Игра
материал по литературе (11 класс)

Ахметов Степан Идрисович

Литература в 11 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit._igra_v_11_klasse.docx26.02 КБ

Предварительный просмотр:

БРЕЙН – РИНГ

«Игра почитателей литературы»

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Степан Идрисович. Я учитель русского языка и литературы.  Искренно рад нашему знакомству.

Сегодня мы собрались с Вами для того, чтобы провести урок литературы. Он будет не совсем обычным, так как мы его проведём в форме брейн-ринга.

Участие в брейн-ринге принимают несколько команд. Ваша задача - поровну разделиться и назначить себе капитана. Я буду задавать вопросы, на которые Вы должны будете давать ответы. На размышление отводится одна минута. Отвечать имеет право первая поднявшая руки команда. Отвечает капитан.  За правильный ответ Вам начисляется 1 балл. Если Вы ответили неверно, то возможность ответить переходит к другой команде. Посмотрим, какая команда быстрее справится с вопросами, в какой команде больше знающих, находчивых и остроумных любителей литературы. Итак, друзья мои, дерзайте, думайте, размышляйте!

Вопросы брейн-ринга

1 раунд. Литература

1. Кто называл берёзы невестушками? (Василий Шукшин)

2. Героем чьей повести является Эраст? (Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»)

3. Назовите эпиграф повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». (Береги платье снову, а честь – смолоду)  / Или: когда следует беречь платье и здоровье? (платье - снову, здоровье смолоду).

4. Продолжите. Слайд 1

Онегин – Татьяна

Болконский – Наташа

Базаров - …(Одинцова)

5. Кто автор слов: «Весь мир театр, а люди в нем актеры». (Шекспир)

6. Кто написал следующее четверостишие?

Во всем мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте. (Б. Пастернак)

7. Назовите оперы и балеты  на сюжеты произведений А.С. Пушкина. («Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Алеко», «Руслан и Людмила», «Дубровский», «Русалка», «Моцарт и Сальери», «Золотой петушок», «Борис Годунов», «Медный всадник», «Мазепа», «Бахчисарайский фонтан».)

8. Кого называли «русской Сапфо»? (М. Цветаеву)

9. Ошибочка вышла! Назовите автора и его произведение. Слайд 2

А. Переросток  («Недоросль» Фонвизин)

Б. Счастье до глупости. (Грибоедов «Горе от ума»)

В. Богатая невеста (Островский «Бесприданница»)

Г. Бубновый валет (Пушкин «Пиковая дама»)

Д. Солдатский сынок. (Пушкин «Капитанская дочка»).

Е. Живая плоть («Гоголь «Мертвые души»)

Ж. Крыжовниковый пустырь. (Чехов «Вишневый сад»)

З. Кошачья селезенка (Булгаков «Собачье сердце»)

10. Кому посвящен поэтический цикл А. Блока «Стихи о Прекрасной даме»?  (Л. Менделеевой)

11. Какое женское имя было вынесено в заглавие одной из повестей И.С. Тургенева? (Ася)

12. Какое произведение было написано Л.Н. Толстым под впечатлением трагической судьбы дочери А.С. Пушкина - красавицы Марии Гартунг?    («Анна Каренина»)

2 раунд. Литература и кино

1. Посмотрите эпизод экранизации. Назовите название произведения и его автора. Слайд 3

2. Посмотрите эпизод экранизации. Назовите название произведения и его автора. Слайд 4

3. Посмотрите эпизод экранизации. Назовите название произведения и его автора. Слайд 5

3 раунд. Припомните

1.  «Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы издается сегодня многотысячными тиражами. Почему в современных изданиях текст, который печатается без сокращений, занимает гораздо больше места, чем в первоначальной рукописи? (В подлиннике все слова писались слитно)

2. В Китае умение создавать это было непременным условием поступления на государственную службу. Без них не обходилась ни одна пирушка, их посылали по почте как письма, дарили по случаю важных событий. Считалось, что это может заменить лекарство. Что это? (Стихи)

3. Цензоры долго не пропускали пьесу А.Н. Островского «Гроза», полагая, что в образе Кабанихи выведено вполне реальное лицо. Какое? (Император Николай I)

4. Кто скрывался под данными псевдонимами? Слайд 6

Максим Горький – А.М. Пешковский

Анна Ахматова – А.А. Горенко

В. Алов – Н.В. Гоголь

Нелли – В.Я. Брюсов

М. Непанов – М.Е. Салтыков-Щедрин

5. Двадцать два года пушкинист В. Данилов пытался установить девичью фамилию некоей Яковлевой. В итоге выяснилось, что она была Матвеевой. А вы назовите ее имя и отчество. (Арина Родионовна)

6. В финале романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» о главном герое говорится, что «он не заслужил света». А что «заслужил» Мастер? ( Покой)

7. Когда герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Петр Гринев был записан в полк? (Сразу после рождения)

8. Кому из героев Н.В. Гоголя принадлежат слова: «А поворотись-ка, сын! Экой ты смешной какой! Что это на вас за поповские подрясники?» (Тарасу Бульбе)

3 раунд. Творческие задания

1. Закончите четверостишие. Назовите автора.  Слайд 7

Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверзтую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.

2. Палиндром – это слово или фраза, которые одинаково читаются слева направо и справа налево. Например: «Аргентина манит негра». Каждая команда должна составить хотя бы один палиндром.

3. Восстановите четверостишие. Назовите его автора. Слайд 8

Любовь и труд – под ______ развалин. ( Грудами)

Куда ни глянь – предательство, вражда.

А ты ______, бездейственен, печален, (Молчишь)

                    И медленно сгораешь от ____. (Стыда)

4. Эмблема героя. Придумайте герою эмблему.

А. Родион Романович Раскольников.

Б. Обломов

В. Собакевич

5. Хокку – японское трёхстишие. Сочините своё хокку по образцу хокку Басё.

Облачная гряда

Легла меж друзьями… Простились

Перелетные гуси навек.

Подведение итогов брейн-ринга

Вот и подошёл к концу наш урок. Спасибо Вам за активность и открытость. Желаю Вам творческих успехов и отличной учёбы, доброго окончания школы и успешного поступления в нужный университет и в нужную профессию.

Вместе декламируем:

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.

 Слайд 9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по информатике в виде игры "Своя игра"

Урок повторения и закрепления основного программного материала по школьному курсу предмета «Информатика» за 10 класс; проверка общего уровня эрудиции; подготовка учащихся к экзамену по информати...

Подвижные игры; Фонетические игры; Лексические игры

формирование и совершенствование  речевых навыков, активизация  лексики...

Игра-соревнование между учащимися 4 и 5 классов « Малые олимпийские игры», посвященная зимним олимпийским и параолимпийским играм «Сочи- 2014»

Цели:Познакомить детей с новыми играми, обучать действовать по правилам, слажено дружно.Учить чувству сопереживания , радости за победу команды.Воспитывать здоровый образ жизни....

«МУЗЫКАЛЬНОЕ РОНДО». Автор: Хозяинова Татьяна Геннадьевна Интеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе. Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набравший наименьшее количество баллов, выбывает из игры. Первы

«МУЗЫКАЛЬНОЕ    РОНДО».Автор: Хозяинова Татьяна ГеннадьевнаИнтеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе.Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набрав...

XII Чемпионат Европы по "Что? Где? Когда?" 1 место 2018 и XV Кубок Европы по "Что? Где? Когда?" два 2 места- в "Своя игра" и "Медиа Игры". XIV Кубок Европы по "Что? Где? Когда?" среди школьников 3 место " Своя игра" команда " КРУГ ДРУЗ*ей"- 2017 г.

Успешный Дебют наших гимназистов на  КУБКЕ ЕВРОПЫ 2017 по интеллектуальным играм среди школьников.Чемпионат Европы по "Что? Где? Когда?" и одновременно "Кубок Европы"...

Методическая разработка на тему "Игра. Игра? Игра!" (в жизни младшего школьника)

Задача воспитателя группы продленного дня:- добиться того, чтобы наши дети выросли не только  сознательными и здоровыми членами общества, но и, обязательно, инициативными, думающими, способными н...

«Игра, игра, Игра»

Цель мероприятияПоказать возможности игровых технологий для развития познавательного интереса учащихся на занятиях.Задачи:Осознание возможностей технологии игрового обучения для активизации познавател...