Контрольно - оценочные материалы по предмету "Литература" 7 класс
учебно-методический материал по литературе (7 класс)

Контрольно - оценочные материалы по предмету "Литература" для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. 7 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kom_literatura_.docx76.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 3» города Магнитогорска

455047, Челябинская обл., г. Магнитогорск, ул. Тевосяна, дом 6

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

по предмету «Литература»

7 класс

                                                                   Учитель русского языка

                                                                       и литературы: Ишметьева                            

                                                       Елена Петровна

2020г

Перечень оценочных  материалов для контроля успеваемости по литературе

7 класс

1.

Входная контрольная работа.

2.

Контрольная работа за 1 четверть.

3.

Контрольная работа за 2 четверть.

4.

Контрольная работа за 3 четверть.

5.

Контрольная работа. Промежуточная аттестация за учебный год.

Спецификация

Контрольная работа для оценки достижения планируемых результатов по предмету «Литература»

Назначение контрольной работы – проведение входного контроля обучающихся 7 класса за курс 6 класса, с целью определения уровня достижения обучающимися предметных и метапредметных планируемых результатов основной образовательной программы основного общего образования по литературе.

Перечень планируемых результатов, проверяемых в контрольной работе, составляется на основе примерных основных образовательных программ в соответствии с темами, изучаемыми в 6 классе

Характеристика структуры и содержания контрольной работы

Структура работы соответствует разделам содержания, выделенным в примерной программе, и включает 17 заданий. Распределение заданий по разделам содержания представлено в таблице

Распределение заданий по разделам содержания

Разделы содержания

Количество заданий

базового уровня

повышенного уровня

Роды и жанры литературы

8

Басня и баснописцы

1

Элементы сюжета

1

Автор и произведение

1

Построение текста

1

Тема текста

1

Стихотворные размеры

1

Изобразительно – выразительные средства

2

Письменный ответ

1

Всего

13

4

Заданий базового уровня сложности в работе 13, заданий повышенного уровня сложности – 4.

В работе представлены разные типы заданий: с выбором ответа (ВО) – 8  на установление соответствия (УС) – 0, с кратким ответом (КО) – 8, с развёрнутым ответом (РО) – 1.

Общие требования к процедуре проведения контрольной работы

На проведение контрольной работы отводится 1 урок (40 минут). На инструктаж не более 5 минут, 35 минут на самостоятельное выполнение работы.

План контрольной работы

№ задания

Раздел программы

Проверяемый результат

Уровень сложности

Максимальный балл

Примерное время выполнения задания

1

Роды и жанры литературы

Умение определять род литературы.

базовый

1

1

2

А. Н. Некрасов

Умение определять жанр произведения по отрывку.

базовый

1

1

3

УНТ

Умение определять жанр произведения по определению.

базовый

1

1

4

А. И. Куприн

Умение определять жанр произведения.

базовый

1

1

5

ДРЛ

Знание жанров ДРЛ.

базовый

1

1

6

Басня и баснописцы

Знание авторов басен.

базовый

1

1

7

Теория литературы

Знание элементов сюжета.

базовый

1

1

8

А.П.Чехов

Знание автора произведения.

повышенный

1

4

9

А.П.Чехов

Умение определять жанр произведения по отрывку.

базовый

1

1

10

Теория литературы

Умение давать определение элементам построения текста.

повышенный

1

2

11

А.П.Чехов

Умение выделять главное, делать выводы.

базовый

1

2

12

М.Ю. Лермонтов

Умение определять тему текста.

базовый

1

1

13

М.Ю. Лермонтов

Знание автора произведения.

повышенный

1

3

14

Теория литературы

Умение определять стихотворные размеры.

базовый

1

3

15

Теория литературы

Умение находить и определять изобразительно – выразительные средства языка, записывать их в определенной последовательности.

базовый

1

1

16

Теория литературы

Умение находить и определять изобразительно – выразительные средства языка.

базовый

1

1

17

Письменный ответ

Умение создавать текст, доказывать свою точку зрения, приводить примеры.

повышенный

3

10

19

баллов

35 мин

Определение итоговой оценки за контрольную работу

Количество баллов

Оценка

18 – 19

отлично

14-17

хорошо

11-13

удовлетворительно

0 – 10

неудовлетворительно

Контрольная работа (входной административный срез)

Часть 1

Для заданий А1 – А8 обведите номер правильного ответа.

А1. Что из перечисленного ниже не является родом литературы?

  1. эпос
  2. фантастика
  3. лирика
  4. драма

А2. Укажите жанр произведения, из которого взят отрывок:

Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни…
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни —

  1. ода
  2. элегия
  3. стихотворение
  4. поэма

А3.«Несмотря на то, что большая часть народных <…> посвящена простейшим и привычным предметам домашнего обихода, а также домашним животным и природным явлениям, они раскрывают поэтическую сторону в этих предметах и явлениях, открывая полный простор для творческой фантазии народа. Для многих <…> характерна иносказательная или метафорическая природа построения».

О каком жанре фольклора идёт речь в приведённом отрывке?

  1. прибаутка
  2. поговорка
  3. считалка
  4. загадка

А4.Назовите жанр произведения А.И.Куприна «Чудесный доктор»:

  1. рассказ
  2. очерк
  3. повесть
  4. предание

А5.Назовите жанры древнерусской литературы:

   1) Сказание, житие, летопись

   2) Ода, поэма, баллада

  3) Повесть, роман, рассказ

 4) Трагедия, драма, комедия

А6. Назовите имя русского баснописца:

1) М.В.Ломоносов

2) В.А.Жуковский

3) И.И.Дмитриев

4) А.П.Платонов

А7. Что из перечисленного ниже не является элементом сюжета художественного произведения?

  1. завязка
  2. кульминация
  3. абзац
  4. эпилог

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания  В1 – В4.

        <…>Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съёжился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съёжились, поморщились... Длинный подбородок жены стал ещё длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира...

        — Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.

        — Ну, полно! — поморщился толстый.— Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства — и к чему тут это чинопочитание!

        — Помилуйте... Что вы-с...— захихикал тонкий, еще более съёживаясь.— Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги... Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил... жена Луиза, лютеранка, некоторым образом...

        Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от Тонкого и подал ему на прощанье руку.

        Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «хи-хи-хи». Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены.

B1. Напишите фамилию автора произведения, из которого взят этот отрывок.

Ответ__________________________________________________

В2. Назовите жанр произведения, из которого взят этот отрывок.

Ответ___________________________________________________

В3. Как называется обмен репликами между персонажами?

Ответ___________________________________________________

В4. Выпишите существительное, обозначающее причину поведения Тонкого в этом отрывке.

Ответ_____________________________________________________

Часть 3

Прочитайте текст и выполните задания А8,  В5 – В8.

        УТЁС

 Ночевала тучка золотая

 На груди утёса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

 По лазури весело играя;

 Но остался влажный след в морщине

Старого утёса. Одиноко

 Он стоит, задумался глубоко,

 И тихонько плачет он в пустыне.                                                    (1841)

А8. О чём это стихотворение? Обведите номер варианта ответа, который

не может быть верным для данного вопроса.

  1. о любви
  2. о смерти
  3. о счастье
  4. об одиночестве

В5. Напишите фамилию автора этого стихотворения.

Ответ_________________________________________

В6. Определите размер этого стихотворения. Ответ запишите одним словом, без указания количества стоп.

Ответ_________________________________________

В7. Выпишите из текста олицетворения в порядке их следования в тексте, через запятую без пробела.

Ответ__________________________________________

В8. Как называется образное определение, служащее средством художественной выразительности («тучка золотая», «влажный след»)? Ответ запишите в форме множественного числа.

Ответ__________________________________________

Часть 4

С1. Какие произведения, в которых центральной является тема детства, вам известны? Назовите их. Какие из них вы читали? Какие из них вам понравились, а какие не понравились? Обоснуйте свою точку зрения по одному прочитанному произведению.

Напишите об этом небольшое сочинение (5-7 предложений) на отдельном подписанном листе.

Спецификация

Контрольная работа для оценки достижения планируемых результатов по предмету «Литература»

Назначение контрольной работы – проведение контрольной работы (административный срез за 1 четверть) обучающихся 7 класса, с целью определения уровня достижения обучающимися предметных и метапредметных планируемых результатов  основной образовательной программы основного общего образования по литературе.

Перечень планируемых результатов, проверяемых в контрольной работе, составляется на основе примерных основных образовательных программ в соответствии с темами, изучаемыми в 7 классе

Характеристика структуры и содержания контрольной работы

Структура работы соответствует разделам содержания, выделенным в примерной программе, и включает 12 задания. Распределение заданий по разделам содержания представлено в таблице

Распределение заданий по разделам содержания

Разделы содержания

Количество заданий

базового уровня

повышенного уровня

УНТ

2

УНТ

1

Знание текста

2

Автор и название произведения

1

Теория литературы

1

Роды и жанры литературы

1

Роды и жанры литературы

1

Теория литературы

1

Теория литературы

2

Всего

9

3

Заданий базового уровня сложности в работе 9, заданий повышенного уровня сложности – 3.

В работе представлены разные типы заданий: с выбором ответа (ВО) – 5,  на установление соответствия (УС) – 1, с кратким ответом (КО) – 3, с развёрнутым ответом (РО) – 3.

Общие требования к процедуре проведения контрольной работы

На проведение контрольной работы отводится 1 урок (40 минут). На инструктаж не более 5 минут, 35 минут на самостоятельное выполнение работы.

План контрольной работы

№ задания

Раздел программы

Проверяемый результат

Уровень сложности

Максимальный балл

Примерное время выполнения задания

1

УНТ

Знать определение устного народного творчества

базовый

2

3

2

УНТ

Знать жанры устного народного творчества

базовый

2

3

3

УНТ

Знать отличие пословицы от поговорки

повышенный

2

4

4

Автор и произведение

Знание текста

базовый

2

2

5

Автор и произведение

Выявлять знание произведений

базовый

2

3

6

Автор и произведение

Выявлять знание авторов и их творчества.

базовый

1

2

7

Теория литературы

Пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями

повышенный

2

4

8

Роды и жанры литературы

Знать  жанрово-родовые признаки произведений древнерусской литературы

базовый

2

3

9

Роды и жанры литературы

Знать  жанрово-родовые признаки произведений древнерусской литературы, устанавливать соответствия

базовый

4

4

10

Теория литературы

Пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями

повышенный

2

3

11

Теория литературы

Пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями

базовый

1

2

12

Роды и жанры литературы

Знать  жанрово-родовые признаки произведений древнерусской литературы

базовый

1

2

23

баллов

35 мин

Определение итоговой оценки за контрольную работу

Количество баллов

Оценка

22 – 23

отлично

17 -21

хорошо

12 - 16

удовлетворительно

0 – 11

неудовлетворительно

Контрольная работа (административный  срез за 1 четверть)

Вариант 1.

1. Фольклор-это______________________________________________________________

2. Подчеркните жанры устного народного творчества: роман, былина, сказка, загадка, рассказ, закличка, потешка, предание, лирическое стихотворение, басня, пословица, трагедия, поговорка.

3. Чем пословица отличается от поговорки?

______________________________________________________________________________

4. Назовите художественный прием:

Иной хвастает бессчетной  золотой казной,

Другой хвастает силой-удачей молодецкою,

Который хвастает добрым конем…

5. Как Садко исполнил свое обещание старику, который помог ему уйти от царя морского?_____________________________________________________________________

6. Из какого произведения взяты строки?

« Велика ведь бывает польза от учения книжного: книгами наставляемы и поучаемы на путь покаянья, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержанье».

а) Из похвалы князю Ярославу и книгам;

б) Из «Поучения» Владимира Мономаха;

в) Из «Повести о Петре и Февронии».

7. Дайте определение жанра летописи.

______________________________________________________________________________

8. Из перечисленных жанров выберите те, которые относятся к произведениям древнерусской литературы и подчеркните их:

Хожение(описание путешествий), загадка, рассказ, житие, летопись, роман, поучение, послание, воинские и бытовые повести, пословица, тексты делового характера, сочинения ораторского жанра.

9.Указать соответствие произведений и их жанров (по типу: 1А, 2Б)

«Повесть временных лет»

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

«На день восшествия на всероссийский престол государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

«Властителям и судиям»

а) стихотворение

б) летопись

в) ода

г) повесть (житие)

10.Какой временной период соответствует древнерусской литературе?

____________________________________________________________________________

11. Хвалебная песнь, похвала царям, богам, городам и т.п., разрабатываемая античной риторикой и достигшая расцвета в XVII- XVIII  веках в качестве самостоятельного литературного жанра, - это
А) Ода
Б) Поэма
В) Баллада
12. Трагедия, ода, эпопея – жанры 
А) высокого «штиля»
Б) низкого «штиля»
В) «среднего штиля»

Контрольная работа (административный  срез за 1 четверть)

Вариант 2.

1. Фольклор-это_______________________________________________________________

2. Подчеркните жанры устного народного творчества: роман, былина, сказка, загадка, рассказ, закличка, потешка, предание, лирическое стихотворение, басня, пословица, трагедия, поговорка.

3. Чем пословица отличается от поговорки?

______________________________________________________________________________

4. На каком инструменте играл Садко?___________________________________________

5. Из какого произведения отрывок?

Тут оратай-оратаюшко
На своей ли кобыле соловенькой
Приехал ко сошке кленовенькой.__________________________________________________

6. Назовите автора и название произведения.

«Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь – как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь ему была от других стран».

а) Из похвалы князю Ярославу и книгам;

б) Из «Поучения» Владимира Мономаха;

в) Из «Повести о Петре и Февронии».

7.Дайте определение жанра жития.

______________________________________________________________________________

8. Из перечисленных жанров выберите те, которые относятся к произведениям древнерусской литературы и подчеркните их:

Хожение(описание путешествий), загадка, рассказ, житие, летопись, роман, поучение, послание, воинские и бытовые повести, пословица, тексты делового характера, сочинения ораторского жанра.

9.Указать соответствие произведений и их жанров (по типу: 1А, 2Б)

«Повесть временных лет»

«Властителям и судиям»

 «На день восшествия на всероссийский престол государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

 «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

а) стихотворение

б) летопись

в) ода

г) повесть(житие)

10. Какой памятник древнерусской литературы считается самым древним, дошедшим до нас?______________________________________________________________________

11. Хвалебная песнь, похвала царям, богам, городам и т.п., разрабатываемая античной риторикой и достигшая расцвета в XVII- XVIII  веках в качестве самостоятельного литературного жанра, - это
А) Ода
Б) Поэма
В) Баллада
12. Комедия, басня, сатира– жанры 
А) высокого «штиля»
Б) низкого «штиля»
В) «среднего штиля»

                        Спецификация

Контрольная работа для оценки достижения планируемых результатов по предмету «Литература»

Назначение контрольной работы – проведение контрольной работы (административный срез за 2 четверть) обучающихся 7 класса, с целью определения уровня достижения обучающимися предметных и метапредметных планируемых результатов  основной образовательной программы основного общего образования по литературе.

Перечень планируемых результатов, проверяемых в контрольной работе, составляется на основе примерных основных образовательных программ в соответствии с темами, изучаемыми в 7 классе

Характеристика структуры и содержания контрольной работы

Структура работы соответствует разделам содержания, выделенным в примерной программе, и включает 19 заданий. Распределение заданий по разделам содержания представлено в таблице

Распределение заданий по разделам содержания

Разделы содержания

Количество заданий

базового уровня

повышенного уровня

А.С. Пушкин «Станционный смотритель».

1

Роды и жанры литературы

1

М. Ю. Лермонтов «Песня…про купца Калашникова»

2

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

8

5

Теория литературы

1

Всего

12

7

Заданий базового уровня сложности в работе 12, заданий повышенного уровня сложности – 7.

В работе представлены разные типы заданий: с выбором ответа (ВО) – 16, с кратким ответом (КО) – 2, с развёрнутым ответом (РО) – 1.

Общие требования к процедуре проведения контрольной работы

На проведение контрольной работы отводится 1 урок (40 минут). На инструктаж не более 5 минут, 35 минут на самостоятельное выполнение работы.

План контрольной работы

№ задания

Раздел программы

Проверяемый результат

Уровень сложности

Максимальный балл

Примерное время выполнения задания

1

Автор и произведение

Знание текста, умение определять тему произведения.

Повышенный

1

2

2

Автор и произведение

Знание текста, умение давать характеристику героям.

Повышенный

1

2

3

Автор и произведение

Выявлять знание произведений

Базовый

1

1

4

Автор и произведение

Знание текста.

Базовый

1

1

5

Автор и произведение

Выявлять знание произведений.

Базовый

1

1

6

Автор и произведение

Выявлять знание авторов и их творчества.

Базовый

1

2

7

Автор и произведение

Выявлять знание авторов и их творчества.

Базовый

1

2

8

Автор и произведение

Выявлять знание авторов и их творчества.

Базовый

1

2

9

Автор и произведение

Выявлять знание авторов и их творчества.

Базовый

1

2

10

Автор и произведение

Выявлять знание авторов и их творчества.

Базовый

1

2

11

Автор и произведение

Выявлять знание авторов и их творчества.

Базовый

1

1

12

Теория литературы

Пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями

Повышенный

1

2

13

Роды и жанры литературы

Знать  жанрово-родовые признаки произведений  литературы

Повышенный

1

2

14

Автор и произведение

Выявлять знание авторов и их творчества.

Базовый

1

1

15

Автор и произведение

Выявлять знание авторов и их творчества.

Базовый

1

2

16

Автор и произведение

Выявлять знание авторов и их творчества.

Базовый

1

1

17

Автор и произведение

Выявлять знание авторов и их творчества.

Повышенный

2

3

18

Автор и произведение

Выявлять знание авторов и их творчества.

Повышенный

2

3

19

Автор и произведение

Выявлять знание авторов и их творчества. Давать развернутый ответ на вопрос.

Повышенный

2

3

22

балла

35 мин

Определение итоговой оценки за контрольную работу

Количество баллов

Оценка

21 – 22

отлично

16 -20

хорошо

11 - 15

удовлетворительно

0 – 10

неудовлетворительно

Контрольная работа (административный срез за 2 четверть)

1 вариант.

1. Тема повести «Тарас Бульба»:

а)        борьба за независимость;

б)        история взаимоотношений в семье Тараса Бульбы;

в)        жизнь, быт и нравы Запорожской Сечи.

2. Запорожских казаков роднит с былинными героями:

а)        стремление к славе;б)        физическая сила;

в)        героическая борьба за свободу и независимость родины.

3. Смысл жизни для Тараса Бульбы состоял:

а)        в воспитании сыновей;

б)        в поддержании традиций Запорожской Сечи;

в)        в защите родной земли.

4. Андрий отличался от Остапа тем, что:

а)        хотел прославиться и делал все для достижения цели;

б)        был груб, нарочито высокомерен и неуступчив;

в)        ему была доступна мечтательность, он жил чувствами.

5. Образ степи соотносится:

а)        с обобщенным типом русского характера, вольным и свободным;

б)        с картинами природы средней полосы России;

в)        с настроением повествователя.

6. Главным законом Запорожской Сечи, духом казачества является:

а) сила, вседозволенность и свобода;

б) верность товариществу, защита свободы родины;

в) завоевание новых земель, утверждение силы.

7. Фразы, ставшие «крылатыми»: «Терпи, козак, — атаманом будешь!», «Есть еще порох в пороховницах!», «Нет уз святее товарищества!» — произносит:

а) Остап;

б) Андрий;

в) Тарас.

8. «Не тот еще добрый воин, кто не потерял духа в важном деле, а тот добрый воин, кто и на безделье не соскучит, кто все вытерпит...» — с этими словами Тарас обратился к Андрию, заметив, что сын:

а) затосковал по родному дому, по матери;

б) устал от каждодневных боев;

в) заскучал от бездействия, когда запорожцы взяли в осаду Дубно.

9. Андрий назвал панночку своей отчизной, так как «отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего». Он принимает решение покинуть казаков потому, что:

а) никогда не любил родину и своих родных;

б) хотел очаровать юную панночку;

в) любовь и чувства для него выше братского товарищества и служения родине.

10. «Наклонности будущего вождя» были:

а) у Тараса;                      б) у Остапа;                               в) у Андрия.

11. Сравнив раненого Тараса с «подрубленным дубом», Гоголь имел в виду его:

а) крепкое телосложение;

б) слабость, ранимость;

в) силу, основательность, стойкость и непреклонность.

12. Пафос повести Н.В Гоголя:

а) героический;                    б) комический;                           в) трагический.

13. К какому эпическому жанру относится произведение А.С. Пушкина Станционный смотритель»?

а) рассказ;   б) повесть;

в) роман;  г) поэма.

14. С какой целью А. С. Пушкин так подробно описывает картинки с изображением этой библейской истории?

а) Хотел показать интерьер дома смотрителя.
б) Это были необычные картинки известного художника.
в) Эти картинки словно намекают на будущую историю «блудной дочери». 
г) Хотел показать, что всё в доме было оформлено со вкусом.

15. Из какой семьи родом Кирибеевич из произведения  М.Ю.Лермонтова?

а) Малюты Скуратова

б) Петра I

в) Бориса Годунова

16. Кто из родственников Алены Дмитриевны был рядом с ней?

а) отец

б) старший брат

в) младший брат

17.  Что шептал перед смертью Андрий?________________________________

18. Из-за чего врагам удалось схватить Тараса?__________________________

__________________________________________________________________

19. Зачем Бульба отправил сыновей в Запорожскую Сечь?_________________

Контрольная работа (административный срез за 2 четверть)

2 вариант.

1. Действие повести происходит:
а) в Польше;
б) на Украине;
в) в России.
2. Тема повести:
а) героическая борьба украинского народа с польской шляхтой;
б) история семьи Тараса Бульбы;
в) быт и нравы Запорожской Сечи.
3. Повесть написана в стиле:
а) эпического сказа;
б) семейной хроники;
в) исторического исследования.
4. Повесть Гоголя можно назвать героической, потому что:
а) Тарас Бульба — настоящий герой;
б) она повествует о борьбе украинцев против польской шляхты;
в) в ней рассказывается история обычной семьи.
5. Как называет Гоголь Запорожскую Сечь?
а) родительский дом;
б) гнездо;
в) нора.
6. В ответ на предательство Андрия Тарас Бульба:
а) отпустил его;
б) убил его;
в) проклял его.
7. Назовите причину, из-за которой Андрий совершил предательство:
а) желание славы;
б) месть;
в) любовь.
8. “Выносил все терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стона не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему... кости...” — это портрет:
а) Тараса Бульбы;
б) Остапа;       

в) атамана Кукубенко.

9. Кому принадлежат выражения: “Терпи козак, — атаманом будешь!”, “Есть ещё порох в пороховницах!”?
а) Тарасу Бульбе;

б) Остапу;
в) куренному атаману.
10. Что не захотел оставить Тарас Бульба на земле вражеской и потому попал в плен?
а) саблю;
б) медальон;
в) курительную трубку.
11. “Да разве найдутся такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!” Эти слова в повести сказаны в связи с гибелью:
а) Мосии Шило;
б) Остапа;
в) Тараса.
12. Смысл жизни для старого Тараса состоит:
а) в воспитании достойных сыновей;
б) в поддержании традиций Запорожской Сечи;
в) в защите родной земли.
13. В какой цикл вошло произведение «Станционный смотритель»?

а) «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»
б) «Повести Пушкина» 
в) «Проза Пушкина» 
г) ни в какой цикл не вошло 

14. Какая библейская история была изображена на картинках в доме смотрителя?

а) всемирный потоп;

б) история блудного сына;

в) воскрешение Иисуса Христа;

г) история Давида

15. Как зовут молодого купца Калашникова?

а) Степан Парамонович

б) Степан Прохорович

г) Степан Петрович

16.Алена Дмитриевна больше всего боялась

а) немилости мужа

б) людской молвы

в) лютой смерти

17. Чему радовались казаки перед смертью?__________________________________

__________________________________________

18. Как Тарас поддержал сына перед смертью?_________________________________

_________________________________________

19. Зачем Бульба отправил сыновей в Запорожскую Сечь?_________________________

_________________________________________

                        Спецификация

Контрольная работа для оценки достижения планируемых результатов по предмету «Литература»

Назначение контрольной работы – проведение контрольной работы (административный срез за 3 четверть) обучающихся 7 класса, с целью определения уровня достижения обучающимися предметных и метапредметных планируемых результатов  основной образовательной программы основного общего образования по литературе.

Перечень планируемых результатов, проверяемых в контрольной работе, составляется на основе примерных основных образовательных программ в соответствии с темами, изучаемыми в 7 классе

Характеристика структуры и содержания контрольной работы

Структура работы соответствует разделам содержания, выделенным в примерной программе, и включает 12 заданий. Распределение заданий по разделам содержания представлено в таблице

Распределение заданий по разделам содержания

Разделы содержания

Количество заданий

базового уровня

повышенного уровня

Л.Н. Толстой «Детство»

2

А.П. Чехов. Рассказы «Хамелеон», «Злоумышленник».

3

Теория литературы

1

Авторы и произведения

1

Авторы и произведения (узнавание по отрывку)

1

А.П. Платонов «Юшка»

2

Роды и жанры литературы

1

Письменный ответ

1

Всего

8

4

Заданий базового уровня сложности в работе 8, заданий повышенного уровня сложности – 4.

В работе представлены разные типы заданий: с выбором ответа (ВО) – 7, с кратким ответом (КО) – 2, с установлением соответствий (УС) – 2, с развёрнутым ответом (РО) – 1.

Общие требования к процедуре проведения контрольной работы

На проведение контрольной работы отводится 1 урок (40 минут). На инструктаж не более 5 минут, 35 минут на самостоятельное выполнение работы.

План контрольной работы

№ задания

Раздел программы

Проверяемый результат

Уровень сложности

Максимальный балл

Примерное время выполнения задания

1

Автор и произведение

Знание текста, умение определять тему произведения.

базовый

1

1

2

Автор и произведение

Знание текста, умение давать характеристику героям.

базовый

1

1

3

Автор и его творчество

Выявлять знание творчества автора

базовый

1

1

4

Автор и произведение

Знание текста, умение определять тему произведения.

базовый

1

1

5

Автор и произведение

Знание текста, умение давать характеристику героям.

базовый

1

1

6

Теория литературы

Пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями.

повышенный

3

3

7

Автор и произведение

Выявлять знание авторов и их творчества, соотносить автора и произведение.

базовый

2

2

8

Автор и произведение

Выявлять знание авторов и их творчества, узнавать произведение по отрывку.

повышенный

3

3

9

Автор и произведение

Знание текста, умение давать характеристику героям.

базовый

1

1

10

Роды и жанры литературы

Знать  жанрово-родовые признаки произведений  литературы

повышенный

2

2

11

Автор и произведение

Знание текста, умение анализировать произведение.

базовый

1

1

12

Письменный ответ.

Выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения.

повышенный

3

3

20

баллов

35 мин

Определение итоговой оценки за контрольную работу

Количество баллов

Оценка

19 – 20

отлично

15 -18

хорошо

10 - 14

удовлетворительно

0 – 9

неудовлетворительно

Контрольная работа (административный срез за 3 четверть)

1 вариант.

1. Почему повесть Л. Н. Толстого «Детство» названа автобиографической?

Контрольная работа (административный срез за 3 четверть)

1 вариант.

1. Почему повесть Л. Н. Толстого «Детство» названа автобиографической?

а) автор пишет о своих близких;

б) в повести изображена родовая усадьба графов Толстых; 

в) автор описывает свое детство и жизнь в родовой усадьбе.

2. Почему Николенька плачет после того, как Наталья Савишна попросила у него извинения за свою несдержанность?

а) он продолжает сердиться на Наталью Савишну; 

б) ему стыдно за свои мысли о «доброй старушке»; 

в) он понимает, что отплатить за обиду не удастся.

3. Отличительной чертой произведений Чехова является:

а) глубокий лиризм; б) юмор и смех; в) высокий пафос.

4. Смысл названия рассказа «Хамелеон» связан с тем, что:

а) Очумелов то снимает, то надевает шинель;

б) надзиратель меняет свои пристрастия и убеждения, как хамелеон меняет свою окраску.

5.Портрет героя из «Злоумышленника»:«...Маленький, чрезвычайно тощий мужичонка в пестрядинной рубахе и латаных портах. Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза <...> имеют выражение угрюмой суровости. На голове целая шапка давно нечесаных, путаных волос...» - свидетельствует о его:

а) бедности;           б) лени;         в) деловитости.

6. Распределите на три группы:1. Эпитет. 2. Сравнение. 3. Гипербола

А. девичьи лица ярче роз                Б. строгий, стройный вид

В. корабли Толпой со всех концов земли / К богатым пристаням стремятся

Г. как перед новою царицей           Д. державное теченье

Е. неколебимо как Россия              Ж. прозрачный сумрак

З. блеск безлунный                          И. пустынных улиц

7. Соотнеси авторов и их произведения:

1.И. А. Бунин

А. «Юшка»

2.М. Горький

Б. «Хорошее отношение к лошадям»

3. Л.Н. Андреев

В. «Кусака»

4. В.В. Маяковский

Г. «Необычное приключение…»

5. А.П. Платонов

Д. «Данко»

Е. «Цифры»

Ё. «Детство»

8. По отрывку узнай и запиши произведение и автора.

1. «От боли, от острого и внезапного оскорбления, так грубо ударившего тебя в сердце в один из самых радостных моментов твоего детства, ты, вылетевши за дверь, закатился таким страшным, таким пронзительным альтом, на какой не способен ни один певец в мире. И надолго, надолго замер... Затем набрал в легкие воздуху еще больше и поднял альт уже до невероятной высоты...»___________________________

2. «Но, пока собака колебалась, все яростнее размахивая хвостом и маленькими шажками подвигаясь вперед, настроение пьяного человека изменилось. Он вспомнил все обиды, нанесенные ему добрыми людьми, почувствовал скуку и тупую злобу и, когда Жучка легла перед ним на спину, с размаху ткнул ее в бок носком тяжелого сапога».__________________________________________________________________

3. «Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим».__________________________________________________

9. Странность главного героя в рассказе «Юшка» объясняется:

А) его незащищенностью;

Б)  безотказностью;

В) безграничной добротой.

10. Жанр произведения «Хамелеон»?_____________________________

11. Почему «без Юшки жить людям стало хуже»?

А) Им не на ком стало вымещать злость и обиду;

Б) Он был незаменим в кузнице, без него трудно работать;

В) Он был сельским праведником, подававшим пример.

12. Чем отличается, по вашему мнению, Данко в рассказе «Старуха Изергиль» от окружающих его людей?___________________________________________________

Контрольная работа (административный срез за 3 четверть)

2 вариант.

1. Какова главная черта в характере Николеньки? (Толстой «Детство»).

а) несговорчивость; б) самонадеянность; в) высокомерие; г) склонность к самоанализу.

2. Почему Наталья Савишна отказалась от «вольной»? 

а) решила, что от нее хотят избавиться; 

б) очень сильно любила барышню; 

в) и без «вольной» чувствовала себя хозяйкой в доме;

г) понимала, что ей будет сложно жить в другом месте.

3. Автор относится к Очумелову:

а) нейтрально; б) с сарказмом; в) с сочувствием.

4. Кого в рассказе А. П. Чехова можно назвать «хамелеоном»?

а) Очумелова;     б) Хрюкина;      в) Елдырина;       г) повара;        д) толпу зевак.

5. В каком преступлении обвиняли Дениса Григорьева?

а) с умыслом учиненное повреждение железной дороги;

б) воровство на железной дороге;

в) оскорбление личности.

6. Распределите на три группы:1. Эпитет. 2. Сравнение. 3. Гипербола

А. девичьи лица ярче роз                 Б. строгий, стройный вид

В. корабли Толпой со всех концов земли / К богатым пристаням стремятся

Г. как перед новою царицей            Д. державное теченье

Е. неколебимо как Россия               Ж. прозрачный сумрак

З. блеск безлунный                           И. пустынных улиц

7. Соотнеси авторов и их произведения:

1.И. А. Бунин

А. «Юшка»

2.М. Горький

Б. «Хорошее отношение к лошадям»

3. Л.Н. Андреев

В. «Кусака»

4. В.В. Маяковский

Г. «Необычное приключение…»

5. А.П. Платонов

Д. «Данко»

Е. «Цифры»

Ё. «Детство»

8. По отрывку узнай и запиши произведение и автора.

1. «От боли, от острого и внезапного оскорбления, так грубо ударившего тебя в сердце в один из самых радостных моментов твоего детства, ты, вылетевши за дверь, закатился таким страшным, таким пронзительным альтом, на какой не способен ни один певец в мире. И надолго, надолго замер... Затем набрал в легкие воздуху еще больше и поднял альт уже до невероятной высоты...»__________________________________________________________

2. «Но, пока собака колебалась, все яростнее размахивая хвостом и маленькими шажками подвигаясь вперед, настроение пьяного человека изменилось. Он вспомнил все обиды, нанесенные ему добрыми людьми, почувствовал скуку и тупую злобу и, когда Жучка легла перед ним на спину, с размаху ткнул ее в бок носком тяжелого сапога».___________________________________________________________________

3. «Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим»._____________________________________________________________

9. Тема стихотворения «Необычайное приключение…»:

А) жизнь поэта летом на даче;

Б) фантастическая встреча человека и Солнца;

В) поэтический труд и назначение поэта.

10. Жанр произведения «Детство»?_____________________________

11. Почему жизнь Юшки нельзя назвать бесполезной?

А) Он учил людей доброте и терпимости;

Б) Он поставил на ноги девушку-сироту;

В) Он помогал в работе кузнецу.

12. Почему общество не принимает Юшку таким, какой он есть?______________

_________________________________________________________________________

Спецификация

Контрольная работа для оценки достижения планируемых результатов по предмету «Литература»

Назначение контрольной работы – проведение промежуточной аттестации за учебный год обучающихся 7 класса, с целью определения уровня достижения обучающимися предметных и метапредметных планируемых результатов основной образовательной программы основного общего образования по литературе.

Перечень планируемых результатов, проверяемых в контрольной работе, составляется на основе примерных основных образовательных программ в соответствии с темами, изученными в 7 классе (таблица 2.1).

Таблица 2.1

Характеристика структуры и содержания контрольной работы

Структура работы соответствует разделам содержания, выделенным в примерной программе, и включает 20 заданий. Распределение заданий по разделам содержания представлено в таблице 2.2.

Таблица 2.2

Распределение заданий по разделам содержания

Разделы содержания

Количество заданий

базового уровня

повышенного уровня

Автор и произведение.

2

4

Теория литературы.

6

1

Русская литература XIX-XX в.

7

15

5

Заданий базового уровня сложности в работе 15 (75%), заданий повышенного уровня сложности – 5 (25%).

В контрольной работе используются задания с выбором ответа (ВО) – 11 (55%), задания с кратким ответом (КО) – 7(35%), с установлением соответствий (УС) -1 (5%), с развёрнутым ответом (РО) – 1 (5%).

Общие требования к процедуре проведения контрольной работы

На проведение контрольной работы отводится 1 урок (40 минут). На инструктаж не более 5 минут, 35 минут на самостоятельное выполнение работы.

Обобщенный план контрольной работы представлен в таблице 2.3

План контрольной работы

№ задания

Раздел

Проверяемый результат

Уровень сложности

Примерное время выполнения задания

Макс. балл

1

Автор и произведение

Выявлять знание авторов и их творчества, соотносить автора и произведение.

Базовый

1

5

2

Теория литературы

Пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями.

Базовый

1

1

3

Теория литературы

Пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями.

Базовый

1

1

4

Русская литература XIX-XX в.

Пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями.

Базовый

1

1

5

Русская литература XIX-XX в.

Анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному.

Базовый

1

1

6

Автор и произведение

Выявлять знание авторов и их творчества. Создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах.

Повышенный

2

2

7

Автор и произведение

Выявлять знание авторов и их творчества.

Базовый

2

1

8

Русская литература XIX-XX в.

Анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному

Базовый

1

1

9

Русская литература XIX-XX в.

Анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному

Базовый

2

1

10

Русская литература XIX-XX в.

Анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному

Базовый

1

1

11

Русская литература XIX-XX в.

Анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному

Базовый

2

1

12

Теория литературы

Пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями.

Базовый

2

1

13

Русская литература XIX-XX в.

Анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному

Базовый

2

1

14

Автор и произведение

Выявлять знание авторов и их творчества, узнавать произведение по отрывку.

Повышенный

2

2

15

Автор и произведение

Знание текста, умение узнавать литературного героя по отрывку, выявлять знание авторов и их творчества.

Повышенный

2

2

16

Автор и произведение

Знание текста, умение узнавать речь литературного героя по отрывку, анализировать литературного героя.

Повышенный

4

3

17

Теория литературы

Пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями. Выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения.

Повышенный

2

2

18

Теория литературы

Пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями.

Базовый

2

1

19

Теория литературы

Пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями.

Базовый

2

1

20

Теория литературы

Пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями.

Базовый

2

1

35 мин

30

баллов

        При оценке контрольной работы используется «принцип сложения», то есть оценивается каждое задание и итоговая отметка определяется по сумме набранных баллов. Инструкция по оценке каждого задания представлена в таблице 2.4, определение итогового балла – в таблице 2.5.

Определение итоговой оценки за контрольную работу

Ученик справился с работой, если он набрал 50% от максимального балла за задания базового уровня сложности.

Отметка выставляется с учетом выполнения заданий, как базового, так и повышенного уровня и определяется на основе максимального балла за всю работу. Если максимальный балл за работу составляет 15, а максимальный балл за выполнение заданий базового уровня сложности 11, то выставление отметок осуществляется следующим образом (таблица 2.5).

Таблица 2.5

Определение итоговой оценки за работу на основе

«принципа сложения»

% выполнения от максимального балла

Количество баллов

Цифровая отметка

Уровневая шкала

96 – 100

29 – 30

5

Повышенный

80,7 – 95

22 – 28

4

Базовый

69,2* – 76,9

15 – 21

3

0 – 65,4

0 – 14

2

Недостаточный

*69,2% от максимального балла за всю работу равно 50% от максимального балла за задания базового уровня сложности.

Контрольная работа. Промежуточная аттестация за учебный год  (административный контроль)

1 вариант.

1. Найдите соответствия между автором и названием произведения:

1) А.С. Пушкин

2) Л.Н. Толстой

3) Н.В. Гоголь

4) А.П. Чехов

5) М.Е. Салтыков-Щедрин

    а) «Детство»

    б) «Песнь о вещем Олеге»

    в) «Хамелеон»

    г) «Тарас Бульба»

    д) «Как один мужик двух генералов прокормил»

2. Что такое былина:

1. Произведение устной поэзии о русских богатырях и народных героях.

2. Это поэтическая биография народа

3. Это краткое изречение

4. Это рассказ об исторических деятелях.

3. Лирика – это

1.  Повествование о событиях, предполагаемых в прошлом;

2. Род литературы, в котором действительность отражается путем передачи глубоких душевных переживаний, мыслей и чувств автора;

3.  Стихотворение из двух строк.

4. Какая тема раскрывается в повести Пушкина «Станционный смотритель»:

1. Тема маленького человека

2. Тема лишнего человека

3. Тема богатого человека

4. Тема интеллигентного человек

5. Что такое сатира:

1. Это художественное произведение, в котором гневно осуждаются пороки общества и человека

2. Это произведения, в которых отражается комическое, смешное в жизни.

3. Это художественное произведение, в котором изображается судьба человека

6. Из какого произведения Горького взят этот отрывок?
«Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещённый этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, впала в гнилой зев болота. Люди же, изумлённые, стали как камни».

_____________________________________________________________________________

7. Из какого произведения взят данный отрывок?
«Собака выла - ровно, настойчиво и безнадёжно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвётся к свету сама беспросветно тёмная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу». 

1. Леонид Андреев «Кусака». 

2. Андрей Платонов «Юшка».

3. Фёдор Абрамов «О чём плачут лошади».

8. Что больше всего возмущает Акимыча, главного героя рассказа Носова «Кукла»:

1. Человеческое безразличие

2. Неуважение к чужому труду

3. Хулиганское поведение подростков

4. Хамское отношение между людьми.

9. Какие чувства вызывает у автора Юшка, герой рассказа А. Платонова?

1. Любопытство; 2. Уважение; 3. Сострадание.

10. Темой рассказа Е. Носова «Кукла» является: 

1. Описание жизни простого деревенского человека. 

2. Изображение нравственных истоков жизни, отношение к земле и природе.

3. История брошенной куклы.

11. Каково авторское отношение к мужику в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»?

1. Восхищение, любование.

2. Презрение, пренебрежение.

3. Сожаление, горечь.

4. Безразличие.

12. Определите жанр произведения И. С. Тургенева «Бирюк».

1.  Повесть.

2. Очерк.

3. Притча.

4. Рассказ.

13. Почему Бирюк всё же отпустил крестьянина?

1. Постеснялся своей жестокости перед барином. 

2. Испугался мести крестьянина.

3. Пожалел мужика. 

4. Понял, что крестьянин доведён до крайней степени нищеты.

14. Из какого произведения взят этот отрывок?
«На этой маленькой четырехколесной дрезине, на обращенной в две стороны двойной скамейке, защищенные от солнца небольшим тентом, сидели мужчина, его жена и семилетний сынишка...»____________________________________________________

15. Узнай по описанию литературного героя, укажи автора и название произведения.

1) «Лишь один из них, из опричников,

Удалой боец, буйный молодец,

В золотом ковше не мочил усов…»

____________________________________________________________________________

2) « Четыре раза закапывал он свой букварь в землю,  и четыре  раза, отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый. …он повторил бы и в пятый, если бы отец не дал ему торжественного  обещания  продержать его в монастырских служках целые двадцать лет и не поклялся наперед, что он не увидит Запорожья вовеки, если не выучится всем наукам»

_____________________________________________________________________________

16. Какому герою принадлежат приведённые ниже слова?

1) «Ну, Лексей, ты — не медаль, на шее у меня — не место тебе, а иди-ка ты в люди...»

_____________________________________________________________________________

2) «Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать, - так никому ж из них не доведётся так умирать!»

_____________________________________________________________________________

3) «Скажи мне, кудесник, любимец богов,

Что сбудется в жизни со мною?»

_____________________________________________________________________________

17. Сформулируйте, какую повесть мы называем автобиографической. Приведите пример такого художественного произведения из изученных в этом году.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

18. Какое художественное средство выразительности использует автор?

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой её гранит. (А.С. Пушкин)______________________________________________

19. Какое художественное средство выразительности использует автор?

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь -

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле... (Ф.И. Тютчев)_____________________________________________

20. Какое художественное средство выразительности использует автор?

Словно ястреб взглянул с высоты небес

На молодого голубя сизокрылого... (М.Ю. Лермонтов)_______________________________

Контрольная работа. Промежуточная аттестация за учебный год  (административный контроль)

2 вариант

1. Найдите соответствия между автором и названием произведения:

1) А.С. Пушкин

2) М. Горький

3) В. В. Маяковский

4) Л. Андреев

5) А.П. Платонов

а) «Детство»

б) «Станционный смотритель»

в) «Хорошее отношение к лошадям»

г) «Юшка»

д) «Кусака»

2. Повесть - это...

а) Средняя форма эпической прозы, литературное произведение, описывающее не одно, а целый ряд событий, лиц, проблем.

б) Короткий рассказ с острым сюжетом и неожиданным финалом.

в) Стихотворное повествовательное произведение с развёрнутым сюжетом и ярко выраженной лирической оценкой того, о чём повествуется.

3. Почему память народная сохранила образ Калашникова:

1. Совершил героический поступок

2. Не побоялся вступиться за честь семьи

3. Спас себя от позора

4. Оставил богатое наследство потомкам.

4.Эпиграф - это...

а) стихотворная строка, в которой заключена основная характеристика героя;

б) изречение, отрывок из произведений различных писателей, которые автор помещает после или перед названием произведения (отдельными его главами);

в) краткое описание развития сюжета.

5. Кто такие казаки (Гоголь «Тарас Бульба»):

1. Регулярные войска

2. Охрана царя

3. Выполняли функции пограничных войск

4. Свободные от военной службы люди.

6. Из какого произведения взят этот отрывок?

«Затем дети снова бросали в него предметы с земли, подбегали к нему, трогали его, толкали, не понимая, почему он не поругает их, не возьмёт хворостину и не погонится за ними, как делают это большие люди. Дети не знали другого такого человека».

_____________________________________________________________________________

7. Что нового открыл в себе главный герой рассказа Казакова «Тихое утро»:

1. Умение сострадать

2. Умение плавать

3. Умение преодолевать собственный страх

4. Умение вести себя правильно на воде.

8. Каково авторское отношение к Бирюку из одноимённого рассказа?

а) Уважение. б) Сочувствие. в) Пренебрежение. г) Осуждение.

9. Какова, с вашей точки зрения, основная черта характера Бирюка?

а) Честность, ответственность.

б) Жестокость.

в) Доброта.

г) Любовь к детям.

10. Определите идею сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

а) Обличение чиновничества. б) Восхваление трудолюбия простого народа.

в) Проблема рабского положения и бесправия покорного народа в условиях крепостничества.

г) Преодоление сложностей, возникших у генералов на острове.

11. Какой приём использует автор в следующем отрывке:
«...Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетело глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался
визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил...» 

а) Гипербола, б) Гротеск, в) Иносказание, г) Сатира.

12. Кого в произведении А. П. Чехова можно назвать «хамелеоном»?

а) Очумелова. б) Хрюкина. в) Елдырина. г) Повара, д) Толпу зевак.

13. Почему «без Юшки жить людям стало хуже»?

а) Им не на ком стало вымещать злость и обиду.

б) Он был незаменим в кузнице.

в) Он был сельским праведником.

14. Из какого произведения взят этот отрывок?
«…- Придется нам пока спрятать наши подарки, пусть полежат немножко. Они для нас сейчас слишком хороши. Часы я продал, чтобы купить тебе гребни. А теперь, пожалуй, самое время жарить котлеты…»________________________________________________________________

15. Узнай по описанию литературного героя, укажи автора и название произведения.

1) « Он учился охотнее и без напряжения,… был изобретательнее своего брата;  чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда с помощию   изобретательного ума своего умел увертываться от наказания… Он также кипел жаждою подвига, но   вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) «Вся она — тёмная, но светилась изнутри — через глаза — неугасимым, весёлым и тёплым светом. …....очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка...»

________________________________________________________________________________

16. Какому герою принадлежат приведённые ниже слова?

1) «А что мне отец, товарищи, отчизна?.. Отчизна моя – ты! Вот моя отчизна»

________________________________________________________________________________

2) «....Так вот где таилась погибель моя!

Мне смертию кость угрожала!»______________________________________________________

3) «Так это ихняя собачка? Очень рад... Возьми ее... Собачонка ничего себе... Шустрая такая... Цап этого за палец! Ха-ха-ха...»______________________________________________

17. В чём отличие сатиры от юмора? Приведите пример сатирического произведения из изученных в этом году.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

18. Какое художественное средство выразительности использует автор?

И услышав то, Кирибеевич

Побледнел в лице, как осенний снег... (М.Ю. Лермонтов)_______________________________

19. Какое художественное средство выразительности использует автор?

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зелёного листка. (М.Ю. Лермонтов)_____________________________

20. Какое художественное средство выразительности использует автор?

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё — простор везде, -

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде. (Ф.И. Тютчев)__________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-оценочные материалы для проведения контрольной работы и дифференцированного зачета по учебной дисциплине “Иностранный язык” для студентов 1 курса

Контрольно-оценочные материалы для проведения  дифференцированного зачета и контрольной работы по учебной дисциплине "Иностранный язык" для студентов 1 курса:1. Контрольная работа по гр...

Контрольно-оценочные материалы для проведения контрольной работы и дифференцированного зачета по учебной дисциплине “Иностранный язык” для студентов 2 курса

Контрольно-оценочные материалы для проведения  дифференцированного зачета и контрольной работы по учебной дисциплине "Иностранный язык" для студентов 2 курса: 1. Контрольная работа...

Контрольно-оценочные материалы по географии для 5 класса

Контрольно-оценочные материалы по географии для 5 класса...

Контрольно - оценочные материалы по предмету "Русский язык" 7 класс

Контрольно - оценочные материалы по предмету "Русский язык" для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации для 7 класса....

Контрольно – оценочные материалы по предмету «Русский язык», 5 класс

Контрольно-оценочные материалы по русскому языку для обучающихся 5 класса со спецификациями....

Контрольно – оценочные материалы по предмету «Русский язык», 8 класс

Контрольно-оценочные материалы для обучающихся 8 класса со спецификациями....