РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе 7класс
рабочая программа по литературе (7 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по____________литературе________________
(учебный предмет, курс)
Уровень общего образования, класс
________основное общее образование 7 класс________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов__68___
Программа разработана на основе
Программы по литературе. 5-11 классы. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев.- М.: Русское слово, 2010.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_7-a_klass_.doc | 384.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №11 г.Волгодонска
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения МБОУ СШ №11г.Волгодонска от 29.08.2019г. № 1 Руководитель МО ________ / ГладскихС.В./ | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР 29.08.2019г. __________/ Менжинская И.В./
| УТВЕРЖДАЮ директор МБОУ СШ №11г.Волгодонска _____________/И.А.Шахова/ Приказ от 02.09.2019г. № 267 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по____________литературе________________
(учебный предмет, курс)
Уровень общего образования, класс
________основное общее образование 7 «А» класс________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов__68___
Учитель_____Титаренко Марина Юрьевна__
(ФИО)
Программа разработана на основе
Программы по литературе. 5-11 классы. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев.- М.: Русское слово, 2010.
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания)
Раздел. Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по литературе ,утверждённого приказом Минобразования России от 5.03. 2004 г.№1089.
2. Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7,9,32).
3. Программа по литературе для 7 класса (автор-составитель Г.С.Меркин).
Программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования и рассчитана на изучение литературы на базовом уровне в объёме 70 часов (2 часа в неделю).
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик, и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляет чтение и текстуальное изучение художественных произведений. Рабочая программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе, примерной программой (автор-составитель Г.С.Меркин).
Курс литературы ориентирован на совершенствование умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающего установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя; развитие способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения; воспитание у школьника активного отношения к действительности, к природе, ко всему окружающему миру, выявлению места художественной литературы в общественной жизни и культуре России.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Оба предмета формируют коммуникативные умения и навыки , лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла, историей и обществознанием.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество обучающихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Цели обучения:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции, потребности в самостоятельном чтении, развитее устной и письменной речи обучающихся.
Задачи:
развитие способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию; совершенствование умений анализа и интерпретации художественного текста; освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий.
Раздел. Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.
Овладение следующими общими учебными умениями и навыками является необходимым условием развития и социализации школьников :
-самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления. Оценки и классификации художественных образов;
- умение развёрнуто обосновывать суждения ,давать определения, приводить доказательства;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- умение устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде;
- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения;
- владение монологической и диалогической речью, выбор и использование выразительных средств языка;
- составление плана, тезиса, конспекта;
- подбор аргументов, формулирование выводов;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы;
- самостоятельная организация учебной деятельности.
Приоритетными методами в этом направлении являются:
-объяснительно-иллюстративный (беседа, лекция, работа с учебником, таблицей);
- решение проблемных вопросов;
-частично-поисковый (комментированное чтение, словарная работа, элементы анализа лирического произведения, творческие задания, тестирование и т. д.)
- исследовательский
Раздел. Место учебного предмета в учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 7 классе – 68 часов (из расчёта – 2 часа в неделю).
В соответствии с годовым календарным учебным графиком для муниципальных образовательных учреждений города Волгодонска на 2019-2020 учебный год (учебных недель, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011 г. №1994), учебным планом МБОУ СШ № 11 г.Волгодонска, расписанием уроков в 7-А классе на 2019-2020 учебный год количество учебных недель -35, количество часов в год —68, т.к. 2 часа выпадают на праздничные дни (см. лист корректировки).
Раздел. Требования к уровню подготовки, обучающихся по данной программе
Учащиеся должны знать:
1. Тексты художественных произведений и их авторов.
2. Основные темы и особенности композиции изученных произведений.
3. Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
4. Основные признаки понятий: художественный образ, тема, идея, сюжет, композиция, род и жанр произведения, рифма, строфа, размер стиха.
5. Характерные особенности лирических, эпических и драматических произведений.
Учащиеся должны уметь:
1. Правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных произведений.
2. Выразительно читать произведения или отрывки из них наизусть.
3. Осмысливать и анализировать изучаемое в школе или прочитанное самостоятельно художественное произведение (сказку, стихотворение, главу рассказа, повести и пр.).
4. Определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров (рассказ, повесть, комедия и пр.).
5. Обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении.
6. Выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения.
7. Составлять простой и сложный планы изучаемого произведения.
8. Объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника.
9. Владеть монологической и диалогической речью, готовить сообщения, доклады, рефераты.
10. Письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы.
11. Выявлять авторское отношение к героям.
12. Высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
Раздел. Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся
Раздел. Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов | |
По программе | По тематическому планированию | ||
1 | Введение | 1 | 1 |
2 | Из устного народного творчества | 4+1рр | 4+1рр |
3 | Из древнерусской литературы | 2+1в/ч | 2+1в/ч |
4 | Из литературы 18 века | 5+1в/ч | 5+1в/ч |
5 | Из литературы 19 века | 19+4рр+2в/ч | 19+4рр+2в/ч |
6 | Произведения русских поэтов 19-20 веков о России | 1+1рр | 1+1рр |
7 | Из литературы 20 века | 15+1рр+3в/ч | 15+1рр+3в/ч |
8 | Лирика поэтов – участников Великой Отечественной войны | 2 | 2 |
9 | Из зарубежной литературы | 5+1рр+1в/ч | 5+1рр+1в/ч |
Итого | 70 | 70 |
Раздел. Содержание рабочей программы.
Введение.
Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма) и жанры. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество.
Из устного народного творчества. Былины.
«Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей – Разбойник». А.К.Толстой «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).
Теория литературы: эпические жанры в фольклоре. Тематика былин. Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием).
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Русские народные песни.
Обрядовые песни: «Девочки, колядки!», «Наша масленица дорогая», лирические песни: «Подушечка моя пуховая…», лиро-эпические «Солдатская». Своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа. Душевная красота, нравственные устои народной жизни.
Теория литературы: песенные жанры в фольклоре.
Из древнерусской литературы.
Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего»), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы, мужрость, любовь к родине, твёрдость духа, религиозность.
Теория литературы: символ, жанры древнерусской литературы.
Связь с другими искусствами: иконопись.
Из литературы 18 века. М.В.Ломоносов.
Жизнь и судьба поэта, просветителя, учёного. «О вы, которых ожидает…» (из «Оды на день восшествия на всероссийский престол…». Мысли о просвещении, вера в творческие способности народа, рассуждения о значении поэтического труда. Теория «о трёх штилях» (отрывки).Особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения.
Теория литературы: ода, риторическое восклицание, обращение, риторический вопрос.
Связь с другими искусствами: работа с репродукциями.
Г.Р.Державин. Биография. «Властителям и судиям»: отражение в названии тематики и проблематики стихотворения. Своеобразие стихотворений Г.ДержавинаТема поэта и власти в стихотворении.
Теория литературы: лирическое стихотворение.
Д.И.Фонвизин. Краткие сведения о писателе. «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы, её проблематика, образы. Образование и образованность, воспитание и семья, отцы и дети; социальные вопросы в комедии. Позиция автора.
Теория литературы: юмор, сатира , сарказм; жанр комедии.
Связь с другими искусствами: театральное искусство.
Из литературы 19 века. А.С.Пушкин. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях: «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…». Человек и природа в стихотворении «Туча». Дружба и тема долга в стихотворении «Песнь о вещем Олеге». Судьба Олега в летописном тексте и балладе А.Пушкина. Образ Петра первого и тема России в поэме «Полтава». Гражданский пафос поэмы. Своеобразие поэтического языка. Творческая история создания произведений.
Теория литературы: поэма, баллада художественный образ, прототип.
М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Родина». Образ России. Проблематика и основные мотивы «Песни про царя Ивана Васильевича…», центральные персонажи и художественные приёмы их создания. Фольклорные элементы в произведении.
Теория литературы: рецензия; градация.
Связь с другими искусствами: устное рисование, работа с иллюстрациями
.
Н.В.Гоголь. Изображение чиновничества и жизни «маленького человека» в рассказе «Шинель». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Основной конфликт. Авторское отношение к героям и событиям.
Теория литературы: сатира и юмор.
И.С.Тургенев. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» природный ум, трудолюбие, смекалка, талант главного героя. «Певцы». Основная тема рассказа. Отношение автора к героям. Стихотворение в прозе «Нищий». Тематика, художественное своеобразие.
Теория литературы: стихотворение в прозе, портрет и характер.
Н.А.Некрасов. Стихотворения «Железная дорога». «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»).Доля народная -основная тема стихотворений. Своеобразие поэтической музы Н.Некрасова. Основная проблематика поэмы- судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, стойкость, покорность судьбе.
Теория литературы: развитие понятия о жанре поэмы, диалоговая речь.
Связь с другими искусствами: Н.Некрасов и художники – передвижники.
М.Е.Салтыков- Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик». Своеобразие сюжета, проблематика сказок. Приёмы создания образов помещика и генералов. Позиция автора.
Теория литературы: сатира, гипербола, аллегория.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Л.Н.Толстой. Творческая история создания «Севастопольских рассказов». Литература и история. «Севастополь в декабре месяце». Человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества- основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.
А.А.Фет. Русская природа в стихотворениях «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой…». Общечеловеческое в лирике: наблюдательность, чувства добрые, красота земли.
Теория литературы: тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие).
А.П.Чехов. «Хамелеон», «Смерть чиновника». Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.
Теория литературы: психологический портрет.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
«О русская земля…»: стихи о России поэтов 19-20 веков. А.Толстой «Край ты мой, родимый край!», Я.Полонский « В альбом К.Ш…» , А.Ахматова «Молитва», И.Северянин «Родник». Своеобразие трактовки темы России в стихах поэтов.
Из литературы 20 века.
А.М.Горький. «Детство» (главы из повести). «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»).Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе. Становление характера мальчика, проблематика рассказа, авторская позиция; контраст как основной приём раскрытия замысла.
Теория литературы: легенда, автобиографическая проза.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки обучающихся.
И.А.Бунин. Образ природы в стихотворении «Догорел апрельский светлый вечер…».
Смысл названия рассказа «Кукушка». Доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение – основные проблемы рассказа. Образы – персонажи. Художественная идея рассказа.
А.И.Куприн. Основная сюжетная линия рассказа «Куст сирени» и его подтекст. Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя.
Теория литературы: анекдот; диалог в рассказе.
В.В.Маяковский. «Необычайное происшествие, бывшее с Владимиром Маяковским на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приёмы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.
Теория литературы: гипербола, метафора, ритм и рифма.
С.А.Есенин. «Отговорила роща золотая…». «Я покинул родимый дом…». Тематика лирических стихотворений. Образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.
Теория литературы: эпитет, оксюморон.
Связь с другими искусствами: музыка на стихи С.Есенина.
И.С.Шмелёв. «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя.
Теория литературы: антитеза.
М.М.Пришвин. «Москва – река».Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.
Теория литературы: метафора, градация.
К.Г.Паустовский, «Мещерская сторона». Чтение и обсуждение отдельных глав, воссоздающих мир природы; человек и природа, малая родина, образ рассказчика в произведении.
Теория литературы: сравнение, метафора, олицетворение.
Н.А.Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд – основное достоинство человека.
Теория литературы: риторическое восклицание, метафора, роль глаголов и местоимений.
А.Т.Твардовский. «Прощаемся мы с матерями…»(из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни…», «Василий Тёркин».Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом сыновняя память – основные мотивы военной лирики А.Твардовского.
Б.Л.Васильев. «Экспонат №…».Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.
«Мне о России надо говорить…»: стихи о России поэтов 20 века. Я.Смеляков «История», А.Яшин «Не разучился ль…», Р.Ипатова «Как хорошо, что есть на свете дом..»
Из зарубежной литературы.
У.Шекспир. Краткие сведения об авторе. Темы и мотивы сонетов. Любовь, жизнь, смерть, красота в сонетах «Когда на суд безмолвных, тайных дум..», «Прекрасное прекрасней во сто крат…», «Уж если ты разлюбишь- так теперь…».
Теория литературы: сонет, строфа(углубление и расширение представлений).
Р.Бёрнс. Краткие сведения об авторе. «Возвращение солдата», «Джон – Ячменное Зерно» Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.
Теория литературы: баллада, аллегория.
Р.Л.Стивенсон. Краткие сведения об авторе. «Вересковый мёд» - чувство долга, любовь к родине. «Остров сокровищ» (часть третья «Мои приключения на суше»). Приёмы создания образов. Находчивость, любознательность – наиболее привлекательные качества героя.
Теория литературы: приключенческая литература.
А.Конан Дойл. Краткие сведения об авторе. «Записки о Шерлоке Холмсе»(«Голубой карбункул»). Основные грани характера Холмса: наблюдательность, остроумие, профессионализм. Теория литературы: детектив.
А.Сент-Экзюпери. Краткие сведения о писателе. «Планета людей». Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора.
Раздел. Требования к уровню подготовки обучающихся за курс 7 класса.
В результате освоения программы обучающиеся должны
знать и понимать:
- содержание изученных литературных произведений;
-основные изученные теоретико-литературные понятия: жанры фольклора, предания, былины, пословицы, поговорки, летопись; роды литературы, эпос (развитие представлений), повесть (развитие представлений), литературный герой (развитие понятий), понятие о теме и проблеме произведения (начальное представление), портрет как средство характеристики, автобиографическое произведение (развитие понятия), ода (начальное представление), баллада (развитие представления), стихотворение в прозе, лирический герой(начальное представление), поэма (развитие понятия), трёхсложные размеры стиха, тоническое стихосложение (начальное представление), гипербола, гротеск, сатира и юмор как форма комического (развитие представлений);
уметь:
- видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;
- выражать своё отношение к прочитанному;
- выделять смысловые части текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приёмов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;
-видеть индивидуальное, национальное, общечеловеческое в характере героя произведения;
- выразительно читать произведение (или фрагменты) в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий, формулировать вопросы;
- выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;
- сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;
- сравнивать эпизод произведения и его экранизацию, иллюстрации художников;
- создавать самостоятельные творческие работы на заданную и свободную темы;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Раздел. Формы и средства контроля.
Формы обучения:
-коллективная;
-групповая;
-дифференцированно - групповая;
-индивидуальная.
Средства контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, заучивание наизусть, составление простого и сложного плана, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, творческие работы;
-итоговый: сочинение на основе литературного произведения или анализа эпизода, тест с выбором ответа, с кратким ответом.
Раздел. Учебное и учебно – методическое обеспечение
Для учителя.
- Аникина С.М., Золотарёва И.В.Поурочные разработки по литературе. 7 класс.-М.:ВАКО, 2002.
- Аркин И.И. Уроки литературы в 7 классе. Практическая методика.- М.: Просвещение, 2007.
- Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке. Книга для учителя.-М.: Просвещение, 2008.
- Меркин Г.С. Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия в 2-х частях для общеобразовательных учреждений.- М.: «Русское слово», 2011.
- Мультимедиа-энциклопедия.
- Соловьёва Ф.Е. Уроки литературы 7 класс. Методическое пособие. М.: «Русское слово», 2012.
- Тимофеев Л.И. Краткий словарь литературоведческих терминов.- М.: Просвещение, 1971
Для обучающихся:
1.Меркин Г.С. Литература 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях.- М.6 «Русское слово», 2011.
2.Литература: справочные материалы для школьника.-М.: 1994.
3.Ушакова О.Д. Мировая художественная культура: понятия и определения. Словарик школьника. – С-Петербург: Литера,2006.
4. Ушакова О.Д. поговорки, пословицы и крылатые выражения. Словарик школьника. – С-Петербург: Литера,2008.
5.Я познаю мир: литература, сост. Чудакова, (детская энциклопедия).-М., 1998.
Раздел. Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Теория литературы | Развитие речи | Основные виды деятельности | Метапредметные связи | Обогащение словарного запаса | Задания творческого характера. Краеведение | |||
Тема 1. Введение. (1 ч ) | |||||||||||
1. | 03.09 | Любите читать! | Литературные роды | Ответы на вопрос учебника | Работа со статьей учебника | Литературные роды: эпос, лирика, драма | |||||
Тема 2. Из Устного народного творчества. ( 4+1РР ) | |||||||||||
2 . | 06.09 | Былина «Святогор и Микула Селянинович» | Эпические жанры в фольклоре, былина, тематика былин | Выразительное чтение былины | Составление тезисного плана вступительной статьи. Эвристическая беседа, словарная работа (выяснение непонятных слов) | Работа с иллюстрациями | Выразительное чтение | Легенды и предания о народных заступниках края | |||
3. | 10.09 | Идея бескорыстного служения народу в былине «Илья Муромец и Соловей – разбойник» | Тематика былин, своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине | Письменный ответ на вопрос, выразительное чтение | Устное словесное рисование, составление цитатного плана | Словарная работа (дородный, добрый, стольный, заколодела» и др.). | |||||
4. р/р 1 | 13.09 | Обучение выразительному чтению былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» | Выразительное чтение былины | Выразительное чтение | Былинные мотивы в искусстве | Приемы народно-поэтической речи былины | Богатыри донской земли | ||||
5. | 17.09 | Образы былинных богатырей в музыке и изо | Литературная баллада, фольклорные мотивы | Выразительное чтение баллады | Былинные мотивы в музыке, живописи | Написание былины | |||||
6. | 20.09 | Русские народные песни | Песенные жанры в фольклоре, многообразие жанра обрядовой поэзии, песня лироэпическая | Выразительное чтение, словарная работа | Выразительное чтение. Письменный ответ на вопрос | Обрядовая поэзия, календарные и семейно-бытовые обряды, жанры обрядовых песен | Песенный фольклор региона | ||||
Тема 3. Из древнерусской литературы. ( 2+1вн.чт. ) | |||||||||||
7. | 24.09 | Из « Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего…») | Эпические жанры древнерусской литературы | Подробный пересказ | Пересказ вступительной статьи учебника, Устные ответы на проблемный вопрос | Иллюстрации, иконопись | Наставление, поучение, житие летопись, погодные записи каноны | Попробуйте нарисовать обложку древнерусской летописи | |||
8. | 27.09 | « Повесть о Петре и Февронии Муромских». | Житийная литература Нравственные заветы и традиции Древней Руси | Развернутый рассказ. | Развернутый рассказ о литературном герое. Техника чтения | Празднование Дня семьи в городе Муроме в 2008г. | Словарная работа (чадолюбивые, поведали, дивился, пронырство) Символ | ||||
9. в/ч1 | 01.10 | Духовные заветы Древней Руси. « Поучение » Владимира Мономаха. | Жанр поучения | Сопоставление произведений Подробный пересказ. Составление конспекта «Поучения » | 1. В сильном классе: исследовательская работа: сопоставительный анализ с отрывком из «Нагорной проповеди» (Евангилие от Матфея) | Актуальность «Поучения» в наши дни | Поучение, грамотка. Ибо, леность, отрок | Написание короткого «поучения», обращенное к кому-нибудь из своих близких и друзей, используя соответствующую лексику | |||
Тема 4. Из литературы 18 в. ( 5+1вн.чт. ) | |||||||||||
10. | 04.10 | М.В.Ломоносов. Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого | Теория о «трех штилях» | Эвристическая беседа | Заочная литературно- краеведческая экскурсия «Холмогоры –Москва – Германия-Петербург» | ||||||
11. | 08.10 | « О вы, которых ожидает…», « Я знак бессмертия себе воздвигнул…» | Ода, тема, мотив | Словарная работа | Выразительное чтение. Эвристическая беседа | Работа с репродукциями | Ода, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение | Сочинение с элементами рассуждения | |||
12. | 11.10 | Г.Р.Державин «Властителям и судиям»:отраже-ние в названии тематики и проблематики произведения. | Лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики | Словарная работа, чтение наизусть | Составление тезисного плана вступительной статьи, эвристическая беседа | Словарная работа (сонм, мзда, внимать), стихотворные жанры ( ода, баллада, элегия, послание и др.) | |||||
13. | 15.10 | Понятие о классицизме. Д.И.Фонвизин. «Недросль». Своеобразие драматургического произведения | Драма как литературный род, классицизм | Чтение по ролям | Ответы на вопросы учебника, составление цитатного плана | Юмор, сатира, сарказм, «говорящие» фамилии | |||||
14. | 18.10 | Д.И.Фонвизин «Недоросль»: герои и события. Проблема гражданствен-ности. | Общественная комедия | Чтение сцен по ролям | План характеристики персонажей | Воспитание, образование, добродетель, благонравие | Мини-сочинение « Каким я увидел Митрофана Простакова», используя план характеристики героя | ||||
15. в/ч 2 | 22.10 | К.Н.Батюшков. Жанр дружеского послания и воплощение его особенностей в стихотворении «Совет друзьям». | Лирика, лирический герой, послание, сюжет | Поуровневый анализ поэтического текста | Рассказы о поэте, выразительное чтение, беседа по вопросам учителя, составление вопросов к стихотворению | Путешествие в мир поэта. | Впечатления походной жизни в стихотворении «Разлука» | Заочная экскурсия во Владимировку | |||
Тема 5. Из литературы ХIХ в. (19.+4рр +2 вн.чт.) | |||||||||||
16. | 25.10 | Свободолюбивые мотивы в стихотворениях А.С.Пушкина « К Чаадаеву», « Во глубине сибирских руд». | Дружеское послание | Уровневый анализ поэтического текста | Эвристическая беседа, подробный план статьи учебника | Литературная игра по произведениям поэта; Час поэзии «Мой Пушкин» | Дружеское послание, свободолюбивые мотивы | Литературно-краеведческая экскурсия «Маршрутами декабристов» | |||
17. | 05.11 | Человек и природа в стихотворении А.С.Пушкина «Туча». | Тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора) | Выразительное чтение | Эвристическая беседа | ||||||
18. | 08.11 | А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе А.С. Пушкина | Художественный образ и прототип. Тропы и фигуры | Чтение наизусть. Сочинение-описание | Эвристическая беседа | Работа с иллюстрациями | Мотивы судьбы: предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие | ||||
19. | 12.11 | Образ Петра и тема России в поэме А.С.Пушкина «Полтава» | Поэма, отличие поэмы от баллады | Различные виды пересказов, устное словесное рисование | Рассказ о писателе, Комментирован ное чтение, эвристическая беседа | Работа с иллюстрациями, Литература и история | Гражданский пафос поэмы, антитеза | Сочинение «Пётр I и Карл XII в поэме А.С.Пушкина «Полтава» | |||
20. | 15.11 | М.Ю.Лермонтов. Образ России в стихотворении «Родина». | Жанры лирики. Углубление и расширение понятия о лирическом сюжете и композиции лирического произведения | Рассказ о событии, рецензия, выразительное чтение | Выразительное чтение, эвристическая беседа | Словарная работа, устное словесное рисование | Градация | ||||
21. | 19.11 | Проблематика и основные мотивы « Песня про царя Ивана Васильевич | Фольклорные элементы в авторском произведении | Рассказ о событии, рецензия | Выразительное чтение, эвристическая беседа | Работа с иллюстрациями | Словарная работа: опричник, православный народ, кручиниться и др. | Оформление экспозиции «Москва Ивана Грозного» | |||
22. | 22.11 | Идейно-художественное своеобразие « Песни…» Речевые элементы в создании характеристики героя | Стилизация как литератур- но-художест- венный приём, вымысел и верность исторической правде | Устное словесное рисование, анализ эпизода | Ответы на вопросы учебника, составление цитатного плана, тезисный план характеристики персонажей | Рецензия | |||||
23. р/р 2 | 26.11 | Обучение анализу эпизода « Песни..» | Фольклорные элементы в авторском произведении, приём контраста | Словарная работа | Анализ эпизода художественного текста по тезисному плану | ||||||
24. | 29.11 | Н.В.Гоголь Образ «маленького человека» в повести « Шинель» | Сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие фамилии» | Подбор цитат для характеристики персонажа | Различные виды пересказа, составление словаря для характеристики персонажа | « Петербургские повести» Гоголя в русском искусстве | Заочная литературно-краеведческая экскурсия «Петербург Гоголя» | Написание рассказа по заданному сюжету | |||
25. | 03.12 | Авторское отношение к героям и событиям в повести Н.В.Гоголя «Шинель» | Сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие» фамилии | Устные ответы на вопросы учителя | Эвристическая беседа | Работа с иллюстрациями | Философ-идеалист | Подбор эпиграфов для сочинения по повести. Сфор-овать возможные темы | |||
26. | 06.12 | И.С.Тургенев. Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Идейно-художественное своеобразие рассказа «Хорь и Калиныч» | Портрет и характер | Различные виды пересказа | Эвристическая беседа | Выставка «На родине писателя» | Сравнительная характеристика; цикл | Составление кроссворда | |||
27. р/р 3 КИ 1 | 10.12 | Контрольное изложение фрагмента биографической статьи. | Рассказ, образ-персонаж, авторская позиция | Различные виды пересказов, устное словесное рисование | Эвристическая беседа, подбор цитат для характеристики персонажа | Работа с иллюстрациями | Второстепенная деталь | Авторская позиция в рассказе И.С.Тургенева «Певцы» | |||
28. | 13.12 | Тематика и художественное своеобразие стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Нищий» | Стихотворение в прозе, образ-персонаж, авторская позиция | Различные виды пересказов, устное словесное рисование | Ответы на вопросы учебника, составление цитатного плана, тезисный план характеристики персонажа | Стихотворение в прозе; подаяние | |||||
29. | 17.12 | Н.А.Некрасов в воспоминаниях современников. Проблематика произведения «Железная дорога». | Диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы | Чтение наизусть, выписки для характеристики героев, цитатный план | Характеристика персонажей | Н.А.Некрасов и художники-передвижники | Составление вопросов для литературной викторины | ||||
30. | 20.12 | Идейно-художественное своеобразие произведения А.Н.Некрасова «Размышления у парадного подъезда». | Диалоговая речь | Чтение наизусть, выписки для характеристики персонажей, цитатный план | Характеристика персонажей | История создания И.Е.Репиным картины «Бурлаки на Волге» | Словарная работа: холопский недуг, скудная лепта, чернь, щелкопер; этимология | ||||
31. | 24.12 | Проблематика произведения Н.А.Некрасова «Русские женщины». («Княгиня Трубецкая») | Развитие представлений о жанре поэмы, диалоговая речь | Выписки для характеристики героев, цитатный план | Характеристика персонажей | Историко-краеведческая и литературно-краеведческая заочная экскурсия «Сибирскими дорогами декабристок» | Словарная работа: рвать сердце, отпустить с миром, сталью одеть грудь, счастливые грёзы | ||||
32. в/ч 3 | 27.12 | Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Волконская» | Пафос поэмы | Выписки для характеристики героев | Характеристика героев | Использование фрагментов фильма «Звезда пленительного счастья» | Сочинение «Если бы княгиню Трубецкую (кн-ню Волконскую, генерал-губернатора) довелось бы играть мне…» | ||||
33. | 14.01 | Своеобразие сюжета и проблематика сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как Один мужик двух генералов прокормил». Приёмы создания образов-персонажей | Сатира, своеобразие художественно-выразительных средств в сатирическом произведении | Сатира, сатирический образ, притчевый характер сатирических сказок | Рассказ о писателе, эвристическая беседа, ответы на проблемные вопросы | Работа с иллюстрациями к произведениям Салтыкова-Щедрина | Аллегория, гипербола, гротеск | Нарисуйте портрет одного из генералов, предварительно определив, какой литературный приём лежит в основе изображения характера | |||
34. р/р 4 КС 1 | 17.01 | Контрольное сочинение-миниатюра «Нужна ли сатира сегодня?» | сатира, юмор | Словарная работа, написание тезисов сочинения | Беседа по вопросам учителя, составление плана | Сатира, юмор | Написание сочинения-миниатюры | ||||
35. р/р 5 | 21.01 | Обучение аналитическому пересказу сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина. | Сатира, сатирический образ, своеобразие выразительных средств | Различные виды пересказа, письменный отзыв | Эвристическая беседа, ответы на проблемные вопросы | Работа с иллюстрациями | Сатира, юмор, сарказм | ||||
36. | 24.01 | Л.Н.Толстой-участник обороны Севастополя. Тематика произведения «Севастополь в декабре месяце» | Рассказ, сюжет, композиция, особенности языка писателя | Анализ эпизода, словарная работа | Рассказ о писателе, беседа по вопросам учебника | Работа с иллюстрациями | Рассказ, сюжет, элементы композиции | Рассказ очевидца (солдата, офицера, сестры милосердия) обороны Севастополя в форме письма с фронта | |||
37. | 28.01 | Русская природа в стихотворениях А.А.Фета «Вечер» и «Зреет рожь над жаркой нивой». | Лирика, тропы, фигуры. Их роль в лирическом тексте. | Чтение наизусть, | Творческое чтение лирических произведений, выявление принадлежности художественных текстов к лирике | Подготовка докладов на тему: «Стихи и песни о родной природе поэтов 19 века» | Лирика, тропы, фигуры. Эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие | ||||
38. | 31.01 | Социальная и нравственная направленность рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» | Психологический портрет, развитие представлений о сюжете | Пересказ, близкий к тексту, составление словаря языка персонажа | Выборочный пересказ, анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения | Работа с иллюстрациями | Психологический портрет | Подготовка к вечеру юмора: «Над чем сеётесь?» ( по произведениям М.М.Зощенко, А.Т.Аверченко, Н.А.Тэффи и др.) | |||
39. | 04.02 | Авторская позиция в рассказе А.П.Чехова «Смерть чиновника». | Психологический портрет, авторская позиция | Определение своего круга чтения и оценки худо- жественного произведения (устные ответы учащихся) | Участие в дискуссии, определение жанра произведения, выявление авторской позиции | Подготовка к вечеру юмора | Психологический портрет | Вопросы к литературной викторине «По прочитанным произведениям А.П.Чехова» | |||
40. в/ч 4 | 07.02 | А.П.Чехов и В.А.Гиляровский Особенности изображения человека в жанре очерка. Очерк «Антоша Чехонте» | Замысел, история создания, образ повествователя | Выборочный пересказ, отзыв о произведении | Комментированное чтение, беседа по вопросам учителя и учащихся | Работа с иллюстрациями | Очерк Репортёр сюжет | ||||
Тема 6. Стихи о России поэтов 19-20 веков (1+1рр) | |||||||||||
41. | 11.02 | Своеобразие раскрытия темы России в стихотворениях А.К. Толстого, Я.П.Полонского, А.А.Ахматовой, В.Хлебникова, И.Северянина. | Лирика, тропы, фигуры. Их роль в лирическом тексте. Лирический герой | Выявление языковых средств художественной образности, выразительное чтение, доклады учащихся | Творческое чтение лирических произведений, выявление принадлежности художественных текстов к лирике | Музыкальное сопровождение | Лирика, тропы, фигуры, эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие, композиция, лирический герой | Стихи о России | |||
42. р/р 6 | 14.02 | Обучение анализу любимого стихотворения о России | Жанры лирики, углубление и расширение понятия о лирическом сюжете | Написание тезисного плана | Выразительное чтение, Сбор материалов к письменному анализу текста стихотворения | Жанры лирики, лирический сюжет | Стихи о России поэтов родного края, домашнее сочинение-анализ | ||||
Тема 7. Из литературы 20 века. (14+1рр +3 вн.чт.) | |||||||||||
43. | 18.02 | Идейно-художественное своеобразие повести М.Горького «Детство». | Развитие представлений об автобиогра- фической прозе | Составление цитатного плана | Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения, подготовка докладов | Работа с иллюстрациями | Автобиографическая проза | Подготовка к конференции «Горький и русские писатели» | |||
44. | 21.02 | Проблематика «Легенды о Данко» М.Горького ( из рассказа «Старуха Изергиль») | Романтизм, романтический герой, романтический пейзаж | Подробный пересказ | Участие в дискуссии, анализ текста | Романтизм, романтический герой, романтический пейзаж, легенда | |||||
45. | 25.02 | Темы и мотивы в лирическом произведении И.А.Бунина «Догорал апрельский вечер…» | Темы и мотивы в лирическом произведении, поэтический образ, художественна роль бессоюзия в поэтическом тексте | Выразительное чтение | Творческое чтение лирических произведений | Темы и мотивы в лирическом произведении, поэтический образ | |||||
46. | 28.02 | Смысл названия рассказа И.А.Бунина «Кукушка» | Развитие представлений о сюжете, авторская позиция | Художественный пересказ, подготовка вопросов для дискуссии | Эвристическая беседа | Доброта, милосердие, справедливость, смирение; Образ-персонаж | |||||
47. | 03.03 | Художественная идея рассказа А.И.Куприна «Куст сирени» | Развитие представлений о рассказе, диалог в рассказе | Подготовка вопросов для дискуссии, отзыв на эпизод, составление плана ответа | Эвристическая беседа, анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения | Подготовьте вопросы для дискуссии «Что есть доброта?».Подберите другие произведения для обсуждения | Сюжетная линия, подтекст; анекдот | Напишите небольшой рассказ с остроумной и неожиданной концовкой | |||
48. | 06.03 | Проблематика и художественное своеобразие стихотворения В,В.Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» | Автобиографические мотивы в лирических произведениях | Выразительное чтение | Определение проблематики произведения, выявление приёмов создания образов и художественного своеобразия произведения | Мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры(гипербола, метафора; синтаксические фигуры и интонация конца предложения). | |||||
49. | 10.03 | Эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях С.А.Есенина «Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом…» | Образ-пейзаж, тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис) | Чтение наизусть, устный отзыв о стихотворении | Творческое чтение лирических произведений | Подготовка вечера одного стихотворения «Мой Сергей Есенин». Или литературно-музыкальный час «Песни и романсы на стихи С.А.Есенина» | Образ-пейзаж, тропы, фигуры | Литературно-краеведческая экскурсия «По есенинским местам» | |||
50. в/ч 5 | 13.03 | Человек и природа в произведениях авторов | Гуманизм, духовность, пафос | Индивидуальная характеристика героев | Комментирован-ное чтение, беседа по вопросам , анализ художественных произведений по тезисному плану | ||||||
51. | 17.03 | Проблематика и художественная идея рассказа И.С.Шмелёва» Русская песня». Национальный характер в изображении писателя. | Рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза | Устный отзыв о прочитанном произведении, работа со словарями | Определение основных сюжетных линий рассказа, выявление проблематики и художественной идеи произведения | Камфара, политура, парусиновый; очерк | Небольшой рассказ о любимом месте вашего края (деревни, посёлка, города). | ||||
52. | 20.03 | Родина, человек и природа в рассказе М.М.Пришвина «Москва-река» | Подтекст, выразительные средства художествен-ной речи, градация, образ рассказчика | Составление тезисов | Эвристическая беседа о Родине, человеке и природе в рассказе | История названия города | Напишите небольшой рассказ, воспевающий самое замечательное место вашего края | ||||
53. | 31.03 | Человек и природа в произведении К.Г.Паустовского «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Леса»,»Луга», «Бескорыстие»). Образ рассказчика в произведении. | Лирическая проза, выразительные средства художественной речи; пейзаж как сюжетообразу-ющий фактор | Составление тезисов, изложение с элементами рассуждения | Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы, эвристическая беседа по вопросам учителя и учащихся | Работа с иллюстрациями | Эпитет, сравнение, метафора, олицетворение | Каждый край по-своему прекрасен (лирическая проза о малой родине) | |||
54. | 03.04 | В художественном мире стихотворения Н.А.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться…» | Выразительно-художественные средства речи(риторическое восклицание, метафора), морфологические средства (роль глаголов и местоимений) | Чтение наизусть, составление лексики стихотворения по заданной тематике | Творческое чтение лирического произведения, выявление принадлежности художественных текстов к лирике, языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания стихотворения | Духовность, духовный труд – основное нравственное достоинство человека. Эссе | Напишите небольшое сочинение-эссе «Труд души».Это может быть и статья в газету о каком-либо удивительном человеке | ||||
55. | 07.04 | Основные мотивы военной лирики стихотворений А.Т.Твардовского. Поэма «Василий Тёркин» | Композиция лирического стихотворения и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры) | Различные типы чтения, чтение наизусть | Эвристическая беседа, сбор материала об историческом контексте произведения | Встреча в литературной гостиной или час поэзии «Стихи и песни о войне поэтов 20 века» | Героизм, чувство долга | ||||
56. р/р 7 КС 2 | 10.04 | Контрольное сочинение. Лингвистический анализ главы поэмы А.Т.Твардовского «Василий Тёркин» | Поэма, пафос, характер литературного героя | Словарная работа | Составление плана письменной работы, сбор материала | Работа с иллюстрациями | Поэма, пафос | ||||
57. | 14.04 | Нравственная проблематика рассказа Б.Л.Васильева «Экспонат №…» | Рассказчик и его роль в повествовании | Подготовка вопросов к диспуту, комментирова-ние эпизода | Выявление смысла названия рассказа и его роли для понимания художественной идеи произведе-ния, беседа о нравственной проблематике рассказа | Идея произведения. Проблема истинного и ложного, равнодушие, нравственная убогость, лицемерие | Расскажите о своём городе, его истории, значительных событиях и людях | ||||
58. | 17.04 | Чудаки и чудики в рассказах В.М.Шукшина. «Микроскоп», «Волки», «Срезал», «Постскриптум» | Развитие представлений о рассказе и способах создания характера | Составление языка словаря персонажей, письменный отзыв, сочинение-рассуждение | Комментированное чтение, составление вопросов к произведениям, эвристическая беседа | Деятельность В.М.Шукшина в киноискусстве (сценарист, режиссёр, автор). | Внутренняя простота, нравственная высота | Сростки- малая родина писателя | |||
59. в/ч 6 | 21.04 | Любовь к малой родине в стихотворениях Н.М.Рубцова «Детство», «Далёкое», «Родная деревня». | Автобиографичность, образ автора, творческий путь | Поуровневый анализ художествен-ного текста | Выразительное чтение, эвристическая беседа, определение стихотворных размеров | Подготовить сообщения о поэтах XX века (Ахматова, Цветаева, Смеляков, Фатьянов, Яшин, Вознесенский, Дементьев). | |||||
60. в/ч 7 | 24.04 | Русские поэты XX века о России | Публицистика, статья | Устное сочинение-рассуждение Техника чтения | Беседа по вопросам учителя, комментированное чтение | ||||||
Тема 8. Лирика поэтов – участников В.О. войны | |||||||||||
61. | 28.04 | В художественном мире стихотворения | Лирика, тропы, и фигуры и их роль в лирическом тексте | Развёрнутая характеристика одного из поэтических текстов | Творческое чтение лирических произведений | Эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие, композиция, лирический герой | Стихи о войне | ||||
Тема 9. Из зарубежной литературы. (5+1рр+1вн.чт.) | |||||||||||
62. в/ч 8 | 08.05 | У.Шекспир божественный, великий, недостижимый. (Краткие сведения об авторе) | Твёрдая форма(сонет), | Различные виды чтения, чтение наизусть | Выступление учащихся | Музыкальные записи сонетов | |||||
63. | 12.05 | Р.Бёрнс. Основные мотивы баллады «Джон Ячменное Зерно» | Лироэпическая песня, баллада, аллегория | Чтение наизусть | Выступление учащихся, ответы на вопросы | Чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и зле | |||||
64. | 15.05 | Р.Л.Стивенсон. Сведения об авторе. Чувство долга, любовь к родине в балладе «Вересковый мёд». | Фабульные элементы баллады | Чтение наизусть | Выступление учащихся, работа по вопросам учебника | Работа с иллюстрациями. | Риторические фигуры | Подготовить сообщение на тему «С.Я.Маршак – переводчик » | |||
65. | 19.05 | Р.Л.Стивенсон. Приёмы создания образов в романе «Остров сокровищ». | Приключенческая литература | Чтение и различные способы комментирования | Эвристическая беседа, комментированное чтение, составление плана | Находчивость, любознательность | |||||
66. | 22.05 | А.Конан Дойл. Краткие сведения об авторе. «Записки о Шерлоке Холмсе». Событийная канва. | Детектив (пер- воначальное понятие о жанровом образовании), художественная деталь | Чтение и различные способы комментировния | Доклады учащихся, выступления учащихся | Наблюдательность, остроумие, профессионализм | |||||
67-68. | 26.05 29.05 | Нравственно-философская проблематика в произведении А.Сент-Экзюпери « Планета людей». | Лирическая проза (развитие представлений) правда и вымысел | Участие в дискуссии | Выявление нравственной и философской проблематики произведения, комментированное чтение | Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь |
Лист корректировки рабочей программы по литературе 7А класс 2019-2020уч.год
№ пп | Название раздела, темы | Дата по плану | Причина корректировки | Дата фактическая |
1 | У.Шекспир божественный, великий, недостижимый. (Краткие сведения об авторе) | 01.05 | Праздничный выходной день* | 08.05 |
2 | Р.Бёрнс. Основные мотивы баллады «Джон Ячменное Зерно» | 05.05 | 12.05 |
Контроль уровня обучения
Темы сочинений по произведениям устного народного
творчества и древнерусской литературе:
- «Поэтическая сила» былины (по былине «Вольга и Микула
Селянинович»).
2) Илья Муромец – любимый герой русских былин.
3) Нравственные заветы Древней Руси.
Темы сочинений по литературе 19 века:
1) Тема «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель».
2)Над кем смеется Салтыков-Щедрин? (по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина).
3) Образ русской женщины в поэмеН.А.Некрасова «Русские женщины».
Темы сочинений о Родине по произведениям писателей
20 века:
- Мир природы в повести К.Г.Паустовского «Мещерская
сторона».
2) Тема Родины в стихотворениях С.А.Есенина.
3) Родина, человек и природа в рассказе М.М.Пришвина
«Москва-река».
ТЕСТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 18 – НАЧАЛА 19 ВЕКА
Вариант 1
1. Угадайте, о ком из писателей идет речь.
«…Для России было счастьем, что столь деятельный, столь гениальный ум оказался направлен в сторону наук, наиболее нужных в то время стране и народу. Живой творческий ум и ученая любознательность… не имели границ» (Б.Шергин.)
2. М.В.Ломоносов создал теорию «трех штилей». Каждому штилю
соответствовали свои жанры. Укажите жанр, не соответствующий «высокому» штилю.
а) героическая поэма
б) ода
в) элегия
г) трагедия.
3. Укажите главные темы произведений М.В.Ломоносова.
а) тема могущества и величия России
б) тема дружбы
в) тема прославления Петра как просвещенного государя
г) тема экологии.
4. Угадайте автора и название произведения по следующим строкам:
Воскресни, Боже! Боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых,
И будь един царем земли!
5. Соотнесите термин и его определение.
Классицизм Обычно крупное стихотворное
произведение,
имеющее сюжет и выражающее чувства автора
или лирического героя.
Комедия Направление в литературе 17 – начала 19 века,
для которого характерны высокая гражданская
тематика, строгое соблюдение определенных
творческих норм и правил.
Поэма Драматическое произведение, изображающее
такие жизненные положения и характеры,
которые вызывают смех.
Баллада Направление в литературе 19 – начала 20 века,
проникнутое стремлением показать в ярких
образах высокое назначение человека.
(Исключительный герой в исключительных
обстоятельствах).
Романтизм Лирическое стихотворение с напряженным,
острым сюжетом.
6. Кто из героев комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» относится к
«положительным» персонажам?
а) Митрофанушка
б) Стародум
в) Простакова
г) Скотинин
д) Милон
е) Правдин.
7. Соотнесите название стихотворения и строки из него.
Оковы тяжкие падут, «К Чаадаеву»
Темницы рухнут – и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
Любви, надежды, тихой славы «Туча»
Недолго тешил нас обман.
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман…
Ты небо недавно кругом облегала, «Песнь о вещем Олеге»
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.
«Волхвы не боятся могучих владык, «Во глубине сибирских руд…»
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен».
8. Угадайте героя поэмы А.С.Пушкина «Полтава».
Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь как божия гроза.
9. Вставьте недостающие слова (А.С.Пушкин «Полтава»).
И … бой, Полтавский бой!
В огне, под градом раскаленным,
Стеной живою отраженным,
Над падшим строем … строй
Штыки смыкает. Тяжкой тучей
Отряды … летучей,
Браздами, саблями звуча,
Сшибаясь, рубятся … .
10. Исправьте ошибки в названии поэмы М.Ю.Лермонтова.
«Рассказ про молодого опричника, царя Ивана Васильевича и
удалого купца Калашникова».
11. Соотнесите героев и их портреты.
Вот нахмурил… брови черные… Царь
Словно ястреб взглянул с высоты небес…
Сама бледная, простоволосая, Кирибеевич
Косы русые расплетенные
Снегом-инеем пересыпаны;
Смотрят очи мутные, как безумные;
Уста шепчут речи непонятные.
Удалой боец, буйный молодец, Алена Дмитревна
В золотом ковше не мочил усов;
Опустил он в землю очи темные,
Опустил головушку на широку грудь –
А в груди его была дума крепкая.
ТЕСТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 18 – НАЧАЛА 19 ВЕКА
Вариант 2
1. Угадайте, о ком из писателей идет речь.
«…Был назначен правителем сначала Олонецкой, затем Тамбовской
губернии. Решительность, с какой он преследовал злоупотребления,
прямой и крутой нрав часто мешали его служебной карьере»
(В.Федоров.)
2. М.В.Ломоносов создал теорию «трех штилей». Каждому штилю
соответствовали свои жанры. Укажите жанр, не соответствующий
«низкому» штилю.
а) комедия
б) эпиграмма
в) басня
г) трагедия.
3. В чем заключается новаторство Г.Р.Державина?
а) восхвалял сильных мира сего
б) написал первый реалистический роман
в) соединил «высокие» и «низкие» слова в пределах одного
произведения
г) создал оду.
4. Угадайте автора и название произведения по следующим строкам:
Дерзайте ныне ободрены
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
5. Соотнесите термин и его определение.
Романтизм Направление в литературе 17- начала 19 века,
для которого характерны высокая гражданская
тематика, строгое соблюдение определенных
творческих норм и правил.
Поэма Лирическое стихотворение с напряженным
острым сюжетом.
Комедия Обычно крупное стихотворное произведение,
имеющее сюжет и выражающее чувства
автора или лирического героя.
Баллада Направление в литературе 19 –начала 20 века,
проникнутое стремлением показать в ярких
образах высокое назначение человека.
(Исключительный герой в исключительных
обстоятельствах).
Классицизм Драматическое произведение, изображающее
такие жизненные положения и характеры,
которые вызывают смех.
6. Кто из героев комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» относится к
«отрицательным» персонажам?
а) Митрофанушка
б) Стародум
в) Простакова
г) Скотинин
д) Милон
е) Правдин.
7. Соотнесите название стихотворения и строки из него.
Пока свободою горим, «Во глубине сибирских
Пока сердца для чести живы, руд…»
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Довольно, сокройся! Пора миновалась, «К Чаадаеву»
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.
Оковы тяжкие падут, «Песнь о вещем Олеге»
Темницы рухнут – и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
«Так вот где таилась погибель моя! «Туча»
Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия
Шипя между тем выползала…
8. Угадайте героя поэмы А.С.Пушкина «Полтава».
Он в думу тихо погрузился.
Смущенный взор изобразил
Необычайное волненье…
Вдруг слабым манием руки
На русских двинул он полки.
9. Вставьте недостающие слова (А.С.Пушкин»Полтава»).
Бросая груды … на груду,
Шары … повсюду
Меж ними прыгают, разят,
Прах роют и в крови … .
Швед, русский – колет, рубит, режет,
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и … со всех сторон.
10. Какие исторические лица встречаются в поэме М.Ю.Лермонтова про
купца Калашникова? Перечислите.
11. Соотнесите героев и их портреты.
Горят очи его соколиные… Царь
Боевые рукавицы натягивает,
Могутные плечи распрямливает
Да кудряву бороду поглаживает.
Вот нахмурил… брови черные… Кирибеевич
Словно ястреб взглянул с высоты небес…
Удалой боец, буйный молодец, Калашников
В золотом ковше не мочил усов;
Опустил он в землю очи темные,
Опустил головушку на широку грудь –
А в груди его была дума крепкая.
Приложение 4
ИТОГОВОЕ КОНТРОЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ЗА КУРС
7 КЛАССА
Вариант 1
1. Соотнесите термин и его определение.
Былина Произведение, предназначенное для постановки
на сцене
Ода Эпическое произведение, большее по объему и
охвату жизненных явлений, чем рассказ, и
меньше, чем роман.
Повесть Героико-патриотическая песня о богатырях и
исторических событиях.
Драма Торжественное стихотворение, посвященное
какому-то историческому событию или герою.
Гротеск Предельное преувеличение, основанное на
фантастике.
2. Назовите авторов следующих произведений.
«Недоросль»
«Полтава»
«Железная дорога»
«Дикий помещик»
«Хамелеон»
«Кукушечка»
«Москва-река»
«Экспонат № ».
3. Назовите произведения следующих авторов, изученные в этом году.
М.Ю.Лермонтов
И.С.Шмелев
М.Е.Салтыков-Щедрин.
4. Определите по отрывкам автора и его стихотворение.
а) И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком…
Скажите так… что роща золотая
Отговорила милым языком.
б) Вот парадный подъезд. По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям…
5. Укажите героя, название произведения и его автора.
Кто из героев
а) поехал в город Муром, чтобы излечить свои струпья;
б) «тихо на череп коня наступил» и умер от укуса змеи;
в) «не плясала, а словно рассказывала что-то»?
6. По описанию угадайте героя.
а) «Впереди всех быстро шел небольшой сухонький старичок,
в черном длинном одеянии, с рыжей, как золото, бородкой, с птичьим
носом и зелеными глазками».
б) «Служили … всю жизнь в какой-то регистратуре, там родились,
воспитались и состарились, следовательно ничего не понимали. Даже
слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном
моем почтении и преданности».
в) «…косой…, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при
ученье выдраны…».
7. Выпишите все выразительные средства из следующего текста.
«Недалеко от нас, в прибрежном овраге, спускавшемся из леса к морю,
Быстро прыгала по каменистому ложу мелкая, прозрачная речка. Как
Чудесно дробился, кипел ее блеск в тот таинственный час, когда из-за гор
И лесов, точно какое-то дивное существо, пристально смотрела поздняя
Луна!
Иногда по ночам надвигались с гор страшные тучи. Шла злобная
Буря, в шумной гробовой черноте лесов то и дело разверзались
Волшебные зеленые бездны и раскалывались в небесных высотах
Допотопные удары грома. Тогда в лесах просыпались и мяукали орлята,
Ревел барс, тявкали чекалки» (И.Бунин «Кавказ»).
Тестирование по литературе за первое полугодие 7 класс
Вариант 1
- К какому роду литературы относятся былины?
А. лирика;
Б. эпос;
В. драма;
- Каким стихотворным размером написаны былины?
А. двусложный ( ямб, хорей);
Б. трёхсложный ( дактиль, анапест, амфибрахий)
В. былинный стих;
- Какому элементу композиции соответствует фрагмент былины:
« Из того ли из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец,
Он стоял заутреню во Муроме….»
А. кульминация;
Б. развитие действия;
В. зачин;
- Какому художественному средству соответствует приведённое определение:
Один из тропов (художественное средство), чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.
А. метафора;
Б. сравнение;
В. гипербола;
- Какие реформы в области литературы не принадлежат М.В.Ломоносову?
А. реформа стихосложения;
Б. реформа литературного языка;
В. реформа прозы;
- Соотнесите соответствующие жанры и «штили»:
А. комедия, эпиграмма, басня, песня А. «высокий»
Б. героические поэмы, оды, трагедии Б. « средний»
В. драмы, сатиры, письма, элегии В. « низкий»
- Драма относится к роду литературы:
А. эпос;
Б. лирика;
В. драма;
- Пояснение автора в тексте пьесы, связанное с обстановкой действия, поступками героев, интонацией, мимикой называется:
А. ремарка;
Б. пояснение;
В. замечание;
- Вид комического , язвительная насмешка, злая ирония; идейно-эмоциональная оценка, предполагающая едкую насмешку над изображаемым называется:
А. юмор; Б. ирония; В. сарказм;
- Соотнесите. Из каких произведений взяты фрагменты изображения боя:
А. Горит восток зарёю новой. Б. Вам не ведать таких сражений!
Уж на равнине по холмам Носились знамена, как тени,
Грохочут пушки. Дым багровый В дыму огонь блестел.
Кругами всходит к небесам Звучал булат,
Навстречу утренним лучам. Картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала….
А. А.С.Пушкин «Полтава»
Б. М.Ю. Лермонтов «Бородино»
- Выпишите из отрывка «Песня про купца Калашникова…..» эпитеты:
« Вот нахмурил царь брови чёрные
И навёл на него очи зоркие,
Словно ястреб взглянул с высоты небес
На молодого голубя сизокрылого,-
Да не поднял глаз молодой боец…»
- К какому роду литературы относятся жанры повесть и рассказ:
А. лирика;
Б. эпос;
В. драма;
- Какому герою из рассказа И.С.Тургенева «Хорь и Калиныч» принадлежит описание: « …Расплодил большое семейство, говорил мало, посмеивался и разумел про себя; стоял ближе к людям, к обществу; много видел, много знал…»
А. Калиныч;
Б. Хорь;
В. г-н Полутыкин;
- Художественный приём в литературе и искусстве, основанный на чрезмерном преувеличении, сочетании неожиданных и резких контрастов, а также произведение литературы или искусства, использующее этот приём , называется:
А. гротеск;
Б. гипербола;
В. метафора;
- Укажите произведение М.Е. Салтыкова- Щедрина, в котором герой был недоволен тем, что развелось слишком много мужиков:
А. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»;
Б. «Дикий помещик»;
- Соотнесите описание литературных героев с художественными произведениями:
А. Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужчина и самым нахальным образом уклонялся от работы;
Б. За ней гонится человек в ситцевой крахмальной рубахе и расстёгнутой жилетке. Он бежит за ней и , подавшись туловищем вперёд, падает на землю и хватает собаку за задние лапы;
А. «Хамелион»;
Б. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»;
- Выразительная подробность произведения, несущая смысловую, образную и идейно – эмоциональную нагрузку называется:
А. идея;
Б. художественная деталь;
В. сравнение;
- Выбрать произведение, которое можно отнести к жанру рассказа:
А. Н.А.Некрасов «Русские женщины»;
Б. Д.И.Фонвизин «Недоросль»;
В. И.С.Тургенев « Певцы»;
Вариант 2
- Совокупность народных героических песен, былин, сказаний, поэм – это:
А. лирика;
Б. драма;
В. эпос;
- Какое событие соответствует кульминационному моменту былины?
А. ссора богатыря и князя;
Б. поединок богатыря , в котором он одерживает победу;
В. пир у князя;
- Какому элементу композиции соответствует фрагмент былины:
« И он вёз – то Соловья да во чисто поле,
И он срубил ему да буйну голову.
Говорил Илья да таковы слова:
«Тебе полно – тко свистать да по-соловьёму,
Тебе полно – тко слезить да отцов – матерей…»
А. кульминация;
Б. исход;
В. зачин;
- Выбрать примеры употребления гиперболы.
А. чисто поле; ковыль-трава; добрый конь;
Б. птицей-соколом летать ему под оболоком;
В. мужичками- разбойничками, положил их до тысячи;
- К какому роду литературы относится жанр оды?
А. эпос;
Б. лирика;
В. драма;
- Соотнесите слова русского языка и «штили» по теории М.В.Ломоносова:
А. русские слова с небольшой
примесью церковнославянских; А. «высокий»
Б. русские слова разговорного языка
с добавлением простонародных и малого
числа церковнославянских; Б. «средний»
В. церковнославянские слова и русские; В. «низкий»
- Драма относится к роду литературы:
А. эпос;
Б. лирика;
В. драма;
- Пояснение автора в тексте пьесы, связанное с обстановкой действия, поступками героев, интонацией, мимикой называется:
А. ремарка;
Б. пояснение;
В. замечание;
- Беспощадно-уничтожающее развенчание отрицательных сторон жизни и человека при помощи смеха называется:
А. сатира; Б. ирония; В. сарказм;
- Соотнесите. Из каких произведений взяты фрагменты:
А. Пирует Пётр. И горд, и ясен, Б. Над Москвою великой, златоглавою,
И славы полон взор его. Над стеной кремлёвской белокаменной
И царский пир его прекрасен. Из-за дальних лесов, из-за синих гор,
При кликах войска своего, По тесовым кровелькам играючи
В шатре своём он угощает Тучи серые разгоняючи,
Своих вождей, вождей чужих.. Заря алая подымается.
А. «Песня про купца Калашникова….»;
Б. «Полтава»;
- Выпишите из отрывка «Песня про купца Калашникова…..» эпитеты:
« Вот нахмурил царь брови чёрные
И навёл на него очи зоркие,
Словно ястреб взглянул с высоты небес
На молодого голубя сизокрылого,-
Да не поднял глаз молодой боец…»
- К какому роду литературы относятся жанры повесть и рассказ:
А. лирика;
Б. эпос;
В. драма;
- Какому герою из рассказа И.С.Тургенева «Хорь и Калиныч» принадлежит описание: « …Детей не бывало вовсе; Он умел заговаривать кровь, испуг, бешенство, выгонял червей; Не любил рассуждать и всему верил слепо; Рука была у него лёгкая»:
А. Калиныч;
Б. Хорь;
В. г-н Полутыкин;
- Происхождение слова и его родственные отношения к другим словам того же самого или других языков называется:
А. гротеск;
Б. этимология;
В. метафора;
- Укажите произведение М.Е. Салтыкова- Щедрина, в котором автор говорит о герое « …раскладывает гранпасьянс, тоскует по прежней жизни своей в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам мычит»:
А. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»;
Б. «Дикий помещик»;
- Соотнесите описание литературных героев с художественными произведениями:
А. Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужчина и самым нахальным образом уклонялся от работы;
Б. За ней гонится человек в ситцевой крахмальной рубахе и расстёгнутой жилетке. Он бежит за ней и , подавшись туловищем вперёд, падает на землю и хватает собаку за задние лапы;
А. «Хамелион»;
Б. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»;
- Выбрать определение понятия «идея художественного произведения»:
А. круг жизненных явлений или событий, изображённых автором в произведении и образующих его основу;
Б. главная мысль литературного произведения;
- Иван Дмитриевич Червяков – герой рассказа А.П.Чехова:
А. Дама с собачкой;
Б. Хамелеон;
В. Смерть чиновника;
Тест№2 по литературе 7 класс
Вариант №1
- Расставьте в хронологическом порядке компоненты.
Кульминация
Развитие действия
Завязка
Развязка
К какому литературоведческому термину соответствуют эти компоненты?
2. Определите стихотворный размер отрывка.
…Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне.
В градском шуму и наедине,
В покое сладком и в труде…
3. Какой художественный приём использует автор?
Тонкий туман над стемневшей рекой
Лёг серебристою нежной фатой.
4. Определите по портрету героя его имя, автора и название произведения.
Вся она – тёмная, но светилась изнутри - через глаза - неугасимым, весёлым и тёплым светом.
Его глаза сияют
Лик его ужасен. Движенья быстры.
Он прекрасен.
Он весь как божия гроза. Идёт…
тест №2 по литературе 7 класс
Вариант №2
- Раскройте понятие гипербола. Найдите гиперболу в отрывке.
В стосорок солнц закат пылал,
В июль катилось лето,
Была жара, жара плыла,-
На даче было это.
2. Определите стихотворный размер отрывка.
Волхвы не боятся могучих владык,
И княжеский дар им не нужен,
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
3. Какой художественный приём использует автор?
В глаза бревенчатым лачугам
Глядит алеющая мгла.
4. Определите по портрету героя его имя, автора и название произведения.
Он был мал ростом и худ, на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по
отдельности редкие, седые волосы…Глаза у него были белые, как у слепца…
Хладнокровен, расчётлив в бою. Уверен, его сила приобрела «широкую силу качеств льва». Начал заниматься учёбой только под угрозой не попасть в Сечь
ИТОГОВОЕ КОНТРОЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ЗА КУРС
7 КЛАССА
Вариант 2
1. Соотнесите термин и его определение.
Басня Небольшой рассказ, иносказание, в котором
заключено религиозное или моральное
поучение.
Рассказ Противопоставление образов, картин, слов,
понятий.
Притча Стихотворение с печальным содержанием.
Антитеза Краткий нравоучительный рассказ с
поучительным концом.
Элегия Небольшое эпическое произведение,
повествующее об одном или нескольких
событиях в жизни человека.
2. Назовите авторов следующих произведений.
«Властителям и судиям»
«Шинель»
«Русские женщины»
«Севастополь в декабре месяце»
«Левша»
«Куст сирени»
«Мещерская сторона»
« Микроскоп».
3. Назовите произведения следующих авторов, изученныев этом году.
И.С.Тургенев
А.Т.Твардовский
А.С.Пушкин.
4. Определите по отрывкам автора и его стихотворение.
а) Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернялся скорбный дух.
б) Ай, ребята, пойте – только гусли стройте!
Ай, ребята, пейте – дело разумейте!
Уж потешьте вы доброго боярина
И боярыню его белолицую!
5. Укажите героя, название произведения и его автора.
Кто из героев
а) стоял на берегу пустынных волн и думал о будущем города
и России;
б) конфисковывал на базаре крыжовник;
в) пил с солнцем чай?
6. По описанию угадайте героя.
а) «Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись,
вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала
белые. Крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в темной коже
щек, все лицо казалось молодым и светлым. Очень портил его этот
рыхлый нос с раздутыми ноздрями и красный на конце».
б) «…Молодой небогатый офицер, слушал лекции в Академии
генерального штаба … Он сегодня представлял профессору последнюю
и самую трудную практическую работу – инструментальную съемку
местности…».
в) «…В одном департаменте служил один чиновник, чиновник нельзя
сказать, чтобы очень замечательный: низенького роста, несколько
рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат,
с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек
и цветом лица что называется гемороидальным…».
7. Выпишите все выразительные средства из следующего отрывка.
«Потемневшее от пыли голубое юное небо – мутно; жаркое солнце
смотрит в зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль. Оно
почти не отражается в воде, рассекаемой ударами весел, пароходных
винтов, острыми килями турецких фелюг и других судов. Бороздивших
по всем направлениям тесную гавань. Закованные в гранит волны моря
подавлены громадными тяжестями, скользящими по их хребтам,
бьются и ропщут, вспененные, загрязненные разным хламом»
(М.Горький «Челкаш»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по литературе, 7класс
Программа включает: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровн...
Рабочая программа по литературе 7класс
Данная рабочая программа составлена создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по литературе для 5-11 классов общеобра...
Рабочая программа по литературе 7класс
Данная рабочая программа составлена создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по литературе для 5-11 классов общеобра...
рабочая программа по литературе 7класс
Рабочая программа по литературе составлена на основе «Программы по литературе для общеобразовательных учреждений. Маранцман В.Г.Литература 5-9 классы". М.: «Просвещение», 2009г. под редакцией В.Г...
Рабочая программа изучения литературы 7класс
Данная рабочая программа составлена на основе программы для 5-11 классов общеобразовательной школы ( авторы-составители Г.Е.Меркин, В.А.Чалмаев: 4-е издание, исправленное, дополненное. Москва; П...
Рабочая программа по литературе, 7класс.
Рабочая программа по литературе для 7класса , Коровина....
Рабочая программа по литературе 7класс на 2022-2023 уч.год
ФГОС 3 поколения...