Литературный ринг
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Урок развития речи "Литературный ринг", 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnyy_ring.docx | 59.8 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРНЫЙ РИНГ
Урок развития речи
Основное содержание урока. Литературный ринг на тему «Проблемы и герои произведений И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого». Тестирование по произведениям этих писателей.
Основные виды деятельности. Конкурсы на лучшее выразительное чтение, различные виды пересказов, монологические рассказы о писателях и литературных героях. Устные или письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Игровые виды деятельности: конкурс на лучшее инсценирование фрагмента, ответы на вопросы викторины. Решение тестов. Планируемые результаты
Личностные: формирование ответственного отношения к учению, способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
Метапредметные: развитие умения осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать качество выполнения учебной задачи; овладение основами самоконтроля, самооценки.
Предметные: осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию.
Литературный ринг на тему «Проблемы и герои произведений И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого»
Конкурс 1. «Монологи в картинках». Рассказы о детстве и юности Тургенева, Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого и литературных местах, связанных с ними, показ компьютерных презентаций (до 10 баллов).
Конкурс 2. «Читаем вслух». Выразительное чтение фрагментов (100—120 слов) из произведений Тургенева, Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Толстого (по жребию). В конкурсе участвует один человек от группы (до 5 баллов).
Конкурс 3. «Наизусть или близко к тексту». Художественный пересказ описания грозы из рассказа «Бирюк», выборочный пересказ «Динамика чувств Николеньки в главе „Ивины“», краткий пересказ «Как мужик помог генералам выжить на необитаемом острове» от лица мужика, чтение наизусть фрагмента из стихотворения «Размышления у парадного подъезда» (по жребию). В конкурсе участвует один человек от группы (до 5 баллов).
Конкурс 4. «Я — литературный герой». Краткий рассказ истории Бирюка, дикого помещика, княгини Трубецкой, Натальи Савишны (от лица героя или героини). В конкурсе участвует один человек от группы (до 5 баллов).
Конкурс 5. «Играем в театр». Инсценирование произведений (до 10 баллов):
- Диалог Бирюка и мужика.
- Фрагмент разговора княгини Трубецкой с губернатором Иркутска.
- Разговор генералов на необитаемом острове.
- Диалог Николеньки и Натальи Савишны (гл. «Последние грустные воспоминания»).
Конкурс 6. «Муки творчества». Создание и выразительное чтение стихотворения в прозе на тему: 1) русский крестьянин; 2) русский помещик; 3) русский генерал; 4) русская женщина (12 баллов).
В конкурсе могут участвовать все члены команды.
Тестирование по произведениям этих писателей (письменная работа)
Тест 1. «Внимательный читатель» (1 балл за правильный ответ). Ответьте на вопросы викторины:
I. И. С. Тургенев. «Бирюк».
- Назовите имя и отчество Бирюка. (Фома Кузьмич.)
- Как звали дочь Бирюка? (Улита.)
- Какое явление природы является в рассказе символическим? (Гроза.)
II. Н. А. Некрасов. «Русские женщины».
- В каком городе произошёл диалог княгини Трубецкой с губернатором? (В Иркутске.)
- Сколько времени провела княгиня Трубецкая в ожидании лошадей? (Неделю.)
- Назовите имя и отчество княгини Трубецкой. (Екатерина Ивановна.)
III. М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
- На какой улице в Петербурге жили генералы? (На Подъяческой улице.)
- Чем мужик кормил генералов на пути в Петербург?
(Селёдками.)
- Из чего мужик свил верёвку? (Из дикой конопли.)
IV. Л. Н. Толстой. «Детство».
- Какому иностранному языку учил Николеньку Карл Иваныч? (Немецкому.)
- Какой герой вызвал у Николеньки сначала восхищение, а потом разочарование? (Серёжа Ивин.)
- Какой предмет «поссорил» Николеньку с Натальей
Савишной? (Скатерть.)
Тест 2. «Четвёртый лишний» (1 балл за каждый правильный ответ). Найдите среди названий четвёртое лишнее (выделено полужирным шрифтом) и обоснуйте свой ответ: 1) «Бирюк», «Хорь и Калиныч», «Бежин луг», «Дикий помещик».
- «Классы», «Охота», «Мазурка», «Выстрел».
- «Русский язык», «Близнецы», «Два богача», «Метель». 4) «Влас», «Тройка», «Несжатая полоса», «Утёс».
Тест 3. «Знаю термины». Дайте определение и приведите пример (4 балла за полный и правильный ответ, 1 балл за пример): 1) иронии; 2) гиперболы; 3) гротеска; 4) сатиры.
Тест 4. «Помню детали». Соедините стрелками имя героя с деталью его портрета:
Деталь портрета героя | Имя героя |
1. «Как мощи сух, как палка прям, Высокий и седой» | А) Дикий помещик |
Деталь портрета героя | Имя героя |
2. «Тело имел мягкое, белое и рассыпчатое» | Б) Бирюк |
3. «Чёрная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо» | В) Карл Иваныч |
4. «И халат, и шапочка, и кисточка — какие противные!» | Г) губернатор Иркутска |
Ответы: 1 — Г, 2 — А, 3 — Б, 4 — В.
Тест 5. «Умею комментировать». Дайте краткий историко-культурный комментарий к словам (3 балла за каждый правильный ответ): 1) прожектёр; 2) пилигрим; 3) лепта; 4) аркадская идиллия.
Тест 6. «Умею отвечать на проблемный вопрос». Какие человеческие качества воспевают и осуждают русские писатели? (По одному произведению):
- И. С. Тургенев. «Бирюк»;
- Н. А. Некрасов. «Русские женщины»;
- М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»; 4) Л. Н. Толстой. «Детство».
Домашнее задание
Подготовить устный рассказ об А. П. Чехове, портретах писателя и памятниках ему с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторительно – обобщающий урок «Литературный ринг».
Повторительно – обобщающий урок «Литературный ринг».Урок литературы в 10 классе.Балина Т. И.- преподаватель русского языка и литературы Раменского политехнического техникума. Цели:Выя...
Литературный ринг
Может использоваться как воспитательный или классный час....
Литературный ринг (7 класс)
внеклассное мероприятие 7 класс...
Урок-литературный ринг "Путешествие в страну сказок"
обощающий урок по творчеству А.С.Пушкина...
Литературный ринг
Обобщающий урок по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"...
Внеклассное мероприятие по литературе "Литературный ринг"
Внеклассное мероприятие для 9 класса...
Внеклассное мероприятие по литературе. Литературный ринг «Страна, которой нет на глобусе».
Данное мероприятие разработано для обучающихся 5-7 классов....