Интегрированный урок по теме "Нравственные ценности в обществознании и литературе". 8-й класс
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) на тему
Организовать деятельность учащихся по повторению и обобщению пройденного материала; формирование у обучающихся представления о нравственных ценностях, понимания о добре и зле, любви и ненависти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Нравственные ценности в обществознании и литературе". 8-й класс | 650.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок по теме "Нравственные ценности в обществознании и литературе". 8-й класс
Цель урока:
Организовать деятельность учащихся по повторению и обобщению пройденного материала; формирование у обучающихся представления о нравственных ценностях, понимания о добре и зле, любви и ненависти.
Задачи:
Обучающие:
- Обобщить знания учащихся о творчестве А.С. Пушкина, закрепить умения составлять словесный портрет героя Петра Гринева, развивать навыки устной и письменной речи,
- научить применять полученные знания на практике; научить отстаивать свою точку зрения.
- проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности, закрепить умение работать с текстами;
- обобщить и закрепить знания о различных видах и стилях общения, о психологических закономерностях общения между людьми.
Развивающие:
- совершенствовать навыки анализа, умения выступать и защищать свою точку зрения,
- развивать познавательный интерес; развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать,
- развивать творческие способности и фантазию у детей, обогащать словарный запас.
Воспитательные:
- развивать эстетический вкус,
- повышать культурный уровень через обращение к образцовым текстам художников слова.
- воспитывать любовь к творчеству А.С. Пушкина
Оборудование: Мультимедийная презентация. Раздаточный материал с отрывками из художественной литературы.
Тип урока: урок – обобщение
В человеке все должно быть прекрасно...
А. П. Чехов
Ход урока:
Организационный момент:
(слайд 1)
О: Здравствуйте, ребята, сегодня у нас с вами будет необычный урок, его будут вести сразу два учителя: обществознания и литературы. Перед вами на партах лежат рабочие листы, на которых вы будете выполнять задания. Сейчас напишите вашу фамилию, имя и дату.
Л: А как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на нашем необычном, интегрированном уроке обществознания и литературы? (О любви, о том, что в жизни во все времена была важна она, о времени, о том, что важно в жизни человека)
Формулировка проблемы и темы урока:
Л: Чтобы нам определить тему урока, прочитаем притчу. Кто может напомнить, что такое притча с точки зрения литературы и что для нее характерно? (приложение 1)
(СЛАЙД 2)
Л: Посмотрите, под цифрой 1 на рабочих листах вам представлена притча. (один ученик читает в вслух)
Л: Как бы вы ее озаглавили?
О: У притчи, которую вы прослушали, есть название «Остров духовных ценностей». Почему она так называется? ( Потому что в ней говорится об этом. О духовных ценностях.)
Л: А как же богатство? Драгоценности и золоте, которое оно увозило с собой и из-за которого не нашлось места Любви? Это тоже ценность? Нет, это не ценность, потому что она временная, без золота и драгоценностей можно обойтись.
О: А можно назвать богатство вечной ценностью? Почему? Любовь, дружба, милосердие, доброта, честность, порядочность, справедливость и т.п.
О: А какие ценности, на ваш взгляд, являются вечными?
Л: Среди нас есть эксперт Ярослав Андреев, которому я сейчас выдаю толковый словарь. Ярослав, твоя задача найти словарную статью на слово ЦЕННОСТЬ
О: Пока Ярослав выполняет задание, давайте порассуждаем, что же такое ЦЕННОСТЬ? Как вы понимаете это понятие? (слайд 3) ( важность, значимость, польза, полезность чего-либо)
Л: А что эксперт, работавший с толковым словарем? (эксперт читает словарную статью)
Л: Какое из 3-х значений слова соответствует нашей теме?
О: А какова тема урока? О чем мы уже начали разговор? (О человеческих ценностях.)
О: Верно, но не только об этом мы будем сегодня говорить. А пока запишем в рабочих листах часть темы «Ценности и …»(слайд 4)
Словарная работа:
Л: Ценности связаны с такими понятиями, как мораль, право, этикет, этика. С этими словами мы не раз сталкивались в обыденной жизни.
Л: что же такое Мораль? (слайд 5) Не читай мораль, т.е. не учи меня тому, что я знаю, понимаю; мораль есть у басни, это вывод, поучение, главная мысль басни
О: Право? Права есть у людей, например, юридическое право, права детей и т.п. Есть такая наука право
О: Этикет? Правила хорошего тона, как надо себя вести в обществе
О: Этика?
Л: Посмотрите на слайд, перед вами понятия и их значения, соотнесите их. В чем вы были правы? А что нового открыли для себя? Запишите эти понятия в рабочий лист.
Работа с текстом, таблицей:
О: Мораль, право, этика и этикет – источники социальных норм, и в разное время к ним было разное отношение. Сегодня мы попробуем проследить, как менялись эти нравственные ценности и идеалы на протяжении двух веков – каковы они были в веке 19 и каковы сейчас.
Л: Если о современности мы можем сказать, почерпнув сведения из личного опыта, то откуда мы узнаем о веке 19?
Л: Сегодня вы познакомитесь с работой , которая называется «Нравственная система русского дворянства». Ваша задача – внимательно прочитать статью, заполнить таблицу.
(слайд 6)
Л: Итак, что мы можем сказать о нравственных ценностях и идеалах русского дворянства 19 века?
О: Таким образом, в чем же заключалось воспитание ? в органичном единстве моральных (этических и этичных норм).
Анализ литературных произведений:
Л: Русская литература во все века и времена поражала читателей глубиной анализа поставленных нравственных проблем. Не одно поколение решало для себя вопросы морального выбора, противостояния добра и зла, верности долгу и предательства, любви и ненависти, чести, достоинства, опираясь на лучшие произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого.
Л: Вспомним повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Чьи поступки мы можем считать правильными? (Герой повести – Петр Гринев – во всех ситуациях поступает как человек чести. То есть, совершая свой выбор, он беспокоится о том, чтобы поддержать кодекс дворянской чести, унаследованный от отца, который не хотел, чтобы сын служил в Петербурге и был «шаматон», а не солдат, и, кроме того, Гринев внимает голосу своей совести, которая заставляет его отличать хорошее от дурного.)
Л: Однако не только для Петра Гринева нравственность является природным свойством натуры, но и другие герои поступают в соответствии со своим нравственным идеалом и учат читателей различать добро и зло. Давайте вспомним их.
Комендант Белогорской крепости Иван Кузьмич, который в обыденной жизни во всем подчиняется своей жене, в экстремальной ситуации организует оборону крепости, не желает сдаться на милость Пугачева и готов к смерти: «Умирать так умирать: дело служивое!» На вопрос Пугачева «Как ты смел противиться мне, своему государю?» комендант, изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твердым голосом: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!» После гибели мужа Василиса Егоровна называет Пугачева «беглым каторжником» и, погибая, остается верна чувству любви и гордости за своего мужа.
Л: А Марья Ивановна? (Марья Ивановна, которая в начале повести кажется тихой, скромной, даже не очень привлекательной, трусливой девушкой, впоследствии проявляет лучшие свои качества. Оставшись сиротой, находясь в полной зависимости от Швабрина, больная, она отказывается выйти за него замуж: «Я никогда не буду его женою! Я лучше решилась умереть, и умру, если меня не избавят».
В конце произведения Маша Миронова, как многие другие героини русской литературы, вызволяет своего любимого из беды. Именно благодаря ее усилиям доказана невиновность жениха Марьи Ивановны, в этой ситуации, как и в сцене дуэли, честь и достоинство Петра Гринева становятся честью и достоинством капитанской дочки).
Л: Нравственные законы, по которым живут герои повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» являются органичным, естественным свойством натуры, делают героев идеалом настоящего человека.
Работа с таблицей:
О: Вот мы назвали с вами ценности и идеалы 19 века. А наш, 21 век? Какие ценности характерны для нашего времени? Запишите во вторую часть таблицы те ценности, которые кажутся вам наиболее важными сейчас. (спросить 2-3 человек)
О: Почему вы выбрали именно эти ценности?
О: Есть ли что-то общее между ценностями и идеалами 19 и 21 века? А в чем отличие? ( Общее – любовь, доверие, ответственность и т.п., различие – в современном мире преобладают материальные ценности)
Л: В 19 веке ставка делалась на духовное, нравственное воспитание человека. В 19 веке считалось недостойным оскорбить человека, унизить его. А в наше время – хотели бы вы, чтобы по отношению к вам проявляли подобное? Какие бы еще отрицательные качества вы могли бы назвать?
Анализ литературных произведений:
О: А негативные проявления характерны только для нашего времени? Назовите их (Хитрость, зависть, злословие, непоследовательность, предательство )
Л: Приведите пример из русской литературы 19 века? Докажите. ( Н.В. Гоголь «Ревизор». Чиновники города, Хлестаков.)
Л: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всеми» (Кроме смеха, в комедии нет положительных героев. Смех помог писателю выполнить высокую гражданскую цель: собрать все дурное и посмеяться над всем разом, потому что смех помогает увидеть недостатки )
О: Можно ли смех назвать положительным героем и почему?
Л: Вот как сам Николай Васильевич Гоголь говорил об этом: «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это честное, благородное лицо был смех».
Смех гоголевской комедии отражает высоту нравственной позиции писателя, его мечту о совершенной действительности. Смех – это то, заставляет человека быть человеком. Автор смеется не столько над тем, что «елистратишку» приняли за фельдмаршала, сколько над тем, что пустышку приняли за идеал человека.
Формулировка второй темы:
О: Слово ИДЕАЛ уже несколько раз прозвучало на нашем уроке. А что же такое идеал? Отвечают несколько детей. (Идеал – это что-то наивысшее, самое лучшее.)
Л: Понятие ценностей и идеала неразрывно связаны. Это понятие и будет вторым словом нашего урока. (Записываем тему и значение слова идеал)
О: Дома вы расспрашивали родителей о том, что являлось идеалом их детства и юности, кто был их кумиром?
О: А ваши?
О: А можно поставить знак равенства между понятиями кумир и идеал? Почему? ( Да, можно, это практически одно и то же)
Спор:
О: Действительно, можем, ведь и кумир и идеал по сути одно и то же.
Л: А я бы поспорила. Кумир – это всегда человек, которого мы любим за талант, достижения, какую-то избранность, прощаем им их слабости и недостатки, а идеал – это и система поведения, и нормы, которым следует человек, и качества, которые мы бы хотели в себе иметь или воспитать.
Л: Не случайно в 19 веке идеалами были идеи Свободы, Равенства, Милосердия, а кумиры, такие как Радищев, Пушкин, Лермонтов, Гоголь в своем творчестве их воплощали. За свои идеалы они готовы были идти на смерть.
О: А в наше время?
О: Сложно предугадать, как поведет себя человек в экстремальной ситуации. А в обычной жизни?
О: Чем же руководствоваться? Что будет являться главной ценностью и идеалом поведения? Каким надо быть?
Л: Выполним творческое задание. Первый вариант представит себя человеком 19 века и напишет послание потомкам, то есть нам сегодняшним, о том, что бы вы хотели передать, какие нравственные ценности и идеалы.
Л: Второй вариант напишет письмо потомкам в 23 век о том, что бы вы хотели им передать в далекое будущее, от чего обезопасить, о чем предупредить.
Слушаем несколько ответов
Вывод по уроку:
Л: Молодцы. А сейчас давайте сформулируем вывод. Как должен вести себя каждый человек, чтобы к нему хорошо относились другие? Давайте вспомним « Золотое правило нравственности» – оно звучит и в русской пословице: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
О: Как вы его понимаете?
Домашнее задание:
О: Откройте дневники и запишите домашнее задание.
Л: А наш урок мы хотели бы закончить следующим образом. Перед вами лежат кружочки с изображение улыбки. Приклейте на доску такой кружочек, который охарактеризует ваше настроение.
Спасибо за работу , до свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок, посвященный А.С. Пушкину (английский язык+ литература).
Нельзя воспитывать толерантное отношение к чужой цивилизации, культуре, национальным традициям, обычаям, если отсутствует уважение к своей собственной культуре, к своей стране. Известно, что каж...
Интегрированный урок физика+информатика по теме «Механическая работа. Мощность» в 7 классе
Интегрированный урок закрепления материала по теме «Механическая работа» в 7 классе. На уроке учащиеся показывают теоретические знания, умение решать задачи. Применяют на уроке умение работать с текст...
Исследовательская работа "Формирование семейных ценностей, изучаемых в курсе литературы 5-7 классов"
Роль семьи велика в формировании нравственных ценностей подрастающего поколения.Одной из задач, которую ставит перед собой педагогический коллектив – формирование у учащихся нравственных и духовных це...
Методическая разработка урока в 5 классе: Интегрированный урок «Золотая Хохлома»: описание предмета (русский язык, литература, изобразительное искусство)
Цели занятия: 1.Образовательные:- учиться художественному видению окружающего мира; расширять кругозор; закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства;2. Воспитательные...
Презентация к интегрированному уроку "Образ князя Игоря в музыке, истории, литературе"
Презентация содержит материал, который можно использовать при проведении урока литературы в 9 классе по "Слову о полку Игореве"...
Интегрированный урок по физической культуре и обществознанию
Интегрированный урок по физической культуре и обществознанию...
Интеграция христианских духовных ценностей в учебный предмет «Литература» в 5 классе в условиях реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Краткая аннотация работы В методической разработке рассматривается актуальный вопрос об изучении религиозных знаний, основ православной культуры, христианских духовных ценностей в светской школе через...