Описание системы работы. Страница Вконтакте как самохарактеристика литературного героя
методическая разработка по литературе

Питерских Ирина Сергеевна

В данной работе описана методика создания страницы Вконтакте от лица литературного персонажа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Страница в социальных сетях как самохарактеристика героя литературного произведения

Именно способность мыслить, на мой взгляд, делает человека личностью. А развить эту способность помогает знакомство с огромным, неисчерпаемым миром, миром ЛИТЕРАТУРЫ. Очень точно сказал о роли литературы Иосиф Бродский в Нобелевской лекции: «Как система нравственного, по крайней мере, страхования, она куда более эффективна, нежели та или иная система верований или философская доктрина». «Система …нравственного страхования»… Разве не это всегда было необходимо человеку, особенно в период формирования его мировоззрения, в период поиска ответов на множество вопросов? Как не хотелось бы, чтобы у подростков  чтение произведений мировой классики уходило на второй, а то и на третий план. Наверное, в этом и состоит основная задача учителя: помочь ученику вырасти в самодостаточную, мыслящую, нравственно ориентированную личность

 Не секрет, что читающих детей в общеобразовательной школе сейчас не так много, как бы нам хотелось или как было раньше, до того, как в нашу жизнь вошли гаджеты, соц. сети и т. п.  И говорить ученикам, не берущим в руки книги, о том, что читать необходимо, так как чтение формирует мировоззрение, дает возможность прожить разные ситуации, помогает разобраться, например, где настоящая любовь, а где страсть, что такое предательство, понять, что не все средства хороши для достижения цели и многое другое, зачастую, к сожалению, бесполезно, хотя, несомненно, это так. Попробуем поступить по-другому: не будем заставлять ученика читать,  пусть захочет сам, или, как минимум, должен будет это сделать для выполнения задания. Но при этом задание должно увлечь, ученика, помочь ему раскрыться.

Один из видов работы, который я использую и о котором пойдет речь, направлен на то, чтобы у ребят возникла мотивация для знакомства с произведением и более глубокого понимания поступков героя, для внимательного, вдумчивого чтения (первичная мотивация, которая, надеюсь,  когда-нибудь перерастет в потребность читать).

 В начале изучения произведения, говорю о том, что после его прочтения и обсуждения в каждой рабочей группе нужно будет создать образец страницы Вконтакте от лица одного из героев. Обманчивая легкость задания и понимание того, что должен представлять собой готовый продукт,  окрыляет и слабого учащегося. Происходит включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне: «хочу, потому что могу», что является одной из целей такой работы.

 Из чего же состоит такая страница? Это, конечно, портрет героя, его внешность, социальное и семейное положение, кроме того – интересы, привычки, взгляды, увлечения, кругозор, круг общения, друзья, отнощение  к людям и их восприятие героя. Но, самое интересное – подача - от первого лица, как бы он о себе сказал (например, вместо предполагаемого фото – аватарка, конечно, потом мы все это обсуждаем), будь у него возможность «жить» в соцсетях.

 Работа ведется в группах, кто за какой аспект характеристики отвечает, кто какие материалы приносит, кто готовит текст на защиту – распределяют сами ребята. И хотя соревновательная составляющая между группами присутствует, в итоге на уроке группы делятся друг с другом принесенными материалами. Работа проходит в 3 этапа:

1- подготовительный (накопительный – сбор материала),

2- создание продукта на листе А1,

3- защита, предполагающая подготовленное речевое высказывание, умение отвечать на вопросы и обосновывать свое мнение.

Система оценивания: ребенок за работу получает 2 оценки: внутри группы ведется обсуждение уровня подготовки и совместно выставляется первая оценка каждому. После защиты вся группа получает средний балл: от капитанов других групп и от учителя. Это вторая оценка каждому. Роль учителя – организационная и направляющая.

В чем новизна данного метода? Думаю, во-первых, в попытке «смешать» «дальнее» и «ближнее»; во-вторых, в « миге узнавания»: в точном понимании того, что должен представлять собой продукт, о чем, как уверен учащийся, он знает даже больше, чем учитель; и, в-третьих, в возможности «поиграть» даже с самым серьезным материалом.

Проиллюстрировать результативность метода в цифрах представляется затруднительным. Но заинтересованность, например, семиклассников, рассматривающих вывешенные в классе страницы Евгения Базарова, Печорина и других персонажей, и их ожидание встречи с этими героями, вдохновляет на продолжение такой работы.

Несомненно, развиваются   ключевые компетенции: информационные, коммуникативные (умение учитывать и слышать чужое мнение, вести диалог), познавательные, социальные, личностные. Развиваются творческие способности, умение абстрактно и ассоциативно мыслить, самостоятельность мышления, его оригинальность. Благодаря работе над подобным проектом, учащиеся воспринимают героя произведения не как абстрактное лицо, отделенное от современности, а значит, и от них самих  десятилетиями или даже веками, а как  личность, как  реального человека, которому есть что сказать о себе; ученики словно примеряют на себя маску литературного героя и позиционируют его  привычными им способами. Результат зависит от того, насколько глубоко ребята владеют материалом, а это возможно только при глубоком погружении в текст произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из личного опыта: Описание системы работы с одарёнными детьми (руководство проектной и учебно-исследовательской деятельностью обучающихся, подготовка к рейтинговым состязаниям различного уровня)

Результатом обучения в школе должно стать формирование личности, сочетающей в себе мировоззренческую культуру, высокие нравственные качества, деловитость и творческую индивидуальность, гуманистическое...

Описание системы работы

Попытка обобщения опыта...

Описание системы работы по пропаганде правильного питания

Пропаганда правильного питания – составляющая часть борьбы за здоровый образ жизни. По данным валеологов, болезни органов пищеварения у детей и подростков занимают 3-е место. Поэтому важным фактором с...

Описание системы работы с одарёнными детьми (руководство проектной и учебно-исследовательской деятельностью обучающихся, подготовка к рейтинговым состязаниям различного уровня) - из личного опыта учителя.

Система работы с  одаренными   учащимися:   Работа с одаренными детьми достаточно актуальна для современного общества. По выявлению одаренных учащихся предъявляются сегодня вы...

Описание системы работы педагога- библиотекаря

Краткое описание моей системы работы....

Описание системы работы классного руководителя

Краткий рассказ как я работаю с классом...

Модульное описание системы работы. Наименование опыта: "Стимулирование мотивации выпускников детского дома к саморевализации и самосовершенствованию личности в период адаптации к самостоятельной жизни"

Актуальность и обоснование темы. Работа по программе постинтернатного сопровождения выпускников детского дома "Становление": цели, задачи, формы и методы работы. Стимулирование мотивации выпускников д...