Рабочая программа "Литература. 9 класс"
рабочая программа по литературе (9 класс)
Рабочая программа «Литература» 9 класс включает цели и задачи курса, результаты изучения предмета «Литература», требования к уровню подготовки учащихся 7 класса, учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе и тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа "Литература. 9 класс" | 809 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Саранпаульская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа учебного предмета
«Литература» для 9 класса
разработана в соответствии с требованиями федерального
государственного стандарта основного общего образования
Согласовано на заседании МО учителей филологии. Протокол №1 от 28 .08.2019. Руководитель МО __________ Арманова М.Э. | Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета школы. Протокол № 1 от 29.08.2019. | Утверждаю Директор школы ___________ Попов А.Д. Приказ № 92 от 29.08.2019 г. |
Учитель 1 категории – Сорока Н.А.
Пояснительная записка.
Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной (9-е издание, М. Просвещение 2017). Данный вариант программы обеспечен учебником-хрестоматией для общеобразовательных школ: «Литература - 9 класс» в 2-частях. Москва: Просвещение, 2017 г. Авторы Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. К данному варианту программы прилагаются методическое пособия О. А. Ерёминой «Поурочное планирование по литературе: 9 класс». – Москва: Издательство «Экзамен», 2008 г., Б. И. Турьянской, Л. Н. Гороховской, Е. В. Комиссаровой, Г. И. Михеевой «Литература в 9 классе: урок за уроком», М.: «Русское слово», 2002г., И. В. Золотарёвой, О.Б. Беломестных, М. С. Корнеевой «Поурочные разработки по литературе, 9 класс», М.: «ВАКО», 2002 г.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Программа 9 класса рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).
Содержание дисциплины.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
Курс литературы в 9 классе, строящийся с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Ведущая линия изучения литературы в 9 классе – литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейно-эстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Чтение и изучение произведений зарубежной литературы проводится в конце изучения курса литературы в 9 классе.
Концентр 5-9 классов готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя. Теория литературы помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 9-ого класса.
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
- авторов и содержание изученных произведений;
- основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада (развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятия), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.
уметь:
- прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;
- определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
- определять идейную и эстетическую позицию писателя;
- анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;
- оценивать проблематику современной литературы;
- анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
- различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
- осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
- сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
- находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;
- выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.
Виды контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть. Развернутый ответ на вопрос, викторина, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов
- итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, литературный ринг, выполнение заданий в тестовой форме.
Литература:
1. Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.: Просвещение, 2008.
2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004.
3. Вельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2005.
4. Зинина Е.А., Федоров А.В., Самойлова Е.А. Литература: Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. - М: Просвещение, 2006.
5. Коровина В.Я. Литература: 9 кл.: Методические советы / В.Я.Коровина, И.С.Збарский: под ред. В.И.Коровина. - М.: Просвещение, 2008.
6. Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2017.
7. Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс, - М.: Материк Альфа, 2004.
9. Матвеева Е.И. Литература. 9 класс: Тестовые задания к основным учебникам. – М.: Эскимо, 2008
10. Фогельсон И.А. Русская литература первой половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2006.
11. Золотарёва И.В. и др. Поурочные разработки по литературе. 9 кл. – М.: ВАКО, 2003;
12. Кучина Т. Г., Леденёв А.В. Контрольные и проверочные работы по литературе. 9-11 кл., – М.: «Дрофа», 1997
13. Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11 кл. – М.: «Издательство Астрель», 2000
14. Литература: Тесты. 9-11 кл. Автор-сост. И. М. Михайлова.– М.: «Дрофа», 1997
Мультимедийные пособия.
Уроки литературы Кирилла и Мефодия
- http://www.proshkolu.ru/user/grigorenko58/
- http://koncpekt.ru/
- Социальная сеть работников образования nsportal.ru
- Htpp//WWW.gramota.ru Справочно-информационный Интернет-портал «Русский язык»
- Htpp//edu.1september.ru
- WWW.scool.edu.ru
- http://www.inion.ru/index6.php База данных по языкознанию.
Основное содержание тем, изучаемых в 9 классе
№ | тема | Основное содержание |
1 | Древнерусская литература | Жанры древнерусской литературы; характеристика содержания и проблематики изученных произведений ДРЛ; теоретико-литературные понятия |
2 | Литература 18 века | Новаторство в русской литературе 18 века; представление о литературном процессе как о последовательном, культурном и историческом развитии |
3 | Литература 19 века | Основные литературные направления, традиция и новаторство, стиль; процесс жанрообразования в литературе; мотив; авторские (в том числе лирические) отступления |
Литература 20 века | Богатство и разнообразие художественных систем. Традиции и новаторство в литературе ХХ века Отображение в литературе драматических страниц отечественной истории. Соединение трагического и героического, утверждение непреходящих духовных ценностей в произведениях русских писателей. |
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | ||
Плановых уроков | Контрольные работы | По развитию речи | ||
1 | Шедевры русской литературы | 1 | - | |
2 | Древнерусская литература | 7 | 1 | - |
3 | Литература XVIII века | 13 | 1 | 2 |
4 | Литература I половины XIX века | 57 | 3 | 8 |
Литература II половины XIX века | 6 | - | - | |
5 | Русская литература XX века | 16 | - | 4 |
6 | Из зарубежной литературы | 5 | 1 | 1 |
Итого: | 105 | 6 | 15 |
Календарно-тематическое планирование
по литературе в 9 классе
№ | Тема урока | Кол-во часов | Элементы минимального содержания образования | Элементы дополнительного содержания образования | Виды учебной деятельности | Вид контроля | домашнее задание |
Введение. | 1 | ||||||
1. | Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека. | 1 | Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Понятие о литературном процессе. | Самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы. | Знать: роль литературы в духовной жизни России. Уметь: обращаться к различным формам монологической и диалогической речи в процессе обсуждения произведения | Организация совместной учебной деятельности | Отзыв о древнерусской литературе |
Древнерусская литература. | 5 | ||||||
2. | Общая характеристика древнерусской литературы (самобытный характер древнерусской литературы, богатство и разнообразие жанров). История открытия и изучения «Слова о полку Игореве». Историческая основа произведения. | 1 | Патриотический пафос, поучительный характер. Многообразие жанров. | Свободная работа с текстами; владение монологической и диалогической речью. | Уметь: дать обзорную характеристику древнерусской литературе, письменный ответ об особенностях и значении «Слова…» | Организация совместной учебной деятельности | Вопросы с.5-6 |
3. | «Слово о полку Игореве». Часть первая: поход Игорева войска. Часть вторая: сон и «Золотое слово» Святослава. Значение обращений автора к русским князьям. | 1 | Вопрос о времени создания и об авторстве. Историческая основа, сюжет. | Самостоятельно делать выводы, строить рассуждения. | Знать: историческую основу, идею, образную систему, пейзаж произведения, выразительно читать отрывок наизусть. | Беседа, проблемные задания. | Читать «Слово…» по учебнику Сравнительная характеристика |
4. | Часть третья. Плач Ярославны. Бегство Игоря. Концовка и «слава». Образ Русской земли в «Слове…». | 1 | Стихотворный перевод. | Самостоятельно делать выводы, строить рассуждения. | Знать: историческую основу, идею, образную систему, пейзаж произведения | Организация совместной учебной деятельности | Анализ эпизодов Плач Ярославны наизусть |
5. | Чтение наизусть плача Ярославны. | 1 | выразительно читать отрывок | подготовка к контрольной работе | |||
6. | Р/Р Подготовка к сочинению по «Слову о полку игореве» | 1 | Жанр, образы русских князей, идеальный образ русской женщины. | Самостоятельный поиск необходимой информации. | Знать: историческую основу. Образную систему «Слова…» Уметь: выявить идею, образную систему, пейзаж произведения. | ||
7 | Р/Р Сочинение | 1 | |||||
8 | Контрольная работа по теме «Древнерусская литература» | 1 | Определение уровня изученного материала. | Извлечение необходимой информации. | Уметь: оформлять письменно развернутые ответы | Самостоятельная работа. | |
Русская литература XYIII века. | 13 | ||||||
9 | Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы XYIII века. Особенности русского классицизма. | 1 | Понятие о классицизме, причины возникновения, социальная почва. Жизнь, личность. Судьба, деятельность М.В. Ломоноссова. | Извлечение необходимой информации из справочной литературы. | Знать: характерные черты классицизма. Уметь: обращаться к различным формам монологической и диалогической речи в процессе обсуждения произведения | Организация совместной учебной деятельности | составление плана статьи |
10. | 1. М. В. Ломоносов – учёный, поэт, реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения. | 1 | Понятие об оде. Черты классицизма в оде. Прославление родины, науки и просвещения. | Работа с различными словарями. | Знать: Общие сведения о Ломоносове как реформаторе русского языка, поэте, писателе. Уметь: воспринимать и анализировать поэтику оды. | Организация совместной учебной деятельности | Знать содержание оды. |
11. | М. В. Ломоносов – учёный, поэт, реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения. | 1 | Понятие об оде. Черты классицизма в оде. Прославление родины, науки и просвещения. | Работа с различными словарями. | Знать: Общие сведения о Ломоносове как реформаторе русского языка, поэте, писателе. Уметь: воспринимать и анализировать поэтику оды. | Организация совместной учебной деятельности | Знать содержание оды. |
12. | Вч М. В. Ломоносов о русском языке. Басни Ломоносова. | 1 | Понятие об оде.Черты классицизма в оде. Прославление родины, науки и просвещения. | Чтение басен Ломоносова | Знать: Общие сведения о Ломоносове как реформаторе русского языка, поэте, писателе. Уметь: воспринимать и анализировать поэтику оды. | Организация совместной учебной деятельности | Знать содержание оды. |
13 | Г. Р. Державин. Слово о поэте-философе. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения. | 1 | Выразительное чтение стихотворения. Словарная работа. | Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой. | Знать: общие сведения о жизни и творчестве Г.Р. Державина. Уметь: показать отличительные черты оды Фелица» от од Державина. | Беседа, проблемные задания. | Отрывок наизусть |
14 | Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина. | 1 | История создания, жанр. Выразительное чтение. Беседа по содержанию. Особенности оды. Гражданский пафос оды. | Извлечение необходимой информации из справочной литературы | Уметь: обращаться к различным формам монологической и диалогической речи в процессе обсуждения произведения | Организация совместной учебной деятельности | Отрывок наизусть |
15 | Р/Р Чтение наизусть стиха | 1 | |||||
16 | ВЧ А. Н. Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Жанр путешествия и его содержательное наполнение. | 1 | История создания, жанр. Выразительное чтение. Беседа по содержанию. | Извлечение необходимой информации из справочной литературы | Уметь: обращаться к различным формам монологической и диалогической речи в процессе обсуждения произведения | Организация совместной учебной деятельности | |
17 | Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения. | 1 | История создания, жанр. Выразительное чтение. Беседа по содержанию. | Извлечение необходимой информации из справочной литературы | Уметь: обращаться к различным формам монологической и диалогической речи в процессе обсуждения произведения | Организация совместной учебной деятельности | |
18 | Н. М. Карамзин – писатель и историк. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей. | 1 | Происхождение термина, причины возникновения, время господства, основные черты. | Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой | Знать: понятие о сентиментализме, биографию Карамзина. Уметь воспринимать и анализировать повесть « Бедная Лиза» | Самостоятельная работа. | Индивид. сообщения |
19 | Главные герои повести «Бедная Лиза». Влияние сентиментальных повестей Карамзина на произведения русской литературы. | 1 | Комментированное чтение повести. Сообщения учащихся о главных героях. | Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой | Знать: понятие о сентиментализме, биографию Карамзина. Уметь воспринимать и анализировать повесть « Бедная Лиза» | Чтение и пересказ повести | Знать содержание С.85-92 Подобрать материалы для сочинения |
20 | Р/Р Семинар по литературе XVIII века | 1 | |||||
21 | Контрольная работа по литературе ХVIII века | 1 | |||||
Шедевры русской литературы первой половины XIX века. | 57 | ||||||
22. | Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Романтическая лирика начала XIX века. В. А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). | 1 | Понятие о романтизме. Национальные особенности романтизма, его представители. | Извлечение необходимой информации из справочной литературы | Знать: приёмы систематизации материала Уметь: устно и письменно излагать мысли на заданную тему. | Организация совместной учебной деятельности | С.141-143 |
23. | В. А. Жуковский «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады, фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы. | 1 | Жуковский – переводчик. | Свободная работа с текстами, дополнительной литературой | Знать: основные сведения о жизни и творчестве В.А. Жуковского. Уметь: находить народные обычаив балладе «Светлана». | Фронтальный опрос. Самостоятельная работа. | индивидуальные сообщения |
24. | А. С. Грибоедов: личность и судьба драматурга. «Горе от ума». Особенности драматического произведения. | 1 | Человек и его связи с национальной историей. Взаимодействие культур. Романтизм в русской культуре. | Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой | Знать: биографию Грибоедова, творческую историю комедии, сюжет, язык комедии. Уметь: комментировать изученное произведение и доказательно оценивать. | Фронтальный опрос. Самостоятельная работа. | Индивид. сообщения |
25. | Утро в доме Фамусова. Анализ первого действия комедии. | 1 | Время и история создания комедии. Комментированное чтение 1 действия. | Создание устных высказываний .Выбор и использование выразительных средств языка. | Знать: содержание пьесы, уметь построить устную характеристику героя. Уметь: обращаться к различным формам монологической и диалогической речи. | Организация совместной учебной деятельности | Характеристика главных героев |
26. | Фамусов – Чацкий – София. Анализ второго действия комедии. | 1 | Конфликт в драматическом произведении. Основные этапы развития действия. | Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей. | Уметь: составлять сравнительную характеристику героя, сопоставлять и оценивать поступки персонажей. | Самостоятельная работа | Вопросы в тетрадях |
27. | София – Чацкий – Молчалин. Анализ третьего действия комедии. | 1 | Многочисленность фамусовского общества в комедии, реальность изображаемого. Характеристика основных представителей. | Создание письменных высказываний. Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей. | Знать: основные теоретические понятия, связанные с характеристикой литературного процесса. Уметь: составлять сравнительную характеристику героя, сопоставлять и оценивать поступки персонажей. | Беседа, проблемные задания. | Составить характеристику Чацкого по первому действию пьесы |
28. | Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова». | 1 | Сведения о Чацком до появления на сцене. Анализ образа Чацкого по плану. Сопоставительная характеристика Чацкого и Молчалина. | Создание письменных высказываний. Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей. | Знать: основные черты классицизма и реализма. Уметь: применять знания в работе с текстом художественного произведения. | Организация совместной учебной деятельности | Составить таблицу цитат» взгляды Фамусовского общества и Чацкого |
29. | Прозрение героев. Анализ четвёртого действия комедии. | 1 | Беседа по содержанию. Анализ образа Софьи. Интерпретация образа Софьи в русской критике. | Свободная работа с текстами, дополнительной литературой. | Знать: содержание пьесы, черты классицизма. Уметь: анализировать образы комедии, определять тематику произведения. Использовать специфику рода. Жанра, авторской манеры. | Беседа, проблемные задания | Ответить на вопрос: «В чем, по моему мнению, загадка Софьи |
30. | Кто же Чацкий? Победитель или побеждённый. И. А. Гончаров «Мильон терзаний». Подготовка к сочинению по комедии «Горе от ума». | 1 | Пьеса в восприятии критиков. Конфликт в драматическом произведении. | Свободная работа с текстами, дополнительной литературой | Знать: содержание пьесы. Черты классицизма. Уметь: развёрнуто обосновать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал. Владеть основными видами публичных выступлений. | Организация совместной учебной деятельности | Ответить на вопрос: «Мое восприятие образа Чацкого» |
31. | Р/Р Сочинение | 1 | |||||
32. | А. С. Пушкин. Детские годы. Лицей. Тема дружбы в лирике поэта. | 1 | Историческая концепция пушкинского творчества. Развитие реализма в лирике, прозе. Драматургии. Основные периоды в жизни и творчестве Пушкина. Москва в жизни Пушкина. Лицей в жизни Пушкина. | Пушкин и европеизация русской культуры. | Знать: основные факты жизни и творчества поэта, необходимые теоретические понятия, связанные с характеристикой литературного процесса. Уметь: комментировать изученные произведения и доказательно их оценивать. | Выразительное чтение наизусть. | индивидуальные сообщения |
33. | Жизнь и творчество Пушкина после Лицея. Петербург. Анализ стихотворения «К Чаадаеву». | 1 | Анализ лирического произведения, взгляды поэта на назначение поэзии. Особенности лирического героя. | Значение поэта для мировой и русской культуры. | Знать: основные факты жизни и творчества писателя. Уметь: выразительно читать изученное произведение, соблюдая нормы литературного произношения. | Организация совместной учебной деятельности | индивидуальные сообщения |
34. | Годы ссылки. Юг. Романтические поэмы «Цыганы». | 1 | Философская лирика. | Выявление сквозных тем и ключевых проблем русской литературы. | Уметь аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному произведению | Организация совместной учебной деятельности | наизусть |
35. | Жизнь и творчество Пушкина в Михайловском. Анализ стихотворений «К морю», «Пророк». | 1 | Анализ лирического произведения, взгляды поэта на назначение поэзии. Особенности лирического героя. | Значение поэта для мировой и русской культуры. | Знать: основные факты жизни и творчества писателя. Уметь: выразительно читать изученное произведение, соблюдая нормы литературного произношения. | Организация совместной учебной деятельности | индивидуальные сообщения |
36. | Пушкин на свободе под надзором. Последние годы жизни. Анализ стихотворения «Анчар». | 1 | Анализ лирического произведения, взгляды поэта на назначение поэзии. Особенности лирического героя. | Значение поэта для мировой и русской культуры. | Знать: основные факты жизни и творчества писателя. Уметь: выразительно читать изученное произведение, соблюдая нормы литературного произношения. | Организация совместной учебной деятельности | индивидуальные сообщения |
37. | Тема любви в лирике А. С. Пушкина. «На холмах грузи», «Я вас любил». Адресаты любовной лирики поэта. | 1 | Любовная лирика. | Выявление сквозных тем и ключевых проблем русской литературы. | Уметь аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному произведению | Организация совместной учебной деятельности | наизусть |
38. | Рр Чтение наизусть стиха. Общественно-философский и исторический смысл стихотворения «Бесы». | 1 | Философская лирика. | Выявление сквозных тем и ключевых проблем русской литературы. | Уметь аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному произведению | Организация совместной учебной деятельности | наизусть |
39. | «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. | 1 | Анализ лирического произведения, взгляды поэта на назначение поэзии. Особенности лирического героя. | Значение поэта для мировой и русской культуры. | Знать: основные факты жизни и творчества писателя. Уметь: выразительно читать изученное произведение, соблюдая нормы литературного произношения. | Организация совместной учебной деятельности | индивидуальные сообщения |
40. | Вч А. С. Пушкин «Маленькие трагедии» | 1 | Продолжить знакомство с жизнью и творчеством Пушкина. Обучение анализу | Восприятие, истолкование, оценка. | Навыки анализа драматического произведения. Партитура выразительного чтения. | Чтение и комментирование. | |
41. | Вч А. С. Пушкин «Борис Годунов». | 1 | Продолжить знакомство с жизнью и творчеством Пушкина. Обучение анализу | Восприятие, истолкование, оценка. | Навыки анализа драматического произведения. Партитура выразительного чтения. | Чтение и комментирование. | |
42. | Рр Чтение наизусть стихов А. С. Пушкина. | 1 | |||||
43. | Реализм. История создания романа «Евгений Онегин». Общая характеристика романа как «энциклопедии русской жизни» первой трети XIX века. Комментированное чтение 1-ой главы романа. Историческая и общественная обусловленность характера Онегина. Причины его разочарованности в жизни. | 1 | Творческая история романа. Особая форма стихотворной строфы. Сюжет. | Определить суть споров современников Пушкина и современной критики о главных героях романа. | Уметь: аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному произведению, учитывать позицию автора. | Организация совместной учебной деятельности | Знание текста |
44. | Комментированное чтение 2-ой главы романа. Онегин и Ленский. Изображение поместного дворянства в романе. Татьяна и Ольга. | 1 | Эпиграф. Лирический герой. Лирические отступления. Проблемы человека и культурной среды. | Извлечение необходимой информации из справочной литературы | Знать: систему образов романа «Евгений Онегин», понятие онегинской строфы. Уметь: давать характеристику героям, показать проблему финала, выразительно читать отрывки. | Организация совместной учебной деятельности | Образ Пушкина в романе |
45. | Комментированное чтение 3-ей главы романа. Письмо Татьяны как выражение её чувств, движения её души. Глубина, значительность личности героини. | 1 | Сюжет. Лирический герой. | Определить суть споров современников Пушкина и современной критики о главных героях романа. | Знать: основные теоретические понятия, связанные с характеристикой литературного процесса. Уметь: аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному. | Организация совместной учебной деятельности | сообщение на тему: « Сой Онегин» |
46. | Сюжет и композиция 4-ой главы. Исповедь Онегина. | 1 | Отражение в романе социального, бытового и культурного уклада русской жизни начала 19 века. Анализ образа Онегина. Сопоставительная характеристика Онегина и Ленского | Определить суть споров современников Пушкина и современной критики о главных героях романа. | Знать: систему образов романа «Евгений Онегин», понятие онегинской строфы. Уметь: давать характеристику героям, показать проблему финала, выразительно читать отрывки. | Организация совместной учебной деятельности | сравнительная характеристика героев |
47 | Рр Чтение наизусть письма Татьяны Онегину. | 1 | |||||
48. | Комментированное чтение 5-ой главы романа. Завязка трагического конфликта. | 1 | Нравственная цельность характера Татьяны. Беседа по содержанию романа. Анализ образа Татьяны. Сопоставительная характеристика Татьяны и Ольги. | Определить суть споров современников Пушкина и современной критики о главных героях романа | Знать: содержание изучаемого произведения. Уметь: аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному. | Выразительное чтение наизусть. | Индивид. сообщения |
49. | Комментированное чтение 6-ой главы романа. Трагическая гибель Ленского. Торжество пошлости. | 1 | Проблема человека и культурной среды. Художественные особенности. Общечеловеческие проблемы романа. Нравственная ценность характера Татьяны. | Извлечение необходимой информации из справочной литературы | Уметь: обращаться к различным формам монологической и диалогической речи в процессе обсуждения произведения | Выразительное чтение наизусть | наизусть |
50. | Комментированное чтение 7-ой главы романа. «Без Онегина». | 1 | |||||
51. | Татьяна и Онегин в 8-ой главе. | 1 | |||||
52. | К/Р Итоговый тест по творчеству А. С. Пушкина. Рр Подготовка к домашнему сочинению по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин». | 1 | Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» | Определить суть споров современников Пушкина и современной критики о главных героях романа | Знать: систему образов романа, понятие онегинской строфы. Уметь: давать характеристику героям романа показать проблему финала. | Написать сочинение на одну из тем | |
53. | М. Ю. Лермонтов. Судьба и личность поэта. Время Лермонтова. Стихотворение «Парус». | 1 | Анализ лирического произведения, взгляды поэта на назначение поэзии. Особенности лирического героя. | Значение поэта для мировой и русской культуры. | Знать: основные факты жизни и творчества писателя. Уметь: выразительно читать изученное произведение, соблюдая нормы литературного произношения. | Организация совместной учебной деятельности | индивидуальные сообщения |
54. | Тема поэта и толпы в лирике М. Ю. Лермонтова. «Смерть поэта», «Пророк», «Поэт». | 1 | Тема поэта и поэзии | Выявление сквозных тем и ключевых проблем русской литературы. | Уметь аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному произведению | Организация совместной учебной деятельности | наизусть |
55. | Тема Родины и природы в лирике М. Ю. Лермонтова. «Когда волнуется желтеющая нива», «Родина», «Прощай, немытая Россия». | 1 | Пейзажная лирика. | Выявление сквозных тем и ключевых проблем русской литературы. | Уметь аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному произведению | Организация совместной учебной деятельности | наизусть |
56 | Рр Чтение наизусть стихотворений. Судьба Лермонтова и судьба его поколения. «Дума», «Как часто пёстрою толпою окружён». | 1 | Философская лирика. | Выявление сквозных тем и ключевых проблем русской литературы. | Уметь аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному произведению | Организация совместной учебной деятельности | наизусть |
57. | Тема любви в лирике М. Ю. Лермонтова. «Расстались мы, но твой портрет», «Молитва». Адресаты любовной лирики. | 1 | Любовная лирика. | Выявление сквозных тем и ключевых проблем русской литературы. | Уметь аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному произведению | Организация совместной учебной деятельности | наизусть |
58. | Рр Чтение наизусть стихов Лермонтова. | 1 | |||||
59. | Замысел, смысл названия и проблематика романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». | 1 | Жанр социально-психологического романа. Особенности композиции, её роль в раскрытии образа Печорина. | Свободная работа с текстами, дополнительной литературой | Знать: содержание прочитанного. Уметь: воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею. | Задания по выбору учителя в соответствии с уровнем подготовленности учащихс. | характеристика героев |
60. | Анализ повести «Бэла». | 1 | Печорин в системе образов романа. Литературная критика об образе Печорина. | Определить суть споров современников Лермонтова и современной критики о главных героях. | Знать: содержание прочитанного. Уметь: воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, использовать специфику рода, жанра, тематики. | Индивидуальные сообщения. | Работа с текстом |
61. | Анализ повести «Максим Максимыч». | 1 | Дружба в жизни Печорина. Печорин в системе образов романа. | Свободная работа с текстами, дополнительной литературой | Индивидуальные сообщения | Характеристика Печорина | |
62. | Анализ повестей «Тамань», «Княжна Мери». | 1 | Любовь в жизни Печорина. Женские образы романа и их роль в раскрытии образа Печорина. | Свободная работа с текстами, дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации. | Знать: содержание произведения, давать характеристику герою. Уметь: воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою. | Организация совместной учебной деятельности | Характеристика женских образов |
63. | Печорин и Грушницкий. Печорин и Вернер, Печорин и Мери. Печорин и Вера. Анализ повести «Фаталист». | 1 | Жанр социально-психологического романа. Нравственная проблематика романа. Литературная критика об образе Печорина. | Свободная работа с текстами, дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации. | Знать: содержание произведения, давать характеристику герою. Уметь: воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою. | Организация совместной учебной деятельности. |
|
64. | Итоговая работа по творчеству М. Ю. Лермонтова. | 1 | Контроль знаний. Определение уровня изученного произведения. | Извлечение необходимой информации. | Знать: материал по теме. Уметь: работать с текстом. | монологическое высказывание | Контроль знаний. Определение уровня изученного произведения. |
65. | Рр Подготовка к сочинению по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». | 1 | написание сочинения | ||||
66. | Н. В. Гоголь: страницы жизни и творчества. | 1 | Расширение представления о личности писателя, его творческом пути. Фантастика и реальность в произведениях. | Понять особенности построения художественного мира. | Знать: основные факты жизни и творчества писателя. Уметь: обращаться к различным формам монологической и диалогической речи. | Беседа. Проблемные задачи. | конспект статьи |
67. | Вч Н. В. Гоголь. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». Проблематика и поэтика первых сборников. | 1 | Расширение представления о личности писателя, его творческом пути. Фантастика и реальность в произведениях. | Понять особенности построения художественного мира. | Знать: основные факты жизни и творчества писателя. Уметь: обращаться к различным формам монологической и диалогической речи. | Беседа. Проблемные задачи. | конспект статьи |
68. | Вч Цикл повестей Н. В. Гоголя. «Петербургские повести». | 1 | Расширение представления о личности писателя, его творческом пути. Фантастика и реальность в произведениях. | Понять особенности построения художественного мира. | Знать: основные факты жизни и творчества писателя. Уметь: обращаться к различным формам монологической и диалогической речи. | Беседа. Проблемные задачи. | конспект статьи |
69. | «Мёртвые души» - поэма о небокоптителях. Замысел и его осуществление. Смысл названия. Путешествие героя как приём воссоздания широкой панорамы Руси. Анализ первой главы. | 1 | Определить своеобразие композиции поэмы. Наличие большого количества внесюжетных элементов. Описания, их роль. Многообразие тематики и пафоса авторских отступлений. | Выявление «сквозных» тем и ключевых проблем русской литературы. | Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения. | Организация совместной учебной деятельности | цитатный план |
70. | Чичиков у Манилова. Анализ второй главы. | 1 | Христианская позиция писателя. Своеобразие гоголевской типизации. Обобщающее значение образа Чичикова. Своеобразие гоголевского комизма. Соотношение сатиры и юмора. | Свободная работа с текстами, дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации. | Знать: основные теоретические понятия, связанные с характеристикой литературного процесса. Уметь: анализировать эпизод и его место в тексте, используя сведения по истории и теории литературы. | Организация совместной учебной деятельности | Образ главного героя |
71. | Чичиков у Коробочки. Анализ третьей главы. | 1 | Своеобразие композиции поэмы. Наличие большого количества внесюжетных злементов, подчинённая роль сюжета. Своеобразие гоголевского комизма. Соотношение сатиры и юмора. | Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой | Уметь: анализировать эпизод и его место в тексте, используя сведения по истории и теории литературы. | Организация совместной учебной деятельности | индивидуальные сообщения |
72. | Чичиков у Ноздрёва. Анализ четвёртой главы. | 1 | Русь «мёртвая» и Русь «живая». Христианская позиция писателя. Своеобразие гоголевской типизации. Обобщающее значение образа Чичикова. | Выявление «сквозных» тем и ключевых проблем русской литературы. | Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою. | Организация совместной учебной деятельности | Наизусть отрывок |
73. | Чичиков у Собакевича. Анализ пятой главы. | 1 | Своеобразие композиции поэмы. Наличие большого количества внесюжетных злементов, подчинённая роль сюжета. Своеобразие гоголевского комизма. Соотношение сатиры и юмора. | Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой | Уметь: анализировать эпизод и его место в тексте, используя сведения по истории и теории литературы. | Организация совместной учебной деятельности | индивидуальные сообщения |
74. | Чичиков у Плюшкина. Анализ шестой главы. | 1 | Русь «мёртвая» и Русь «живая». Христианская позиция писателя. Своеобразие гоголевской типизации. Обобщающее значение образа Чичикова. | Выявление «сквозных» тем и ключевых проблем русской литературы. | Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою. | Организация совместной учебной деятельности | Наизусть отрывок |
75. | Губернский город в поэме «Мёртвые души». Анализ седьмой-девятой глав. | 1 | Русь «мёртвая» и Русь «живая». Христианская позиция писателя. Своеобразие гоголевской типизации. Обобщающее значение образа Чичикова. | Выявление «сквозных» тем и ключевых проблем русской литературы. | Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою. | Организация совместной учебной деятельности | |
76. | Образ Чичикова в поэме «Мёртвые души». Анализ одиннадцатой главы. | 1 | Обобщающее значение образа Чичикова. Своеобразие гоголевского комизма. Соотношение сатиры и юмора. | Свободная работа с текстами, дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации. | Знать: основные теоретические понятия, связанные с характеристикой литературного процесса. Уметь: анализировать эпизод и его место в тексте, используя сведения по истории и теории литературы. | Организация совместной учебной деятельности | Образ главного героя |
77. | Рр Чтение наизусть прозаического отрывка о Руси. Души живые в поэме Гоголя. Изображение народа. Мотив дороги. Подготовка к сочинению по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души». | 1 | Проанализировать с учащимися авторскую трактовку образа Руси, данного в противопоставлении образам других персонажей поэмы. | Поэма, система образов. | Партитуры выразительного чтения. Отзыв о литературном произведении. Знакомство с системой образов, особенности сюжета поэмы. | Обучение аналитическому пересказу. Работа с опорной схемой. | |
78 | Итоговая работа по творчеству Н. В. Гоголя. | 1 | Определение уровня изученного материала. Тематический контроль знаний, умений, навыков. | Извлечение необходимой информации из справочной литературы. | Знать: Материал по теме, технологию тестовой работы с выбором варианта ответа. Уметь: работать с тестом, комментировать. | Тренинг-практикум | |
Шедевры русской литературы второй половины XIX века. | 6 | ||||||
79. | Ф. М. Достоевский: страницы биографии. Повесть «Белые ночи».. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира. | 1 | Основные этапы жизненного и творческого пути Ф. М. Достоевского | Извлечение необходимой информации из справочной литературы. | Знать: жизнь и творчество Достоевского Уметь: давать характеристику героям, выявлять проблемы литературного произведения. | Беседа. Проблемные задачи | конспект статьи |
80. | А. Н. Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». | 1 | |||||
81. | Вч А. Н. Островский «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. | 1 | Основные этапы жизненного и творческого пути Островского | Извлечение необходимой информации из справочной литературы. | Знать: жизнь и творчество Островского Уметь: давать характеристику героям, выявлять проблемы литературного произведения. | Беседа. Проблемные задачи | конспект статьи |
82. | Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии. Вч «Юность». Формирование личности юного героя повести, его нравственное развитие. Духовный конфликт героя с окружающей его средой, борьба собственными недостатками. | 1 | Основные этапы жизненного и творческого пути Л.Н. Толстого. Знакомство с идейно-художественным своеобразием «Севастопольских рассказов. Изображение суровой правды войны, героизма, патриотизма солдат. | Извлечение необходимой информации из справочной литературы. | Знать: жизнь и творчество Л.Н. Толстого, понятия диалектика души, автобиографическая трилогия. Уметь: давать характеристику героям, выявлять проблемы литературного произведения. | Беседа. Проблемные задачи | конспект статьи |
83. | А. П. Чехов. Слово о писателе. Вч «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора. | 1 | Общественно-политическая жизнь 80-90 годов 19 века. Роль творчества А.П. Чехова. Личность и судьба писателя. Особенности мироощущения писателя. Изображение картин прошлой жизни и стремление изобразить прекрасное. | Жанр рассказа и искусство европейской новеллы эпохи реализма. «Пышка» Ги де Мопасана. | Знать: жизнь и творчество Чехова, понятие подтекста, отличия комического и сатирического текста. | Организация совместной учебной деятельности Учить наизусть | Знать содержание рассказа |
84. | А. П. Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Рр Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чём особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века?» (На примере произведений А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и А. П. Чехова). (По выбору учащегося). | 1 | Протест писателя против футлярной жизни. | Анализ и интерпретация текста. | Организация совместной учебной деятельности | характеристика героев | |
Литература XX века. | 16 | ||||||
85. | Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений. | 1 | Понятие об особенностях поэтического мира, музыкальности прозы И. Бунина. Откровения души лирического героя в стихах поэта. | Извлечение необходимой информации из справочной литературы | Знать: основные сведения о жизни и творчестве Бунина. Уметь: характеризовать основные образы лирики поэта. | Организация совместной учебной деятельности
| выразительное чтение понравившегося стихотворения |
86. | И. А. Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Мастерство Бунина. Лиризм повествования. | 1 | Показать своеобразие жанра и композиции рассказа | Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой | Уметь: давать характеристику героям, выявлять проблемы литературного произведения | Интерпретация текста | характеристика главного героя |
87. | Русская поэзия Серебряного века. А. А. Блок. Слово о поэте. Стихи. Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока. | 1 | Показать эволюцию творчества А. Блока, своеобразие реализации темы России в лирике поэта. | Традиции средневековья и эпохи Возрождения. | Знать: своеобразие лирики поэтов «серебряного» века, основные этапы творчества поэта. Уметь: выделить художественные образы в лирике Блока; выразительно читать. | Учить наизусть | Наизусть |
88. | Рр Чтение наизусть стиха. С. А. Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С. А. Есенина. Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу», «Отговорила роща золотая». Народно-песенная основа лирика С. А. Есенина. | 1 | Эволюция творчества Есенина, тематика и проблематика лирики. Слово о Есенине и его судьбе. Эмоциональность и глубина поэзии. | Имажинизм. «Ключи Марии» Эстетическая программа поэта. | Знать: своеобразие лирики поэтов «серебряного» века. Уметь: выделить художественные образы в лирике Есенина. | Учить наизусть | наизусть |
89. | Рр Чтение наизусть стиха. В. В. Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. | 1 | Знакомство с личностью, мировоззрением и эстетическими принципами В. Маяковского. | Анализ позитивной программы футуристов. реализация её принципов. | Знать: своеобразие лирики поэтов «серебряного» века. Уметь: выделить художественные образы в лирике Маяковского. | Беседа, проблемные задания. | индивидуальные сообщения |
90. | М. А. Булгаков. Слово о писателе. История создания и судьба повести «Собачье сердце». | 1 | Идейный замысел, своеобразие художественного мира и поэтика произведения, характеристика авторского стиля. Сатира, фантастика и глубокий психологизм творчества Булгакова. | Свободная работа с тек-стами, дополнительной литературой, самостоя-тельный поиск необхо-димой информации. | Знать: теоретический материал о сатире. Уметь: показать актуальность комедии Булгакова; письменно выражать своё мнение, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою. | Беседа, проблем-ные задания | сравнительная характеристика двух произведений |
91. | Вч «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Система образов повести. | 1 | Сатира, фантастика и глубокий психологизм творчества Булгакова. | ||||
92 | М. И. Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви. О жизни и смерти. Особенности поэтики Цветаевой. | 1 | Знакомство с личностью, мировоззрением и эстетическими принципами Цветаевой | Понятие лирической новеллы. | Знать: своеобразие лирики поэтов «серебряного» века. Уметь: выделить художественные образы в лирике Цветаевой | выразительное чтение и анализ | |
93. | Рр Чтение наизусть стиха. Образ Родины в лирическом цикле М. И. Цветаевой. «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. | 1 | Новаторство художественной формы, психологизм. Музыка стиха и тонкий психологизм лирики. | Средства художественной выразительности прозы и поэзии. | Знать: своеобразие лирики поэтов «серебряного» века. Уметь: выделить художественные образы в лирике Цветаевой | ||
94 | А. А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике. | 1 | Знакомство с личностью, мировоззрением и эстетическими принципами А. Ахматовой. Новаторство художественной формы, психологизм. Музыка стиха и тонкий психологизм лирики. | Понятие лирической новеллы. Средства художественной выразительности прозы и поэзии. | Знать: своеобразие лирики поэтов «серебряного» века. Уметь: выделить художественные образы в лирике Ахматовой. | выразительное чтение и анализ | |
95 | Рр Чтение наизусть стиха. Н. А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Философский характер лирики Заболоцкого. | 1 | Новаторство художественной формы, психологизм. Музыка стиха и тонкий психологизм лирики. | Средства художественной выразительности прозы и поэзии. | Знать: своеобразие лирики поэтов «серебряного» века. Уметь: выделить художественные образы в лирике Заболотского | Выразительное чтение | |
96 | М. А. Шолохов Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. | 1 | Знакомство с личностью, мировоззрением и особенностями творческого пути М.А. Шолохова. Трагический пафос рассказов, глубина реалистических мировоззрений. | Сопоставить художественный мир М. Шолохова и В. Некрасова в изображении будней войны. | Знать: основные этапы жизни и творчества М.А. Шолохова. Уметь: показать значение образа героя рассказа « Судьба человека», выявить роль пейзажных зарисовок. | Организация совместной учебной деятельности | индивидуальные сообщения |
97 | Вч «Судьба человека». Образ главного героя. Торжество добра над жестокостью жизни. Художественные особенности произведения: автор и рассказчик, роль пейзажей и портретных зарисовок. | 1 | Роль композиции и сюжета в раскрытии авторского видения проблемы человеческого в человеке. Гуманистическое звучание произведения, художественное мастерство писателя. Психологическая точность и доброжелательность повествования. | Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему. | Знать: основные этапы жизни и творчества М.А. Шолохова. Уметь: самостоятельно анализировать рассказ «Судьба человека»; соотносить произведение с литературным направлением эпохи. | Организация совместной учебной деятельности | Анализ эпизодов |
98 | Б. Л. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. «Красавица моя, вся стать», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво», «Во всём мне хочется дойти». Философская глубина лирики Пастернака. | 1 | Знакомство с личностью, мировоззрением и эстетическими принципами А. Б.Пастернака Новаторство художественной формы, психологизм. Музыка стиха и тонкий психологизм лирики. | Понятие лирической новеллы. Средства художественной выразительности прозы и поэзии. | Знать: своеобразие лирики поэтов «серебряного» века. Уметь: выделить художественные образы в лирике Б.Пастернака | выразительное чтение и анализ | |
99 | А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки». «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне. | 1 | Тема памяти в творчестве Твардовского. Историзм и публицистичность поэмы. Связь лирики с фольклором. | Свободная работа с тек-стами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему | Знать: основные этапы жизни и творчества А. Твардовского, лирику о войне. Уметь: выразительно читать, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою. | Организация совместной учебной деятельности | выразительное чтение и анализ эпизодов |
100 | 1.А. И. Солженицын. Слово о писателе. «Матрёнин двор». 2.Картины послевоенной деревни. Образ праведницы. Трагизм её судьбы. 3. Нравственный смысл рассказа-притчи. | 1 | Знакомство с личностью, мировоззрением и своеобразием творчества писателя. Идейный замысел рассказа «Как жаль». Художественный мир рассказа « Матрёнин двор» | Самостоятельная работа с текстами, дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации | Знать: основные этапы жизни и творчества А.И. Солженицына. Уметь: выявлять авторскую позицию, соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, участвовать в диалоге. | Беседа, проблемные задания | характеристика героев |
Из зарубежной литературы. | 5 | ||||||
101 | Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник». Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии. | 1 | Слово о поэте. «Я воздвиг памятник…». Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии. | Знать: античная литература, краткие сведения о жизни и творчестве Горация, авторская позиция в стих. поэтов и способы её реализации, античное наследие в русской литературе, уметь определять авторскую позицию, прослеживать связи русской и античной литературы | Беседа, проблемные задания | ||
102 | Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и её универсально-философский характер. | 1 | Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смысловпоэмы ,её универсально- философский характер. | Составление тезисов, смысловое чтение, схема, устный ответ | Знать: краткие сведения о жизни поэта, поэма «Божественная комедия» (содержание), множественность смыслов, философские обобщения в произв., уметь составлять тезисы | Тезисы, схема, устный ответ | |
103 | У. Шекспир. Слово о поэте. Вч «Гамлет». Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Трагизм любви Гамлета к Офелии. Философский характер трагедии. | 1 | Слово о поэте. «Гамлет».( обзор с чтением отдельных глав). Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы. | Устное сообщение о жизни и творчестве писателя, анализ эпизода – коллективный диалог, характеристика героя, работа со словарем. Выр. чтение по ролям, коллективный диалог (анализ эпизода), письм. ответ на вопрос | Знать: краткие сведения о жизни творчестве писателя, эпоха Возрождения, содержание трагедии «Гамлет», образ Гамлета, конфликт Гамлета с веком, уметь анализировать эпизод, уметь работать со словарем. Знать: образ Гамлета и образ Офелии, взаимоотношения героев, философский характер произв., вечный образ мировой литературы, уметь анализировать эпизод | Устное сообщение, характеристика героя, работа со словарем. Выр. чтение, устный ответ, письм. ответ | |
104 | И.-В. Гёте. Слово о поэте. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен). Эпоха Просвещения. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. | 1 | И.-В. Гёте. Слово о поэте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен).Эпоха Просвещения. Философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни. | Пересказ статьи учебника, смысловое чтение, составление тезисов | Знать: краткие сведения о поэте, эпоха Просвещения, философская трагедия, конфликт в произведении, авторская позиция в произведении, уметь составлять тезисы | Тезисы, пересказ | |
105 | Итоги года и задания для летнего чтения. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа7 класс Starlight
к учебникуЗзвездный английский, 7 класс 2019...