Рабочая программа по литературе 8 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (8 класс)

Черепанова Аэлита Николаевна

Рабочая программа по литературе  8 класс к учебнику в.Я.Коровиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_8_lit.docx35.61 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

____Лесина Т.И.___________/

Пр._  от « __ »  августа  2019 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_____________/ Булгакова  Е.А./

Протокол педагогического совета

№  1  от «30» августа  2019 г.

«Утверждено»

Директор МБОУ Часцовской СОШ

_______________/ Куницын А.П./

Приказ

№____ от «30» августа  2019 г.

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

 (предмет)

по   учебному  предмету «Литература»

на 2019/2020 учебный год

Программа:    общеобразовательная  

Уровень   программы:  общий

Класс: 8 «В»

Количество часов в год  согласно  учебного плана: 68

Количество часов  в  неделю:  2

Учитель: Гладких Аэлита Николавна

                           (Ф.И.О. полностью)

Квалификационная категория:

Программа  составлена  на основе примерной программы  основного общего  образования по литературе  и авторской   программы  под   редакцией В.Я.Коровиной

П. Часцы

2019 год

Пояснительная записка

Исходными документами  для составления программы явились:

Документы федерального уровня –

  • Конституция РФ;
  • Федеральный     закон      «Об    образовании    в     Российской    Федерации» от      29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 25.11.2013);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.  2010 г. №189   «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» 189 (в действующей редакции от 25.12.2013 № 3);
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 01.03.2019 № 95 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015» (Зарегистрирован 15.04.2019 № 54381)
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576  «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40936).
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577  «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40937).
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2018 N 345 (ред. ОТ 08.05.2019) «О федеральном перечне учебников,  рекомендуемых к использованию  при реализации имеющих аккредитацию образовательных программ  начального общего, основного общего и среднего общего образования»
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 8 мая 2019 г. N 233 “О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345”

Документы регионального  уровня –

  • Закон  Московской  области   «Об образовании»   от  11.07.2013 г. № 17\59-П;
  • Закон Московской области № 200/2018-ОЗ «О финансовом обеспечении реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, обеспечении дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области за счет средств бюджета Московской области в 2019 году»

Документы школьного  уровня –

  • Положение «О рабочей программе педагога»;
  • Образовательная программа ФГОС ООО;
  • Учебный план МБОУ Часцовской СОШ на 2019/2020  уч.год

Количество часов на год

Количество часов по триместрам

1

2

3

Общая трудоемкость

68

10 недель

20

11 недель

22

13 недель

26

68 часов  в год, 2 часа в неделю.

Программа скорректирована с учетом гос.праздников. 

Цели изучения предмета.

Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
  • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

  • обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
  • обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
  • обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;
  • обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
  • взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;
  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
  • организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
  • формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (Результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  • выразительное чтение художественного текста;
  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  • анализ и интерпретация произведения;
  • составление планов и написание отзывов о произведениях;
  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;
  • индивидуальная и коллективная проектная деятельность.

Содержание программы

№№ п/п

                Наименование разделов и тем

Всего часов

1.

Введение. Литература и история

1

2.

Устное народное творчество

2

3.

Из древнерусской литературы

2

4.

Из русской литературы 18 века

3

5.

Из русской литературы 19 века

30

6.

Из русской литературы 20 века

20

7.

Из зарубежной литературы

6

8.

Повторение в конце года

3

9.

Резервные уроки

2

                                            Итого:

68

Требования к уровню подготовки   учащихся.

Учащиеся должны знать:

− авторов и содержание изученных художественных произведений;

−  основные  теоретические  понятия:  народная  песня,  частушка,  предание  (развитие представлений);  житие  как  жанр  литературы  (начальное  представление);  мораль, аллегория.  Дума  (начальное  представление);  понятие  о  классицизме,  историзм художественной литературы (начальное представление), поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная  деталь,  антитеза,  композиция,  сюжет  и  фабула,  психологизм

художественной  литературы  (развитие  представлений);  конфликт  как  основа  сюжета драматического  произведения,  сонет  как  форма  лирической  поэзии,  авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой − повествователь (развитие представлений).

Учащиеся должны уметь:

−  видеть  развитие  мотива,  темы  в  творчестве  писателя,  опираясь  на  опыт предшествующих классов;

− обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

− видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

−  комментировать  эпизоды  биографии  писателя  и  устанавливать  связь  между  его биографией и творчеством;

− различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

− определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;

−  сопоставлять  героев  и  сюжет  разных  произведений,  находя  сходство  и  отличие  в авторской позиции;

−  выделять  общие  свойства  произведений,  объединенных  жанром,  и  различать индивидуальные особенности писателя в пределах одного жанра;

− осмысливать роль художественной детали, ее связь с другими деталями и текстом в целом;

− видеть конкретно − историческое и символическое значение литературных образов;

− находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;

− сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;

− выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;

-редактировать свои сочинения и сочинения сверстников

Плановых контрольных работ:  6

№ № п/п

                      Тема контрольной работы

Дата проведения

1

Входная диагностика. Проверка техники чтения.

2

Контрольное сочинение № 1 по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

3

Контрольное сочинение № 2 по произведениям Н.В.Гоголя «Ревизор» и «Шинель»

4

Контрольное сочинение № 3 «Что значит быть счастливым?» (По произведениям А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна)

13.02

5

Контрольное сочинение № 4 «История старой фотографии»

16.04

6

Итоговая контрольная работа

26.05

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Дата проведения

План

Факт

Примечание

1.

 Введение (1 час)

Инструктаж по ТБ  ИОТ №16.   

Русская литература и история

Устное народное творчество

(2 часа)

2.

Русские народные песни

3.

Предания как исторический жанр русской народной прозы

Из древнерусской литературы

(2 часа)

4.

Художественные особенности «Повести о житии и о храбрости Александра Невского»

5.

 Входная диагностика. Проверка техники чтения. «Повесть о Шемякином суде» как сатирическое произведение

Из русской литературы 18 века

(3 часа)

6.

Комедия Д.И.Фонвизина «Недоросль» как произведение классицизма

7.

Социальная и нравственная проблематика комедии

8.

Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации

Из русской литературы 19 века

(30 часов)

9.

И.А.Крылов – поэт и мудрец. Осмеяние пороков в басне «Обоз»

10.

Историческая дума К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака»

11.

А.С.Пушкин и история.

Мотивы лирики поэта

12.

Анализ поэтического текста стихотворений А.С.Пушкина

13.

История Пугачевского восстания в историческом труде и художественном произведении

14.

Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка» как историческое произведение

15.

Жизненный путь и формирование характера Петра Гринева

16.

Нравственная красота Маши Мироновой

17.

Пугачев и народный бунт в оценке А.С.Пушкина

18.

Классное сочинение № 1 по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

19.

Исторические темы в творчестве М.Ю.Лермонтова

20.

Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» как романтическая поэма

26.11

21.

Мцыри – романтический идеал М.Ю.Лермонтова

28.11

22.

Н.В.Гоголь и его отношение к исторической теме в художественном произведении

03.12

23.

«Ревизор» - комедия «со злостью и солью»: замысел и история создания.

05.12

24.

Сатирическое разоблачение пороков чиновничества

10.12

25.

Хлестаков и хлестаковщина

12.12

26.

Новаторство комедии Гоголя «Ревизор»

17.12

27.

Образ «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель»

19.12

28.

Классное сочинение № 2 по произведениям Н.В.Гоголя

24.12

29

Художественно-политическая сатира М.Е.Салтыкова-Щедрина

26.12

30

Гротескные образы градоначальников в «Истории одного города»

09.01

31

Нравственные проблемы рассказа Н.С.Лескова «Старый гений»

14.01

32

Две России в рассказе Л.Н.Толстого «После бала»

16.01

33

Контраст как средство раскрытия конфликта в рассказе «После бала»

21.01

34

Поэзия родной природы в русской литературе 19 века

23.01

35

А.П.Чехов и его понимание историзма в литературе

28.01

36

Рассказ А.П.Чехова «О любви» как история об упущенном счастье

30.01

Из русской литературы 20 века

(20 часов)

37

Психологизм прозы И.А. Бунина

04.02

38

Идейно-художественное своеобразие рассказа И.А.Бунина «Кавказ»

06.02

39

Любовь и семейное счастье в рассказе А.И.Куприна «Куст сирени»

11.02

40

Классное сочинение № 3 «Что значит быть счастливым?» (По произведениям Чехова, Бунина, Куприна)

13.02

41

Историческая тема в стихотворении А.А.Блока «Россия»

25.02

42

Драматическая поэма С.А.Есенина «Пугачев»

27.02

43

И.С. Шмелев о своем пути к творчеству в воспоминаниях «Как я стал писателем»

03.03

44

Фантастика и реальность в рассказе М.А.Осоргина «Пенсне»

05.03

45

Журнал «Сатирикон» и его авторы

10.03

46

Сатира и юмор в рассказах М.М.Зощенко

 

12.03

47

Сатира и юмор в произведениях Н.Тэффи

17.03

48

Поэма А.Т.Твардовского «Василий Теркин» как эпическое произведение

19.03.

49

Новаторский характер Василия Теркина

24.03

50

Композиция, язык, юмор поэмы А.Т.Твардовского «Василий Теркин»

26.03

51

Стихи и песни о Великой Отечественной войне

31.03

52

Автобиографический характер рассказа В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

02.04

53

Изображение военного детства в рассказе

14.04

54

Классное сочинение № 4 « История старой фотографии»

16.04

55

Русские поэты о Родине и родной природе

21.04

56

Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине

23.04

57

Анализ поэтического текста

№ 2

28.04

Из зарубежной литературы

(6 часов)

58

«Вечные» проблемы трагедии У.Шекспира «Ромео и Джульетта»

30.04

59

Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности

07.05

60

Комедия Ж.Б.Мольера «Мещанин во дворянстве» как произведение французского классицизма

12.05

Программа скорректирована за счет гос.праздников

61

Общечеловеческий смысл комедии Мольера «Мещанин во дворянстве»

12.05

62

Средневековая Англия в историческом романе В.Скотта «Айвенго»

14.05

63

Главные герои и события романа

19.05

Итоговое повторение и обобщение

64

История в произведениях литературы, изученных в 8 классе

21.05

65

66

Итоговая контрольная работа

26.05

26.05

Программа скорректирована за счет гос.праздников

67.

68.

Работа над ошибками, анализ контрольной работы.

Повторение литературоведческих терминов.

28.05

28.05

Программа скорректирована за счет гос.праздников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....