Урок по литературе 7 класс "Человек на часах"
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Предварительный просмотр:
Тельнова Инна Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы п. Пионерский,
ХМАО-Югры, Тюменской области
Конспект урока по литературе в 7 классе
«Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром»
(Урок – исследование по рассказу Н.С.Лескова «Человек на часах»)
Цели: обучающая: на примере рассказа Н.С.Лескова «Человек на часах» выявить средства, используемые автором для раскрытия характера литературного героя, с помощью антитезы провести параллель между понятиями «долг» и «совесть»; попытаться определить смысл жизни человека и его предназначение на примере «подвига» Постникова, а также вовлечь в размышление о добре и зле;
развивающая: работать над развитием ключевых компетенций: коммуникативной и ценностно- ориентированной (уметь воспринимать и анализировать художественный текст, свободно с ним работать, выражать свое отношение к прочитанному, характеризовать роль изобразительно-выразительных средств;
воспитательная: донести до учащихся нравственные понятия таких, как: «добро» и «зло», «долг» и «совесть», воспитывать сопереживающего, сочувствующего читателя-человека.
«Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром».
«Делай добро – никого не бойся»
/народная мудрость/
Цели:
- обучающая: на примере рассказа Н.С.Лескова «Человек на часах» выявить средства, используемые автором для раскрытия характера литературного героя, с помощью антитезы провести параллель между понятиями «долг» и «совесть»; попытаться определить смысл жизни человека и его предназначение на примере «подвига» Постникова, а также вовлечь в размышление о добре и зле;
- развивающая: работать над развитием ключевых компетенций: коммуникативной и ценностно- ориентированной (уметь воспринимать и анализировать художественный текст, свободно с ним работать, выражать свое отношение к прочитанному, характеризовать роль изобразительно-выразительных средств;
- воспитательная: донести до учащихся нравственные понятия таких, как: «добро» и «зло», «долг» и «совесть», воспитывать сопереживающего, сочувствующего читателя-человека.
Ход урока
Мы с вами продолжаем работать над большим разделом литературы под названием
«Минувшее проходит предо мною…». Знакомясь с произведениями данного раздела, мы пытаемся проследить, как прошлое связано с настоящим, и, кроме того, большое внимание уделяем характеристике героя, которая включает в себя несколько параметров. Перед тем как перейти к сегодняшней теме, мне хотелось бы обратить внимание на ключевые слова нашего занятия, т.е. я вам предлагаю составить словарь урока. Но слова эти зашифрованы, и вам необходимо будет догадаться, что это за слова.
Работа в группах:
- 1 группа «Магический квадрат»;
- 2 группа «Найди зашифрованное слово»;
- 3 группа «Составь фразу»
Вот те ключевые слова, на которые мы будем опираться в ходе урока: добро, милосердие, сострадание, характер.
Итак, сегодня на уроке на примере рассказа Н.С.Лескова мы постараемся выяснить, какую роль сыграло происшествие в раскрытии характера героя, а также попробуем разобраться в понятиях «добро» и «зло» и ответим на вопрос «Всегда ли человек получает награду за добро и должны ли мы только лишь за вознаграждение делать добрые дела?»
Не случайно и темой урока и эпиграфом к нему являются две народные мудрости: «Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром», «Делай добро – никого не бойся».
-Как вы думаете, почему, прочитав произведение, мне вспомнились именно эти два высказывания?
-Да, действительно, в рассказе говорится о том, что главный герой, часовой Постников, спасает тонущего человека, таким образом, совершает добро. Но мало того, что его не награждают, еще и наказывают двумястами розог.
- Мне бы хотелось, обратить ваше внимание на то, как сам автор охарактеризовал случай, который положен в основу произведения. (Анекдот).
- Как вы, думаете, что такое анекдот?
- Вот как толкуется это слово в словаре Ожегова: Анекдот 1. Очень маленький рассказ с забавным, смешным содержанием и неожиданным концом. 2. Смешное происшествие.
- Получается, что спасти человека от неминуемой смерти – это смешно и забавно? Кроме того, рассказ о том, как Постников, рискуя собственной жизнью, спас человека – это смешное происшествие? Как по-вашему?
- Для того чтобы понять, что же все-таки произошло в ночь Крещения, на набережной у Зимнего Дворца, что за человек этот Постников, который, зная, что его накажут бросился спасать человека, предлагаю некоторые эпизоды подробнее проанализировать.
- Давайте вспомним, что нам помогает понять характер героя:
- чувства;
- переживания;
- жизненные принципы;
- мысли;
- воля;
- отношение к людям;
- поступки.
Всегда ли автор сам указывает, какими чертами характера наделен его герой? Нет, не всегда, писатель своего героя, как правило, ставит в различные жизненные ситуации, чтобы читатель сам обнаружил черты его характера. Поэтому необходимо выделять такие эпизоды, в которых с наибольшей полнотой раскрывается характер героя.
- Предлагаю вам прослушать отрывок музыкального произведения и ответить мне на вопрос: « К какому, по вашему мнению, эпизоду его можно отнести?» Как вы это поняли, докажите.
-Итак, слушая музыку, мы сразу же представили, как мучается Постников, увидев тонущего человека, просящего помощи. Найдите строчки, подтверждающие терзания героя.
Сердце Постникова …помнит и службу и присягу…
так и ноет, так и стучит,
так и замирает…
Так беспокойно с сердцем …ни под каким предлогом
делается от этих воплей… не смеет покинуть своей будки
страшно слышать, как другой человек
погибает … отлично понимал, что оставить пост
и не подать помощи есть вина часового,
за которой последует суд.
-Действительно, Постников переживает муки, страдания. Внутри него происходит борьба. Как вы думаете. Что в нем борется? (Сердце и ум; человечность (совесть) и долг)
- Постников не знает, как ему поступить: если уйдет с поста – нарушит воинскую обязанность, если не спасет человека – совесть будет мучить всю жизнь.
- Представьте следующую ситуацию:
- Вы проходите мимо поста, где стоит Постников, а рядом тонет человек. Что вы будете делать?
- Вы Постников. Как бы вы поступили в данной ситуации?
- Вы офицер-инвалид. Ваши действия?
-Судя по тому, как в сложной ситуации поступает Постников, что в нем берет верх? Конечно же, совесть, человечность. А если так, то какими чертами характера обладает Постников? Ему свойственны:
- доброта;
- чуткость;
- способность сострадать:
- милосердие;
- отзывчивость;
- способность прийти на помощь.
- А теперь обратимся к тексту и проследим, с помощью каких художественно-изобразительных средств Лесков раскрывает нам характер Постникова (эпитеты: нервный, чувственный, непокорное сердце, умное, исправное, с ясным рассудком).
- Основные черты характера мы определили, а сейчас попробуйте составить портрет героя. Попробуйте через внешние признаки выразить внутреннее состояние героя. Часть класса словесный портрет(1,2 группа), часть (3 группа) – по фрагментам лица. (Работа в парах).
- Обратите внимание на слова: Тону! Спасите! Кому они принадлежат?
- Они могут принадлежать и Постникову. Ведь он тоже гибнет? Но если тонущего человека спасает главный герой, то кто же спасет самого Постникова? И прилагает ли усилия, чтобы спасти солдата, а может его и спасли?
- Да его можно было спасти, и это мог сделать Свиньин. И он это сделал в какой- то мере. Он не доносит царю, Постникова не судят, не расстреливают. То есть, согласно народной мудрости, Свиньин помогает человеку, следовательно, тоже совершает добро?! А кроме Свиньина были еще и Кокошкин, Владыка и др.
- Какие личные качества раскрылись у этих людей? (карьеризм, трусость, чинопочитание и другие).
- Так чем же отличается «добро» Постникова и «добро» Свиньина? (Постников спасает человека от чистого сердца, Свиньин не доносит царю, таким образом, спасая человека, беспокоится лишь о своей карьере, заботится о своей шкуре.
- Значит у каждого человека своё понимание добра. Ведь для Постникова добро – спасти человека, не задумываясь о последствиях, для Свиньина – главное не запачкать честь мундира и т.д.
- А что для вас добро и зло?
- Таким образом, в произведении, как и в жизни очень часто бывает, добро и зло сливаются воедино. И как нам жить? Как распознать, где заканчивается добро и начинается зло? Мы с вами четко определились, что добро – это что-то хорошее для человека, а зло – все то, что противоположно хорошему. Но не надо забывать о том, что зло часто прикрывается маской добра, и в этом мы убедились на примере со Свиньиным. Поэтому необходимо четко знать, что судить надо о людях по делам, и не бояться делать добрые дела, потому что найдутся люди, которые оценят правильно ваши дела и поступки, да и дело даже не в этом, главное, чтобы совесть наша была чиста и спокойна. Надо помнить, что долг нельзя выполнять слепо, в ущерб интересам людей, человечности.
- А как вы думаете, почему рассказ называется именно «Человек на посту», а не «Солдат на посту» или «Постников на службе»? Что для вас значит Человек?
- ЧЕЛОВЕК стоял на посту, потому что мы люди отличаемся от живых существ способностью к состраданию, взаимопомощи, чуткостью. Человек – это воплощение любви и милосердия!
- Какую же роль сыграло происшествие в раскрытии характеров героев? Происшествие, поступок, подвиг определил: Постникова добрым, честным, бескорыстным и выявил эгоизм, лицемерие, жестокость высокопоставленных лиц.
- Так что же имел ввиду Н.С.Лесков, называя эту историю анекдотом?
- Давайте, возвращаясь к эпиграфу, подведем итог урока.
- Я думаю, сегодня на примере подвига Постникова мы убедились, что надо делать добро и не ждать награды, и не бояться последствий. Я надеюсь, что вы будете сеять добро, посыпать добром, жать добро и оделять добром, не ожидая ни наград, ни похвалы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Межпредметный урок (история + литература, 2 часа) Тема: « Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве»
Урок в 8 классе рассчитан на 2часа.Цели урока:· учащиеся должны понять причины движения декабристов, рассмотреть основные события восстания на Сенатской...
Урок по литературе, проведённый в 11 классе по теме (2 часа): «Серебряный век» как важнейший период в истории русской культуры ХХ века.
1. Познакомить детей с основным содержанием эпохи, именуемойСеребряным веком.2. Показать ведущую роль поэзии в культуре этого периода.3. Познакомить с выдающимися живописцами, с именами известнейшихпо...
Интегрированный урок по литературе, музыке и изобразительному искусству для учащихся 6-х классов "Молчаливый ход часов"
Урок направлен на развитие у учащихся эмоционального отношения к миру, создание условий для формирования историко-культурного мышления и общекультурной компетенции, духовного мира ученика, нравственно...
Открытый урок по литературе в 5 классе на тему "Л.Н. Толстой. "Кавказский пленник". Лингвистический анализ художественного текста" (2 часа).
Открытый урок по литературе в 5 классе на тему "Л.Н. Толстой. "Кавказский пленник". Лингвистический анализ художественного текста" (2 часа)...
9 класс литература КТП 102 часа
9 класс литература КТП 102 часа к учебнику В. Коровина...
Календарно-тематическое планирование уроков по литературе. 9 класс. 3 часа в неделю.
Календарно-тематическое планирование уроков по литературе.9 класс. 3 часа в неделю....