Дети подземелья
классный час по литературе
Урок внеклассного чтения в 7 классе VIII вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korolenko_urok_nravstvennosti.docx | 17.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения в 7 классе VIII вида
«Тема милосердия в произведении В.Г.Короленко»
«Дети подземелья»
Тип урока: Обобщение знаний.
Оборудование: портрет В.Г. Короленко, произведение Короленко «Дети подземелья», текст учебника, словарь Ожегова, ИКТ (репродукция картины В.Г.Перова «Тройка»), карточки, декоративные сердечки
Цель: формирование ценностного и гуманного отношения к семье, дому, окружающим (в процессе анализа произведения В.Г.Короленко)
Задачи
Образовательные: Отрабатывать умения выделять главную мысль произведения; называть главных действующих лиц, описывать их внешность, давать характеристику их поступков, подтверждая выводы отрывками из текста
Коррекционно-развивающие: формировать правильное произношение; развивать устную речь (умение высказывать свою мысль, связно передавать содержание); мыслительную деятельность уч-ся (установление причинно-следственных связей); развивать восприятие уч-ся, исправлять недостатки образного мышления, эмоциональную сферу (навыков усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства), мыслительную деятельность уч-ся, память и логическое мышление.
Воспитательные: воспитывать интерес к чтению, русской литературе; морально-этические и нравственные качества личности на примере героев произведения (честности, сострадания, милосердия, доброты, отзывчивости); формировать культуру общения, коммуникативные навыки (умение внимательно слушать учителя и детей, вести диалог)
Ход урока
I Орг. момент.
II Сообщение темы и цели урока.
Сегодня, ребята, у нас заключительный урок по произведению В.Г.Короленко «Дети подземелья». Мы обратимся к страницам повести, поговорим о героях и постараемся доказать, что дружба с детьми подземелья повлияла на формирование характера главного героя Васи. Давайте вспомним действующих героев повести.
III Игра «Узнай героя» (разминка).
- «Это был мальчик лет девяти, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких коротких штанишек. Тёмные курчавые волосы лохматились над чёрными задумчивыми глазами». (Валек)
- «Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила ещё плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка, руки её были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика». (Маруся)
- «… кругла, как пышка, и упруга как мячик. Она так резво бегала, когда бывало разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья» (Соня)
- «Он – судья. У него строгое и угрюмое лицо, на котором лежала суровая печаль неизлечимого горя. Про него говорили, что он самый лучший человек в городе… и засудил даже одного графа…». (отец Васи)
- «… роста он был высокого… короткие слегка рыжеватые волосы торчали врозь; но глаза смотрели упорно и мрачно, и в них светились острая проницательность, энергия и ум». (Тыбурций)
IV Работа в парах
Чтобы вспомнить эпизоды повести с участием Васи и других героев, нам предстоит выполнить задание (выбрать нужную карточку, характеризующую главного героя).
(вопрос учителя) (ответ учащихся)
- «Вася твёрдо обещал Валеку, * Верность данному слову что никому на выдаст их и сдержал слово».
- «Вася приобрёл настоящих *Радость дружбы друзей. Валек и Маруся тоже очень ждали его».
- «Вася взял у Сони куклу для Маруси» *Чувство сострадания
- «Вася терпеливо переносит *Терпимость все неприятности, которые у него появились из-за куклы».
- Используя карточки-ответы, давайте постараемся нарисовать словесный портрет Васи. Какой он по характеру?
(Честный, радушный, терпеливый, умеет любить и сострадать) – слова крепятся на доске
-Все эти слова, характеризующие нашего героя, можно объединить в одно слово «милосердие»
V Словарная работа (на доске)
-Как вы понимаете значение этого слова? (Сердце умеет миловать, любить)
-Вот и тема нашего урока «Тема милосердия в произведении В.Г.Короленко»
VI. Работа с текстом учебника
-Ребята, давайте вспомним самый яркий эпизод повести – это история с куклой.
-Кому принадлежала кукла? (Соне)
-Каким образом Васе удалось убедить сестру отдать ему на время куклу? (ответ зачитывается уч-ся «Я так убедительно просил её об этом, так живо описывал ей бедную больную девочку, у которой никогда не было своих игрушек, что Соня, которая сначала только прижимала куклу к себе, отдала её мне и обещала в течение двух-трёх дней играть другими игрушками, ничего не упоминая о кукле».)
-Прочитайте, как изменилось состояние Маруси с появлением куклы. (ответ уч-ся «Маленькая кукла сделала почти чудо: Маруся, давно уже не сходившая с постели, стала ходить, водя за собой свою белокурую дочку, и по временам даже бегала, по-прежнему шлёпая по полу своими слабыми ногами».)
-Как вы думаете, почему Вася не смог забрать у больной девочки куклу. Ведь он знал, что, если вовремя он не принесёт куклу домой, то его ждет наказание. (ответ уч-ся)
Как только я вынул куклу из рук лежащей девочки в забытье девочки, она открыла глаза, посмотрела перед собой смутным взглядом, как будто не видя меня, и вдруг заплакала тихо-тихо, но вместе с тем так жалобно, и в исхудалом лице, под покровом бреда, мелькнуло выражение такого глубокого горя, что я тотчас же с испугом положил куклу на прежнее место»)
-Какую ещё черту характера, присущую Васи, мы можем назвать и внести в нашу таблицу. (на доске - Милосердный)
VII Физминутка «Облачко»
Беленькое облачко
Поднялось над крышей.
Устремилось облачко
Выше-выше-выше.
Ветер – это облачко
Зацепил за кручу.
Превратилось облачко
В грозовую тучу.
VIII Описание картины.
-Не только писатель В.Г.Короленко раскрывает тему «Милосердия» в своём произведении, но и его современник – русский художник В.Г.Перова.
-Представьте, что мы с вами попали в картинный зал и нашему взору открывается картина В.Г.Перова «Тройка».
-Кто изображён на картине? (Дети)
-Чем заняты дети? (Дети тащат большую бочку с водой)
-Опишите детей (их внешний вид, настроение, состояние, которое передал художник).
-Какое чувство вызывает у вас эта картина? (Сострадание к детям, жалость)
-Ребята, а если бы вы оказались там, с этими детьми, кто бы из вас помог этим детям? (ответы уч-ся)
Вывод учителя: Человек становится добрее, отзывчивее, если научится страдать и помогать другим.
-Заканчивая урок, мне хочется прочитать вам такие строки:
«Не прячьте доброты своей
Откройте сердце всем наружу
Тем, что имеете, щедрей делитесь
И распахните душу»
- Пусть это маленькое сердечко, будет у вас напоминанием способности человека быть милосердным. (вручение ребятам сердечек)
-Спасибо за урок!
Подведение итогов. (выставление оценок)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Золотое правило морали" в повести В.Г.Короленко "Дети подземелья"
Бинарный урок по теме "Золотое правило морали" в повести В.Г.Короленко "Дети подземелья" стал обобщающим по литературе и обществознанию...
Тест по книге Короленко В.Г. "Дети подземелья"
Два теста по два варианта к книге Короленко В.Г....
Литературная игра. Своя игра по повести В.Г. Короленко «Дети подземелья»
Литературная игра состоит состоит из четырех туров: «Теория» 10 ...
Литературная игра. Своя игра по повести В.Г. Короленко «Дети подземелья»
Литературная игра состоит состоит из четырех туров: «Теория» 10 ...
Урок литературы по повести В.Г.Короленко "Дети подземелья"
Урок литературы по повести В.Г. Короленко «Дети подземелья».Цели: создание педагогической среды, ориентированной на формирование у обучающихся познавательного интереса к чтению, развитию речи....
Среди "серых камней". (5 глава повести В.Г. Короленко "Дети подземелья").
Урок литературы для 5 класса. Тема урока: Среди "серых камней" (по 5 главе повести В.Г. Короленко "Дети подземелья")....
Презентация-тест для интерактивной доски к уроку литературы в 6 классе.В.Г.Короленко "Дети подземелья".
Данную презентацию можно использовать для проверки внимательности чтения....