"Мы – от бога, я от дьявола?!" (По роману Е.И. Замятина "Мы")
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Кудрявцева Галина Александровна

Урок литературы в 11-м классе по теме: "Мы – от бога, я от дьявола?!" (По роману Е.И. Замятина "Мы")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл e.i._zamyatin._my.docx45.72 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 11-м классе по теме: "Мы – от бога, я от дьявола?!" (По роману Е.И. Замятина "Мы")


Тип занятия: урок литературы в 11 классе.

Технология: проблемное обучение.

Модель: личностная.

Форма: работа в группах.

Цель урока: Рассмотреть проблему взаимоотношения личности и государства в романе Е. И. Замятина “Мы”.

Задачи урока:

  • “Погружение” и “вживание” в созданный автором мир романа: попробовать понять, как передал Е. Замятин проблемы ошибочного выбора развития страны, боролся за сохранение человека и утверждение человеческих ценностей;
  • Сопоставление событий 20-30 годов в нашей стране, возникновение тоталитарных режимов и сюжетных линий романа “Мы”;
  • Воспитание нравственных качеств личности, желания разобраться в трудных ситуациях, умения найти и принять свое решение, отстаивать свой выбор;
  • Анализ художественного текста;
  • Закрепление литературоведческих терминов;
  • Развитие творческой и познавательной активности учащихся;
  • Развитие навыков анализа и синтеза материала;
  • Овладение речью как средством передачи мыслей, чувств, содержания внутреннего мира человека;
  • Создание на уроке особой теплой атмосферы человеческого общения, средством которого выступает литература как искусство слова.

Оборудование: доска, портрет писателя, магнитофон, раздаточный материал, схемы.

Эпиграфы:

Самое страшное в утопиях то, что они сбываются…

Н.А. Бердяев

Своя воля лучше.

Ф.М. Достоевский

Настоящая литература может быть только там, где ее делают не исполнительные чиновники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари...

Е. И. Замятин

Ход урока

Слово учителя: Прочитана последняя страница романа Евгения Ивановича Замятина “Мы”. Романа необычного, во многом непонятного сразу, и даже страшного. Кажется, сколько в нем обжигающей горечи, тревоги за судьбу человека в обществе. Со страниц романа Замятин через десятилетия немоты кричит нам: “Человек, не дай себя убить, превратить в биоробота, прикрываясь построением нового общества, где все будут счастливы”.

Евгений Иванович Замятин (1884 – 1937) – яркий прозаик и драматург. Роман “Мы”, написанный в 1920 году, как и многие другие его произведения, увидел свет лишь в 80-90 годы XX столетия. XX век - век торжества человеческого разума, век невиданного прогресса стал самым кровавым в истории человечества.

Когда Евгений Замятин писал свой роман, ему, взявшемуся в художественной форме изучить и разоблачить губительность тоталитарной системы для личности человека, жизнь подарила возможность своими глазами наблюдать зарождение в крови и хаосе Единого Государства.

Итак, роман написан 1920 году в холодном полуразрушенном Петрограде, опубликован лишь в 1988. Возникает вопрос: почему этот роман не дошел до читателя раньше? Выдержки из документов и воспоминаний помогут ответить на этот вопрос.

(На столах учащихся – документы)

Звучит музыка

Примерные ответы учащихся:

  • Замятин решает печатать роман в самом известном журнале русской эмиграции “Современных записках”. Но публикации воспрепятствовал арест писателя в ночь с 16 на 17 августа 1922 года. И только заступничество друзей помогло Замятину избежать высылки.
  • После проработки на очередном собрании писательской общественности Е. Замятин заявил о своем выходе из Всероссийского Союза Писателей.
  • Свидетель и участник событий К. Федин писал в связи с этим: “Я был раздавлен происходившей 22 сентября поркой писателя, никогда личность моя не была так унижена”.
  • В 1929 году роман был использован для массированной критики Замятина, и автор был вынужден защищаться, оправдываться, объясняться, поскольку роман был расценен как политическая его ошибка и “проявление вредительства интересам советской литературы”.
  • Е. Замятин так объяснял задачу своего романа: “Близорукие рецензенты увидели в этой вещи не больше, чем политический памфлет. Это, конечно, неверно: этот роман – сигнал об опасности, угрожающей человеку и человечеству от власти машин и власти государства”.
  • Обсуждение “дела” Замятина было сигналом к ужесточению политики партии в области литературы.
  • Организована травля писателя: ни один журнал не печатает его произведений.

Учитель: Шел 1929-й год - год Великого перелома, наступления сталинизма. Работать, как литератору, в России Замятину стало бессмысленно и невозможно, и он в 1931 году уезжает за границу.

Почему роман “Мы” был назван “низким пасквилем на коммунизм и социалистическое будущее, клеветой на советский строй”, почему на роман был повешен ярлык “контрреволюционного”?

Каково ваше мнение о романе? Как далось чтение? Первое впечатление? Что главное в сюжете вы можете выделить? О чем роман?

  • Это роман о бездуховном обществе.
  • О счастье, каким его представляют люди будущего.
  • Это роман о любви и предательстве.
  • Роман о свободе и несвободе человека, о его праве на выбор.
  • Это роман о будущем, при котором человеческая личность обесценена, подавлена властью машин и политической диктатурой.
  • Жанр романа “антиутопия” диктовал выбор сюжетного приема. Повествование представляет собой записи – конспект строителя космического корабля Д-503.
  • Интересен стиль писателя: форма конспекта – и никаких эмоций, короткие предложения, многочисленные тире и двоеточия. Многие слова пишутся с большой буквы. Это символы. Искусственный, сухой язык идет от искусственности того мира, в котором живут герои.
  • Д-503 рассказывает о том периоде своей жизни, которую позже определит как болезнь. Каждая запись (их в романе 40, и это тоже символично) имеет свой заголовок. 40 дней в истории Д-503 - история обретения и утраты им живой души, своего “я”.
  • Это злая карикатура на социалистическое, коммунистическое общество будущего.
  • Предмет изображения – будущее. Утопическое государство, где все счастливы всеобщим “математическим” счастьем.
  • А мне кажется, Замятина, прежде всего, интересуют проблемы взаимоотношения личности и государства. Прогресс знания, науки, техники – это еще не прогресс человечества.
  • Я считаю, что писатель прогнозирует пути развития человека, общества, страны.
  • Замятин ничего не выдумывал: он лишь довел до логического завершения идею построения коммунистического общества.
  • Во время чтения романа меня поразила проницательность писателя, оказавшегося способным предугадать дальнейшие ходы большевиков после их прихода к власти.

Учитель: “Мы” - первый роман – антиутопия, предупреждение об опасностях на пути реализации социалистических идей. Е.И. Замятин проследил логический путь, который ведет к Единому Государству, но вместо идеального, справедливого, гуманного и счастливого общества, о котором мечтали поколения социалистов, обнаружился бездушный, казарменный строй, в котором обезличенные “нумера” интегрированы в послушное и пассивное “мы”, слаженный, но неодушевленный механизм. Но только ли роман “Мы” - антиутопия? Или это страшная реальность? Давайте попробуем ответить на этот вопрос, посмотреть на Единое Государство не только, как на утопическое государство будущего, созданное воображением писателя, но и как на реально существовавшее в нашей стране. Стране, угнетенной тоталитарным режимом, лагерями, боязнью быть личностью, ярким “я”.

Посмотрим на это с точки зрения историков и литераторов.

Какие принципы были заложены в основу советского государства? На этот вопрос ответят нам историки.

А какой государственный рай построен по Замятину? Какова общественная система Единого Государства? Это вопросы для литераторов.

Работа в группах. Составление схем учащимися. Звучит музыка

Учитель: Послушаем точку зрения историков. Что тревожного увидел Замятин в 20-е годы?

Историки: Анализируя историю советского общества, мы приходим к выводу, что в России пытались построить утопию (социализм) в самом уродливом варианте, это тоталитарный режим и красный террор. Власть контролирует все слагаемые государственной системы.

Но уже к концу 1920-х годов в зеркале “Мы” все больше начинает отражаться советская тоталитарная реальность: всеобщее присутствие Вождя-Благодетеля, строительство Стены на границе с Западом (Замятин будет выпущен за нее одним из последних), институт государственных поэтов, дни единогласия и выборы без выбора, публичные казни при всеобщем одобрении, идея последней и окончательной революции — “его социальные предвидения выписывать можно многими десятками”.

Разлом в замятинском мире проходит не между человеком и машиной, а между человеком и государством, между “мы” и “я”.

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/410569/img1.gif

Литераторы: Государство полностью приковало жителей к счастью: всеобщему, обязательному, равному. В Едином Государстве все разумно, все учтено, все подчинено великой цели. Во главе всей системы стоит Благодетель. Он управляет Операционным отделом, имеет Бюро Хранителей (полицейская система), подслушивающие и подсматривающие устройства, Скрижаль (Сердце и пульс Единого Государства), камеры. Есть искусство, наука, предусмотрены “личные часы”. Но мы видим, что человек растворен в государстве, нет личности, остается лишь нумер, который должен подчиняться раз и навсегда заведенным законам, а малейшее неисполнение закона каралось сразу.

Коммунистическая дисциплина узнается также в строгом подчинении порядку, в правилах, ограничивающих свободу в Едином Государстве, где повседневная жизнь населения напоминает сталинские трудовые лагеря: все человеческие потребности – от приема пищи и прогулки до любви – совершаются по сигналу. Здесь отражена даже проблема стукачества: стены домов жителей сделаны из стекла, чтобы все могли видеть и знать, кто, чем занимается. “Нам нечего скрывать друг от друга”.

Это обычное тоталитарное государство, в котором живет закрытое общество.

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/410569/img2.gif

Диктатура одного человека

Учитель: Замятин показал Единое Государство таким же, каким и была большевистская Россия: человек лишился права на индивидуальность и независимость суждений, права быть личностью. Идея равенства обернулась всеобщей уравниловкой, когда “мы” шагали стройными рядами, и никак иначе. Название для романа выбрано очень верно: в обществе “нумеров”, как и в советском, ценность отдельной личности снижена до минимума. Здесь человек - винтик большого отлаженного механизма.

Звучит стихотворение Ю. Левитанского “Все гаечки да винтики…”

Учитель: Работая в группах, попробуйте определить, какая разница между человеком и нумером, которого мы увидели у Замятина. Найдем точки соприкосновения человека и нумера с природой, искусством, наукой и любовью.Ответы участников групп.

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/410569/img3.gif

Учитель: Нумера строят машину, “огненный Тамерлан счастья”. Для чего? Чтобы разнести свои лозунги и заповеди во всю Вселенную. “Незаменимых нумеров в государстве нет”, “Нумер решает все”. Главный лозунг: “Наш долг – заставить всех быть счастливыми”. Но можно ли заставить быть счастливыми? Можно ли железной рукой загнать человечество в счастье?

Как понимают счастье в Едином Государстве? Как соотносится благо для всех и счастье одного?

  • У каждого человека свое представление о счастье. Общего счастья никогда не было, и быть не может.
  • В романе есть фраза “блаженство и зависть – это числитель и знаменатель дроби, именуемой счастьем”. А завидовать в мире нумеров нечему. Значит их счастье бесконечно?
  • Д-503 говорит: “Несвобода – наше счастье”.

Учитель: Для Единого Государства необходимо всеми средствами заглушить желание свободы, одолеть дьявола, а значит убить в себе “я”, поскольку “я” от дьявола. Мы видим, как Единое Государство забирает свободу, но дает права. Вспомним их.Отдать жизнь за государство.Облобызать руку Благодетеля.Участвовать в выборах.Учитель: Чему служат эти права? Они уничтожают человека, превращают его в животное, которое можно приручить, превратить в ничтожество. Эти права являются издевательством. И ведет это все к тому, что человек становиться марионеткой. А это приводит к диктатурам: сталинизму, фашизму…

Диктатура…Какие ассоциации вызывает это слово?

  • Террор
  • Репрессии
  • Тоталитаризм

Историки, попробуйте объяснить эти понятия применительно к роману “Мы”. А литераторы выберут из предложенных стихотворений те, которые наиболее ярко выражают эти понятия.

(работа в группах, ответы учеников)

Учитель: Главная тема романа – судьба человеческой личности, ее взаимоотношения с государством. Вспомним по тексту: ““Мы” - от бога, “я” - от дьявола”. Главное оружие Единого Государства – не оружие в прямом смысле, а стандартизация, всесильное среднее арифметическое “от кретина до Шекспира”.

Какова самая главная опасность для Единого Государства?

  • Главную опасность представляет внутренний мир человека.
  • Когда человек осознает себя человеком.
  • Когда человек сохраняет свой шанс на свободу, пока у человека есть душа.

Учитель: Замятин показывает, что само общество не стоит и гроша ломанного вне человека. Своей войной против человека общество убивает и себя. Замятин еще в 1920 году сумел увидеть и показать трагедию расчеловечивания. Символичным представляется тот факт, что Замятин умер в 1937 году, словно и за рубежами Родины ему не удалось уйти от того большого террора, который сам он предсказал в своем романе. И может быть, причина замятинского молчания в последние годы кроится еще и в том, что слишком тяжело было писателю видеть, как сбываются самые мрачные его пророчества, торжествует энтропия и в ледяную пустыню превращается Сад русской литературы. Замятин подводит нас к мысли о том, что каждый для себя должен решить, “что принести в жертву – “я” деспотичному “мы”, или “мы” деспотичному “я”. В истории было и то и другое. Это и диктатура большевиков, и культ Сталина, и фашизм. Хочется надеяться, что это больше никогда не повториться в жизни нашей страны. И сегодня мы думаем над вопросом: каким должно быть государство и личность в нем?

Государство – это “мы”, которое должно состоять из ярких “я”, умеющих выступить против любой диктатуры.

Список литературы:

  1. Е.И. Замятин “Мы”.- М., 1990
  2. Книга для учителя. История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР. – М.: Издательство объединения “Мосгорархив.”, 2002. – 504с.
  3. Крючков В.П. “Еретики” в литературе: Л.Андреев, Е.Замятин, Б.Пильняк, М. Булгаков: Учебное пособие.- Саратов: Лицей, 2003.-288с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку истории в 5 классе "Боги Древнего Египта"

В данной презентации рассказывается о пантеоне богов  Древнего Египта....

Анализ 2-х эпизодов: 1. "Встреча Аксиньи с ландышем" по роману М. А. Шолохова "Тихий Дон" (Т.4, ч. 7, гл.1.) 2. Сочинение. Анализ эпизода "Изображение снежного заноса" по роману М.А. Шолохова "Тихий Дон" (Кн.3,ч.6,гл.50).

Раскрыть душевное состояние персонажа через описание картин природы ( по роману М.А.Шолохова "Тихий Дон"). 1. Урок анализа эпизода. 2. Сочинение - анализ эпизода....

Лето. Художник Роман Романов.

В учебном фильме использовались репродукции художника Романа Романова, прекрасная музыка П.И.Чайковского.Скачать клип можно здесь: http://www.proshkolu.ru/user/Valti/file/1854889/    12...

Презентация к уроку "Боги Древнего Египта"

Разработка презентации к уроку истории "Боги Древнего Египта"....

Поэмы о людях и богах

Разработка урока с презентацией по истории Древнего мира на тему: "Поэмы о людях и богах"....

Конспект урока литературы в 10 классе по роману И. А. Гончарова "Обломов". Тема: «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы её выражения в романе.

Данный урок позволяет продолжить работу над образом Обломова путем сопоставления сравнительной характеристики Обломова и Ольги в отношении к любви. Основная цель которого: .Изменить первоначальное нег...

Презентация "Пою, Богу моему". Иеромонах Роман (Матюшин) - для урока музыки в 6 классе на тему: "Авторская песня: прошлое и настоящее"

«Пою, Богу моему». Иеромонах Роман (Матюшин).Янайкина Дина Михайловна – учитель музыки МБОУ ООШ № 14 г. УльяновскаПрезентация к уроку музыки в 6 классе на тему: "Авторская песня: прошлое и настоящее" ...