Урок внеклассного чтения в старших классах
методическая разработка по литературе (10 класс)
Конспект урока внеклассного чтения по книге Светланы и Николая Пономаревых «Боишься ли ты темноты?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка по теме "Урок внеклассного чтения в старших классах" | 50.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательные: вычленение главной мысли текста, воссоздание картины событий и поступков персонажей, установление логической причинно-следственной последовательности событий и действий героев произведения, поисковое чтение, пересказ содержания текста самостоятельно
Коммуникативные: оформление своих мыслей в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций ,
Применяемые формы работы:
Анализ текста, работа в парах, написание отзыва на прочитанное произведение.
Задания для учащихся
- Сообщить биографические сведения об авторах.
- Определить тему, идею произведения.
- Проанализировать, сколько событий отражено в повести, быстро или медленно развивается сюжет.
- Рассказать о главных героях повести.
- Проследить динамику внутреннего состояния героя. Подтвердить примерами из текста.
- Определить, как пейзаж, описание обстановки, художественные детали соотносятся с характеристикой героев.
- Написать творческую работу (сочинение, отзыв, рассуждение, рецензию).
Цель урока:
- познакомить учащихся с произведениями современной русской литературы
- формировать умение ориентироваться в книжных новинках, выбирать из них художественно состоятельные;
- совершенствовать навыки аналитического разбора
- развивать мышление, умение интерпретировать текст, корректировать устную и письменную речь.
- развивать представление о характерах главных героев, о динамике их отношений
Ход урока
- Организационный этап. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Настрой обучающихся на работу. Объявление темы урока.
- Создание мотивации для обсуждения художественного произведения. Вопросы для беседы с классом.
Какие произведения Светланы и Николая Пономаревых вам известны?
На какие вопросы в процессе чтения вам хотелось бы получить ответы?
- Слово учителя: Светлана Пономарева. Родилась в 1976 году в г. Омске. Окончила Омский педагогический университет по специальности социальный педагог, психолог. Пишет со школьного возраста, печаталась в местных детских газетах. В соавторстве с Пономарёвым Николаем пишет с 1998 года.
4.«Литературная визитка» (отчёт групп – представление презентаций о писателях)
5.Проблемные вопросы для аналитической беседы:
Какие проблемы поднимает автор текста?
Назовите главных героев произведения. Чем похожи они?
Каким показан окружающий мир?
Оказавшись в страшной жизненной ситуации люди ведут себя по-разному. Почему распалась семья Сергея? Можно ли было спасти ее?
Почему Сергей Федорович не сломался?
Чем молодой воспитатель отличается от своих коллег?
Есть ли у них положительные качества?
В чем смысл названия? Оакой темноте идет речь?
Почему мальчишки в детском доме, находясь тоже в тяжелой жизненной ситуации, насмехались над Ярославом?
Как вы объясните их жестокость?
Какое будущее, на ваш взгляд, ожидает героев книги: Ярослава, Сергея, Веры Ивановны, Вики, мальчишек?
Встречаются в жизни такие персонажи?
Как пейзаж соотносится с душевным состоянием героев?
Какую роль играют сны Ярослава? В чем смысл символического образа черной собаки?
Ответы учащихся можно обобщить таким образом:
Два совершенно разных человека пытаются найти свое место в мире, где, казалось бы, не осталось места ни для сочувствия, ни для любви. А есть лишь место для грубости, жестокости, предательства и равнодушия... И, может быть, только вместе они смогут преодолеть все беды и несчастья, что выпали на их судьбу...
Эта книга заставляет задуматься о том, на что в повседневной жизни не обращаешь внимание. Как страшно читать это, понимая, что практически то же самое происходит где-то недалеко от тебя, может быть в соседнем дворе. Зато как после этого начинаешь ценить то повседневное, обыденное, чего нет у детдомовских ребятишек, так рано лишенных детства...
Побольше бы таких книг!
6. Написание отзыва о прочитанной книге
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Человеческая жизнь в рассказе Л.Н.Толстого "Алеша Горшок" (урок внеклассного чтения в старших классах)
С чего начать разбор текста, если конкретная цель работы - анализ небольшого эпического произведения? Данный материал - моя поытка ответить на этот вопрос....
Методическая разработка УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ: «Уроки Анри де Сент-Экзюпери - гармония мыслей и поступков».
Сказка зта- мудрая и человечная, и автор её не только поэт, но и философ.Просто и проникновенно говорит о самом важном. О долге и верности. О дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к лю...
Методическая разработка УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ: «Уроки Анри де Сент-Экзюпери - гармония мыслей и поступков».
Сказка зта - мудрая и человечная, и автор её не только поэт, но и философ.Просто и проникновенно говорит о самом важном. О долге и верности. О дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к л...
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)
Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...
Урок внеклассного чтения в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида Тема урока : «Бессмертные произведения И.А. Крылова. Мы с каждым годом любим всё сильней».
Данный урок позволяет воспитывать любовь к литературе и гордость за великие произведения баснописца И.А.Крылова....
Урок внеклассного чтения в 6 классе "Урок Любви и Мудрости (по рассказам-"крохоткам" А. И. Солженицына)".
Как важно, чтобы каждый урок литературы стал уроком-открытием, уроком-размышлением, уроком-сотворчеством с писателем! Знакомство с необычными, удивительными рассказами-крохотками А. И. Солженицына дае...
Урок внеклассного чтения в 7 классе "Много ли человеку надо?" Чтение с остановками рассказа В.П.астафьева "Приветное слово".
quot;Чтение с остановками" способствует критическому мышлению, поиску здравого смысла. Школьники учатся рассуждать объективно и поступ...