Урок литературы в 10-м классе "От доктора Старцева - к Ионычу"
учебно-методический материал по литературе (10 класс)
План урока по рассказу А.П. Чехова "Ионыч"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_rasskazu_a_0.doc | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План урока по рассказу А.П. Чехова "Ионыч»
Тема урока: От доктора Старцева – к Ионычу
Учебник: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень): в 2 ч. И.Н.Сухих.- М
Оборудование: портрет А.П. Чехова, иллюстрации к рассказу «Ионыч», карточки для организации работы в группах, вопросы для восприятия текста.
Оформление доски
Тема: От доктора Старцева- к Ионычу (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»)
Эпиграф: Человека создает сопротивление окружающей среде. А. М. Горький
Слева слова:«Хорошо, если бы каждый из нас оставлял после себя школу, колодец или что-нибудь вроде, чтобы жизнь не проходила и не уходила в вечность бесследно»,- писал А. П. Чехов.
Цели урока
Образовательная: литературно-критический анализ глав рассказа
Воспитательная: осознание причин духовной гибели человека(на примере личности главного героя)
Развивающая: развитие аналитического мышления и культуры монологической речи
Задачи
1) Обеспечить условия формирования опережающего, сопутствующего и итогового восприятия художественного текста.
2). Обеспечить необходимость перечитывания текста, развивать навыки квалифицированного читателя.
3). Развивать навыки самостоятельной работы с текстом, умения добывать знания как альтернативу потребления готовой информации о тексте.
4). Развивать коммуникативные навыки и индивидуальные способности через возможность выбора заданий и вопросов.
Пояснительная записка
В представленном уроке предлагается один из возможных вариантов решения проблемы педагогического воздействия на процесс формирования читательского восприятия у обучающихся.
Опережающее восприятие формируется через систему домашнего задания, направленного на формирование разных сторон читательского восприятия, работу школьников по выбранным ими и предложенным учителем вопросам и заданиям. Система опережающих вопросов и заданий является ориентиром при самостоятельной работе учеников с текстом. Это обеспечивает целенаправленную работу с текстом как до урока, так и на уроке, при этом учитель получает возможность опереться на подготовленный ответ ученика.
Таким образом, учитель получает большую возможность для формирования сопутствующего уровня восприятия художественного произведения. Итоговый уровень восприятия отслеживается учителем через письменные работы как контрольного, так и творческого, исследовательского характера, опорные схемы обобщающего характера, самостоятельный анализ художественного текста, участие в дискуссии или семинаре, интеллектуальной игре.
А.П. Чехов «Ионыч»
Вопросы для опережающего восприятия
1. Какова центральная тема рассказа?
2. Какова основная идея произведения?
3. Какова композиция рассказа?
4. О чем заставляет задуматься фамилия героя? Старцев – фамилия на протяжении рассказа подчеркнута, и лишь в пятой части – Ионыч. Почему? Старцев – какова этимология фамилии в рассказе? Почему рассказ назван не «Старцев», а «Ионыч»?
5. Каковы взгляды, характер этого человека?
6. Как соотносятся в рассказе автор и повествователь? Какую оценку дают содержанию романа Веры Иосифовны автор и герой? Какой видели Екатерину Ивановну автор и его?
7. Какую роль в рассказе играет время?
8. Какие изменения происходят в семье Туркиных? Меняется ли Ионыч вместе со
временем внешне и внутренне?
9. Изменилось ли отношение Дмитрия Ионыча к ним? Как герой отрезает себе путь к любви, не задерживает свою деградацию, утрату человеческой личности?
10. Изменили ли Туркины или город Старцева? И виноваты ли они в превращении Старцева в Ионыча?
11. Какие выразительные средства несут в рассказе «Ионыч» наибольшую художественно-эстетическую нагрузку и раскрывают основную мысль произведения?
12. Как используются художественные детали в раскрытии образов героев, собирательный образ жителей города С?
13. Является ли рассказ страстным протестом против разрушения человеческой личности?
14. Как вы понимаете призыв: «Берегите в себе человека!»
15. Как вы считаете: превращение Старцева в Ионыча является трагедией интеллигентного человека, не справившегося с окружающей обывательщиной, или же это сатира, которая разоблачает слабого и безвольного героя?
16. Актуален ли рассказ в наше время?
Ход урока:
- Вступительное слово учителя.
Чехов в рассказе «Ионыч» исследует процесс духовной капитуляции человека перед темными силами жизни. Тема духового оскудения была одна из самых острых социальных и политических проблем его времени. Автор обостренно воспринимал новые веяния времени и предчувствовал зреющие в стране перемены. Он болезненно чувствует жизненную нескладицу и не имеет сил не высказаться. Чтобы понять это, надо обратиться к истории создания рассказа «Ионыч» и его содержанию.
- Сообщение учащегося «История создания рассказа « Ионыч»
Впервые образ героя Старцева возникает в представлении писателя в 1897 году. Об этом свидетельствуют сделанные им запииси в дневниках. Уже тогда Антон Павлович решает показать вселенскую скуку жизни и ее бесцельность. Ведь Старцев, а попросту Ионыч, как все его называют, остановился в развитии лет так в 20. Дальше – деградация как человека. В пользу этого свидетельствует рефреном звучащая фраза: «Не надо бы толстеть». Но тем не менее продолжает толстеть, так что рессоры выездной коляски уже под ним прогибаются. Да и сама коляска из года в год становится все более массивной. Последняя запись в дневниках Чехова: «Ионыч. Ожирел. По вечерам ужинает в клубе за большим столом…»
Окончательно Чехов оформил свои записки в рассказ «Ионыч» в мае-июне 1898 года в имении Мелихово. В сентября того же года произведение напечатано в «Ежемесячных литературных приложениях к журналу «Нива».
Скорее всего, картины провинциального городка из рассказа «Ионыч» восходят к жизни родного города писателя Таганрога. Также многое писатель почерпнул в среде московских врачей, с которыми Антон Павлович общался по роду своей основной врачебной деятельности. Это быт семьи Туркиных. Первоначально в записках у Чехова они носят фамилию Филимоновых. Чехов отмечает, что Филимоновы – талантливая во всех отношениях семья. Он острит, она пишет либеральные рассказы, дочь тоже талантлива – играет на фортепиано. Такая семья и правда кажется интересной и необычной в условиях уездного городка. Но не более того. Через три года Ионыч понял всю убогость Филимоновых, ставших в процессе работы над их образами Туркиными
Читать рассказ «Ионыч» следует, вдумываясь в каждую мелочь, потому как мелочи у Чехова возведены в абсолют, приобретают вневременное значение и вселенские масштабы. Так об «Ионыче» отзывались литературные критики, которые хорошо приняли его и высоко оценили.
Организация групповой работы на уроке
Проблемный вопрос урока: Какие причины привели к омертвлению души доктора Старцева?
Карточки для организации работы внутри группы
1 группа
Образ Ионыча
Проанализировать «глагольность текста» (глаголы, относящиеся к Старцеву).
- Доказать, что Старцева как бы втягивают в некое действие (проанализировать роль страдательных кратких причастий).
- Когда подчинённость действия Старцева сменяется глаголами настоящего и прошедшего времени? Означает ли это свободный выбор персонажа (обратить внимание суффикса ся)?
- Глаголы какого времени использованы в 4 главе? А в пятой? Почему прошедшее время сменяется настоящим? Где настоящий Старцев?
- Деградирует ли Старцев?
- Эпизод «Старцев слушает музыку в доме Туркиных». Совпадают ли автор и повествователь? Однозначна ли позиция автора? Какого авторское отношение к Старцеву?
Портреты от «доктора Дмитрия Ионовича Старцева» до «Ионыча»
- Каков портрет Старцева в начале рассказа (есть ли он)?
- Проследить: меняется ли портрет к финалу рассказа.
- Как отражается авторское отношение к персонажу в портретной характеристике? Можно ли сказать, что Старцев – герой именно «телесной»?
- Деградирует ли Старцев? Всегда ли был Ионычем (только молодым, солидным, зрелым)?
- Почему рассказ называется Ионыч (не «Доктор Старцев», «История доктора Старцева», и др.)? Почему фамилия персонажа «Старцев»?
- Есть ли портреты у членов семьи Туркиных? Случайно ил отсутствие подробного описания лица Старцева на фоне портретов членов семьи Туркиных, где портрет есть даже у Павы?
- Занесите свои наблюдения в таблицу (см. сл. страницу):
Глава | Имя | Социальное положение | Внешность | Одежда | Мимика и жесты | Речь | Характерные поступки | Лицо | Глаза |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Подведите итоги, сформулируйте итоговое выступление.
Развлечения Старцева Дмитрия Ионовича
- Сравните характер развлечений Старцева в начале и финале рассказа:
▪ Театр; |
| ▪ Чтение; | ▪ Прогулки. |
- Меняется ли Старцев или развивается то, что было изначально?
- О чём размышляет Старцев (сцена на кладбище)? Об искусстве ли эти мысли?
- Занесите свои наблюдения в таблицу
- Подведите итоги, сформулируйте итоговое выступление.
Отношение Старцева к Екатерине Ивановне
- Душа или тело волнуют Старцева в Екатерине Ивановне? Проанализируйте эпизоды:
▪ «Первая встреча – представление»; |
| ▪ «На кладбище»: чего ждал, что видел; |
▪ «Старцев слушает музыку»; |
| ▪ «Объяснение с Котиком». |
▪ «Старцев и Котик едут в клуб»; |
|
|
- Сцена объяснения: какие мысли и слова перемежаются и спорят, отрицают друг друга? Что победит?
- Готов ли Старцев на подвиги во имя любви?
- Можно ли утверждать, что это «любовь Ионыча»: противоречивость сознания; разные начала, живущие в нём? Можно ли сказать, что он и в любви изначально Ионыч, доктор, которого интересует лишь физиология, материальное?
- Хорошо или плохо, что женитьба Старцева и Екатерины Ивановны не состоялась?
- Любил ли Старцев Екатерину Ивановну?
- Подведите итоги, сформулируйте итоговое выступление.
Деградация доктора Старцева?
Деградация – отход от высоких идеалов, неизбежная победа низменных интересов, утрата человеческого в человеке.
1. Как меняется отношение Старцева к культурной жизни, какие интересы пропадают (если пропадают), какие появляются?
2. Как меняется отношение к семье Туркиных?
3. Как меняется отношение к Екатерине Ивановне?
4. Как меняется отношение к работе?
5. Как меняется его имущественное положение?
6. Как меняется характер?
7. Как меняется отношение к обывателям города?
8. Как меняется обывателей города к Старцеву?
9. Сопоставьте начало и итог (финал) истории Старцева. Сделайте вывод о справедливости заголовка нашей работы. Деградирует ли Старцева?
10. Как нашло это выражение в отношении к персонажу автора?
11. Подведите итоги, сформулируйте итоговое выступление.
2 группа
Образы Туркиных
Карточки для организации работы внутри группы
Меняются ли Туркины?
- Проследите, меняются ли Туркины от начала к финалу рассказа?
1 глава | начало рассказа | |||
| 2, 3 главы | год | ||
|
| 4 глава | 4 года | |
|
|
| 5 глава |
|
- Что меняется, что остаётся неизменным?
- Как меняется отношение автора к семье Туркиных?
- Найдите в тексте примеры иронии, гротеска при описании семьи Туркиных. Докажите, что ирония и гротеск сменяются в финале сентиментально-трогательными портретами семьи Туркиных. Почему так?
- Туркины ли изменили Старцева до Ионыча?
- В чём автор видит пошлость, мещанство Туркиных?
- Что привлекает, вызывает грустное сожаление в образах Туркиных?
- Почему новелла заканчивается эпизодом с Туркиными? Каков смысл последней фразы Ивана Петровича?
- Подведите итоги, сформулируйте итоговое выступление.
Портреты членов семьи Туркиных
- Найдите портрет каждого члена семьи Туркиных в начале и финале рассказа.
- Меняются ли портреты, как? Это внешние или внутренние изменения?
- Какого отношение к Туркиным Старцева? Автора? Почему их позиции не совпадают?
- Подведите итоги, сформулируйте итоговое выступление.
3 группа
Карточки для организации работы внутри группы
Интерьер в рассказе А. Чехова «Ионыч»
- Доказать текстом, что дом, семья Туркиных в поле зрения читателя постоянно.
- Есть ли дом у Старцева?
- Старцев имеет дома′, покупает дома, но есть ли у него дом, семья?
- Докажите текстом, что интерьер (дом Туркиных) играет роль обрамления в композиции рассказа.
- Какого отношение автора к Старцеву, к Туркиным в финале?
- Почему рассказ заканчивается Туркиными, а не Старцевым?
- Подведите итоги, сформулируйте итоговое выступление.
Цветовая деталь в рассказе А. Чехова «Ионыч»
- Какие краски сопровождают образ Старцева?
- Расцвечиваются ли действительность когда Старцев влюбляется в Екатерину Ивановну?
- Какие другие краски есть в рассказе? Кого они сопровождают?
- Какую роль играет цветовая деталь в рассказе?
- Подведите итоги, сформулируйте итоговое выступление.
Лиризм новеллы А. Чехова «Ионыч»
- Перечитайте эпизод: монолог Старцева, желающего объясниться в любви к Котику.
- Проследите как в этот монолог включается пейзажная зарисовка: «приближалась осень, и в старом саду было тихо, грустно, и на аллеях лежали тёмные листья», «уже рано смеркалось…».
- А. Чехов рисует пейзаж. Но почему в объяснении в любви входит пейзаж осенний? Почему «грустно»? Почему «уже»? Какое настроение создаёт пейзаж? Какое «подводное течение» начинает чувствовать читатель?
- Случайно ли, получив отказ на другой день, Старцев «прежде всего сорвал с себя жёсткий галстук и вздохнул всей грудью…», «дня три у него всё валилось из рук, он не ел, не спал, но… успокоился и зажил по-прежнему». Удивлён ли читатель? Почему?
- Случайно ли, главка заканчивается словами Старцева: «Ох, не надо бы полнеть!».
- Есть ли в новелле подобные лирические эпизоды? Как создаёт в них автор нужное лирические настроение, подводное течение (например, сцена на кладбище)?
- Подведите итоги, сформулируйте итоговое выступление.
Итоговый вывод учащихся
Внимательная работа с текстом убеждает нас, в том, что художественная мысль Чехова движется от частного к общему: Судьба Старцева, превратившегося в Ионыча, проявление общей неустроенности .Писатель показывает, что решение неустроенности, личных проблем невозможно без решения проблем общественных. Автор мастерски изображает нравственное падение человека.
Бездуховная жизнь, на которую обрек себя Старцев, исключила его из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать. Следует вывод: если в человеке гаснет способность к сопротивлению обстоятельствам, происходит омертвление человеческой души – самое страшное возмездие, которое жизнь воздает за приспособленчество. Ограждение себя от активной жизни оборачивается для Старцева катастрофой: он всем своим существом врастает в зло, приходит к тем, от кого вначале уходит и кого ненавидит. В финале рассказа Старцев и Туркины откровенно поставлены рядом, уравнены между собой как люди, у который одинаково не удалась жизнь: бессмысленны и безнравственны праздные затеи Туркиных, безнравственно и омерзительно бездушное стяжательство Ионыча.
Но все ж создавая образ Старцева, Чехов ставит проблему личной ответственности человека за свою жизнь. Ведь среда, воспитавшая и сформировавшая Ионыча, выдвинула и других людей, как врачи Кириллов («Враги») и Дымов («Попрыгунья»). Образ Ионыча показывает, каким становится человек, если нет сопротивления пошлости, лени, мещанству, эгоизму.
Подведение итога урока в форме беседы.
Вопросы учителя:
- На какие жизненно важные вопросы получили мы сегодня ответы?
- К чему может привести каждого из нас бездуховная и бесцельная жизнь?
- Какую оценку вы можете дать своей работе на уроке?
Домашнее задание (по выбору учащихся)
1. Составить рассказ «Ионыч» с циклом «маленькой трилогии»: объединяет ли все произведения идея «футляра»?
2. Множественность смыслов в рассказе А. П. Чехова «Ионыч». Возможные подходы к интерпретации текста, смысла заглавия.
3. А. П. Чехов «Ионыч». Восприятие текста до и после семинара. Мои открытия в тексте и в себе.
4. Есть ли интеллигенты среди персонажей рассказа А. П. Чехова «Ионыч».
5. Способы выявления авторской позиции в рассказе А. П. Чехова «Ионыч».
Литература
1. Акимова Л. В. Тайны текста постигая. Из опыта работы словесника. – Череповец, 2008
2. Творчество А. П. Чехова: сб. материалов международного конкурса. Отв. ред. проф.С. Н. Зотов. – Таганрог, изд-во ТГПИ, 2010
3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.: Русский язык, 1981
4. Есин А. Б. Психологизм русской классической литературы. – Просвещение, 1988
5. Иоффе Т. А. Русская литература второй половины XIX века. Методическое пособие. – СПб.: Паритет, 2003
6. Как написать сочинение. Справочник школьника. Составитель Быкова Н. Г. Филологическое общество «Слово», АСТ, Компания «Ключ-С», Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997
7. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. - Л., 1974.
8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1990
9. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 1974
10. Чехов А. П. в воспоминаниях современников. – М., 1986
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
А.П. Чехов "Ионыч". Композиция рассказа (урок литературы в 10 классе).
Основная задача урока: проследить, как проявилось мастерство Чехова - рассказчика в композиции рассказа, его умение рассказать о жизни героя и целого города всего на нескольких страницах; какими худож...
Методическая разработка урока литературы в 10 классе: "Русская действительность конца XIX века в рассказе А.П.Чехова «Ионыч».
Урок литературы в 10 классе по рассказу А.П.Чехова "Ионыч", тема: "Русская действительность 19 века в рассказе". Технология "РКМЧП", технологическая стратегия "Чтение с остановками, или направле...
урок литературы. Проблема личной ответственности человека за свою жизнь.( По рассказу А.П. Чехова "Ионыч".
Проблема личной ответственности за свою жизнь в рассказе А. П. Чехова " Ионыч"...
урок литературы. А.П. Чехов "Ионыч"
Проблема личной ответственности за свою жизнь в рассказе А. П. Чехова " Ионыч"...
Урок литературы в 10-м классе "От доктора Старцева - к Ионычу"
План урока по рассказу А.П. Чехова "Ионыч"...
Разработка урока литературы "Анализ рассказа А.П.Чехова "Ионыч"
Конспект урока литературы в 10 классе. Урок – исследование «Анализ рассказа А.П.Чехова «Ионыч». В разработке урока представлена поэтап...