Интегрированный урок по теме "Нравственные ценности в обществознании и литературе". 8-й класс
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) на тему

Яковенко Марина Викторовна

Организовать деятельность учащихся по повторению и обобщению  пройденного  материала; формирование у обучающихся представления о нравственных ценностях, понимания о добре и зле, любви и ненависти.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по теме "Нравственные ценности в обществознании и литературе". 8-й класс

Цель урока: 

Организовать деятельность учащихся по повторению и обобщению  пройденного  материала; формирование у обучающихся представления о нравственных ценностях, понимания о добре и зле, любви и ненависти.

Задачи:         

Обучающие:

  • Обобщить знания учащихся о творчестве А.С. Пушкина, закрепить умения составлять словесный портрет героя Петра Гринева, развивать навыки устной и письменной речи,
  • научить применять полученные знания на практике; научить отстаивать свою точку зрения.
  • проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности, закрепить умение работать с текстами;
  • обобщить и закрепить знания о различных видах и стилях общения, о психологических закономерностях общения между людьми.

Развивающие:

  • совершенствовать навыки анализа, умения выступать и защищать свою точку зрения,
  • развивать познавательный интерес; развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать,
  • развивать творческие способности и фантазию у детей, обогащать словарный запас.

Воспитательные:

  • развивать эстетический вкус,
  • повышать культурный уровень через обращение к образцовым текстам художников слова.
  • воспитывать любовь к творчеству А.С. Пушкина

Оборудование: Мультимедийная презентация. Раздаточный материал с отрывками из художественной литературы. 

Тип урока: урок – обобщение

                                                                                                           В человеке все должно быть прекрасно...
                                                                                                                                                                    А. П. Чехов 

 Ход урока:

Организационный момент:

(слайд 1)

О:   Здравствуйте, ребята, сегодня у нас с вами будет необычный урок, его будут вести сразу два учителя: обществознания и литературы. Перед вами на партах лежат рабочие листы, на которых вы будете выполнять задания. Сейчас напишите вашу фамилию, имя и дату.

Л:  А как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на нашем необычном, интегрированном уроке обществознания и литературы?  (О любви, о том, что в жизни во все времена была важна она, о времени, о том, что важно в жизни человека)

Формулировка проблемы и темы урока:

Л:  Чтобы нам определить тему урока, прочитаем притчу. Кто может  напомнить, что такое притча с точки зрения литературы и что для нее характерно? (приложение 1)

(СЛАЙД 2)

Л: Посмотрите, под цифрой 1 на рабочих листах вам представлена притча.      (один ученик  читает в  вслух)

Л: Как бы вы ее озаглавили?

О:   У притчи, которую вы прослушали, есть название «Остров духовных ценностей». Почему она так называется?                      ( Потому что в ней говорится об этом.  О духовных ценностях.)

 Л:  А как же богатство? Драгоценности и золоте, которое оно увозило с собой и из-за которого не нашлось места Любви? Это тоже ценность?                  Нет, это не ценность, потому что она временная, без  золота и драгоценностей можно обойтись.

О:  А можно назвать богатство вечной ценностью? Почему? Любовь, дружба, милосердие, доброта, честность, порядочность, справедливость и т.п.

О:  А какие ценности, на ваш взгляд, являются вечными? 

Л: Среди нас есть эксперт  Ярослав Андреев, которому я сейчас выдаю толковый словарь.   Ярослав, твоя задача найти словарную статью на слово ЦЕННОСТЬ

О:  Пока Ярослав выполняет задание, давайте порассуждаем, что же такое ЦЕННОСТЬ? Как вы понимаете это  понятие? (слайд 3) ( важность, значимость, польза, полезность чего-либо)

Л: А что эксперт, работавший с толковым словарем?   (эксперт читает словарную  статью)
Л: Какое из 3-х значений слова соответствует нашей теме? 
О: А какова тема урока? О чем мы уже начали разговор?  (О человеческих ценностях.)
О: Верно, но не только об этом мы будем сегодня говорить. А пока запишем в рабочих листах часть темы «Ценности и …»(слайд 4)

Словарная работа:

Л: Ценности связаны с такими понятиями, как мораль, право, этикет, этика. С этими словами мы не раз сталкивались в обыденной жизни.

Л:  что же такое Мораль?   (слайд 5)  Не  читай  мораль,  т.е. не учи меня тому,  что я знаю,  понимаю;  мораль  есть у басни,  это вывод,  поучение, главная мысль басни

О:  Право?    Права есть у людей, например, юридическое право, права детей и т.п.   Есть такая наука право

О:  Этикет?   Правила хорошего тона, как надо себя вести в обществе

О:  Этика?

Л: Посмотрите на слайд, перед вами  понятия и их значения, соотнесите их. В чем вы были правы? А что нового открыли для себя? Запишите эти понятия в рабочий лист.

Работа с текстом, таблицей:

О: Мораль, право, этика и этикет – источники социальных норм, и в разное время к ним было разное отношение. Сегодня мы попробуем проследить, как менялись эти нравственные ценности и идеалы на протяжении двух веков – каковы они были в веке 19 и каковы сейчас.

Л: Если о современности мы можем сказать, почерпнув сведения из личного опыта, то откуда мы узнаем о веке 19?

Л:  Сегодня вы познакомитесь с работой , которая называется «Нравственная система русского дворянства». Ваша задача  – внимательно прочитать статью, заполнить таблицу.

(слайд 6)

Л: Итак, что мы можем сказать о нравственных ценностях и идеалах русского дворянства 19 века?

О: Таким образом, в чем же заключалось  воспитание ?         в органичном единстве моральных (этических и этичных норм).

Анализ литературных произведений:

Л:  Русская литература во все века и времена поражала читателей глубиной анализа поставленных нравственных проблем. Не одно поколение решало для себя вопросы морального выбора, противостояния добра и зла, верности долгу и предательства, любви и ненависти, чести, достоинства, опираясь на лучшие произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого.

Л: Вспомним повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка».  Чьи поступки мы можем считать правильными? (Герой повести – Петр Гринев – во всех ситуациях поступает как человек чести. То есть, совершая свой выбор, он беспокоится о том, чтобы поддержать кодекс дворянской чести, унаследованный от отца, который не хотел, чтобы сын служил в Петербурге и был «шаматон», а не солдат, и, кроме того, Гринев внимает голосу своей совести, которая заставляет его отличать хорошее от дурного.)

Л:  Однако не только для Петра Гринева нравственность является природным свойством натуры, но и другие герои поступают в соответствии со своим нравственным идеалом и учат читателей различать добро и зло.  Давайте вспомним их.

Комендант Белогорской крепости Иван Кузьмич, который в обыденной жизни во всем подчиняется своей жене, в экстремальной ситуации организует оборону крепости, не желает сдаться на милость Пугачева и готов к смерти: «Умирать так умирать: дело служивое!» На вопрос Пугачева «Как ты смел противиться мне, своему государю?» комендант, изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твердым голосом: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!» После гибели мужа Василиса Егоровна называет Пугачева «беглым каторжником» и, погибая, остается верна чувству любви и гордости за своего мужа.

Л: А Марья Ивановна?  (Марья Ивановна, которая в начале повести кажется тихой, скромной, даже не очень привлекательной, трусливой девушкой, впоследствии проявляет лучшие свои качества. Оставшись сиротой, находясь в полной зависимости от Швабрина, больная, она отказывается выйти за него замуж: «Я никогда не буду его женою! Я лучше решилась умереть, и умру, если меня не избавят». 
В конце произведения Маша Миронова, как многие другие героини русской литературы, вызволяет своего любимого из беды. Именно благодаря ее усилиям доказана невиновность жениха Марьи Ивановны, в этой ситуации, как и в сцене дуэли, честь и достоинство Петра Гринева становятся честью и достоинством капитанской дочки).

Л: Нравственные законы, по которым живут герои повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» являются органичным, естественным свойством натуры, делают героев идеалом настоящего человека.

Работа  с таблицей:

 О: Вот мы назвали с вами ценности и идеалы 19 века. А наш, 21 век? Какие ценности характерны для нашего времени? Запишите во вторую часть таблицы те ценности, которые кажутся вам наиболее важными сейчас. (спросить 2-3 человек)

О: Почему вы выбрали именно эти ценности?

О:  Есть ли что-то общее между ценностями и идеалами 19 и 21 века? А в чем отличие?  ( Общее – любовь, доверие, ответственность и т.п., различие – в современном мире преобладают материальные ценности)

Л:  В 19 веке ставка делалась на духовное, нравственное воспитание человека. В 19 веке считалось недостойным оскорбить человека, унизить его. А в наше время  – хотели бы вы, чтобы по отношению к вам проявляли подобное? Какие бы еще отрицательные качества вы могли бы назвать?

Анализ литературных произведений:

О:  А негативные проявления характерны только для нашего времени?  Назовите их (Хитрость, зависть, злословие, непоследовательность, предательство )

Л: Приведите пример из русской литературы 19 века? Докажите. ( Н.В. Гоголь «Ревизор». Чиновники города, Хлестаков.)

Л:  «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всеми»   (Кроме смеха, в комедии нет положительных героев. Смех  помог писателю выполнить высокую гражданскую цель: собрать все дурное и посмеяться над всем разом, потому что смех помогает увидеть недостатки )

О: Можно ли смех назвать положительным героем и почему?  

Л: Вот как сам Николай Васильевич Гоголь говорил об этом: «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это честное, благородное лицо был смех».

Смех гоголевской комедии отражает высоту нравственной позиции писателя, его мечту о совершенной действительности. Смех – это то, заставляет человека быть человеком. Автор смеется не столько над тем, что «елистратишку» приняли за фельдмаршала, сколько над тем, что пустышку приняли за идеал человека.

Формулировка второй темы:

 О: Слово ИДЕАЛ уже несколько раз прозвучало на нашем уроке. А что же такое идеал?   Отвечают несколько детей.  (Идеал – это что-то наивысшее, самое лучшее.)

Л:  Понятие ценностей и идеала неразрывно связаны. Это понятие и будет вторым  словом нашего урока. (Записываем тему и значение слова идеал)

О:  Дома вы расспрашивали родителей о том, что являлось идеалом их детства и юности, кто был их кумиром?

О:  А ваши?

О: А можно поставить знак равенства между понятиями кумир и идеал? Почему?  ( Да, можно, это практически одно и то же)

Спор:

О: Действительно, можем, ведь и кумир и идеал по сути одно и то же.

Л:  А я бы поспорила. Кумир  – это всегда человек, которого мы любим за талант, достижения, какую-то избранность, прощаем им их слабости и недостатки, а идеал – это и система поведения, и нормы, которым следует человек, и качества, которые мы бы хотели в себе иметь или воспитать.

Л: Не случайно в 19 веке идеалами были идеи Свободы, Равенства, Милосердия, а кумиры, такие как Радищев, Пушкин, Лермонтов, Гоголь в своем творчестве их воплощали.  За свои идеалы они готовы были идти на смерть.

О: А в наше время?         

О: Сложно предугадать, как поведет себя человек в экстремальной ситуации.  А в обычной жизни?

О: Чем же руководствоваться? Что будет являться главной ценностью и идеалом поведения? Каким надо быть?

Л: Выполним  творческое задание. Первый вариант представит себя человеком 19 века и напишет послание потомкам, то есть нам сегодняшним, о том, что бы вы хотели передать, какие нравственные ценности и идеалы.

Л: Второй вариант напишет письмо потомкам в 23 век о том, что бы вы хотели им передать в далекое будущее, от чего обезопасить, о чем предупредить.

Слушаем несколько ответов

Вывод по уроку:

Л:  Молодцы. А сейчас давайте сформулируем вывод. Как должен вести себя каждый человек, чтобы   к нему хорошо относились другие? Давайте вспомним « Золотое правило нравственности»  – оно звучит и в русской пословице: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

О: Как вы его понимаете?

Домашнее задание:

О: Откройте дневники и запишите домашнее задание.

Л: А наш урок мы хотели бы закончить следующим образом. Перед вами лежат кружочки с изображение улыбки.  Приклейте на доску такой кружочек, который охарактеризует ваше настроение.

Спасибо за работу , до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок, посвященный А.С. Пушкину (английский язык+ литература).

Нельзя воспитывать толерантное отношение к чужой цивилизации, культуре, национальным традициям, обычаям, если отсутствует уважение к своей собственной культуре, к своей стране.  Известно, что каж...

Интегрированный урок физика+информатика по теме «Механическая работа. Мощность» в 7 классе

Интегрированный урок закрепления материала по теме «Механическая работа» в 7 классе. На уроке учащиеся показывают теоретические знания, умение решать задачи. Применяют на уроке умение работать с текст...

Исследовательская работа "Формирование семейных ценностей, изучаемых в курсе литературы 5-7 классов"

Роль семьи велика в формировании нравственных ценностей подрастающего поколения.Одной из задач, которую ставит перед собой педагогический коллектив – формирование у учащихся нравственных и духовных це...

Методическая разработка урока в 5 классе: Интегрированный урок «Золотая Хохлома»: описание предмета (русский язык, литература, изобразительное искусство)

Цели занятия: 1.Образовательные:- учиться ху­дожественному видению окружающего ми­ра; расширять кругозор; закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства;2.  Воспитательные...

Презентация к интегрированному уроку "Образ князя Игоря в музыке, истории, литературе"

Презентация содержит материал, который можно использовать при проведении урока литературы в 9 классе по "Слову о полку Игореве"...

Интегрированный урок по физической культуре и обществознанию

Интегрированный урок по физической культуре и обществознанию...

Интеграция христианских духовных ценностей в учебный предмет «Литература» в 5 классе в условиях реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Краткая аннотация работы В методической разработке рассматривается актуальный вопрос об изучении религиозных знаний, основ православной культуры, христианских духовных ценностей в светской школе через...