Адаптированная рабочая программа по литературе для 7 класса (Меркин) на 68 часов (для детей с ОВЗ, 7.1)
рабочая программа по литературе (7 класс)

Ротькина Мария Олеговна

Адаптированная рабочая программа по литературе для 7 класса ориентирована на учебник Г.С. Меркина и рассчитана на 68 часов (2 раза в неделю). Отличается от обычной рабочей программы тем, что в приложении прописаны особености обучения детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arp_literatura_7_-_7_vid.docx52.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Дубровская основная общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

________________/___________

Протокол № _________

От «___»________20__г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

_______________/________________

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Дубровская ООШ»

__________________Н.И. Алексеева

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

 ЛИТЕРАТУРА

для обучающихся с ОВЗ (7.1)

на 2019-2020 учебный год

 

Учитель: Ротькина Мария Олеговна, 1 квалификационная категория

Класс: 7

Всего часов в год: 68

Всего часов в неделю: 2

                                                                                     

Дубровка 2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая программа разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого 17 декабря 2010 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897; программы к завершенной предметной линии учебников по литературе для 7 класса под редакцией Г.С. Меркина, тематическим планированием к учебнику Г.С. Меркина «Литература. 7 класс» Ф.Е. Соловьева; под ред. Г.С. Меркина. – 3 изд. – М.:ООО «Русское слово», 2015. Программа рассчитана на 68 часов (34 недели, 2 часа в неделю).

В классе обучается ребёнок с ограниченными возможностями здоровья (7.1: дети с задержкой психического развития). Согласно заключению ПМПК, ему рекомендовано обучение по адаптированной программе. Работа с ним строится на основе индивидуального подхода. Методические приёмы: поэтапное разъяснение заданий, последовательное выполнение заданий, повторение обучающимся инструкции к выполнению задания, подготовка к смене деятельности, предоставление дополнительного времени для выполнения задания, использование индивидуальной шкалы оценок и т.д. Особенности обучения детей данной категории в Приложении 1.

Целью изучения предмета «Литература» в 5 классе является создание условий для  формирования духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

• создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания,

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании;

• формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи.

На основании требований ФГОС в содержании тематического планирования предполагается реализовать компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет ученику адаптироваться в мире, где объем информации растет, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми. Также системно-деятельностный подход предполагает учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения; разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных текстов;

- анализ и интерпретацию произведения;

- составление планов по произведениям;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;

- индивидуальную и коллективную проектную деятельность.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов на изучение раздела

Из них кол-во часов, отведённых на практическую часть и контроль

Лабор. раб.

Практ. раб.

Сочинения

Контр. раб

1.

Введение

1

-

-

-

-

2.

Из устного народного творчества

2

-

-

-

-

3.

Из древнерусской литературы

2

-

-

-

-

4.

Из русской литературы XVIII века

7

-

-

2

-

5.

Из русской литературы ХIХ века

28

-

-

1

-

6.

Из русской литературы ХХ века

21

-

-

2

-

7.

Из зарубежной литературы

6

-

-

-

-

ИТОГО:

68

-

-

5

1 итог.контр.раб.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты:

Ученик научится:

- идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;

- проявлять интерес и уважительно относиться  к культуре и истории своего народа, страны;

- чувствовать красоту и выразительность речи, будет стремиться к совершенствованию собственной речи;

- проявлять познавательный интерес к чтению, сформируется потребность в чтении;

- различать основные нравственно-эстетические понятия;

- выражать положительное отношение к процессу познания.

Ученик получит возможность научиться:

- самовыражаться через слово;

- понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

- оценивать свои и чужие поступки;

- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Метапредметные результаты:

                Регулятивные УУД:

Ученик научится:

- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;

- удерживать цель деятельности до получения её результата.

- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

Ученик получит возможность научиться:

- самостоятельно ставить новые учебные цели задачи;

- выделять альтернативные способы достижения цели;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и   определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

Ученик научится:

- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;

- осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях (в том числе в виде иллюстраций, схем, таблиц);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

- обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).

Ученик получит возможность научиться:

- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- первоначальному умению смыслового восприятия текста;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные УУД:

Ученик научится:

- устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;

- высказывать и аргументировать свою точку зрения;
- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы;

- учитывать разные мнения и интересы.

Ученик получит возможность научиться:

- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

- учитывать и координировать отличные от собственных позиции людей, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

-  уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

Предметные результаты:

 Ученик научится:

- видеть черты русского национального характера в героях басен;

- различать малые фольклорные жанры;

- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

- определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

 - выразительно читать тексты древнерусской литературы, соблюдая соответствующий интонационный рисунок;

- пересказывать тексты, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные художественные приёмы;

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

Ученик получит возможность научиться:

- обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения;

- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект);

- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Дата

1

Введение. Любите читать!

ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА (2 ч.)

2

Особенности былин. Былинные герои. «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

3

Русские народные песни. Обрядовая поэзия. Необрядовая поэзия. Лиро-эпические песни.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч.)

4

«Повесть временных лет» - древнейшее сочинение русской истории. «…И вспомнил Олег коня своего…»

5

Духовно-нравственный смысл «Повести о Петре и Февронии Муромских». Идея произведения.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (7 ч.)

6

Классицизм в русской литературе, искусстве, архитектуре

7

М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на всероссийский престол Её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

8

Р/р. Сочинение «Учение М.В. Ломоносова о трёх штилях»

9

В мире художественного слова Г.Р. Державина. «Властителям и судиям»

10

Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматического произведения.

11

Образы комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Основной конфликт комедии, её проблематика.

12

Р/р. Сочинение «Проблема крепостного права и государственной власти в комедии»

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (28 ч.)

13

А.С. Пушкин в Петербурге. «К Чаадаеву», «Два чувства дивны близки нам…»

14

Художественная идея стихотворений «Во глубине сибирских руд..», «Анчар», «Туча».

15

«Песнь о вещем Олеге». Сходства и различия с летописным фрагментом.

16

Противопоставление образов Петра I и Карла ХII в поэме А.С. Пушкина «Полтава»

17

М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. Библейская символика стихотворения М.Ю. Лермонтова «Три пальмы».

18

«Родина». Деревня как поэтическое воплощение отчизны.

19

«Песня про…купца Калашникова. Историческая эпоха в «Песне…». Иван Грозный в изображении М.Ю. Лермонтова.

20

Основные мотивы и фольклорные элементы в «Песне…». Художественное богатство произведения.

21

Н.В. Гоголь в Санкт-Петербурге. «Шинель». «Внешний» и «внутренний» человек в образе Акакия Акакиевича

22

Акакий Акакиевич и «значительное лицо». Фантастика в повести.

23

«Записки охотника» И.С. Тургенева. Духовный облик рассказчика-героя. «Хорь и Калиныч». Природный ум, трудолюбие, смекалка героев.

24

«Певцы». Тема искусства в рассказе. Талант и чувство собственного достоинства крестьян.

25

«Нищий». Тематика, художественное богатство стихотворений в прозе.

26

Образ музы в поэзии Н.А. Некрасова. «Вчерашний день, часу в шестом…» Народная тема стихотворения Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда»

27-28

Поэма Н.А. Некрасова «Русские женщины». Историческая основа, художественная идея фрагмента поэмы.

29

Поэма Н.А. Некрасова «Железная дорога». Истинная цена дороги и цена труда.

30

Особенности сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина. «Дикий помещик». Нравственное одичание героя.

31

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Особенности сатиры, пародии на цивилизацию.

32

Р/р. Сочинение-миниатюра «Нужна ли сатира сегодня?»

33

Л.Н. Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». «Севастополь в декабре месяце».

34

Н.С. Лесков «Левша». Сюжетная основа произведения. Особенности языка и жанра. Автор и рассказчик в сказе. Александр I и Николай I в сказе.

35

Образ Левши в сказе. Судьба талантливого человека в России

36

Краткие сведения о Ф.И. Тютчеве. «С поляны коршун поднялся…», «Фонтан»

37

Краткие сведения об А.А. Фете. «Я пришёл к тебе с приветом…», «Вечер»

38

Поэзия XIX века о России. Н.М. Языков «Песня», И.С. Никитин «Русь», А.Н. Майков «Нива», А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край…»

39

А.П. Чехов в воспоминаниях современников. «Хамелеон».

40

«Смерть чиновника»

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА (21 ч.)

41

И.А. Бунин. «Догорел апрельский светлый вечер…». Особенности раннего творчества Бунина. Рассказ «Кукушка»

42

А.И. Куприн. «Чудесный доктор». Смысл названия и художественная идея рассказа. «Аllez!»

43

Автобиографическая повесть М. Горького «Детство». «Свинцовые мерзости дикой русской жизни»

44

Особенности поэтики «Легенды о Данко»

45

Р/р. Сочинение «Героизм и зависть в легенде о Данко»

46

А. Грин. Повесть-феерия «Алые паруса».

47

«Алые паруса». Человек как источник собственного счастья.

48

Краткие сведения о В.В. Маяковском. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Владимировичем летом на даче».

49

С.А. Есенин. «О себе». Особенности мировосприятия поэта. «Гой ты, Русь моя родная!», «Я покинул родимый дом…», «Отговорила роща золотая…».

50

И.С. Шмелёв. Художественная идея рассказа «Русская песня». «Лето господне» (фрагмент).

51

Жизнь и творчество М.М. Пришвина. Цветопись в рассказе «Москва-река»

52

К.Г. Паустовский. «Мещёрская сторона». Части повести: «Обыкновенная земля» и «Первое знакомство».

53

«Мещёрская сторона». Части повести: «Леса», «Луга», «Бескорыстие». Сходства и различия художественного мира М.М. Пришвина и К.Г. Паустовского

54

Краткие сведения о Н.А. Заболоцком. «Не позволяй душе лениться!»

55

А.Т. Твардовский. Выявление объединяющего начала стихотворений «Прощаемся мы с матерями…» и «На дне моей жизни…».

56

Поэма «Василий Тёркин». Изображение войны, качеств главного героя поэмы. Антивоенная направленность произведения.

57

Р/р. Собирательный образ Василия Тёркина.

58

Лирика поэтов-участников Великой Отечественной войны

59

Краткие сведения о Б.Л. Васильеве. Художественная идея рассказа «Экспонат №6»

60

В.М. Шукшин «Чудик». Изображение русского национального характера. Особенности авторского стиля. «Слово о малой родине» (фрагмент)

61

Поэты XX века о России

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (6 ч.)

62

Художественное своеобразие сонетов У. Шекспира.

63

Особенности структуры хокку. Эстетические принципы сложения хокку. Особенности эволюции жанра. Мацуо Басё.

64

Истоки поэзии Р. Бёрнса. Сходство стихотворений Р. Бёрнса с лиро-эпическими песнями («Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно»)

65

История создания романа Р. Стивенсона «Остров сокровищ». Прототипы героев.

66

Краткие сведения об А. де Сент-Экзюпери. «Планета людей» (глава «Линия»).

67

Особенности художественного мира поэта Янки Купалы. «Мужик», «А кто там идёт?», «Алеся».

68

Итоговая контрольная работа

Приложение 1. Коррекционная работа

В 7 классе обучается ребёнок, для которого согласно заключениям ПМПК  рекомендовано обучение по программе 7 вида (7.1.: для детей с задержкой психического развития). Учитывая  индивидуальные особенности обучающегося, изучение тем даётся на базовом уровне в соответствии с требованиями образовательных программ по предмету для основной  образовательной  школы. Ребёнок с программой обучения 7.1. обучается по общему учебному плану с детьми без ОВЗ, его особые потребности удовлетворяются в ходе внеурочной работы. Контроль знаний осуществляется на базовом уровне. Изучение литературы ведётся с использованием учебника «Литература. 7 класс» Ф.Е. Соловьева; под ред. Г.С. Меркина. – 3 изд. – М.:ООО «Русское слово», 2015. Это учебное пособие выбрано с учётом особенностей памяти, мышления, восприятия детей с ЗПР. Для учащихся с задержкой психического развития учебник доступен, так как в нём даются краткие литературоведческие и биографические сведения, тексты художественных произведений небольшого объёма. Вопросы, предлагаемые после изученного раздела, сформулированы чётко и доступно для понимания учащимися с ЗПР.

Общие особенности психического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

- недостаточная сформированность учебно-познавательных мотивов, познавательных интересов;

- несформированность универсальных учебных действий или их предпосылок, организующих деятельность обучающихся по решению учебно-познавательных и учебно-практических задач;

- трудности в использовании символических, графических средств в процессе учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

- недостаточная сформированность произвольности поведения и деятельности;

- низкая самостоятельность обучающихся в процессе учебной деятельности, потребность в постоянной направляющей, стимулирующей, организующей помощи на разных этапах деятельности;

- затруднения в адекватной оценке процесса и результатов собственной деятельности;

- повышенная истощаемость психических функций или инертность с психических процессов, трудности в переключаемости;

- трудности в воспроизведении усвоенного материала;

- низкая скорость выполнения задач, связанных с переработкой сенсорной информации;

- отставание в развитии словесно-логического мышления;

С учетом обозначенных особенностей можно выделить три группы взаимосвязанных  задач коррекционной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья:

- устранение причин трудностей в освоении основных образовательных программ общего образования, которые определяются особенностями психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья;

- компенсация нарушенных психических функций (преимущественно по отношению к психолого-педагогической работе с обучающимися с ceнсорными нарушениями);

- восполнение пробелов предшествующего обучения.

Коррекционная направленность урока осуществляется преимущественно за счет применения в процессе обучения системы методических приёмов, способствующих оптимальному освоению обучающимися содержания основных образовательных программ общего образования. С учётом анализа научно-методической литературы, требования к уроку, который предполагает реализацию коррекционной направленности обучения, можно определить следующим образом:

- чёткое планирование коррекционных задач урока;

- медленный темп урока с последующим его наращиванием;

- использование в начале урока простых, доступных для выполнения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья заданий, что позволит создать положительную стимуляцию к обучению;

- включение обучающихся в выполнение заданий по нарастающей сложности; задания, требующее максимального напряжения при выполнении целесообразно предъявлять обучающимся в первой половине урока;

- снижение объема и скорости выполнения заданий;

- предложение помощи обучающемуся в случае затруднения при выполнении задания; помощь предлагается постепенно: от минимальной стимулирующей, к организующей, направляющей, затем, в случае недостаточной эффективности названных видов помощи, обучающей;

- преимущественное использование на уроке частично-поискового метода обучения, введение элементов решения проблемных ситуаций;

- широкое использование на уроке наглядности для обеспечения адекватного восприятия, понимания и запоминания учебного материала;

- использование на уроке не более трех-четырех видов деятельности;

- обязательное использование ориентировочной основы действий в виде схем, алгоритмов, образцов выполнения заданий и других;

- использование на уроке четкой структуры и графического выделения выводов, важных положений, ключевых понятий;

- соблюдение тематической взаимосвязи учебного материала в рамках одного урока;

- преимущественная опора на зрительный анализатор;

- использование на уроке приема совместных действий: часть задания или все задание выполняется совместно с педагогом, под его руководством;

- организация работы в паре с «сильным» обучающимся;

- требование         отсроченного воспроизведения: требуется не импульсивный ответ обучающегося на вопрос, необходимо выдерживание паузы перед ответом;

- требование от обучающихся полного ответа на поставленный вопрос;

- введение речевого контроля и отработка речевой формулы программы действий: предварительное проговаривание этапов предстоящей работы: «что я сделаю сначала», «что я сделаю затем» - осуществляется сознательная регуляция деятельности; требование словесного отчёта обучающегося по итогам выполнения задания;

- использование достаточного количества разнообразных упражнений для  усвоения и закрепления учебного материала;

- переформулирование условий задачи, представленных в текстовом варианте – разбивка условия на короткие фразы. Условия задачи целесообразно дробить на короткие смысловые отрезки, к каждому из которых необходимо задать вопрос и разобрать, что необходимо выполнить.

Учитывая психологические особенности детей с ЗПР, с целью усиления практической направленности обучения в ходе урока проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:

- совершенствование движений и сенсомоторного развития:  развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики;

- коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени;

- развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями);

- развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность;

- коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике;

- коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка;

расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;

- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс Меркин.

Программа разработана на основе учебника Меркина на 70 часов....

Рабочая программа по литературе 7 класс Меркин

Рабочая программа по литературе для 7 класса по учебнику Меркина (2 часа в неделю, 70 часов в год)...

Рабочая программа по литературе 5 класс Меркин

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и ориентирована на использование учебника: Литература: Учебник  для 5 класса общеобразовательных учреждений: ...

Рабочая программа по литературе. 9.класс. Меркин

Рабочая программа по литературе. 9 класс. Меркин....

Рабочая программа по литературе. 10 класс. Меркин

Рабочая программа по литературе. 10 класс. Меркин...