Фольклорный праздник для 5 класса
проект по литературе (5 класс)

Платонова Людмила Викторовна

Фольклорный праздник для 5 класса представляет собой продукт совметной подготовки учителя, обучающихся и родителей. Он необходим для того, чтобы быстро найти контакт с ребятами, занять их творческим делом, подключить родителей и сразу найти среди них творческих людей, готовых пойти вместе с учителем и ребятами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklornyy_prazdnik_dlya_5_klassa_na_posidelkah.docx60.6 КБ

Предварительный просмотр:

Фольклорный праздник для 5 класса

«НА ПОСИДЕЛКАХ»

ПРОДУКТ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА

Преподаватель:

Платонова Л.В.

2016

Сценарий праздника

(Богданова Лиза и Варзова Саша)

1) Здесь и красные девицы…  

 2) Добры молодцы кругом.

Оба: Все уселись за столом.

 1) Всем вам будет здесь приятно побывать в гостях у нас.

2) Песни русские попеть, в русский пляс  с душой пуститься.

1) Пирогов отведать вкусных

2)  И чайку напиться всласть.

Оба: Все мы рады видеть вас.

1) Где же пироги? Ведь изба красна не углами, а пирогами?

2) Будут вам и пироги. А сейчас посидим рядком  да поговорим ладком.

Учитель:

 -А ведь поговорить нам есть о чем.  Каждый из вас стремится познать окружающий мир, а знакомство с ним начинается с самого близкого – с вашего дома, с вашей улицы, вашего города. Вам прежде всего открывается дверь в большой и светлый мир, который называется Родиной. Но чтобы по-настоящему глубоко и преданно любить свою Родину , надо знать не только ее настоящее, но и прошлое. Тяжела и опасна была жизнь наших предков, так как войны опустошали Русскую землю. Но и в часы горя, и в часы радости наш народ не терял душевной теплоты, верил в свои силы, в свое светлое будущее - все это находило отражение в его творчестве. А народ наш поистине талантлив. Каких только песен, сказок, легенд не создал он! Радости и печали, надежды и ожидания, мечты о счастье – все отразилось в творчестве наших далеких предков.  Давайте представим и воспроизведем некоторые картины далекого прошлого. Все вы, готовясь, к сегодняшнему празднику, старались найти что-то интересное, принести предметы быта нашего народа. Посмотрите, какие интересные вещи появились у нас.

Вечером, когда окончены работы в поле и по дому, собираются девушки и парни в какой-нибудь крестьянской избе, и снова работа: кто прядет, кто вяжет, кто вышивает…

Но какая работа без песни?

Звучит  песня «А я по лугу…» (с движениями)

А ноги сами просятся в пляс

Пляска  «Калинка-малинка»

Стук в дверь                                                                                                                                         

1) Кто там?

 Лесовик:

- Здравствуйте, люди добрые! Я пришел к вам издалека. Угадайте, где я живу, откуда пришел:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт,

Заходи в зеленый дом –                                                                                                                      

Чудеса увидишь в нем

Что это за дом?

- Правильно, я пришел к вам из лесу. В моем заповедном лесу каких только подарков нет, какие только жители не обитают.

Там, где в травах ветер сладкий,

Где над полем бор стеной,

Собираю я загадки в кузовок берестяной.

Что в нем лежит, вы узнаете, коль загадки отгадаете:

-«Круглая шляпка, коричневый бок.

Прыгнул на землю,  вырос дубок» (желудь)

-«В сенокос - горька, а в мороз – сладка. Что за ягодка?» (рябина)

-« Как на стежке на дорожке вижу алые сережки,

За одною наклонился и аж десять вот набрал!» (земляника)

-«В лесу под елкой крошка – только шляпка да ножка.

Стоял на крепкой ножке,  теперь лежит в лукошке» (гриб)

Вот какой мой лес, полон загадок и чудес!

2) Спасибо тебе, лесовичок ,  проходи к нам на посиделки                                                                                                                                             Лесовичок: Спасибо и вам за приглашение.

1) Все  присели, и снова замелькали руки в работе. И вдруг…

2) Остановились руки, замерли все… Что же произошло?

Оба: А вот что…

  1. Отдохните и послушайте сказочку  

            (Гришенчук Даша)

Правда и Кривда. Сказка

Однажды спорила Кривда с Правдою: чем лучше жить – кривдой или правдою?

Кривда говорила: лучше жить кривдою, а правда утверждала: лучше жить правдою. Спорили, спорили, никто не переспорит. Говорит кривда:

- Пойдём к писарю, он нас рассудит!

- Пойдём, - отвечает Правда.

Вот пришли к писарю.

- Реши наш спор, - говорит Кривда, - чем лучше жить кривдою али правдою?

Писарь спросил:

- О чём вы бьётеся?

- О ста рублях.

- Ну, ты, правда, проспорила: в наше время лучше жить кривдою.

Правда вынула из кармана сто рублей и отдала Кривде, а сама всё стоит на своём, что лучше жить правдою.

- Пойдём к судье, как он решит? – говорит Кривда. – Коли по-твоему – я тебе плачу тысячу рублей, а коли по-моему – ты мне должна оба глаза отдать.

- Хорошо, пойдём.

Пришли они к судье, стали спрашивать: чем лучше жить? 

Судья сказал то же самое:

- В наше время лучше жить кривдою.

- Подавай-ка свои глаза! – говорит Кривда Правде; выколола у ней глаза и ушла куда знала.

Осталась Правда безглазая, пала лицом наземь и поползла ощупью. Доползла до болота и легла в траве. В самую полночь собралась туда неверная сила. Набольший стал всех спрашивать: кто и что сделал? Кто говорит: я душу загубил; кто говорит, я того-то на грех смутил; а Кривда в свой черёд похваляется:

- Я у Правды сто рублей выспорила да глаза выколола!

- Что глаза! – говорит набольший. Стоит потереть тутошней травкою – глаза опять будут!

Правда лежит да слушает.

Вдруг крикнули петухи, и неверная сила разом пропала. Правда нарвала травки и давай тереть глаза; потёрла один, потёрла другой – и стала видеть по-прежнему; захватила с собой этой травки и пошла в путь дорогу.

В это время у одного царя ослепла дочь, и сделал он клич: кто вылечит царевну, за того отдаст её замуж. Правда приложила ей к очам травку, потёрла и вылечила; царь обрадовался, женил Правду на своей дочери и взял к себе в дом…

  1. Сказка ложь, да в ней намек,  добрым молодцам урок.  А кто авторы этих сказок?
  1. Да, авторов мы не знаем. Народные сказки не записывались, сохранялись в памяти людей, передавались из уст в уста. Поэтому мы и говорим, что творцом их был народ.
  2. А еще с древних времен народ создавал не только сказки, но и другие произведения. Какие?

(Учащиеся называют: пословицы, поговорки, скороговорки, прибаутки, считалки , загадки колыбельные, потешки, пестушки, частушки, приговорки, страшилки, скороговорки, чистоговорки, заклички, дразнилки, нелепицы-нескладухи, игры, песенки).       

 (Иванов Егор и Пономаренко Миша)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               3) Вспомним народные пословицы. Мы  начнем, а вы продолжайте пословицу

4) Семеро одного …. не ждут.

  1. Без труда …. не выловишь и рыбку из пруда.
  2. Дареному коню … в зубы не смотрят.
  1. Волков бояться… в лес не ходить.
  2. Кончил дело … гуляй смело.

3)  Один в поле … не воин.

       4) На чужой каравай … рот не разевай.

3) Кто не работает… тот не ест.                                                                                                                                                        4)  А наша работа сейчас учиться,  и мы споем школьные страдания!    

Школьные страдания      

  1.  Ох, частушки хороши, Их поём от всей души. Но вы тоже не зевайте, А смелее подпевайте! (Линник Саша)
  2. Потерял наш гармонист Гармошечку-трёхрядку. Будем мы частушки петь Нынче... всухомятку! (Варзова Саша)
  3. Мы с моей подругой Лизой  Вместе ходим в пятый класс  Пропоем мы вам частушки  И про школу и про нас! (Антипова Тася)
  4. Нам учитель всем велел  Сочинить частушки,  А мне мишка наступил  Лапою на ушки.  (Богданов Ваня)
  5. Я частушки сочиняю, Сочинять мне их не лень. Если б в школу не ходила, Сочиняла б целый день. (Асадова Айтен)
  6. Пришли в школу воробьями, Теперь ласточкой парим. Учителей мы очень любим, Всем спасибо говорим. (Мершуков Игорь)
  7. Мне учитель на доске  Написал задание, Ну, а я сижу в тоске, На лице страдание. (Жукова Даша)
  8. К двойкам нам не привыкать,  Двойки так легко хватать,  Ничего учить не надо -  Вот за это и награда. (Шевырталова Настя)
  9. Я к уроку не готов И сижу тихонечко, В голове полно мозгов,  А в тетради двоечка. (Струков Илья)
  10. Не ответила про сказки  На вопрос Аленка.  И в дневник ей поместили  Гадкого утенка! (Ангел Лиза)
  11. Витя наш стихи не любит,  Витя стих не доучил,  И за то сегодня в школе  Полчетверки получил. (Гришенчук Даша)
  12. У тебя одни же двойки, Ты собрался их солить?!  - В книгу Гиннесса хочу я,  Нужно мне рекорд побить! (Спояло Дима)
  13. Для учительницы первой Слов хороших мне не жаль, Ведь она понять сумела,  Как нас в школе удержать. (Пономаренко Миша)
  1. В школу утром я иду, Ждут меня учителя. Будут мучить на уроках - Буду мучить их и я. (Тугеев Олег)
  1. Я «четыре» получила-  Хвастается Мила.  А на самом деле это  Две оценки было. (Городовиченко Полина)
  2. Я пришел сегодня грустный,  Опять двойку получил.  Меня мама отругала,  Ну а папа все простил. (Асадов Эльшан)
  3. Очень быстро разучили  Юля с Катей новый стих.  А четверку получили,  К сожаленью, на двоих. (Комарова Настя)
  4. Маша спрятала в кладовку  От родителей тетрадь.  Дружно мыши возмутились:  - Снова двойки нам жевать! (Юрлов Максим)
  5. Дала списать я на контрольной Все задачи Ромочке, А теперь у нас в тетрадках, У обоих двоечки! (Мамина Марина)
  6.  Мы частушки любим петь Русские народные. Каждый день мы их поём, Мы без них голодные (Богданова Лиза)
  1. А какие же посиделки без прибаутки и небылицы? (Асадова Айтен)

      Они могут быть очень разными: то это песенки, то стихи, то коротенькие рассказики – разговоры, но главное – они всегда веселые. И прибауткам, и небылицам запрещалось только одно: быть нескладехами и неряхами. И звучат они красиво и запоминаются легко.

Первая пара         (Ильюшин Алеша и Ангел Лиза)                                                                                                                                                – Здорово, кума!
– На рынке была.
– Никак, ты, кума, глуха?
– Купила курицу да петуха.
– Прощай, кума!
– Пять алтын дала.

Вторая пара             (Струков Илья и Антипова Тася)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     -Федул , что губы надул?

- Кафтан прожег.

- Можно зашить.

-Да иглы нет.

- А велика ли дыра-то ?

- Один ворот остался.

Третья пара               (Ионов Толя и Мершуков Игорь)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  - Повстречались под вечер два приятеля, один другого спрашивает:

- Что сегодня делал?

- Рукавицы искал.

- Нашел?

- Нашел.

- Где же они были?                                                                                                      

- Да за поясом.  А ты куда шагаешь?                                                                                                

- За семь верст.

- Киселя хлебать?

- Нет, комара искать.

- Это которого же комара?

- Да того, который за нос меня укусить хочет.

- Да он же при тебе.

- Где это при мне?

- Да на носу у тебя.

Учитель: Когда ребёнок уже умеет говорить, но ещё не все звуки у него получаются, тут на помощь ему приходят скороговорки или чистоговорки.
Сегодня мы предлагаем вам произнести некоторые из них.

«Турнир скороговорочников».  Приглашаем 6 человек посоревноваться в произнесении скороговорок.

Скороговорки: 
1.Батон, буханку, баранку пекарь испек спозаранку. 

2.Верзила Вавила весело ворочал вилами. 

3.Наша река широка, как Ока. Как Ока, широка наша река. 

4.У королевы был кавалер.
У кавалера была королева.
Кто королева? А кто кавалер?


5.Мышки машут мешком Мишке.

Как смешон для мышек мишка.

Из мешка пошили мышки,

Мешковатые штанишки!

6. В недрах тундры 
Выдры в гетрах 
Тырят в вёдра 
Ядра кедров!

Учитель: Ум, знания, сообразительность подрастающий ребёнок должен был проявить в отгадывании загадок. Что такое загадка? (это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса)

 «Загадочная загадка»

(Иванов Егор и Пономаренко Миша)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

• Их не сеют, не сажают –
Они сами вырастают. (Волосы)

• Тридцать два молотят –
Один поворачивает. (Зубы и язык)
• Один говорит, двое глядят, двое слушают. (Язык, глаза, уши)
Затем загадывали о том, что ближе всего к человеку – об одежде, доме: 
• Набита пухом, лежит под ухом. (Подушка)
• Никого она не обижает, а все её толкают. (Дверь)
• Не огонь, а жжётся. (Крапива)
• Сидит Игнатка на грядке весь в заплатках,
Кто его потрогает, тот и заплачет. (Лук)

• Без огня горит, без крыл летит, без ног бежит. (Солнце)
• Заревел вол на сто гор, на тысячу городов. (Гром)
На дворе переполох: с неба сыплется горох. Съела шесть горошин Нина, у нее теперь ангина. (Град)

Без досок, без топоров через речку мост готов. Мост как синее стекло: скользко, весело, светло. (Лед)
Нашумела, нагремела, все промыла и ушла. И сады, и огороды всей округи полила. (Гроза)
Он вошел – никто не видел, он сказал – никто не слышал, дунул в окно и исчез, а на окнах вырос лес. (Мороз)
И не снег, и не лед, а серебром деревья уберет. (Иней)

На минуту в землю врос разноцветный чудо-мост. Чудо-мастер смастерил мост высокий без перил. (Радуга)
Люди ждут меня, зовут, а приду к ним – прочь бегут. (Дождь)
У древней старушки снег на макушке. (Гора)
Всю ночь за облаками светил фонарь с рогами. (Месяц)
Без рук, без ног, а ворота отворяет. (Ветер)

(Асадов Эльшан)

6)  Долог зимний вечер. Горит-потрескивает березовая лучина, тени бегают по стене, разливается тепло от русской печки…

          Звучит песня «Во поле береза стояла…» (хоровод)

(Мамина Марина)

  1. Быстро летит время, пора прощаться. Расскажу вам сказочку напоследок. Согласны?

Жил – был царь, у царя был двор…

Как вы думаете, интересную я вам расскажу сказочку?

На дворе был кол на колу мочало. Не начать ли сказочку сначала? Что за удивление? Ладно уж расскажу сказку. Только какую? Про журавля и овцу хотите?

Вокруг кольца ходили журавль да овца, съели они стожок сенца…  А не сказать ли сказочку с конца?

(Сидоренко Роман)

  1. Нет уж! Давай лучше я вам расскажу.                                                                                            В В одном болоте жила-была лягушка по имени Квакушка. Вздумала лягушка прыгнуть на нос, присела да и завязила в тину хвост. Дергала, дергала - выдернула хвост, да завязила нос…

(Асадов Эльшан)

  1.  Ну что это ты рассказываешь? Совсем как испорченная пластинка! Что же дальше?

(Асадова Айтен)

  1. Вот такими сказками поддевали слишком доверчивых людей.  Это докучные сказки, от слова «докучать».

Сидоренко Роман)

8)Ну,  все, расскажу настоящую сказку.

(Асадова Айтен)

  1. Нет,  хватит. Наши посиделки подошли  концу.

Учитель А напоследок еще послушаем и частушки…

1) (Юрлов Максим)

Ох и звонки планочки

У твоей тальяночки.

Ты играй, играй звончей,

Чтобы стало веселей.

2) (Мамина Марина)

Не пошла бы я плясать,

Да надо выходку казать.

Вот и пляска, вот и я,

Вот и выходка моя.

3) (Перекрестова Уля)

На гулянку собиралась,

Маменька ругалася,

Папенька сидел, как пень,

Ему ругаться было лень…

  1. В небе, будто от побелки   (Тугеев Олег)
    Засветился Млечный путь,
    Отшумели посиделки
    В нашей праздничной светелке,
    Где пришлось нам отдохнуть.
  2. Дни общенья – счастья вехи, (Истомин Дима)
    Посиделкам всякий рад
    Делу – время, а потехе
    Рады люди как никак.
  3. Посиделки – вечеринки, (Жукова Даша)
    Звезды в праздничной выси.
    Это – русские картинки
    Нашей жизни на Руси.
  4. Мы делились новостями, (Спояло Дима)
    Мы старались вас развлечь,
    Мы прощаемся с гостями.
    Говоря: до новых встреч!
  5. И как в старых добрых сказках мы приглашаем вас на пир…  (Богданов Ваня)

Вам сказка, а нам – бубликов связка.

Вам сказки, а нам пироги да сласти…                                                                                                              

Звучит музыка «Барыня…» и «Светит месяц…» Все пьют чай с пирогами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия в 0-1 классах фольклорного праздника "Масленица".

Цель:Совершенствовать выразительное, ритмичное исполнение танцевальных движений под музыку различного характера; ритмичное исполнение на музыкальных инструментах в ансамбле ритмического аккомпан...

Сценарий фольклорного праздника «Образ птицы в весенних праздниках»

Сценарий фольклорного праздника по программе «Русские традиции и обряды» в начальной школе.Тема: Весенние обряды и обычаи твоего края.    Цель: приобщить к старинным календарным традици...

Фольклорный праздник в школе для 5-9 класса

Разработка фольклорного праздника в нашей школе в 2013-2014 уч. году по теме: "Как родится каравай?". Предполагается перед конкурсной программой проведение небольшой экскурсии, которую проводят нескол...

Сценарий фольклорного праздника "Календарь народных праздников. Святки"

Сенарий фолклорного праздника из цикла "Русскикие народные праздники, обряды и традиции"...

сценарий праздника "фольклорный праздник при свечах"

сценарий  праздника "фольклорный праздник при свечах"...

сценарий фольклорного праздника "Медвежий праздник" в МБОУ СОШ № 10 Майкопского района.

Благодаря фольклорному материалу мы расширяем кругозор обучающихся о малых народностях нашей великой страны, обогощаем внутренний мир ребенка путем возрождения народных традиций....

Внеклассное мероприятие – фольклорный праздник. Тема «Русский народный праздник «Красная горка»

Технологию организации и проведения праздника можно рассматривать как специальную план-программу, составленную с целью получения определённых педагогических и творческих результатов, соответственно он...