Фольклорный праздник для 5 класса
проект по литературе (5 класс)
Фольклорный праздник для 5 класса представляет собой продукт совметной подготовки учителя, обучающихся и родителей. Он необходим для того, чтобы быстро найти контакт с ребятами, занять их творческим делом, подключить родителей и сразу найти среди них творческих людей, готовых пойти вместе с учителем и ребятами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklornyy_prazdnik_dlya_5_klassa_na_posidelkah.docx | 60.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Фольклорный праздник для 5 класса
«НА ПОСИДЕЛКАХ»
ПРОДУКТ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Преподаватель:
Платонова Л.В.
2016
Сценарий праздника
(Богданова Лиза и Варзова Саша)
1) Здесь и красные девицы…
2) Добры молодцы кругом.
Оба: Все уселись за столом.
1) Всем вам будет здесь приятно побывать в гостях у нас.
2) Песни русские попеть, в русский пляс с душой пуститься.
1) Пирогов отведать вкусных
2) И чайку напиться всласть.
Оба: Все мы рады видеть вас.
1) Где же пироги? Ведь изба красна не углами, а пирогами?
2) Будут вам и пироги. А сейчас посидим рядком да поговорим ладком.
Учитель:
-А ведь поговорить нам есть о чем. Каждый из вас стремится познать окружающий мир, а знакомство с ним начинается с самого близкого – с вашего дома, с вашей улицы, вашего города. Вам прежде всего открывается дверь в большой и светлый мир, который называется Родиной. Но чтобы по-настоящему глубоко и преданно любить свою Родину , надо знать не только ее настоящее, но и прошлое. Тяжела и опасна была жизнь наших предков, так как войны опустошали Русскую землю. Но и в часы горя, и в часы радости наш народ не терял душевной теплоты, верил в свои силы, в свое светлое будущее - все это находило отражение в его творчестве. А народ наш поистине талантлив. Каких только песен, сказок, легенд не создал он! Радости и печали, надежды и ожидания, мечты о счастье – все отразилось в творчестве наших далеких предков. Давайте представим и воспроизведем некоторые картины далекого прошлого. Все вы, готовясь, к сегодняшнему празднику, старались найти что-то интересное, принести предметы быта нашего народа. Посмотрите, какие интересные вещи появились у нас.
Вечером, когда окончены работы в поле и по дому, собираются девушки и парни в какой-нибудь крестьянской избе, и снова работа: кто прядет, кто вяжет, кто вышивает…
Но какая работа без песни?
Звучит песня «А я по лугу…» (с движениями)
А ноги сами просятся в пляс
Пляска «Калинка-малинка»
Стук в дверь
1) Кто там?
Лесовик:
- Здравствуйте, люди добрые! Я пришел к вам издалека. Угадайте, где я живу, откуда пришел:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт,
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем
Что это за дом?
- Правильно, я пришел к вам из лесу. В моем заповедном лесу каких только подарков нет, какие только жители не обитают.
Там, где в травах ветер сладкий,
Где над полем бор стеной,
Собираю я загадки в кузовок берестяной.
Что в нем лежит, вы узнаете, коль загадки отгадаете:
-«Круглая шляпка, коричневый бок.
Прыгнул на землю, вырос дубок» (желудь)
-«В сенокос - горька, а в мороз – сладка. Что за ягодка?» (рябина)
-« Как на стежке на дорожке вижу алые сережки,
За одною наклонился и аж десять вот набрал!» (земляника)
-«В лесу под елкой крошка – только шляпка да ножка.
Стоял на крепкой ножке, теперь лежит в лукошке» (гриб)
Вот какой мой лес, полон загадок и чудес!
2) Спасибо тебе, лесовичок , проходи к нам на посиделки Лесовичок: Спасибо и вам за приглашение.
1) Все присели, и снова замелькали руки в работе. И вдруг…
2) Остановились руки, замерли все… Что же произошло?
Оба: А вот что…
- Отдохните и послушайте сказочку
(Гришенчук Даша)
Правда и Кривда. Сказка
Однажды спорила Кривда с Правдою: чем лучше жить – кривдой или правдою?
Кривда говорила: лучше жить кривдою, а правда утверждала: лучше жить правдою. Спорили, спорили, никто не переспорит. Говорит кривда:
- Пойдём к писарю, он нас рассудит!
- Пойдём, - отвечает Правда.
Вот пришли к писарю.
- Реши наш спор, - говорит Кривда, - чем лучше жить кривдою али правдою?
Писарь спросил:
- О чём вы бьётеся?
- О ста рублях.
- Ну, ты, правда, проспорила: в наше время лучше жить кривдою.
Правда вынула из кармана сто рублей и отдала Кривде, а сама всё стоит на своём, что лучше жить правдою.
- Пойдём к судье, как он решит? – говорит Кривда. – Коли по-твоему – я тебе плачу тысячу рублей, а коли по-моему – ты мне должна оба глаза отдать.
- Хорошо, пойдём.
Пришли они к судье, стали спрашивать: чем лучше жить?
Судья сказал то же самое:
- В наше время лучше жить кривдою.
- Подавай-ка свои глаза! – говорит Кривда Правде; выколола у ней глаза и ушла куда знала.
Осталась Правда безглазая, пала лицом наземь и поползла ощупью. Доползла до болота и легла в траве. В самую полночь собралась туда неверная сила. Набольший стал всех спрашивать: кто и что сделал? Кто говорит: я душу загубил; кто говорит, я того-то на грех смутил; а Кривда в свой черёд похваляется:
- Я у Правды сто рублей выспорила да глаза выколола!
- Что глаза! – говорит набольший. Стоит потереть тутошней травкою – глаза опять будут!
Правда лежит да слушает.
Вдруг крикнули петухи, и неверная сила разом пропала. Правда нарвала травки и давай тереть глаза; потёрла один, потёрла другой – и стала видеть по-прежнему; захватила с собой этой травки и пошла в путь дорогу.
В это время у одного царя ослепла дочь, и сделал он клич: кто вылечит царевну, за того отдаст её замуж. Правда приложила ей к очам травку, потёрла и вылечила; царь обрадовался, женил Правду на своей дочери и взял к себе в дом…
- Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. А кто авторы этих сказок?
- Да, авторов мы не знаем. Народные сказки не записывались, сохранялись в памяти людей, передавались из уст в уста. Поэтому мы и говорим, что творцом их был народ.
- А еще с древних времен народ создавал не только сказки, но и другие произведения. Какие?
(Учащиеся называют: пословицы, поговорки, скороговорки, прибаутки, считалки , загадки колыбельные, потешки, пестушки, частушки, приговорки, страшилки, скороговорки, чистоговорки, заклички, дразнилки, нелепицы-нескладухи, игры, песенки).
(Иванов Егор и Пономаренко Миша) 3) Вспомним народные пословицы. Мы начнем, а вы продолжайте пословицу
4) Семеро одного …. не ждут.
- Без труда …. не выловишь и рыбку из пруда.
- Дареному коню … в зубы не смотрят.
- Волков бояться… в лес не ходить.
- Кончил дело … гуляй смело.
3) Один в поле … не воин.
4) На чужой каравай … рот не разевай.
3) Кто не работает… тот не ест. 4) А наша работа сейчас учиться, и мы споем школьные страдания!
Школьные страдания
- Ох, частушки хороши, Их поём от всей души. Но вы тоже не зевайте, А смелее подпевайте! (Линник Саша)
- Потерял наш гармонист Гармошечку-трёхрядку. Будем мы частушки петь Нынче... всухомятку! (Варзова Саша)
- Мы с моей подругой Лизой Вместе ходим в пятый класс Пропоем мы вам частушки И про школу и про нас! (Антипова Тася)
- Нам учитель всем велел Сочинить частушки, А мне мишка наступил Лапою на ушки. (Богданов Ваня)
- Я частушки сочиняю, Сочинять мне их не лень. Если б в школу не ходила, Сочиняла б целый день. (Асадова Айтен)
- Пришли в школу воробьями, Теперь ласточкой парим. Учителей мы очень любим, Всем спасибо говорим. (Мершуков Игорь)
- Мне учитель на доске Написал задание, Ну, а я сижу в тоске, На лице страдание. (Жукова Даша)
- К двойкам нам не привыкать, Двойки так легко хватать, Ничего учить не надо - Вот за это и награда. (Шевырталова Настя)
- Я к уроку не готов И сижу тихонечко, В голове полно мозгов, А в тетради двоечка. (Струков Илья)
- Не ответила про сказки На вопрос Аленка. И в дневник ей поместили Гадкого утенка! (Ангел Лиза)
- Витя наш стихи не любит, Витя стих не доучил, И за то сегодня в школе Полчетверки получил. (Гришенчук Даша)
- У тебя одни же двойки, Ты собрался их солить?! - В книгу Гиннесса хочу я, Нужно мне рекорд побить! (Спояло Дима)
- Для учительницы первой Слов хороших мне не жаль, Ведь она понять сумела, Как нас в школе удержать. (Пономаренко Миша)
|
|
- А какие же посиделки без прибаутки и небылицы? (Асадова Айтен)
Они могут быть очень разными: то это песенки, то стихи, то коротенькие рассказики – разговоры, но главное – они всегда веселые. И прибауткам, и небылицам запрещалось только одно: быть нескладехами и неряхами. И звучат они красиво и запоминаются легко.
Первая пара (Ильюшин Алеша и Ангел Лиза) – Здорово, кума!
– На рынке была.
– Никак, ты, кума, глуха?
– Купила курицу да петуха.
– Прощай, кума!
– Пять алтын дала.
Вторая пара (Струков Илья и Антипова Тася) -Федул , что губы надул?
- Кафтан прожег.
- Можно зашить.
-Да иглы нет.
- А велика ли дыра-то ?
- Один ворот остался.
Третья пара (Ионов Толя и Мершуков Игорь) - Повстречались под вечер два приятеля, один другого спрашивает:
- Что сегодня делал?
- Рукавицы искал.
- Нашел?
- Нашел.
- Где же они были?
- Да за поясом. А ты куда шагаешь?
- За семь верст.
- Киселя хлебать?
- Нет, комара искать.
- Это которого же комара?
- Да того, который за нос меня укусить хочет.
- Да он же при тебе.
- Где это при мне?
- Да на носу у тебя.
Учитель: Когда ребёнок уже умеет говорить, но ещё не все звуки у него получаются, тут на помощь ему приходят скороговорки или чистоговорки.
Сегодня мы предлагаем вам произнести некоторые из них.
«Турнир скороговорочников». Приглашаем 6 человек посоревноваться в произнесении скороговорок.
Скороговорки:
1.Батон, буханку, баранку пекарь испек спозаранку.
2.Верзила Вавила весело ворочал вилами.
3.Наша река широка, как Ока. Как Ока, широка наша река.
4.У королевы был кавалер.
У кавалера была королева.
Кто королева? А кто кавалер?
5.Мышки машут мешком Мишке.
Как смешон для мышек мишка.
Из мешка пошили мышки,
Мешковатые штанишки!
6. В недрах тундры
Выдры в гетрах
Тырят в вёдра
Ядра кедров!
Учитель: Ум, знания, сообразительность подрастающий ребёнок должен был проявить в отгадывании загадок. Что такое загадка? (это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса)
«Загадочная загадка»
(Иванов Егор и Пономаренко Миша)
• Их не сеют, не сажают –
Они сами вырастают. (Волосы)
• Тридцать два молотят –
Один поворачивает. (Зубы и язык)
• Один говорит, двое глядят, двое слушают. (Язык, глаза, уши)
Затем загадывали о том, что ближе всего к человеку – об одежде, доме:
• Набита пухом, лежит под ухом. (Подушка)
• Никого она не обижает, а все её толкают. (Дверь)
• Не огонь, а жжётся. (Крапива)
• Сидит Игнатка на грядке весь в заплатках,
Кто его потрогает, тот и заплачет. (Лук)
• Без огня горит, без крыл летит, без ног бежит. (Солнце)
• Заревел вол на сто гор, на тысячу городов. (Гром)
На дворе переполох: с неба сыплется горох. Съела шесть горошин Нина, у нее теперь ангина. (Град)
Без досок, без топоров через речку мост готов. Мост как синее стекло: скользко, весело, светло. (Лед)
Нашумела, нагремела, все промыла и ушла. И сады, и огороды всей округи полила. (Гроза)
Он вошел – никто не видел, он сказал – никто не слышал, дунул в окно и исчез, а на окнах вырос лес. (Мороз)
И не снег, и не лед, а серебром деревья уберет. (Иней)
На минуту в землю врос разноцветный чудо-мост. Чудо-мастер смастерил мост высокий без перил. (Радуга)
Люди ждут меня, зовут, а приду к ним – прочь бегут. (Дождь)
У древней старушки снег на макушке. (Гора)
Всю ночь за облаками светил фонарь с рогами. (Месяц)
Без рук, без ног, а ворота отворяет. (Ветер)
(Асадов Эльшан)
6) Долог зимний вечер. Горит-потрескивает березовая лучина, тени бегают по стене, разливается тепло от русской печки…
Звучит песня «Во поле береза стояла…» (хоровод)
(Мамина Марина)
- Быстро летит время, пора прощаться. Расскажу вам сказочку напоследок. Согласны?
Жил – был царь, у царя был двор…
Как вы думаете, интересную я вам расскажу сказочку?
На дворе был кол на колу мочало. Не начать ли сказочку сначала? Что за удивление? Ладно уж расскажу сказку. Только какую? Про журавля и овцу хотите?
Вокруг кольца ходили журавль да овца, съели они стожок сенца… А не сказать ли сказочку с конца?
(Сидоренко Роман)
- Нет уж! Давай лучше я вам расскажу. В В одном болоте жила-была лягушка по имени Квакушка. Вздумала лягушка прыгнуть на нос, присела да и завязила в тину хвост. Дергала, дергала - выдернула хвост, да завязила нос…
(Асадов Эльшан)
- Ну что это ты рассказываешь? Совсем как испорченная пластинка! Что же дальше?
(Асадова Айтен)
- Вот такими сказками поддевали слишком доверчивых людей. Это докучные сказки, от слова «докучать».
Сидоренко Роман)
8)Ну, все, расскажу настоящую сказку.
(Асадова Айтен)
- Нет, хватит. Наши посиделки подошли концу.
Учитель А напоследок еще послушаем и частушки…
1) (Юрлов Максим)
Ох и звонки планочки
У твоей тальяночки.
Ты играй, играй звончей,
Чтобы стало веселей.
2) (Мамина Марина)
Не пошла бы я плясать,
Да надо выходку казать.
Вот и пляска, вот и я,
Вот и выходка моя.
3) (Перекрестова Уля)
На гулянку собиралась,
Маменька ругалася,
Папенька сидел, как пень,
Ему ругаться было лень…
- В небе, будто от побелки (Тугеев Олег)
Засветился Млечный путь,
Отшумели посиделки
В нашей праздничной светелке,
Где пришлось нам отдохнуть. - Дни общенья – счастья вехи, (Истомин Дима)
Посиделкам всякий рад
Делу – время, а потехе
Рады люди как никак. - Посиделки – вечеринки, (Жукова Даша)
Звезды в праздничной выси.
Это – русские картинки
Нашей жизни на Руси. - Мы делились новостями, (Спояло Дима)
Мы старались вас развлечь,
Мы прощаемся с гостями.
Говоря: до новых встреч! - И как в старых добрых сказках мы приглашаем вас на пир… (Богданов Ваня)
Вам сказка, а нам – бубликов связка.
Вам сказки, а нам пироги да сласти…
Звучит музыка «Барыня…» и «Светит месяц…» Все пьют чай с пирогами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия в 0-1 классах фольклорного праздника "Масленица".
Цель:Совершенствовать выразительное, ритмичное исполнение танцевальных движений под музыку различного характера; ритмичное исполнение на музыкальных инструментах в ансамбле ритмического аккомпан...
Сценарий фольклорного праздника «Образ птицы в весенних праздниках»
Сценарий фольклорного праздника по программе «Русские традиции и обряды» в начальной школе.Тема: Весенние обряды и обычаи твоего края. Цель: приобщить к старинным календарным традици...
Фольклорный праздник в школе для 5-9 класса
Разработка фольклорного праздника в нашей школе в 2013-2014 уч. году по теме: "Как родится каравай?". Предполагается перед конкурсной программой проведение небольшой экскурсии, которую проводят нескол...
Сценарий фольклорного праздника "Календарь народных праздников. Святки"
Сенарий фолклорного праздника из цикла "Русскикие народные праздники, обряды и традиции"...
сценарий праздника "фольклорный праздник при свечах"
сценарий праздника "фольклорный праздник при свечах"...
сценарий фольклорного праздника "Медвежий праздник" в МБОУ СОШ № 10 Майкопского района.
Благодаря фольклорному материалу мы расширяем кругозор обучающихся о малых народностях нашей великой страны, обогощаем внутренний мир ребенка путем возрождения народных традиций....
Внеклассное мероприятие – фольклорный праздник. Тема «Русский народный праздник «Красная горка»
Технологию организации и проведения праздника можно рассматривать как специальную план-программу, составленную с целью получения определённых педагогических и творческих результатов, соответственно он...