Адаптированная рабочая программа по литературе для 7 класса (Меркин) на 68 часов (для детей с ОВЗ, 7.1)
рабочая программа по литературе (7 класс)
Адаптированная рабочая программа по литературе для 7 класса ориентирована на учебник Г.С. Меркина и рассчитана на 68 часов (2 раза в неделю). Отличается от обычной рабочей программы тем, что в приложении прописаны особености обучения детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arp_literatura_7_-_7_vid.docx | 52.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Дубровская основная общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
________________/___________
Протокол № _________
От «___»________20__г.
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
_______________/________________
«Утверждаю»
Директор МБОУ «Дубровская ООШ»
__________________Н.И. Алексеева
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
ЛИТЕРАТУРА
для обучающихся с ОВЗ (7.1)
на 2019-2020 учебный год
Учитель: Ротькина Мария Олеговна, 1 квалификационная категория
Класс: 7
Всего часов в год: 68
Всего часов в неделю: 2
Дубровка 2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого 17 декабря 2010 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897; программы к завершенной предметной линии учебников по литературе для 7 класса под редакцией Г.С. Меркина, тематическим планированием к учебнику Г.С. Меркина «Литература. 7 класс» Ф.Е. Соловьева; под ред. Г.С. Меркина. – 3 изд. – М.:ООО «Русское слово», 2015. Программа рассчитана на 68 часов (34 недели, 2 часа в неделю).
В классе обучается ребёнок с ограниченными возможностями здоровья (7.1: дети с задержкой психического развития). Согласно заключению ПМПК, ему рекомендовано обучение по адаптированной программе. Работа с ним строится на основе индивидуального подхода. Методические приёмы: поэтапное разъяснение заданий, последовательное выполнение заданий, повторение обучающимся инструкции к выполнению задания, подготовка к смене деятельности, предоставление дополнительного времени для выполнения задания, использование индивидуальной шкалы оценок и т.д. Особенности обучения детей данной категории в Приложении 1.
Целью изучения предмета «Литература» в 5 классе является создание условий для формирования духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
• создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания,
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании;
• формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи.
На основании требований ФГОС в содержании тематического планирования предполагается реализовать компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет ученику адаптироваться в мире, где объем информации растет, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми. Также системно-деятельностный подход предполагает учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения; разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных текстов;
- анализ и интерпретацию произведения;
- составление планов по произведениям;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;
- индивидуальную и коллективную проектную деятельность.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов на изучение раздела | Из них кол-во часов, отведённых на практическую часть и контроль | |||
Лабор. раб. | Практ. раб. | Сочинения | Контр. раб | |||
1. | Введение | 1 | - | - | - | - |
2. | Из устного народного творчества | 2 | - | - | - | - |
3. | Из древнерусской литературы | 2 | - | - | - | - |
4. | Из русской литературы XVIII века | 7 | - | - | 2 | - |
5. | Из русской литературы ХIХ века | 28 | - | - | 1 | - |
6. | Из русской литературы ХХ века | 21 | - | - | 2 | - |
7. | Из зарубежной литературы | 6 | - | - | - | - |
ИТОГО: | 68 | - | - | 5 | 1 итог.контр.раб. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
Ученик научится:
- идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;
- проявлять интерес и уважительно относиться к культуре и истории своего народа, страны;
- чувствовать красоту и выразительность речи, будет стремиться к совершенствованию собственной речи;
- проявлять познавательный интерес к чтению, сформируется потребность в чтении;
- различать основные нравственно-эстетические понятия;
- выражать положительное отношение к процессу познания.
Ученик получит возможность научиться:
- самовыражаться через слово;
- понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
- оценивать свои и чужие поступки;
- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Ученик научится:
- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;
- удерживать цель деятельности до получения её результата.
- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
Ученик получит возможность научиться:
- самостоятельно ставить новые учебные цели задачи;
- выделять альтернативные способы достижения цели;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
Ученик научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;
- осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях (в том числе в виде иллюстраций, схем, таблиц);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).
Ученик получит возможность научиться:
- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- первоначальному умению смыслового восприятия текста;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные УУД:
Ученик научится:
- устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;
- высказывать и аргументировать свою точку зрения;
- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы;
- учитывать разные мнения и интересы.
Ученик получит возможность научиться:
- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
- учитывать и координировать отличные от собственных позиции людей, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
Предметные результаты:
Ученик научится:
- видеть черты русского национального характера в героях басен;
- различать малые фольклорные жанры;
- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
- определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
- выразительно читать тексты древнерусской литературы, соблюдая соответствующий интонационный рисунок;
- пересказывать тексты, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные художественные приёмы;
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
Ученик получит возможность научиться:
- обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения;
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект);
- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Дата |
1 | Введение. Любите читать! | |
ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА (2 ч.) | ||
2 | Особенности былин. Былинные герои. «Илья Муромец и Соловей-разбойник» | |
3 | Русские народные песни. Обрядовая поэзия. Необрядовая поэзия. Лиро-эпические песни. | |
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч.) | ||
4 | «Повесть временных лет» - древнейшее сочинение русской истории. «…И вспомнил Олег коня своего…» | |
5 | Духовно-нравственный смысл «Повести о Петре и Февронии Муромских». Идея произведения. | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (7 ч.) | ||
6 | Классицизм в русской литературе, искусстве, архитектуре | |
7 | М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на всероссийский престол Её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» | |
8 | Р/р. Сочинение «Учение М.В. Ломоносова о трёх штилях» | |
9 | В мире художественного слова Г.Р. Державина. «Властителям и судиям» | |
10 | Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматического произведения. | |
11 | Образы комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Основной конфликт комедии, её проблематика. | |
12 | Р/р. Сочинение «Проблема крепостного права и государственной власти в комедии» | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (28 ч.) | ||
13 | А.С. Пушкин в Петербурге. «К Чаадаеву», «Два чувства дивны близки нам…» | |
14 | Художественная идея стихотворений «Во глубине сибирских руд..», «Анчар», «Туча». | |
15 | «Песнь о вещем Олеге». Сходства и различия с летописным фрагментом. | |
16 | Противопоставление образов Петра I и Карла ХII в поэме А.С. Пушкина «Полтава» | |
17 | М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. Библейская символика стихотворения М.Ю. Лермонтова «Три пальмы». | |
18 | «Родина». Деревня как поэтическое воплощение отчизны. | |
19 | «Песня про…купца Калашникова. Историческая эпоха в «Песне…». Иван Грозный в изображении М.Ю. Лермонтова. | |
20 | Основные мотивы и фольклорные элементы в «Песне…». Художественное богатство произведения. | |
21 | Н.В. Гоголь в Санкт-Петербурге. «Шинель». «Внешний» и «внутренний» человек в образе Акакия Акакиевича | |
22 | Акакий Акакиевич и «значительное лицо». Фантастика в повести. | |
23 | «Записки охотника» И.С. Тургенева. Духовный облик рассказчика-героя. «Хорь и Калиныч». Природный ум, трудолюбие, смекалка героев. | |
24 | «Певцы». Тема искусства в рассказе. Талант и чувство собственного достоинства крестьян. | |
25 | «Нищий». Тематика, художественное богатство стихотворений в прозе. | |
26 | Образ музы в поэзии Н.А. Некрасова. «Вчерашний день, часу в шестом…» Народная тема стихотворения Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда» | |
27-28 | Поэма Н.А. Некрасова «Русские женщины». Историческая основа, художественная идея фрагмента поэмы. | |
29 | Поэма Н.А. Некрасова «Железная дорога». Истинная цена дороги и цена труда. | |
30 | Особенности сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина. «Дикий помещик». Нравственное одичание героя. | |
31 | «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Особенности сатиры, пародии на цивилизацию. | |
32 | Р/р. Сочинение-миниатюра «Нужна ли сатира сегодня?» | |
33 | Л.Н. Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». «Севастополь в декабре месяце». | |
34 | Н.С. Лесков «Левша». Сюжетная основа произведения. Особенности языка и жанра. Автор и рассказчик в сказе. Александр I и Николай I в сказе. | |
35 | Образ Левши в сказе. Судьба талантливого человека в России | |
36 | Краткие сведения о Ф.И. Тютчеве. «С поляны коршун поднялся…», «Фонтан» | |
37 | Краткие сведения об А.А. Фете. «Я пришёл к тебе с приветом…», «Вечер» | |
38 | Поэзия XIX века о России. Н.М. Языков «Песня», И.С. Никитин «Русь», А.Н. Майков «Нива», А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край…» | |
39 | А.П. Чехов в воспоминаниях современников. «Хамелеон». | |
40 | «Смерть чиновника» | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА (21 ч.) | ||
41 | И.А. Бунин. «Догорел апрельский светлый вечер…». Особенности раннего творчества Бунина. Рассказ «Кукушка» | |
42 | А.И. Куприн. «Чудесный доктор». Смысл названия и художественная идея рассказа. «Аllez!» | |
43 | Автобиографическая повесть М. Горького «Детство». «Свинцовые мерзости дикой русской жизни» | |
44 | Особенности поэтики «Легенды о Данко» | |
45 | Р/р. Сочинение «Героизм и зависть в легенде о Данко» | |
46 | А. Грин. Повесть-феерия «Алые паруса». | |
47 | «Алые паруса». Человек как источник собственного счастья. | |
48 | Краткие сведения о В.В. Маяковском. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Владимировичем летом на даче». | |
49 | С.А. Есенин. «О себе». Особенности мировосприятия поэта. «Гой ты, Русь моя родная!», «Я покинул родимый дом…», «Отговорила роща золотая…». | |
50 | И.С. Шмелёв. Художественная идея рассказа «Русская песня». «Лето господне» (фрагмент). | |
51 | Жизнь и творчество М.М. Пришвина. Цветопись в рассказе «Москва-река» | |
52 | К.Г. Паустовский. «Мещёрская сторона». Части повести: «Обыкновенная земля» и «Первое знакомство». | |
53 | «Мещёрская сторона». Части повести: «Леса», «Луга», «Бескорыстие». Сходства и различия художественного мира М.М. Пришвина и К.Г. Паустовского | |
54 | Краткие сведения о Н.А. Заболоцком. «Не позволяй душе лениться!» | |
55 | А.Т. Твардовский. Выявление объединяющего начала стихотворений «Прощаемся мы с матерями…» и «На дне моей жизни…». | |
56 | Поэма «Василий Тёркин». Изображение войны, качеств главного героя поэмы. Антивоенная направленность произведения. | |
57 | Р/р. Собирательный образ Василия Тёркина. | |
58 | Лирика поэтов-участников Великой Отечественной войны | |
59 | Краткие сведения о Б.Л. Васильеве. Художественная идея рассказа «Экспонат №6» | |
60 | В.М. Шукшин «Чудик». Изображение русского национального характера. Особенности авторского стиля. «Слово о малой родине» (фрагмент) | |
61 | Поэты XX века о России | |
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (6 ч.) | ||
62 | Художественное своеобразие сонетов У. Шекспира. | |
63 | Особенности структуры хокку. Эстетические принципы сложения хокку. Особенности эволюции жанра. Мацуо Басё. | |
64 | Истоки поэзии Р. Бёрнса. Сходство стихотворений Р. Бёрнса с лиро-эпическими песнями («Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно») | |
65 | История создания романа Р. Стивенсона «Остров сокровищ». Прототипы героев. | |
66 | Краткие сведения об А. де Сент-Экзюпери. «Планета людей» (глава «Линия»). | |
67 | Особенности художественного мира поэта Янки Купалы. «Мужик», «А кто там идёт?», «Алеся». | |
68 | Итоговая контрольная работа |
Приложение 1. Коррекционная работа
В 7 классе обучается ребёнок, для которого согласно заключениям ПМПК рекомендовано обучение по программе 7 вида (7.1.: для детей с задержкой психического развития). Учитывая индивидуальные особенности обучающегося, изучение тем даётся на базовом уровне в соответствии с требованиями образовательных программ по предмету для основной образовательной школы. Ребёнок с программой обучения 7.1. обучается по общему учебному плану с детьми без ОВЗ, его особые потребности удовлетворяются в ходе внеурочной работы. Контроль знаний осуществляется на базовом уровне. Изучение литературы ведётся с использованием учебника «Литература. 7 класс» Ф.Е. Соловьева; под ред. Г.С. Меркина. – 3 изд. – М.:ООО «Русское слово», 2015. Это учебное пособие выбрано с учётом особенностей памяти, мышления, восприятия детей с ЗПР. Для учащихся с задержкой психического развития учебник доступен, так как в нём даются краткие литературоведческие и биографические сведения, тексты художественных произведений небольшого объёма. Вопросы, предлагаемые после изученного раздела, сформулированы чётко и доступно для понимания учащимися с ЗПР.
Общие особенности психического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
- недостаточная сформированность учебно-познавательных мотивов, познавательных интересов;
- несформированность универсальных учебных действий или их предпосылок, организующих деятельность обучающихся по решению учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- трудности в использовании символических, графических средств в процессе учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;
- недостаточная сформированность произвольности поведения и деятельности;
- низкая самостоятельность обучающихся в процессе учебной деятельности, потребность в постоянной направляющей, стимулирующей, организующей помощи на разных этапах деятельности;
- затруднения в адекватной оценке процесса и результатов собственной деятельности;
- повышенная истощаемость психических функций или инертность с психических процессов, трудности в переключаемости;
- трудности в воспроизведении усвоенного материала;
- низкая скорость выполнения задач, связанных с переработкой сенсорной информации;
- отставание в развитии словесно-логического мышления;
С учетом обозначенных особенностей можно выделить три группы взаимосвязанных задач коррекционной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья:
- устранение причин трудностей в освоении основных образовательных программ общего образования, которые определяются особенностями психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья;
- компенсация нарушенных психических функций (преимущественно по отношению к психолого-педагогической работе с обучающимися с ceнсорными нарушениями);
- восполнение пробелов предшествующего обучения.
Коррекционная направленность урока осуществляется преимущественно за счет применения в процессе обучения системы методических приёмов, способствующих оптимальному освоению обучающимися содержания основных образовательных программ общего образования. С учётом анализа научно-методической литературы, требования к уроку, который предполагает реализацию коррекционной направленности обучения, можно определить следующим образом:
- чёткое планирование коррекционных задач урока;
- медленный темп урока с последующим его наращиванием;
- использование в начале урока простых, доступных для выполнения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья заданий, что позволит создать положительную стимуляцию к обучению;
- включение обучающихся в выполнение заданий по нарастающей сложности; задания, требующее максимального напряжения при выполнении целесообразно предъявлять обучающимся в первой половине урока;
- снижение объема и скорости выполнения заданий;
- предложение помощи обучающемуся в случае затруднения при выполнении задания; помощь предлагается постепенно: от минимальной стимулирующей, к организующей, направляющей, затем, в случае недостаточной эффективности названных видов помощи, обучающей;
- преимущественное использование на уроке частично-поискового метода обучения, введение элементов решения проблемных ситуаций;
- широкое использование на уроке наглядности для обеспечения адекватного восприятия, понимания и запоминания учебного материала;
- использование на уроке не более трех-четырех видов деятельности;
- обязательное использование ориентировочной основы действий в виде схем, алгоритмов, образцов выполнения заданий и других;
- использование на уроке четкой структуры и графического выделения выводов, важных положений, ключевых понятий;
- соблюдение тематической взаимосвязи учебного материала в рамках одного урока;
- преимущественная опора на зрительный анализатор;
- использование на уроке приема совместных действий: часть задания или все задание выполняется совместно с педагогом, под его руководством;
- организация работы в паре с «сильным» обучающимся;
- требование отсроченного воспроизведения: требуется не импульсивный ответ обучающегося на вопрос, необходимо выдерживание паузы перед ответом;
- требование от обучающихся полного ответа на поставленный вопрос;
- введение речевого контроля и отработка речевой формулы программы действий: предварительное проговаривание этапов предстоящей работы: «что я сделаю сначала», «что я сделаю затем» - осуществляется сознательная регуляция деятельности; требование словесного отчёта обучающегося по итогам выполнения задания;
- использование достаточного количества разнообразных упражнений для усвоения и закрепления учебного материала;
- переформулирование условий задачи, представленных в текстовом варианте – разбивка условия на короткие фразы. Условия задачи целесообразно дробить на короткие смысловые отрезки, к каждому из которых необходимо задать вопрос и разобрать, что необходимо выполнить.
Учитывая психологические особенности детей с ЗПР, с целью усиления практической направленности обучения в ходе урока проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:
- совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики;
- коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени;
- развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями);
- развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность;
- коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике;
- коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка;
расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе. 7 класс. Меркин
Полная рабочая программа...
Рабочая программа по литературе. 11 класс. Меркин
Полная рабочая программа...
Рабочая программа по литературе 7 класс Меркин.
Программа разработана на основе учебника Меркина на 70 часов....
Рабочая программа по литературе 7 класс Меркин
Рабочая программа по литературе для 7 класса по учебнику Меркина (2 часа в неделю, 70 часов в год)...
Рабочая программа по литературе 5 класс Меркин
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и ориентирована на использование учебника: Литература: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: ...
Рабочая программа по литературе. 9.класс. Меркин
Рабочая программа по литературе. 9 класс. Меркин....
Рабочая программа по литературе. 10 класс. Меркин
Рабочая программа по литературе. 10 класс. Меркин...