Рабочая программа по литературе 8 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (8 класс)
Рабочая программа по литературе 8 класс к учебнику в.Я.Коровиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_8_lit.docx | 35.61 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель ШМО ____Лесина Т.И.___________/ Пр._ от « __ » августа 2019 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _____________/ Булгакова Е.А./ Протокол педагогического совета № 1 от «30» августа 2019 г. | «Утверждено» Директор МБОУ Часцовской СОШ _______________/ Куницын А.П./ Приказ №____ от «30» августа 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(предмет)
по учебному предмету «Литература»
на 2019/2020 учебный год
Программа: общеобразовательная
Уровень программы: общий
Класс: 8 «В»
Количество часов в год согласно учебного плана: 68
Количество часов в неделю: 2
Учитель: Гладких Аэлита Николавна
(Ф.И.О. полностью)
Квалификационная категория:
Программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы под редакцией В.Я.Коровиной
П. Часцы
2019 год
Пояснительная записка
Исходными документами для составления программы явились:
Документы федерального уровня –
- Конституция РФ;
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 25.11.2013);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12. 2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» 189 (в действующей редакции от 25.12.2013 № 3);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 01.03.2019 № 95 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015» (Зарегистрирован 15.04.2019 № 54381)
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40936).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40937).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2018 N 345 (ред. ОТ 08.05.2019) «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»
- Приказ Министерства просвещения РФ от 8 мая 2019 г. N 233 “О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345”
Документы регионального уровня –
- Закон Московской области «Об образовании» от 11.07.2013 г. № 17\59-П;
- Закон Московской области № 200/2018-ОЗ «О финансовом обеспечении реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, обеспечении дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области за счет средств бюджета Московской области в 2019 году»
Документы школьного уровня –
- Положение «О рабочей программе педагога»;
- Образовательная программа ФГОС ООО;
- Учебный план МБОУ Часцовской СОШ на 2019/2020 уч.год
Количество часов на год | Количество часов по триместрам | |||||
1 | 2 | 3 | ||||
Общая трудоемкость | 68 | 10 недель 20 | 11 недель 22 | 13 недель 26 |
68 часов в год, 2 часа в неделю.
Программа скорректирована с учетом гос.праздников.
Цели изучения предмета.
Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:
- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
- постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
- обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
- обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
- обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;
- обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
- взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;
- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
- организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
- участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
- формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (Результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
- ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;
- индивидуальная и коллективная проектная деятельность.
Содержание программы
№№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1. | Введение. Литература и история | 1 |
2. | Устное народное творчество | 2 |
3. | Из древнерусской литературы | 2 |
4. | Из русской литературы 18 века | 3 |
5. | Из русской литературы 19 века | 30 |
6. | Из русской литературы 20 века | 20 |
7. | Из зарубежной литературы | 6 |
8. | Повторение в конце года | 3 |
9. | Резервные уроки | 2 |
Итого: | 68 |
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
− авторов и содержание изученных художественных произведений;
− основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория. Дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление), поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм
художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, сонет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой − повествователь (развитие представлений).
Учащиеся должны уметь:
− видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
− обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
− видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
− комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;
− различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;
− определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;
− сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;
− выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах одного жанра;
− осмысливать роль художественной детали, ее связь с другими деталями и текстом в целом;
− видеть конкретно − историческое и символическое значение литературных образов;
− находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;
− сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
− выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;
-редактировать свои сочинения и сочинения сверстников
Плановых контрольных работ: 6
№ № п/п | Тема контрольной работы | Дата проведения |
1 | Входная диагностика. Проверка техники чтения. | |
2 | Контрольное сочинение № 1 по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» | |
3 | Контрольное сочинение № 2 по произведениям Н.В.Гоголя «Ревизор» и «Шинель» | |
4 | Контрольное сочинение № 3 «Что значит быть счастливым?» (По произведениям А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна) | 13.02 |
5 | Контрольное сочинение № 4 «История старой фотографии» | 16.04 |
6 | Итоговая контрольная работа | 26.05 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Дата проведения | ||
План | Факт | Примечание | ||
1. | Введение (1 час) Инструктаж по ТБ ИОТ №16. Русская литература и история | |||
Устное народное творчество (2 часа) | ||||
2. | Русские народные песни | |||
3. | Предания как исторический жанр русской народной прозы | |||
Из древнерусской литературы (2 часа) | ||||
4. | Художественные особенности «Повести о житии и о храбрости Александра Невского» | |||
5. | Входная диагностика. Проверка техники чтения. «Повесть о Шемякином суде» как сатирическое произведение | |||
Из русской литературы 18 века (3 часа) | ||||
6. | Комедия Д.И.Фонвизина «Недоросль» как произведение классицизма | |||
7. | Социальная и нравственная проблематика комедии | |||
8. | Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации | |||
Из русской литературы 19 века (30 часов) | ||||
9. | И.А.Крылов – поэт и мудрец. Осмеяние пороков в басне «Обоз» | |||
10. | Историческая дума К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака» | |||
11. | А.С.Пушкин и история. Мотивы лирики поэта | |||
12. | Анализ поэтического текста стихотворений А.С.Пушкина | |||
13. | История Пугачевского восстания в историческом труде и художественном произведении | |||
14. | Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка» как историческое произведение | |||
15. | Жизненный путь и формирование характера Петра Гринева | |||
16. | Нравственная красота Маши Мироновой | |||
17. | Пугачев и народный бунт в оценке А.С.Пушкина | |||
18. | Классное сочинение № 1 по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» | |||
19. | Исторические темы в творчестве М.Ю.Лермонтова | |||
20. | Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» как романтическая поэма | 26.11 | ||
21. | Мцыри – романтический идеал М.Ю.Лермонтова | 28.11 | ||
22. | Н.В.Гоголь и его отношение к исторической теме в художественном произведении | 03.12 | ||
23. | «Ревизор» - комедия «со злостью и солью»: замысел и история создания. | 05.12 | ||
24. | Сатирическое разоблачение пороков чиновничества | 10.12 | ||
25. | Хлестаков и хлестаковщина | 12.12 | ||
26. | Новаторство комедии Гоголя «Ревизор» | 17.12 | ||
27. | Образ «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель» | 19.12 | ||
28. | Классное сочинение № 2 по произведениям Н.В.Гоголя | 24.12 | ||
29 | Художественно-политическая сатира М.Е.Салтыкова-Щедрина | 26.12 | ||
30 | Гротескные образы градоначальников в «Истории одного города» | 09.01 | ||
31 | Нравственные проблемы рассказа Н.С.Лескова «Старый гений» | 14.01 | ||
32 | Две России в рассказе Л.Н.Толстого «После бала» | 16.01 | ||
33 | Контраст как средство раскрытия конфликта в рассказе «После бала» | 21.01 | ||
34 | Поэзия родной природы в русской литературе 19 века | 23.01 | ||
35 | А.П.Чехов и его понимание историзма в литературе | 28.01 | ||
36 | Рассказ А.П.Чехова «О любви» как история об упущенном счастье | 30.01 | ||
Из русской литературы 20 века (20 часов) | ||||
37 | Психологизм прозы И.А. Бунина | 04.02 | ||
38 | Идейно-художественное своеобразие рассказа И.А.Бунина «Кавказ» | 06.02 | ||
39 | Любовь и семейное счастье в рассказе А.И.Куприна «Куст сирени» | 11.02 | ||
40 | Классное сочинение № 3 «Что значит быть счастливым?» (По произведениям Чехова, Бунина, Куприна) | 13.02 | ||
41 | Историческая тема в стихотворении А.А.Блока «Россия» | 25.02 | ||
42 | Драматическая поэма С.А.Есенина «Пугачев» | 27.02 | ||
43 | И.С. Шмелев о своем пути к творчеству в воспоминаниях «Как я стал писателем» | 03.03 | ||
44 | Фантастика и реальность в рассказе М.А.Осоргина «Пенсне» | 05.03 | ||
45 | Журнал «Сатирикон» и его авторы | 10.03 | ||
46 | Сатира и юмор в рассказах М.М.Зощенко
| 12.03 | ||
47 | Сатира и юмор в произведениях Н.Тэффи | 17.03 | ||
48 | Поэма А.Т.Твардовского «Василий Теркин» как эпическое произведение | 19.03. | ||
49 | Новаторский характер Василия Теркина | 24.03 | ||
50 | Композиция, язык, юмор поэмы А.Т.Твардовского «Василий Теркин» | 26.03 | ||
51 | Стихи и песни о Великой Отечественной войне | 31.03 | ||
52 | Автобиографический характер рассказа В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет» | 02.04 | ||
53 | Изображение военного детства в рассказе | 14.04 | ||
54 | Классное сочинение № 4 « История старой фотографии» | 16.04 | ||
55 | Русские поэты о Родине и родной природе | 21.04 | ||
56 | Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине | 23.04 | ||
57 | Анализ поэтического текста № 2 | 28.04 | ||
Из зарубежной литературы (6 часов) | ||||
58 | «Вечные» проблемы трагедии У.Шекспира «Ромео и Джульетта» | 30.04 | ||
59 | Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности | 07.05 | ||
60 | Комедия Ж.Б.Мольера «Мещанин во дворянстве» как произведение французского классицизма | 12.05 | Программа скорректирована за счет гос.праздников | |
61 | Общечеловеческий смысл комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» | 12.05 | ||
62 | Средневековая Англия в историческом романе В.Скотта «Айвенго» | 14.05 | ||
63 | Главные герои и события романа | 19.05 | ||
Итоговое повторение и обобщение | ||||
64 | История в произведениях литературы, изученных в 8 классе | 21.05 | ||
65 66 | Итоговая контрольная работа | 26.05 26.05 | Программа скорректирована за счет гос.праздников | |
67. 68. | Работа над ошибками, анализ контрольной работы. Повторение литературоведческих терминов. | 28.05 28.05 | Программа скорректирована за счет гос.праздников | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....