Размышления учителя о проблеме чтения школьников
статья по литературе

Антиперович Светлана Николаевна

Проблема чтения является одной из наиболее актуальных проблем современного мира. Школьники перестали читать, а значит, страдают и грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья 18.52 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ № 113

Приморского района г.Санкт-Петербурга

Антиперович Светлана Николаевна

 

Размышления учителя о проблеме чтения школьников

Проблема чтения является одной из наиболее актуальных проблем современного мира. Школьники перестали читать, а значит, страдают и грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание.

Сколько статей прочитано в поисках совета  или ответа на вопрос: «Почему не читают? Что делать?» Сколько разговоров после уроков, в учительской, после проверки сочинений в десятом классе и пробных – в одиннадцатом, выпускном... Сколько разговоров с мамами: «Да мы каждый день говорим: «Читай. Читай! Он список потерял, что Вы на лето давали, я сегодня у кого-нибудь возьму… Он просто любит математику, сдавать ее будет…»

В метро всякий раз отмечаю, когда, заняв место, пассажиры углубляются в чтение: те, кому 20-30лет, склонились над телефонами, соседка, женщина лет сорока, читает то, что в электронном виде на гаджете, седой мужчина читает книгу ( закладка - сложенный тетрадный лист). Школьники спят или уничтожают запасы сладкого.

В автобусе все еще думаю. Читать стала в 5 лет, в детском саде. Первая, самостоятельно прочитанная сказка - «Лиса и заяц». Родители много работали. Удивились, гордились. Книжки детские сестре и брату читала я. Первой серьезной книгой стал «Тихий Дон». Мама читала перед сном, я , пятиклассница, бежала домой, чтобы до возвращения ее успеть прочитать страницы романа Шолохова. В 10 классе мы обожали учителя литературы и истории: он был примером для нас, мы знали о его непростой судьбе. Павел Федорович читал нам без всяких технологий, методов, приемов. В пединститут готовились сами: ни консультаций, ни репетиторов. Выросли его дочери, мы, закончившие факультет русского языка и литературы, читали  сборник рассказов, в котором писал он о сибирской деревне, об односельчанах – о времени и о себе.

На остановке возникает конфликт. Пожилая женщина, стараясь говорить негромко, по телефону просила совета, какую песню исполнить ее детям, в какой форме выйти им на сцену, справятся ли, ведь «там нужно многоголосие». И молодая женщина, уставшая , спешащая к своим детям, выдала на весь автобус: «Замолчите! Достала! Кому нужны Ваши переживания» (это  в переводе). Пожилая виновато замолчала на полуслове. Школьникам не предлагают уступить место, не советуют замолчать, когда они громко обсуждают события в классе, какая  « дура училка »…

Когда готовили проект «Портрет читателя-сверстника», «Актуальна ли классика в 21 веке?», старшеклассники  решили найти ответы на важные вопросы: кому в нашей школе жить хорошо (математикам или гуманитариям), кто виноват в снижении интереса к чтению, что делать, чтобы учащиеся читали.

В самом начале сентября во всех своих классах испытываешь не только радость от встречи со  школой и главными  в ней, старшеклассниками, но и огорчение , когда ты, учитель с 46-летним стажем, в который раз становишься участником диалога:

 - По списку для чтения летом я прочитал…А зачем? Можно открыть краткое содержание произведений или фильм посмотреть.

- У нас, кроме литературы, много других важных предметов… И чем Вам не нравятся гаджеты? В библиотеку идти – время тратить, покупать книги – деньги тратить, а я о родительском кошельке забочусь.

После перечисления многочисленных уважительных причин пытаются доказать свою правоту:

-Это раньше классика была центром духовной жизни, но мы-то живем в эпоху Интернета!

-Я знаю, что чтение – это мышление, согласен с Вами, что чтение – процесс самоформирования личности, но мне не хватает времени. Школа, репетиторы, своя жизнь…

- Сто лет назад школьники были начитаннее, образованнее, жизненная позиция была нравственнее? Не все и  сейчас живут по принципу: «Забей на все, живи спокойно».

- Если бы в 19 веке в поместьях появились бы телевизор и инет, то барышни не читали бы французские романы, писали бы sms и болтали по сотовому полдня.

- Нужна читающая нация…

-Зачем? Законопослушные нужны, а не начитанные.

- Обществу нужны думающие, образованные, успешные. Каждое новое поколение всегда должно быть лучше.

- Мои родители каждый день: « Читай, тебе поступать, в вузе учиться, карьеру делать. Бабушка и дед больше их читают. Мама иногда читает какие-то романы, а папа –  типа «За рулем».

- И зачем книги печатные? В электронном виде лучше: любую книгу можно закачать. Вы видели объявления «Продам библиотеку. Тел…..»?

- Сложная ситуация у человека в жизни… Классику все равно всегда будут читать, уверена.

- Мы же составляли список «золотых книг», я читаю.

- Человек должен ежедневно читать 20 -25 страниц художественного текста, - говорю я, когда вижу по глазам, что прочитали 6 - 8 человек.

-Мы не пишем письма на бумаге давно, не ищем нужные книги в библиотеке. Сочинение?! Всегда есть выход: нашел, скачал, переделал по-своему.

- Поколение уже выросло таким, и сейчас вернуть «самую читающую страну» уже нельзя.

И на слова девочек о русской литературе, такой «доброй, душевной, умной , поучительной», мальчики дружно: « скучная, сложная, устаревшая».А ведь за годы работы  не помню, чтобы ничего не делалось, чтобы увлечь. И кружок выразительного чтения, и драмкружок, и КВН, и уроки внеклассного чтения, и разные конкурсы, и литературные гостиные, и путешествия, и викторины. Да, в это время «гуманитариев» стало меньше, мои ученики рвутся в математические классы, спрос на умников и умниц, знатоков точных наук в них намного выше…

Литература могла быть и в 21 веке «учебником жизни». Книга успокоит, раскроет глаза на ошибочное поведение, покажет того, с кого жизнь начать, подскажет выход из трудной жизненной ситуации. Читающий человек – думающий человек, способный разрешать конфликты, признавать свои ошибки. Но чтение требует работы души, больших духовных затрат. И не читают теперь на уроках под партой книг не по программе, не читают с фонариком под одеялом. Под партой держат телефоны, где всегда так много разного, но не всегда безопасного.

Списки литературы на лето становятся длиннее, а число читателей не увеличивается. Функциональное чтение важно, чтобы получить нужную информацию? Функциональная грамотность, чтобы не было проблем во время работы с официальными документами, инструкциями? Я работаю в школе 46 лет. Моя дочь рыдала, когда перечитывала сцену смерти Базарова. Она учитель литературы. «Сложная девочка» из 10 класса  плакала над «Бесприданницей». Кристина  еще учится. Главное в школе – научить читать «для себя», для души, потому что есть книги на все времена. Если меняется время, взрослые: и родители, и воспитатели, и учителя, и писатели, и методисты – должны сделать все, чтобы новые поколения читали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изменения в системе образования.Размышления учителя.

В данной работе предпринята попытка проанализировать изменения,происходящие в системе образования.Сравнивается советская система образования и происходящее в последние годы....

статья "Размышление учителя истории"

В статье помещено рассуждение учителя о роли современного урока истории в школе...

Статья. Проблема чтения детей. Размышления учителя.

Размышления учителя-практика о проблеме чтения детей....

"Современный урок истории (размышления учителя-практика)"

Данная статья была представлена на первом всероссийском форуме учителей истории и обществознания, проходившем 14-15 марта в г.Екатеринбурге. В статье нет теоретических материалов или практических сове...

ЕЩЕ РАЗ О ПРОБЛЕМЕ ЧТЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Известно, что проблема чтения является одной из самых актуальных в наши дни. Не случайно ЮНЕСКО в последние годы рассматривает чтение как «одно из приоритетных направлений работы по повышению качества...

Эссе - размышление "Учитель 21 века"

Мои размышления на тему, каким же должен быть и каким является современный учитель. Эссе было написано для участия в конкурсе....

Системный подход в формировании навыка чтения – важнейшего УУД.Школы России переходят на новые образовательные стандарты. Проблема чтения не могла не найти своё отражение и в этом нормативном документе. Федеральный государственный образовательный стандарт

Школы России переходят на новые образовательные стандарты. Проблема чтения не могла не найти своё отражение и в этом нормативном документе. Федеральный государственный образовательный стандарт, в осно...