«Нравственные проблемы рассказа Алекса́ндра Ива́новича Купри́на «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье»
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Технологическая карта урока по литературе с использованием приемов технологии критическогоь мышления через чтение и письмо.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Нравственные проблемы рассказа Алекса́ндра Ива́новича Купри́на «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье»
Тип урока: работа с художественным текстом
Цели:
1)знакомство с творчеством А.И.Куприна, текстом рассказа «Куст сирени»; на основе работы с литературным произведением научить анализу поступков героев, их характеров, а также видению и пониманию учащимися смысла прочитанного;
2)совершенствование навыков анализа художественного текста путём прогнозирования фрагментов сюжета и сопоставления с авторской версией, развитие творческих способностей, креативности; развитие коммуникативной компетенции;
3)обращение к нравственным семейным ценностям; воспитание чуткого отношения к любви, способности переживать, понимать другого человека.
Оборудование: Портрет А.И.Куприна, Рахманинов «Сирень», учебник литературы для 7 класса, рабочая тетрадь, мультимедийная презентация,
Технология критического мышления через чтение и письмо
II стадия «Осмысление» Приём «Чтение с остановками»
- Итак, рассказ А.И.Куприна «Куст сирени»
(Первая часть – прослушивание аудиозаписи)
Николай Евграфович Алмазов едва дождался, пока жена отворила ему двери, и, не снимая пальто, в фуражке прошел в свой кабинет….
Во все время разговора он вытаскивал из стоявшей перед ним пепельницы горелые спички и ломал их на мелкие кусочки, а когда замолчал, то с озлоблением швырнул их на пол. Видно было, что этому сильному человеку хочется заплакать.
- В каком состоянии находится герой?
- Какие слова помогают нам это понять?(Алмазов прошёл в свой кабинет, не снимая пальто и фуражки, выпустил из рук портфель, бросился в кресло…)
- Знакомо ли вам такое состояние?
- В какие моменты можно испытать такие чувства?
- Какое слово помогает нам понять отношение автора к своему герою?
- Сразу ли мы узнаём, что случилось с Николаем Евграфовичем?
(Нет, вначале автор рассказывает о том, какие трудности преодолел герой при поступлении в академию.)
- Кто же помог ему преодолеть все «препятствия»?
(Николаю Евграфовичу помогла его жена Верочка. Верочка не давала ему падать духом, отказывала себе во всём необходимом, бывала переписчицей, чертёжницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой.)
- Как ведёт себя Вера, увидев насупившееся лицо Алмазова?
(Она в ту же минуту поняла, что случилось большое несчастье, молча пошла следом за мужем)
- Сочувствует ли ему Верочка?
(Она любит мужа и по-настоящему тревожится за него. Она заговорила первая, обвила рукой шею Алмазова)
- Что ей удалось добиться?
(Благодаря терпению и ласке Верочки, Алмазов немного успокоился и рассказал жене, что так расстроило его.)
- Как выглядит герой в этой ситуации? Вызывает ли он наше сочувствие?
(Алмазова по-настоящему жаль. Он уже в третий раз сдаёт экзамены в академию, упорным трудом преодолевает препятствия, чертит и ночью, нечаянно посадил пятно.)
- Удалось ли Николаю Евграфовичу сдать работу?
(Нет. Старый профессор, отлично знавший местность, сказал, что кустов, изображённых на карте, в природе не существует.)
- Чем закончился спор героев?
(Профессор потребовал, чтобы Алмазов ехал с ним на местность и показал эти кусты.)
- Сочувствует ли Николаю Евграфовичу автор?
(Да, автор показывает, что Алмазов очень взволнован, жалеет его: «Видно было, что этому сильному человеку хочется заплакать»)
(Вторая часть – чтение учителя)
- -Кто в данной ситуации вызывает вашу симпатию?
- Как бы вы повели себя в такой ситуации?
- Как реагируют герои на происходящие события, какие принимают решения?
- Кто из героев прервал тяжкое молчание?
(Верочка, энергично вскочив с кресла, сказала мужу, что они немедленно должны ехать.)
- Как отреагировал на это Николай Евграфович?
(Алмазов подумал, что она предлагает ему извиниться перед профессором. «Это значит над собой прямо приговор подписать. Не делай, пожалуйста, глупостей»)
- Что же на самом деле придумала Верочка?
(Она решила посадить кусты на том месте, где Алмазов изобразил их на плане.)
- Как вы относитесь к этому решению героини?
(Это очень остроумный выход из создавшейся ситуации. Вера здесь похожа на героинь русских сказок, которые выручали своих мужей в трудные минуты жизни, помогая выполнять им невыполнимые задания)
- Как ведёт себя Верочка, приняв решение?
(Она становится деятельной и энергичной, топает ногой, командует мужем, ищет драгоценности)
- Куда же отправляются герои?
(Они едут в ломбард – учреждение для выдачи ссуд под залог какого-нибудь имущества, чтобы, заложив свои драгоценности, получить хоть немного денег)
- В рассказе появляется ещё один, правда, эпизодический, но яркий герой. Кто он? Что говорит о нём автор? (Оценщик. Видно, что он привык к ежедневным зрелищам человеческих несчастий, методично и долго рассматривает привезённые вещи, отвечает с видом усталого равнодушия, закрыв глаза.)
- Напряжённость нарастает, когда Алмазовы отправляются к садовнику. Как автор подчёркивает это? (Был очень изумлён и не доволен произошедшим, отказался посылать рабочих ночью в такую даль)
-Как Верочка спасает положение?(Она рассказывает подробно всю историю с пятном)
-Как автор показывает изменения в отношении садовника к заказчикам?(Он слушает Веру сначала недоверчиво, почти враждебно, но, узнав о желании посадить куст, делается внимательнее и несколько раз сочувственно улыбается)
-Почему герои решили посадить именно куст сирени? («Из всех пород, какие были у садовника, ни одна не оказывалась подходящей: волей-неволей пришлось остановиться на кустах сирени»)
-А как вы думаете, почему Верочка, договорившись с садовником, поехала не домой, а за город с мужем?(Преданная и любящая Верочка не может успокоиться, пока не доведёт дело до конца.)
(Третья часть – самостоятельное чтение учащимися. )
-Что произошло на другой день?(Верочка не могла усидеть дома и вышла встретить мужа на улицу. По походке мужа и его сияющему лицу она поняла, что история закончилась благополучно.)
- Мы вновь встречаемся с профессором и вновь о нём рассказывает Алмазов. Как изменилось отношение Николая Евграфовича к своему экзаменатору? (Один из лучших профессоров он у нас. Жаль, что я его обманул)
- Почему Вера вновь и вновь заставляет мужа повторять, как он разговаривал с профессором, интересуясь мельчайшими деталями? (Они по-настоящему любят друг друга, вместе пережили много трудностей)
-Почему Верочка сказала, что сирень будет теперь её любимым цветком? (События жизни, подобные тому, что пережили Алмазовы, обычно запоминаются надолго. Любовь помогла найти им выход из трудной ситуации, а сирень будет всегда напоминать об этом.)
Что будет с героями после событий рассказа?
III стадия «Рефлексия»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок литературы и граждановедения в 6 классе «Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Название: «Жить надо по совести».
Цели урока - формирование умения анализировать текст художественного произведения, воспитание нравственных качеств личности, стремления разобраться в трудных ситуациях, умения найти и принять верное р...
Нравственные проблемы рассказа А.Куприна "Куст сирени"
Урок литературы по учебнику В,Коровиной.Знакомстово с творчеством писателя. Предлагаются проблемные вопросы, пресс-опрос, работа в группах....
Нравственные проблемы рассказа А.Куприна "Куст сирени" ( продолжение)
Продолжение презентаци к уроку...
«Подготовка к сочинению по рассказам А.П.Чехова «О любви», И.А.Бунина «Кавказ», А.И.Куприна «Куст сирени» на тему «Что такое счастье?»»
Урок-полилог подготовка к сочинению-рассуждению. Характер урока ориентирован на расширение представлений восьмиклассников о творчестве И. Бунина, А. Чехова и А. Куприна, особенно...
Открытый урок по литературе в 8 классе "Куст сирени". Нравственные проблемы рассказа"
Цель урока: выявить нравственные проблемы рассказа, развивать умение мыслить, воспитывать правильное отношение к чувствам другого человека....
"Представление о любви и счастье в семье" (по рассказу А.И. Куприна "Куст сирени"
Конспект урока литературы в 8 классе по рассказу А.И. Куприна "Куст сирени". Тема: "Представление о любви и счастье в семье"...
Открытый крок по литературе "Нравственные проблемы рассказа "Куст сирени" А.И. Куприна
Урок представляет собой осмысление произведения Куприна. Включает в себя несколько индивидуальную и парную виды работ, использование приёмов "Верю - неверю", пликкерс....