Размышления учителя о проблеме чтения школьников
статья по литературе
Проблема чтения является одной из наиболее актуальных проблем современного мира. Школьники перестали читать, а значит, страдают и грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 18.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 113
Приморского района г.Санкт-Петербурга
Антиперович Светлана Николаевна
Размышления учителя о проблеме чтения школьников
Проблема чтения является одной из наиболее актуальных проблем современного мира. Школьники перестали читать, а значит, страдают и грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание.
Сколько статей прочитано в поисках совета или ответа на вопрос: «Почему не читают? Что делать?» Сколько разговоров после уроков, в учительской, после проверки сочинений в десятом классе и пробных – в одиннадцатом, выпускном... Сколько разговоров с мамами: «Да мы каждый день говорим: «Читай. Читай! Он список потерял, что Вы на лето давали, я сегодня у кого-нибудь возьму… Он просто любит математику, сдавать ее будет…»
В метро всякий раз отмечаю, когда, заняв место, пассажиры углубляются в чтение: те, кому 20-30лет, склонились над телефонами, соседка, женщина лет сорока, читает то, что в электронном виде на гаджете, седой мужчина читает книгу ( закладка - сложенный тетрадный лист). Школьники спят или уничтожают запасы сладкого.
В автобусе все еще думаю. Читать стала в 5 лет, в детском саде. Первая, самостоятельно прочитанная сказка - «Лиса и заяц». Родители много работали. Удивились, гордились. Книжки детские сестре и брату читала я. Первой серьезной книгой стал «Тихий Дон». Мама читала перед сном, я , пятиклассница, бежала домой, чтобы до возвращения ее успеть прочитать страницы романа Шолохова. В 10 классе мы обожали учителя литературы и истории: он был примером для нас, мы знали о его непростой судьбе. Павел Федорович читал нам без всяких технологий, методов, приемов. В пединститут готовились сами: ни консультаций, ни репетиторов. Выросли его дочери, мы, закончившие факультет русского языка и литературы, читали сборник рассказов, в котором писал он о сибирской деревне, об односельчанах – о времени и о себе.
На остановке возникает конфликт. Пожилая женщина, стараясь говорить негромко, по телефону просила совета, какую песню исполнить ее детям, в какой форме выйти им на сцену, справятся ли, ведь «там нужно многоголосие». И молодая женщина, уставшая , спешащая к своим детям, выдала на весь автобус: «Замолчите! Достала! Кому нужны Ваши переживания» (это в переводе). Пожилая виновато замолчала на полуслове. Школьникам не предлагают уступить место, не советуют замолчать, когда они громко обсуждают события в классе, какая « дура училка »…
Когда готовили проект «Портрет читателя-сверстника», «Актуальна ли классика в 21 веке?», старшеклассники решили найти ответы на важные вопросы: кому в нашей школе жить хорошо (математикам или гуманитариям), кто виноват в снижении интереса к чтению, что делать, чтобы учащиеся читали.
В самом начале сентября во всех своих классах испытываешь не только радость от встречи со школой и главными в ней, старшеклассниками, но и огорчение , когда ты, учитель с 46-летним стажем, в который раз становишься участником диалога:
- По списку для чтения летом я прочитал…А зачем? Можно открыть краткое содержание произведений или фильм посмотреть.
- У нас, кроме литературы, много других важных предметов… И чем Вам не нравятся гаджеты? В библиотеку идти – время тратить, покупать книги – деньги тратить, а я о родительском кошельке забочусь.
После перечисления многочисленных уважительных причин пытаются доказать свою правоту:
-Это раньше классика была центром духовной жизни, но мы-то живем в эпоху Интернета!
-Я знаю, что чтение – это мышление, согласен с Вами, что чтение – процесс самоформирования личности, но мне не хватает времени. Школа, репетиторы, своя жизнь…
- Сто лет назад школьники были начитаннее, образованнее, жизненная позиция была нравственнее? Не все и сейчас живут по принципу: «Забей на все, живи спокойно».
- Если бы в 19 веке в поместьях появились бы телевизор и инет, то барышни не читали бы французские романы, писали бы sms и болтали по сотовому полдня.
- Нужна читающая нация…
-Зачем? Законопослушные нужны, а не начитанные.
- Обществу нужны думающие, образованные, успешные. Каждое новое поколение всегда должно быть лучше.
- Мои родители каждый день: « Читай, тебе поступать, в вузе учиться, карьеру делать. Бабушка и дед больше их читают. Мама иногда читает какие-то романы, а папа – типа «За рулем».
- И зачем книги печатные? В электронном виде лучше: любую книгу можно закачать. Вы видели объявления «Продам библиотеку. Тел…..»?
- Сложная ситуация у человека в жизни… Классику все равно всегда будут читать, уверена.
- Мы же составляли список «золотых книг», я читаю.
- Человек должен ежедневно читать 20 -25 страниц художественного текста, - говорю я, когда вижу по глазам, что прочитали 6 - 8 человек.
-Мы не пишем письма на бумаге давно, не ищем нужные книги в библиотеке. Сочинение?! Всегда есть выход: нашел, скачал, переделал по-своему.
- Поколение уже выросло таким, и сейчас вернуть «самую читающую страну» уже нельзя.
И на слова девочек о русской литературе, такой «доброй, душевной, умной , поучительной», мальчики дружно: « скучная, сложная, устаревшая».А ведь за годы работы не помню, чтобы ничего не делалось, чтобы увлечь. И кружок выразительного чтения, и драмкружок, и КВН, и уроки внеклассного чтения, и разные конкурсы, и литературные гостиные, и путешествия, и викторины. Да, в это время «гуманитариев» стало меньше, мои ученики рвутся в математические классы, спрос на умников и умниц, знатоков точных наук в них намного выше…
Литература могла быть и в 21 веке «учебником жизни». Книга успокоит, раскроет глаза на ошибочное поведение, покажет того, с кого жизнь начать, подскажет выход из трудной жизненной ситуации. Читающий человек – думающий человек, способный разрешать конфликты, признавать свои ошибки. Но чтение требует работы души, больших духовных затрат. И не читают теперь на уроках под партой книг не по программе, не читают с фонариком под одеялом. Под партой держат телефоны, где всегда так много разного, но не всегда безопасного.
Списки литературы на лето становятся длиннее, а число читателей не увеличивается. Функциональное чтение важно, чтобы получить нужную информацию? Функциональная грамотность, чтобы не было проблем во время работы с официальными документами, инструкциями? Я работаю в школе 46 лет. Моя дочь рыдала, когда перечитывала сцену смерти Базарова. Она учитель литературы. «Сложная девочка» из 10 класса плакала над «Бесприданницей». Кристина еще учится. Главное в школе – научить читать «для себя», для души, потому что есть книги на все времена. Если меняется время, взрослые: и родители, и воспитатели, и учителя, и писатели, и методисты – должны сделать все, чтобы новые поколения читали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изменения в системе образования.Размышления учителя.
В данной работе предпринята попытка проанализировать изменения,происходящие в системе образования.Сравнивается советская система образования и происходящее в последние годы....
статья "Размышление учителя истории"
В статье помещено рассуждение учителя о роли современного урока истории в школе...
Статья. Проблема чтения детей. Размышления учителя.
Размышления учителя-практика о проблеме чтения детей....
"Современный урок истории (размышления учителя-практика)"
Данная статья была представлена на первом всероссийском форуме учителей истории и обществознания, проходившем 14-15 марта в г.Екатеринбурге. В статье нет теоретических материалов или практических сове...
ЕЩЕ РАЗ О ПРОБЛЕМЕ ЧТЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Известно, что проблема чтения является одной из самых актуальных в наши дни. Не случайно ЮНЕСКО в последние годы рассматривает чтение как «одно из приоритетных направлений работы по повышению качества...
Эссе - размышление "Учитель 21 века"
Мои размышления на тему, каким же должен быть и каким является современный учитель. Эссе было написано для участия в конкурсе....
Системный подход в формировании навыка чтения – важнейшего УУД.Школы России переходят на новые образовательные стандарты. Проблема чтения не могла не найти своё отражение и в этом нормативном документе. Федеральный государственный образовательный стандарт
Школы России переходят на новые образовательные стандарты. Проблема чтения не могла не найти своё отражение и в этом нормативном документе. Федеральный государственный образовательный стандарт, в осно...