Рабочая программа по литературе (6 класс)
рабочая программа по литературе (6 класс)
Рабочая программа по литературе (6 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_6_klass.docx | 72.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РБ
Комитет по образованию г. Улан – Удэ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19 г. Улан – Удэ»
«Согласовано»
Руководитель МО учителей русского языка и литературы
_______Аюшеева Д.Р.
Протокол №_____
От__________
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
________Белявская Ю.Н.
От____________
«Утверждаю»
Директор _______Хамнуев В.И.
Приказ №______
От
_______________
Рабочая программа
по литературе
Класс: 6
Уровень: базовый
Составитель:
учитель русского языка и литературы
Субанакова Наталья Юрьевна
г. Улан – Удэ
2019 – 2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы общего образования по литературе, авторской Программы по литературе В.Я.Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2015) к учебнику «Литература. 6 класс» в 2-х частях, В. П. Полухиной, В.Я.Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2015).
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко- культурных сведений, нравственно- эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей уч-ся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
- постижение уч-ся вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, усвоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
- овладение общеучебными и УУД;
- использование опыта обобщения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:
- обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
- обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
- обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися;
- установление требований: к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;
-обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
- взаимодействия образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;
- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий, организацию общественно полезной деятельности;
- включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального направления и действия;
-социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся;
-сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно- деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие личности на основе принципов толерантности, диалога и культур и уважения его многонационального, поликультурного состава;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования;
- развитие на основе освоения УУД мира личности обучающегося, его активной учебно – познавательной деятельности;
- достижение целей личностного и социального развития обучающихся;
- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;
Цель литературного образования в школе состоит в том, чтобы познакомить учащиеся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалами и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание деятельности по предмету
В этой возрастной группе формируются преставления о специфике литературы как искусства слова, развития умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащиеся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.
Эта группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, проектной деятельности уч-ся.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Общая характеристика предмета
Главная идея программы по литературе - изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё – к русской литературе 18, 19, 20 веков. Русская литература является одним из основных источников обогащения речи уч-ся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию уч-ся эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Курс литературы в 6 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно- тематического принципов. Содержание курса включает произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т.д.)
Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор. В программе соблюдена системная направленность – курс 6 класса представлен разделами:
1. Устное народное творчество
2. Древнерусская литература.
3. Русская литература 18 века.
4. Русская литература 19 века.
5. Русская литература 20 века.
6. Зарубежная литература.
7. Обзоры.
8. Сведения по теории и истории литературы.
Также в рабочей программе выделены часы на развитие речи, проектную деятельность уч-ся.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Требования к результатам освоения программы политературе
Личностные результаты:
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации у обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
- участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
- умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 века, литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление в них нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, изобразительно - выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- формирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Оценка устных ответов учащихся
- Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
- При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
- Оценка «5»ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
- Оценка «4»ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
- Оценка «3»ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
- Оценка «2»ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
- Оценка «1»ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
- Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводитсяпоурочныйбалл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка сочинений
- Сочинения – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
- Сочинения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».
- Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5-1,0 страница, в 6 классе – 1,0-1,5, в 7 классе – 1,5-2,0, в 8 классе – 2,0-3,0, в 9 классе – 3,0-4,0.
- К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.
- С помощью сочинений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
- Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
- Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; последовательность изложения.
- При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи; число речевых недочетов.
- Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Примечания:
- 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
- 2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих «Нормах...», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2, 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4, 4-6-4, 4-4-6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
- 3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
- 4.На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубыхошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
Выведение итоговых оценок
- За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по литературе: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.
- Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки.
Место предмета «Литература»в учебном плане
На изучение предмета отводится 3 часа в неделю в первом полугодии и 2 часа в неделю во втором полугодии (34 недели). Всего в год – 85 часов.
Учебно-тематический план
Содержание | Кол-во часов |
Введение. | 1 час |
Устное народное творчество. | 3 часа |
Из древнерусской литературы. | 3 часа |
Из русской литературы XVIII века. | 4 час |
Из русской литературы XIX века. | 42 часа |
Из русской литературы XX века. | 20 часов |
Зарубежная литература. | 10 часов |
Повторение, обобщение, итоговый контроль | 2 часа |
ИТОГО: | 85 часов |
Содержание тем учебного курса
Введение.Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представления)
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА.
Русские басни. Иван Иванович Дмитриев. Краткий рассказ о жизни и творчестве баснописца.
«Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством.
Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину».Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.
«Дубровский».Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы»Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг».Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша».Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования. Рассказ «Человек на часах»
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий», «Смерть чиновника»Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.
«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»;Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя.
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.
«Уроки французского».Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.
«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице».Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот.«Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада»как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна».Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Притча (начальные представления).
Календарно-тематическое планирование
по литературе в 6 классе
Содержание Раздел, тема | Кол-во час | Форма контроля | Планируемые результаты | Дата | Факт | ||
Личностные | Метапредметные | Предметные | |||||
Литература как художественное отражение жизни (1 ч). | 1 | Беседа, работа с книгой, демонстрация | приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры | умение работать с разными источниками информации, находить ее,анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии, формы проявления авторской позиции в произведениях различных родов литературы | ||
Тема 1. Устное народное творчество | |||||||
Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни. | 1 | Слово учителя, комментарий, беседа | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народа | умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать | знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; различать пословицы и поговорки. использовать загадки, пословицы и поговорки в устных и письменных высказываниях | ||
Пословицы и поговорки. | 1 | Слово учителя | |||||
Русский фольклор. р/р «В чём красота и мудрость русских обрядов?» | 1 | ||||||
Тема 2. Из древнерусской литературы | |||||||
«Повесть временных лет». | 1 | Слово учителя, работа с учебником, комментированное чтение, беседа | воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа | умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, уметь работать с разными источниками информации | знать жанры древнерусской литературы, видеть нравственные аспекты летописи, уметь характеризовать стиль произведения, подбирать цитатные примеры для характеристики образов и приемов изображения человека | ||
«Сказание о белгородском киселе» внеклассное чтение | 2 | Слово учителя, комментированное чтение, беседа по прочитанному | |||||
Тема 3.Из литературы XVIII века | |||||||
Русская басня. И. И. Дмитриев. «Муха». | 1 | Рассказ учителя, работа с учебником | принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. | уметь характеризовать стиль произведения, знать специфику жанра басни, понимать аллегорию, уметь определять мораль | Поиск цитатных примеров из басни, иллюстрирующие понятия «аллегория» и «мораль» | ||
И. А. Крылов. Басни «Осел и Соловей», «Листы и Корни», «Ларчик». Внеклассное чтение по басням Крылова | 3 | Работа с книгой, чтение по ролям; инсценирование | освоение социальных норм, правил поведения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. | Знать краткие сведения о жизни баснописца и эпохи, определять идейно-смысловую нагрузку в басне, уметь определять мораль, владеть навыком объяснения смысла, выразительно читать наизусть, презентовать и защищать собственные иллюстрации к басням, составлять план ответа на проблемный вопрос | Истолкование аллегории и морали изученных и самостоятельно прочитанных басен. Конкурс на лучшее инсценирование басни Викторина на знание басен и их иллюстраторов Письменный ответ на вопрос «Какие человеческие пороки осуждает И.А .Крылов в своих баснях?» | ||
Тема 4.Из русской литературы XIX века | |||||||
А. С. Пушкин. Страницы жизни и творчества. Стихотворение «И. И. Пущину». | 2 | Объяснительно-иллюстративная | Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Расширить знание жанров лирики, поэтических средств художественной выразительности, подбирать цитаты, иллюстрирующие понятие «антитеза», особенности жанра дружеского послания, о роли пейзажа в стихотворении, работать со словарем литературоведческих терминов | Развитие представлений об эпитете, метафоре, композиции, выявление черт фольклорной традиции в стихотворении «Узник», подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «антитеза», особенности дружеского послания, о роли пейзажа в стихотворении | ||
А. С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. | 1 | Слово учителя, комментированное чтение, обучение чтению | |||||
А. С. Пушкин. «Зимнееутро». Тема и поэтическая идея стихотворения. | 1 | Слово учителя; беседа по тексту | Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Расширить знание жанров лирики, поэтических средств художественной выразительности, подбирать цитаты, иллюстрирующие понятие «антитеза», о роли пейзажа в стихотворении | Слово учителя, сообщения учащихся; | ||
«Чувства добрые» в лирике А. С. Пушкина. «Зимняя дорога». | 1 | Беседа, работа с книгой, демонстрация | |||||
А.С. Пушкин Роман «Дубровский» | 3 | Беседа, работа с книгой, демонстрация | Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Владеть навыком анализа и письменного развернутого ответа на проблемный вопрос, владеть начальными навыками литературоведческого анализа. | Различные виды чтения. Составление простого и цитатного планов. Рассказ по плану Сопоставительная характеристика. Речевая характеристика. Дискуссия | ||
Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова. | 1 | Беседа, работа с книгой, демонстрация | |||||
Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. | 1 | Беседа, работа с книгой, демонстрация | |||||
Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке. Роль эпизода в повести. | 1 | Беседа, работа с книгой, демонстрация | Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Владеть навыком анализа эпизода и письменного развернутого ответа на проблемный вопрос | Различные виды чтения. Составление простого и цитатного планов. Рассказ по плану Сопоставительная характеристика. Речевая характеристика. Композиция произведения Дискуссия | ||
Романтическая история любви Дубровского и Троекуровой. | 1 | Беседа, работа с книгой, демонстрация | |||||
Развитие понятия о композиции художественного произведения. | 1 | Беседа, работа с книгой, демонстрация | |||||
Сочинение «Защита человеческой личности в повести А. С. Пушкина «Дубровский»». | 1 | Беседа, работа с книгой, демонстрация | |||||
А. С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина»,«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. | 2 | Беседа, работа с книгой, демонстрация | Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Владеть навыком анализа и письменного развернутого ответа на проблемный вопрос | Иллюстрировать понятия «антитеза» примерами из повести | ||
Итого за 1 четверть - 27 часов | |||||||
М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы», «Тучи». | 1 | Слово учителя, комментированное чтение | Умение работать со словарем литературоведческих терминов, со справочной литературой и ресурсами Интернета с целью поиска материалов о биографии и творчестве поэта (под руководством учителя) | Выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта, определять их художественные функции в произведении, определять виды рифм и способов рифмовки | Начальные понятия о поэтической интонации, развитие представлений о балладе | ||
М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы».Двусложные и трёхсложные размеры стиха. | 1 | Слово учителя; беседа по прочитанному; дискуссия на тему | |||||
Поэтическая интонация. Анализ стихотворения «Три пальмы». | 1 | Слово учителя; беседа по прочитанному; дискуссия на тему | |||||
Антитеза как основной композиционный приём в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Листок», «На севере диком…». | 1 | Слово учителя; беседа по прочитанному; дискуссия на тему | Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос , владеть начальными навыками литературоведчес-кого анализа. | Письменная работа по теме: Как выражается мотив одиночества в стихотворении М. Ю. Лермонтова? (по выбору) | ||
Н. В. Гоголь. «Старосветские помещики» | 1 | Слово учителя; беседа по прочитанному; дискуссия на тему | Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать | Владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос, | Чтение и анализ сборника | ||
И. С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос | 1 | Слово учителя; беседа по прочитанному; дискуссия на тему | Смысловое чтение умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. | Развивать представление о портретной характеристике персонажей, определять роль пейзажа в литературном произведении, выразительно читать фрагменты ( в том числе по ролям), участвовать в коллективном диалоге, различать образ рассказчика и автора-повествователя | Развитие представлений о портретной характеристике персонажей, понятие о пейзаже в литературном произведении, создание собственных иллюстраций к рассказу | ||
И. С. Тургенев. «Бежин луг». | 1 | Комментированное чтение; аналитическая беседа, чтение наизусть | |||||
Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров. | 2 | Слово учителя; беседа по прочитанному; дискуссия на тему | |||||
И. С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа. | 1 | Слово учителя; анализ текста | |||||
Ф. И. Тютчев. Слово о поэте. «Неохотно и несмело…». | 1 | Чтение стихов, анализ | умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятель- ной деятельности | Знать особенности построения поэтического произведения, уметь при чтении выражать тему, идею произведения, чувства автора, свое видение, выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта | Развитие понятия о пейзажной лирике, развитие понятия о звукописи, начальное представление о строфе. Подбор цитатных примеров к теме «Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета», выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя и определение их художественной функции | ||
«С поляны коршун поднялся…». Судьба человека и судьба коршуна. | 1 | Слово учителя; беседа по прочитанному; | |||||
Ф. И. Тютчев. «Листья». Обучение анализу одного стихотворения. | 1 | Слово учителя; беседа по прочитанному; | |||||
А. А. Фет Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Природа как воплощение прекрасного. | 1 | Слово учителя; беседа по прочитанному; дискуссия на тему | |||||
А. А. Фет. «Ещё майская ночь». Переплетение тем природы и любви. | 1 | Слово учителя; беседа по прочитанному; дискуссия на тему | |||||
«Учись у них – у дуба, у берёзы…». Природа как мир истины и красоты. | 1 | Слово учителя; беседа по прочитанному; дискуссия на тему | |||||
Психологизм, гармоничность и музыкальность поэтической речи Тютчева и Фета. | 1 | Слово учителя; беседа по прочитанному; дискуссия на тему | |||||
Н. А. Некрасов. Работа над стихотворением «Железная дорога». | 1 | Слово учителя, комментированное чтение | уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов | Развивать понятие о пейзажной лирике, о звукописи, иметь начальные понятия о строфе, уметь сопоставлять стихотворение с картиной | Составление плана сообщения «Своеобразие композиции стихотворения (антитеза, значение эпиграфа, роль пейзажа, сочетание реальных и фантастических картин, диалог-спор, риторические вопросы) | ||
Своеобразие композиции стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога» | 1 | Слово учителя, комментированное чтение | |||||
Н. А. Некрасов. «Дедушка». Декабристская тема. | 1 | Слово учителя, комментированное чтение | |||||
Контрольная работа | 1 | Слово учителя | умение работать с разными источниками информации, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности | Знать изученные теоретико-литературные понятия | Тестовая проверка знаний по теории литературы | ||
Итого за 2 четверть - 21 час | |||||||
Н. С. Лесков. Сказ «Левша». Анализ «Сказа…» | 2 | Слово учителя, комментированное чтение | Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. | Развить понятие о сказе, владеть понятием “сюжет”, уметь охарактеризовать литературного героя, сопоставлять поступки героев рассказа, делать выводы, рассуждать | Развитие понятия о сказе, понятие об иронии. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции. Составление викторины на знание текста сказа | ||
«Портрет» Левши. Р/р. Изложение на тему «Левша в гостях у англичан» | 1 | Чтение по ролям; беседа по вопросам | |||||
А. П. Чехов. «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь. | 1 | Слово учителя, комментированное чтение | Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. | владеть навыком показывать роль предметной детали в рассказах Чехова; опреде- лять, какими средствами писатель создает юмористические ситуации. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «комическое», «юмор» | Развитие понятия о комическом и комической ситуации. Подбор цитат к теме «Речь героев и художественная деталь как источники юмор в рассказах А.П.Чехова» | ||
Родная природа в произведениях русских писателей XIX века | 1 | Проблемные задания различного уровня сложности | умение работать с разными источниками информации, анализировать, использовать в самостоятель- ной деятельности | Знать изученные теоретико-литературные понятия | Повторение и обобщение | ||
Тема 5. Из русской литературы XX века | |||||||
Произведения писателей 20 века. А.И. Куприн | 1 | Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать | Развивать понятие о рассказе и сюжете, выразительно читать фрагменты рассказа, анализировать эпизод | Чтение и анализ рассказа | |||
«Чудесный доктор» - рассказ о сострадании | 1 | ||||||
А. С. Грин «Алые паруса». | 1 | Слово учителя, чтение | Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятель- ной деятельности | Усвоить понятие жанра феерии, совершенствовать умение характеризовать героя, его поступки, дать сравнительную характеристику героев | Понятие о жанре феерии, Составление таблицы «Сравнительная характеристика Ассоль и Грея», подбор цитат, иллюстрирующих роль антитезы в композиции повести, сопоставление повести и ее киноверсии | ||
Душевная чистота главных героев. | 1 | Слово учителя, комментированное чтение | |||||
А. П. Платонов. Страницы жизни и творчества. Рассказ «Неизвестный цветок». | 2 | Слово учителя, комментированное чтение | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью | Познакомить с личностью писателя и своеобразием его творчества; воспринять и осмыслить особый мир платоновских героев , своеобразие стилистики платоновской прозы. | Поиск цитатных примеров к понятию «образ-символ», подбор цитатных примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции в рассказах | ||
Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах-фронтовиках др. | 2 | Слово учителя; беседа по прочитанному; дискуссия на тему | Выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях, формулировать выводы | совершенствовать умение анализировать лирическое произведение; совершенствовать навыки выразительного чтения. Определять особенность звукового оформления, рифму, | Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя и определение их художественной функции, подбор примеров к теме «Роль антитезы в стихотворениях о войне» | ||
Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. Обучение выразительному чтению. | 1 | Слово учителя; беседа по прочитанному; дискуссия на тему | |||||
В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». | 1 | Слово учителя, чтение с комментариями учителя; беседа по содержанию | Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, умозаключение. | Развивать понятие о рассказе и сюжете, выразительно читать фрагменты рассказа, анализировать эпизод | Подбор цитат к теме «изображение в рассказе жизни и быта сибирской деревни», анализ эпизода | ||
«Весело и интересно проведенный день» (нравственные проблемы рассказа). | 1 | Комментированное и выразительное чтение; беседа по прочитанному | |||||
В. Г. Распутин. «Уроки французского». | 1 | Беседа-размышление по прочитанному | Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифициро вать, строить логическое рассуждение, умозаключение. | Развивать понятие о рассказе и сюжете, выразительно читать фрагменты рассказа, в том числе по ролям, анализировать эпизод | Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «рассказ, сюжет, герой-повествователь», подбор цитат к теме « Трудности послевоенного времени в рассказе «, анализ эпизода «Игра в замеряшки» | ||
Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа. | 1 | Беседа | |||||
В. М. Шукшин. «Странные люди» – герои писателя. Рассказ «Срезал». | 1 | Слово учителя, чтение | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. | Иметь представление об особенностях шукшинских героев-чудиков», выполнять письменный выборочный пересказ с творческим заданием | Подбор цитат к теме « Особенности шукшинских героев-чудиков», письменный выборочный пересказ с творческим заданием | ||
Ф. А. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». | 1 | Слово учителя, чтение | уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов | Познакомить с личностью писателя и своеобразием его творчества; совершенствовать умение характеризовать героя, его поступки. | Развитие понятия о юморе, поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «юмор», сопоставление функций мифологических образов в классической и современной литературе | ||
Итого за 3 четверть - 20 часов | |||||||
Родная природа в русской поэзии XX века. А. А. Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». С. А. Есенин. Слово о поэте. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». | 1 | Слово учителя, выразительное чтение Слово учителя, выразительное чтение | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью | развивать навыки выразительного чтения, анализа текста, описания картинзнать, Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка лирики разных поэтов | Развитие представлений о лирическом герое, характеристика ритмико-метрических особенностей стихотворения, выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя и определение их художественной функции, обучение анализу стихотворения | ||
А. А. Ахматова. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие…». Обучение анализу одного стихотворения. Н. М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. | 1 | Слово учителя, выразительное чтение Слово учителя, выразительное чтение | |||||
Р/р. «Мой родной дом» или «Мой любимый уголок природы» | 1 | Слово учителя | уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов | Владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос | Написание сочинения | ||
Г. Тукай «Родная деревня», «Книга». | 1 | Рассказ учителя, беседа, работа с книгой, опорные записи | умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятель- ной деятельности. | Определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе Родины и творчестве разных поэтов | Подбор цитат, иллюстрирующих общечеловеческое и национальное в лирике разных народов | ||
К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…» | 1 | Рассказ учителя, беседа, работа | |||||
Тема 6. Из зарубежной литературы. | |||||||
Мифы Древней Греции. Понятие о мифе. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». | 1 | Рассказ учителя, беседа, работа с книгой, опорные записи, привлечение знаний по истории, демонстрация | Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,класси- фицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации | Поиск общего и различного в мифологических представлениях разных народов о происхождении и устройстве Вселенной и человеческого общества | Отличие мифа от сказки Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «миф» | ||
Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки. | 1 | Рассказ учителя; чтение; беседа по прочитанному, комментарий учителя | Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,класси- фицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации | Выполнять сопоставительный анализ произведений | Поиск цитатных примеров, сопоставление мифа об Арионе со стихотворением А.С. Пушкина «Арион» | ||
Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. | 1 | Проблемные задания различного уровня сложности | Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,класси- фицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации | Устные ответы на вопросы с использованием цитирования, участие в коллективном диалоге | Понятие о героическом эпосе, Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «миф | ||
М. Сервантес Сааведра. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. | 1 | Слово учителя; выразительное чтение; аналитическая беседа | |||||
«Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. | 1 | Слово учителя; выразительное чтение; аналитическая беседа | Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,класси- фицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации | формирование умения анализировать литературное произведение понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений | Понятие о пародии. Анализ пародийных образов и ситуаций в романе | ||
Ф. Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести. | 1 | Слово учителя, комментированное чтение; беседа по прочитанному | Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,класси- фицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации | формирование умения анализировать литературное произведение понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев | Понятие о рыцарской балладе. Сопоставление русских переводов баллады Шиллера | ||
П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении. | 1 | Слово учителя, комментированное чтение; беседа по прочитанному | умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. | формирование умения анализировать литературное произведение понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев | Понятие о новелле. Анализ эпизода из новеллы | ||
Антуан де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка-притча. Маленький принц, его друзья и враги. | 1 | Проблемные задачи Слово учителя, комментированное чтение; беседа по прочитанному | умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. | составлять словесный портрет героев (словесное рисование) оценивать и анализировать поступки героев | Понятие о притче. Анализ эпизода | ||
М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна». | 1 | Слово учителя, комментированное чтение; беседа по прочитанному | умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. | составлять словесный портрет героев (словесное рисование) оценивать и анализировать поступки героев | Анализ эпизодов | ||
Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях. Том и Гек: общность и различие. Юмор в произведении. | 1 | Слово учителя, комментированное чтение; беседа по прочитанному Слово учителя, комментированное чтение | |||||
Тема 7. Повторение пройденного. | |||||||
Урок 1 Письменный ответ на вопрос «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?» | 1 | беседа по прочитанным произведениям; задания дифференцированного типа | умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятель- ной деятельности | Знать изученные теоретико-литературные понятия | Тестовая проверка знаний по теории литературы | ||
Урок 2 Итоговый урок. Задания для летнего чтения. | 1 | беседа по прочитанным произведениям; задания дифференцированного типа | Знание истории языка, основ культурного наследия человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей. | Уметь определять роды и жанры произведений; владеть теоретико-литературными понятиями, которые помогают анализировать художественное произведение | Тестирование | ||
Итого за четверть – 17 часов Итого за год - 85 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....