А.П. Чехов «Крыжовник». Ответственность героя за выбор жизненной философии
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Шевченко Марина Николаевна

Урок литературы в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kryzhovnik_konspekt_uroka.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: А.П. Чехов «Крыжовник». Ответственность героя за выбор жизненной философии

Цели урока:

Предметные: Раскрыть идейное содержание рассказа А.П.Чехова «Крыжовник»

 Ответить на вопрос: чему посвятить свою жизнь;  вызвать чувство неприятия такой жизни, как у героя рассказа А.П.Чехова.

Метапредметные:

Уметь анализировать литературное произведение (выделять необходимые цитаты, доказывающие те или иные мысли, находить яркие языковые средства, используемые писателем для выражения своей позиции).

Личностные:

Рассуждать, доказывать свои мысли, выступать.

Ход урока.

Организационный этап

Мобилизующий этап.

-  Что такое счастье?

СЧАСТЬЕ, -я; ср.Состояние высшей удовлетворённости жизнью, чувство глубокого довольства и радости, испытываемое кем-л.; внешнее проявление этого чувства. 

Словарь Ожегова.

- Как связаны понятия: счастье и смысл жизни?

- В чём смысл человеческой жизни? Порассуждайте на эту тему, запишите свои мысли.

Слово учителя.

Проблема смысла жизни всегда волновала русских писателей в том числе и А.П. Чехова.

В конце 19 века во взглядах и настроениях Чехова появились новые черты. Константин Сергеевич Станиславский говорил о Чехове той поры: «По мере того, как сгущалась атмосфера и дело приближалось к революции, он становится всё более решительным». В это время Чехов стал настойчиво говорить в своих произведениях, что «больше так жить невозможно», что время больших перемен уже близко, что будущее стучится в дверь. Всё больше герои А.П.Чехова задумываются над вопросом: как жить, в чём смысл жизни. Эта же проблема затрагивается в рассказе «Крыжовник» (из трилогии «Человек в футляре», «Крыжовник» и «О любви», написанной в 1898 году).

Об истории создания рассказа нам расскажет

Рождению замысла «Крыжовника» послужил рассказ известного юриста, приятеля Чехова, Анатолия Федоровича Кони. Он как-то поведал историю о петербургском чиновнике, который долгое время копил деньги на очень дорогой парадный мундир, вышитый золотом. Наконец, мундир был сшит, но подобающего случая надеть его не представилось.

Всю зиму вещь протомилась в шкафу, и золотые вышивки потускнели от нафталина. Мундир потерял свой первоначальный лоск. Спустя полгода его хозяин скончался и, по злой насмешке судьбы, его похоронили в том самом мундире, на который он так долго копил и который не надел при жизни.

Чехова очень тронула эта история, и вот он уже делает первые черновые наброски. В них петербургский чиновник превращается в служащего казенной палаты, который всю жизнь копит на поместье с прудом и кустами крыжовника.

- О чем рассказ?

Чехов рассказывает о Чимше-Гималайском, который служит в палате и больше всего на свете мечтает о собственном имении. Его заветное желание – стать помещиком.

Автор подчеркивает, насколько его персонаж отстает от времени, ведь в ту эпоху уже не гнались за бессмысленным титулом, а многие дворяне пытались стать капиталистами, чтобы идти в ногу со временем.

Герой Чехова выгодно жениться, его жена умирает, так как в своей погоне за деньгами, Чимша-Гималайский морил ее голодом. Собрав необходимые деньги,  герой наконец-то приобретает себе желаемое имение. И исполняет еще одну свою заветную мечту, в имении он высаживает крыжовник.

В рассказе «Крыжовник» Чехов применяет искусные литературный прием – рассказ в рассказе, историю о Николае Ивановиче Чимше-Гималайском мы узнаем от его брата. И глаза рассказчика Иван Ивановича – это глаза самого Чехова, таким образом он показывают читателю свое отношение к таким людям, как новоиспеченный помещик.

Беседа с учениками.

- Сегодня мы постараемся понять, в чем видит счастье и смысл жизни А.П. Чехов.

- Представим себе, что рассказ «Крыжовник» — своего рода история болезни. Вот пришёл к доктору Чехову пациент — Николай Иванович. Доктор, как и следует, запишет в его карту две вещи: 1) в чём проявляется его болезнь в данный момент; 2) как она развивалась и (если удастся выяснить) что стало её причиной. Попробуйте, основываясь на тексте рассказа, восстановить две эти записи 10 мин..

(“симптомы болезни”: Николай Иванович (по словам его брата — кто-нибудь это, возможно, отметит) превратился в сущую свинью. Изображает из себя барина, высокомерно говорит о простом народе, растолстел, того и гляди “хрюкнет в одеяло”, а главное, ничем в жизни не интересуется, кроме крыжовника. Всё счастье его жизни в том, чтобы есть свой крыжовник.

“История болезни”: желание вернуться на природу — желание купить своё имение — тоскливая служба в казённой палате — жадность — мечта о крыжовнике — женитьба — смерть жены — покупка имения (в Чумборокловой Пустоши и гордо делает приписку к названию «Гималайское тож») — крыжовник и “счастье”.

Вы знаете кто такой герой-резонёр?

Кто выражает мнение автора в рассказе? (Иван Николаевич)

Какое впечатление произвело на Николая Ивановича «Гималайское тож»? Почему?

(вместо чистого пруда желтая речка, вокруг смог из-за действующих неподалеку заводов, везде котлованы, канавы, заборы, какие-то несуразно высаженные елки.

Каким он увидел своего брата?

Во дворе его встречает толстая ленивая собака и заплывшая жиром неопрятная кухарка. Брата Иван Иванович сперва не узнает. Из скромного чиновника тот превратился в типичного барина. Толстый, ленивый, самодовольный, он дни напролет занимается тяжбами с вышеуказанными заводами, обходами своих владений и блаженной праздностью.)

Как повлияла на Ивана Иваныча картина, которую он увидел в «Гималайском тож»?

К чему он призывает помещика Алёхина?

Так в чём же видит смысл жизни А.П. Чехов?

Прочитайте высказывание А.П. Чехова. Смогли ли мы правильно понять идею рассказа?

Итог урока.

В начале урока вы записывали свои представления о смысле человеческой жизни. Как они соотносятся с чеховскими?

После урока что-нибудь изменилось?

Прочитайте высказывание выдающегося русского литературного критика Дмитрия Ивановича Писарева. Как соотносятся они с идеей рассказа Чехова?

Оценивание.

Д.З. Прочитать  рассказ А.П. Чехова «О любви».

- Конечно, главный герой рассказа - Николай Иваныч. Но есть в произведении и другие герои. Какими они предстают перед нами?

Иван Иваныч и Буркин были проникнуты любовью к этому полю, и оба думали о том, как велика, как прекрасна эта страна.

Алёхин. « На нём была белая, давно не мытая рубаха, на сапогах тоже налипли грязь и солома. Нос и глаза были черны от пыли» (но, заметьте, это не вызывает чувство отвращения и брезгливости – наоборот, он красив в своей работе)

«Горничная, молодая женщина, такая красивая…» (совсем не похожа на кухарку Николая Иваныча)

 «Иван Иваныч бросился в воду с шумом и поплыл под дождём, широко взмахивая руками, и от него шли волны…. «Ах, боже мой… - повторял он, наслаждаясь. – Ах боже мой…»

Что объединяет этих героев рассказа?

Всех этих героев рассказа объединяет одно: они видят и любят прекрасное, они любят жизнь, энергичны, жизнерадостны, они не замкнулись в своём мирке – эти люди противопоставлены Николаю Иванычу. (приём антитезы) Именно они дают уверенность в том, что не задушат нашу жизнь Николаи Иванычи.

Задание 2. Попробуйте определить, когда и в чём ошибся Николай Иванович.
Первая версия, как правило, бывает такой: цель не оправдывает средства. Жадность и чёрствость, многолетние мечты всё только об одном поместье да крыжовнике разрушили душу пациента. И когда он вроде бы мог освободиться и зажить в полную силу, ему уже ничего, кроме крыжовника, и не хотелось.

Заметим кстати, что Николай Иваныч приобрел имение в 120 десятин. Много это или мало? Это очень много, ведь одна десятина составляет 1,09 га, таким образом, размеры имения более 100 гектаров. Территория вроде бы большая, но нет парка, нет простора, воли, а есть река цвета кофе и два завода по соседству. Герой, не обращая внимание ни на заборы, ни на канавы, ограничился лишь тем, что купил двадцать кустов крыжовника, чему и был несказанно рад. Он растит свой крыжовник, вкушает его божественный вкус (на самом деле ягоды кислые и невкусные) и ни на что не обращает внимание. Превращение произошло: это уже «не прежний робкий бедняга-чиновник, а настоящий помещик, барин».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема выбора и ответственности за сделанный выбор. Тема совести. Иешуа и Понтий Пилат

Разработка урока по литературе. Тема выбора и ответственности за сделанный выбор. Тема совести. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат. К уроку прилагается иллюстративная презентация...

Чехов Крыжовник Практическая работа 8 класс

на основе печатной тетради по литературе 2100...

разработка урока А.Чехов "Крыжовник"

Выяснить философско-нравственную проблематику рассказа. Развитие активной жизненной позиции, умение выбирать в тексте главное, давать оценку поступкам героев. Воспитание любви к русской классике....

Эссе на тему: Жизненная философия педагога, работающего с детьми ОВЗ

Размышляя о своем жизненном пути, я задумываюсь, как много значит в нашей жизни слово «работа». На свете есть тысячи профессий. Все они нужные и интересные. Я всегда любила детей и ...