Итоговая контрольная работа по литературе. 5 класс
учебно-методический материал по литературе (5 класс)

Яшунина Наталья Вячеславовна

Итоговая контрольная работа по литературе. 5 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контрольно-измерительные материалы по литературе 5 класс

Спецификация итоговой работы

 1.Назначение контрольной работы: 1. Определение уровня образовательных достижений в усвоении содержания курса литературы учащимися 5 класса. 2. Выявление элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения.

 2. Документы, определяющие содержание КИМ

 Итоговая работа составляется в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по литературе.

 3.Время тестирования: 45 мин.

 4.Условия проведения: при проведении тестирования дополнительные материалы не используются.

5.Содержание работы: содержание теста охватывает учебный материал, изученный в течение года. Составлен 1 вариант итоговой работы, состоящей из 2 частей. Первая часть представляет собой тест из 24 вопросов и предусматривает выбор одного ответа из трёх предложенных, либо нахождение указанных соответствий. Вторая часть содержит вопрос, который требует развернутого ответа.

В таблице  приведены основные разделы курса литературы, вынесенные на контроль.

Разделы

Контролируемые элементы содержания

1.

Основные теоретико-литературные понятия

1.1.Художественная литература как искусство слова

1.2.Художественный образ

1.3.Литературные роды и жанры

1.4.Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

1.4.Язык художественного произведения. 1.5.Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение.

2.

Из русской литературы первой половины XIX

2.1.И.А. Крылов. Басни: «Волк на псарне», «Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица»

А.С. Пушкин. 2.3.Стихотворения: «Няне», пролог к поэме «Руслан и Людмила» («У лукоморья дуб зелёный...»), «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане»

2.3 М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Бородино»

 2.4 Н.В. Гоголь. «Заколдованное место»

3.

Из русской литературы второй половины XIX в

3.1 Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится»

 3.2 Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»

3.3 И.С. Тургенев. «Муму» 3.4 Н.А. Некрасов. Стихотворения: «На Волге», «Крестьянские дети», поэма «Мороз, Красный нос»» (отрывок) 3.5. В.Г.Короленко «В дурном обществе»

 3.6 А.Погорельский «Черная курица, или подземные жители»

4.

 Из русской литературы XX века

4.1 И.А.Бунин. Лирика.

 4.2 С.А.Есенин. Лирика. 4.3 П.П.Бажов «Медной горы Хозяйка»

 4.4 С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев» 4.5 В.М.Гаршин «Attalea princes»

 4.6 К.Г.Паустовский «Теплый хлеб»

 4.7 В.П.Астафьев «Васюткино озеро»

 4.8 Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон»

 4.9 А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста»

4.10 А.П.Платонов «Никита»

4.11 Н.М. Рубцов «Родная деревня»

5.

 Из зарубежной литературы

5.1 Р.Л.Стивенсон «Вересковый мед»

 5.2 Д.Дефо «Робинзон Крузо

5.3 Х.К.Андерсен «Снежная королева»

 5.4 Ж. Санд «О чем говорят цветы»

5.5 М. Твен Приключения Тома Сойера»

Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально, письменно формулировать, аргументировать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной письменной речью.

Предметные результаты: понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора; русских писателей XIX XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею; определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения; умение формулировать собственное отношение к героям русской литературы, их оценивать; умение создавать написание развернутый ответ на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений.

 6.Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

 Правильность выполнения каждого задания первой части (1-24 вопрос) оценивается 1 тестовым баллом. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать учащийся, правильно выполнивший 24 тестовых задания первой части работы, 24 балла. За задание второй части выставляется от 0 до 13 баллов. Максимальное количество баллов за всю работу 37 баллов.

 Критерии оценивания развернутого ответа

Критерии оценивания

Баллы

Содержание ответа (сочинение)

Работа соответствует теме и заданию

1

Допущена фактическая ошибка, связанная с пониманием темы и  задания

0

Речевое оформление ответа (сочинения)

Соблюдение смысловой цельности, речевая связность и логика изложения

2

Допущена одна логическая ошибка

1

Допущено более 1 логической ошибки

0

Точность и выразительность речи

2

Однообразие грамматического строя речи

1

Бедность словаря, однообразие грамматического строя речи

0

Грамотность

Соблюдены орфографические нормы

2

Допущено 1-2 ошибки

1

Допущено более 2 ошибок

0

Соблюдены пунктуационные нормы (или 1 негрубая ошибка)

2

Допущены 1-2 ошибки

1

Допущено более 2 ошибок

0

Соблюдены языковые нормы (грамматических ошибок нет

2

Допущены 1-2 ошибки

1

Допущено более 2 ошибок

0

Соблюдены речевые нормы (не допущено речевых ошибок

2

Допущены 1-2 ошибки

1

Допущено более 2 ошибок

0

Максимальное количество баллов 13

 Критерии выставления оценок: От 0% до 38% (0-14 баллов) «2» От 39% до 66% (15-24 баллов) «3» От 67% до 88% (25-33балла) «4» От 89% до 100% (34-37баллов) «5»

Итоговая работа по литературе за курс 5 класса 

Часть1

1. Какой из перечисленных жанров не является фольклорным?

 а) сказка; б) роман; в) пословица.

2.Какой вид конфликта вы не встретите в русской народной сказке?

 а) добро зло; б) жизнь смерть; в) природа цивилизация.

 3.Соотнесите понятие и определение

а) пословица

б) фольклор

в) сказка с фантастическим вымыслом г) поэзия

1) устное народное творчество, народная мудрость;

2) один из популярных жанров фольклора; вид повествования; 3)особая, специфически организованная речь, выражающая чувства в стихотворной, ритмической форме;

4) краткое, крылатое, образное народное изречение, имеющее поучительный смысл.

4.Распределите последовательно элементы композиции литературного произведения: завязка; развязка; пролог; эпилог; развитие действия; экспозиция; кульминация.

5. В стихотворении Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится» выделенные слова являются:

 а) метафорой; б) сравнением; в) эпитетом.

6.Соотнесите автора и название произведения:

1) И.А.Бунин

2) Дон-Аминадо

3) С.А.Есенин»

4) Н.В.Гоголь

 5) А.С.Пушкин

6) М.Ю.Лермонтов

А) «Низкий дом с голубыми ставнями»

Б) «Косцы»

В) «У Лукоморья дуб зелёный»

 Г) «Бородино»

 Д) «Заколдованное место»

Е) «Города и годы»

7.Определите, из какого произведения взят данный фрагмент. «Одарённый необычайной силой, он работал за четверых дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него»

а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»; б) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»; в) И.С. Тургенев «Муму».

8. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент. «Не могу же я писать и думать в одно и то же время».

 а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»; б) С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»; в) В.М. Гаршин «Attalea princes».

9. В какой сказке вам встречалось говорящее зеркальце?

 а) В.А. Жуковский «Спящая царевна»; б) А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; в) «Царевна-лягушка».

10.Определите, из какого произведения взят данный фрагмент. «Тайга Тайга Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная».

 а) К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»; б) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»; в) Д. Дефо «Робинзон Крузо».

11.Определите, из какого произведения взят данный фрагмент. «Хворый-то придумал дробовичок завести и на охоту повадился. И всё, слышь-ко, к Красногорскому руднику ходит, а добычи домой не носит».

 а) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»; б) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»; в) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка».

 12. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент. «Это большой человек! Он первый джигит был, он много русских побил, богатый был. У него было три жены и восемь сынов. Все жили в одной деревне. Пришли русские, разорили деревню и семь сыновей убили».

а) Саша Чёрный «Кавказский пленник»; б) Саша Чёрный «Игорь-Робинзон» в) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник».

13.Определите, из какого произведения взят данный фрагмент. «Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался на околице и ранил в ногу вороного коня».

 а) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»; б) К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»; в) А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста».

14. Назовите имя королевича из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина.

а) Ярослав; б) Елисей; в) Алексей.

15. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент. «Что-то бесформенное, неумолимое, твёрдое и жёсткое, как камень, склонялось над маленькой головкой, высасывая из неё румянец, блеск глаз и живость движений». а) Г.К. Андерсен «Снежная королева»; б) В.Г. Короленко «В дурном обществе»; в) В.П. Астафьев «Васюткино озеро».

16.Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«При мысли о своём одиночестве я заплакал, но, вспомнив, что слёзы никогда не прекращают несчастий, решил продолжать свой путь и во что бы то ни стало добраться до разбитого судна»

 а) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»;

 б) Н.А. Некрасов «На Волге»;

 в) Д. Дефо «Робинзон Крузо».

 17. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

« Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок.»

 а) Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд»; б) Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос»; в) И.А. Крылов «Ворона и Лисица».

18.Определите, из какого произведения взят данный фрагмент. «Господин Египетский, Александр Иваныч, в Петербурге лет семь жил образованность один костюм рублей сто стоит да и то не ругался А ты что за пава такая? Ништо тебе, не околеешь!»

 а) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»; б) А.П. Чехов «Хирургия»; в) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник».

19. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент. «Под плетнёвую стену сарая уходили две земляные норы. Там тоже жили тайные жители. А кто они такие были? Может быть, змеи! Они выползут ночью, приползут в избу и ужалят мать во сне, и мать умрёт».

а) А.П. Платонов «Никита»; б) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»; в) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»

20. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент. Унылый, сумрачный бурлак! Каким тебя я в детстве знал, Таким и ныне увидал: Всё ту же песню ты поёшь, Всё ту же лямку ты несёшь, В чертах усталого лица Всё та ж покорность без конца

а) Н.А. Некрасов «На Волге»; б) Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»; в) Н.М. Рубцов «Родная деревня».

21. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и тогда единственным утешением его было чтение книг, которые учитель позволял ему брать из небольшой своей библиотеки».

а) В.М. Гаршин «Attalea princeps»; б) А.П. Платонов «Никита»; в) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители».

 22. Поэт, который в 19 лет сбежал из дома и пешком дошёл из Архангельска до Москвы, чтобы учиться:

 а) М.В. Ломоносов; б) М.Ю. Лермонтов; в) В.А. Жуковский.

 23. К истории какой страны обращается Р.Л.Стивенсон в своем произведении "Вересковый мед"?

а) Англия; б) Шотландия; в) Дания.

 24. Сколько лет было Д.Дефо, когда он написал своё первое произведение «Робинзон Крузо»?

 а) 60; б) 50; в) 70.

Часть 2

Каким вы впервые увидели Васю в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»? Напишите ваше первое впечатление о нем. (4-5 предложений).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая контрольная работа по литературе для 7 класса

Итоговая контрольная работа по литературе для 7 класса по программе Т. Ф. Курдюмовой. Работа состоит из заданий с выбором ответа и заданий с кратким ответом....

Итоговая контрольная работа по литературе 7 класс

Данный материал содержит итоговую контрольную работу по литературе для 7 класса в двух вариантах...

Итоговая контрольная работа по литературе за курс 6 класса

Эта работа проводится в конце 4 четверти. Предназначена для тех, кто работает по УМК Т.Ф.Курдюмовой...

Литература. 8 класс. Основная школа. Итоговая контрольная работа по литературе в 8 классе.

Цель: контроль знаний учащихся (знание биографических данных писателей, содержания изученных произведений, теоретических понятий в рамках курса 8 класса; умения связной речи: развёрнутый ответ на пост...

Итоговая контрольная работа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной «Литература. 7 класс»

Данной контрольной работой проверяются знания о произведениях русских писателей, об их жизни, о теоретико-литературных понятиях, предусмотренных программой, а также читательские умения.  Д...