Презентации по литературе
презентация к уроку по литературе (5 класс)
Презентации по литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rody_i_zhanry_literatury.pptx | 905.82 КБ |
zhilin_i_kostylin_raznye_sudby_5_klass.pptx | 945.05 КБ |
podgotovka_k_domashnemu_sochineniyu_po_rasskazu_i.ppt | 620.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Работа по вопросам: Почему рассказ называется «Кавказский пленник», если в нём два главных действующих лица? Что общего у наших героев? 1) Служили на Кавказе. 2) Жилин и Костылин - дворяне. 3) Оба офицера русской армии, оба отправляются в отпуск попадают в плен.
Знакомство Жилина с Костылиным 1)Как познакомились Жилин и Костылин ? 2)Найдите в тексте описание внешности героев. 3)Почему они решили ехать вместе впереди обоза?
Монолог как форма речевой характеристики помогает глубже понять характер героя, выявить авторское понимание. Найдите в тексте монолог.
Как вели себя Жилин и Костылин во время нападения татар? Жилин пытается уйти от погони надеется на помощь товарища «Не дамся же жи вой! » до последнего сражается с татарами Костылин не думает помогать Жилину даже не пытается отпугнуть татар трусливо сбегает
Сцена выкупа . Как ведут себя Жилин и Костылин ? Жилин торгуется с татарами пишет неправильный адрес Костылин с оглашается сразу писать письмо не торгуется, просит выслать 5000рублей
Используя данные иллюстрации, расскажите, как жили в плену Жилин и Костылин
Сравнительная характеристика героев. Жилин Костылин Жизнь в ауле Подготовка побега
Первый побег. Костылин Постоянно жалуется на боль, усталость, не может идти дальше. Выдает себя и Жилина (громко вскрикивает от боли) Жилин Знает дорогу, ведет за собой товарища. Помогает Костылину « Бросать товарища не годится »
Второй побег - результат жизнестойкости и жизнелюбия Жилина. Костылин отказывается от побега не может превозмочь свою боль Прекращает бороться: «Уже мне, видно, отсюда не выйти» Жилин постоянно думает о вольном житье уговаривает Дину помочь ему шел всю ночь в колодке, выбился из сил, но отдохнуть себе не позволил не стал дожидаться помощи, когда его заметили татары, сам побежал навстречу казакам
«Говорящие » фамилия героев От каких слов образованы фамилии героев? Жила - сухожилие, прочное окончание мышц; жилистый, двужильный - сильный, упругий; Костыль - палка для хромых, безногих. Часто говорили про стОящего человека: «молодецкая жила», «кость да жила, и вся сила». Или «подкостыливает» - плетется помаленьку.
Почему так по-разному сложились судьбы героев? Разница в характерах в сцене нападения татар «Джигит» Жилин и «смирный» Костылин в сцене выкупа Активная жизнь Жилина и пассивная Костылина в плену Физическая и духовная слабость Костылина и забота о товарище, стойкость Жилина во время первого побега Побег Жилина - результат жизнестойкости и жизнелюбия героя Человек (по Л.Н. Толстому) сам отвечает за свою судьбу
Домашнее задание: Найдите цитаты в тексте: 1 . Спасительница Дина. 2. Жизнь горцев.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Часто рассказ Тургенева «Муму» остается в памяти читателей жуткой историей об утопленной собаке, вызывая недоуменный вопрос: «Почему же Герасим не ушел вместе с нею в деревню?»
Структура сочинения Вступление Основная часть А) Пример 1 Пример 2 Б) Пример 1 Пример 2 В) Пример 1 Пример 2 3. Заключение Вступление А)Место героя в системе образов Б) Социальное положение В)Характер. Средства создания характера (портрет, поступки, интерьер, взаимоотношения с персонажами, оценка автора) Г) основные занятия 3. Заключение (Значение образа)
1. Вступление Какова историческая основа данного произведения? Чем характеризуется это время в России? Ещё в детстве, познав ужас крепостничества , молодой Тургенев дал ганнибалову клятву. Реальная история, но И.С.Тургенев изменил финал
2. Основная часть Характеристика Герасима «Из всей челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим»
2. Основная часть А) Место героя в системе образов «Главным действующим лицом рассказа является дворник Герасим» Б) Социальное положение
2. Основная часть В) Портрет Необычайная сила Новые обязанности Герасима Какие сравнения использует автор при описании Герасима?
Сравнения «Он вырос, как дерево растет на плодородной почве». Хватит ли у него сил пустить корни в новой почве? «Скучал и недоумевал, как молодой здоровый бык, которого только что взяли с нивы, поставили на вагон железной дороги и мчат, а куда – Бог весть». «Пойманный зверь». – А что должен чувствовать пойманный зверь? (Страх, ужас от неизвестности, близость смерти).
Сравнения – Итак, каким мы видим Герасима? (Трудолюбивый, ответственный, страдающий, чувствующий себя неуютно). – В чем же источник его страданий? (В том, что он крепостной, что его судьбой распоряжаются другие). – Есть еще одно сравнение, которое уводит от размышлений о тяжкой доле крепостного. «Степенный гусак». – Почему сравнивается именно с гусаком? Нет ли пояснений в тексте? Гусь, как известно, птица важная и рассудительная. Герасим чувствовал к ним уважение.
Вывод Сильный, ловкий, умелый, находчивый, трудолюбивый, богатырь, выполняющий свой долг – крепостную повинность, нрав строгий и серьезный, страдающий, недоумевающий, уважающий себя и других, человек с чувством собственного достоинства.
2. Основная часть Г) Интерьер Д) Взаимоотношения с другими персонажами
2. Основная часть Е) Поступки Случай в околотке Защитил Татьяну Отверг Татьяну Почему Герасим не стал бороться за Татьяну?
2. Основная часть Чувствуется нравственное превосходство Герасима над окружающими его людьми. Это человек сильный и нежный, великодушный и способный сохранить чувство человеческого достоинства, а потому не идущий на конфликт, потому что он понимал, что зависит от барыни, что он ничего не решает.
2. Основная часть Встреча с Муму. Изменился Герасим? Новые радостные заботы разогнали мрачные мысли, и Герасим «очень доволен был своей судьбой».
2. Основная часть Кто виновник , что счастье так быстро разрушилось? Предпринимает ли Герасим какие-нибудь меры по спасению Муму? Силы неравны, все против него, он не сможет уберечь Муму от людей барыни. Выхода нет. Единственное, что он может сделать, – спасти собаку от жестокости и бесчувственных лакеев, облегчить ее страдания, потому что понимает, что это приказ барыни.
2. Основная часть Уход в родную деревню. Как этот поступок характеризует Герасима? Герасим своим уходом в деревню протестует против действий барыни. Он больше не может мириться с тем положением, в котором оказался. Описание картин природы в заключительной сцене говорит о том, что человек, являющийся частью такого прекрасного мира, не может быть чьей-то собственностью, слепым орудием зла в чужих руках.
3. Заключение. (Значение образа) Почему Тургенев изменил конец истории с глухонемым? Автор концовкой рассказа выражает свое торжество – победу Герасима не только над гнетом барыни, но и над самим собой, над привычкой терпеть и повиноваться, привычкой не иметь и не сметь иметь своих решений
3. Заключение. (Значение образа) Всем ходом повествования Тургенев доказывает, что в судьбе Герасима виновата не столько барыня, сколько существующий строй, основанный на зависимости одного человека от другого, т.е. крепостное право. В образе Герасима показаны лучшие черты народа-труженика: благородство, душевная чистота, глубина чувств, любовь к родному краю, чувство собственного достоинства, а главное, способность противостоять несправедливости
Домашнее задание Написать сочинение по теме «Образ Герасима в рассказе И.С. Тургенева «Муму»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-презентация по литературе "Золотой век русской литературы. К.Д.Батюшков"
Урок литературы. 9 класс. Презентация.Знакомство с жизнью и творчеством русского поэта 19 века К.Д.Батюшкова....
Конспект урока по французской литературе с использованием мультимедийной презентации «Французская литература эпохи классицизма»
В данном уроке представлены сведения об основных представителях класицизма во Франции....
Презентация по литературе "Образы крестьянских детей в литературе и искусстве"
Презентация предназначена для уроков литературы в 6 классе. Она посвящена рассказу И. с. Тургенева "Бежин луг"...
Презентация по литературе " Русская литература 20 века".
Может использоваться в 11 классе в качестве обзорной лекции....
Презентация урока литературы в 10 классе "Поэма Е.Евтушенко "Бабий Яр", разработанная учителем русского языка и литературы МБОУ"Школа №44", Калаковой Ириной Викторовной
Презентация представляет собой биографию поэта Евгения Евтушенко , историю написания поэмы "Бабий Яр"...
Презентация по литературе "Деятели литературы и искусства на защите Отечества"
Презентация по литературе "Деятели литературы и искусства на защите Отечества"...
Презентация по литературе на тему "Политика партии в области литературы в 20-е годы"
Презентация по литературе на тему "Политика партии в области литературы в 20-е годы"...