки, - это своего рода искупление вины мальчика.
-Выберите, пословицу, которая выражает основную мысль, вложенную в название пословицы.
(Хлеб-соль дружбу водит, а ссору выводит)
Чтение Отрывка о хлебе («Ночью по деревне…») Рассказ учителя о процессе выпечки хлеба. (воспоминания из детства о том, как бабушка хлеб пекла )
Это был целый церемониал, поэтому отношение к хлебу было как святыне. Чтобы мука в доме появилась, надо было много трудов еще вложить, неслучайно о хлебе сложено много стихов (чтение стихов В.Гришина
«Запах хлеба» и А. Коршуна«Хлеб»)
Д/з:1)выучить отрывок о хлебе (всем);
2)нарисовать иллюстрацию к произведению или составить кроссворд по произведениям К Г.Паустовского
.
5.Рефлексивно-оценочный этап (самооценка деятельности обучающимися на листах самооценки)
Может быть тёплым день за окошком.
Тёплой – улыбка, тёплою кошка.
Тёплыми могут быть автора строки.
Тёплым – общенье на нашем уроке.
Делятся своими впечатлениями об уроке (зачитываю лист самооценки)
PS: (при наличии времени) Рассказ учителя о процессе выпечки хлеба (воспоминания из детства о том, как бабушка хлеб пекла )
Это был целый церемониал, поэтому отношение к хлебу было как святыне. Чтобы мука в доме появилась, надо было много трудов еще вложить, неслучайно о хлебе сложено много стихов (чтение стихов В.Гришина
«Запах хлеба» и А. Коршуна «Хлеб»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы 5 класс Образ царевны в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»
УРОК СОСТАВЛЕН С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС...
презентация к уроку литературы 10 класс "Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина"
Данную презентацию можно использовать для проведения урока по сказкам Салтыкова-Щедрина...
А.С.Пушкин "Сказка о Мёртвой Царевне..." презентация к уроку литературы 5 класс
Презентация к уроку литературы в 5 классе А.С.Пушкин "Сказка о Мёртвой Царевне и семи богатырях"...
Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»
Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...
Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС К. Паустовский «Теплый хлеб». Доброта и сострадание, реальность и фантастика в сказке 5 класс
Тема урока: К.Паустовский «Теплый хлеб». Доброта и сострадание, реальность и фантастика в сказке.Тип урока: знакомство с новым материаломЦели урока: - развитие навыков комментированного чте...
Конспект урока литературы 11 класс. Тема: «Тревожная совесть Владимира Тендрякова» (по рассказу «Хлеб для собаки»)
Цели:-способствовать пониманию историко-философского смысла рассказа;-воспитывать чувство ответственности за свои действия, быть внимательным по отношению к любому живому существу, прислушиватьс...
Урок литературы "Г.В. Черноголовина. «Сказка об одном зёрнышке» Сказочное и реальное в сказке"
Учащиеся на уроке развивали навыки коммуникации и рефлексии, творческого и критического мышления через работу с текстом произведения. Оформляли анализ сказки в виде «...