Итоговая контрольная работа по литературе. 6 класс
учебно-методический материал по литературе (6 класс)

Яшунина Наталья Вячеславовна

Итоговая контрольная работа по литературе. 6 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контрольно-измерительные материалы по литературе 6 класс 

Спецификация итоговой работы

1.Назначение контрольной работы.

1. Определение уровня образовательных достижений в усвоении содержания курса литературы учащимися 6 класса. 2. Выявление элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения.

2. Документы, определяющие содержание КИМ

 Итоговая работа составляется в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по литературе.

3. Время тестирования: 45 мин.

 4. Условия проведения

 При проведении тестирования дополнительные материалы не используются.

5.Содержание работы

 Содержание теста охватывает учебный материал, изученный в течение года. Составлен 1 вариант итоговой работы, состоящей из 2 частей. Первая часть представляет собой тест из 20 вопросов. Задания с 1 по 17 - с вариантами ответов. Нужно выбрать один вариант ответа из предложенных. Задания с 18 по 20 вопросы, на которые учащийся должен найти ответ и записать его. Вторая часть содержит вопрос, который требует развернутого ответа.

В таблице приведены основные разделы курса литературы, вынесенные на контроль.

 

Разделы

Контролируемые элементы содержания

1

Основные теоретико-литературные понятия

Из русского фольклора

1.1 Художественная литература как искусство слова

1.2 Художественный образ

1.3 Фольклор. Жанры фольклора

1.4 Литературные роды и жанры

1.5 Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; система образов, литературный герой, лирический герой

1.6 Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория

1.7 Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа

1.8 Малые жанры русского фольклора (пословицы, поговорки, считалки, потешки).

2

Из русской литературы первой половины XIX в

2.1 В.А. Жуковский. Баллада «Кубок»

 2.2 А.С. Пушкин. Стихотворения: «И.И. Пущину», «Зимнее утро», «Узник»

 2.3 А.С. Пушкин. Роман «Дубровский»

 2.4 М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Три пальмы»

 2.5 Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством» из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки»

3

Из русской литературы второй половины XIX в

3.1 Ф. И. Тютчев. Стихотворения: «С поляны коршун поднялся», «Есть в осени первоначальной...», «Весенняя гроза», «Еще шумел веселый день...», «Чародейкою-зимою...»

3.2 А.А. Фет. Стихотворения: «Вечер», «Учись у них - у дуба, у березы...», «Ласточки пропали...», «Еще весны душистой нега...», «На заре ты ее не буди...»

3.3 Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Железная дорога», «Тройка», «Душно! Без счастья и воли...»

3.4 Н.С.Лесков. Сказ «Левша»

3.5 А.П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий», «Лошадиная фамилия»

4

Из русской литературы ХХ века

4.1 В.М. Шукшин. Рассказы: «Срезал», «Чудик»

4.2 А.П. Платонов «Корова».

4.3 А.С. Грин. Феерия «Алые паруса»

4.4 М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца»

4.5 В.Г.Распутин «Уроки французского»

 4.6 Ф.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»

4.7 М.Зощенко «Встреча»

4.8 В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой»

5

Из зарубежной литературы

5.1 А.де С. Экзюпери «Маленький принц»

5.2 Гомер. «Илиада», «Одиссея» (фрагменты).

Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально, письменно формулировать, аргументировать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной письменной речью.

Предметные результаты: умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений; определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка; собственная интерпретация изученных литературных произведений; понимание авторской позиции и своё отношение к ней; написание отзыва, связанного с тематикой, проблематикой изученных произведений; понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений. Умения и виды деятельности 1 Знать/понимать авторов и содержание художественных произведений, входящих в программу; основные теоретические понятия: сюжет, композиция, род и жанр литературы, тропы и др. 2 Уметь характеризовать героев произведений и показывать связь этой характеристики с сюжетом произведения и происходящими в нем событиями; анализировать образ, применяя при этом портрет героя, характеризуя его поступки; стилистически грамотно и точно отвечать на вопросы, а также самостоятельно их формулировать; использовать теоретические знания по литературе; находить изобразительно-выразительные средства языка в художественном произведении и определять их роль; отличать стихотворную речь от прозы, пользуясь основными средствами стихосложения. 3. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания связного текста на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка.

6.Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.

За правильное выполнение заданий балл, задания оцениваются в 2 балла. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать учащийся, правильно выполнивший 20 тестовых задания первой части работы, 23 балла. За задание второй части выставляется от 0 до 13 баллов. Максимальное количество баллов за всю работу 36 баллов

Критерии оценивания

Баллы

Содержание ответа (сочинение)

Работа соответствует теме и заданию

1

Допущена фактическая ошибка, связанная с пониманием темы и  задания

0

Речевое оформление ответа (сочинения)

Соблюдение смысловой цельности, речевая связность и логика изложения

2

Допущена одна логическая ошибка

1

Допущено более 1 логической ошибки

0

Точность и выразительность речи

2

Однообразие грамматического строя речи

1

Бедность словаря, однообразие грамматического строя речи

0

Грамотность

Соблюдены орфографические нормы

2

Допущено 1-2 ошибки

1

Допущено более 2 ошибок

0

Соблюдены пунктуационные нормы (или 1 негрубая ошибка)

2

Допущены 1-2 ошибки

1

Допущено более 2 ошибок

0

Соблюдены языковые нормы (грамматических ошибок нет

2

Допущены 1-2 ошибки

1

Допущено более 2 ошибок

0

Соблюдены речевые нормы (не допущено речевых ошибок

2

Допущены 1-2 ошибки

1

Допущено более 2 ошибок

0

.

Критерии выставления оценок

От 0% до 38% (0-14 баллов) «2»

От 39% до 66% (15-24 баллов) «3»

От 67% до 88% (25-32 баллов) «4»

 От 89% до 100% (33-36 баллов) «5»

 Ключи

б, 2-а, 3-в, 4-г а, 2-г, 3-б, 4-в Настя (М.М. Пришвин «Кладовая солнца») 2. Лидия Михайловна учительница французского языка (В.Г. Распутин 16 «Уроки французского») 3. Владимир Дубровский (А.С. Пушкин «Дубровский») 19. Эпитет 20. Олицетворение

Итоговая контрольная работа по литературе 6 класс

 Часть 1

 1. Назовите основные роды литературы:

1. эпос, повесть, драма;

2. эпос, лирика, драма;

3. роман, поэма, комедия;

 4. эпос, лирика, трагедия.

2. Поговорка - это

1. меткое, яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без заключения;

 2. вид художественного произведения;

3. сказания, передающие представления древних народов о мире.

3. Какой из этих размеров стиха является трехсложным:

1. хорей;

2. амфибрахий;

 3. ямб.

4. Определите жанр произведения Н.С. Лескова «Левша»:

1. сказка; 3. сказ; 2. притча; 4. рассказ.

5. Тема стихотворения «Железная дорога» Н.А. Некрасова:

1. любовь к Родине, 2. быт и нравы крестьян при крепостном праве, 3. тяжелый труд крепостных .

6.Из какого произведения цитата: «Смехом он закалял наши лукавые детские души, приучал нас относиться к собственной персоне с чувством юмора»:

1. «Тринадцатый подвиг Геракла». 2. «Маленький принц». 3. «Уроки французского». 4. «Срезал».

7. Кто автор «Одиссея»:

1. Еврипид. 2. Софокл. 3. Гомер. 4. Аристофан.

 8. Как звали учительницу из рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»:

1. Лидия Валентиновна. 2. Анастасия Прокопьевна. 3. Анастасия Ивановна. 4. Лидия Михайловна.

9. Найдите соответствия между автором и названием произведения:

1. А.П. Чехов

2. А.С. Пушкин

3. А.П. Платонов»

4. М.М. Зощенко

а. «Дубровский»

б. «Толстый и тонкий»

в. «Корова

г. «Встреча»

10. Найдите соответствия между литературным героем и названием произведения:

1. Платов

2. Ассоль

3. Санька

4. Троекуров

а. «Левша»

б. «Конь с розовой гривой»

в. «Дубровский»

г. «Алые паруса»

11. Выберите определение, соответствующее понятию антитеза …

1. выражение, употребленное в переносном смысле, вместо другого слова, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство; 2. противопоставление образов, эпизодов, картин, слов; 3. Изображение одного предмета путем сравнения его с другим.

12. Почему герой из произведения В.Г. Распутина «Уроки французского» стал играть в «чику»:

 1. Нужны были деньги на учебу 2. Нужны были деньги на еду 3. Нужно было отдать денежный долг 4. Хотел помочь матери в деревне.

13. Главного героя произведения А.С. Пушкина «Дубровский» зовут:

 1. Шабашкин 2. Владимир 3. Архип 4. Князь Верейский.

14. Укажите автора произведения «Лошадиная фамилия»

1. А.П. Чехов 2. Н.А. Некрасов 3. Л.Н. Толстой

15. В произведении В.Г. Распутина «Уроки французского» говорится:

1. о дополнительных занятий по французскому языку; 2. об уроках нравственности и доброты; 3. о любимых уроках французского языка.

16. Укажите жанр произведения М.М. Пришвина «Кладовая солнца»:

 1. Повесть. 2. Сказка. 3. Сказка-быль.

17. Вакула в произведении Н.В.Гоголя «Ночь перед рождеством» отправился в Петербург, чтобы:

 1. никогда больше не видеть Оксану; 2. достать царские черевички; 3. посмотреть столицу.

18. Определите по описанию литературного героя, укажите автора и название произведения.

1) «...была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы...отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки...» 2) «Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая...до меня доходил запах духов от неё, который я принимал за самое дыхание...» 3) «...воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать».

19. Какой художественный прием использует автор.

 Шумят деревья весело-сухие,

 И теплый ветер НЕЖЕН и УПРУГ.

( А.А. Ахматова)

20.Какой художественный приём использует автор.

С ней ШЕПЧЕТСЯ ветер, зеленые ветви лаская ( М.Ю. Лермонтов)

Часть 2

Напишите небольшой отзыв о произведении, которое больше всего вам запомнилось в этом учебном году.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая контрольная работа по литературе для 7 класса

Итоговая контрольная работа по литературе для 7 класса по программе Т. Ф. Курдюмовой. Работа состоит из заданий с выбором ответа и заданий с кратким ответом....

Итоговая контрольная работа по литературе 7 класс

Данный материал содержит итоговую контрольную работу по литературе для 7 класса в двух вариантах...

Итоговая контрольная работа по литературе за курс 6 класса

Эта работа проводится в конце 4 четверти. Предназначена для тех, кто работает по УМК Т.Ф.Курдюмовой...

Литература. 8 класс. Основная школа. Итоговая контрольная работа по литературе в 8 классе.

Цель: контроль знаний учащихся (знание биографических данных писателей, содержания изученных произведений, теоретических понятий в рамках курса 8 класса; умения связной речи: развёрнутый ответ на пост...

Итоговая контрольная работа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной «Литература. 7 класс»

Данной контрольной работой проверяются знания о произведениях русских писателей, об их жизни, о теоретико-литературных понятиях, предусмотренных программой, а также читательские умения.  Д...