элективный курс"Литературная Казань"
элективный курс по литературе
В 2005 году широко отмечалась знаменательная дата – 1000 лет со дня основания города Казани, столицы Татарстана, крупнейшего научно- промышленного, историко- культурного, литературного центра Поволжья и России.
Судьбы многих выдающихся сыновей и дочерей России связаны со многими историческими уголками Казани.
В современных педагогических теориях все большее значение приобретают идеи гуманизации содержания образования , много говорят и пишут о национально- региональном компоненте. Ведь именно обращение к культуре родного края помогает поддерживать «инстинкт местности», о котором писал К.Д.Ушинский в работе «Родное слово».
Использование местного материала поможет духовному возрождению России. Идея эта не нова. Она была известна еще с середины 19 века по трудам Ф.И.Буслаева и профессора Лавровского.
Связанный с местным материалом урок пробуждает в детях чувство сопричастности к великому , интерес, уважение и любовь к родному краю, народу, обычаям.
Литературное краеведение вызывает любопытство и сопереживание , влияет на формирование национального самосознания. Ведь с нашим городом связаны имена Г.Р.Державина, А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого , М.Горького и др.
Изучая литературное краеведение Татарстана , необходимо подчеркнуть его важнейшую роль в формировании нравственной сферы личности ученика, его культурного багажа, духовного развития личности в целом. Ведь богатство страны- в активном культурном развитии всех ее регионов. Очевидно, что решение множества проблем в жизни страны зависит от гражданской позиции, сформированной у учащихся, уважение к историко – литературному наследию своего края.
При детательной проработанности изучения отдельных тем и произведений программа открывает широкий простор для творчества учителя, который в зависимости от конкретных условий может варьировать материал. Данная программа рассчитана на 8 часов. Он направлена на познание историко- литературных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к литературным шедеврам классиков и современников.
Этот элективный курс рекомендован для учащихся 9 классов, заинтересованных в глубоком знакомстве с литературой родного края, а также на школьников с выраженными гуманитарными способностями, планирующих продолжить свое образование в гуманитарных вузах.
В процессе изучения данного курса необходимо учитывать историко- литературный контекст, в рамках которого рассматривается произведение, усиливать межпредметные и внутрипредметные связи, предполагающие содружество искусств, формирование у школьников культуры литературных ассоциаций, умение обобщать и сопоставлять различные литературные явления и факты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_literaturnaya_kazan.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса по литературе
«Литературная Казань»
Пояснительная записка
В 2005 году широко отмечалась знаменательная дата – 1000 лет со дня основания города Казани, столицы Татарстана, крупнейшего научно- промышленного, историко- культурного, литературного центра Поволжья и России.
Судьбы многих выдающихся сыновей и дочерей России связаны со многими историческими уголками Казани.
В современных педагогических теориях все большее значение приобретают идеи гуманизации содержания образования , много говорят и пишут о национально- региональном компоненте. Ведь именно обращение к культуре родного края помогает поддерживать «инстинкт местности», о котором писал К.Д.Ушинский в работе «Родное слово».
Использование местного материала поможет духовному возрождению России. Идея эта не нова. Она была известна еще с середины 19 века по трудам Ф.И.Буслаева и профессора Лавровского.
Связанный с местным материалом урок пробуждает в детях чувство сопричастности к великому , интерес, уважение и любовь к родному краю, народу, обычаям.
Литературное краеведение вызывает любопытство и сопереживание , влияет на формирование национального самосознания. Ведь с нашим городом связаны имена Г.Р.Державина, А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого , М.Горького и др.
Изучая литературное краеведение Татарстана , необходимо подчеркнуть его важнейшую роль в формировании нравственной сферы личности ученика, его культурного багажа, духовного развития личности в целом. Ведь богатство страны- в активном культурном развитии всех ее регионов. Очевидно, что решение множества проблем в жизни страны зависит от гражданской позиции, сформированной у учащихся, уважение к историко – литературному наследию своего края.
При детательной проработанности изучения отдельных тем и произведений программа открывает широкий простор для творчества учителя, который в зависимости от конкретных условий может варьировать материал. Данная программа рассчитана на 8 часов. Он направлена на познание историко- литературных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к литературным шедеврам классиков и современников.
Этот элективный курс рекомендован для учащихся 9 классов, заинтересованных в глубоком знакомстве с литературой родного края, а также на школьников с выраженными гуманитарными способностями, планирующих продолжить свое образование в гуманитарных вузах.
В процессе изучения данного курса необходимо учитывать историко- литературный контекст, в рамках которого рассматривается произведение, усиливать межпредметные и внутрипредметные связи, предполагающие содружество искусств, формирование у школьников культуры литературных ассоциаций, умение обобщать и сопоставлять различные литературные явления и факты.
Цели элективного курса:
- Опираясь на материалы литературного краеведения, расширить литературный и общественный кругозор учащихся,
- Научить глубоко понимать художественные произведения, предназначенные для текстуального и обзорного изучения, понимать проблематику и систему образов, особенности композиции и средства создания образов- персонажей, воспринимать художественное произведение с учетом авторской позиции.
- Содействовать эстетическому, познавательному развитию школьников, росту их интереса к прошлому, связи времен, народов.
Задачи курса:
1.формировать умение самостоятельно анализировать произведение,
2.формировать умение выполнять элементарные исследовательские работы,
3.формировать умение грамотно оформить высказывание.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Изучение литературного краеведения должно предоставлять учащимся возможность :
- читать и глубоко понимать художественные произведения, предназначенные для текстуального и обзорного изучения, воспринимать произведение с учетом специфики языка художественной литературы, а также его конкретное содержание, знать главных героев, основные сюжетные линии, проблематику, смысл названия,
- познакомиться с фактами жизни и творчества писателей и поэтов, с творческой историей изучаемых произведений, научиться связывать литературный материал со временем написания и с современностью,
- использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения , воспринимать художественное произведение с учетом авторской позиции, понимать проблематику и систему образов, особенности композиции и средства создания образов- персонажей, определять принадлежность произведения к роду и жанру.
Содержание курса:
- Введение. Литературные места в Татарстане: Казань, Елабуга, Бугульма, Чистополь. Малоизвестные страницы культурной летописи.
- История поездки А.С. Пушкина в Казань, «История Пугачева». Воспоминания очевидцев.
- В.Г. Короленко. Сотрудничество с «Волжским вестников, организация журналистом публицистического общества Поволжья.
- Роль Казанского периода в жизни Л.Н. Толстого в формировании его личности. Повесть «Юность» и отражение в ней казанского периода жизни. Рассказ «После бала».
- «Казанские университеты» М. Горького. Музей Горького в Казани. «Мои университеты». Рассказы «Хозяин», «Двадцать шесть и одна». Первые шаги Горького в литературе.
- История трех посещений города Казани В.В. Маяковским. Выступления Маяковского в зале Дворянского собрания и в КГУ. Казанский успех поэта. Анализ стихотворения «Казань».
- В. Хлебников и Казань. Детские годы. Учеба в третьей гимназии.
- «Люблю тебя, мой край родной…». Обобщающий урок. Исследовательские работы учащихся по творчеству одного из писателей или поэтов, связанных с Казанью.
Тема урока: Введение. Литературные места в Татарстане.
Цели урока:
-дать понятие о литературных местах Татарстана;
-формировать интерес к работе с дополнительными материалами;
-воспитывать чувство сопричастности к изучаемым темам;
-развивать устную речь учащихся.
Методы обучения:
лекция; беседа, заочная экскурсия.
Вопросы к изучаемой проблеме:
- В какие годы, когда, куда и по какой причине приезжали в наш край русские писатели?
- Зачем нам это надо знать?
Сопутствующее повторение:
-биографии писателей, их произведения.
Внутрипредметные и межпредметные связи, интеграция:
- география,
- история Татарстана, России,
- татарская литература.
Планируемые знания, умения, навыки:
- умение работать со справочной литературой, дополнительными материалами,
- навыки быстрого письма.
Формы организации учебной деятельности:
- выступления учащихся,
- рассказ учителя,
- ответы на вопросы.
2. Тема урока: Патриарх русской поэзии Г. Р. Державин и Казань.
Цели урока:
- помочь учащимся узнать, какую роль сыграла Казань в жизни Державина;
- обучить элементам анализа лирического произведения;
- воспитать чувство гордости;
- развить навыки выразительного чтения и устную речь.
Методы обучения:
- беседа,
- слово учителя,
- анализ лирического произведения,
- эвристическая беседа,
- работа с книгой,
- словарная работа.
Вопросы к изучаемой проблеме:
- Что вы знаете о Державине?
- Где он родился?
- Обучение Державина в Казанской гимназии,
- Современники о Державине,
- Значение Казани в жизни Державина,
- Главная мысль стихотворения « Звучи, о арфа…» ,
- Как вы понимаете строчку «О колыбели моих первоначальных дней…» ?
Сопутствующее повторение:
- биография Державина,
- Казань в 18 веке,
- Тематика лирических произведений,
- Лирическое произведение, ода.
Внутрипредметные и межпредметные связи, интеграция:
- история,
- право,
- русский язык,
- творчество А. С. Пушкина.
Планируемые умения, навыки:
- знания о том, что Казань сыграла важную роль в жизни Державина,
- навыки выразительного чтения.
Формы организации учебной деятельности:
- чтение произведений,
- анализ стихотворений,
- ответы на вопросы.
- Тема урока: История поездки А. С. Пушкина в Казань ( « Я буду говорить тебе о Казани…» )
Цели урока:
- сформировать знания учащихся о значении приезда Пушкина в Казань;
- активизировать эмоционально- личностный подход к творчеству поэта;
- воспитать интерес к жизни и творчеству А. С. Пушкина;
- расширить коммуникативные возможности учащихся.
Методы обучения:
- выступления учащихся
Вопросы к изучаемой проблеме:
- Причины, побудившие Пушкина приехать в Казань. В каких произведениях это отразилось?
- Казань глазами поэта. Казанские встречи и темы разговоров.
- Что вы знаете о семье Фуксов? Пушкин в гостях у Фуксов.
- По следам Пугачева. Казань и ее жители глазами Пушкина.
- Пушкин и Тукай.
- Значение поездки. Переписка с друзьями.
- Казанские адреса поэта.
- Выразительное чтение стихов поэта на русском и татарском языках.
Сопутствующее повторение:
- история пугачевского бунта,
- поэзия Баратынского,
- литературный салон Фуксов,
- экономическое положение Казанской губернии,
- творчество Пушкина в оценке критиков,
- переводы.
Внутрипредметные и межпредметные связи, интеграция:
- история,
- география,
- экономика,
- « История Пугачева» , « Капитанская дочка» Пушкина,
- Пушкин и Тукай.
Планируемые умения и навыки:
- Работа с критическими и справочными материалами,
- Выводы, навыки составления тезисного плана.
Формы организации учебной деятельности:
- составление тезисного плана,
- выступления учащихся,
- мини- сочинение.
- Тема урока: Е. А. Баратынский в Казани. Мысли после посещения музея.
Цели урока:
- активизировать эмоционально- личностный подход к оценке жизни и творчества Е. А. Баратынского,
- развить культуру письменной речи,
- вызвать интерес к творчеству поэтов пушкинской эпохи,
- совершенствовать читательские способности школьников.
Методы обучения:
- беседа,
- письменная работа.
Вопросы к изучаемой проблеме:
- « Баратынский… оригинален» ( А. С. Пушкин ).
- Мысли, возникшие после посещения музея Е. Баратынского в Казани.
Сопутствующее повторение:
- история,
- культура народов Поволжья,
- творчество А. С. Пушкина.
Планируемые умения и навыки:
- письменно излагать собственные мысли,
- развитие навыков письма,
- знание жизни и творчества поэта.
Формы организации учебной деятельности:
- сочинение.
- Тема урока: Роль казанского периода жизни Л.Н. Толстого в формировании его личности. Повесть «Юность» и отражение в ней казанского периода жизни.
Цели урока:
- раскрыть роль казанского периода в становлении личности Толстого,
- помочь постичь истоки формирования личности писателя,
- развить навыки восприятия информации,
- воспитать нравственные качества.
Методы обучения:
- беседа,
- выступления учащихся.
Вопросы к изучаемой проблеме:
- По какой причине и когда приехал Толстой в Казань?
- Годы учения.
- В университете.
- « Комильфо».
- Образ Н. Иртеньева.
- «Толстовские» места в Казани.
- История создания рассказа «После бала».
- Почему Толстой писал: « Без ужас, омерзения и боли сердечной не могу вспомнить об этих годах» ?
- Роль казанского периода в формировании его личности.
Сопутствующее повторение:
- фамильное древо Толстых,
- нравы светского общества,
- культурная жизнь Казани в сер. 19 века,
- история открытия казанского университета ( факультеты, режим, правила поступления ).
Внутрипредметные связи, интеграция:
- жанр повести,
- прототип,
- театр,
- французский язык,
- «Правила жизни» писателя.
Планируемые умения и навыки:
- знание текста повести,
- устные сообщения.
Формы организации учебной деятельности:
- план сообщения,
- ответы учащихся,
- письменная работа- стилизация.
6. Тема урока: Казанские «университеты» М. Горького.
Цели урока:
- выяснить, какую роль сыграл казанский период в жизни Горького,
- помочь учащимся разобраться в особенностях переломной эпохи,
- развить монологическую речь,
- содействовать воспитанию активной жизненной позиции.
Методы обучения:
- Поисково – исследовательский
Вопросы к изучаемой проблеме:
- О чем говорится в произведениях Горького «Детство» , «В людях» ?
- Как Горький оказался в Казани?
- Казанские знакомые.
- Горький и народники.
- Горький и Шаляпин.
- Начало сознательного пути.
Сопутствующее повторение:
- деятельность народников,
- возникновение марксизма,
- торговые отношения.
Внутрипредметные и межпредметные связи, интеграция:
- татарская литература,
- реализм,
- история,
- музыка,
- жанр рассказа.
Планируемые умения и навыки:
- навыки исследования, изучения мемуаров, критической литературы,
- умение отбирать главное, систематизировать.
Формы организации учебной деятельности:
-выступления учащихся,
- опрос,
- групповая работа.
7.Тема урока: История трех посещений г. Казани В. В. Маяковским.
Цели урока:
- дать сведения о трех посещениях Казани Маяковским,
- расширить знания по русской литературе,
- развить навыки анализа лирических произведений,
- пробудить в учащихся чувство сопричастности к изучаемым темам.
Вопросы к изучаемой проблеме:
- Выступление в зале Дворянского собрания.
- Маяковский глазами публики.
- Поэт и студенты.
- Стихотворение «Казань» . История создания.
Сопутствующее повторение:
- футуризм,
- реализм,
- история открытия КГУ,
- Маяковский «Как я пишу стихи».
Внутрипредметные и межпредметные связи, интеграция:
- особенности стиля писателя,
- татарская литература,
- история Татарстана.
Планируемые умения и навыки:
- значение произведений поэта,
- навыки письменного анализа,
- умение чувствовать слово.
Формы организации учебной деятельности:
- совместный письменный анализ стихотворения,
- выступления учащихся.
8.Тема урока: «Люблю тебя, мой край родной…». Обобщающий урок.
Цели урока:
- обобщить изученное,
- сформировать представления о литературном процессе, о его связи с жизнью,
- развить навыки рассуждения, сопоставления, обобщения,
- воспитать нравственные качества.
Методы обучения:
- беседа
Вопросы к изучаемой проблеме:
- В чем роль нашего края в огромной и разнообразной деятельности писателей?
- Их воздействие на культурную, духовную и литературную жизнь?
- Самые яркие, запомнившиеся моменты курса.
- История продолжается…
- Обобщение.
Сопутствующее повторение:
- все изученное в течение курса
Внутрипредметные и межпредметные связи, интеграция:
- география,
- история,
- живопись,
- музыка,
- татарская литература.
Формы организации учебной деятельности:
- зачетная письменная работа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Литературное наследие малой родины"
Программа элективного курса в 5 классе...
Программа элективного курса «Литературное краеведение Самарского края»
Программа элективного курса «Литературное краеведение Самарского края»...
Программа элективного курса «Литературная Московия - региональный компонент литературного образования школьников в поликультурном образовательном пространстве»
Современное изучение литературы в школах Подмосковья немыслимо без вариативных факультативных и элективных курсов, освещающих проблемы ку...
Программа элективного курса «Литературная Московия - региональный компонент литературного образования школьников в поликультурном образовательном пространстве»
Современное изучение литературы в школах Подмосковья немыслимо без вариативных факультативных и элективных курсов, освещающих проблемы ку...
Презентация урока к программе элективного курса «Литературное краеведение Самарской области» по теме «Великое рядом с нами».
В данном материале для элективного курса "Литературное краеведение Самарской области" содержится материал о связи с нашим краем русских писателей....
Рабочая программа элективного курса "Литературная Югра" для 7 класса
Программа элективного курса «Литературная Югра» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования с учетом Примерной программ...