слова, запрещённые к употреблению в сочинениях - рассуждениях по тексту ЕГЭ
консультация по литературе (11 класс)
Предварительный просмотр:
Список слов, запрещённых к употреблению в школьных сочинениях по литературе
(плод коллективного творчества многих учителей)
Автор в своём тексте (Автор в тексте ничего не делает! Его там вообще нет.) ρ
автор пытается (Это вы пытаетесь, а не автор — текст его уже готов. Ну и см. выше.) ρ
автор этим хотел сказать (Всё, что автор хотел сказать, он сказал. А мы можем говорить только о том, что мы поняли, так что если в тексте нет прямых признаний автора (я, А.С. Пушкин, сим хочу сказать то-то и то-то), то у нас нет оснований считать, будто мы знаем, что хотел сказать автор. Кроме того, что он хотел сказать и что он сказал — далеко не всегда одно и то же.) ρ
автору удалось передать, писатель хорошо изобразил, автор очень точно описал (Кто мы такие, чтобы покровительственно похлопывать автора по плечу? Мол, удалось, молодец, справился, хорошо, пиши ещё! Тем более что (если только речь не о том, что нам самим хорошо знакомо) мы не видели того, что писатель изобразил или передал: так откуда нам знать, удалось или не удалось, хорошо или дурно, точно или с ошибками?) ρ
актуально (Да, что-то бывает и актуально, но обычно не стоит искать в текстах, созданных в прошлом и тем более позапрошлом веке, сегодняшние проблемы.) ρ
гениальный автор; в великолепном романе и т.п. (Не стоит расхваливать автора и произведение, так как обычно это не имеет отношения к теме сочинения; так что если вы назовёте Пушкина гениальным, или Лермонтова непревзойдённым, или тот или иной роман великолепным, оценка выше не станет.) ρ
гипербола вообще не всегда уместна, так что сдерживайте себя: «В "Войне и мире" огромное количество переплетающихся сюжетных линий, небывалое число действующих лиц» — нет, не огромное, и сосчитать их можно довольно быстро; и нет, не небывалое: в «Сильмариллионе» и «Властелине колец», например, их очень много, а то ещё можно Библию вспомнить. ρ
весь, весь этот, весь тот в конструкциях типа «видим весь трагизм ситуации», «показывает всю красоту русской природы», «передал всю ту атмосферу войны» (Обычно это или лишнее слово, или ещё и грамматическая ошибка: какую «ту»?) ρ
данный текст (Никто вам текст не давал — дали вам лист бумаги с текстом или книгу; чаще всего лучше сказать «этот текст», «в этом тексте» и т.д.) ρ
достаточно («Гринёв достаточно отзывчивый»; «Базаров достаточно умный…» — Достаточно для чего? Лучше использовать другие наречия степени.) ρ
ещё одним примером может служить (Так пишут те, кто не потрудился логически связать отдельные этапы своего рассуждения.) ρ
использует… для (Автор ничего не использует! Он создал текст, а уж в этом тексте чего только нет. Но считать, будто писатель или поэт пишет произведение, пользуясь, скажем, эпитетами или используя метафоры, да ещё для чего-то там — это значит приравнивать литератора, например, к сантехнику, который для скрепления труб использует хомут.) ρ
могу сделать вывод (Можете — делайте, и не надо об этом так гордо сообщать.) ρ
мнение-1: «может, я и не прав, но это моё личное мнение» (Мнение должно быть на чём-то основано, и либо в сочинении это обоснование есть, либо его нет, и тогда никакого «личного мнения» быть не может.) ρ
мнение-2: «сколько людей, столько и мнений»; «у каждого своё мнение, но лично для меня...»; «все люди по-разному оценивают это» (Нет. Это не просто штамп, но и наивное заблуждение. Разных мнений в действительности куда меньше, чем людей, поскольку совершенно самостоятельно мыслить и иметь обо всём уникальные собственные суждения могут единицы, может быть — десятки людей на всей планете, а нас уже больше семи с половиной миллиардов.) ρ
момент (В самом слове «момент» ничего плохого нет, но не нужно использовать его вместо слов «эпизод», «случай» и т.д., иначе и до абсурда недалеко: «Причём протяжённость момента может быть разной — от минутного восторга до целого года приятных воспоминаний».) ρ
мужчина, женщина (Использовать эти слова как контекстные синонимы слов «герой» («героиня») или «персонаж» недопустимо. Это стиль или современных безграмотных радиоведущих, или рыночных торговцев ещё советского времени.) ρ
наш герой (Он НЕ ВАШ герой! Он герой произведения, написанного НЕ ВАМИ.) ρ
начинать (Распространённая ошибка: персонажи вечно что-нибудь начинают, но почему-то не продолжают и не заканчивают, например: Германн начинает выигрывать хорошие суммы.) ρ
о любви и не только: «быть в отношениях» и «испытывать чувства» (Первое — пока ещё плохо приживающееся в русском языке заимствование, второе — пустые слова: Катерина и Борис были в отношениях испытывает любовь к Ольге любили друг друга; Ленский любит Ольгу.) ρ
относится с… (Обычно это ненужное утяжеление конструкции: Автор относится к герою с симпатией Онегин относится к Татьяне с жалостью автор симпатизирует герою; Онегин жалеет Татьяну.) ρ
присутствует (Это ученик в классе присутствует, а в произведении никто и ничто не присутствует.) ρ
просто (Очень часто школьники злоупотребляют этим словом, хотя обычно речь идёт совсем не о простых вещах, например: «Герасиму нужно было просто не подчиниться приказу»; «Главное — просто не ошибаться и принимать собственные решения». А разве это просто?) ρ
свой (Очень часто это слово лишнее: «Пушкин так и пишет в своём свою стихотворении», «Многие люди теряют голову, когда влюбляются» и т.п.) ρ
также, ещё, потому что, поэтому в начале предложений (Как говорил Остап Бендер, «низкий класс, нечистая работа»: не так уж часто нам требуется разбивать сложное предложение на простые части, вторая из которых начинается с союза также или с наречия ещё и т.д., а уж начинать так новый абзац совсем не стоит.) ρ
трогать, затрагивать (Автор ничего не затрагивает! Он о чём-то пишет, говорит, размышляет, наконец. Трогать можно только материальное. Проблема не «материальное», её не трогают, не поднимают — к ней привлекают внимание, она может быть интересна, важна и т.д.) ρ
хотелось бы сказать (Хотелось — говорите.) ρ
художник нам показывает (НАМ художник (писатель, поэт и пр.) ничего не показывает. Он вообще не показывает.) ρ
вызывает симпатию читателей; читатели сочувствуют / осуждают (Тяжёлое наследие советского прошлого, когда предполагалось, что все одинаково судят обо всём, единодушно одобряют или осуждают то-то или того-то; в общем, за всех читателей расписываться не стоит.) ρ
это где, это когда (Просто безграмотно, даже объяснять нечего.) ρ
является (Особенно в сочетаниях типа «N является героем»; "«Гроза» является драмой" «является» — это лишнее слово, утяжеляющее фразу.) ρ
другие штампы и клише, которых стоит избегать: такой... как («Ему помогло такое чувство, как любовь» → «Ему помогла любовь»); лично для меня (Достаточно сказать «для меня».); многогранный, неоднозначный (без пояснения); играет важную роль; непреходящее значение; глубокий смысл; не могу не вспомнить; нашёл свою вторую половинку, частичка себя и пр. ρ
Михаил пишет о том, что…; в стихотворении Александра… — Принято называть имя и отчество автора и фамилию или уж только фамилию, но не просто имя. ρ
А. Болконский, Г. Печорин…— Сокращать имена персонажей до инициалов не принято. ρ
Петя Безухов, Соня Фамусова… — Уменьшительную форму имени персонажа имеет смысл употреблять в том случае, если в произведении в основном встречается именно эта форма. ρ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Сочинение-рассуждение по тексту Ф. Искандера" в 10-11 классах
Комплексная работа с текстами разных стилей создает условия для подготовки к письменному экзамену по русскому языку. Особое внимание обращаем на анализ текстов публицистического стиля: они служат для ...
Презентация "Алгоритм написания сочинения - рассуждения по тексту Юрия Бондарева "Красавица" (ЕГЭ часть С 11 класс)
Данная работа представляет собой образец написания сочинения-рассужДения. КОНСТРУКЦИЯ, СОЗДАННАЯ В ПОМОЩЬ УЧЕНИКАМ, ПОМОЖЕТ ПРАВИЛЬНО ФОРМУЛИРОВАТЬ ПРОБЛЕМУ, СОЗДАВАТЬ СОБСТВЕННОЕ РАЗВЕРНУТОЕ ВЫ...
Учимся писать сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля.
Подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ. 5 текстов....
Урок подготовки к сочинению - рассуждению по тексту художественного стиля.
Современный урок русского языка и литературы немыслим без компьютерных технологий, которые помогают формировать языковую, речевую и правописную компетенции учащихся.Иссл...
5. Урок к ЕГЭ. Сочинение-рассуждение по тексту Д.Лихачева
методическая разработка по литературе в 7 классе...
Список слов, запрещённых к употреблению в школьных сочинениях по литературе
Список слов, запрещённых к употреблению в школьных сочинениях по литературе - плод коллективного творчества многих учителей....
Урок русского языка «Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту А.Фадеева «Слово о Матери» с учётом требований к заданию с развёрнутым ответом ЕГЭ. 11 класс"
Урок русского языка«Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту А.Фадеева «Слово о Матери»с учётом требований к заданию с развёрнутым ответом ЕГЭ. 11 класс» Цель урока: п...