Анализ трагедии А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери"
презентация к уроку по литературе (10, 11 класс)
Александр Сергеевич Пушкин задумал написать 13 трагедий. Были закончены 4: "Скупой рыцарь", "Каменный гость", Пир во время чумы", "Моцарт и Сальери".
Слово "маленькие" указывает на сокращенный объем - 3 сцены. Действие трагедии начинается в самый напряженный момент, доводится до кульминации и ставит героев перед лицом смерти, поэтому трагедия заканчивается гибелью одного из них. Показывается самоутверждение героя вопреки всем нравственным устоям. Характеры не развиваются, а подвергаются испытанию.
Виссарион Григорьевич Белинский написал следующее: ««Моцарт и Сальери» - вопрос о сущности и взаимных отношениях таланта и гения».
Оба образа в трагедии - вымышленные, но условно совпадают со своими прототипами - австрийский музыкант Моцарт и итальянский музыкант Сальери.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
01_pushkin_motsart_i_saleri.pptx | 1.82 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Гений и злодейство – две вещи несовместные» Учебный предмет: Литература Участники: студенты 1 курса. Основополагающий вопрос Вопросы учебной темы: 1. Что объединяет великих людей, Пушкина и Моцарта? 2. Почему Пушкин обратился к прошлому? 3. Почему Сальери считает Моцарта своим врагом? 4. Почему Сальери совершает преступление? 5. В чём гениальность Пушкина и Моцарта? 6. Что заставило Пушкина вложить в уста одного из героев фразу: « Нет правды на земле, но правды нет - и выше…»
Цель урока: познакомить с новыми страницами жизни и творчества А.С. Пушкина; проанализировать произведение из цикла «Маленькие трагедии» - «Моцарт и Сальери» Задачи: 1. сопоставить судьбы великих людей; проследить, как судьба самого автора отразилась в трагедии «Моцарт и Сальери», 2. раскрыть в ходе художественного анализа текста главную идею трагедии, 3. продолжить работу по развитию речевых навыков и выразительности чтения.
«Гений и злодейство – две вещи несовместные» В.А.Моцарт и А.С.Пушкин «Нет правды на земле, Но правды нет – и выше…»
«Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно не писал. Вот что я привёз сюда: две последние главы «Онегина»8-ю главу,9-ю, совсем готовые в печать. Повесть, писанную октавами (стихов 400), несколько драматических сцен, или маленьких трагедий, именно «Скупой рыцарь», « Моцарт и Сальери », « Пир во время чумы» и «Дон Жуан». Сверх того написал около 30 мелких стихотворений. Хорошо? Ещё не всё…» (А.С.Пушкин - П.А.Плетнёву) Болдино
«Скупой рыцарь» 23 октября 1830 г. «Моцарт и Сальери» 26 октября 1830 г. «Каменный гость» «Пир во время чумы» Замысел и история создания «Маленьких трагедий»
«Скупой рыцарь» «Моцарт и Сальери» цикл «Каменный гость» «Пир во время чумы» Цикл – это жанровое образование, состоящее из произведений, объединенных общими чертами (по композиции, сюжетике , системе образов (небольшое количество действующих лиц), по идейно-тематическим признакам: цель каждой трагедии развенчать какое-либо отрицательное человеческое качество). Что такое цикл?
Словарная работа : трагедия, ремесленник , рекв ием Трагедия - драматическое произведение, в основе которого лежит особенно острый непримиримый конфликт, оканчивающийся чаще всего гибелью героя. Ремесленник 1. Человек, который владеет профессиональным ремеслом. 2. Человек, который делает по шаблону, без творческой инициативы. Реквием - 1. У католиков: богослужение по умершему. 2. Траурное музыкальное произведение.
Какие слова являются ключевыми в трагедии «Моцарт и Сальери»? «Гений и злодейство – две вещи несовместные»
По мнению В.Г.Белинского, в трагедии ставится проблема зависти , но рассматривается и «вопрос о сущности и взаимных отношениях таланта и гения». Кто такой гений? Гений – человек, обладающий способностью к высшему творчеству. Талант и гений
Вольфганг Амадей Моцарт 1756-1791 австрийский композитор Легенда и факты жизни Моцарта и Сальери Антонио Сальери 1750-1825 итальянский композитор, дирижёр и педагог
Написано 600 произведений во всех жанрах! Шедевры! Оперы: «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Так поступают все женщины», «Волшебная флейта»; Симфонические, камерные произведения. Жизнь великого композитора – вечное стремление к свободе! В.А.Моцарт – вундеркинд из Зальцбурга
Моцарт Всё даётся легко Это дар от Бога «гуляка праздный» Музыка - искусство Почему Сальери считает Моцарта своим врагом? Сальери Неустанно трудится Слава добыта трудом Ремесленник Музыка – ремесло Антагонисты Моцарт и Сальери
Что гнетёт сердце Сальери? Зависть…
Сальери признаёт гениальность Моцарта, но совершает преступление. Почему? «Ты ,Моцарт, гений…»
«Гений и злодейство – две вещи несовместные» Когда звучат эти строки? Почему звучат дважды? В чём признаётся Сальери самому себе?
Проведём параллели между судьбами двух великих людей В.А.Моцарт А.С.Пушкин Великий композитор Великий поэт Рано начали писать музыку, стихи, музыкальные Литературные произведения. Тернистый жизненный путь: периоды безденежья, зависть, враждебное отношение к себе, короткий жизненный путь (36лет) (37 лет), Но создано огромное количество шедевров!
«Береги честь смолоду» Обострённое чувство собственного достоинства! «Сердце облагораживает человека, и хоть я не граф, но чести во мне, может быть, больше, чем в ином графе». (Из письма Моцарта к отцу) Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, Отчизне посвятим Души прекрасные порывы! ( А.С.Пушкин «К Чаадаеву»)
«Моцарт и Сальери» - своеобразный реквием Пушкина самому себе. ЗАВИСТЬ, КЛЕВЕТА, СПЛЕТНИ, МАТЕРИАЛЬНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ – И сам Пушкин, и его герои «Маленьких трагедий»страдают от этого! «Нет правды на земле…» - приговор «ужасному веку» и « ужасным сердцам». Приговор «ужасному веку»
Вопросы для обсуждения: - Почему Сальери бросает яд в стакан Моцарта после его слов о гении и злодействе? - Прокомментируйте реплику Моцарта, пьющего яд, и Сальери: «Ты выпил!.. Без меня?» - Какой двойной смысл приобретают слова Моцарта «Мой реквием»? (сочиненный Моцартом и по нему). - Почему в конце трагедии приводятся три истории злодейства: истории Бомарше и Микеланджело (легендарные, мнимые) и совершаемое в пьесе убийство Моцарта Сальери? - Почему трагедия заканчивается словами Сальери о якобы злодеянии Микеланджело?
В любом из нас есть Моцарт и Сальери. У Моцарта весь день душа звенит в спонтанном вдохновенье или вере в случайности... И беззаботный вид его привычен выпившей ораве приятелей, которых он смешит в кафе, забыв о музыке и славе. А въедливый Сальери за столом над книгами корпит до поздней ночи, на дно познанья рвется напролом, шлифует партитуры что есть мочи. И втайне злится на бессильный дар за то, что он бессмертную не хочет создать сонату или ричеркар . Нам от обоих никуда не деться: Сальери — это совесть или ум, а Моцарт — интуиция и сердце. У нас в душе сливается их шум, и стих звучит, как первый крик младенца, благодаря героям этим двум! Ксения Дьконова
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1 Сравнительный анализ образов Моцарта и Сальери по пьесе А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» 6) Как Моцарт отвечает на вопрос: может ли гений совершить злодейство? 7) Что доказал Сальери злодейством, к какому выводу он приходит? Свои ответы подкрепите цитатами из пьесы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное учебное занятие по маленькой трагедии А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери"
Презентация даёт возможность проследить, как идёт "проектирование" личностно ориентированного урока литературы в режиме интеграции и с позиций духовной аксиологии...
Интегрированное учебное занятие по маленькой трагедии А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери"
Презентация даёт возможность проследить, как идёт "проектирование" личностно ориентированного урока литературы в режиме интеграции и с позиций духовной аксиологии...
"Моцарт и Сальери" Тема злодеяния и возмездия в трагедии
План-кнспект урока помогает детям через речевую характеристику и деталь научиться давать характеристику персонажа....
Маленькая трагедия А.С.Пушкина "Моцарт и Сальери". «Гений и злодейство две вещи несовместные».
Урок литературы в 9 классе...
Болдинская осень.Цикл "Маленькие трагедии" Идейное звучание, тематика и художественное совершенство. Анализ трагедий "Скупой рыцарь". "Моцарт и Сальери".
Урок в 9 классе по теме "Болдинская осень 1830. Цикл "Маленькте трагедии" Анализ трагедий "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери" (2 часа)Урок разработан с целью ознакомления учащихся с Болдинским периодо...
Нравственные проблемы маленькой трагедии "Моцарт и Сальери"
приложение к уроку "Гений и злодейство - две вещи несовместные"...
Презентация к уроку литературы в 9 классе на тему " Проблема "гения и злодейства" в трагедии А.С. Пушкина "МОЦАРТ И САЛЬЕРИ"
Урок литературы в 9 классе. Тема урока: А.С. Пушкин "Моцарт и Сальери". Проблема "гения и злодейства". Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Цель урока: познакомить с новыми страницам...