Литературный ринг
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме
Обобщающий урок по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnyy_ring.docx | 23.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературный ринг
( по пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор»)
Цель: Обобщить знания учащихся по изученному произведению; развивать устную речь и творческие способности учащихся.
Класс заранее делится на 3 группы; в каждой группе выбирается консультант, который будет оценивать работу каждого члена своей группы. Работу группы в целом оценивает учитель, выдавая жетоны.
Урок начинается с разминки, отвечает та группа, участники которой раньше всех подняли руку.
- Викторина – разминка
Кому из героев Гоголя принадлежат эти слова?
1. «У меня лёгкость необыкновенная в мыслях»? (Хлестаков)
2. «Чему смеётесь, над собой смеётесь!...»? (Городничий)
3. «Не погуби, государь! Обижательство терпим совсем понапрасну»? (Купцы)
4. «Большому кораблю – большое плавание» (Аммос Фёдорович)
5. «По заслугам и честь»? (Артемий Филиппович)
6. «Эге, знаем, голубчик, в чей огород камешки бросают»? (Городничий)
7. «Признаюсь, больше бы ничего и не требовал, как только оказывай мне преданность и уваженье, уваженье и преданность»? (Хлестаков)
8. «У меня уже такой нрав: гостеприимство с самого детства: особливо если гость - просвещённый человек»? (Городничий)
2.Инсценирование: группы демонстрируют те эпизоды, которые им больше всего понравились (это было домашним заданием)
3.Устное групповое сочинение (каждая группа заранее получила задание и план, по которому следует готовиться)
-Раскройте образ Хлестакова по плану:
1.Кто такой Хлестаков?
а) Внешность и манеры.
б) Где и как он служит?
в) Какие обстоятельства предшествовали его встрече с городничим?
2. Почему Хлестаков был принят за ревизора?
а) Что привлекло к нему внимание Добчинского и Бобчинского?
б) Каким образом Хлестаков произвел впечатление «грозного ревизора» на городничего и его спутников?
в) В результате чего у городничего и чиновников сложилось убеждение, что Хлестаков не только ревизор, но и «государственный человек», «важная персона»?
г) Что побуждает Хлестакова рассказывать о себе небылицы?
д) Когда он догадывается о том, что принят за другого, и как использует это открытие?
3. Как характеризует Гоголь своего героя?
-Раскройте образ городничего (Сквозник – Дмухановский А.А.) по плану:
- Что говорит Гоголь о внешности городничего?
- Какова «главная забота» городничего и как она отразилась на его характере?
- Как исполняет городничий свои служебные обязанности?
а) Как он следит за городским хозяйством и благоустройством?
б) Каковы его отношения с городским населением?
в) В каких отношениях он с чиновниками и подчинёнными?
4. Городничий и «ревизор» Хлестаков.
а) Почему городничий так боялся приезда ревизора?
б) Какие меры он принимал, чтобы обмануть ревизора?
в) Торжество городничего и его честолюбивые планы.
г) За что казнит себя городничий, убедившись, что обманулся?
5. Что означает для городничего известие о приезде настоящего ревизора?
-Дайте характеристику чиновникам по плану:
- Как чиновники относятся к вести о приезде ревизора?
- Почему чиновники боятся ревизии? Считают ли они себя действительно виновными в чём-либо?
- Почему Хлестаков после рассказа о Петербурге становится в их глазах почти героем? Искренне ли их почтение к нему?
- Почему чиновники, представляясь Хлестакову, по очереди наедине вручают ему взятки? Как они ведут себя при этом?
- Как чиновники относятся к неожиданному возвышению городничего и его падению?
- Как оправдывают чиновники те фамилии, которыми наделил их автор?
Вопросы для литературного ринга
1.Что послужило основой создания пьесы «Ревизор»?
(В 1835 году Гоголь писал Пушкину: «Сделайте милость, дайте сюжет…, хоть какой чисто русский анекдот…»
Пушкин рассказал Гоголю об истории, которая произошла с ним в Оренбурге, когда он совершал поездку по пугачёвским местам, а также об эпизоде, имевшем место в Новгородской губернии, где проезжий господин, выдав себя за чиновника министерства из Петербурга, обобрал городских жителей. Явления, изображённые в комедии, постоянно повторялись в действительности, особенно в отдалённых местностях, где царили открытые безобразия, произвол).
2.Каковы чиновники высших учреждений, если судить о них на основании того, что говорится в комедии Гоголя? (например, слова Городничего: «…30 лет живу на службе, ни один купец, ни подрядчик не мог провести, мошенников над мошенниками обманывал, пройдох, плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду; трёх губернаторов обманул!... что губернаторов, нечего и говорить про губернаторов).
3. Николай 1 заявил после первого представления «Ревизора»: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне больше всех!» В Перми полиция потребовала прекратить спектакль, а городничий в Ростове-на- Дону грозил упрятать актёров в тюрьму. Гоголь писал о постановке комедии: «Действие, произведённое ею, было большое и шумное. Все против меня. Чиновники пожилые и почтенные кричат, что для меня нет ничего святого, когда я дерзнул так говорить о служащих людях. Полицейские против меня, купцы против меня…» Почему возмущались и чего так испугались царь, чиновники, купцы?
4. Как вы думаете, что произойдёт в городе после приезда настоящего ревизора? Кто из уездных чиновников смог бы в должности городничего восстановить справедливость и законность в городе? Могла ли быть другая развязка комедии?
5. Подготовьте устное сочинение на тему «Город, в котором происходит действие «Ревизора». Существовал ли такой город на самом деле? Почему здесь нет имени (названия города)?
6. Есть ли в этой пьесе положительный герой?
«… Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе, - писал Гоголь. – Да, было честное, благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение её. Это честное лицо, благородное лицо был – смех».
Как вы понимаете эти слова Гоголя? Какие общественные пороки осмеивает его комедия?
7. Как вы понимаете эпиграф к пьесе «На зеркало неча пенять, коли рожа крива»?
(Комедия Гоголя была как бы зеркалом, в котором отразились картины лихоимства и злоупотреблений, характерные для всей русской жизни николаевской эпохи.
Нельзя сердиться на зеркало, если в нём видишь истинное отражение, - плоха и несправедлива сама жизнь, а не её изображение.)
8.Более 150 лет комедия «Ревизор» не сходит со сцены. Её ставили и ставят крупнейшие театры страны. Почему, по-вашему, и в наши дни комедия пользуется неизменным успехом?
Дополнительные вопросы.
а) Почему Хлестаков принимает угодничество городничего за чистую монету?
б) В Хлестакове соединились и умственное ничтожество, и убожество духовной жизни, и отсутствие нравственных убеждений, и наглая развязность, и способность к любой подлости, и стремление «сыграть роль чином выше собственной». Вы согласны с такой оценкой?
Подведение итогов.
Консультант оценивает работу каждого члена группы, последнюю колонку (оценка) заполняет учитель.
Фамилия, имя учащихся | Разминка | Инсценировка | Устное сочинение (характер-ка героев) | Диспут | Оценка | |
Балябин Р.(консуль тант) | 5 | |||||
Болдырев Н. | 5 | |||||
Баранов Ив. | 4 | |||||
Рекунова Т. | 3 | |||||
Орлова А. | 3 |
-лидер - акт - активный участник
- участник -пассивен
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторительно – обобщающий урок «Литературный ринг».
Повторительно – обобщающий урок «Литературный ринг».Урок литературы в 10 классе.Балина Т. И.- преподаватель русского языка и литературы Раменского политехнического техникума. Цели:Выя...
Литературный ринг
Может использоваться как воспитательный или классный час....
Литературный ринг (7 класс)
внеклассное мероприятие 7 класс...
Урок-литературный ринг "Путешествие в страну сказок"
обощающий урок по творчеству А.С.Пушкина...
Внеклассное мероприятие по литературе "Литературный ринг"
Внеклассное мероприятие для 9 класса...
Внеклассное мероприятие по литературе. Литературный ринг «Страна, которой нет на глобусе».
Данное мероприятие разработано для обучающихся 5-7 классов....
Литературная игра для 5-6 классов "Литературный ринг"
Литературный ринг Оборудование: карточки с указанием номера команды, пять комплектов с номерами ответов, звезды.Ход игрыВедущий: Сегодня мы собрались на игру-викторину “Литературный рин...