Статья. Проблема чтения детей. Размышления учителя.
статья по литературе по теме

Гулимова Татьяна Олеговна

Размышления учителя-практика о проблеме чтения детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problema_chteniya_sredi_detey.docx15.75 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема чтения среди детей

Размышления учителя

        Почему дети стали меньше читать? Как изменить эту ситуацию? Наверное, над этими вопросами задумывался любой педагог или родитель.

        Я – учитель, работающий в школе. Мне приходится на практике убеждаться в том, что речь детей оскудевает, умение понимать прочитанное ослабевает. Точно, правильно сформулировать свою мысль всё чаще у учеников вызывает затруднения. И всё-таки нельзя сказать, что совсем нет читающих детей. Поэтому так важно их не «потерять», сохранить у таких детей желание читать ради удовольствия.

        А ведь именно чтение «для души» становится редкостью. В результате процессов модернизации жизни чтение становится более функциональным, то есть люди читают в основном для того, чтобы получить информацию. В то же время чтение приобретает всё боле развлекательный характер.

       В сравнении с видео- и аудиоинформацией печатная информация труднее усваивается и запоминается. Для того чтобы читать текст и, самое главное, понимать его и уметь анализировать нужно интеллектуально потрудиться, суметь сосредоточить внимание.

       Может быть, именно нежелание заставить себя думать, размышлять, сосредотачиваться и приводит к тому, что люди всё чаще обращаются к телевизору или компьютеру.

       Но ведь плохое умение понимать прочитанное приводит к функциональной безграмотности, то есть всё чаще у людей возникают проблемы при работе с текстом в повседневной жизни. Это может проявиться, например, при заполнении официальных документов, в понимании различных инструкций, рецептов и так далее.

       Известный социолог культуры и чтения С.Н.Плотников обобщил данные исследователей о типичных отличиях читателей и нечитателей. Оказывается, читатели отличаются от нечитателей уровнем развития интеллекта. Читатели способны мыслить в рамках проблем, схватывать целое и выявлять противоречия и связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения, имеют больший объём памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью. Они точнее формулируют, свободнее пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Таким образом, с точки зрения С.Н.Плотникова, чтение формирует качества наиболее духовно зрелого, просвещённого, культурного и социально ценного человека.

       Экономический кризис 90-х годов не мог не сказаться на культурном и образовательном уровне нации. Но именно в это время по уровню читательской культуры Россия была на втором месте после Японии. Данные современных социологических опросов поражают. Так 37% россиян не читают книг совсем, 52% не покупают газет и журналов. Для сравнения во Франции читают прессу 80%, в Норвегии – 85%, в Японии – 95% жителей. По данным Левада-центра, 52% россиян не покупают книги, 73% - не пользуются библиотеками, 48% - не имеют домашних библиотек. Международные исследования показали, что Россия по грамотности и уровню чтения занимает 28 место среди 32 развитых стран мира.

       Именно чтение, как одно из условий эмоционального и интеллектуального развития человеческой личности, во многом определяет успешность человека в жизни. А если посмотреть дальше, то может оказаться, что благосостояние государства зависит от умения его граждан думать, делать логические умазаключения, образно мыслить, в конце концов точно понимать прочитанное, убедительно доказывать свою точку зрения.

       Но, как говорится, это всё «слова, слова, слова…» Что же на практике? Любовь к чтению воспитывается с малых лет. Помочь этому могут и родители, и учителя, и СМИ, но только все вместе.

       Мне кажется, что надо убеждать родителей в необходимости устраивать семейные чтения. И с маленькими детьми, и с подростками можно и нужно читать вместе вслух книги. Важно, чтобы родители интересовались, какую книгу в последнее время прочитал ребёнок, и, самое главное, обсуждали прочитанное. Но, конечно, при этом родителям надо самим эту книгу прочитать. При этом нельзя упускать из виду современную детскую литературу. Помочь разобраться в её многообразии может библиотекарь как школьной, так и районной библиотеки. Если фэнтези или мистическая литература увлекает современного читателя, то чтение книг этих жанров поможет родителям лучше понимать своего ребёнка, жить его интересами.

       Школа также не может оставаться в стороне от этого процесса. Мне кажется, учитель может использовать в этой благородной работе разные приёмы:

  1. конкурсы читательских дневников;
  2. конкурсы рисунков к прочитанным книгам;
  3. конкурсы презентаций прочитанных за четверть (триместр, полгода, год) книг;
  4. конкурсы стенгазет;
  5. конкурс «Самый читающий класс»;
  6. дни чтения в школе;
  7. экскурсии по литературным местам;
  8. библиотечные уроки;
  9. тесная работа с районной библиотекой;
  10. фестиваль творческих работ «Моя любимая книга», «Любимые книги моей семьи»;
  11. составление детьми списка «100 самых читаемых книг XX столетия (2012 г., 2013 г.)»;
  12. уроки внеклассного чтения.

       Кроме того, важно учителю больше читать вслух на уроках. Один урок в конце каждой четверти можно отводить только для чтения вслух или прозы, или поэзии.

      СМИ также может сыграть положительную роль в воспитании любви к книге.

      Я не претендую на глубокое осмысление проблемы чтения детьми. Но согласитесь, эта проблема существует. И высокая, благородная миссия учителя состоит в том, чтобы он постарался сделать чтение увлекательным занятием для ребёнка.

Гулимова Татьяна Олеговна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Размышление учителя истории"

В статье помещено рассуждение учителя о роли современного урока истории в школе...

Статья "Проблемы детей при переходе из начальной школы в основную"

Статья "Проблемы детей при переходе из начальной школы в основную"...

Статья Проблемы социальной адаптации у детей с ОВЗ

Современные данные  и результаты исследования показывают, что в условиях сиротства формируется особая личность, которая часто недостаточно подготовлена к большинству ситуаций взрослой жизни....

Размышления учителя о проблеме чтения школьников

Проблема чтения является одной из наиболее актуальных проблем современного мира. Школьники перестали читать, а значит, страдают и грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание....

Статья. Проблемы подросткового чтения.

Цель статьи заключается в анализе причин падения интереса к чтению у подростков, а так же в поиске путей решения этой проблемы.В результате исследовательской работы выявлено, что активность читательск...

Статья: ПРОБЛЕМЫ ПОСТИНТЕРНАТНОЙ АДАПТАЦИИ И ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Аннотация. Данная статья написана на основе личного опыта работы. В статье раскрыты основные проблемы постинтернатной адаптации и допрофессиональной подготовки воспитанников организаций для детей-сиро...