Рабочая программа по литературе, 11 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (11 класс)
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 11 классе с контрольно-измерительными материалами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_11_klass.docx | 68.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 с.Стерлибашево
РАССМОТРЕНО на заседании школьного методического объединения Руководитель ШМО __________/Халитова А.А.. Протокол №____ от «____» ________20___ г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________/Кадыров А.Т. (подпись) «____» ________20___ г. | УТВЕРЖДЕНО приказом от «____»_______20___г. №_____ Директор школы __________/Абуляев Р.Р. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Литература»
11 класс
Составитель:
учитель высшей квалификационной категории Гайсарова Лилиана Хайдаровна
с. Стерлибашево, 2019г.
№ урока | Номер разд. и темы урока | Тема | Часы | Дата (планируемая) | Дата (фактическая) | Примечание | ||||||
1 | 1. | Введение. Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. | 1 | |||||||||
Раздел 1. Литература начала XX века (7) 1.1 Творчество И.А. Бунина (3) | ||||||||||||
2 | 1.1 | И.А. Бунин. Жизнь и творчество. Лирика И.А. Бунина. Её философичность, лаконизм, изысканность. «Осыпаются астры в садах», «Листопад», «Вечер». | 1 | |||||||||
3 | 1.2 | Рассказ «Господин из Сан-Франциско». Обращение писателя к широчайшим социально - философским обобщениям. Поэтика рассказа. | 1 | |||||||||
4 | 1.3 | Тема любви в рассказе «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе писателя. | 1 | |||||||||
1.2. Творчество А.И. Куприна.( 3+1к.р.) | ||||||||||||
5 | 1.2.1 | А.И. Куприн. Жизнь и творчество. Рассказы писателя «Allez», «Изумруд», «Телеграфист». | 1 | |||||||||
6 | 1.2.2 | Рассказ «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова. | 1 | |||||||||
7 | 1.2.3 | Пробуждение души Веры. | 1 | |||||||||
8 | 1.2.4. | Контрольная работа №1 по творчеству И.А. Бунина, А.И. Куприна. | 1 | |||||||||
2. Творчество М. Горького.( 6+2 р.р.) | ||||||||||||
9 | 2.1. | М. Горький. Жизнь и творчество. | 1 | |||||||||
10 | 2.2. | Ранние романтические рассказы «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа. | 1 | |||||||||
11 | 2.3. | «На дне» как социально - философская драма. Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы. | 1 | |||||||||
12 | 2.4. | Смысл названия пьесы. Хозяева жизни «на дне». | 1 | |||||||||
13 | 2.5. | Три правды в пьесе «На дне». | 1 | |||||||||
14 | 2.6. | Социальная и нравственно - философская проблематика пьесы. | 1 | |||||||||
15-16 | 2.7 2.8 | Сочинение 1 по пьесе «На дне». | 2 | |||||||||
Раздел 2. Разнообразие художественных индивидуальностей поэзии Серебряного века (10 +1 к.р.) | ||||||||||||
17 | 3.1. | Серебряный век русской поэзии | 1 | |||||||||
18 | 3.2. | Русский символизм и его истоки. Творчество 3. Гиппиус. И.Ф.Анненский Сборник «Тихие песни». | 1 | |||||||||
19 | 3.3. | В.Я. Брюсов. Слово о поэте. Проблематика и стиль произведений В.Я Брюсова. «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны». Н.А. Клюев . Стихотворения из цикла «Разруха»,поэма «Погорельщина.» | 1 | |||||||||
20 | 3.4. | Поэт-акмеист Н.С. Гумилёв. Проблематика и поэтика лирики Н.С. Гумилёва. Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» | 1 | |||||||||
21 | 3.5. | Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. Поиски новых поэтических форм в лирике И. Северянина « В парке плакала девочка», «Янтарная элегия». | 1 | |||||||||
22 | 3.6. | А. А. Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о прекрасной Даме». | 1 | |||||||||
23 | 3.7. | Тема страшного мира в лирике А. Блока. «Незнакомка», «В ресторане», «Фабрика». Развитие понятия об образе-символе. «Ночь, улица, фонарь, аптека…». | 1 | |||||||||
24 | 3.8. | Тема Родины в лирике А. Блока. «Россия», «Река раскинулась», «На железной дороге». | 1 | |||||||||
25 | 3.9. | «Тема Родины в творчестве русских поэтов» | 1 | |||||||||
26-27 | 3.10. 3.11. | Поэма «Двенадцать» и сложность её художественного мира. Контрольная работа №2 по теме «Серебряный век» | 1 1 | |||||||||
Раздел 3. Новокрестьянская поэзия ( 14) 4.1. Творчество С. Есенина (7) | ||||||||||||
28 | 4.1.1. | С.А. Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя родная...», «Письмо матери». | 1 | |||||||||
29 | 4.1.2. | Тема России в лирике С. Есенина. «Я покинул родимый дом…», «Русь Советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Возвращение на родину» и др. | 1 | |||||||||
30 | 4.1.3. | Любовная тема в лирике С. Есенина. «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ» и др. | 1 | |||||||||
31 | 4.1.4. | Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С. Есенина. Трагизм восприятия гибели русской деревни. «Не жалею, не зову, не плачу...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Сорокоуст». | 1 | |||||||||
32 | 4.1.5. | Есенинские мотивы. | 1 | |||||||||
33 | 4.1.6. | Литературный процесс 20-х годов. Обзор русской литературы 20-хгодов. Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х годов. | 1 | |||||||||
34 | 4.1.7. | Русская эмигрантская сатира. | 1 | |||||||||
4.2. Литература 20-х годов XX века Творчество В. Маяковского (6 +1к.р.) | ||||||||||||
35 | 4.2.1. | Обзор с монографическим изучением одного-двух произведений (по выбору ). Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.). Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, 3. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам и др.). Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В. Хлебников, поэты-обэриуты). Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения («Конармия» И. Бабеля, «Россия, кровью умытая» А. Веселого, «Разгром» А. Фадеева). | 1 | |||||||||
36 | 4.2.2. | В.В. Маяковский Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта. Пафос революционного переустройства мира в лирике поэта. Сатирический пафос лирики. «Прозаседавшиеся» и др. | 1 | |||||||||
37 | 4.2.3. | Своеобразие любовной лирики В. Маяковского.. Стихотворения: "А вы могли бы?", "Послушайте!", "Скрипка и немножко нервно", "Лиличка!", "Юбилейное". | 1 | |||||||||
38 | 4.2.4. | Тема поэта и поэзии в творчестве В. Маяковского. Поэма "Облако в штанах» | 1 | |||||||||
39 | 4.2.5. | Творческая работа «Тема поэта и поэзии в творчестве русских поэтов» | 1 | |||||||||
40 | 4.2.6. | Тестовый контроль по творчеству С.Есенина, В.Маяковского | 1 | |||||||||
41 | 4.2.7. | Публицистичность лирики поэта | 1 | |||||||||
Раздел 4. Литература З0-х годов. (21+2р.р). | ||||||||||||
42 | 5.1. | Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака, О. Мандельштама и др. Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б. Корнилова, П. Васильева, М. Исаковского, А. Прокофьева, Я. Смелякова, Б. Ручьева, М. Светлова и др.; поэмы А. Твардовского, И. Сельвинского. Тема русской истории в литературе 30-х годов: А. Толстой. «Петр Первый», Ю. Тынянов. «Смерть Вазир-Мухтара», поэмы Дм. Кедрина, К. Симонова, Л. Мартынова Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М. Шолохова, Н. Островского, В. Луговского и др. | 1 | |||||||||
43 | 5.2. | М.А. Булгаков. Жизнь и творчество. Повесть "Собачье сердце".История создания, проблематика повести. романа «Мастер и Маргарита». | 1 | |||||||||
44 | 5.3. | История создания, проблематика романа «Мастер и Маргарита». Сочетание фантастики и реальности. Композиция романа. | 1 | |||||||||
45 | 5.4. | Сатира и глубокий психологизм романа. | 1 | |||||||||
46 | 5.5. | Проблема творчества и судьбы художника. | 1 | |||||||||
47-48 | 5.6 5.7. | Жизнь и творчество М.М. Зощенко. Рассказы «Галоша». «Нервные люди». А.С. Грин. Роман «Бегущая по волнам». | 1 1 | |||||||||
49 | 5.8. | А.П. Платонов. Жизнь и творчество. Рассказ «Песчаная учительница». | 1 | |||||||||
50 | 5.9. | А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. Любовная лирика. Стихотворения: "Песня последней встречи", "Сжала руки под темной вуалью...", "Мне ни к чему одические рати...", | 1 | |||||||||
51 | 5.10. | Судьба России и судьба поэта в лирике А. А. Ахматовой. «Мне голос был. Он звал утешно...", "Родная земля", «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…» | 1 | |||||||||
52 | 5.11. | Поэма А. Ахматовой «Реквием». Смысл названия поэмы. | 1 | |||||||||
53 | 5.12. | Единство трагедии народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы. | 1 | |||||||||
54 | 5.13. | О.Э. Мандельштам. Жизнь и творчество. Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в лирике поэта.. Стихотворения: "Notrt Dame", "Бессонница. Гомер. Тугие паруса...", "За гремучую доблесть грядущих веков...", "Я вернулся в мой город, знакомый до слез..." | 1 | |||||||||
55 | 5.14. | М.И. Цветаева. Жизнь и творчество. Тема поэта и поэзии в лирике М. Цветаевой. | 1 | |||||||||
56-57 | 5.15. 5.16. | Тема Родины в лирике М. Цветаевой.. Стихотворения: "Моим стихам, написанным так рано...", "Стихи к Блоку" ("Имя твое - птица в руке..."), "Кто создан из камня, кто создан из глины...", "Тоска по родине! Давно...", Идешь, на меня похожий…», «Куст». | 1 1 | |||||||||
58-59 | 5.17. 5.18. | М.А. Шолохов. Жизнь и судьба. «Донские рассказы» ("Судьба человека"). | 1 | |||||||||
60 | 5.19. | Картины Гражданской войны в романе «Тихий Дон». Проблемы и герои романа. | 1 | |||||||||
61 | 5.20. | Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон». | 1 | |||||||||
62 | 5.21. | Женские судьбы в романе «Тихий Дон». | 1 | |||||||||
63-64 | 5.22. 5.23. | Мастерство М.А. Шолохова в романе «Тихий Дон». | 1 1 | |||||||||
Раздел 5. Литература периода Великой Отечественной войн (обзор) (16+1 р.р.) | ||||||||||||
65 | 6.1. | Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака, Н. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедрина и др.; песни А. Фатьянова; поэмы «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын» П. Антокольского. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям. | 1 | |||||||||
66 | 6.2. | Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А. Толстого, М. Шолохова, К. Паустовского, А. Платонова, В. Гроссмана и др. Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К. Симонова, Л. Леонова. Пьеса-сказка Е.Шварца «Дракон». | 1 | |||||||||
67 | 6.3. | В.Т. Шаламов. "Колымские рассказы " («Последний замер», «Шоковая терапия»). | 1 | |||||||||
68 | 6.4. | В. М. Шукшин «Верую!», «Алеша Бесконвойный» | 1 | |||||||||
69 | 6.5. | Новое осмысление военной темы в литературе 50-90-х годов. | 1 | |||||||||
70 | 6.6. | В. В. Быков Повесть «Сотников», «Обелиск» | 1 | |||||||||
71 | 6.7. | А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика поэта. Осмысление темы войны.. Стихотворения: "Вся суть в одном-единственном завете...", "Памяти матери", "Я знаю, никакой моей вины...", Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем». | 1 | |||||||||
72 | 6.8. | Поэма "Василий Теркин" (три главы по выбору). | 1 | |||||||||
73 | 6.9. | Уроки истории. | 1 | |||||||||
74-75 | 6.10. 6.11. | Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Философский характер лирики Б. Пастернака. Стихотворения: "Февраль. Достать чернил и плакать!..", "Определение поэзии", "Во всем мне хочется дойти...", "Гамлет", "Зимняя ночь", Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво…» | 1 1 | |||||||||
76 | 6.12. | Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго» (обзор). Его проблематика и художественное своеобразие | 1 | |||||||||
77 | 6.13. | А.И. Солженицын. Жизнь и творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя. Повесть «Один день Ивана Денисовича». Рассказ "Матренин двор". | 1 | |||||||||
78 | 6.14. | «Архипелаг ГУЛАГ» - летопись страданий. Новый арест Солженицына и выселка на Запад. | 11 | |||||||||
79 | 6.15. | "Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве и ответственность народа и его руководителей за настоящее и будущее страны" (по страницам романа А.И. Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ") | 1 | |||||||||
80-81 | 6.16. 6.17. | А.И. Солженицын . Рассказ "Как жаль". Сочинение 3. Разное восприятие несвободы. (По произведению А. Солженицына.) | 1 1 | |||||||||
Раздел 6. Русская проза 50-90-е годы .(5) | ||||||||||||
82 | 7.1. | В.П. Астафьев. Взаимоотношения человека и природы в романе «Царь-рыба» | 1 | |||||||||
83 | 7.2. | «Деревенская» проза в современной литературе. В.П. Астафьева. Человек и природа в рассказе. Нравственная проблематика произведения. | 1 | |||||||||
84 | 7.3. | В.Г. Распутин. Нравственные проблемы произведения «Живи и помни». Повесть «Прощание с Матерой» | 1 | |||||||||
85-86 | 7.4 7.5.. | Творческая работа. Письменный ответ на вопрос «В чем смысл повести?». В.В. Быков. Повесть «Сотников». | 1 1 | |||||||||
Раздел 7 . Поэзия второй половины XX века (4 ) | ||||||||||||
87 | 8.1. | Бродский. Слово о поэте. Проблемно-тематический диапазон лирики поэта. «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня… | 1 | |||||||||
88 | 8.2. | Н. М. Рубцов «Видения на холме», «Листья осенние» Бродский. Слово о поэте. Проблемно-тематический диапазон лирики поэта.«Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня… | 1 | |||||||||
89 | 7.3. | Авторская песня. Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Ю-Кима и др. Б. Ш. Окуджава. Слово о поэте. Искренность и глубина поэтических интонаций. | 1 | |||||||||
90 | 7.4. | Внеклассное .чтение Героический эпос народов России "Урал-батыр". | 1 | |||||||||
Раздел 8. Драматургия II-половины XX века | ||||||||||||
91 | 8/1 | А.В.Вампилов . Пьеса «Утиная история» | 1 | |||||||||
Раздел 9 . Литература народов России(1час) | ||||||||||||
92 | 8.2. | М. Карим «Цветы на камне». Г. Тукай. Поэма «Шурале». | 1 | |||||||||
Раздел 10. Зарубежная литература (4) | ||||||||||||
93 | 9.1 | Д. Шоу. Пьеса «Пигмалион» | 1 | |||||||||
94 | 9.2. | Э. Хемингуэй. «Старик и море. | 1 | |||||||||
95 | 9.3. | М. Ремарк. Три товарища». | 1 | |||||||||
96 | 9.4. | Т.Элиот. «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». А. Рембо «Вечерняя песня» | 1 | |||||||||
97 98-99 | 9.5 | К.Г. Паустовский. Рассказ «Корзина с еловыми шишками».М.М. Пришвин Рассказ «Корзина с еловыми шишками».Н.А. Заболоцкий «В этой роще березовой...», «Некрасивая девочка». Резервные уроки. | 1 2 |
Тематическое планирование
№ раздела п/п | Название темы раздела | Количество часов (за год): 99 | ||
всего | из них | |||
контрольных работ | развития речи | |||
Введение. | 1 | |||
1 | Раздел 1. Литература начала XX века | 12 | 1 | 2 |
3 | Раздел 2. Разнообразие художественных индивидуальностей поэзии Серебряного века. | 10 | 1 | |
4 | Раздел 3. Новокрестьянская поэзия. | 13 | 1 | |
5 | Раздел 4. Литература З0-х годов. | 23 | ||
6 | Раздел 5.Литература периода Великой Отечественной войны. | 16 | 1 | |
7 | Раздел 6. Русская проза 50-90-е годы . | 5 | ||
8 | Раздел 7 . Поэзия второй половины XX века. | 4 | ||
9 | Раздел 8. Драматургия II-половины XX века | 1 | ||
10 | Раздел 9 . Литература народов России. | 1 | ||
11 | Раздел 10.Зарубежная литература. | 4 | ||
Итого | 96 (в том числе 3 резервных) |
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федерального закона от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями, внесёнными приказами МО и науки РФ от 03.06.2008 г. № 164, от 31.08. 2009 г. № 320, от 19.10.2009 г. № 427, от 24.01.2012 г. № 39);
- Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень);
Рабочая программа разработана с учетом авторской «Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2009)». Распределение количества часов по темам планируется учителем с опорой на методические рекомендации. Учебник «Литература» 11класс , в 2-х частях. Под редакцией В.П.Журавлёва; 2013г.
Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Общая характеристика учебного предмета
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Примерная программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
- Выразительное чтение.
- Различные виды пересказа.
- Заучивание наизусть стихотворных текстов.
- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Содержание учебного предмета 11 класс
Введение.
Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке.
Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы
Основные темы и проблемы.
Литература начала XX века
И.А. Бунин. Жизнь и творчество. Лирика И.А. Бунина. Её философичность, лаконизм, изысканность. «Осыпаются астры в садах», «Листопад», «Вечер».
Рассказ «Господин из Сан-Франциско». Обращение писателя к широчайшим социально - философским обобщениям. Поэтика рассказа.
Тема любви в рассказе «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе писателя.
А.И. Куприн. Жизнь и творчество. Рассказы писателя «Allez», «Изумруд», «Телеграфист».
Рассказ «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова.
Пробуждение души Веры.
М. Горький. Жизнь и творчество.
Ранние романтические рассказы «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа.
«На дне» как социально - философская драма. Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.
Смысл названия пьесы. Хозяева жизни «на дне».
Три правды в пьесе «На дне».
Социальная и нравственно - философская проблематика пьесы.
Разнообразие художественных индивидуальностей
поэзии Серебряного века
Серебряный век русской поэзии
Русский символизм и его истоки. Творчество 3. Гиппиус. И.Ф.Анненский Сборник «Тихие песни».
В.Я. Брюсов. Слово о поэте. Проблематика и стиль произведений В.Я Брюсова. «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны». Н.А. Клюев . Стихотворения из цикла «Разруха»,поэма «Погорельщина.»
Поэт-акмеист Н.С. Гумилёв. Проблематика и поэтика лирики Н.С. Гумилёва. Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай»
Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. Поиски новых поэтических форм в лирике И. Северянина « В парке плакала девочка», «Янтарная элегия».
А. А, Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о прекрасной Даме».
Тема страшного мира в лирике А. Блока. «Незнакомка», «В ресторане», «Фабрика». Развитие понятия об образе-символе. «Ночь, улица, фонарь, аптека…».
Тема Родины в лирике А. Блока. «Россия», «Река раскинулась», «На железной дороге».
«Тема Родины в творчестве русских поэтов»
Поэма «Двенадцать» и сложность её художественного мира.
Контрольная работа №2 по теме «Серебряный век»
Новокрестьянская поэзия
С.А. Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя родная...», «Письмо матери».
Тема России в лирике С. Есенина. «Я покинул родимый дом…», «Русь Советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Возвращение на родину» и др.
Любовная тема в лирике С. Есенина. «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ» и др.
Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С. Есенина. Трагизм восприятия гибели русской деревни. «Не жалею, не зову, не плачу...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Сорокоуст».
Есенинские мотивы.
Литературный процесс 20-х годов. Обзор русской литературы 20-хгодов. Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х годов.
Русская эмигрантская сатира.
Литература 20-х годов XX века
Обзор с монографическим изучением одного-двух произведений (по выбору ). Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.). Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, 3. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам и др.). Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В. Хлебников, поэты-обэриуты). Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения («Конармия» И. Бабеля, «Россия, кровью умытая» А. Веселого, «Разгром» А. Фадеева).
В.В. Маяковский Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта.
Пафос революционного переустройства мира в лирике поэта. Сатирический пафос лирики. «Прозаседавшиеся» и др.
Своеобразие любовной лирики В. Маяковского.. Стихотворения: "А вы могли бы?", "Послушайте!", "Скрипка и немножко нервно", "Лиличка!", "Юбилейное".
Тема поэта и поэзии в творчестве В. Маяковского. Поэма "Облако в штанах»
Творческая работа «Тема поэта и поэзии в творчестве русских поэтов»
Тестовый по творчеству С.Есенина, В.Маяковского
Публицистичность лирики поэта
Литература З0-х годов.
Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака, О. Мандельштама и др.
Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б. Корнилова, П. Васильева,
М. Исаковского, А. Прокофьева, Я. Смелякова, Б. Ручьева, М. Светлова и др.; поэмы А. Твардовского, И. Сельвинского.
Тема русской истории в литературе 30-х годов:
А. Толстой. «Петр Первый», Ю. Тынянов. «Смерть Вазир-Мухтара», поэмы Дм. Кедрина, К. Симонова, Л. Мартынова
Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М. Шолохова, Н. Островского, В. Луговского и др.
М.А. Булгаков. Жизнь и творчество. Повесть "Собачье сердце".История создания, проблематика повести. романа «Мастер и Маргарита».
История создания, проблематика романа «Мастер и Маргарита». Сочетание фантастики и реальности. Композиция романа.
Сатира и глубокий психологизм романа.
Проблема творчества и судьбы художника.
Жизнь и творчество М.М. Зощенко. Рассказы «Галоша». «Нервные люди».
А.С. Грин. Роман «Бегущая по волнам».
А.П. Платонов. Жизнь и творчество. Рассказ «Песчаная учительница».
А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. Любовная лирика. Стихотворения: "Песня последней встречи", "Сжала руки под темной вуалью...", "Мне ни к чему одические рати...",
Судьба России и судьба поэта в лирике А. А. Ахматовой. «Мне голос был. Он звал утешно...", "Родная земля", «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…»
Поэма А. Ахматовой «Реквием». Смысл названия поэмы.
Единство трагедии народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.
О.Э. Мандельштам. Жизнь и творчество. Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в лирике поэта.. Стихотворения: "Notre Dame", "Бессонница. Гомер. Тугие паруса...", "За гремучую доблесть грядущих веков...", "Я вернулся в мой город, знакомый до слез..."
М.И. Цветаева. Жизнь и творчество. Тема поэта и поэзии в лирике М. Цветаевой.
Тема Родины в лирике М. Цветаевой.. Стихотворения: "Моим стихам, написанным так рано...", "Стихи к Блоку" ("Имя твое - птица в руке..."), "Кто создан из камня, кто создан из глины...", "Тоска по родине! Давно...", Идешь, на меня похожий…», «Куст».
М.А. Шолохов. Жизнь и судьба. «Донские рассказы» ("Судьба человека").
Картины Гражданской войны в романе «Тихий Дон». Проблемы и герои романа.
Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон».
Женские судьбы в романе «Тихий Дон».
Мастерство М.А. Шолохова в романе «Тихий Дон».
Литература периода Великой Отечественной войны
(обзор)
Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика
А. Ахматовой, Б. Пастернака, Н. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова,
А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедрина и др.; песни
А. Фатьянова; поэмы «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын» П. Антокольского. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям.
Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А. Толстого, М. Шолохова, К. Паустовского, А. Платонова, В. Гроссмана и др.
Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К. Симонова, Л. Леонова. Пьеса-сказка Е.Шварца «Дракон».
В.Т. Шаламов. "Колымские рассказы " («Последний замер», «Шоковая терапия»).
В. М. Шукшин «Верую!», «Алеша Бесконвойный»
Новое осмысление военной темы в литературе 50-90-х годов.
В. В. Быков Повесть «Сотников», «Обелиск»
А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика поэта. Осмысление темы войны.. Стихотворения: "Вся суть в одном-единственном завете...", "Памяти матери", "Я знаю, никакой моей вины...", Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем».
Поэма "Василий Теркин" (три главы по выбору).
Уроки истории.
Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Философский характер лирики Б. Пастернака.
Стихотворения: "Февраль. Достать чернил и плакать!..", "Определение поэзии", "Во всем мне хочется дойти...", "Гамлет", "Зимняя ночь", Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво…»
Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго» (обзор). Его проблематика и художественное своеобразие
А.И. Солженицын. Жизнь и творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя. Повесть «Один день Ивана Денисовича». Рассказ "Матренин двор".
«Архипелаг ГУЛАГ» - летопись страданий. Новый арест Солженицына и выселка на Запад.
"Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве и ответственность народа и его руководителей за настоящее и будущее страны" (по страницам романа А.И. Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ")
А.И. Солженицын . Рассказ "Как жаль".
Русская проза 50-90-е годы .
В.П. Астафьев. Взаимоотношения человека и природы в романе «Царь-рыба»
«Деревенская» проза в современной литературе. В.П. Астафьева. Человек и природа в рассказе. Нравственная проблематика произведения.
В.Г. Распутин. Нравственные проблемы произведения «Живи и помни». Повесть «Прощание с Матерой»
Творческая работа. Письменный ответ на вопрос «В чем смысл повести?».
В.В. Быков. Повесть «Сотников».
Поэзия второй половины XX века
Бродский. Слово о поэте. Проблемно-тематический диапазон лирики поэта. «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…
Н. М. Рубцов «Видения на холме», «Листья осенние» Бродский. Слово о поэте. Проблемно-тематический диапазон лирики поэта.«Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…
Авторская песня. Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Ю-Кима и др.
Б. Ш. Окуджава. Слово о поэте. Искренность и глубина поэтических интонаций.
Внеклассное .чтение Героический эпос народов России "Урал-батыр".
Драматургия II-половины XX века
А.В.Вампилов . Пьеса «Утиная история»
Литература народов России
М. Карим «Цветы на камне».
Г. Тукай. Поэма «Шурале».
Зарубежная литература
Д. Шоу. Пьеса «Пигмалион»
Э. Хемингуэй. «Старик и море.
М. Ремарк. Три товарища».
Т.Элиот. «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». А. Рембо «Вечерняя песня»
Русская литература 20-21века (обобщение)
К.Г. Паустовский. Рассказ «Корзина с еловыми шишками».
М.М. Пришвин Рассказ «Корзина с еловыми шишками».
Н.А. Заболоцкий «В этой роще березовой...», «Некрасивая девочка».
Требования к уровню подготовки учащихся 11 класс
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX в.;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять "сквозные" темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....