Женские образы в произведениях великого поэта
статья по литературе

Автор рассказывает о женских образах в творчестве А.С. Пушкина

Скачать:


Предварительный просмотр:

Женские образы в произведениях великого поэта

Железнякова Ирина Дмитриевна

учитель русского языка и литературы

Новые образовательные стандарты обучения в средней школе вызывают необходимость адаптировать преподавание базовых школьных дисциплин к современной образовательной реальности. Однако, неизменным остается одно – произведения великого поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина, которые невозможно адаптировать, переформатировать, подогнать или исправить. Их нужно воспринимать и принимать такими, какими они были созданы великим мастером.

Информационные, визуальные и оперативные возможности образовательного процесса в последние годы существенно изменились с появлением в школах электронных образовательных ресурсов. На современном этапе педагоги используют мультимедийное оборудование, интерактивные экраны, SMART-доски, аудио- и видеооборудование для изучения любого учебного предмета, в том числе и классической литературы.

Еще недавно трудно было представить вторжение новых технологий в такой традиционный для школы блок как изучение литературы ХIХ века. А уж тем более трудно изменять прочно устоявшиеся традиции преподавания в школе творчества великого А.С.Пушкина. Как соединить классическую методику преподавания с новыми образовательными реальностями? Этот вопрос встает перед учителями филологами.

При использовании в педагогической практике информационно-коммуникационных технологий обучающиеся знакомятся не только с любовными стихами великого поэта, но и с внешними обликами (портретами) дам этой эпохи, которым и были посвящены эти лирические произведения. Изложенный ниже литературный материал педагоги могут предъявлять обучающимся в виде Презентаций, видео-и аудиокниг, «Литературных гостиных», «Вечеров поэзии» и т.д. для визуализации учебного процесса.

Какие бы креативные и современные способы предъявления учебного материала учитель не изобрел, неизменным остается одно – лирика великого поэта, которая не может устареть, и всегда будет современной и нужной, как любовь, как солнце. Почему же давно написанные стихи по-прежнему остаются современными и любимыми миллионами людей?

В современном литературном мире известно множество книг, публикаций, очерков, исследовательских документов, рассказывающих о Пушкине, о его стихах и прозе, поскольку тема – поэзия А.С.Пушкина никогда не устаревала, никогда не меняла своего вектора и всегда была современна, и необходима, как солнце, как воздух, как любовь.

Все называют Александра Сергеевича Пушкина «Солнцем нашей поэзии». А солнце движет любовь. Любовь, как и поэзия, овладевает всеми чувствами человека, дает силы, вдохновляет на поступки и подвиги, развивает творческое воображение. Ведь любовь и поэзия – возвышенные чувства. Когда человек любит, ему хочется восторгаться, восхищаться, говорить стихами.

И как объяснить современным подростками, что и сегодня можно передать свою любовь не только через электронные смайлики, но и через поэзию. А для этого современная школа обязана разговаривать с обучающимися словами великих писателей и поэтов, изучать их произведения и бережно относиться к литературным шедеврам великих мастеров.

Нельзя давать детям только теоретические знания, как предлагают современные условия обучения, поскольку не все школьники озадачатся самостоятельным изучением практических основ школьных предметов. Необходимо разбирать каждое лирическое стихотворение А.С.Пушкина, определять, что именно и о ком хотел сказать автор, какие качества своей возлюбленной воспеты в этом произведении, какие чувства испытывал поэт при написании стихотворения. Знакомить обучающихся (например, через электронные средства обучения) с рисунками поэта, с портретами дам и возлюбленных той эпохи, которую воспевал поэт. Ведь любовь и уважение к женщине и матери необходимо воспитывать в каждом человеке с малых лет, а для этого – самыми лучшими произведениями, признанными во всем мире были и остаются стихи и проза А.С.Пушкина.

Урок литературы должен подробно знакомить обучающихся с лирикой А.С.Пушкина, анализировать произведения, разбирать по отрывкам и заучивать важные для каждого человека слова, выражающие искренние чувства уважения и любви. Итак, начинаем знакомство с лирикой великого поэта.

А.С.Пушкин обращается к теме любви в одном из первых своих стихотворений. Из названия стихотворения («К Наталье», 1813 год) понятно, что посвящено оно Наталье:

Так и мне узнать случилось,

Что за птица Купидон,

Сердце страстное пленилось,

Признаюсь – и я влюблён!..

Александр Сергеевич посвящал свои стихи всем красавицам, о чем писал в произведении «Руслан и Людмила» такие строки:

Для вас, души моей царицы,

Красавицы, для вас одних

Времен минувших небылицы,

В часы досугов золотых,

Под шепот старины болтливой,

Рукою верной я писал …

По словам Марии Николаевны Раевской (Волконской), поэт считал своим долгом быть влюбленным во всех молоденьких девушек и женщин, с которыми он встречался. Например, в лицейский период Пушкин посвящает Екатерине Бакуниной такие строки:

В те дни … в те дни, когда впервые

заметил я черты живые

Прелестной девы, и любовь

Младую взволновала кровь …

Александр Пушкин мучился ожиданиями встречи, смотрел на дорогу и ждал, с волнением стоя у окна, встречи с Катенькой Бакуниной, сестрой лицеиста Бакунина. Потеряв надежду, неожиданно Пушкин встречает её на лестнице и рождаются такие строки:

Итак, я счастлив был, итак,

Я наслаждался,

Отрадой тихою, восторгом упивался …

 В стихотворении «Разлука» за 1816 год о любви говорится трогательно, поэтично, грустно. Пушкин в стихах передает горечь разлуки с любимой, душевные чувства и внутреннее волнение. Однако, об этих чувствах Екатерина Бакунина стала догадываться много лет спустя.

С юными сестрами Потоцкими – Софьей и Ольгой поэт встречается в 1818 году в Петербурге, от которых он узнает легенду о любви Хана Керши-Грея и княжны Марии Потоцкой, которую убила Зарема, любившая Хана.

В 1820 году путешествуя по Крыму по пути из Гурзуфа в Симферополь А.С.Пушкин посетил в Бахчисарае развалины ханского дворца со знаменитым «фонтаном слез». Под впечатлением легенды, рассказанной сестрами Потоцкими, была написана поэма «Бахчисарайский фонтан».

Продолжая путешествия А.С.Пушкин в Одессе знакомится с женой генерал-губернатора Новороссийского края Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой, которая была одной из привлекательнейших женщин своего времени: женственная, приветливая, привлекательная. В нее были влюблены и Пушкин, и Раевский… А.Пушкин с Е.Воронцовой встречались довольно часто, и на балах, и в театре, и на приемах. Вот что пишет Пушкин о возлюбленной:

Мои слова, мои напевы

Коварной силой иногда

Смирять умели в сердце девы

Волненье страха и стыда …

Перед отъездом в Михайловское Воронцова дарит Пушкину свой портрет в золотом медальоне и сердоликовое кольцо, которое Александр Сергеевич бережно хранил.

В Михайловском А.С.Пушкин пишет очередную главу романа «Евгений Онегин», иногда получает письма от Елизаветы Воронцовой, и возможно, под впечатлением этих писем рождается письмо Татьяны к Онегину. Елизавета Воронцова оставила глубокий лирический след в его поэтической жизни, и вглядываясь в медальон с изображением Воронцовой, Александр Сергеевич пишет:

Пускай увенчанный любовью красоты

В заветном золоте хранит ее черты

И письма тайные, награда долгой муки,

Но в тихие часы томительной разлуки

Ничто, ничто моих не радует очей,

И ни единый дар возлюбленной моей,

Святой залог любви, утеха грусти нежной —

Не лечит ран любви безумной, безнадежной.

Елизавета Воронцова до конца дней сохраняла нежные воспоминания о Пушкине и не могла забыть очарований пушкинских бесед.

В Тригорском двадцатилетний Пушкин встречается с девятнадцатилетней Анной Керн, женой пятидесяти двух летнего генерала Керна. Александр восхищен красотой юной девушки и возмущен возрасту её мужа. Через шесть лет Анна и Александр снова встретились, когда Анна Керн неожиданно приехала к своей тетке. А.Пушкин читал им свои стихи, от которых все приходили в восторг.  На прощанье Пушкин подарил Анне отпечатанную главу «Евгения Онегина», в которой она нашла сложенный почтовый листок, где были написаны стихи: «Я помню чудное мгновенье…» Это произведение о подлинной любви как одной из человеческих ценностей, как источник вдохновения, как восторг перед женской красотой.

В Петербурге на балу в доме Олениных А.С.Пушкин был приглашен на один из танцев Анетой Олениной, которая хотела проявить уважение к гениальному поэту. Анета тоже захотела отличить знаменитого поэта: она подошла и выбрала его на один из танцев, подав ему руку и отвернув голову, улыбаясь.

Рисуй Олениной черты.

В жару сердечных вдохновений,

Лишь юности и красоты

Поклонником быть должен гений.

Анете Олениной поэт посвятил свое стихотворение «Ее глаза». А.С.Пушкин даже сватался к Анете, но брак не состоялся, поскольку мать девушки была против него. На прощание с любовью было написано знаменитое стихотворение «Я вас любил».

Бурно прожитая молодость А.С.Пушкина завершилась и настала пора зрелости. Желание семейного счастья и взаимной любви владели им в тот период. В декабре 1828 года Пушкин встречает шестнадцатилетнюю Натали, которая поразила его одухотворенной, царственной красотой. У поэта закружилась голова от Натали Гончаровой и он сделал девушке предложение. В мучительном ожидании ответа он уехал на Кавказ, где пишет в 1829 году стихотворение «На холмах Грузии», которое волнует глубиной мысли, очаровывает, наполняет грустной и светлой печалью.

А.С.Пушкин вторично сделал предложение Натали, и оно было принято.      В 1831 году Пушкин и Натали Гончарова наконец соединили свои руки и сердца. Поэт был счастлив своей любовью к жене, чувства испытывал глубокие, нежные и бережные. А.Пушкин пишет стихотворения «Мадонна», «Красавица». Да, это была настоящая красавица, и недаром все остальные, даже из самых прекрасных женщин, меркли как-то при её появлении… Её лучезарная красота рядом с этим магическим именем Пушкин всем кружила головы.

Пред ней задумчиво стою;

Свести очей с нее нет силы;

И говорю ей: как вы милы!

И мыслю: как тебя люблю!

Думала ли Натали, какая судьба её ожидает, когда молоденькой провинциальной барышней вышла замуж за величайшего поэта человечества, произведениями которого восхищается весь мир, и шедевры которого изучают все поколения на множестве языков мира.

Вот с какими великолепными произведениями и интересными персонажами мы знакомим обучающихся средней школы. Можно в литературном материале сопоставить взгляды поэта с проблемами современного времени, можно порассуждать о прошлом и настоящем, сравнить лирические отношения прошедшего, настоящего и будущего…

А какими средствами – классическими или инновационными это будет предъявлено, решать учителю. Важно, чтобы школьники поняли, что А.С.Пушкин, стремясь к идеалу, воспевал красоту человеческих чувств, уважение к женщине, сравнивая её красоту с идеалом Мадонны, чтобы дети

были внимательны к окружающим и бережнее относились к чувствам других людей.

Список литературы

  1. Ободовская И.М., Дементьев М.А. Пушкин и Натали. – М.: Алгоритм, 2014.
  2. Пушкин А.С. Любовная лирика. – М.: Вита-Нова, 2012.
  3. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. – М.: Академия наук, 1950.
  4. Степанов Н.Л. Лирика Пушкина. – М.: Художественная литература, 1974.
  5. Черейский Л.А. Современники Пушкина. Документальные очерки. М., 1999.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект в рамках предмета литературы "Образ осени в произведениях русских поэтов и писателей"

Проект  «Образ осени в произведениях русских поэтов и писателей» ориентирован на школьную программу и имеет место в 6-9 классах при изучении темы «Поэзия 19 века».  Цель -  вызвать у уч...

Презентация по литературе "Женские образы в произведениях"Горе от ума" и "Евгений Онегин".

Презентация может быть использована для сравнения двух героинь:Татьяны Лариной и Софьи....

Конспект урока литературы в 7-ом классе «Имя твое – Женщина» (Женские образы в произведениях русской литературы).Учитель Козлова Светлана Алексеевна ГБОУ СОШ №456 Колпино Санкт-Петербург

Тип  урока  –  урок-соревнованиеЦель  –  систематизировать и обобщить знания учащихся о женских образах в произведениях русской литературы.Форма урока позволяет на основе ана...

Устный журнал «Красота души русского человека» (по произведениям донских поэтов и писателей о Великой Отечественной войне).

Цель: преумножение и сохранение нравственных, патриотических и культурных традиций, связи поколений и уважительного отношения к истории своей Родины, к истории Донского края.Задачи:пропаганда идей пат...

Типология женских образов в произведениях Ф.М. Достоевского.

В данной статье предложен один из возможных вариантов классификации женских образов в произведениях Ф.М. Достоевского. В основе классификации - речевое поведение и характер героинь. Каждому из предста...