Рабочая программа по литературе, 11 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (11 класс)

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 11 классе с контрольно-измерительными материалами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature_11_klass.docx68.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 с.Стерлибашево

РАССМОТРЕНО

на заседании школьного методического объединения

Руководитель ШМО

__________/Халитова А.А..

Протокол №____ от

«____» ________20___  г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________/Кадыров А.Т.

(подпись)

«____» ________20___  г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом

от «____»_______20___г. №_____

Директор школы

__________/Абуляев Р.Р.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«Литература»

11 класс

Составитель:

 учитель высшей  квалификационной категории Гайсарова Лилиана Хайдаровна

с. Стерлибашево, 2019г.

№ урока

Номер разд. и темы урока

Тема

Часы

Дата

(планируемая)

Дата

(фактическая)

Примечание

1

1.

 Введение. Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия.  Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке.

1

Раздел 1.  Литература начала XX века (7)

1.1  Творчество  И.А. Бунина (3)

2

1.1

И.А. Бунин. Жизнь и творчество. Лирика И.А. Бунина. Её философичность, лаконизм, изысканность. «Осыпаются астры в садах»,  «Листопад»,  «Вечер».

1

3

1.2

Рассказ «Господин из Сан-Франциско». Обращение писателя к широчайшим социально - философским обобщениям. Поэтика рассказа.

1

4

1.3

Тема любви в рассказе «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе писателя.

1

1.2.  Творчество А.И. Куприна.( 3+1к.р.)

5

1.2.1

А.И. Куприн. Жизнь и творчество. Рассказы писателя «Allez», «Изумруд», «Телеграфист».

1

6

1.2.2

Рассказ «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова.

1

7

1.2.3

Пробуждение души Веры.

1

8

1.2.4.

Контрольная работа №1 по творчеству  И.А. Бунина, А.И. Куприна.

1

2. Творчество  М. Горького.( 6+2 р.р.)

9

2.1.

М. Горький. Жизнь и творчество.

1

10

2.2.

Ранние романтические рассказы «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа.

1

11

2.3.

«На дне» как социально - философская драма. Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.

1

12

2.4.

Смысл названия пьесы. Хозяева жизни «на дне».

1

13

2.5.

Три правды в пьесе «На дне».

1

14

2.6.

Социальная и нравственно - философская проблематика пьесы.

1

15-16

2.7

2.8

Сочинение 1 по пьесе «На дне».

2

Раздел 2. Разнообразие художественных индивидуальностей поэзии Серебряного века (10 +1 к.р.)

17

3.1.

Серебряный век русской поэзии

1

18

3.2.

Русский символизм и его истоки. Творчество        3. Гиппиус. И.Ф.Анненский   Сборник «Тихие песни».

1

19

3.3.

В.Я. Брюсов. Слово о поэте. Проблематика и стиль произведений В.Я Брюсова. «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны». Н.А. Клюев . Стихотворения из цикла «Разруха»,поэма «Погорельщина.»

1

20

3.4.

Поэт-акмеист Н.С. Гумилёв. Проблематика и поэтика лирики Н.С. Гумилёва. Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай»

1

21

3.5.

Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. Поиски новых поэтических форм в лирике И. Северянина « В парке плакала девочка», «Янтарная элегия».

1

22

3.6.

А. А.  Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о прекрасной Даме».

1

23

3.7.

Тема страшного мира в лирике А. Блока. «Незнакомка», «В ресторане», «Фабрика». Развитие понятия об образе-символе. «Ночь, улица, фонарь, аптека…».

1

24

3.8.

Тема Родины в лирике А. Блока. «Россия», «Река раскинулась», «На железной дороге».

1

25

3.9.

 «Тема Родины в творчестве русских поэтов»

1

26-27

3.10.

3.11.

Поэма «Двенадцать» и сложность её художественного мира.

Контрольная работа №2 по теме «Серебряный век»

1

1

Раздел 3. Новокрестьянская поэзия  ( 14)

4.1. Творчество    С. Есенина (7)

28

4.1.1.

С.А. Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя родная...», «Письмо матери».

1

29

4.1.2.

Тема России в лирике С. Есенина. «Я покинул родимый дом…», «Русь Советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Возвращение на родину» и др.

1

30

4.1.3.

Любовная тема в лирике С. Есенина. «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ» и др.

1

31

4.1.4.

Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С. Есенина. Трагизм восприятия гибели русской деревни. «Не жалею, не зову, не плачу...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Сорокоуст».

1

32

4.1.5.

 Есенинские мотивы.

1

33

4.1.6.

Литературный процесс 20-х годов. Обзор русской литературы 20-хгодов. Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х годов.

1

34

4.1.7.

Русская эмигрантская сатира.

1

4.2. Литература 20-х годов XX века

 Творчество В. Маяковского (6 +1к.р.)

35

4.2.1.

Обзор с монографическим изучением одного-двух произведений (по выбору ).  Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.). Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, 3. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам и др.).   Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В. Хлебников, поэты-обэриуты). Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения («Конармия» И. Бабеля, «Россия, кровью умытая» А. Веселого, «Разгром» А. Фадеева).

1

36

4.2.2.

В.В. Маяковский Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта. Пафос революционного переустройства мира в лирике поэта. Сатирический пафос лирики. «Прозаседавшиеся» и др.

1

37

4.2.3.

Своеобразие любовной лирики В. Маяковского.. Стихотворения: "А вы могли бы?", "Послушайте!", "Скрипка и немножко нервно", "Лиличка!", "Юбилейное".

1

38

4.2.4.

Тема поэта и поэзии в творчестве В. Маяковского. Поэма "Облако в штанах»

1

39

4.2.5.

Творческая работа  «Тема поэта и поэзии в творчестве русских поэтов»

1

40

4.2.6.

Тестовый контроль по творчеству  С.Есенина, В.Маяковского

1

41

4.2.7.

 Публицистичность лирики поэта

1

Раздел 4. Литература З0-х годов. (21+2р.р).

42

5.1.

 Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака, О. Мандельштама и др.

  Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б. Корнилова, П. Васильева,

 М. Исаковского, А. Прокофьева, Я. Смелякова, Б. Ручьева, М. Светлова и др.; поэмы А. Твардовского, И. Сельвинского.

  Тема русской истории в литературе 30-х годов:

А. Толстой. «Петр Первый», Ю. Тынянов. «Смерть Вазир-Мухтара», поэмы Дм. Кедрина, К. Симонова, Л. Мартынова

  Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М. Шолохова, Н. Островского, В. Луговского и др.

1

43

5.2.

М.А. Булгаков. Жизнь и творчество. Повесть "Собачье сердце".История создания, проблематика повести. романа «Мастер и Маргарита».

1

44

5.3.

История создания, проблематика  романа «Мастер и Маргарита». Сочетание фантастики и реальности. Композиция романа.

1

45

5.4.

Сатира и глубокий психологизм романа.

1

46

5.5.

Проблема творчества и судьбы художника.

1

47-48

5.6

5.7.

Жизнь и творчество М.М. Зощенко. Рассказы «Галоша». «Нервные люди».

А.С. Грин. Роман «Бегущая по волнам».

1

1

49

5.8.

А.П. Платонов. Жизнь и творчество. Рассказ «Песчаная учительница».

1

50

5.9.

А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. Любовная лирика. Стихотворения: "Песня последней встречи", "Сжала руки под темной вуалью...", "Мне ни к чему одические рати...",

1

51

5.10.

Судьба России и судьба поэта в лирике А. А. Ахматовой. «Мне голос был. Он звал утешно...", "Родная земля", «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…»

1

52

5.11.

Поэма А. Ахматовой «Реквием». Смысл названия поэмы.

1

53

5.12.

Единство трагедии народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.

1

54

5.13.

О.Э. Мандельштам. Жизнь и творчество. Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в лирике поэта.. Стихотворения: "Notrt  Dame", "Бессонница. Гомер. Тугие паруса...", "За гремучую доблесть грядущих веков...", "Я вернулся в мой город, знакомый до слез..."

1

55

5.14.

М.И. Цветаева. Жизнь и творчество. Тема поэта и поэзии в лирике М. Цветаевой.

1

56-57

5.15.

5.16.

Тема Родины в лирике М. Цветаевой.. Стихотворения: "Моим стихам, написанным так рано...", "Стихи к Блоку" ("Имя твое - птица в руке..."), "Кто создан из камня, кто создан из глины...", "Тоска по родине! Давно...", Идешь, на меня похожий…», «Куст».

1

1

58-59

5.17.

5.18.

М.А. Шолохов. Жизнь и судьба. «Донские рассказы» ("Судьба человека").

1

60

5.19.

Картины Гражданской войны в романе «Тихий Дон». Проблемы и герои романа.

1

61

5.20.

Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон».

1

62

5.21.

Женские судьбы в романе «Тихий Дон».

1

63-64

5.22.

5.23.

Мастерство М.А. Шолохова в романе «Тихий Дон».

1

1

Раздел 5. Литература периода Великой Отечественной войн (обзор) (16+1 р.р.)

65

6.1.

Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика  А. Ахматовой, Б. Пастернака, Н. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедрина и др.; песни  А. Фатьянова; поэмы «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын» П. Антокольского. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям.

1

66

6.2.

    Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А. Толстого, М. Шолохова, К. Паустовского, А. Платонова, В. Гроссмана и др.

   Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К. Симонова, Л. Леонова. Пьеса-сказка Е.Шварца «Дракон».

1

67

6.3.

В.Т. Шаламов. "Колымские рассказы " («Последний замер», «Шоковая терапия»).

1

68

6.4.

В. М. Шукшин «Верую!», «Алеша Бесконвойный»

1

69

6.5.

Новое осмысление военной темы в литературе 50-90-х годов.

1

70

6.6.

В. В. Быков Повесть «Сотников», «Обелиск»

1

71

6.7.

А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика поэта. Осмысление темы войны.. Стихотворения: "Вся суть в одном-единственном завете...", "Памяти матери", "Я знаю, никакой моей вины...", Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем».

1

72

6.8.

Поэма "Василий Теркин" (три главы по выбору).

1

73

6.9.

Уроки истории.

1

74-75

6.10.

6.11.

Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Философский характер лирики Б. Пастернака.

Стихотворения: "Февраль. Достать чернил и плакать!..", "Определение поэзии", "Во всем мне хочется дойти...", "Гамлет", "Зимняя ночь", Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво…»  

1

1

76

6.12.

Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго» (обзор). Его проблематика и художественное своеобразие

1

77

6.13.

А.И. Солженицын. Жизнь и творчество.  Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя. Повесть «Один день Ивана Денисовича». Рассказ "Матренин двор".

1

78

6.14.

«Архипелаг ГУЛАГ» - летопись страданий. Новый арест Солженицына и выселка на Запад.

11

79

6.15.

"Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве и ответственность народа и его руководителей за настоящее и будущее страны" (по страницам романа А.И. Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ")

1

80-81

6.16.

6.17.

А.И. Солженицын . Рассказ  "Как жаль".

Сочинение 3. Разное восприятие несвободы. (По произведению А. Солженицына.)

1

1

Раздел 6. Русская проза 50-90-е годы .(5)

82

7.1.

В.П. Астафьев. Взаимоотношения человека и природы в романе «Царь-рыба»

1

83

7.2.

«Деревенская» проза в современной литературе. В.П. Астафьева. Человек и природа в рассказе. Нравственная проблематика произведения.

1

84

7.3.

В.Г. Распутин. Нравственные проблемы произведения «Живи и помни». Повесть «Прощание с Матерой»

1

85-86

7.4

7.5..

Творческая работа.  Письменный ответ на вопрос «В чем смысл повести?».

В.В. Быков. Повесть «Сотников».

1

1

Раздел 7 .  Поэзия второй половины XX века  (4 )

87

8.1.

Бродский. Слово о поэте. Проблемно-тематический диапазон лирики поэта. «Воротишься на родину. Ну что ж…»,  «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…

1

88

8.2.

Н. М. Рубцов «Видения на холме», «Листья осенние»  Бродский. Слово о поэте. Проблемно-тематический диапазон лирики поэта.«Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…

1

89

7.3.

Авторская песня. Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Ю-Кима и др.

Б. Ш. Окуджава. Слово о поэте. Искренность и глубина поэтических интонаций.

1

90

7.4.

Внеклассное .чтение Героический эпос народов России  "Урал-батыр".

1

Раздел 8. Драматургия II-половины XX века  

91

8/1

А.В.Вампилов . Пьеса «Утиная история»

1

Раздел 9 .  Литература народов России(1час)

92

8.2.

М. Карим «Цветы на камне».

Г. Тукай. Поэма «Шурале».

1

Раздел 10.  Зарубежная литература (4)

93

9.1

Д. Шоу. Пьеса «Пигмалион»  

1

94

9.2.

Э. Хемингуэй. «Старик и море.

1

95

9.3.

М. Ремарк. Три товарища».

1

96

9.4.

Т.Элиот. «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». А. Рембо «Вечерняя песня»

1

97

98-99

9.5

К.Г. Паустовский. Рассказ «Корзина с еловыми шишками».М.М. Пришвин Рассказ «Корзина с еловыми шишками».Н.А. Заболоцкий «В этой роще березовой...», «Некрасивая девочка».

Резервные уроки.

1

2

Тематическое планирование

раздела

п/п

Название темы раздела

Количество часов (за год): 99

всего

из них

контрольных работ

развития речи

Введение.

1

1

Раздел 1. Литература начала XX века

12

1

2

3

Раздел 2. Разнообразие художественных индивидуальностей поэзии Серебряного века.

10

1

4

Раздел 3. Новокрестьянская поэзия.

13

1

5

Раздел 4. Литература З0-х годов.

23

6

Раздел 5.Литература периода Великой Отечественной войны.

16

1

7

Раздел 6. Русская проза 50-90-е годы .

5

8

Раздел 7 .  Поэзия второй половины XX века.

4

9

Раздел 8. Драматургия II-половины XX века  

1

10

Раздел 9 .  Литература народов России.

1

11

  Раздел 10.Зарубежная литература.

4

Итого

96 (в том числе 3 резервных)

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

- Федерального закона от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями, внесёнными приказами МО и науки РФ от 03.06.2008 г. № 164, от 31.08. 2009 г. № 320,  от 19.10.2009 г. № 427, от 24.01.2012 г. № 39);

- Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень);

Рабочая программа разработана с учетом авторской «Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2009)». Распределение количества часов по темам планируется учителем с опорой на методические рекомендации. Учебник «Литература» 11класс , в 2-х частях. Под редакцией В.П.Журавлёва; 2013г.

Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Общая характеристика учебного предмета

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Примерная программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
  • Выразительное чтение.
  • Различные виды пересказа.
  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.
  • Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
  • Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
  • Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
  • Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
  • Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Содержание учебного предмета 11 класс

Введение.

Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия.  Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке.

Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы

Основные темы и проблемы.

Литература начала XX века

И.А. Бунин. Жизнь и творчество. Лирика И.А. Бунина. Её философичность, лаконизм, изысканность. «Осыпаются астры в садах»,  «Листопад»,  «Вечер».

Рассказ «Господин из Сан-Франциско». Обращение писателя к широчайшим социально - философским обобщениям. Поэтика рассказа.

Тема любви в рассказе «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе писателя.

А.И. Куприн. Жизнь и творчество. Рассказы писателя «Allez», «Изумруд», «Телеграфист».

Рассказ «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова.

Пробуждение души Веры.

М. Горький. Жизнь и творчество.

Ранние романтические рассказы «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа.

«На дне» как социально - философская драма. Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.

Смысл названия пьесы. Хозяева жизни «на дне».

Три правды в пьесе «На дне».

Социальная и нравственно - философская проблематика пьесы.

Разнообразие художественных индивидуальностей

 поэзии Серебряного века

Серебряный век русской поэзии

Русский символизм и его истоки. Творчество        3. Гиппиус. И.Ф.Анненский   Сборник «Тихие песни».

В.Я. Брюсов. Слово о поэте. Проблематика и стиль произведений В.Я Брюсова. «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны». Н.А. Клюев . Стихотворения из цикла «Разруха»,поэма «Погорельщина.»

Поэт-акмеист Н.С. Гумилёв. Проблематика и поэтика лирики Н.С. Гумилёва. Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай»

Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. Поиски новых поэтических форм в лирике И. Северянина « В парке плакала девочка», «Янтарная элегия».

А. А, Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о прекрасной Даме».

Тема страшного мира в лирике А. Блока. «Незнакомка», «В ресторане», «Фабрика». Развитие понятия об образе-символе. «Ночь, улица, фонарь, аптека…».

Тема Родины в лирике А. Блока. «Россия», «Река раскинулась», «На железной дороге».

 «Тема Родины в творчестве русских поэтов»

Поэма «Двенадцать» и сложность её художественного мира.

Контрольная работа №2 по теме «Серебряный век»

Новокрестьянская поэзия  

С.А. Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя родная...», «Письмо матери».

Тема России в лирике С. Есенина. «Я покинул родимый дом…», «Русь Советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Возвращение на родину» и др.

Любовная тема в лирике С. Есенина. «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ» и др.

Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С. Есенина. Трагизм восприятия гибели русской деревни. «Не жалею, не зову, не плачу...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Сорокоуст».

 Есенинские мотивы.

Литературный процесс 20-х годов. Обзор русской литературы 20-хгодов. Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х годов.

Русская эмигрантская сатира.

Литература 20-х годов XX века

Обзор с монографическим изучением одного-двух произведений (по выбору ).  Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.). Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, 3. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам и др.).   Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В. Хлебников, поэты-обэриуты). Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения («Конармия» И. Бабеля, «Россия, кровью умытая» А. Веселого, «Разгром» А. Фадеева).

В.В. Маяковский Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта.

Пафос революционного переустройства мира в лирике поэта. Сатирический пафос лирики. «Прозаседавшиеся» и др.

Своеобразие любовной лирики В. Маяковского.. Стихотворения: "А вы могли бы?", "Послушайте!", "Скрипка и немножко нервно", "Лиличка!", "Юбилейное".

Тема поэта и поэзии в творчестве В. Маяковского. Поэма "Облако в штанах»

Творческая работа  «Тема поэта и поэзии в творчестве русских поэтов»

Тестовый  по творчеству  С.Есенина, В.Маяковского

Публицистичность лирики поэта

Литература З0-х годов.

 Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака, О. Мандельштама и др.

  Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б. Корнилова, П. Васильева,

 М. Исаковского, А. Прокофьева, Я. Смелякова, Б. Ручьева, М. Светлова и др.; поэмы А. Твардовского, И. Сельвинского.

  Тема русской истории в литературе 30-х годов:

А. Толстой. «Петр Первый», Ю. Тынянов. «Смерть Вазир-Мухтара», поэмы Дм. Кедрина, К. Симонова, Л. Мартынова

  Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М. Шолохова, Н. Островского, В. Луговского и др.

М.А. Булгаков. Жизнь и творчество. Повесть "Собачье сердце".История создания, проблематика повести. романа «Мастер и Маргарита».

История создания, проблематика  романа «Мастер и Маргарита». Сочетание фантастики и реальности. Композиция романа.

Сатира и глубокий психологизм романа.

Проблема творчества и судьбы художника.

Жизнь и творчество М.М. Зощенко. Рассказы «Галоша». «Нервные люди».

А.С. Грин. Роман «Бегущая по волнам».

А.П. Платонов. Жизнь и творчество. Рассказ «Песчаная учительница».

А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. Любовная лирика. Стихотворения: "Песня последней встречи", "Сжала руки под темной вуалью...", "Мне ни к чему одические рати...",

Судьба России и судьба поэта в лирике А. А. Ахматовой. «Мне голос был. Он звал утешно...", "Родная земля", «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…»

Поэма А. Ахматовой «Реквием». Смысл названия поэмы.

Единство трагедии народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.

О.Э. Мандельштам. Жизнь и творчество. Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в лирике поэта.. Стихотворения: "Notre Dame", "Бессонница. Гомер. Тугие паруса...", "За гремучую доблесть грядущих веков...", "Я вернулся в мой город, знакомый до слез..."

М.И. Цветаева. Жизнь и творчество. Тема поэта и поэзии в лирике М. Цветаевой.

Тема Родины в лирике М. Цветаевой.. Стихотворения: "Моим стихам, написанным так рано...", "Стихи к Блоку" ("Имя твое - птица в руке..."), "Кто создан из камня, кто создан из глины...", "Тоска по родине! Давно...", Идешь, на меня похожий…», «Куст».

М.А. Шолохов. Жизнь и судьба. «Донские рассказы» ("Судьба человека").

Картины Гражданской войны в романе «Тихий Дон». Проблемы и герои романа.

Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон».

Женские судьбы в романе «Тихий Дон».

Мастерство М.А. Шолохова в романе «Тихий Дон».

Литература периода Великой Отечественной войны

(обзор)

Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика

А. Ахматовой, Б. Пастернака, Н. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова,

А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедрина и др.; песни

А. Фатьянова; поэмы «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын» П. Антокольского. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям.

    Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А. Толстого, М. Шолохова, К. Паустовского, А. Платонова, В. Гроссмана и др.

   Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К. Симонова, Л. Леонова. Пьеса-сказка Е.Шварца «Дракон».

В.Т. Шаламов. "Колымские рассказы " («Последний замер», «Шоковая терапия»).

В. М. Шукшин «Верую!», «Алеша Бесконвойный»

Новое осмысление военной темы в литературе 50-90-х годов.

В. В. Быков Повесть «Сотников», «Обелиск»

А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика поэта. Осмысление темы войны.. Стихотворения: "Вся суть в одном-единственном завете...", "Памяти матери", "Я знаю, никакой моей вины...", Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем».

Поэма "Василий Теркин" (три главы по выбору).

Уроки истории.

Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Философский характер лирики Б. Пастернака.

Стихотворения: "Февраль. Достать чернил и плакать!..", "Определение поэзии", "Во всем мне хочется дойти...", "Гамлет", "Зимняя ночь", Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво…»  

Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго» (обзор). Его проблематика и художественное своеобразие

А.И. Солженицын. Жизнь и творчество.  Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя. Повесть «Один день Ивана Денисовича». Рассказ "Матренин двор".

«Архипелаг ГУЛАГ» - летопись страданий. Новый арест Солженицына и выселка на Запад.

"Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве и ответственность народа и его руководителей за настоящее и будущее страны" (по страницам романа А.И. Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ")

А.И. Солженицын . Рассказ  "Как жаль".

Русская проза 50-90-е годы .

В.П. Астафьев. Взаимоотношения человека и природы в романе «Царь-рыба»

«Деревенская» проза в современной литературе. В.П. Астафьева. Человек и природа в рассказе. Нравственная проблематика произведения.

В.Г. Распутин. Нравственные проблемы произведения «Живи и помни». Повесть «Прощание с Матерой»

Творческая работа.  Письменный ответ на вопрос «В чем смысл повести?».

В.В. Быков. Повесть «Сотников».

Поэзия второй половины XX века

Бродский. Слово о поэте. Проблемно-тематический диапазон лирики поэта. «Воротишься на родину. Ну что ж…»,  «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…

Н. М. Рубцов «Видения на холме», «Листья осенние»  Бродский. Слово о поэте. Проблемно-тематический диапазон лирики поэта.«Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…

Авторская песня. Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Ю-Кима и др.

Б. Ш. Окуджава. Слово о поэте. Искренность и глубина поэтических интонаций.

Внеклассное .чтение Героический эпос народов России  "Урал-батыр".

Драматургия  II-половины  XX века  

А.В.Вампилов . Пьеса «Утиная история»

Литература народов  России

М. Карим «Цветы на камне».

Г. Тукай. Поэма «Шурале».

Зарубежная литература


Д. Шоу. Пьеса «Пигмалион»  

Э. Хемингуэй. «Старик и море.

М. Ремарк. Три товарища».

Т.Элиот. «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». А. Рембо «Вечерняя песня»

Русская литература 20-21века (обобщение)

К.Г. Паустовский. Рассказ «Корзина с еловыми шишками».

М.М. Пришвин Рассказ «Корзина с еловыми шишками».

Н.А. Заболоцкий «В этой роще березовой...», «Некрасивая девочка».

Требования к уровню подготовки учащихся 11 класс

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX в.;

- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

- основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять "сквозные" темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- определять род и жанр произведения;

- сопоставлять литературные произведения;

- выявлять авторскую позицию;

- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....