Воспитание нравственных основ у школьников на уроках литературы
статья по литературе

Васильева Надежда Михайловна

В статье рассматривается вопрос о нравственном воспитании школьников. Уроки литературы непременно помогают проводить работу по формированию нравственных основ у детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание нравственных основ у школьников на уроках литературы

Выполнила:

Васильева Надежда Михайловна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ № 145

Калининского района

Санкт-Петербурга

        Педагогика как наука включает в себя многолетний опыт воспитания и обучения подрастающего поколения.

        Воспитание нравственных основ гражданина великой России – задача школьного учителя, ключевой фактор развития страны, обеспечивающий единство духа, моральных ценностей, а также стабильности в политическом и экономическом плане. Грамотному человеку понятно, что темп и характер развития общества напрямую зависит от нравственных убеждений человека, его жизненных приоритетов. Поэтому педагогам необходимо помнить о важности воспитания духовности у учащихся.

        Художественная литература обладает богатым потенциалом в формировании нравственных основ жизни. Это ресурс, который вводит школьника в мир человеческих чувств и переживаний, жизнь общества и природы. Литература расширяет кругозор учащихся разных возрастов, позволяет приобрести эмоциональный опыт, формирует художественный вкус.

        Известный российский ученый Д.С.Лихачёв в «Письмах о добром и прекрасном» отмечал; «Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех её сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает нас мудрыми» [1].

        На сознание человека, как и на его поступки, воздействует именно художественное слово. Под руководством учителя происходит анализ произведения: учащиеся выражают собственное суждение о поступках героев, составляют характеристики персонажей, подтверждают собственное суждение цитатами из текстов, сравнивают героев, их поступки, речь. Выводы вызывают у школьников желание стать лучше, стремиться помогать другим и адекватно оценивать поступки людей в современном мире. Гуманные отношения между людьми, а именно: деликатность, отзывчивость, доброжелательность, чувство верности слову – формируются на уроках литературы.

         В своей практике я использую педагогические средства, которые помогают учащимся осознать человеческие взаимоотношения, сделать их доброжелательными.

        Посредством произведений русских писателей, произведения которых изучаются в школьной программе, можно воздействовать на формирование нравственных основ у школьников. Герои А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, Н.А.Некрасова, И.А.Бунина, А.П.Чехова, А.И.Куприна, М.Горького, В.Г.Распутина помогут ребятам разобраться в сложных вопросах нравственности.  

        В ходе изучения рассказа В.Г.Короленко «В дурном обществе» шестиклассники знакомятся с жизненными трудностями «детей подземелья», которые все-таки сохранили нравственные понятия: они добры, милосердны, честны.

        Истинный герой – защитник земли русской – появляется на страницах рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека». Герои произведения заставляют учащихся 9 класса оценить и собственные жизненные установки.

        Что же лучше сделать педагогу, чтобы учащиеся могли прочувствовать произведение, оценить его нравственную сторону?

        Самое главное – научить ребенка вдумчиво читать, работать с текстом. Если это небольшое по объему произведение, его можно прочитать в классе, на уроке, а еще лучше – прослушать его чтение в исполнении мастера художественного чтения или учителя. Тогда данный текст учащиеся воспримут более эмоционально. А это способствует развитию нравственных устоев.

        Если изучается произведение, которое не может быть прочитано полностью на уроке, необходимо выделить для чтения отдельные нравственно значимые эпизоды. Акцентируя внимание ребят на поступках героев, описании природы, при помощи которых мы сможем понять внутренний мир героев произведения, при анализе текста я предлагаю задания: «Что я вижу?», «Что я слышу?», «Что я чувствую?». Школьники понимают подтекст и делают выводы.

        В своей работе я непременно использую нетрадиционные формы уроков, которые глубже помогают работать над формированием нравственных основ у школьников. Это может быть урок-игра, урок-концерт, урок-диспут, урок-викторина, урок-путешествие, урок-конференция.

        В рамках ФГОС неотъемлемой чертой изучения литературы является проектная деятельность учащихся. При изучении творчества писателей школьники готовят видеоролики об их творческом пути, интересных фактов биографии, составляют карту путешествия героев (к примеру, Насти и Митраши, персонажей сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца» или Чичикова, героя «Мёртвых душ» Н.В.Гоголя), пишут письма героям (например, старому солдату при изучении стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»).

        Современная школа позволяет широко использовать информационно-компьютерные технологии на уроках. Благодаря этому у школьников появилось ещё больше возможностей в формировании нравственных основ. Хотя не стоит забывать, что именно текст художественного произведения играет важную роль в воспитании нравственности.

        Каждое художественное произведение, изучение которого входит в школьную программу курса литературы, содержит множество нравственных проблем, которые так или иначе в нём ставятся. Учитель должен лишь помочь ученику почувствовать, увидеть эти проблемы с помощью различных видов работы на уроке и при выполнении домашних заданий. Они должны быть интересными и разнообразными.

        Литература:

  1. Лихачёв Д.С., «Письма о добром и прекрасном»/Сост. И общая ред. Г.А.Дубровской. – Изд. 3-е. – М: Дет. Лит., 1989, - 238 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно - нравственное воспитание школьников на уроках литературы в 6 классе.

В данной статье я старалась обратить внимание на актуальность темы и возможности решения вопроса на уроках литературы в 6 классе....

Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках литературы.

В данной статье представлен опыт работы по  формированию  у школьников системы моральных отношений: к людям, обществу на примере повести В. Г. Короленко "Дети подземелья"...

Актуализация духовно-нравственных ценностей личности школьника на уроках литературы на примере произведений XX века.

Духовно-нравственное развитие - важнейший компонент социального заказа для общества, ключевое требование ФГОС.В настоящее время понятия морали приобретают более глубокое содержание....

Технология проблемного обучения как средство духовно-нравственного развития личности школьника на уроках литературы в процессе работы с художественным текстом.

В данной статье обобщен опыт работы по применению технологии роблемного обучения на уроках литературы в 5-9 кл.Задача учителя-словесника — сформировать у учащихся потребность размышлять...