Итоговая контрольная работа по литературе. 8 класс
учебно-методический материал по литературе (8 класс)

Яшунина Наталья Вячеславовна

Итоговая контрольная работа по литературе. 8 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к промежуточной аттестационной контрольной работе  по литературе  

за курс  8 класса  

  2017- 2018учебный год

Цель контроля: выявить уровень образовательных результатов учащихся

 

Характеристика контрольной работы

   Промежуточная аттестация по литературе в 8классе проводится в форме контрольной работы  (2 варианта), состоящего из вопросов и заданий трех уровней.

Контрольная работа состоит из 2 частей:

Часть А  – базовый уровень

Часть В,С – повышенный уровень

    Первый уровень вопросов (А) – самый простой. Ученики должны выбрать из четырех ответов один правильный. Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Максимальное количество баллов этой части -12 баллов.  

    Второй уровень (В) требует самостоятельного поиска учащимися верного ответа.  За каждое верное выполненное задание части В начисляется   2 балла . Максимальное количество балов – 8.  

    Наиболее сложным является третий уровень (С). Вопросы этого уровня побуждают учащихся рассуждать, письменно формулировать и обосновывать свое мнение, опираясь на изученный материал

   Максимум баллов за часть С – 4 б

 

Спецификация

Базовый  уровень (знание/понимание)

1-12 А

 –знание текста художественных произведений (автор, название произведения, персонаж, художественная деталь).

Повышенный уровень

В1-4

- умение определять теоретико-литературные понятия (тема, идея, проблема, портрет, герой, элементы сюжета и композиции, тропы, жанры, роды).

С1

-умение создавать письменное высказывание на основе художественного произведения.

Таким образом, максимальное количество баллов за верно выполненный тест – 24 балла, время выполнения – 45 минут.

     Шкала оценивания

      оценка «5» - 22-24 б

      оценка «4»-  17-21 б

      оценка «3»-  12-16 б

       


 Промежуточная аттестационная работа по литературе . 8 класс

                   Вариант 1.Часть А.(1-13).                  

 1. Найди  соответствия между героями и качествами их характеров, ответы впиши в таблицу:

Герой произведения

Качество характера

1.Митрофан Простаков

2.Алексей Швабрин

3.Маша Миронова

4.Иван Хлестаков

5.Мцыри

1.Стремление к свободе;

 2.Лень, ограниченность;

3.Пустословие;

4.Коварство, предательство;

5.Целомудрие

2.Запиши в таблицу фамилию автора, имя главного героя и название произведения, в котором рефреном звучат слова:

Бой идёт, святой и правый,

Смертный бой не ради славы –

Ради жизни на земле!

Фамилия автора

Имя героя

Название произведения

3.Укажите   героя произведения А.С. Пушкина  «Капитанская дочка», от имени которого ведётся повествование

       1. Алексей Швабрин

       2. капитан Миронов

       3. Пётр Гринёв

       4. Савельич

 4.Какой эпиграф предпослан повести Пушкина «Капитанская дочка»?

  1. «На зеркало неча пенять, коль рожа крива».
  2. «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю».
  3. «Береги честь смолоду».
  4. «Главного глазами не увидишь.  Зорко одно лишь сердце»

5.Определите жанр произведения М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

  1. драма
  2. трагедия
  3. поэма
  4. баллада

6.Каков тип композиции в рассказе Л. Н. Толстого «После бала»?

      1. последовательное  авторское изложение событий

      2. повествование о первого лица

      3. рассказ в рассказе            

      4. зеркальная

7.Как называется наивысшая точка в развитии действия художественного произведения?

  1. Экспозиция                     3. кульминация
  2. завязка                             4. развязка

8.Главный герой пьесы «Ревизор», наказывающий пороки и утверждающий положительные идеалы:

  1. ревизор                             3. судья
  2. городничий                       4. смех    

9.Ниже приведено высказывание одного из героев пьесы  Н. В. Гоголя  «Ревизор»:

«И странно: директор уехал – куда уехал, неизвестно.  Ну, натурально, пошли толки: как, что, кому занять место?  Многие из генералов находились охотники и брались, но подойдут, бывало, - нет, мудрено.  Кажется, и легко на вид, а посмотришь – просто чёрт возьми!  После видят, нечего делать, - ко мне. И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры… можно представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров!»

   Кому принадлежат эти слова?

  1. Сквознику-Дмухановскому
  2. Ляпкину-Тяпкину
  3. Хлестакову
  4. Землянике

 

10.Кто подсказал Гоголю сюжет для пьесы «Ревизор»?

      1.  А.С. Пушкин

      2.  В.А. Жуковский

      3.  М.Ю. Лермонтов

      4.  И.С. Тургенев

11.Назовите автора поэмы «Василий Тёркин»

  1. М. Исаковский

2. А. Твардовский

3. А. Платонов

      4. С. Есенин

   12.Определите, из какого произведения взят следующий отрывок.

Иванов закрыл глаза, не желая видеть и чувствовать боли упавших обессиливших детей, и сам почувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце, заключённое и томившееся в нём, билось долго и напрасно всю его жизнь и лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив всё его существо теплом и содроганием.  Он узнал вдруг всё, что знал прежде, гораздо точнее и действительней. Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся её обнажившимся сердцем.

  1. А. П. Платонов  «Возвращение»
  2. В. П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»
  3. А. И. Куприн «Куст сирени»
  4. И. С. Шмелёв «Как я стал писателем»

Часть 2.В1-В4

В.1.Как называется чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета?

В.2.Ознакомьтесь с фрагментом стихотворения Ф. И. Тютчева:

    Пускай в душевной глубине

    Встают и заходят оне

    Безмолвно, как звёзды в ночи, -

    Любуйся ими – и молчи.

Укажите художественный приём, использованный поэтом.

Ответ:_________________________________.

В.3.Определите авторство стихотворного отрывка.

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые –

Как слёзы первые любви!

Ответ:_________________________________.

 В.4.Определите авторство приведённого отрывка.

Жить без пищи можно сутки,

Можно больше, но порой

На войне одной минутки

Не прожить без прибаутки,

Шутки самой немудрой.

Ответ:_________________________________.

С1. Напишите мини-сочинение  «Мой любимый литературный герой» по произведению, изученному в 8 классе

 

Промежуточная аттестационная работа по литературе . 8 класс

Вариант 2

 

 1.Укажите фамилию коменданта Белогорской крепости, казненного Пугачевым (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)

       1. Алексей Швабрин

       2. капитан Миронов

       3. Пётр Гринёв

       4. Зурин

2. Какой эпиграф предпослан поэме  М. Ю. Лермонтова «Мцыри»?

  1. «На зеркало неча пенять, коль рожа крива».
  2. «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю».
  3. «Береги честь смолоду».
  4. «Главного глазами не увидишь.  Зорко одно лишь сердце»

3.Определите жанр произведения Н. В. Гоголя «Ревизор»

  1. драма
  2. трагедия
  3. комедия
  4. повесть

4.Как называется авторское пояснение, предваряющее или сопровождающее ход действия в пьесе?

      1. ремарка            

      2. пояснение

      3. сопровождение

      4. ссылка

5. Какова основная проблематика повести «Капитанская дочка»?

  1. проблема любви
  2. проблема чести, долга и милосердия
  3. проблема роли народа в развитии общества
  4. проблема сопоставления родового и служивого дворянства

6.Ниже приведено высказывание одного из героев пьесы  Н. В. Гоголя  «Ревизор»:

         «На столе, например, арбуз - в семьсот рублей арбуз. Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из
Парижа; откроют крышку – пар, которому подобного нельзя отыскать в природе. Я всякий день на балах…».

Кому принадлежат эти слова?

  1. Городничему
  2. Землянике
  3. Хлестакову
  4. Осипу

7.         Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары. Это портрет:

  1. Капитана Миронова
  2. Пугачёва
  3. Зурина
  4. Швабрина

8.  Василий Тёркин:

1.  Историческая личность                           3. Собирательный образ                              

2. Сказочный герой                                       4. Сам автор

                   

9.Определите, из какого произведения взят следующий отрывок.

Прошли годы, много, ох много их минуло.  А я таким вот и помню деревенского учителя – с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперёд и оборонить своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь…  а вот фамилии учителя …никто в Овсянке вспомнить не может.  Но фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «учитель»!

  1. А. П. Платонов  «Возвращение»
  2. В. П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»
  3. А. И. Куприн «Куст сирени»
  4. И. С. Шмелёв «Как я стал писателем»

10. Назовите жанр произведения А. И. Куприна «Куст сирени»»

  1. Повесть                                  3. сказ
  2. Роман                                     4. рассказ

11. Кому из героев  принадлежат эти слова:

Меня перенесла сюда любовь,

Её не останавливают стены,

В нужде она решается на всё,

И потому – что мне твои родные!

  1. Мцыри
  2. Ромео
  3. Ермаку
  4. Тёркину

   12.Определите, из какого произведения взят следующий отрывок.

Когда Алмазовы приехали к садовнику, белая петербургская ночь уже разлилась по небу. Садовник, чех, маленький старичок в золотых очках. Он был очень изумлен и недоволен поздним появлением заказчиков и их необычной просьбой.  Вероятно, он заподозрил какую-нибудь мистификацию и на Верочкины просьбы отвечал очень сухо

  1. А. П. Платонов  «Возвращение»
  2. В. П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»
  3. А. И. Куприн «Куст сирени»
  4. И. С. Шмелёв «Как я стал писателем»

Часть 2

В1.Как называется картина природы в художественном произведении?

Ответ:_________________________________.

В.2 Ознакомьтесь с фрагментом стихотворения Ф. И. Тютчева:

Ещё природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну послышала она

И ей невольно улыбнулась….

Укажите художественный приём, использованный поэтом.

Ответ:_________________________________.

В3.       Определите авторство стихотворного отрывка.

И вечный бой!  Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль…

Летит, летит степная кобылица

И мнёт ковыль…

Ответ:_________________________________.

 В.4.   Определите авторство приведённого отрывка.

Переправа, переправа…

Пушки бьют в кромешной мгле.

Бой идёт святой и правый,

Смертный бой не ради славы –

Ради жизни на земл

 

С 1. Напишите мини-сочинение на тему «Мое любимое произведение» (за курс 8 класса)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая контрольная работа по литературе для 7 класса

Итоговая контрольная работа по литературе для 7 класса по программе Т. Ф. Курдюмовой. Работа состоит из заданий с выбором ответа и заданий с кратким ответом....

Итоговая контрольная работа по литературе 7 класс

Данный материал содержит итоговую контрольную работу по литературе для 7 класса в двух вариантах...

Итоговая контрольная работа по литературе за курс 6 класса

Эта работа проводится в конце 4 четверти. Предназначена для тех, кто работает по УМК Т.Ф.Курдюмовой...

Литература. 8 класс. Основная школа. Итоговая контрольная работа по литературе в 8 классе.

Цель: контроль знаний учащихся (знание биографических данных писателей, содержания изученных произведений, теоретических понятий в рамках курса 8 класса; умения связной речи: развёрнутый ответ на пост...

Итоговая контрольная работа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной «Литература. 7 класс»

Данной контрольной работой проверяются знания о произведениях русских писателей, об их жизни, о теоретико-литературных понятиях, предусмотренных программой, а также читательские умения.  Д...