рабочая программа по литературе 9 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (9 класс)
Рабочая программа по литературе 9 класс к учебнику В.Я.Коровиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_9_lit.docx | 76.4 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
на 2019/2020 учебный год
Программа: общеобразовательная
Уровень программы: общий
Класс: 9 «В».
Количество часов в год согласно учебного плана: 99
Количество часов в неделю: 3
Учитель: Гладких Аэлита Николаевна
(Ф.И.О. полностью)
Квалификационная категория:
Программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы под редакцией В.Я.Коровиной
2019-2020 учебный год
п. Часцы
Пояснительная записка.
Исходными документами для составления программы явились:
Документы федерального уровня –
- Конституция РФ;
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 25.11.2013);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12. 2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» 189 (в действующей редакции от 25.12.2013 № 3);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40936).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40937).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (Зарегистрирован в Минюсте России 09.02.2016 № 41020).
- Приказ Минобрнауки России от 18.07.2016 № 870 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
- Приказ Минобрнауки России от 05.07.2017 № 629 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Документы регионального уровня –
- Закон Московской области «Об образовании» от 11.07.2013 г. № 17\59-П;
- Закон Московской области № 205/2017-ОЗ «О финансовом обеспечении реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, обеспечении дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области за счет средств бюджета Московской области в 2018 году»
- Приказ министра образования Московской области от 23.04.2018 № 1172 «Об утверждении Регионального базисного учебного плана для государственных образовательных организаций Московской области, муниципальных и частных образовательных организаций в Московской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования на 2018-2019 учебный год».
Документы школьного уровня –
- Положение «О рабочей программе педагога»;
- Образовательная программа ФГОС ООО;
- Учебный план МБОУ Часцовской СОШ Покровского филиала на 2019/2020 уч. год
Объем программы.
Количество часов на год | Количество часов по триместрам | |||||
1 | 2 | 3 | ||||
Общая трудоемкость | 99 | 10 недель 30 | 11 недель 33 | 12 недель 36 |
99 в год
3 часа в неделю. Программа скорректирована с учетом гос.праздников.
Цели изучения предмета.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания,
- патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.
В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.
Задачи.
- Углубление и расширение знаний учащихся о жизни, быте русского народа и его традициях.
- Воспитание чувства патриотизма, формирование интернационалистского сознания, развитие нравственного и эстетического идеала и т.д., которые в совокупности составляют сущность воспитания учащихся.
- Овладение навыками общения и коллективного творчества.
- Формирование интереса к творческой деятельности.
- Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Развитие инициативности, произвольности, способности к творческому самовыражению. Главная задача – способствовать духовному становлению личности каждого ученика. Через чтение и изучение художественных произведений приобщать учащихся к искусству слова. В классической литературе отражается жизненная правда, в ней отображены общегуманные идеалы. Поэтому на уроках литературы мы стараемся понять: что есть жизнь? Для чего жить? Каким должен быть человек? Что есть добро, а что зло? Что есть страдание и можно ли прожить без него? Примеряя на себя опыт чужой жизни, ученик развивается, и это развитие носит конкретный характер, идет изнутри. Такой подход к обучению учащихся позволяет формировать гармоничную личность.
Кроме того, на занятиях рассматриваются литературные произведения, помогающие познать культурные традиции и ценности других народов, а также затрагивающие проблемы межнациональных отношений.
И где, как не на уроках литературы, мы можем говорить о самобытной русской культуре, духовно – нравственных ценностях, которые открываются для нас в православной вере, добре, трудолюбии. Последовательное приобщение учащихся к родной литературе позволяет им понять самих себя, свой социально-психологический склад, свою сущность.
К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в т.ч. от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями;
- владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров);
- определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды;
- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Главным при изучении предмета остается работа с художественным текстом, что закономерно является приоритетом в преподавании литературы.
Планируемые результаты изучения предмета.
Личностные результаты обучения
- воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;
- освоение социальных норм, правил поведения, социальных ролей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
- формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе деятельности разных видов;
- формирование целостного мировоззрения;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
- развитие эстетического сознания.
Метапредметные результаты обучения
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки;
- смысловое чтение;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками, учителем, работать индивидуально и в группе;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
- умение создавать, применять и преобразовывать модели, схемы, знаки для решения учебных и познавательных задач.
Предметные результаты обучения
Выпускник научится:
определять понятия «литература как искусство слова» (углубление представлений), «ода», «сентиментализм» (начальные представления), «элегия», «баллада» (развитие представлений), «фольклоризм литературы» (развитие представлений), «автор» (развитие представлений), «герой» (развитие представлений), «антигерой», «литературный тип», «лирический герой» (развитие представлений), «композиция», «комическое» и его виды: сатира, юмор, ирония, сарказм, «пафос» и его виды, «жанр», (развитие представлений), «лейтмотив», «онегинская строфа», «рассказ» (развитие представлений), «роман» (развитие представлений), «романтический герой», «психологизм литературы» (развитие представлений), жанровые особенности рассказа, роль художественной детали в характеристике героя; «художественная условность», «фантастика» - развитие представлений, гипербола», «гротеск» (развитие представлений), «реализм», «реалистическая типизация» - углубление понятий; «притча» (углубление понятия), «силлабо-тоническая» и «тоническая система стихосложения» (углубление представлений), «трагедия как жанр драмы» (углубление понятия), «драматическая поэма» (углубление понятия);
определять художественные особенности древнерусской литературы;
определять художественные особенности литературы XVIII века;
- определять художественные особенности литературы XIX века;
определять художественные особенности литературы XX века;
- определять основные черты античной лирики;
- определять особенности эпохи Возрождения;
- определять особенности эпохи Просвещения;
- давать основные сведения о жизни и творчестве писателей и поэтов;
- определять образную природу словесного искусства;
- анализировать содержание изученных произведений;
- составлять композицию сочинения;
- писать эссе;
- определять особенности художественных текстов разных жанров;
- определять жанры текста;
- находить художественные средства.
Выпускник получит возможность научиться:
- определять и понимать изученные литературоведческие понятия;
- понимать ключевые проблемы изученных художественных произведений;
- понимать связь литературных произведений с эпохой их написания;
- определять художественные особенности древнерусской литературы;
- определять художественные особенности литературы XVIII века;
- определять принадлежность текста к литературному направлению;
- определять принадлежность текста к тому или иному жанру;
- характеризовать образы героев;
- интерпретировать, анализировать художественный текст, используя теоретико - литературные понятия;
- выделять тему, идею, нравственную проблематику текста;
- понимать авторскую позицию и своё отношение к ней;
- пересказывать разными способами, выделяя сюжетные линии;
- определять художественные средства в текстах;
- выразительно читать;
- строить письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- сопоставлять тексты, образы героев, природы;
- находить в статье учебника основные теоретико-литературные понятия, необходимые сведения;
- использовать ресурсы Интернета для поиска необходимой информации и выполнения проектов;
- различать типы героев, художественные средства, стихотворные размеры;
- формулировать собственное отношение к произведениям литературы;
- применять полученные знания на практике.
Содержание программы.
Введение (1 ч.) – Введение. Литература и её роль в духовной жизни человека.
Личностные результаты обучения
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;
- освоение социальных норм, правил поведения, социальных ролей;
- формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе деятельности разных видов;
- формирование целостного мировоззрения;
- развитие эстетического сознания.
Метапредметные результаты обучения
- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки;
- смысловое чтение;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками, учителем, работать индивидуально и в группе;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью.
Предметные результаты обучения
Выпускник научится:
- Давать понятие «литература как искусство слова».
Выпускник получит возможность научиться:
- Характеризовать понятие «литература как искусство слова».
- Определять роль литературы в духовной жизни человека.
Раздел 1. Из древнерусской литературы (3 ч. + 1 ч.): Художественные особенности древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве» как величайший памятник Древней Руси. Центральные образы и основная идея «Слова…». Сочинение по теме «Центральные образы «Слова…» (выбор).
Личностные результаты обучения
- Воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;
- освоение социальных норм, правил поведения, социальных ролей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
- формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе деятельности разных видов;
- формирование целостного мировоззрения;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
- развитие эстетического сознания.
Метапредметные результаты обучения
- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки;
- смысловое чтение;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками, учителем, работать индивидуально и в группе;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью.
Предметные результаты обучения
Выпускник научится:
- Давать понятия «автор», «жанр», «герой», «идея»;
- выделять художественные особенности древнерусской литературы;
- определять особенности жанра «Слова…»;
- определять особенности древнерусских текстов.
Выпускник получит возможность научиться:
- Характеризовать понятия «автор», «жанр», «герой», «идея»;
- определять жанровые особенности текста «Слова…»;
- выявлять характерные для произведений древнерусской литературы тем, образов и приёмов изображения человека;
- анализировать текст художественного произведения;
- писать сочинение по заданной теме;
- использовать ресурсы Интернета для поиска необходимой информации и выполнения проектов.
Раздел 2. Из русской литературы XVIII века (9 ч. + 1 ч.): Классицизм в русском и мировом искусстве. М.В. Ломоносов: жизнь и творчество (обзор). Художественные особенности оды «Вечернее размышление…». М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия…»: лейтмотивы. Г.Р. Державин: жизнь и творчество (обзор). «Властителям и судьям»: особенности тематики и стиля. Г.Р. Державин «Памятник»: тема поэта и поэзии. Квинт Гораций Флакк: слово о поэте. «К Мельпомене». Понятие о сентиментализме. Н.М. Карамзин: слово о писателе. «Бедная Лиза»: сюжет и герои. Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»: идея и проблематика произведения. Н.М. Карамзин: «Осень» и другие произведения писателя. Сочинение по теме «Чем современна литература XVIII века?»
Личностные результаты обучения
- Воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;
- освоение социальных норм, правил поведения, социальных ролей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
- формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе деятельности разных видов;
- формирование целостного мировоззрения;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
- развитие эстетического сознания.
Метапредметные результаты обучения
- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки;
- смысловое чтение;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками, учителем, работать индивидуально и в группе;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
Предметные результаты обучения
Выпускник научится:
- Давать понятия «автор», «жанр», «герой», «идея», «композиция», «классицизм», «ода», «сентиментализм»;
- определять художественные особенности литературы XVIII века;
- находить черты классицизма как литературного направления;
- находить черты сентиментализма как литературного направления.
Выпускник получит возможность научиться:
- Характеризовать понятия «автор», «жанр», «герой», «идея», «композиция», «классицизм», «ода», «сентиментализм»;
- определять художественные особенности литературы XVIII века;
- определять черты классицизма как литературного направления;
- выявлять черты сентиментализма как литературного направления;
- анализировать текст, используя литературоведческие термины;
- находить художественные средства; видеть авторскую позицию изучаемых текстов;
- определять принадлежность текста к литературному направлению;
- определять принадлежность текста к тому или иному жанру;
- характеризовать образы героев;
- интерпретировать, анализировать художественный текст, используя теоретико - литературные понятия;
- выделять тему, идею, нравственную проблематику текста;
- понимать авторскую позицию и своё отношение к ней;
- пересказывать разными способами, выделяя сюжетные линии;
- определять художественные средства в текстах;
- выразительно читать;
- строить письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- сопоставлять тексты, образы героев, природы;
- находить в статье учебника основные теоретико-литературные понятия, необходимые сведения;
- использовать ресурсы Интернета для поиска необходимой информации и выполнения проектов;
- различать типы героев, художественные средства, стихотворные размеры;
- формулировать собственное отношение к произведениям литературы;
- писать сочинение по заданной теме.
Раздел 3. Из русской литературы XIX века (48 ч. + 6 ч.): Русские поэты первой половины XIX века. В.А. Жуковский – поэт-романтик. Стихотворение «Море» - романтические образы. В.А. Жуковский «Невыразимое» - тема поэта и поэзии. В.А. Жуковский «Светлана»: черты баллады. В.А. Жуковский «Светлана»: образ главной героини. А.С. Грибоедов: жизнь и творчество писателя (обзор). Комедия «Горе от ума»: творческая история создания. А.С. Грибоедов «Горе от ума»: проблематика и конфликт. Фамусовская Москва. А.С. Грибоедов «Горе от ума»: образ Чацкого. А.С. Грибоедов «Горе от ума»: язык произведения. А.С. Грибоедов «Горе от ума» в зеркале русской критики. Сочинение по теме «Образы героев в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (выбор). А.С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика. А.С. Пушкин: тема свободы. А.С. Пушкин: любовь как гармония душ. А.С. Пушкин: тема поэта и поэзии. А.С. Пушкин: две Болдинские осени в творчестве поэта. А.С. Пушкин «Памятник»: самооценка в творчестве поэта. Эссе по теме «Мотивы лирики А.С. Пушкина». А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»: два типа мировосприятия. А.С. Пушкин «Евгений Онегин» как новаторское произведение. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: главные образы. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: взаимоотношения главных героев. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: образ автора. А.С. Пушкин «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. А.С. Пушкин «Евгений Онегин» в зеркале критики. Эссе по теме «Мотивы поступков и взаимоотношений героев романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (выбор). М.Ю. Лермонтов: хронология жизни и творчества. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики поэта (с повторением ранее изученного). Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова. Тема любви в лирике М.Ю. Лермонтова. Тема родины в лирике М.Ю. Лермонтова. Сочинение по теме «В чём трагизм одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова?» (выбор). М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: общая характеристика романа. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (главы «Бэла», «Максим Максимыч»): загадки образа Печорина. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (главы «Тамань», «Княжна Мери»). «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (глава «Фаталист»): философско-композиционное значение повести. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: дружба и любовь в жизни Печорина. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: оценка критиков. Сочинение по теме «В чём противоречивость характера Печорина?» (выбор). Н.В. Гоголь: жизнь и творчество (обзор). «Мёртвые души»: история создания. Система образов в поэме Н.В. Гоголя: мёртвые и живые души. Чичиков – новый герой эпохи или антигерой? Н.В. Гоголь «Мёртвые души»: поэма о величии России. Поэма «Мёртвые души» в зеркале русской критики. Сочинение по теме «Мёртвые и живые души поэмы Н.В. Гоголя». Ф.М. Достоевский: слово о писателе. Ф.М. Достоевский «Белые ночи»: тип «петербургского мечтателя». Роль истории Настеньки в романе Ф.М. Достоевского «Белые ночи». А.П. Чехов: слово о писателе. А.П. Чехов «Тоска»: тема одиночества. А.П. Чехов «Смерть чиновника»: эволюция образа «маленького человека».
Личностные результаты обучения
- Воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;
- освоение социальных норм, правил поведения, социальных ролей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
- формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе деятельности разных видов;
- формирование целостного мировоззрения;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
- развитие эстетического сознания.
Метапредметные результаты обучения
- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки;
- смысловое чтение;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками, учителем, работать индивидуально и в группе;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
- умение создавать, применять и преобразовывать модели, схемы, знаки для решения учебных и познавательных задач.
Предметные результаты обучения
Выпускник научится:
- Давать понятия «романтизм», «классицизм», «реализм», «элегия», «баллада», «сентиментализм», «комедия», «лирический герой», «лейтмотив», «композиция», «фольклоризм литературы» (развитие представлений), «роман в стихах», «трагедия», «автор» (развитие представлений), «герой» (развитие представлений), «антигерой», «литературный тип», «лирический герой» (развитие представлений), «композиция», «комическое» и его виды: сатира, юмор, ирония, сарказм, «пафос, «жанр», (развитие представлений), «онегинская строфа», «рассказ» (развитие представлений), «роман» (развитие представлений), «романтический герой», «психологизм литературы» (развитие представлений), жанровые особенности рассказа;
- находить основные черты классицизма;
- определять особенности литературы XIX века;
- находить основные сведения биографии В.А. Жуковского;
- находить основные сведения биографии А.С. Грибоедова;
- строить композицию сочинения;
- находить основные сведения биографии А.С. Пушкина;
- находить основные сведения биографии М.Ю. Лермонтова;
- определять особенности жанра эссе;
- находить основные сведения биографии Н.В. Гоголя;
- находить основные сведения биографии А.П. Чехова;
- составлять композицию сочинения;
- составлять структуру эссе.
Выпускник получит возможность научиться:
- Характеризовать понятия «романтизм», «классицизм», «реализм», «элегия», «баллада», «сентиментализм», «комедия», «лирический герой», «лейтмотив», «композиция», «фольклоризм литературы» (развитие представлений), «роман в стихах», «трагедия», «автор» (развитие представлений), «герой» (развитие представлений), «антигерой», «литературный тип», «лирический герой» (развитие представлений), «композиция», «комическое» и его виды: сатира, юмор, ирония, сарказм, «пафос», «жанр», (развитие представлений), «онегинская строфа», «рассказ» (развитие представлений), «роман» (развитие представлений), «романтический герой», «психологизм литературы» (развитие представлений), жанровые особенности рассказа;
- выполнять анализ текста комедии, используя литературоведческие понятия;
- определять проблематику комедии;
- создавать текст сочинения по заданной теме;
- характеризовать изученные понятия;
- определять и понимать изученные литературоведческие понятия;
- понимать ключевые проблемы изученных художественных произведений;
- понимать связь литературных произведений с эпохой их написания;
- определять принадлежность текста к литературному направлению;
- определять принадлежность текста к тому или иному жанру;
- характеризовать образы героев;
- интерпретировать, анализировать художественный текст, используя теоретико - литературные понятия;
- выделять тему, идею, нравственную проблематику текста;
- понимать авторскую позицию и своё отношение к ней;
- пересказывать разными способами, выделяя сюжетные линии;
- определять художественные средства в текстах;
- выразительно читать;
- строить письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- сопоставлять тексты, образы героев, природы;
- находить в статье учебника основные теоретико-литературные понятия, необходимые сведения;
- использовать ресурсы Интернета для поиска необходимой информации и выполнения проектов;
- различать типы героев, художественные средства, стихотворные размеры;
- формулировать собственное отношение к произведениям литературы;
- писать сочинение и эссе по заданной теме.
Раздел 4. Из русской литературы XX века (1 ч.): Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Личностные результаты обучения
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;
- освоение социальных норм, правил поведения, социальных ролей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
- формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе деятельности разных видов;
- формирование целостного мировоззрения;
- развитие эстетического сознания.
Метапредметные результаты обучения
- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки;
- смысловое чтение;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками, учителем, работать индивидуально и в группе;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
- умение создавать, применять и преобразовывать модели, схемы, знаки для решения учебных и познавательных задач.
Предметные результаты обучения
Выпускник научится:
- Определять основные жанры и направления русской литературы XX века;
- Определять особенности русской литературы XX века.
Выпускник получит возможность научиться:
- Характеризовать понятие;
- анализировать тексты;
- выполнять анализ текстов, используя литературоведческие термины;
- определять тему, идею текстов.
Раздел 5. Из русской прозы XX века (обзор) (8 ч. + 2 ч.): Разнообразие видов и жанров прозаических произведений XX века, ведущие прозаики России. И.А. Бунин: слово о писателе. Рассказ «Тёмные аллеи»: лиризм повествования. М.А. Булгаков: слово о писателе. Повесть «Собачье сердце»: история создания. М.А. Булгаков «Собачье сердце»: система образов произведения. М.А. Булгаков «Собачье сердце»: проблематика и приём гротеска в повести. М.А. Шолохов: слово о писателе. Рассказ «Судьба человека»: смысл названия. Судьбы родины и человека в произведении М.А. Шолохова. А.И. Солженицын: слово о писателе. А.И. Солженицын рассказ «Матрёнин двор»: трагизм судьбы героини. Эссе по теме «Нравственная проблематика в произведениях писателей XX века». Отзыв или рецензия на самостоятельно прочитанное произведение литературы XX века.
Личностные результаты обучения
- Воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;
- освоение социальных норм, правил поведения, социальных ролей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
- формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе деятельности разных видов;
- формирование целостного мировоззрения;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
- развитие эстетического сознания.
Метапредметные результаты обучения
- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки;
- смысловое чтение;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками, учителем, работать индивидуально и в группе;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
Предметные результаты обучения
Выпускник научится:
- Давать понятия «психологизм литературы» (развитие представлений), жанровые особенности рассказа, роль художественной детали в характеристике героя; «художественная условность», «фантастика» - развитие представлений, гипербола», «гротеск» (развитие представлений), «реализм», «реалистическая типизация» - углубление понятий; «притча» (углубление понятия);
- определять художественные особенности литературы XX века;
- находить основные сведения о жизни и творчестве писателей;
- определять образную природу словесного искусства;
- анализировать содержание изученных произведений;
- составлять структуру эссе;
- определять особенности художественных текстов разных жанров;
- определять жанры текста.
Выпускник получит возможность научиться:
- Характеризовать изученные понятия;
- сопоставлять, сравнивать, анализировать тексты;
- выполнять анализ текстов, используя литературоведческие термины;
- сравнивать героев;
- определять тему, идею, проблему текстов;
- писать эссе по заданной теме;
- пишут отзыв, рецензию на самостоятельно прочитанное произведение.
Раздел 6. Из русской поэзии XX века (обзор) (11 ч. + 1 ч.): Многообразие направлений жанров лирической поэзии. А.А. Блок: слово о поэте. Художественные особенности лирики А.А. Блока. Образ родины в поэзии А.А. Блока. С.А. Есенин: слово о поэте. Тема России в лирике С.А. Есенина. Своеобразие метафор и сравнений в лирике С.А. Есенина. В.В. Маяковский: слово о поэте. Новаторство лирики. М. И. Цветаева: судьба и творчество. Особенности поэтики. А.А. Ахматова: судьба и творчества. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Н.А. Заболоцкий: слово о поэте. Стихотворения о человеке и природе. Б.Л. Пастернак: слово о поэте. Лирика о природе и любви. А.Т. Твардовский: слово о поэте. Лирика о родине и природе. Эссе по теме «Поэт XX века».
Личностные результаты обучения
- Воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;
- освоение социальных норм, правил поведения, социальных ролей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
- формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе деятельности разных видов;
- формирование целостного мировоззрения;
- развитие эстетического сознания.
Метапредметные результаты обучения
- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки;
- смысловое чтение;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками, учителем, работать индивидуально и в группе;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
Предметные результаты обучения
Выпускник научится:
- Давать понятия «силлабо-тоническая система стихосложения», «тоническая система стихосложения»;
- определять художественные особенности литературы XX века;
- находить основные сведения о жизни и творчестве поэтов;
- определять образную природу словесного искусства;
- анализировать содержание изученных произведений;
- составлять структуру эссе;
- определять особенности художественных текстов разных жанров;
- определять жанры текста.
Выпускник получит возможность научиться:
- Характеризовать изученные понятия;
- выразительно читать;
- сопоставлять, сравнивать, анализировать тексты;
- выполнять анализ текстов, используя литературоведческие термины;
- сравнивать героев;
- определять тему, идею, проблему текстов;
- писать эссе по заданной теме.
Раздел 7. Песни и романсы на стихи поэтов XIX и XX веков (обзор) (2 ч.): Песни и романсы на стихи поэтов XIX и XX веков (обзор).
Личностные результаты обучения
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;
- освоение социальных норм, правил поведения, социальных ролей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
- формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе деятельности разных видов;
- формирование целостного мировоззрения;
- развитие эстетического сознания.
Метапредметные результаты обучения
- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки;
- смысловое чтение;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками, учителем, работать индивидуально и в группе;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
Предметные результаты обучения
Выпускник научится:
- Находить основные сведения по изучаемой теме.
Выпускник получит возможность научиться:
- Выразительно читать, в том числе и наизусть;
- сопоставлять, сравнивать, анализировать тексты;
- выполнять анализ текстов, используя литературоведческие термины;
- определять тему, идею, проблему текстов;
- находить в текстах художественные средства;
- видеть общие мотивы.
Раздел 8. Из зарубежной литературы (7 ч.): Античная лирика. Гораций: слово о поэте. «Я воздвиг памятник…». Данте Алигьери: слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты): множественность смыслов поэмы. У. Шекспир: жизнь и творчество. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения. У. Шекспир «Гамлет» (обзор): Гамлет как вечный образ мировой литературы. Философская глубина трагедии У. Шекспира «Гамлет». И.-В. Гёте: судьба и творчество. Характеристика особенностей эпохи Просвещения. И.-В. Гёте «Фауст» (обзор): сюжет, герои и проблематика трагедии.
Личностные результаты обучения
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;
- освоение социальных норм, правил поведения, социальных ролей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
- формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе деятельности разных видов;
- формирование целостного мировоззрения;
- развитие эстетического сознания.
Метапредметные результаты обучения
- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки;
- смысловое чтение;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками, учителем, работать индивидуально и в группе;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
- умение создавать, применять и преобразовывать модели, схемы, знаки для решения учебных и познавательных задач.
Предметные результаты обучения
Выпускник научится:
1)Давать понятия «трагедия как драматический жанр» (углубление понятия), «драматическая поэма» (углубление понятия);
2) находить основные сведения жизни и творчества писателей;
- определять основные черты античной лирики;
- определять особенности эпохи Возрождения;
- определять особенности эпохи Просвещения.
Выпускник получит возможность научиться:
- Определять и понимать изученные литературоведческие понятия;
- понимать ключевые проблемы изученных художественных произведений;
- понимать связь литературных произведений с эпохой их написания;
- характеризовать образы героев;
- интерпретировать, анализировать художественный текст, используя теоретико - литературные понятия;
- использовать ресурсы Интернета для поиска необходимой информации и выполнения проектов.
Раздел 7. Итоги года (1 ч.): Итоги курса литературы в 9 классе.
Личностные результаты обучения
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе деятельности разных видов.
Метапредметные результаты обучения
- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки;
- смысловое чтение;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками, учителем, работать индивидуально и в группе;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
Предметные результаты обучения
Выпускник научится:
- Правилам представления проекта.
Выпускник получит возможность научиться:
1 подготовить проект и представить его;
2 подвести итоги курса литературы в 9 классе.
Требования к результатам освоения .
Устное народное творчество Выпускник научится:
- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
- видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
- определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
- выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
- пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
- выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
- видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.
Выпускник получит возможность научиться:
- сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
- рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;
- сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
- сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература
Выпускник научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
- интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
- работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные предметные умения, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по литературе основной школы (в скобках указаны классы, когда эти умения стоит активно формировать; в этих классах можно уже проводить контроль сформированности этих умений):
- определять тему и основную мысль произведения;
- владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет; выявлять
- особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
- характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
- оценивать систему персонажей;
- находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции; выявлять особенности языка и стиля писателя;
- определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
- объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений
- выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними, постепенно переходя к анализу текста; анализировать литературные произведения разных жанров;
- выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе на своем уровне);
- пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе - умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
- представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе - на своем уровне); вести учебные дискуссии;
- собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе - на своем уровне);
- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе - на своем уровне);
- выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты
- произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;
- ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с
- энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (в каждом классе - на своем уровне).
При планировании предметных результатов освоения программы следует учитывать, что формирование различных умений, навыков, компетенций происходит у разных обучающихся с разной скоростью и в разной степени и не заканчивается в школе.
При оценке предметных результатов обучения литературе следует учитывать несколько основных уровней сформированности читательской культуры.
- уровень определяется наивно-реалистическим восприятием литературно- художественного произведения как истории из реальной жизни (сферы так называемой
«первичной действительности»). Понимание текста на этом уровне осуществляется на основе буквальной «распаковки» смыслов; к художественному миру произведения читатель подходит с житейских позиций. Такое эмоциональное непосредственное восприятие, создает основу для формирования осмысленного и глубокого чтения, но с точки зрения эстетической еще не является достаточным. Оно характеризуется способностями читателя воспроизводить содержание литературного произведения, отвечая на тестовые вопросы (устно, письменно) типа «Что? Кто? Где? Когда? Какой?», кратко выражать/определять свое эмоциональное отношение к событиям и героям - качества последних только называются/перечисляются; способность к обобщениям проявляется слабо.
К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей I уровня, относятся акцентно-смысловое чтение; воспроизведение элементов содержания произведения в устной и письменной форме (изложение, действие по действия по заданному алгоритму с инструкцией); формулировка вопросов; составление системы вопросов и ответы на них (устные, письменные).
Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:
- выразительно прочтите следующий фрагмент;
- определите, какие события в произведении являются центральными;
- определите, где и когда происходят описываемые события;
- опишите, каким вам представляется герой произведения, прокомментируйте слова
- героя;
- выделите в тексте наиболее непонятные (загадочные, удивительные и т. п.) для вас места;
- ответьте на поставленный учителем/автором учебника вопрос;
- определите, выделите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.
II уровень сформированности читательской культуры характеризуется тем, что обучающийся понимает обусловленность особенностей художественного произведения авторской волей, однако умение находить способы проявления авторской позиции у него пока отсутствуют
У читателей этого уровня формируется стремление размышлять над прочитанным, появляется умение выделять в произведении значимые в смысловом и эстетическом плане отдельные элементы художественного произведения, а также возникает стремление находить и объяснять связи между ними. Читатель этого уровня пытается аргументированно отвечать на вопрос «Как устроен текст?», умеет выделять крупные единицы произведения, пытается определять связи между ними для доказательства верности понимания темы, проблемы и идеи художественного текста.
К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей, достигших II уровня, можно отнести устное и письменное выполнение аналитических процедур с использованием теоретических понятий (нахождение элементов текста; наблюдение, описание, сопоставление и сравнение выделенных единиц; объяснение функций каждого из элементов; установление связи между ними; создание комментария на основе сплошного и хронологически последовательного анализа - пофразового (при анализе стихотворений и небольших прозаических произведений - рассказов, новелл) или поэпизодного; проведение целостного и межтекстового анализа).
Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:
- выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.;
- покажите, какие особенности художественного текста проявляют позицию его автора;
- покажите, как в художественном мире произведения проявляются черты реального мира (как внешней для человека реальности, так и внутреннего мира человека);
- проанализируйте фрагменты, эпизоды текста (по предложенному алгоритму и без него);
- сопоставьте, сравните, найдите сходства и различия (как в одном тексте, так и между разными произведениями);
- определите жанр произведения, охарактеризуйте его особенности;
- дайте свое рабочее определение следующему теоретико-литературному понятию.
Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется поверхностно;
ученик знает формулировки теоретических понятий и может пользоваться ими при анализе произведения (например, может находить в тексте тропы, элементы композиции, признаки жанра), но не умеет пока делать «мостик» от этой информации к тематике, проблематике и авторской позиции.
II уровень определяется умением воспринимать произведение как художественное целое, концептуально осмыслять его в этой целостности, видеть воплощенный в нем авторский замысел. Читатель, достигший этого уровня, сумеет интерпретировать художественный смысл произведения, то есть отвечать на вопросы:
«Почему (с какой целью?) произведение построено так, а не иначе? Какой художественный эффект дало именно такое построение, какой вывод на основе именно такого построения мы можем сделать о тематике, проблематике и авторской позиции в данном конкретном произведении?».
К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей, достигших III уровня, можно отнести устное или письменное истолкование художественных функций особенностей поэтики произведения, рассматриваемого в его целостности, а также истолкование смысла произведения как художественного целого; создание эссе, научно-исследовательских заметок (статьи), доклада на конференцию, рецензии, сценария и т.п.
Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:
- выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.
- определите художественную функцию той или иной детали, приема и т. п.;
- определите позицию автора и способы ее выражения;
- проинтерпретируйте выбранный фрагмент произведения;
- объясните (устно, письменно) смысл названия произведения;
- озаглавьте предложенный текст (в случае если у литературного произведения нет заглавия);
- напишите сочинение-интерпретацию;
- напишите рецензию на произведение, не изучавшееся на уроках литературы. Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется на основе
«распаковки» смыслов художественного текста как дважды «закодированного» (естественным языком и специфическими художественными средствами).
Читательская культура учеников 9 класса характеризуется появлением элементов третьего уровня. Это следует иметь в виду при осуществлении в литературном образовании разноуровневого подхода к обучению, а также при проверке качества его результатов.
Успешное освоение видов учебной деятельности, соответствующей разным уровням читательской культуры, и способность демонстрировать их во время экзаменационных испытаний служат критериями для определения степени подготовленности обучающихся основной школы. Определяя степень подготовленности, следует учесть условный характер соотнесения описанных заданий и разных уровней читательской культуры. Показателем достигнутых школьником результатов является не столько характер заданий, сколько качество их выполнения. Учитель может давать одни и те же задания (определите тематику, проблематику и позицию автора и докажите своё мнение) и, в зависимости от того, какие именно доказательства приводит ученик, определяет уровень читательской культуры и выстраивает уроки так, чтобы перевести ученика на более высокий для него уровень (работает в «зоне ближайшего развития»).
Всего | Сочинения | Эссе | Отзыв/рецензия | ||
1 | Введение. | 1 | - | - | - |
2 | Раздел 1. Из древнерусской литературы. | 4 | 1 | - | - |
3 | Раздел 2. Из русской литературы XVIII века. | 10 | 1 | - | - |
4 | Раздел 3. Из русской литературы XIX века. | 54 | 4 | 2 | - |
5 | Раздел 4. Из русской литературы XX века. | 1 | - | - | - |
6 | Раздел 5. Из русской прозы XX века (обзор). | 10 | - | 1 | 1 |
7 | Раздел 6. Из русской поэзии XX века (обзор). | 11 | - | 1 | - |
8 | Раздел 7. Песни и романсы на стихи поэтов XIX и XX веков. | 1 | - | - | - |
9 | Раздел 8. Из зарубежной литературы. | 7 | - | - | - |
Итого | 99 | 6 | 4 | 1 |
Контрольных работ : 14.
| Тема контрольной работы | план |
| Р.р. Сочинение по теме «Центральные образы «Слова…» | 09.09 |
Входной контроль(проверка техники чтения) | 11.09 | |
Р.р.Сочинение по теме «Чем современна литература XVIII века?» | 02.10 | |
Р.р.Сочинение по теме «Образы героев в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». | 06.11 | |
Р.р. Эссе по теме «Мотивы лирики А.С. Пушкина». | 27.11 | |
Р.р. Эссе по теме «Мотивы поступков и взаимоотношений героев романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (выбор). | 19.12 | |
Р.р. Сочинение по теме «В чём трагизм одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова?» (выбор). | 10.01 | |
Р.р. Сочинение по теме «В чём противоречивость характера Печорина?» (выбор). | 29.01 | |
Р.р. Сочинение по теме «Мёртвые и живые души поэмы Н.В. Гоголя». | 12.02 | |
Р.р. Эссе по теме «Нравственная проблематика в произведениях писателей XX века». | 27.03 | |
Р.р. Отзыв или рецензия на самостоятельно прочитанное произведение литературы XX века. | 30.03 | |
Контрольная работа по произведениям писателей 20 века. | 17.04 | |
Р.р. Эссе по теме «Великая Отечественная война в произведениях писателей и поэтов 20 века». | 27.04 | |
Итоговый тест. | 20.05 |
Календарно -тематическое планирование.
№ п/п | Тема | К-во часов | план | факт | примечание |
1 | Инструктаж по ТБ ИОТ №16. Введение. Литература и её роль в духовной жизни человека. | 1 | 04.09 | 04.09 | |
2 | Художественные особенности древнерусской литературы. | 1 | 06.09 | 06.09 | |
3 | «Слово о полку Игореве» как величайший памятник Древней Руси. | 1 | 06.09 | 06.09 | |
4 | Центральные образы и основная идея «Слова…». | 1 | 09.09 | 09.09 | |
5 | Р.р. Сочинение по теме «Центральные образы «Слова…» (выбор). | 1 | 09.09 | 09.09 | |
6 | Входной контроль. Проверка техники чтения. | 1 | 11.09 | 11.09 | |
7 | Классицизм в русском и мировом искусстве. М.В. Ломоносов: жизнь и творчество (обзор). Художественные особенности оды «Вечернее размышление…». | 1 | 16.09 | 16.09 | |
8 | М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия…»: лейтмотивы. | 1 | 16.09 | 16.09 | |
9 | Г.Р. Державин: жизнь и творчество (обзор). «Властителям и судьям»: особенности тематики и стиля. | 1 | 18.09 | 18.09 | |
10 | Г.Р. Державин «Памятник»: тема поэта и поэзии. Квинт Гораций Флакк: слово о поэте. «К Мельпомене». | 1 | 23.09 | 23.09 | |
11 | Понятие о сентиментализме. | 1 | 23.09 | 23.09 | |
12 | Н.М. Карамзин: слово о писателе. «Бедная Лиза»: сюжет и герои. | 1 | 25.09 | 25.09 | |
13 | Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»: идея и проблематика произведения. | 1 | 30.09 | 30.09 | |
14 | Н.М. Карамзин: «Осень» и другие произведения писателя. | 1 | 30.09 | 30.09 | |
15 | Р.р.Сочинение по теме «Чем современна литература XVIII века?» | 1 | 02.10 | 02.10 | |
16 | Русские поэты первой половины XIX века. | 1 | 14.10 | 14.10 | |
17 | В.А. Жуковский – поэт-романтик. Стихотворение «Море» - романтические образы. | 1 | 14.10 | 14.10 | |
18 | В.А. Жуковский «Невыразимое» - тема поэта и поэзии. | 1 | 16.10 | 16.10 | |
19 | В.А. Жуковский «Светлана»: черты баллады. | 1 | 21.10 | 21.10 | |
20 | В.А. Жуковский «Светлана»: образ главной героини. | 1 | 21.10 | 21.10 | |
21 | А.С. Грибоедов: жизнь и творчество писателя (обзор). Комедия «Горе от ума»: творческая история создания. | 1 | 23.10 | 23.10 | |
22 | А.С. Грибоедов «Горе от ума»: проблематика и конфликт. Фамусовская Москва. | 1 | 28.10 | 28.10 | |
23 | А.С. Грибоедов «Горе от ума»: образ Чацкого. | 1 | 28.10 | 28.10 | |
24 | А.С. Грибоедов «Горе от ума»: язык произведения. | 1 | 30.10 | 30.10 | Программа скорректирована за счет гос.праздников |
25 | А.С. Грибоедов «Горе от ума» в зеркале русской критики. | 1 | 30.10 | 30.10 | |
26 | Р.р.Сочинение по теме «Образы героев в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (выбор). | 1 | 06.11 | 06.11 | |
27 | А.С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика. | 1 | 06.11 | 06.11 | |
28 | А.С. Пушкин: тема свободы. | 1 | 11.11 | 11.11 | Программа скорректирована за счет гос.праздников |
29 | А.С. Пушкин: любовь как гармония душ. | 1 | 11.11 | 11.11 | |
30 | А.С. Пушкин: тема поэта и поэзии. | 1 | 13.11 | 13.11 | |
31 | А.С. Пушкин: две Болдинские осени в творчестве поэта. | 1 | 27.11 | ||
32 | А.С. Пушкин «Памятник»: самооценка в творчестве поэта. | 1 | 29.11 | ||
33 | Р.р. Эссе по теме «Мотивы лирики А.С. Пушкина». | 1 | 02.12 | ||
34 | А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»: два типа мировосприятия. | 1 | 04.12 | ||
35 | А.С. Пушкин «Евгений Онегин» как новаторское произведение. | 1 | 06.12 | ||
36 | А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: главные образы. | 2 | 09.12 | ||
37 | А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: взаимоотношения главных героев. | 1 | 11.12 | ||
38 | А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: образ автора. | 1 | 13.12 | ||
39 | А.С. Пушкин «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. | 1 | 16.12 | ||
40 | А.С. Пушкин «Евгений Онегин» в зеркале критики. | 1 | 18.12 | ||
41 | Р.р. Эссе по теме «Мотивы поступков и взаимоотношений героев романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (выбор). | 1 | 19.12 | ||
42 | М.Ю. Лермонтов: хронология жизни и творчества. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики поэта (с повторением ранее изученного). | 1 | 20.12 | ||
43 | Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова. | 1 | 23.12 | ||
44 | Тема любви в лирике М.Ю. Лермонтова. | 1 | 25.12 | ||
45 | Тема родины в лирике М.Ю. Лермонтова. | 1 | 27.12 | ||
46 | Р.р. Сочинение по теме «В чём трагизм одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова?» (выбор). | 1 | 10.01 | ||
47 | М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: общая характеристика романа. | 1 | 13.01 | ||
48 | М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (главы «Бэла», «Максим Максимыч»): загадки образа Печорина. | 1 | 15.01 | Программа скорректирована за счет гос.праздников | |
49 | М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (главы «Тамань», «Княжна Мери»). | 2 | 17.01 | ||
50 | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.01 | 1 | 20.01 | ||
51 | М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (глава «Фаталист»): философско-композиционное значение повести. | 1 | 22.01 | ||
52 | М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: дружба и любовь в жизни Печорина. | 1 | 24.01 | ||
53 | М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: оценка критиков. | 1 | 27.01 | ||
54 | Р.р. Сочинение по теме «В чём противоречивость характера Печорина?» (выбор). | 1 | 29.01 | ||
55 | Н.В. Гоголь: жизнь и творчество (обзор). «Мёртвые души»: история создания. | 1 | 31.01 | ||
56 | Система образов в поэме Н.В. Гоголя: мёртвые и живые души. | 2 | 03.02 | ||
57 | Чичиков – новый герой эпохи или антигерой? | 1 | 05.02 | ||
58 | Н.В. Гоголь «Мёртвые души»: поэма о величии России. | 1 | 07.02 | ||
59 | Поэма «Мёртвые души» в зеркале русской критики. | 1 | 10.02 | ||
60 | Р.р. Сочинение по теме «Мёртвые и живые души поэмы Н.В. Гоголя». | 1 | 12.02 | ||
61 | Ф.М. Достоевский: слово о писателе. | 1 | 14.02 | ||
62 | Ф.М. Достоевский «Белые ночи»: тип «петербургского мечтателя». | 1 | 26.02 | ||
63 | Роль истории Настеньки в романе Ф.М. Достоевского «Белые ночи». | 1 | 28.02 | ||
64 | А.П. Чехов: слово о писателе. | 1 | 02.03 | ||
65 | А.П. Чехов «Тоска»: тема одиночества. | 1 | 04.03 | Программа скорректирована за счет гос.праздников | |
66 | А.П. Чехов «Смерть чиновника»: эволюция образа «маленького человека». | 1 | 04.03 | ||
67 | Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века. | 1 | 06.03 | ||
68 | Разнообразие видов и жанров прозаических произведений XX века, ведущие прозаики России. | 1 | 11.03 | ||
69 | И.А. Бунин: слово о писателе. Рассказ «Тёмные аллеи»: лиризм повествования. | 1 | 13.03 | ||
70 | М.А. Булгаков: слово о писателе. Повесть «Собачье сердце»: история создания. | 1 | 16.03 | Программа скорректирована за счет гос.праздников | |
71 | М.А. Булгаков «Собачье сердце»: система образов произведения. | 1 | 16.03 | ||
72 | М.А. Булгаков «Собачье сердце»: проблематика и приём гротеска в повести. | 1 | 18.03 | ||
73 | М.А. Шолохов: слово о писателе. Рассказ «Судьба человека»: смысл названия. | 1 | 20.03 | ||
74 | Судьбы родины и человека в произведении М.А. Шолохова. | 1 | 23.03 | Программа скорректирована за счет гос.праздников | |
75 | А.И. Солженицын: слово о писателе. | 1 | 23.03 | ||
76 | А.И. Солженицын рассказ «Матрёнин двор»: трагизм судьбы героини. | 1 | 25.03 | ||
77 | Р.р. Эссе по теме «Нравственная проблематика в произведениях писателей XX века». | 1 | 27.03 | ||
78 | Р.р. Отзыв или рецензия на самостоятельно прочитанное произведение литературы XX века. | 1 | 30.03 | Программа скорректирована за счет гос.праздников | |
79 | Многообразие направлений жанров лирической поэзии. | 1 | 30.03 | ||
80 | А.А. Блок: слово о поэте. Художественные особенности лирики А.А. Блока. | 1 | 01.04 | Программа скорректирована за счет гос.праздников | |
81 | Образ родины в поэзии А.А. Блока. | 1 | 01.04 | ||
82 | С.А. Есенин: слово о поэте. Тема России в лирике С.А. Есенина. | 1 | 03.04 | ||
83 | Своеобразие метафор и сравнений в лирике С.А. Есенина. | 1 | 13.04 | ||
84 | В.В. Маяковский: слово о поэте. Новаторство лирики. | 1 | 15.04 | ||
85 | Контрольная работа по произведения писателей 20 века. | 17.04 | |||
86 | М. И. Цветаева: судьба и творчество. Особенности поэтики. | 1 | 20.04 | ||
87 | А.А. Ахматова: судьба и творчества. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. | 1 | 22.04 | Программа скорректирована за счет гос.праздников | |
88 | Н.А. Заболоцкий: слово о поэте. Стихотворения о человеке и природе. | 1 | 22.04 | ||
89 | Б.Л. Пастернак: слово о поэте. Лирика о природе и любви. | 1 | 24.04 | Программа скорректирована за счет гос.праздников | |
90 | А.Т. Твардовский: слово о поэте. Лирика о родине и природе. | 1 | 24.04 | ||
91 | Р.р. Эссе по теме «Великая Отечественная война в произведениях писателей и поэтов 20 века». | 1 | 27.04 | ||
92 | Песни и романсы на стихи поэтов XIX и XX веков (обзор). | 1 | 29.04 | ||
93 | Зарубежная литература. Античная лирика. Гораций: слово о поэте. «Я воздвиг памятник…». | 1 | 06.05 | ||
94 | Данте Алигьери: слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты): множественность смыслов поэмы. | 1 | 11.05 | ||
95 | У. Шекспир: жизнь и творчество. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения. | 1 | 13.05 | ||
96 | У. Шекспир «Гамлет» (обзор): Гамлет как вечный образ мировой литературы. | 1 | 15.05 | ||
97 | Философская глубина трагедии У. Шекспира «Гамлет». | 1 | 18.05 | ||
98 | Итоговый тест. | 1 | 20.05 | ||
99 | Анализ итогового теста. | 1 | 22.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....