"Представление о любви и счастье в семье" (по рассказу А.И. Куприна "Куст сирени"
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Конспект урока литературы в 8 классе по рассказу А.И. Куприна "Куст сирени". Тема: "Представление о любви и счастье в семье"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kuprin_urok.docx | 33.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы по рассказу А.И. Куприна «Куст сирени»
Тема «Представление о любви и счастье в семье» (по рассказу А.И. Куприна «Куст сирени»)
Любовь — это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить, и все же она у тебя остаётся. Л.Н. Толстой
Цели: выявить позицию автора в изображении любви; определить, какие качества характера помогают героям сохранить и развить любовь; показать роль зеркальной композиции для раскрытия идеи произведения А.И. Куприна «Куст сирени»; развивать навыки грамотной устной речи, творческие способности учащихся; воспитывать активную жизненную позицию.
Оборудование: компьютер, презентация к уроку, иллюстрации учащихся, романс Рахманинова «Сирень».
Тип урока: изучение нового материала.
Понятия: жанр, рассказ, деталь, композиция, зеркальная композиция, антитеза.
Ход урока
1. Оргмомент. (приветствие учащихся и гостей)
2. Создание проблемной ситуации. Определение темы урока
На прошлом уроке мы познакомились с основными фактами биографии А. И.Куприна и прочитали его рассказ «Куст сирени». Что вы должны были сделать дома к сегодняшнему занятию? (перечитать рассказ, определить тему, идею рассказа, подумать над особенностями композиции, выполнить словарную работу)
Как вы думаете, о чём пойдет разговор на сегодняшнем уроке? Какова его тема? (О любви, о счастье, о семье, о взаимоотношениях мужа и жены ). (На слайде открывается тема урока и эпиграф)
Запись в тетради темы урока, эпиграфа. Слайды №1,2
Постановка целей урока.
Давайте подумаем вместе, какие цели нашего урока? (Учитель побуждает детей думать, помогает четко сформулировать цели, дополняет)
Чей взгляд на любовь, счастье , семью представлен в рассказе? Через кого Куприн доносит до читателя свои мысли?
(Выявить взгляд Куприна на любовь , счастье, взаимоотношения в семье; определить, какие качества характера помогают героям сохранить и развить любовь ; показать роль зеркальной композиции и антитезы для раскрытия идеи произведения по рассказу А.И. Куприна «Куст сирени».) Слайд №3
3.Проверка домашнего задания.
Словарная работа. Слайды 4-9
Итак, продолжим наш урок. Проверим, как вы справились со словарной работой. Кто готов ответить?( По ходу ответа ученика открываются слайды)
Педант – человек, излишне строгий в выполнении всех формальных требований (в науке, в жизни).
Поручик – офицерский чин рангом выше подпоручика и ниже штабс-капитана, а также лицо, имеющее этот чин.
Ломбард – учреждение для выдачи ссуд под залог имущества.
Солитер – крупный брильянт, вправленный в брошь или перстень.
Портсигар – карманная плоская коробка для папирос, сигарет.
Ридикюль – ручная женская сумочка (уст.).
4.Изучение новой темы.
Как зовут главных героев рассказа?( Вера и Николай Алмазовы)
Почему рассказ называется «Куст сирени?» (Рассказ называется так потому, что именно куст сирени приносит героям счастье. Вначале молодые супруги угнетены неудачей, постигшей Алмазова. Он не поступил в Академию, и всё из-за пятна на чертеже. Они ищут выход, и Верочка находит его. Куст сирени, посаженный за городом, помог Алмазову поступить в Академию. Именно куст сирени приносит семье Алмазовых счастье и успокоение.)
Что вы знаете о сирени? Почему именно сирень выбирает автор?
Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых. Кроме того, сирень имеет 4 лепестка. В мифологии 4 – символ Вселенной. А ещё есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье.) Слайд №10
Исследование по тексту
1)С какого эпизода начинается произведение?
2)Что вы можете сказать о состоянии героя?
3) Итак, какое же несчастье приключилось с Алмазовым? Как автор описывает страдания героя? Обратите внимание на лексику.
(Лексика: «тяжёлое молчание», «хромой ход будильника», «тоскливо нарушаемое молчание».)
4)Как Вера поняла, что у мужа неприятности? ( По его внешнему виду, настроению). Найдите в тексте детали, с помощью которых автор передаёт те чувства, которые испытывает герой?
(Алмазов прошел в свой кабинет, не снимая пальто, в фуражке, молча. Насупившееся лицо, сдвинутые брови, закушенная нижняя губа. Он выпускает из рук портфель и не замечает, как тот падает на пол и раскрывается. Бросился в кресло, хрустнув пальцами… Длится тяжёлое молчание, герой так и сидит молча, не снимая пальто. Отворотившись в сторону…. Потом говорит раздражённо, словно жена виновата в его неудаче… злобно ткнул ногой портфель с чертежами. Называет все это дрянью … горелые спички, которые ломает на «мелкие кусочки», а затем «с озлоблением швыряет». Алмазов срывает злость на Вере, на портфеле, на чертежах, на спичках)
5) Как ведут себя муж и жена?( Жена старается разузнать причину такого резкого изменения в поведении мужа. С самого начала рассказа супруги не проронили ни слова. Жена начинает разговор, но диалога не получается. Вера не отчаивается и вторично пытается «разговорить» мужа. Алмазов рассказывает о своей неприятности, даже пытается обвинить Веру в своём несчастье.)
6)И вот, когда Алмазов «исповедался жене», меняется ли его состояние?
( Нет. Его состояние Куприн передаёт через горелые спички, которые тот ломает на «мелкие кусочки», а затем «с озлоблением швыряет».)
7)Как в дальнейшем меняется тональность рассказа? Кто из героев «разряжает» обстановку? Каким образом? Как ведёт себя Алмазов?
(Разряжает обстановку Верочка. Она становится очень энергичной. Теперь муж и жена меняются ролями. Если раньше говорил в основном Алмазов, а Верочка пыталась вставить отдельные фразы, то теперь всё меняется. Говорит больше Верочка, Алмазов или произносит отдельные реплики, или робко пытается возразить. Верочкина речь очень резка. Героиня командует мужем.)
8) Меняется ли Алмазов под воздействием жены?
(Он уже не сопротивляется, но всё равно ещё сидит «с обиженным выражением». Создаётся такое впечатление, что Верочка не однажды выручала мужа.)
9) Какой выход находит Верочка?
(Алмазовы едут в ломбард, а затем к садовнику.)
10) С какой целью супруги едут в ломбард?(Им нужны деньги)
11)Как автор описывает оценщика?
(Описанию оценщика посвящено несколько строчек. Перед нами появляется облик человека, давно привыкшего к чужим несчастьям. Он абсолютно не верит людям на слово, равнодушен к чужому горю.)
12)Какими вам видятся герои в сцене, когда они собираются к садовнику?
(Алмазов – беспомощный, от изумления разводит руками, морщит лоб. Он недоволен, не верит в успех. Все движения Верочки быстры и точны, в данный момент она чувствует себя хозяйкой и главой семьи.)
13) Зачем герои едут к садовнику?( Чтобы купить кусты сирени и посадить)
14)Как отреагировал садовник на появление непрошеных гостей? Почему он решил им помочь?
(Садовник был недоволен столь поздним визитом. Он отвечает сухо, почти враждебно. Но затем проявляет сочувствие к героям. Мы видим, что автор симпатизирует этому человеку: «маленький старичок в золотых очках». Обычно к садовнику приезжают днём, а тут… Приезжают вечером, ведут себя странно. Естественно, садовник принял всё это за розыгрыш. Но зато потом, когда садовник узнаёт, в чём дело, его отношение резко меняется. Он понимает состояние супругов и охотно помогает им.)
15) Куда направились герои после приобретения сирени? Почему Вера едет вместе с мужем?
(Даже теперь, когда Верочка уговорила садовника, она не уезжает домой, а вместе с мужем едет за город. Она хочет держать всё под контролем, понимая, что Николаю нужна поддержка)
16) Чем же заканчивается эта история?
17)Что чувствует героиня, ожидая возвращения мужа на следующий день? (Вера не находит себе места, сильно переживает за мужа, с нетерпением ждёт его возвращения. Она даже не могла усидеть дома. )
18)Как Вера узнаёт, что их затея удалась?
(Вера издали угадывает настроение мужа. Алмазов преображается: из мрачного неудачника он превращается в счастливого человека. Его лицо сияет «торжеством одержанной победы». Но и теперь Верочка не успокаивается, пока не слышит из уст мужа, что всё прекрасно.)
19)На страницах произведения мы знакомимся с профессором. Каким он представлен в начале рассказа?
(«Аккуратный немец, педант», «безобразнейший педант», - со слов героя. Это субъективная точка зрения, и у читателя невольно складывается ложное представление о профессоре.)
20) Как ведут себя в диалоге Алмазов и профессор? Меняется ли отношение Николая к профессору? Почему?
(Профессор изумлён. Ведь он знает всю местность вдоль и поперёк. Мы убеждаемся, что профессор не всё знает: он не может берёзку отличить от сирени. Алмазов и не настаивает: не хочет огорчать профессора ещё больше. Если раньше перед нами был «безобразнейший педант», то теперь это «славный профессор» и «умница». И наше отношение к герою меняется.)
21) Как Верочка отнеслась к успехам мужа? Почему она его расспрашивает вновь и вновь?
(Она понимает, что доставляет удовольствие мужу, поэтому вновь и вновь расспрашивает его, пытается разузнать подробности.)
22) История закончена. Почему же Куприн продолжает повествование?
(Куприну жаль расставаться с любимыми героями. Для окружающих они «странная парочка», но именно поэтому они и дороги автору. За обыденной семейной жизнью Алмазовы не растеряли своего чувства. Герои всё так же любят друг друга, делают всё для счастья любимого человека.)
Работа над композицией рассказа. Ввод понятия «зеркальная композиция». Антитеза
1)А теперь давайте вспомним, что такое композиция?
2) В чём особенность композиции данного рассказа? На сколько частей можно разделить произведение? (Три). Назовите элементы композиции( завязка, кульминация, развязка). Как можно озаглавить каждую часть?
1 часть. «Горе»: Алмазов приходит домой. (Завязка)
2 часть. «Надежда»: молодые супруги посещают оценщика и садовника.( Кульминация)
3 часть. «Счастье»: Вера встречает мужа и видит, что всё благополучно завершилось.(Развязка) Слайд№11
3)Как соотносятся начало и конец рассказа? Какой приём лежит в основе? (Антитеза)
- Вывод: такое построение произведения, когда начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот, называется зеркальной композицией (под запись). Слайд №12
4)Давайте посмотрим, где ещё автор использует антитезу? (Правильно, в изображении героев.)
5)Какие противоположные черты характера вы заметили?
Сравнительная характеристика (работа в парах), затем проверка. Слайд №13
Николай | Верочка |
Упорный, трудолюбивый, сильный, но способен спасовать перед трудностями ,неудача сломила его | Добрая, любящая, выносливая, креативная, самоотверженная, оптимистка, из любой ситуации может найти выход |
Раздражен, недоволен. | Спокойна, сдержанна, терпелива, нежна, ласкова. |
Беспомощен, пассивен, от изумления разводит руками, морщит лоб. | Находчива, активна, деятельна, точна, быстра. |
Не видит выхода, не верит в успех. | Верит в успех дела, надеется на положительный исход. |
Подчиняется жене, действует по её плану. | В трудной ситуации чувствует себя главой семьи, ответственной за мужа, за его будущее. |
6) Как зеркальная композиция, приём антитезы помогают раскрыть идею произведения? Чему учит этот рассказ? (Автор даёт понять, что главное для счастья не сходство характеров, а терпение, труд, упорство и любовь, понимание и взаимовыручка. Благодаря этим качествам, люди преодолевают трудности и не только сохраняют любовь, но и укрепляют её. На смену горю, неудаче приходит счастье, удача, успех, нужно только не терять веру, не поддаваться унынию, поддерживать друг друга.) Вывод записать в тетрадях.
Межлитературные связи
- Вспомните, какое произведение из зарубежной литературы, отражающее подобный взгляд на любовь, мы с вами изучали в прошлом году? (О. Генри «Дары волхвов»)
- Чем это произведение напоминает рассказ «Куст сирени»? (Герои чем-то жертвуют ради любви и находят в этом своё счастье.) Слайд №14
Отношение автора к героям
- Почему автор наделяет героев такой замечательной фамилией – Алмазовы? Случайно ли имя Вера? А что вы знаете об имени Николай? (Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блестящий, многогранный ,твёрдый. Вероятно, здесь содержится намёк на чистые, светлые, крепкие отношения между супругами.)
- Каждому человеку при рождении дают имя. Как правило, родители долго думают, как назвать ребёнка. Об именах героев рассказа «Куст сирени» подготовила сообщение (имя ученицы)
(Имя «по–гречески – «онома», поэтому во всём мире наука об именах называется ономастика. Ономастика – наука, изучающая имена собственные всех типов. Героев рассказа зовут Вера и Николай. Женское имя Вера в переводе с греческого языка – это вера, верование, истина. Героиня А.И. Куприна никогда не сдаётся, всегда верит в лучшее. Николай – победитель народов, побеждающий народ. Николай преодолевает все трудности, так как Вера не позволяет ему опускать руки, она всегда его направляет, во всём ему помогает. )
- Вы, наверное, обратили внимание, что автор не дает нам внешнего описания героев? Как вы думаете? Почему? (Автор сосредотачивает свое внимание на внутреннем мире героев, он гораздо важнее внешности.)
- Как Куприн относится к своим героям и к истории, которая с ними приключилась? (Автор открыто выражает свои чувства. С большей симпатией Куприн относится к Вере. Посмотрим, как называет автор героя: Николай Евграфович, Алмазов (и только Вера называет его Колей). А героиня для автора - Вера, Верочка. Но Куприну дороги оба героя. Он пишет о них тепло, заинтересованно. Автор любуется ими, даже не осуждает за небольшой обман профессора.)
Работа с эпиграфом
Давайте ещё раз прочитаем эпиграф к уроку. Согласны вы с высказыванием Л. Толстого? Как мысли Л. Толстого отражены в рассказе? (Герои отдают любовь друг другу и получают её друг от друга. Они оба счастливы. Трудности только сблизили их). Слайд №2
Выводы
Что значит любовь по Куприну? Благодаря чему его герои обрели счастье?
(Любовь – это «труд»: доброта, нежность, терпение, умение понять, простить, жертвовать. Такая любовь приносит наслаждение, она лишена примеси горечи, страхов, в ней нет обмана, поэтому делает людей счастливыми.) Слайд №16
Согласны ли вы с точкой зрения автора? На чём, по-вашему, должна строиться семья?
«Сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком». Почему автор именно так заканчивает рассказ? (Сирень спасла героев. Воспоминание о ней связано у супругов с преодолением трудностей. Для них сирень стала символом удачи, любви)
Работа с рисунками учащихся.
Пусть открытка с цветами сирени принесёт счастье и удачу и в ваш дом.( Учитель раздаёт открытки, звучит романс Рахманинова «Сирень»)
Как вы думаете, выполнили ли мы поставленные в начале урока цели? Слайд №3
5.Рефлексия.
- С каким ощущением покидаете урок?
- Чем для вас интересен был урок, сам рассказ? Что больше всего понравилось?
- Что нового узнали?
- Над чем заставил задуматься рассказ Куприна?
6.Подведение итогов. Комментирование оценок.
7.Домашнее задание (на выбор). Слайд №15
1.После долгой разлуки встретилась Вера со своей подругой и рассказывает ей забавный случай из своей жизни. (Творческий пересказ от лица Веры).
2.Творческий пересказ от лица Алмазова (садовника, профессора).
3.Чем для меня интересен рассказ И. Бунина «Куст сирени»?
4.Счастлива ли Вера Алмазова? (мини-сочинение)
Примечание: задание выполняется письменно, жанр свободный (рассказ, стихотворение, дневниковые записи и т.д)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственные проблемы рассказа А.Куприна "Куст сирени"
Урок литературы по учебнику В,Коровиной.Знакомстово с творчеством писателя. Предлагаются проблемные вопросы, пресс-опрос, работа в группах....
Открытый урок по литературе в 8 классе на тему: Счастливая семья. (По рассказам А.П.Чехова «О любви», И.А.Бунина «Кавказ», А.И.Куприна «Куст сирени»).
материал предназначен педагогам...
«Нравственные проблемы рассказа Алекса́ндра Ива́новича Купри́на «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье»
Технологическая карта урока по литературе с использованием приемов технологии критическогоь мышления через чтение и письмо....
Конспект занятия "Семья - как источник любви и счастья"
Данный конспект составлен для работы с воспитанниками Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, подходит для разновозрастной группы....
Открытый урок по литературе. Презентация. Тема: "Взаимопонимание, любовь и счастье в семье" (на примере рассказа А. И. Куприна “Куст сирени”)
Открытый урок по литературе. Тема: "Взаимопонимание, любовь и счастье в семье" (на примере рассказа А. И. Куприна “Куст сирени”) Вид урока: Изучение нового материала, беседа...
Открытый урок по литературе. Тема: "Взаимопонимание, любовь и счастье в семье" (на примере рассказа А. И. Куприна “Куст сирени”)
Открытый урок по литературе. Тема: "Взаимопонимание, любовь и счастье в семье" (на примере рассказа А. И. Куприна “Куст сирени”) Тип урока: КомбинированныйВид урока: Изучени...