Сценарий литературно-музыкальной композиции "Что без страданий жизнь поэта?"
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Композиция посвящена поэтам 20 века, их нелегким судьбам и стихам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_literaturno.doc | 60.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Сценарий литературно-музыкальной композиции
по произведениям поэтов 20 века
«Стихи-и-Я»
Ролик «20 век». На его фоне – чтение стихов.
20 век – тревожный век,
Вперед зовут сердца!
Все пережил ты, человек,
Все испытал сполна
Три революции, и вот
Мир повернулся вспять,
В России нет судьбы другой-
Лишь снова все начать.
Вперед – на стройку, на завод,
Мы строим новый мир,
И эра новая идет,
И верим – победим!
Ревет в турбинах мощь былинных рек,
Ракеты, кванты, электромышленье,
Вокруг меня гудит 20 век,
В груди моей стучит его биенье.
Он видел и свободу, и лишенья,
Свалил фашизм в пожаре грозовом.
И верю я, что все-таки о нем
Потомки вспомнят с уваженьем.
За этот век, за то, чтоб день его
Все ярче и добрее разгорался,
Я не жалел на свете ничего
И если я понадоблюсь потом
Кому-то вдруг на миг или навеки,
Меня ищите ни в каком другом,
А пусть в нелегком, пусть в пороховом,
Но именно в моем 20 веке.
Ведь этот век и радио открыл,
И в космос взмыл быстрее ураганов,
Кино придумал, атом расщепил
И засветил глаза телеэкранов.
И горячо шагая по планете,
Я полон дружбы к веку моему,
Ведь как-никак назначено ему
второе завершить тысячелетье.
Россия с веком все пережила,
Сильнее стала и не отступила.
Поэзия в России расцвела,
Поэтов новых миру подарила.
Мне о России надо говорить,
Да так, чтоб вслух стихи произносили,
Да так, чтоб захотелось повторить,
Сильнее всех имен сказать: Россия!
И даже перед смертью не сгибался.
3 минуты
Учитель
20 век. Россия. Поэзия. Вы уже поняли, что эти слова будут главными на нашей сегодняшней встрече. Тревожная, трагичная, непростая – так можно охарактеризовать судьбу России в прошлом веке. Революции, мировые войны, стремительное развитие не могли не повлиять и на литературу. В ней отразилась эпоха. А поэзия стала символом этой эпохи. Поэты творили в очень сложное время, время катастроф, социальных потрясений, изменений. Им пришлось пережить взлеты и падения, победы и поражения. Источником же вдохновения стала Родина, Россия.
Поэт в России больше, чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться.
Лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,
Кому уюта нет, покоя нет. (Е. Евтушенко)
Быть поэтом – это значит то же,
Если правды жизни не нарушить.
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души. (С.Есенин)
Рожденные в годы глухие,
Пути не помнят своего.
Мы – дети страшных лет России –
Забыть не в силах ничего. ( А.Блок)
Поэт на Руси – богоносец!
Тернист его жизненный путь.
Поэт на Руси – боготворец! —
Дано ему жизнь вдохнуть
В простые избитые истины —
В затертые словеса,
И в бальное платье воистину
Правду одеть, причесав.
Дано воскресить надеждами
Божественный в душах свет,
Возвышенно чистыми, нежными
Чтоб стали они в ответ…
Уходят поэты первыми
В туманные небеса,
Там Богу нужны, наверное,
Ангелов голоса! (Е. Никифорова)
И сегодня я предлагаю вам соприкоснуться с судьбами поэтов 20 века и услышать их голоса.
2 минуты
Танцевальная композиция с красным шарфом
Он
Он красавец и гуляка, один из известнейших русских поэтов. Сергей Есенин.
Она
Она танцовщица современного балета и женщина с большим талантом, а также трагической судьбой. Айседора Дункан.
Он
Он влюбился в нее на вечере Г.Б. Якулова. Там Айседора танцевала свой известный танец с шарфом.
Она
Она танцевала, как богиня. А он писал душой.
Он
Не гляди на ее запястья
И с плеч ее льющийся шелк.
Я искал в Этой женщине счастья,
А нечаянно гибель нашёл ...
Она
История любви Айседоры Дункан и Сергея Есенина полна драм.
Их отношения зажглись, словно огонек, и быстро угасли, оставив замечательные стихи.
Он
Я не знал, что любовь - зараза,
Я не знал, что любовь - чума.
Подошла и прищуренным глазом
Хулигана свела с ума.
Видео «Исповедь хулигана»
6 минут
Учитель
Два самых ярких и скандальных поэта жили и творили в Москве в одно время. Хулиган и скандалист Сергей Есенин и оратор Владимир Маяковский. У каждого была своя «армия» почитателей и поклонниц, которая считала своего кумира единственным достойным обожания. И каждая считала своего «небожителя» выше и гениальнее другого. Рано или поздно Есенин и Маяковский должны были сойтись в поэтической схватке, чтобы победить и получить славу лучшего поэта Советской России.
И этот день настал. В огромной аудитории Политехнического музея народу набралось — яблоку негде упасть. Атмосфера в зале сразу накалилась до предела. Каждую реплику, каждое стихотворение «своего» лидера публика, четко разделившись на два непримиримых лагеря, встречала ревом восторга и дружными аплодисментами.
Маяковский: В настоящее материалистическое время тот поэт, кто полезен!
Есенин: А я считаю, что во всякое время полезен тот, кто поэт!
Маяковский: А я не поэт?!
Есенин: Поэт! Но неинтересный! Вы проживете до восьмидесяти, Маяковский, и вам поставят памятник на площади… А я сдохну под забором, на котором ваши стихи-агитки расклеивают. И все-таки я с вами местами не поменяюсь!
Маяковский: Уж лучше мои агитки на заборе, чем ваши похабные стихи на стенах Страстного монастыря
Студент Фридман: Зачем мы будем ждать, когда время рассудит? Предлагаю прямо сейчас, здесь: дуэль Маяковский — Есенин!..
И публика мгновенно отреагировала:
— Браво! Здорово! Дуэль! Ду-эль! Ду-эль! Дуэль!
Студент Фридман:
Господа дуэлянты, пожмите друг другу руки.
Есенин:
Быть поэтом – это значит то же,
Если правду жизни не нарушить.
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.
Маяковский:
Как вы смеете называться поэтом
И серенький, чирикать, как перепел.
Сегодня надо кастетом
Кроится миру в черепе.
Есенин:
Мне грустно на тебя смотреть,
Какая боль, какая жалость.
Знать, только ивовая медь
Нам в сентябре с тобой осталась.
Маяковский:
Довольно жить законом,
данным Адамом и Евой.
Клячу истории загоним.
Левой! Левой! Левой!
Есенин:
Пока Маяковский орал, я спрашивал себя, стоит ли вам душу открывать. Но черт с вами! Слушайте!
Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот и веселый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.
Ах! какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в Бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.
Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились —
Значит, ангелы жили в ней.
Вот за это веселие мути,
Отправляясь с ней в край иной,
Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной,—
Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.
Учитель
Есенина не станет в декабре 1925. Его последние строки полны трагизма:
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
А через 5 лет Маяковский напишет предсмертную записку-стихотворение:
Как говорят-
"инцидент исчерпан",
любовная лодка
разбилась о быт.
Я с жизнью в расчете
и не к чему перечень
взаимных болей,
бед
и обид.
Счастливо оставаться. Владимир М а я к о в с к и й.
5 минут
Анна Ахматова. Это знаменитая поэтесса, о которой можно сказать: вся ее жизнь – трагедия.
Отчего же Бог меня наказывал
Каждый день и каждый час?
Или это ангел мне указывал
Свет, невидимый для нас?
Она представила свой женский взгляд на мир через поэзию, отразившую всё происходящее с ней и с Россией, потому что именно Россия стала ее главной любовью и непреходящей болью.
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край, глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
Эти строки Ахматова написала тогда, когда ее муж – Николай Гумилев – после революции уехал в Париж и звал ее с собой. А еще она считала себя виновной в трагедиях, постигших ее родных:
Я гибель накликала милым,
И гибли один за другим.
О, горе мне! Эти могилы
Предсказаны словом моим.
В 1921 году был репрессирован Николай Гумилев. Много лет провел в лагерях ее сын Лев. Расстрелян второй муж – Николай Пунин. Именно им и миллионам других посвящена поэма Анны Ахматовой «Реквием».
Эта женщина больна,
Эта женщина одна,
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне.
Ей пришлось хоронить не только близких, но и своё время, оставив ему «нерукотворный памятник стихов и поэм». Вот ее слова: «Я не переставала писать стихи. Для меня в них — связь моя со временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл,—
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был…
Песня «И вот одна осталась я»+ клип
7 минут
Минусовка «Журавли»
Нас не нужно жалеть, ведь и мы б никого не жалели.
Мы пред нашим комбатом, как пред господом богом чисты.
На живых порыжели от крови и глины шинели.
На могилах у мертвых расцвели голубые цветы.
Я – Семен Гудзенко. Поэт-фронтовик. Служил пулеметчиком. Был ранен. До конца войны – фронтовой журналист. Точно такой же, как Константин Симонов, Александр Твардовский, Давид Самойлов и многие другие.
Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привычный 41-й год.
Я пришла из школы в блиндажи сырые ,
От прекрасной дамы в мать и перемать,
Потому что имя ближе, чем Россия,
Не могла сыскать.
Я – Юлия Друнина. Ушла на фронт в 16 лет, прибавив себе год. Воевала, спасала, теряла друзей, писала об этом стихи. Закончила войну в звании старшины медицинской службы. Прожила долгую жизнь и ушла из нее добровольно в ноябре 1991-ого. Не смогла пережить крушения страны, за которую воевала.
Земля, отдохнуть бы от плена,
На вольном побыть сквозняке.
Но стынут над стонами стены,
Тяжелая дверь на замке.
О небо с душою крылатой,
Я столько отдал бы за взмах…
Но тело на дне каземата
И пленные руки в цепях.
Я – Муса Джалиль. Погиб в застенках гестапо, так как вел подрывную деятельность в концлагере – готовил восстание заключенных. Я погиб, как погибли поэты Николай Майоров, Павел Коган, Георгий Суворов. Мы ушли, но остались в стихах.
До Великой Отечественной войны в СССР насчитывалось 2186 писателей и поэтов, 944 человека ушли на фронт, не вернулись с войны - 417.
Самому старшему из них - Самуилу Росину - было 49 лет, самым младшим - Всеволоду Багрицкому, Леониду Розенбергу и Борису Смоленскому - едва исполнилось 20.
Они умирали, не дописав неровных строчек, Не долюбив, не досказав, не доделав...
Танец «Журавли»
8 минут
А еще были шестидесятники – Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко и другие, в чьей поэзии воплотился духовный подъем и надежда на скорые перемены. Начиналась оттепель
Их объединял искренний и сильный эмоциональный порыв, направленный на очищение от пороков прошлого, обретение настоящего и приближение светлого будущего. Если они сострадали – то надрывно и отчаянно, если радовались – то просто и легко.
Даже если — как исключение —
Вас растаптывает толпа,
В человеческом
Назначении —
Девяносто процентов добра.
Они жили и творили под девизом, где главным словом было великое слово – Россия.
Ролик «Идут белые снеги»
4 минуты
Сегодня наш разговор был посвящен тревожному 20 веку, непростым и зачастую трагичным судьбам русских поэтов. Мы прикоснулись к поэтическому наследию людей, для которых слово «Родина» - не пустой звук. Они жили, страдали, умирали, надеясь на то, что Россия выстоит в любой беде, потому что она сильна верой, надеждой и любовью.
И в заключение прозвучит знаменитое произведение Баха, которое, как мне кажется, созвучно нашей сегодняшней теме. В енм вы услыите и боль, и трагедию, и надежду.
Ансамбль «Метаморфозы»
6 минут
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция "Я сын страданья" (по творчеству М.Ю. Лермонтова)
Литературно-музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству великого русского поэта М.Ю. Лермонтова, может использоваться педагогами на уроках и во внеурочной деятельности для более глубокого з...
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Жизнь и творчество А.П. Чехова»
В литературно-музыкальной композиции можно узнать о жизни А. П. Чехова. Была подготовлена к 150-летию рождения писателя....
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Ради жизни на Земле"
Литературно-музыкальная композиция "Ради жизни на Земле" была разработана и подготовлена на базе детского дома №10 Кировского района Санкт-Петербурга в 2007-2008 учебном году. Воспитанники детского до...
Сценарий литературно - музыкальной композиции, посвященной жизни и творчеству Юрия Визбора "Человек с гитарой"
Сценарий литературно - музыкальной композиции, посвященной жизни и творчеству Юрия Визбора "Человек с гитарой"...
Сценарий литературно-музыкальной композиции «По страницам жизни и творчества А.С.Пушкина»
Сценарий для школьного театра, посвященный жизни и творчеству А.С.Пушкина....
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Страницы мятежной жизни" М.Ю.Лермонтов
Сценарий литературно-музыкальной композиции"Страницы мятежной жизни" М.Ю.Лермонтов...
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан?» (по творчеству М.Ю. Лермонтова)
Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству М.Ю. Лермонтова ...