Жанр послания в творчестве Пушкина
план-конспект урока по литературе (6 класс)

конспект урока . предполагает индивидуальные и групповые задания. В приложениях  сочинение ученицы "Мое любимое послание Пушкина".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhanr_poslaniya_v_tvorchestve_a.s.pushkina_._6_klass.docx23.75 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  по теме «Жанр послания в творчестве А.С.Пушкина».

Цели и задачи урока:

1) обобщить знания по лицейскому периоду творчества в жизни поэта и по созданию жанра - послания в эти годы;

2) развивать навыки анализа стихотворения - послания;

3) продолжить знакомство с адресатами посланий и их ролью в жизни поэта.

4) провести творческую работу в группах.

  1. Индивидуальные сообщения о лицейских годах Пушкина.

  1. Выразительное чтение послания - стихотворения “К Пущину”.

 Кто же был самым близким другом А. Пушкина и почему? Давайте прослушаем выразительное чтение наизусть послания “К Пущину” (подготовленное чтение 1 чел.). 
Стихотворение написано Пушкиным 13 декабря 1826 года, то есть накануне первой годовщины восстания декабристов. Посвящено оно лицейскому другу Пушкина Ивану Пущину, который для поэта был и оставался всегда самым близким другом. История создания этого стихотворения такова. В мае 1820 года по личному распоряжению Александра 1 Пушкин был выслан из Петербурга далеко на юг. Причиной этому послужило то, что в это время по всей стране в переписанных от руки листках ходят его запретные “вольные” стихи. В Одессе поэт вступил в резкий конфликт с местным губернатором. По его доносу Пушкин был сослан осенью 1824 года в глухое поместье матери – в село Михайловское. Слайд №8
Пущин первым из друзей Пушкина посетил “поэта дом опальный” в Михайловском. Это было 11 января 1825 года, единственный день проведенный вместе. И все. Больше они никогда не виделись. Свидание в Михайловском – это один из самых драматических моментов в жизни друзей. Будучи одним из руководителей декабристского восстания, Пущин предвидел свое будущее и непременно хотел повидать Пушкина, и проститься с ним. Этой встрече и посвящено стихотворение. Когда Пушкина освободили из ссылки, Пущин был уже под арестом.

  1. Выразительное чтение стихотворения “Товарищам”,

Как видите, первые послания были дружеского характера, наполненные юмором, шутками, весельем, но через несколько лет после окончания Лицея Пушкин пишет несколько посланий, объединённых темой прощания с лицейскими друзьями, одно из них “Товарищам”.

  1. Анализ стихотворения « К Пущину» по плану.
    -Ребята, сегодня мы выполним анализ стихотворения по тем вопросам, которые находятся у вас в карточках. Выполняя это задание попытайтесь дать ответ на поставленный вопрос: - что значила дружба в жизни и творчестве Пушкина, какую роль она играла, - как вы понимаете это слово, какой смысл вкладываете.
    Задание для первой группы:
    - Стихотворение “И.И. Пущину” написано в жанре послания. Докажите
    - Прочитайте еще раз первую строку. С какой интонацией мы ее должны прочитать? Почему?
    - Каким чувством проникнуты строки, в которых поэт вспоминает свидание в Михайловском?
    Задание для второй группы:
    - Какие обращения подбирает поэт?
    - Какую лексику использует поэт?
    - Как нужно читать это стихотворение (расставьте логическое ударение)?

  1. Анализ послания «Товарищам по вопросам учебника.

Задание для третьей группы.

  1. Выступления групп
    1 группа
    - Это небольшое стихотворение, состоит из двух пятистиший. По жанру – стихотворное послание, по своему характеру – дружеское письмо, которое обращено к конкретному лицу – Пущину. Здесь нет определенного сюжета, нет героев. Главный и единственный лирический герой – сам автор, передаются мысли и чувства самого автора. Написанием его послужил момент встречи с другом в определенный период жизни автора, а именно – период ссылки в Михайловском: “Когда мой двор уединенный, печальным снегом занесенный твой колокольчик огласил”. В первом пятистишии поэт раскрывает свои чувства к единственному другу, которого он очень любил и ценил с лицейских времен, со дня их первой встречи: “Мой первый друг, мой друг бесценный!” Пущин многое значил для поэта, вот почему Пушкин “судьбу благословил”, встретившись с ним в Михайловском. В целом стихотворение передает большую тоску за судьбу Пушкина за судьбу своего друга, переживания о своем бессилии, о том, что он ничего не может для него сделать, предчувствие, что они больше никогда не увидятся. Поэтому когда мы будем читать первую строку, обращение - нужно читать с восторгом, радостью, показать насколько поэт рад этой встрече.


2 группа
- Второе пятистишие содержит пожелания, обращенные к своему опальному товарищу:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
Эти строки исполнены большой силы искренности и чистоты чувств, передают сильное переживание поэта за трагическую судьбу друга и желания хоть чем-то светлыми лицейскими воспоминаниями) поднять дух товарища в тяжелый для него момент жизни. О силе внутреннего переживания поэта свидетельствует момент обращения его к богу:
Молю святое провиденье
В целом стихотворение передает большую тоску за судьбу Пушкина за судьбу своего друга, переживания о своем бессилии, о том, что он ничего не может для него сделать, предчувствие, что они больше никогда не увидятся.
Стихотворение написано ямбом. Во втором пятистишии есть художественный прием – анафора:
Да голос
Да озарит
Поэт подбирает обращения – благословил, уединенный, занесенный, молю, святое, провиденье, дарует, заточенье.
Повторное чтение стихотворения.
- В каком прочтении стихотворения было более правильно передано эмоциональное настроение автора?

7. Вывод. Итак, сегодня мы обобщили знания по теме: “Послания и их роль в творчестве А.С. Пушкина, поработав плодотворно в группах, мы пришли к выводу, что послания играли большую роль в творчестве и судьбе поэта. Нежность, доверие и любовь открывали характер Пушкина - подростка, с помощью посланий можно представить и адресатов поэта. Это яркие, талантливые, незаурядные личности.

8.Домашнее задание Сочинение «Любимое послание Пушкина»

Приложение.

Климанова Софья

Любимое послание поэта

У великого русского поэта А.С. Пушкина много разных произведений. Все они по -своему прекрасны, у каждого есть своя изюминка. Но несмотря на все это, было, есть и будет моим любимым его послание «К сестре». Само по себе оно очень печальное, на мой взгляд.

Когда мы только начинаем его читать, нам предстает картина разговора Пушкина с сестрой, которая просит молодого поэта побеседовать с ним. И он «быстро стрелою на невский брег» примчался, и принес ей в подарок «пук стихов». И вроде бы у них все так прекрасно, весело и мирно, что вы спрашиваете меня: « Так почему же послание печальное?». Да, да, пока вы будете читать, все так и будет: мирно, весело, прекрасно, он будет спрашивать у своей сестры, гадать: «О, как тебя застану, Любезная сестра? Чем сердце занимаешь вечернею порой? Жан-Жака ли читаешь, Жалиса пред тобой?» Но представление мирной, еле колыхающей душу картины разобьется на мелкие кусочки после фразы: «Но это лишь мечтанье!» …Ну как вам? Лично у меня сто-то оборвалось внутри. «Увы, в монастыре (который поэт, оказывается, не покинул), При бледном свете сияние, Один пишу к сестре. Защёлка на дверях, Молчанье, враг веселий, И скука на часах!» Думаю, продолжать не стоит. И нет вам никакого «мирно, весело, прекрасно»!

        «Стул ветхий, необитый И шаткая постель…» по-моему, это слишком подозрительно звучит: «Как Леты на брегах Явился заключенным…» «Заключённым» Неужели? «Сквозь слез смотрю решетки». «Как узник в тюрьме» Хм, одна фраза говорит нам , что поэт в тюрьме, а другая же , наоборот, опровергает эту гипотезу сравнением… Нет, нет, и ещё раз нет. Здесь же скрытый смысл! Все эти строки говорят нам о тяжелом состоянии поэта, о том, как сложно ему жить одному, как плохо он себя чувствует в одиночестве! Ему кажется, что один он , как в темнице, весь мир , по словам автора, оделся черной мглой, и сердце зачерствело, забыло, что такое радость. А все из-за чего? Правильно, из-за одиночества. Еще между строк во время описания состояния поэта можно увидеть слова типа «навеки погребенным», или «помраченно». Я даже не знаю, каким образом состояние и настроение поэта ушло на ноль, т.е. неужели все настолько плохо!? Неужели вся последующая жизнь Александра Сергеевича и пройдет черной полосою?

Но время протечет,
И с каменных ворот
Падут, падут затворы,
И в пышный Петроград
Через долины, горы
Ретивые примчат;
Спеша на новоселье,
Оставлю темну келью,
Поля, сады свои;
Под стол клобук с веригой —
И прилечу расстригой
В объятия твои.

Оказывается, поэт плохо себя чувствовал не только из-за одиночества, но ещё из-за работы, причем, похоже, что принудительной работы. Да, у него были поля, луга, сады свои, но из-за служения монастырю он не мог встретиться с любимой сестрой. Но все же герой не оставил темну келью, поля, сады свои и прилетел к своей сестре расстригой. Расстригой, значит , когда монах уходит в отставку, или отказывается от своей должности,.

         Я желаю вам побольше читать таких трогательных стихотворений, а особенно Пушкина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок технологии 8 класс "Жанры декоративно-прикладного творчества"

На уроке учащиеся знакомятся с различными жанрами декоративно-прикладного искусства и  с основными различиями жанров декоративно-прикладного искусства, изучают перечень необходимых д...

Урок-исследование Развитие жанра элегии в творчестве А.С.Пушкина «Невыразимое подвластно ль выраженью?»

В поэзии А.С.Пушкина представлены все лирические жанры, в системе которых элегия занимает прочное место. Нередко говорят о Пушкине как о жизнерадостном, «солнечном» поэте....

Разработка внеклассного мероприятия "Мир А.С. Пушкина" (Праздник по творчеству Пушкина)

Мероприятие проводится среди параллели 5-ых или 6-ых классов, каждый класс выдвигает от себя команду на участие в конкурсах.Цели и задачи:Приобщать учащихся к творчеству А.С. Пушкина, учить понимать е...

Презентация к уроку "Художественные особенности дружеского послания А.С. Пушкина «И.И. Пущину»

Художественные особенности дружеского послания А.С. Пушкина«И.И. Пущину»...

Басня как литературный жанр. Жанр басни в творчестве И.А. Крылова

Знакомство с истоками басенного жанра, с баснописцами древности Гесиодом, Лафонтеном, Эзопом, с русскими баснописцами   М.В. Ломоносовым, А. П. Сумароковым, В. И. Майковым, И. И. Хемницером,...