Конспект Открытого урока чтения
план-конспект занятия по литературе (6 класс)

Открытый урок чтения посвящен концепту "Дом". Урок игровой, дети делятся на команды и выполняют задания, связанные со значениями концепта.

К уроку необходима подготовка, дети читают сказки и изучают фразеологизмы по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_chteniya_filippovoy.docx23.35 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Свердловской области

План-конспект Открытого Урока чтения

на тему:

«Дом как концепт русской народной культуры»

Выполнила: учитель русского языка и

литературы МАОУ лицея № 100

Филиппова Анастасия Александровна

Екатеринбург, 2019 г.

Открытый урок чтения в 6 классе на тему:

«Дом как концепт русской народной культуры»

Тип урока: урок-игра

Цель: углубить знания учащихся о русском устном народном творчестве.

Задачи: 1. Расширить представления учащихся о русском народном творчестве, систематизировать материал о доме как о концепте;

2. Развивать навыки  анализа произведений фольклора, развивать устную речь учащихся и внимание;

3. Прививать интерес к устному народному творчеству, к русской культуре, воспитывать умение работать в команде.

Оборудование: раздаточный материал, сборники сказок, презентация

Методы: беседа, работа с текстами, письменные упражнения, творческая работа

Ход урока

1. Организационный этап.

Добрый день, ребята! Наш урок сегодня посвящен устному народному творчеству, а именно пословицам и сказкам.

2. Постановка темы и задач урока.

Тема нашего урока заключена в загадке. Отгадайте ее, чтобы узнать, о чем же мы будем говорить на уроке (слайд 2).

В нём живёт моя родня,

Мне без неё не жить ни дня.

В него стремлюсь всегда и всюду,

К нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом,

Мой кров, родимый, тёплый. (Дом)

Совершенно верно, ребята, тема нашего урока – дом. Мы обратимся к русскому устному народному творчеству и посмотрим, как относились к дому и как понимали значение этого слова наши далекие предки, а затем сравним значения этого слова с тем, как мы понимаем его сегодня.

3. Работа по теме урока (работа в группах).

1) Концепт «дом» в пословицах.

Дома вы самостоятельно работали с пословицами о доме. Прежде чем мы перейдем к группе пословиц, давайте вспомним, что же это такое:

Пословица – это краткое изречение, в котором выражена народная мудрость.

Итак, первое задание для вас – нужно закончить следующие пословицы:

В гостях хорошо, ______________________ (а дома лучше).

Дома не в гостях: посидев, ______________________  (не уйдешь).

Всякий дом хозяином ______________________  (держится).

В своем доме как хочу, ______________________  (так и ворочу).

Дом красится ______________________  (хозяином).

Дома и стены ______________________  (помогают).

Не выноси сора ______________________  (из избы).

Лучше дома своего ______________________  (нет на свете ничего).

Мой дом — ______________________  (моя крепость).

Не красна изба углами, ______________________  (а красна пирогами).

На песке дома ______________________  (не строят).

Хорошо тому, ______________________  (кто в своем дому).

В своем дому не ______________________  (кланяются никому).

Дом крепок не укладом, ______________________  (а ладом).

Не купи дом, ______________________  (а купи соседа).

Дом невелик, да______________________  (лежать не велит).

Дом построить — не шапку ______________________  (на голову надеть).

Домой придешь — ______________________  (хлеб-соль найдешь).

Домом жить — ______________________  (обо всем тужить).

Хорошо, вы молодцы, справились с заданием. Теперь посмотрим, как вы справитесь со словарной работой.

Задание – дать определения следующим словам из пословиц: воротить, красный, сор, лад, тужить, уклад.

Прекрасно! И наконец, мы вплотную подошли к главной работе с этим жанром фольклора. Назовите, основываясь на прочитанных пословицах, какие же значения имело слово «дом» для наших предков.

Задание – заполнить таблицу значений и распределить пословицы по данным значениям (слайд 3).

Дом – здание, постройка

В гостях хорошо, а дома лучше.

В своем доме как хочу, так и ворочу.

Дома и стены помогают.

Лучше дома своего нет на свете ничего.

Мой дом — моя крепость.

На песке дома не строят.

Хорошо тому, кто в своем дому.

Домой придешь — хлеб-соль найдешь.

Дом – семья, люди

Не выноси сора из избы.

Дом крепок не укладом, а ладом.

Не купи дом, а купи соседа.

Дом – хозяин дома

Всякий дом хозяином держится.

Дом красится хозяином.

В своем дому не кланяются никому.

Дом – труд

Дома не в гостях: посидев, не уйдешь.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Дом невелик, да лежать не велит.

Дом построить — не шапку на голову надеть.

Домом жить — обо всем тужить.

2) Концепт «дом» в народных сказках.

Выразительное чтение сказки «Теремок» (слайды 6-7).

Викторина:

- что такое теремок?

- где стоял теремок?

- кто первым нашел его?

- сколько животных поместилось в теремке?

- кто его раздавил?

- что сделали звери, когда теремок развалился?

Выразительное чтение сказки «Лиса и заяц» (слайды 8-9).

Викторина:

- из чего была сделана избушка лисы?

- что значит «лубяная» избушка?

- как лиса выгнала зайца из дома?

- сколько животных пыталось помочь зайцу?

- кто смог помочь зайцу в его беде?

Выразительное чтение сказки «Как Иван-дурак дверь стерег» (слайды 10-11).

Викторина:

- сколько было сыновей у старика со старухой?

- что такое баклажка?

- где работала семья Ивана-дурака?

- что велели стеречь Ивану братья?

- а что стерег Иван?

Вы давно знаете сказки «Теремок» и «Лиса и заяц», а вот со сказкой «Как Иван-дурак дверь стерег» познакомились только сегодня. Вы показали хорошие знания сказок и теперь ответьте на вопрос: какой общей темой объединены эти сказки? (дом)

Связаны ли темы сказок с пословицами, которые вы только что изучили? (да)

Задание – соотнести изученные пословицы со сказками.

«Теремок» – дом крепок не укладом, а ладом, не купи дом, а купи соседа.

«Лиса и заяц» – лучше дома своего нет на свете ничего, на песке дома не строят,

хорошо тому, кто в своем дому.

«Как Иван-дурак дверь стерег» – всякий дом хозяином держится, дом красится хозяином.

4. Итоги урока. Рефлексия.

Сегодня мы с вами узнали, что значило слово «дом» для наших далеких предков, придумавших пословицы и сказки. Нам осталось лишь сопоставить выделенные значения с вашим пониманием дома. Для этого составим сопоставительную таблицу значений (дети рассказывают, что для них значит дом, заполняют таблицу):

Значения концепта «дом» в фольклоре

Значения, которые придаем концепту «дом» мы

1. Дом – здание

2. Дом – семья

3. Дом – хозяин дома

4. Дом – труд

1. Дом – здание

2. Дом – семья

3. Дом – родина

4. Дом – отдых

Итак, мы видим с вами, что половина значений для нас осталась той же самой – это место, в котором мы живем, и люди, с которыми мы живем. Но, что удивительно, на противоположное сменилось последнее значение: дом теперь воспринимается не как место, требующее непременного труда, а как место для отдыха и покоя. И конечно, домом мы называем нашу Родину – малую и великую, Россию.

Подсчет очков команд, награждение участников.

5. Домашнее задание.

Нарисовать дом своей мечты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока чтения в 6-ом классе школы-интерната VIII вида “Басня И.Крылова “Стрекоза и муравей”

Объяснение иносказательного поучительного характера басни (дать понятие “басни”).Развитие слухового и зрительного внимания, кратковременной памяти, абстрактного и логического мышления.Нравственн...

Конспект открытого урока чтения и развития речи в 1 классе

Конспект открытого  урока  чтения  и  развития  речи в 1 классе по теме: «Звук и буква Фф. Соотнесение звука и буквы, подбор слов с данной буквой, звуком. Чтение слогов».Цели:...

Конспект открытого урока чтения в 1 классе коррекционной школы 8 вида.

Урок - путешествие по станциям. Учебник "Букварь" В. Воронковой. Показаны все технологии по работе с детьми с ОВЗ 8вида....

Конспект открытого урока чтения и развития речи в 4 классе по теме : Н. Носов «Затейники»

Цели урока:познакомить детей с рассказом Н. Носова «Затейники» и биографией автора;развивать мыслительную деятельность, навыки беглого и правильного выразительного чтения; развивать умение читать...

Конспект открытого урока по чтению и развитию речи на тему: Чтение русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» с детьми с ОВЗ.

Урок проводится о втором классе по разделу "Народные сказки". Большое внимание уделяется работе над текстом , формированию навыков выразительнлгл чтения. Урок имеет большое воспитательное значение....

План-конспект открытого урока чтения в 5 классе по теме Ф.И. Тютчев "Чародейкою зимою..."

Вашему вниманию предлагается конспект урока чтения в 5 классе для учащихся с интеллектуальными нарушениями. Структура урока содержит различные упражнения, направленные на развитие познавательной сферы...

План – конспект открытого урока «Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка», 6 класс

Урок направлен на формирование функциональной граммотности на уроках английского языка. Акцент сделан на формирование и развитие навыков и умений смыслового чтения, которые позволяют обучающимся ...