урок литературы в 8 классе
методическая разработка по литературе (8 класс)
тема урока "Мцыри" как романтическая поэма
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_literatury.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Составитель: Коломбитова Васима Сафиуловна
Класс: 8, МКОУ Михайловская СОШ
Тема урока: «Мцыри» как романтическая поэма.
Тип урока: Заключительный урок.
Цель урока:
Предметные: выявить особенности «Мцыри» как романтической поэмы, роль описаний природы и показать Мцыри как
романтического героя; совершенствовать навыки анализа художественного произведения, умения интерпретировать
прочитанное.
Личностные: формирование познавательного интереса к изучению поэмы
Регулятивные: проектировать маршрут обучения через включение в новые виды деятельности, осознавать себя как движущую силу своего научения
Коммуникативные: формировать навыки работы в группе, создавать комфортную среду для реализации возможностей и способностей личности и ситуацию успеха
Познавательные: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения заданий.
Технологическая карта урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Какие УУД формируются |
I. Организационный момент | - Здравствуйте, садитесь. Сегодня у нас заключительный урок по произведению М. Ю. Лермонтова «Мцыри» Разминка «Цитатный диктант» - Начнем с разминки и проведем «цитатный диктант». Я читаю строки из текста, ваша задача определить, какое слово пропущено, и записать его в тетрадь. 1) Я видел у других отчизну, дом, друзей (родных) 2) Уже хотел во цвете лет изречь монашеский (обет) 3) И ближе, ближе все звучал грузинки голос (молодой) 4) Там, где сливаяся шумят, обнявшись, будто две сестры, струи (Арагвы) и Куры 5) Как удручен своим венцом, такой-то царь в такой-то год, вручал России свой (народ) 6) Он был, казалось, лет шести, как серна гор, пуглив и дик и слаб и гибок, как (тростник) 7) Я никому не мог сказать священных слов отец и мать, конечно, ты хотел, старик, чтоб я в обители отвык от этих сладостных (имен) 8) Давно-давно задумал я узнать, прекрасна ли (земля) 9) Я вырос в сумрачных стенах, душой дитя, судьбой (монах) - Если вы правильно записали все слова, то подчеркнув первые буквы, вы получите слово, связанное с темой нашего урока. (романтизм). - Поднимите руки, у кого получилось это слово. | Подготовка к уроку. Записывают слова в столбик, подчеркивают первые буквы записанных слов. Получается слово «романтизм». | Личностные: формирование познавательного интереса к самодиагностики изучения темы. Регулятивные: проектировать маршрут обучения через включение в новые виды деятельности. |
II. Сообщение темы и целей урока | - Тема нашего урока «Мцыри как романическая поэма». - Литературовед Максимов писал: «Лермонтов – крупнейший представитель русского и мирового романтизма». - А каких людей мы называем романтиками? (Те, которые смотрят на звезды, мечтают о чем-то. Вот и мы сегодня о чем-то помечтаем и попытаемся определить наши цели-мечты). - У вас на столах лежат звезды, запишите на них начало фразы и закончите ее. | Отвечают на вопросы. Дописывают фразы: Мы докажем, что…. (Мцыри-это романтическая поэма) Мы сможем…… (Определить признаки романтического произведения) У нас получится…….. (Совместная работа в группе) | Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний. |
III. Ожидания и опасения | - У вас на столах у каждого лежит маршрутный лист, подпишите его и заполните графы: ваши ожидания от урока и опасения. | Записывают свои ожидания от урока и опасения | Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении, осознавать себя как движущую силу своего научения. |
IV. Работа в группах | Учитель выслушивает ответы, подводит обучающихся к выводам | Группа 1 Сюжет – ряд последовательных событий в художественном произведении. Вопросы:
Выводы: в основе сюжета отразилась романтическая ситуация: бегство из неволи. Это тема пронизывает все творчество Лермонтова. Лирический герой его стихотворений и драматических произведений несет на себе печать беглеца. Группа 2 Пейзаж – описание природы в художественном произведении. Вопросы: 1. Выписать цитаты (гл.6), характеризующие природу Кавказа. (Природа открывает смысл жизни: все рождается не для тюрьмы, а для воли). 2.Как объяснить то обстоятельство, что мир природы то друг, то опасен и вызывает страх? (гл. 9, 10,11,15). (Природа–друг, появляется чувство родства, ликования, близости с природой, а враг – говорит о том, что Мцыри – дитя цивилизации, ему надо вернуться в монастырь). Выводы: пейзаж красивый, необыкновенный, причудливый. - Романтический герой – это человек необыкновенный, а каков герой Лермонтова Мцыри? Слушаем 3 группу. Группа 3 Романтический герой – «исключительный» человек. Вопросы:
- Итак, Мцыри на свободе. Что же значит для него свобода? Даем слово 4 группе. Группа 4 Романтический герой – «исключительный» человек. Вопросы:
Выводы: Свобода – это высшее благо, главная ценность человеческой жизни. Нужно бороться и побеждать. Это мы видим в сцене с барсом. Чтение наизусть главы 18 заранее подготовленным обучающимся | Познавательные: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения заданий. Коммуникативные: формировать навыки работы в группе, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, планировать общие способы работы. Регулятивные: сотрудничать в совместном решении задач. Личностные: формирование устойчивой мотивации к коллективно-познавательной деятельности. |
V. Рефлексия | 1. Синквейн - Подведем итоги. Прочитаем, почему мы можем назвать «Мцыри» романтической поэмой. - В. Г. Белинский говорил: «…Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всём, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью…”. И так же как Мцыри неуютно чувствовал себя в монастыре, так и М. Ю. Лермонтов чувствовал себя в окружающей его действительности. Потребность в действии – главный мотив поэзии Лермонтова, одно из составляющих его художественного и жизненного идеала. Выражаясь метафорически, мечта поэта сбылась, и в ночных небесах можно увидеть его яркую звезду. В собрании лермонтовского музея в Пятигорске хранятся официальные документы, связанные с открытием малой планеты под номером 2222 и присвоением ей имени великого русского поэта. Открытие состоялось 19 сентября 1977 года в Крымской астрофизической обсерватории, первооткрывателем стал ученый-астроном Н. С. Черных. - Давайте посмотрим на нашу звезду желаний, сбылись ли наши желания-цели и ожидания? Заполнение таблицы рефлексии. | Создание синквейнов о Мцыри. Монологические ответы на вопрос: «Почему «Мцыри» можно назвать романтической поэмой?» Проверка ожиданий и опасений урока: сбылись ли они. Заполнение таблицы рефлексии. | Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей. Регулятивные: определять новый уровень отношения к себе как субъекту деятельности. Личностные: формирование устойчивой мотивации к индивидуальной деятельности. |
VI. Домашнее задание. | На выбор: 1. мини-сочинение «Это сладкое имя свобода», 2. Ответ на вопрос: «Почему «Мцыри» можно назвать романтической поэмой. | Запись домашнего задания. | Коммуникативные: формировать навыки самостоятельной работы с последующей проверкой. Регулятивные: применять методы информационного поиска. Познавательные: объяснять литературные явления. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".
Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....
Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия ( урок - обозрение ) урок литературы 11 класс
лекция с элементами беседы. анализ стих....
Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".
Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...
Презентация к уроку литературы 9 класс"Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции"
Презентация к уроку...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)
Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1. Рассмотреть слияние разных видов искусства;2. Познакомиться с особыми фор...