Конспект Открытого урока чтения
план-конспект занятия по литературе (6 класс)
Открытый урок чтения посвящен концепту "Дом". Урок игровой, дети делятся на команды и выполняют задания, связанные со значениями концепта.
К уроку необходима подготовка, дети читают сказки и изучают фразеологизмы по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_chteniya_filippovoy.docx | 23.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Свердловской области
План-конспект Открытого Урока чтения
на тему:
«Дом как концепт русской народной культуры»
Выполнила: учитель русского языка и
литературы МАОУ лицея № 100
Филиппова Анастасия Александровна
Екатеринбург, 2019 г.
Открытый урок чтения в 6 классе на тему:
«Дом как концепт русской народной культуры»
Тип урока: урок-игра
Цель: углубить знания учащихся о русском устном народном творчестве.
Задачи: 1. Расширить представления учащихся о русском народном творчестве, систематизировать материал о доме как о концепте;
2. Развивать навыки анализа произведений фольклора, развивать устную речь учащихся и внимание;
3. Прививать интерес к устному народному творчеству, к русской культуре, воспитывать умение работать в команде.
Оборудование: раздаточный материал, сборники сказок, презентация
Методы: беседа, работа с текстами, письменные упражнения, творческая работа
Ход урока
1. Организационный этап.
Добрый день, ребята! Наш урок сегодня посвящен устному народному творчеству, а именно пословицам и сказкам.
2. Постановка темы и задач урока.
Тема нашего урока заключена в загадке. Отгадайте ее, чтобы узнать, о чем же мы будем говорить на уроке (слайд 2).
В нём живёт моя родня,
Мне без неё не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, тёплый. (Дом)
Совершенно верно, ребята, тема нашего урока – дом. Мы обратимся к русскому устному народному творчеству и посмотрим, как относились к дому и как понимали значение этого слова наши далекие предки, а затем сравним значения этого слова с тем, как мы понимаем его сегодня.
3. Работа по теме урока (работа в группах).
1) Концепт «дом» в пословицах.
Дома вы самостоятельно работали с пословицами о доме. Прежде чем мы перейдем к группе пословиц, давайте вспомним, что же это такое:
Пословица – это краткое изречение, в котором выражена народная мудрость.
Итак, первое задание для вас – нужно закончить следующие пословицы:
В гостях хорошо, ______________________ (а дома лучше).
Дома не в гостях: посидев, ______________________ (не уйдешь).
Всякий дом хозяином ______________________ (держится).
В своем доме как хочу, ______________________ (так и ворочу).
Дом красится ______________________ (хозяином).
Дома и стены ______________________ (помогают).
Не выноси сора ______________________ (из избы).
Лучше дома своего ______________________ (нет на свете ничего).
Мой дом — ______________________ (моя крепость).
Не красна изба углами, ______________________ (а красна пирогами).
На песке дома ______________________ (не строят).
Хорошо тому, ______________________ (кто в своем дому).
В своем дому не ______________________ (кланяются никому).
Дом крепок не укладом, ______________________ (а ладом).
Не купи дом, ______________________ (а купи соседа).
Дом невелик, да______________________ (лежать не велит).
Дом построить — не шапку ______________________ (на голову надеть).
Домой придешь — ______________________ (хлеб-соль найдешь).
Домом жить — ______________________ (обо всем тужить).
Хорошо, вы молодцы, справились с заданием. Теперь посмотрим, как вы справитесь со словарной работой.
Задание – дать определения следующим словам из пословиц: воротить, красный, сор, лад, тужить, уклад.
Прекрасно! И наконец, мы вплотную подошли к главной работе с этим жанром фольклора. Назовите, основываясь на прочитанных пословицах, какие же значения имело слово «дом» для наших предков.
Задание – заполнить таблицу значений и распределить пословицы по данным значениям (слайд 3).
Дом – здание, постройка | В гостях хорошо, а дома лучше. В своем доме как хочу, так и ворочу. Дома и стены помогают. Лучше дома своего нет на свете ничего. Мой дом — моя крепость. На песке дома не строят. Хорошо тому, кто в своем дому. Домой придешь — хлеб-соль найдешь. |
Дом – семья, люди | Не выноси сора из избы. Дом крепок не укладом, а ладом. Не купи дом, а купи соседа. |
Дом – хозяин дома | Всякий дом хозяином держится. Дом красится хозяином. В своем дому не кланяются никому. |
Дом – труд | Дома не в гостях: посидев, не уйдешь. Не красна изба углами, а красна пирогами. Дом невелик, да лежать не велит. Дом построить — не шапку на голову надеть. Домом жить — обо всем тужить. |
2) Концепт «дом» в народных сказках.
Выразительное чтение сказки «Теремок» (слайды 6-7).
Викторина:
- что такое теремок?
- где стоял теремок?
- кто первым нашел его?
- сколько животных поместилось в теремке?
- кто его раздавил?
- что сделали звери, когда теремок развалился?
Выразительное чтение сказки «Лиса и заяц» (слайды 8-9).
Викторина:
- из чего была сделана избушка лисы?
- что значит «лубяная» избушка?
- как лиса выгнала зайца из дома?
- сколько животных пыталось помочь зайцу?
- кто смог помочь зайцу в его беде?
Выразительное чтение сказки «Как Иван-дурак дверь стерег» (слайды 10-11).
Викторина:
- сколько было сыновей у старика со старухой?
- что такое баклажка?
- где работала семья Ивана-дурака?
- что велели стеречь Ивану братья?
- а что стерег Иван?
Вы давно знаете сказки «Теремок» и «Лиса и заяц», а вот со сказкой «Как Иван-дурак дверь стерег» познакомились только сегодня. Вы показали хорошие знания сказок и теперь ответьте на вопрос: какой общей темой объединены эти сказки? (дом)
Связаны ли темы сказок с пословицами, которые вы только что изучили? (да)
Задание – соотнести изученные пословицы со сказками.
«Теремок» – дом крепок не укладом, а ладом, не купи дом, а купи соседа.
«Лиса и заяц» – лучше дома своего нет на свете ничего, на песке дома не строят,
хорошо тому, кто в своем дому.
«Как Иван-дурак дверь стерег» – всякий дом хозяином держится, дом красится хозяином.
4. Итоги урока. Рефлексия.
Сегодня мы с вами узнали, что значило слово «дом» для наших далеких предков, придумавших пословицы и сказки. Нам осталось лишь сопоставить выделенные значения с вашим пониманием дома. Для этого составим сопоставительную таблицу значений (дети рассказывают, что для них значит дом, заполняют таблицу):
Значения концепта «дом» в фольклоре | Значения, которые придаем концепту «дом» мы |
1. Дом – здание 2. Дом – семья 3. Дом – хозяин дома 4. Дом – труд | 1. Дом – здание 2. Дом – семья 3. Дом – родина 4. Дом – отдых |
Итак, мы видим с вами, что половина значений для нас осталась той же самой – это место, в котором мы живем, и люди, с которыми мы живем. Но, что удивительно, на противоположное сменилось последнее значение: дом теперь воспринимается не как место, требующее непременного труда, а как место для отдыха и покоя. И конечно, домом мы называем нашу Родину – малую и великую, Россию.
Подсчет очков команд, награждение участников.
5. Домашнее задание.
Нарисовать дом своей мечты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока чтения в 6-ом классе школы-интерната VIII вида “Басня И.Крылова “Стрекоза и муравей”
Объяснение иносказательного поучительного характера басни (дать понятие “басни”).Развитие слухового и зрительного внимания, кратковременной памяти, абстрактного и логического мышления.Нравственн...
Конспект открытого урока чтения и развития речи в 1 классе
Конспект открытого урока чтения и развития речи в 1 классе по теме: «Звук и буква Фф. Соотнесение звука и буквы, подбор слов с данной буквой, звуком. Чтение слогов».Цели:...
Конспект открытого урока чтения в 1 классе коррекционной школы 8 вида.
Урок - путешествие по станциям. Учебник "Букварь" В. Воронковой. Показаны все технологии по работе с детьми с ОВЗ 8вида....
Конспект открытого урока чтения и развития речи в 4 классе по теме : Н. Носов «Затейники»
Цели урока:познакомить детей с рассказом Н. Носова «Затейники» и биографией автора;развивать мыслительную деятельность, навыки беглого и правильного выразительного чтения; развивать умение читать...
Конспект открытого урока по чтению и развитию речи на тему: Чтение русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» с детьми с ОВЗ.
Урок проводится о втором классе по разделу "Народные сказки". Большое внимание уделяется работе над текстом , формированию навыков выразительнлгл чтения. Урок имеет большое воспитательное значение....
План-конспект открытого урока чтения в 5 классе по теме Ф.И. Тютчев "Чародейкою зимою..."
Вашему вниманию предлагается конспект урока чтения в 5 классе для учащихся с интеллектуальными нарушениями. Структура урока содержит различные упражнения, направленные на развитие познавательной сферы...
План – конспект открытого урока «Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка», 6 класс
Урок направлен на формирование функциональной граммотности на уроках английского языка. Акцент сделан на формирование и развитие навыков и умений смыслового чтения, которые позволяют обучающимся ...