Жанр послания в творчестве Пушкина
план-конспект урока по литературе (6 класс)
конспект урока . предполагает индивидуальные и групповые задания. В приложениях сочинение ученицы "Мое любимое послание Пушкина".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhanr_poslaniya_v_tvorchestve_a.s.pushkina_._6_klass.docx | 23.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Жанр послания в творчестве А.С.Пушкина».
Цели и задачи урока:
1) обобщить знания по лицейскому периоду творчества в жизни поэта и по созданию жанра - послания в эти годы;
2) развивать навыки анализа стихотворения - послания;
3) продолжить знакомство с адресатами посланий и их ролью в жизни поэта.
4) провести творческую работу в группах.
- Индивидуальные сообщения о лицейских годах Пушкина.
- Выразительное чтение послания - стихотворения “К Пущину”.
Кто же был самым близким другом А. Пушкина и почему? Давайте прослушаем выразительное чтение наизусть послания “К Пущину” (подготовленное чтение 1 чел.).
Стихотворение написано Пушкиным 13 декабря 1826 года, то есть накануне первой годовщины восстания декабристов. Посвящено оно лицейскому другу Пушкина Ивану Пущину, который для поэта был и оставался всегда самым близким другом. История создания этого стихотворения такова. В мае 1820 года по личному распоряжению Александра 1 Пушкин был выслан из Петербурга далеко на юг. Причиной этому послужило то, что в это время по всей стране в переписанных от руки листках ходят его запретные “вольные” стихи. В Одессе поэт вступил в резкий конфликт с местным губернатором. По его доносу Пушкин был сослан осенью 1824 года в глухое поместье матери – в село Михайловское. Слайд №8
Пущин первым из друзей Пушкина посетил “поэта дом опальный” в Михайловском. Это было 11 января 1825 года, единственный день проведенный вместе. И все. Больше они никогда не виделись. Свидание в Михайловском – это один из самых драматических моментов в жизни друзей. Будучи одним из руководителей декабристского восстания, Пущин предвидел свое будущее и непременно хотел повидать Пушкина, и проститься с ним. Этой встрече и посвящено стихотворение. Когда Пушкина освободили из ссылки, Пущин был уже под арестом.
- Выразительное чтение стихотворения “Товарищам”,
Как видите, первые послания были дружеского характера, наполненные юмором, шутками, весельем, но через несколько лет после окончания Лицея Пушкин пишет несколько посланий, объединённых темой прощания с лицейскими друзьями, одно из них “Товарищам”.
- Анализ стихотворения « К Пущину» по плану.
-Ребята, сегодня мы выполним анализ стихотворения по тем вопросам, которые находятся у вас в карточках. Выполняя это задание попытайтесь дать ответ на поставленный вопрос: - что значила дружба в жизни и творчестве Пушкина, какую роль она играла, - как вы понимаете это слово, какой смысл вкладываете.
Задание для первой группы:
- Стихотворение “И.И. Пущину” написано в жанре послания. Докажите
- Прочитайте еще раз первую строку. С какой интонацией мы ее должны прочитать? Почему?
- Каким чувством проникнуты строки, в которых поэт вспоминает свидание в Михайловском?
Задание для второй группы:
- Какие обращения подбирает поэт?
- Какую лексику использует поэт?
- Как нужно читать это стихотворение (расставьте логическое ударение)?
- Анализ послания «Товарищам по вопросам учебника.
Задание для третьей группы.
- Выступления групп
1 группа
- Это небольшое стихотворение, состоит из двух пятистиший. По жанру – стихотворное послание, по своему характеру – дружеское письмо, которое обращено к конкретному лицу – Пущину. Здесь нет определенного сюжета, нет героев. Главный и единственный лирический герой – сам автор, передаются мысли и чувства самого автора. Написанием его послужил момент встречи с другом в определенный период жизни автора, а именно – период ссылки в Михайловском: “Когда мой двор уединенный, печальным снегом занесенный твой колокольчик огласил”. В первом пятистишии поэт раскрывает свои чувства к единственному другу, которого он очень любил и ценил с лицейских времен, со дня их первой встречи: “Мой первый друг, мой друг бесценный!” Пущин многое значил для поэта, вот почему Пушкин “судьбу благословил”, встретившись с ним в Михайловском. В целом стихотворение передает большую тоску за судьбу Пушкина за судьбу своего друга, переживания о своем бессилии, о том, что он ничего не может для него сделать, предчувствие, что они больше никогда не увидятся. Поэтому когда мы будем читать первую строку, обращение - нужно читать с восторгом, радостью, показать насколько поэт рад этой встрече.
2 группа
- Второе пятистишие содержит пожелания, обращенные к своему опальному товарищу:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
Эти строки исполнены большой силы искренности и чистоты чувств, передают сильное переживание поэта за трагическую судьбу друга и желания хоть чем-то светлыми лицейскими воспоминаниями) поднять дух товарища в тяжелый для него момент жизни. О силе внутреннего переживания поэта свидетельствует момент обращения его к богу:
Молю святое провиденье
В целом стихотворение передает большую тоску за судьбу Пушкина за судьбу своего друга, переживания о своем бессилии, о том, что он ничего не может для него сделать, предчувствие, что они больше никогда не увидятся.
Стихотворение написано ямбом. Во втором пятистишии есть художественный прием – анафора:
Да голос
Да озарит
Поэт подбирает обращения – благословил, уединенный, занесенный, молю, святое, провиденье, дарует, заточенье.
Повторное чтение стихотворения.
- В каком прочтении стихотворения было более правильно передано эмоциональное настроение автора?
7. Вывод. Итак, сегодня мы обобщили знания по теме: “Послания и их роль в творчестве А.С. Пушкина, поработав плодотворно в группах, мы пришли к выводу, что послания играли большую роль в творчестве и судьбе поэта. Нежность, доверие и любовь открывали характер Пушкина - подростка, с помощью посланий можно представить и адресатов поэта. Это яркие, талантливые, незаурядные личности.
8.Домашнее задание Сочинение «Любимое послание Пушкина»
Приложение.
Климанова Софья
Любимое послание поэта
У великого русского поэта А.С. Пушкина много разных произведений. Все они по -своему прекрасны, у каждого есть своя изюминка. Но несмотря на все это, было, есть и будет моим любимым его послание «К сестре». Само по себе оно очень печальное, на мой взгляд.
Когда мы только начинаем его читать, нам предстает картина разговора Пушкина с сестрой, которая просит молодого поэта побеседовать с ним. И он «быстро стрелою на невский брег» примчался, и принес ей в подарок «пук стихов». И вроде бы у них все так прекрасно, весело и мирно, что вы спрашиваете меня: « Так почему же послание печальное?». Да, да, пока вы будете читать, все так и будет: мирно, весело, прекрасно, он будет спрашивать у своей сестры, гадать: «О, как тебя застану, Любезная сестра? Чем сердце занимаешь вечернею порой? Жан-Жака ли читаешь, Жалиса пред тобой?» Но представление мирной, еле колыхающей душу картины разобьется на мелкие кусочки после фразы: «Но это лишь мечтанье!» …Ну как вам? Лично у меня сто-то оборвалось внутри. «Увы, в монастыре (который поэт, оказывается, не покинул), При бледном свете сияние, Один пишу к сестре. Защёлка на дверях, Молчанье, враг веселий, И скука на часах!» Думаю, продолжать не стоит. И нет вам никакого «мирно, весело, прекрасно»!
«Стул ветхий, необитый И шаткая постель…» по-моему, это слишком подозрительно звучит: «Как Леты на брегах Явился заключенным…» «Заключённым» Неужели? «Сквозь слез смотрю решетки». «Как узник в тюрьме» Хм, одна фраза говорит нам , что поэт в тюрьме, а другая же , наоборот, опровергает эту гипотезу сравнением… Нет, нет, и ещё раз нет. Здесь же скрытый смысл! Все эти строки говорят нам о тяжелом состоянии поэта, о том, как сложно ему жить одному, как плохо он себя чувствует в одиночестве! Ему кажется, что один он , как в темнице, весь мир , по словам автора, оделся черной мглой, и сердце зачерствело, забыло, что такое радость. А все из-за чего? Правильно, из-за одиночества. Еще между строк во время описания состояния поэта можно увидеть слова типа «навеки погребенным», или «помраченно». Я даже не знаю, каким образом состояние и настроение поэта ушло на ноль, т.е. неужели все настолько плохо!? Неужели вся последующая жизнь Александра Сергеевича и пройдет черной полосою?
Но время протечет,
И с каменных ворот
Падут, падут затворы,
И в пышный Петроград
Через долины, горы
Ретивые примчат;
Спеша на новоселье,
Оставлю темну келью,
Поля, сады свои;
Под стол клобук с веригой —
И прилечу расстригой
В объятия твои.
Оказывается, поэт плохо себя чувствовал не только из-за одиночества, но ещё из-за работы, причем, похоже, что принудительной работы. Да, у него были поля, луга, сады свои, но из-за служения монастырю он не мог встретиться с любимой сестрой. Но все же герой не оставил темну келью, поля, сады свои и прилетел к своей сестре расстригой. Расстригой, значит , когда монах уходит в отставку, или отказывается от своей должности,.
Я желаю вам побольше читать таких трогательных стихотворений, а особенно Пушкина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок технологии 8 класс "Жанры декоративно-прикладного творчества"
На уроке учащиеся знакомятся с различными жанрами декоративно-прикладного искусства и с основными различиями жанров декоративно-прикладного искусства, изучают перечень необходимых д...
«А.С.Пушкин: жизнь и творчество. А.С.Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина» - 9 класс
Вступительный урок по изучению жизни и творчества А.С.Пушкина в 9 классе....
Урок-исследование Развитие жанра элегии в творчестве А.С.Пушкина «Невыразимое подвластно ль выраженью?»
В поэзии А.С.Пушкина представлены все лирические жанры, в системе которых элегия занимает прочное место. Нередко говорят о Пушкине как о жизнерадостном, «солнечном» поэте....
"Мир А.С.Пушкина". Учебный материал по литературе для 8-9 классов при изучении биографии и творчества Пушкина.
Иллюстративный материал к урокам с кратким комментарием....
Разработка внеклассного мероприятия "Мир А.С. Пушкина" (Праздник по творчеству Пушкина)
Мероприятие проводится среди параллели 5-ых или 6-ых классов, каждый класс выдвигает от себя команду на участие в конкурсах.Цели и задачи:Приобщать учащихся к творчеству А.С. Пушкина, учить понимать е...
Презентация к уроку "Художественные особенности дружеского послания А.С. Пушкина «И.И. Пущину»
Художественные особенности дружеского послания А.С. Пушкина«И.И. Пущину»...
Басня как литературный жанр. Жанр басни в творчестве И.А. Крылова
Знакомство с истоками басенного жанра, с баснописцами древности Гесиодом, Лафонтеном, Эзопом, с русскими баснописцами М.В. Ломоносовым, А. П. Сумароковым, В. И. Майковым, И. И. Хемницером,...