Сценарий фольклорного праздника «Образ птицы в весенних праздниках»
презентация к уроку по теме
Сценарий фольклорного праздника по программе «Русские традиции и обряды» в начальной школе.
Тема: Весенние обряды и обычаи твоего края.
Цель: приобщить к старинным календарным традициям, пробудить интерес к русскому фольклору и обрядам, дать возможность почувствовать радость от участия в подобном действии.
Задачи:
Обучающие: познакомить с весенними народными праздниками, закличками.
Развивающие: развивать речь учащихся; память, координацию движения, внимание, фантазию и воображение; развивать умение исполнять народные песни в свойственной им манере.
Воспитывающие: воспитывать любовь и уважение к народным традициям и обычаям, прививать бережное отношение к родной природе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя школа №125 отделение дополнительного образования детей
творческое объединение «Русские традиции и обряды»
Сценарий фольклорного праздника
«Образ птицы в весенних праздниках»
по теме «Весеннее равноденствие.
Весенние обряды и обычаи твоего края».
С использованием информационно - коммуникационных технологий и элементов развивающего обучения.
Автор: педагог дополнительного образования
Начинкина Татьяна Яновна.
Сценарий фольклорного праздника «Образ птицы в весенних праздниках»
По программе «Русские традиции и обряды» в начальной школе.
Тема: Весенние обряды и обычаи твоего края.
Цель: приобщить к старинным календарным традициям, пробудить интерес к русскому фольклору и обрядам, дать возможность почувствовать радость от участия в подобном действии.
Задачи:
Обучающие: познакомить с весенними народными праздниками, закличками.
Развивающие: развивать речь учащихся; память, координацию движения, внимание, фантазию и воображение; развивать умение исполнять народные песни в свойственной им манере.
Воспитывающие: воспитывать любовь и уважение к народным традициям и обычаям, прививать бережное отношение к родной природе.
План занятия.
1.Организация начала праздника. Сообщение темы и плана праздника – 3 мин.
2. Сообщение нового материала 6 мин. Знакомство с весенними праздниками.
3.Проверка имеющихся у детей знаний. -1мин.
4 Сообщение нового материала 7 мин. Знакомство с перелётными птицами твоего края.
5. Игровая переменка -15мин
6. Сообщение нового материала 8 мин. Знакомство с весенними обрядами.
7.Закрепление полученных знаний 5 мин.
Продолжительность праздника 45минут.
8. Чаепитие.
Реквизит. Рисунки с изображением птиц, о которых говорится, запись птичьих голосов, закличек, музыки для конкурсов и игр, птички-жаворонки (на палочках), Жаворонки-печенье- в корзиночке; обручи, мультимедийная презентация.
Техническое оснащение М/М-презентация,15 стульев стоящих буквой «П»,
экран, компьютер.
Форма: праздник (коллективная, игровая).
Оформление зала: пословицы и приметы, связанные с приходом весны; рисунки перелётных птиц.
Методы: Проблемный, поисковый, беседа, рассказ, игра, поощрения, вопросы, показ презентации.
Количество детей: – 15
Подготовительный этап.
1. Разучивание песен, стихотворений, игр.
2. Знакомство с птицами.
3. Рассматривание иллюстраций, репродукций картин на весеннюю тему.
Ход праздника
1.Организация начала праздника. История праздника- 3мин.
Дети входят под музыку в зал. Звучит песня «Песенка про чибиса»
Музыка: Михаил Иорданский Слова: Антон Пришелец
Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами будем встречать весну, узнаем о весенних народных праздниках. Мы будем чествовать тех, кто нам приносит её на крыльях, наших пернатых друзей, помощников. Знаете, что раз в году бывает праздник, который посвящён птицам. Как вы думаете, когда он бывает?
Ответ детей: весной.
Педагог: А в каком месяце?
Ответ детей: Когда прилетают птицы. 1-го апреля!
Педагог: Правильно.
М.М Презентация «Образ птиц»
Слайд 1 «Образ птиц»
Слайд 2 День птиц 1 апреля
Педагог: Дата проведения Международного праздника «День птиц» выбрана не случайно: как раз в это время из теплых краев возвращаются пернатые. Возник праздник в США в 1894 году. А затем пришел в Европу.
Источник: http://www.calend.ru/holidays
2. Сообщение нового материала 5 мин
http://www.ethnomuseum.ru/section
http://www.agentstvo-prazdnik.ru/holidays
Ребята, а какие весенние русские народные праздники, связанные с птицами вы знаете?
Ответы детей: 8 марта,1 апреля, Пасха.
А теперь давайте послушаем, как встречали весну на Руси.
С давних пор главным среди признаков, предвещавших наступление весны, был прилет птиц. Появление перелетных птиц уже само по себе соотносилось с наступлением тепла, таянием снега. «Как черная тропинка, так птички прилетают из теплых стран»; «Рады птицам перелетным: как птицы прилетят, так теплота у нас пойдет», - говорили крестьяне.
В весенних закличках и хороводных песнях рассказывалось как "пташечка-полеташечка", кулик, галочка или ласточка - "ключница" летели к Богу, просили Его дать людям весну или приносили ключи, чтобы отпереть весну-лето и запереть зиму.
По древнему обычаю детям делали свистульки, свист которых, похожий на голоса птиц привлекал весну.
Слайд 3 (жаворонки печёные) Основная встреча весны на Руси праздновалась в день весеннего равноденствия – 22 марта, называли его Сороки. «Сорок сороков птиц летят – весну несут» - говорили в народе. Это традиционный, народный, календарный праздник.
Педагог: ребята, а кто знает, почему так называется праздник?
Ответы детей:
Педагог: Называется он так в честь сорока Севастийских воинов – мучеников, которые были христианами и отказались поклоняться языческим богам. В древнем поучении детям” можно прочесть: “На сорок мучеников птицы небесные из ирия идут”.
Педагог: Опять новое слово. Попробуйте догадаться ,что оно означает.
Ответы детей:
Педагог: Ирий в древнерусском языке означает рай. Обычно в этот день ожидался прилет жаворонков или куликов, которые ведут за собой сорок птиц, несущих весну на своих крыльях. К этому дню приурочивается много примет и изречений (какова погода будет в этот день – такова она будет еще сорок дней.
Слайд 4 Благовещенье
Педагог: послушайте строки Александра Сергеевича Пушкина.
В чужбине свято соблюдаем
Родной обычай старины:
На волю птичку отпускаем
При светлом празднике весны.
Как вы думаете, о каком празднике весны идёт речь?
Ответы детей:
Здесь говорится о празднике Благовещенье, когда происходит решающая встреча весны. Отмечают его 7 апреля.
Попробуем догадаться, что означает Благовещенье. Первая часть этого слова имеет корень – благ, а вторая от слова весть.
Благовещение означает «благая» или «добрая» весть. В этот день в мир пришла благая весть о рождении Спасителя. День, когда душа человека обрела свободу, как птица вырвалась из клетки ввысь. На Благовещенье по традиции выпускали птиц на волю, и они возвещали Богу о доброте своих освободителей.
На Благовещенье запрещалось выполнять какую - либо работу: “Красная девка косы не плетет, птица гнезда не вьет”.
3. Проверка имеющихся у детей знаний. 1 мин
Педагог: Ребята, а какие птицы к нам прилетают весной?
Ответы детей: Ласточки, грачи, скворцы…
Звучат голоса птиц
4. Сообщение нового материала -7 мин
Педагог: весной мы радуемся прилёту пернатых и сегодня я хочу вас познакомить с перелётными птицами нашего края, которых вы, может быть не знаете.
Маленькие певчие птицы, прилетая из дальних странствий на родину, надевают яркий, праздничный наряд. Много птиц возвращается к нам с зимовок. Давай полюбуемся на самых красочных, самых нарядных из тех, кого мы можем увидеть в городских парках и скверах.
2-ой ведущий:
Одна из первых птиц, появляющаяся в конце марта,— зяблик.
Слайд 5 Зяблик.
Чуть позже прилетают дрозды и зарянки.
Слайд 6 Дрозд и зарянка.
1-ый ведущий:
В середине апреля, с первой зеленью, в сады прилетают горихвостки и варакушки.
Слайд 7 Горихвостка и варакушка.
В мае прилетают соловьи
Слайд 8 Соловей
Слайд 9 Перелётные птицы
Педагог: ребята, а какую пользу приносят птицы?
Ответы детей: уничтожают вредных насекомых.
Слайд 10 птицы Дятел Скворцы Синицы
1-ый ведущий: Дятла в народе называют лесным врачом. Некоторые насекомые заползают под кору деревьев, а дятел вытаскивает их оттуда, тем самым прокармливая себя и спасая деревья.
Семья скворцов уничтожает за месяц до 24000 насекомых и их личинок.
А пара синиц, поселившихся в саду вместе со своим потомством, могут очистить от насекомых-вредителей 40 больших яблонь.
Слайд 11 Щегол и Соловей
Педагог: посмотрите на эту яркую птицу. Как она называется?
Ответы детей:
Педагог: может вы слышали такое выражение «Вырядился как щёголь»? (подсказка)
Радостно нам на неё смотреть? А эту маленькую невзрачную певчую птичку вы узнали?
Ответы детей:
Педагог: она очень красиво поёт. (подсказка)
Ответы детей:
Педагог: давайте послушаем, как чудно поёт соловей
http://muzofon.com/search
Педагог: как вы думаете, ребята, хищные птицы приносят пользу?
Какую?
Ответы детей:
1-ый ведущий: Для человека полезны и хищные птицы.
Они оберегают наш урожай от мелких грызунов-вредителей -мышей и полевок-переносчиков опасных болезней.
Звучат голоса птиц.
5.Игровая переменка -10мин.
Педагог:
А сейчас, ребята, мы с вами поиграем в старинную народную игру КУРИЦА И ЦЫПЛЯТА.
Для этого надо выбрать «коршуна» и «наседку». Все остальные играющие – «цыплята». Цыплята выстраиваются в шеренгу друг за другом, крепко держа друг друга за талию. Впереди шеренги – наседка. Целью коршуна является утащить из «выводка» цыпленка, а цель наседки – не дать ему это сделать. Если коршуну удается разорвать цепочку и выхватить одного из цыплят, то коршун становится наседкой, а похищенный цыпленок – коршуном. Вы будете маленькими цыплятами, которые появились весной. Выберем её по считалке наседку-курицу.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
А теперь выберем коршуна. Тоже по считалке.
Говорят на заре,
Собирались на горе
Голубь, гусь и галка
Вот и вся считалка.
Педагог: а сейчас народная игра «Петушиный бой».
Проигрываем 3 раза
Попрошу выйти по 2 пары из каждой команды и встать в круг друг напротив друга на расстоянии шага. Вы будете изображать дерущихся петухов: прыгая на одной ноге, старайтесь толкнуть друг друга плечом. Тот, кто потерял равновесие и встал на пол двумя ногами, выходит из игры. Одной рукой держим колено согнутой ноги.
Педагог: Ребята, отгадайте загадку
Бегу я как по лесенке
По камушкам звеня.
Издалека по песенке
Узнаете меня.
(ручей)
Оригинал: http://www.fun4child.ru/396-zagadki-o-vesne.html
Следующая наша игра «Ручеек»
Для этого встанем в колонну парами. Каждая пара поднимает соединенные руки вверх. Первая пара, стоящая в голове колонны, разъединяет руки, и оба партнера один за другим движутся внутри колонны под руками играющих. Каждый из разъединенных партнеров выбирает себе в пару другого партнера или партнершу, берет его или ее за руку и продолжает движение внутри колонны до ее конца и тут становится замыкающей парой. Те, кто остался без пары, бегут в голову колонны и начинают двигаться от ее головы до хвоста, выбирая себе нового партнера.
Звучит плясовая быстрая музыка.
6.Знакомство с весенними обрядами. -8мин.
Педагог: наша игровая переменка закончилась. Садитесь.
Жизнь наших предков очень сильно зависела от природных условий, прежде всего, от погоды. Не всегда погода радовала крестьянина, часто зима не хотела сдавать своих позиций, а земледельцу нужна дружная весна, чтобы поскорее начать работы в поле. Вот и приходилось зазывать весну к себе в гости. Кликание весны,ещё говорят: "выкликать весну", "весну гукати", "зачинати весну", - обрядовое действие, сопровождавшееся пением или выкрикиванием специальных весенних песен - веснянок, закличек, смысл которого приглашение - призыв весны и/или птиц. Кликание , должно было способствовать наступлению весны, приближению тепла и света, пробуждение природы и ее жизненных сил. Весну называли красной. Ребята, что в те времена значило красная?
Дети: хорошая, добрая, красивая.
Педагог: а ещё алая, и лучшая.
Давайте посмотрим и послушаем как закликали весну в народе.
Показ видео сюжета- 30сек
Педагог: Сейчас мы с вами попробуем исполнить веснянку. Сначала нам надо «прочистить голоса».
Для этого надо как можно громче кричать:
Йа! Йе! Йи! Йо! Йу!
Педагог и дети: Йа! Йе! Йи! Йо! Йу!
Теперь попробуем гукнуть: Гу!
Педагог и дети: гу!
После запева, по мановению палочки, надо всем вместе громко и протяжно крикнуть: Гу!
Благослови, мати,
Весну заклинати.
Рано, рано,
Весну заклинати. Гу!
Педагоги дети: Гу!
Педагог:
Весну заклинати,
Зиму провожати.
Педагоги дети: Гу!
Рано, рано,
Зиму провожати.
Педагоги дети: Дети: Гу!
Педагог: попробуем вместе покликать весну.
Ведущий1и ведущий2:
Чу-виль-виль, виль
Весна пришла
Педагог и дети:
Чу-виль-виль, виль
Весна пришла
Ведущий 1и ведущий 2:
На колясочках,
Педагог и дети:
На колясочках,
Ведущий 1и ведущий 2:
Зима ушла на саночках.
Педагог и дети:
Зима ушла на саночках.
Педагог: образ птиц, возвращающихся на родину из тёплых стран, объединяет все весенние обряды и обычаи. В народе считали, что на день весеннего равноденствия прилетают жаворонки и приносят весну. К этому дню хозяйки обычно пекли «жаворонков», «куличков», «чувилек» - домашнее печенье в виде птичек, отдавали их детям, и те выбегали на высокое место закликать жаворонков, а с ними и весну. Печеных «жаворонков» насаживали на шесты, на ветки или на вилы, а затем ,что есть силы кричали «заклички»:
Педагог: посмотрите какой замечательный жаворонок.
Слайд - жаворонок.
Педагог: весну мы покликали, теперь, а теперь покликаем жаворонков.
Ведущий1и ведущий2: (исполняют заклички.) исполняют закличку «Ой кулики-жаворонушки».
Жаворонки, перепёлушки,
Птички ласточки!
Педагог и дети: вместе!
Жаворонки, перепёлушки,
Птички ласточки!
Ведущий 1и ведущий 2: Прилетите к нам!
Педагог: вместе
Дети: Прилетите к нам!
Ведущий 1и ведущий 2:
Весну ясную,
Весну красную
Принесите нам!
Дети:
Весну ясную,
Весну красную
Принесите нам!
Ведущий1и Ведущий 2:
Жаворонок! Жаворонок!
На тебе зиму, А нам лето,
Педагог: вместе
Дети: Жаворонок! Жаворонок!
На тебе зиму, А нам лето,
Ведущий1и Ведущий 2:
На тебе сани, А нам телегу!
Дети: На тебе сани, А нам телегу!
Педагог: Птичек съедали, а часть их оставляли на ветвях, на овинах и сараях. Иногда в жаворонков запекали на счастье монетки, угольки.
Слайд-печенье жаворонок
6.Закрепление полученных знаний в игре.-5 минут
игра
Педагог: попрошу вас, ребята подойти к компьютеру и вставить недостающие буквы в названии каждой птицы.
Перелётные птицы.
1.Зяблик 2.Дрозд. 3.Зарянка..4.Горихвостка5.Варакушка.6.Соловей
Слайд 12 - Зяблик Дрозд Зарянка Горихвостка Варакушка Соловей
Следующее задание: капитаны команд набирают себе команду по очереди. Придумайте название своей команде по теме: «весна пришла». Каждой команде даются карточки шести цветов, из которых надо сложить 6 названий перелётных птиц.
Педагог: быстрее справилась команда… О каких весенних народных праздниках мы сегодня говорили и как они связаны с птицами?
Ответы детей:
Педагог: правильно, молодцы! Сороки, Благовещенье.
Обе команды справились с небольшой разницей во времени. Все мы разные и, главное, что вы смогли выполнить задание дружно, были внимательны и вежливы.
Педагог:
Спасибо, ребята. Вам понравился наш праздник? А теперь – сюрприз. Печенье жаворонки! Посмотрите, какое красивое печенье испекли для вас ваши заботливые родители. Приглашаю всех в класс на чаепитие.
Слайд 13 -День птиц
Педагог: Все вы хорошо знаете, что победа – это не самое главное –участие. Спасибо всем участникам и всем, кто помог в подготовке нашего праздника. Под музыку в исполнении народных инструментов (аудиозапись) дети выходят из зала.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«День птиц» 1 апреля
Печенье «Жаворонки»
Благовещенье Пресвятой Богородицы 7 апреля
Зяблик
Дрозд Зарянка
Варакушка Горихвостка
Соловей
Перелетные птицы
Дятел Скворец Синицы
Щегол Соловей
Зяблик Дрозд Зарянка Соловей Горихвостка Варакушка
День птиц Сороки Благовещенье
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Весенний праздник "День птиц"
Весенний праздник "День птиц" . Внеклассное общешкольное мероприятие проходит в виде КВН. Команды соревнуются: отгадывают загадки, составляют рассказы, инсценируют басни и т.д. Болельщики принимают ак...
Сценарий фольклорного праздника "Календарь народных праздников. Святки"
Сенарий фолклорного праздника из цикла "Русскикие народные праздники, обряды и традиции"...
Внеклассное мероприятие: Фольклорный весенний праздник "СОРОКИ"
Внеклассное мероприятие: Фольклорный весенний праздник "СОРОКИ"По народному календарю первый месяц весны богат праздниками. День 40 мучеников Севастийских на языке народа носит название &quo...
Сценарий весеннего праздника "Праздник светлой Пасхи"
Весенний сценарий праздника для младших школьников...
Сценарий весеннего праздника в старшей логопедической группе "Вот опять наступила весна, снова праздник она принесла..."
Продолжать знакомить детей с праздником всех женщин в соединении с народными традициями встречи весны, на материале праздника соединять современные празднования с русским фольклором....
сценарий фольклорного праздника "Медвежий праздник" в МБОУ СОШ № 10 Майкопского района.
Благодаря фольклорному материалу мы расширяем кругозор обучающихся о малых народностях нашей великой страны, обогощаем внутренний мир ребенка путем возрождения народных традиций....
Троица (праздник русской березки) Сценарий фольклорного праздника. (для детей старших и подготовительных групп)
Цель: приобщить детей к культуре русского народа, показать его самобытность, проявляющуюся в устном народном творчестве (песнях, потешках, попевках, играх)....