Конспект урока М.В.Исаковский 5 класс
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Зыбенкова Надежда Викторовна

Конспект урока внеклассного чтения в 5 «Б» классе.

Тема: «Михаил Васильевич Исаковский. Стихи и песни о Великой Отечественной войне».

Цель: расширить знания о творчестве М.В.  Исаковского, показать, что высокие патриотические чувства в поэзии автора, соединялись с глубоко личными переживаниями; помочь почувствовать пафос поэзии военных лет; учить элементам анализа лирических стихотворений, выразительному чтению стихов;

способствовать развитию связной устной речи;

воспитывать чувства патриотизма, гордости за подвиг своего народа,  ответственности перед Родиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_isakovskiy_5b.docx28.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока внеклассного чтения в 5 «Б» классе.

 Учитель Зыбенкова Надежда Викторовна.

Тема: «Михаил Васильевич Исаковский. Стихи и песни о Великой Отечественной войне».

Цель: углубление знаний о творчестве М.В. Исаковского.

Задачи: образовательные: расширить знания о творчестве М.В.  Исаковского, показать, что высокие патриотические чувства в поэзии автора, соединялись с глубоко личными переживаниями; помочь почувствовать пафос поэзии военных лет; учить элементам анализа лирических стихотворений, выразительному чтению стихов;

коррекционно-развивающие: способствовать развитию связной устной речи;

воспитательные: воспитывать чувства патриотизма, гордости за подвиг своего народа,  ответственности перед Родиной.

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная.

Виды деятельности учащихся: выразительное чтение наизусть, исполнение песен на стихи М.В. Исаковского, частичный анализ стихотворений.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, выставка рисунков учащихся о Великой Отечественной войне.

Ход урока

1.Организационныи момент. Психолого – педагогический настрой.

Слово учителя: Доброе утро, дорогие ребята. Я приветствую вас на уроке внеклассного чтения по теме: «Михаил Васильевич Исаковский. Стихи и песни о Великой Отечественной войне».

2. Литературно- музыкальная композиция.

1.Формулировка темы и целей урока.

Учитель: 

- Ребята, а какие ассоциации вызывает у вас слово «война»?

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

- Правильно, мы будем расширять и углублять наши знания о творчестве Михаила Васильевича Исаковского, осмыслим подвиг и трагедию нашего народа в годы Великой Отечественной войны, выясним, какое значение имели и имеют стихи и песни военной тематики в жизни людей.

- А начать урок я предлагаю с зажжения свечи в память о тех, кто был свидетелем трагических событий Великой Отечественной войны.

- Отгремели далёкие 40-е, но мы до сих пор помним о тех трагических событиях, которые заставили сплотиться весь народ, все поколения против общего врага – Фашизма. Враг заставил встать плечом к плечу на защиту своей страны и близких. Не остались в стороне от трагедии и писатели, и композиторы – все люди искусства, как могли, выражали свою общую признательность и солидарность общей боли и общему делу. На уроках чтения в 5-7 классах мы прослушали множество стихов, посвящённых событиям Великой Отечественной войны.

        Сегодня на уроке мы будем говорить о замечательном поэте, поэте – песеннике, М.В. Исаковском, который по-своему выразил сопричастность к этим событиям. «Эх, дороги», «Катюша», «В землянке» - эти и другие стихотворения, ставшие известными песнями, надолго запомнятся и будут передаваться молодым поколениям во все времена. В песнях военных лет М. Исаковского сохранены для грядущих поколений легендарная храбрость и душевное мужество, оптимизм и великая человечность Русского Солдата. Написанные в годы тяжелых испытаний, они звали народ к борьбе во имя победы. Они не утратили своего эстетического воздействия, трогают наши сердца величием подвига.

- А теперь, ребята, прежде чем мы будем читать и обсуждать стихи М. Исаковского, петь песни, делиться своими впечатления, высказывать своё мнение о понравившихся стихах и песнях, давайте вспомним некоторые факты из биографии поэта.

Ученик 1 (краткий рассказ с зачитыванием некоторых строчек из биографии поэта):

        19 января исполнилось 115 лет со дня рождения Михаила Исаковского. Его стихи были востребованы в любой обстановке и уместны в любой ситуации: на фронте и в тылу, в производственном цеху и на завалинке, в городе и в деревне.

        Родился М.В. Исаковский в деревне Глотовка в бедной крестьянской семье. Местный священник научил Исаковского читать и писать. С осени 1911 года он смог ходить в школу и окончил её весною 1913 года, получив «5» по всем предметам.  Одно из ученических стихотворений Исаковского - «Просьба солдата» - было опубликовано ещё в 1914 году. С тех пор он издал огромное количество стихотворных сборников.

        Большое место в творчестве М.В. Исаковского занимают стихи о Великой Отечественной войне. Многие стихи Исаковского, положенные на музыку, стали популярными народными песнями, они поются во всём мире.

  Учитель:

        -Великие события в жизни нашей страны остаются не только в благодарной памяти людей или на страницах учебников, но и в поэтических строчках, звуках музыки. Своей эмоциональной силой произведения искусства способны воскресить минувшие события, сделать их живыми сегодня, сейчас.

Ученик 2 (чтение стихотворения наизусть):

До свидания города и хаты

До свиданья города и хаты,

Нас дорога дальняя зовёт.

Молодые смелые ребята

На заре уходи мы в поход.

Мы развеем вражеские тучи,

Разметём преграды на пути.

И врагу от смерти неминучей,

От своей могилы не уйти.

1941

Учитель:

        - Великая Отечественная война стала самой разрушительной за всю историю человечества. Фашисты сжигали города, деревни, сёла. Простой народ не сдавался, брался за оружие и надеялся на скорую победу. Однако, война затянулась на целых четыре года.

Ученик 4(чтение стихотворения наизусть):

В огне заводы

В огне заводы, сёла, полустанки,

Дрожит земля – идёт жестокий бой…

Вам Гитлер дал орудия и танки,

И вы пришли в Россию на разбой.

Нет, вам добром не кончить поединка,

Не выбраться живыми из страны,

Где весь народ, где каждая былинка

Встают на поджигателей войны.

Где гибель ждёт вас у любого дома,

Грозится пулей каждое окно…

Пишите ж письма близким и знакомым,

Что вам назад прийти не суждено.

  Учитель:

        - Не смотря на страшные события, люди продолжали петь песни. С песней солдаты поднимались в атаку и шли на бой, пели песни и перед боем, когда ненадолго затихала стрельба со стороны фашистов.

Ученик 6(чтение стихотворения наизусть):

Перед боем (отрывок)

У выжженной врагами деревушки,

Где только трубы чёрные торчат,

Как смертный суд, стоят литые пушки,

Хотя они пока ещё молчат.

III. Итог урока.

    Учитель:

        По мнению Исаковского писать о войне трудно. Писать о ней, как только о чем-то парадном, торжественном и легком деле, нельзя. Это будет ложью. Писать только о тяжелых днях и ночах, только о грязи окопов и холоде сугробов, только о смерти и крови – это тоже значит лгать, ибо все это есть, но писать только об этом- значит забывать о душе, о сердце человека, сражающегося на этой войне».

- Как вы поняли, почему писать о войне трудно?

-Какими чувствами пронизаны стихи и песни о Великой Отечественной войне, прослушанные сегодня?

- Прав ли был М.В. Исаковский, говоря о том, что песня необходима на войне? Поясните.

- Каждая песня, каждое стихотворение - это частица чьей-то жизни, события чьей-то судьбы. В них мы слышим гордость за свой народ, боль от потери близких, видим отражение чувств к любимым и родным людям, желание защитить Родину.

- Сейчас я затушу нашу свечу Памяти, но хочу, чтобы она продолжала гореть в ваших сердцах. И закончить урок мне хочется строчками поэта:

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям.

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!


- Я благодарю всех присутствующих за внимание, за участие в уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему

Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний» Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни. Задачи урока: Оздоровительные · ...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...

Системный подход в преподавании. Конспекты уроков ОБЖ в 6 классе Конспекты уроков по основам безопасности жизнедеятельности в 6 классе

Системный подход в преподавании. Конспекты уроков ОБЖ в 6 классе Конспекты уроков по основам безопасности жизнедеятельности в 6 классе...