Эссе и синквейн на уроках русского языка и литературы
консультация по литературе

Яшунина Наталья Вячеславовна

Эссе и синквейн на уроках русского языка и литературы

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приёмы технологии развития критического мышления Эссе и синквейн на уроках русского языка и литературы

Слайд 2

Эссе Эссе (с французского еssai — «попытка, проба, очерк») — прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ. Различают 5-минутное эссе, 10-минутное эссе, а также более продолжительные и трудоемкие сочинения.

Слайд 3

Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю. А. Платонов « Юшка» 7 класс. Напишите письмо от имени одного из односельчан главного героя, адресованное Юшке, в котором он мог бы попросить прощение за свое равнодушие К.Паустовский «Телеграмма», 8 класс. Напишите письмо от имени главной героини, адресованное матери, в котором она могла бы попросить прощение за свое равнодушие.

Слайд 4

Синквейн Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Синквейн - концентрация знаний, ассоциаций, чувств; оценка явлений и событий, выражение своей позиции, взгляда на событие, предмет.

Слайд 5

Признак (прилагательное) Признак (прилагательное) Действие ( глагол ) Тема (существительное) Предложение , состоящее из нескольких слов - характеристика темы в целом. Слово-резюме вывод (существительное) Действие ( глагол ) Действие ( глагол )

Слайд 6

Синквейн по пьесе А.Островского « Гроза» 1 Кто? Что? 1 существительное Катерина 2 Какой? 2 прилагательных Вольнолюбивая, протестующая 3 Что делает? 3 глагола Любит, страдает, верует. 4 Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов Страшный вызов самодурной силе 5 Кто? Что? Новое звучание темы 1 существительное Луч света в темном царстве

Слайд 7

Технология составления синквейна при работе с текстом 1. Найдем в тексте существительное (существительные), называющее предмет речи. О ком или о чем рассказывается? Какое существительное употребляется чаще всего? 2. Давайте подберем из текста два прилагательных, которые относятся к данному существительному и наиболее точно характеризуют предмет, обозначенный существительным. 3. Какими глаголами обозначены действия предмета (лица)? В какой последовательности запишем глаголы?

Слайд 8

Синквейн позволяет отработать навыки анализа текста развивает внимание учащихся к слову, обогащает словарный запас побуждает ребят анализировать свои ощущения помогает учителю организовать диалог данный методический прием помогает вовлечь в процесс творчества ребят с разным уровнем подготовки по предмету подготавливает к краткому пересказу позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом

Слайд 9

Синквейн Образный, точный Обобщает, развивает, обучает “ Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах” Творчество



Предварительный просмотр:

Педсовет №2. 08.11.2010г.

Приёмы технологии критического мышления. Эссе и синквейн на уроках русского языка и литературы.

Слайд2

Эссе (с французского еssai — «попытка, проба, очерк») — прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ.

Целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии рефлексии.

Различают 5-минутное эссе, 10-минутное эссе, а также более продолжительные и трудоемкие сочинения.

10-минутное эссе. После чтения (прослушивания) и общего обсуждения текста учащимся предлагается организовать свои мысли по методике свободного письма. Для этого учитель просит в течение 10 минут писать на предложенную тему. Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять.

Иногда текст свободного эссе предлагается использовать как подготовительный этап работы для более солидного сочинения.

5-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта:

  1. написать, что они узнали по новой теме;
  2. задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.

Слайд 3 - примеры эссе

Примером 10-минутного эссе могут быть следующие задания.

На уроке литературы в 7 классе по рассказу Платонова «Юшка» ребятам предлагается написать письмо Юшке от лица одного из его односельчан, где они просят у Юшки прощение за своё равнодушие.

На уроке литературы в 8 классе по рассказу Паустовского «Телеграмма» ребятам предлагается написать письмо от лица главной героини своей матери, в котором она  просит  прощение за свои поступки.

Данный приём побуждает учащихся глубже анализировать свои ощущения, лучше увидеть суть проблемы рассказа.

Слайд 4

Синквйн

Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

Синквейн - концентрация знаний, ассоциаций, чувств; сужение оценки явлений и событий, выражение своей позиции, взгляда на событие, предмет.

Слайд 5

Правила написания синквейна: Просты и доступны

1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);

2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);

3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);

4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);

5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).

Используется синквейн на разных этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии. Мы пишем синквейны, когда изучаем образы героев, теорию литературы, говорим о нравственности, о долге, чести…Это дает учащимся возможность сказать то, что они думают, а учителю понять насколько глубоко ребенок видит и понимает проблему, о которой мы говорим.

Слайд 6 — примеры синквейна

Слайд 7

Технология составления синквейна при работе с текстом на уроках русского языка

1. Найдем в тексте существительное (существительные). О ком или о чем рассказывается? Какое существительное употребляется чаще всего?

2. Давайте подберем из текста два прилагательных, которые относятся к данному существительному и наиболее точно характеризуют предмет, обозначенный существительным.

3. Какими глаголами обозначены действия предмета (лица)? В какой последовательности запишем глаголы?

Утро.
Летнее, солнечное.

Радует, удивляет, восхищает.
Летнее утро прекрасно.
О, чудо!

Слайд 8

Выводы

Синквейн

  • позволяет отработать навыки анализа текста
  • развивает внимание учащихся к слову, обогащает словарный запас
  • побуждает ребят анализировать свои ощущения
  • помогает учителю организовать диалог
  • данный методический прием помогает вовлечь в процесс творчества ребят с разным уровнем подготовки по предмету
  • подготавливает к краткому пересказу
  • позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Доклад "Синквейн как активный метод обучения. Использование синквейна на уроках русского языка и литературы"

    Помните, как в школьные годы нам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, и как огорчала необходимость читать серые скучные учебники и запоминать придуманные взросл...

Презентация по теме "Синквейн на уроках русского языка и литературы как один из приемов формирования аналитических умений учащихся (в свете введения ФГОС ООО)"

Презентация содержит рекомендации по составлению синквейнов, примеры синквейнов, составленные учащимися....

Синквейн на уроках русского языка и литературы

Использование технологии синквейн в работе учителя-словесника...

Синквейн на уроках русского языка

Синквейн.     Этот    прием    помогает понять, как ученики усвоили материал урока, мотивировать , заинтриговать их новой темой или актуализировать ранее приобретенн...