урок литературы в 5 классе
методическая разработка по литературе (5 класс)
тема урока "Сказки как вид народной прозы. виды сказок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_5_klass.docx | 25.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС
«Сказки как вид народной прозы. Виды сказок». (5 класс)
Учитель: Коломбитова Васима Сафиуловна.
Место работы: МКОУ Михайловская СОШ Чулымского района, Новосибирской области.
Должность: учитель литературы.
Предмет: литература.
Класс: 5
Учебник Литература. 5 класс. Учебник. для общеобразовательных учреждений с прил. на электронном носителе. В 2 ч./ В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013
Тема: «Сказки как вид народной прозы. Виды сказок».
Цели урока:
- развивать представление о сказке как о самом популярном жанре УНТ.
- показать своеобразие сказочного жанра.
- дать представление о различных видах сказок.
- ввести понятие «композиция сказки».
Личностные:
- Создать условия для формирования осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.
- Развитие коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, умения слушать и слышать, участвовать в дискуссии.
Метапредметные:
- Умения принимать решения и осуществлять осознанный выбор.
- Техника смыслового чтения.
- Умения организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками и с учителем.
Предметные:
Методическая: поделиться с коллегами опытом проведения урока с применением ЭОР.
Задачи урока:
- Обобщить и систематизировать знания обучающихся;
- Совершенствовать навыки работы с текстом;
- развивать монологическую речь (её содержательность, точность), умения классифицировать материал и делать выводы.
Тип урока: Комбинированный
Формы работы учащихся: беседа, устная работа, индивидуальная работа, коллективная
работа
Необходимое техническое оборудование:
- ПК;
- мультимедийный проектор;
- мультимедийная презентация к уроку;
https://docs.google.com/presentation/d/1dRqfyEkpFVCMDnmHBgPKsjcEfn4Ufu-oJI1DWm2ABbI/edit#slide=id.p3
Структура урока:
- Организационный этап.
- Актуализация знаний.
- Постановка учебной задачи.
- Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
- Физ. минутка.
- Закрепление изученного материала.
- Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
- Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя
| Деятельность ученика | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. | Время |
1 Организационный момент, мотивация к учебной деятельности | Приветственное слово учителя: - Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас сегодня. И надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. | Приветствие учащихся | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. | 1 минута |
2Актуализация знаний
3.Постановка учебной цели | Вопрос к классу: -«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был…» -Это начало…? -Как вы думаете, ребята, как будет звучать тема нашего урока? С какими сказками мы будем знакомиться? -Откройте тетради, запишите число. Классная работа. Тему урока «Сказки как вид народной прозы. Виды сказок». -Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? (слайд 2) -Правильно, в ходе урока мы познакомимся с основными признаками сказки как жанра, видами русских народных сказок, будем учиться определять виды сказок, аргументируя свой ответ. | Отвечают на вопросы
Формулируют тему
Учащиеся записывают в тетради число, «Классная работа», тему урока.
Формулируют цель урока | Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).
Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. | 5 минут
|
4.Усвоение новых знаний и первичное закрепление
5.Физ.минутка. (пауза релаксации) (2 минуты) |
Что такое сказка? – таков первый вопрос, который ставит себе человек, желая осмыслить известные ему с детства занимательные истории. -Сказка – один из основных фольклорных жанров, в основе которого лежит вымысел. Сказки мы любим с детства, они согревают сердце, будят ум и воображение. Сказки наполнены невероятными событиями, фантастическими приключениями, в сказках звери и птицы говорят и поступают, как люди, они рассуждают, обманывают, ссорятся и дружат. Тем сказка нам и интересна. Сказку русский народ всегда любил, передавал её из уст в уста, из поколения в поколение. Люди, рассказывая сказку, часто изменяли и дополняли её. Обычно сказка становилась от этого всё интереснее, занимательнее. - Дадим определение сказке. (Введение литературоведческого термина (слайд 3) 2. Основные признаки сказки(присказка, зачин, концовка, повтор, постоянные эпитеты и т.д.) (слайд 4) Демонстрация признаков на примерах из сказки. Беседа с объяснением: 1) Присказка (вступление к сказке в виде прибаутки, пословице, обычно не связанное с содержанием - "Начинается, починается добрая повесть от Сивка от Бурка, от вещего Каурка. Это не сказка, присказка, а сказка будет в субботу, когда поешь мягкого хлеба." (слайд 5) 6) Назвать повторы слов (жили-были, ехали-ехали (слайд 9). 3. Работа с учебником, заполнение таблицы вместе с учениками «Виды сказок» (слайд 10) Волшебные сказки (повествуют о подвигах героев, о их внешней и внутренней красоте; неотъемлемым является присутствие чудес, волшебства, целью является победа добра над злом, прославляются такие идеала как доброта, сострадание, щедрость, трудолюбии ) Приведите примеры Сказки о животных (герои - животные, на которых перенесены человеческие качества (жадность, зависть, злость, нахальство)); отсутствие чудес и волшебства; такие сказки отражают существующие отношения между людьми Приведите примеры Социально-бытовые сказки (герои - обычные люди; в таких сказках прослеживаются черты народной жизни, поощряются такие качества как смекалка, находчивость, ум; сюжет бытовых сказок динамичен, отсутствуют какие-либо волшебные атрибуты). Приведите примеры |
Один ученик отвечает на вопрос «Что такое сказка?» (Индивидуальная работа) Запись информации в тетрадь
Ученики записывают определение в тетрадь.
Физкультминутка
Учащиеся приводят примеры
Учащиеся приводят примеры
Учащиеся приводят примеры | Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).
ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания, совершенствовать технику чтения.
| 20 минут |
6. Закрепление изученного материала | 1.Конкурс знатоков( Из какой сказки эти строки? Определите вид сказки) (слайд 11). 1.-Ах ты, Петя – простота, Сплоховал немножко: Не послушался Кота, Выглянул в окошко… (“Петушок-золотой гребешок», о животных.) (слайд12) 2.Старуха принесла котёл, солдат вымыл топор, опустил в котёл, налил воды и поставил на огонь(«Каша из топора», бытовая) (слайд13) 3.-Тепло, Морозушко, тепло, батюшка! («Морозко», волшебная) (слайд14) 4.В самую полночь прискакал в пшеницу разношерстный конь: одна шерстинка золотая, другая — серебряная, бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет. И стал тот конь пшеницу есть: не столько ест, сколько топчет.( «Сивка-бурка». Волшебная) (слайд15) 5.-Спасибо, мужик, тебе за гуся; только не знаю, как мы твоего гуся делить будем. Вот у меня жена, два сына да две дочери. Как бы нам разделить гуся без обиды? («Как мужик гусей делил», бытовая) (слайд16) 6.Мышка дом себе нашла, 2. -Главным героям помогают волшебные предметы. Какие? Игра по рядам. «Кто больше всего назовет сказочных волшебных предметов?» |
Определяют виды сказок, приметы сказок, отвечают на вопросы | Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества). | 13 минут |
7.Рефлексия деятельности.
| Значение сказки? Достигли ли цели и задач урока? Обобщение по пройденной теме. - Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. Выставление оценок | Ученики отвечают на поставленные вопросы (Фронтальная беседа) | УУД: познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка | 3 минуты |
Домашнее задание.
| Прочитать сказку «Царевна-лягушка». (слайд18) | Запись учащимися задания в дневники. |
| 1 минута |
Источники:
1.Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе 5 класс. М. Вако, 2009
2.М.А.Снежневская. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 5 кл.: Литература. Начальный курс: Пособие для учителя. М.: Мнемозина, 2000
3. Б.И.Турьянская. Литература в 5 классе. Урок за уроком. М.: Русское слово, 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".
Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....
Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия ( урок - обозрение ) урок литературы 11 класс
лекция с элементами беседы. анализ стих....
Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".
Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...
Презентация к уроку литературы 9 класс"Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции"
Презентация к уроку...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)
Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1. Рассмотреть слияние разных видов искусства;2. Познакомиться с особыми фор...