Православное изучение творчества Н.В. Гоголя в школе
методическая разработка по литературе (9 класс)
Творчество Н.В.Гоголя изучается в средней образовательной школе, начиная с 5 класса. Образовательная программа Министерства образования РФ ставит следующие вопросы для изучения: «Н.В.Гоголь – великий сатирик»;
«Вечера на хуторе близ Диканьки»: Близость повестей к народному творчеству;
«Майская ночь, или Утопленница»: Сказочное и реальное в повести; Поэтичность языка в описании бытовых сцен; Пейзаж майской ночи;
«Тарас Бульба»: Патриотический пафос повести; Боевое товарищество Запорожской Сечи; её нравы и обычаи; Любовь к Родине как источник формирования необыкновенных характеров; Черты характера Тараса Бульбы, обусловленные его героическим и жестоким временем. Остап и Андрий. Повесть Гоголя и устное народное творчество.
«Ревизор»: Жизненная основа комедии; Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия; Мастерство композиции и речевых характеристик; роль авторских ремарок; Общечеловеческое значение характеров в комедии; «Ревизор» в театре и в кино.
Нет в Образовательной программе МО РФ таких, например, тем, как «Н.В.Гоголь – христианин», или «Священное Писание в жизни Гоголя», «Пребывание Гоголя на Святой Земле», «Паломничество в жизни Гоголя»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravoslavnoe_izuchenie_tv_n.v.gogolya.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Православное изучение творчества Н.В. Гоголя в школе
Подготовила:
Телегина Лариса Леонидовна,
Почётный работник общего образования РФ,
учитель русского языка и литературы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Средняя школа №8»
«Для нас он был больше, чем писатель:
он раскрыл нам нас самих».
Из письма И.С.Тургенева
Полине Виардо. 1852г.
Творчество Н.В.Гоголя изучается в средней образовательной школе, начиная с 5 класса. Образовательная программа Министерства образования РФ ставит следующие вопросы для изучения: «Н.В.Гоголь – великий сатирик»;
«Вечера на хуторе близ Диканьки»: Близость повестей к народному творчеству;
«Майская ночь, или Утопленница»: Сказочное и реальное в повести; Поэтичность языка в описании бытовых сцен; Пейзаж майской ночи;
«Тарас Бульба»: Патриотический пафос повести; Боевое товарищество Запорожской Сечи; её нравы и обычаи; Любовь к Родине как источник формирования необыкновенных характеров; Черты характера Тараса Бульбы, обусловленные его героическим и жестоким временем. Остап и Андрий. Повесть Гоголя и устное народное творчество.
«Ревизор»: Жизненная основа комедии; Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия; Мастерство композиции и речевых характеристик; роль авторских ремарок; Общечеловеческое значение характеров в комедии; «Ревизор» в театре и в кино.
Нет в Образовательной программе МО РФ таких, например, тем, как «Н.В.Гоголь – христианин», или «Священное Писание в жизни Гоголя», «Пребывание Гоголя на Святой Земле», «Паломничество в жизни Гоголя», связанных с мировоззрением великого русского писателя, чей 200 – летний юбилей мы отмечаем в этом году.
Известно, что Гоголь ежедневно читал Евангелие, и «именно Евангелием проверял Гоголь все свои душевные движения…. И судил Гоголь свои произведения именно в свете Евангелия».[1] А «поездки Гоголя по святым местам можно с полным правом назвать паломничеством – они всегда были для него насущно необходимы как в литературном, так и в духовном отношении, а то и другое сливалось у Гоголя (и особенно в последнее десятилетие его жизни) воедино». [2]
Попробуем взглянуть на творчество великого писателя с христианской точки зрения, отражающей суть его мировоззрения. Рассмотрим некоторые аспекты его произведений с точки зрения христианской морали.
«Ночь перед Рождеством». В этой повести, помимо поэтизации чистой, светлой любви, завораживающих ярких описаний природы, картин народной жизни, её поэзии и праздничности просматривается христианская мораль: таинственная помощь любящим. Анализируя образ Вакулы, отметим его христианский характер, который, прощаясь с парубками кричит: «Скажите отцу Кондрату, чтобы сотворил панихиду по моей грешной душе. Свечей к иконам Чудотворца и Божией Матери, грешен, не обмалювал за мирскими делами»; «Все добро, какое найдется в моей скрыне, на церковь». Без специального комментария учителя учащимся вряд ли будет понятен смысл слов: панихида, грешная душа, церковные свечи, иконы Божией Матери (их много), Николая Чудотворца, жертва на церковь, которые использует писатель в своём произведении. Необходимо объяснить учащимся эти понятия, сказав, что значат они и для самого писателя. «В завещании Гоголь советовал сестрам открыть в своей деревне приют для бедных девиц, а по возможности превратить его в монастырь, и просил: «Я бы хотел, чтобы тело моё было погребено если не в церкви, то в ограде церковной, и чтобы панихиды по мне не прекращались».[3]
«Малороссия христианская с еще не изжитыми языческими обрядами. Украинский вариант «Фауста»: кузнец Вакула обращается за помощью к ч…, но не губит свою душу бессметрную, а побеждает ч… крестным знамением», - отмечает С.Е.Шамаева.[4] На уроке можно объяснить учащимся понятия: бессмертная душа, сила крестного знамения; познакомить с молитвой «Да воскреснет Бог…».
Радостный финал повести: «Итак, вместо того, чтобы провесть, соблазнить, одурачить других, враг человеческого рода был сам одурачен». Свой грех (общение с лукавым) Вакула по-христиански отмолил (прочитаем вместе с детьми пример в тексте). Отметим, что человек испытывает чувство радости от того, что он не беззащитен под натиском зла. На уроках при изучении данного произведения идёт развитие понятия: защита от врага (невидимого) – крест, крестное знамение, молитва «Да воскреснет Бог…», жизнь по Христианским Заповедям!
В повести «Майская ночь, или Утопленница» отметим интерес писателя к народным обрядам, быту, близость к распространенным народным преданиям и повериям. Яркие картины природы, нарисованные писателем, убеждают в том, что Мир создан как творение Божие, как гармония. Трижды дает Гоголь прекрасное описание украинской ночи: «Знаете ли вы украинскую ночь?», которые подводят к выводу: «Дивны дела Твои, Господи!». Эти слова, по праву, можно назвать лейтмотивом повести.
Евангельская заповедь любви для Гоголя была смыслом его жизни. Об этом сам писатель говорил в «Завещании», напечатанном в книге «Выбранные места из переписки с друзьями». Наверное, оттого так много поэтизации чистой, светлой любви в его произведениях. Вот и в повести «Майская ночь, или Утопленница» герои Левко и Ганна впитали в себя прекрасную христианскую мораль любви. Они говорят о Боге, о девственной ночи. Здесь народные предания сливаются с библейскими текстами: «У Бога есть длинная лестница от неба до самой земли. Ее ставят перед светлым Воскресением святые Архангелы, и как только Бог ступит на первую ступень, все нечистые духи полетят стремглав и кучами попадают в пекло, и оттого на Христов Праздник ни одного духа не бывает на Земле» (текст, гл. I). Можно рассказать учащимся о том, что образ лестницы (в церковнославянском языке - «лествицы»), соединяющей землю с небом, - один из любимейших у Гоголя. Это мы и видим в данном эпизоде произведения. В православной святоотеческой литературе «лествица» - один из основных образов духовного возрастания. Он восходит к Библии, а именно, 28главе Книги Бытия (ст.10-17), где описывается видение Иакова: «И сон виде; и се, лествица утверждена на земли, еяже глава досязаша до небесе, и ангели Божии восхождаху и нисхождаху по ней». Этот фрагмент входит в паремии (избранные места из Священного Писания), читаемые в церкви на Богородичные праздники, и встречается во многих акафистах Пресвятой Богородице: «Радуйся, лествице небесная, Еюже сниде Бог», Николаю Чудотворцу, небесному покровителю Гоголя: «Радуйся, лествице, Богом утвержденная, еюже восходим к небеси» Примеры такого словоупотребления мы находим и в выписках Н.В.Гоголя. Сохранились свидетельства, что Гоголь внимательно изучал «Лествицу» преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайской горы, и делал из неё подробные выписки.
А перед своей кончиной Гоголь дважды исповедовался и причастился Святых Тайн, а также соборовался. Предсмертными его словами были: «Лестницу, поскорее, давай лестницу!» Подобные же слова о лестнице сказал перед смертью святитель Тихон Задонский, один из любимых писателей Гоголя, сочинения которого он перечитывал неоднократно.[5]
Находит отражение в повести и тема послушания родителям. Панночка
«… стала выполнять отцовскую волю» (текст, гл. I). Тема мачехи – ведьмы перекликается с моралью народных сказок: мачеха несет в себе черное начало. Зло коварно: оно маскируется под добро (мачеха превратилась в утопленницу. Левко увидел в ней «что-то черное» во время игры в ворона). Распознав зло, Левко спас панночку: «Дай Бог тебе Небесное Царство, добрая и прекрасная панночка…».[6] Отсюда – сказочность повести.
При анализе повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» много вопросов рассматривается с православной точки зрения. Это и верность своему Отечеству, православной вере, это – и тема материнского благословения… «Теперь благослови, мать, детей своих! - сказал Бульба. - Моли Бога, чтобы они воевали храбро, защищали бы всегда честь лыцарскую, чтобы стояли всегда за веру Христову, а не то, пусть лучше пропадут... Подойдите, дети, к матери: молитва материнская и на воде, и на земле спасет», - читаем с детьми в тексте (гл.1) очень важные слова о силе материнского благословения. Проводим беседу с детьми, выясняем, кого из детей мама благословляет перед школой, вообще, перед каждым добрым делом и начинанием. Разве может православный учитель пройти мимо этих слов, не акцентируя на них внимания? Также, как и мимо следующего эпизода в изображении Запорожской Сечи, являющейся нравственным идеалом Гоголя: «Пришедший являлся только к кошевому; который обыкновенно говорил:
-Здравствуй! Что, во Христа веруешь?
- Верую! – отвечал приходивший.
- И в троицу Святую веруешь?
- Верую!
- И в церковь ходишь?
- Хожу!
-А ну, перекрестись!
Пришедший крестился.
- Ну, хорошо, - отвечал кошевой, ступай же в который сам знаешь курень. Этим оканчивалась вся церемония. И Сечь молилась в одной церкви и готова была защищать её до последней капли крови…» Эпизод этот обязательно читаем вслух и анализируем, выясняем, какие качества, по мысли Гоголя, вырабатывала Сечь в запорожцах. Приходим к выводу о том, что «Сечь, по мысли Гоголя, вырабатывала в запорожцах инициативу, чувство ответственности за свободу родины. …Качества, которые вырабатывала в казаках Сечь и которые были для них высшей нравственно – этической нормой: будь честен и справедлив, смел и храбр, отважен и вынослив, метко стреляй и яростно руби саблей, будь верен товариществу, береги козацкую честь, больше всего на свете люби мать – Отчизну».[7]
Любовь к Родине, готовность отдать жизнь за Отечество рассматриваем на примере героической смерти Остапа. «Остап остановился. Ему первому приходилось выпить эту тяжелую чашу». Здесь вспоминаем Евангельские слова: «Испить чашу страданий», «Блажен, кто душу свою положит за други своя». Комментируя их, приходим к выводу о вере писателя в силу русского народа: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»
Учителю можно посоветовать познакомиться со статьёй «Жива вера – жив народ. Н.В.Гоголь и русско – украинский вопрос» Владимира Воропаева, профессора МГУ, в которой даётся комментарий произведения: «Читая «Тараса Бульбу», понимаешь, что нет на свете преступления более страшного и позорного, чем измена Родине. Младший сын Тараса, презрев священный долг, увлекся красивой полячкой и перешел на сторону врагов Сечи. Как грозное возмездие воспринимает Андрий своею последнюю встречу с отцом. На вопрос Тараса «Что сынку! Помогли тебе твои ляхи?» -Андрий «был безответен». «Так продать? продать веру? Продать своих?» Не чувствует жалости к сыну-изменнику Тарас. Без колебания вершит он свой суд: «Я тебя породил, я тебя и убью!» Покорно принимает Андрий приговор отца, понимая, что нет у него и не может быть оправдания. Он не только предатель, но и богоборец, так как, отрекаясь от родины («Кто сказал, что моя отчизна Украйна? Кто дал мне ее в отчизны?»), он отрекается от Божьего установления: только Он указывает каждому место его рождения, и человек должен любить данную ему Богом родину.
А вслед за этим попадает в плен старший сын Тараса Остап. С риском для жизни пробирается в стан врагов отец, чтобы поддержать его в трудную минуту мучительной казни. Вскоре и сам Тарас мужественно погибает в огне, распятый на дереве. В последние минуты он думает не о себе, а о товарищах, о Родине. «…Уже казаки были на челнах и гребли веслами; пули сыпались на них сверху, но не доставали. И вспыхнули радостные очи у старого атамана. «Прощайте товарищи! - кричал он им сверху. – Вспоминайте меня и будущей весной прибывайте сюда вновь да хорошенько погуляйте! Что, взяли, чертовы ляхи? Думаете, есть что-нибудь на свете, чего бы боялись казаки? Постойте же, придет время, узнаете вы, что такое православная русская вера! ... Гоголю важно показать, что запорожцы сражаются и умирают за православную веру».[8] Здесь можно и нужно с учащимися провести беседу о православной вере. Потому что об этом говорит Гоголь устами своих героев. И пройти мимо этого нельзя. Но кто из учителей общеобразовательной школы ведёт с учащимися беседу на эту тему? Тогда как же ученики смогут понять величие личности Гоголя?
При изучении комедии «Ревизор» обращаем внимание на роль эпиграфа, в котором сформулирована идея произведения: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Народная пословица подразумевает под зеркалом Евангелие. «Примечательно, что Гоголь сам обращался к этому образу. Так, в декабре 1844 года он писал М.П.Погодину: «Держи всегда у себя на столе книгу, которая бы тебе служила духовным зеркалом»; а спустя неделю – А.О.Смирновой: «Взгляните также на самих себя. Имейте для этого на столе духовное зеркало, т.е. какую-нибудь книгу, в которую может смотреть ваша душа.» …Но как всякий христианин обязан жить по Евангельским заповедям, подражая Христу (по мере своих человеческих сил), так и Гоголь–драматург по мере своего таланта устраивает на сцене свое зеркало.»[9]
Попытаемся донести до детей мысль о том, что вся комедия – иллюстрация к словам Ф.М.Достоевского: «Без Бога все дозволено». В «Ревизоре» Гоголь заставил современников смеяться над тем, к чему они привыкли и что перестали замечать. Но самое главное, они привыкли к беспечности в духовной жизни. Зрители смеются над героями, которые погибают духовно.
Главная идея «Ревизора» - идея неизбежного духовного возмездия, которого должен ожидать каждый человек. Заключительная сцена «Ревизора» есть символическая картина именно Страшного Суда[10]. Нужно объяснить учащимся понятие Страшного Суда – Суд Господень, напомнить Евангельские слова: «Берегитесь любостяжания» (Лк, 12, 15).
И, наконец, «Мёртвые души» - произведение, задуманное автором как отражение многообразия русской жизни.
С самого начала «Мертвые души» были задуманы в общерусском, общенациональном масштабе. «Начал писать «Мертвые души», - сообщал Гоголь Пушкину 7 октября 1835 года. – (…) Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь». И это ему удалось в полной мере!
Талант, данный ему Богом, Гоголь хотел направить для прославления Бога и на пользу людям. И чтобы достичь этого, он должен был очистить себя молитвой и истинно христианской жизнью. Преображение русского человека, о котором мечтал Гоголь, совершалось в нем самом. Жизнью своей он продолжил свои писания.[11]
[1] В.Воропаев. Творить без любви нельзя. – Православная беседа, №6, 2006 г., с.44 – 45.
[2] В.А.Воропаев. Гоголь: жизнь и творчество. Издательство «Учебная литература» Московского университета, 2004г., с.83.
[3] В.Воропаев Творить без любви нельзя – Православная беседа, №6, 2006 г., с.47.
[4]С.Е.Шамаева. Библия и преподавание литературы. – Воронеж, 1996, с.198.
[5] В.Воропаев. По зову Божьему. – Православная беседа, №5,2002, с.53
[6] С.Е.Шамаева. Библия и преподавание литературы. – Воронеж, 1996, с.187.
[7] Т.В.Зверс. Повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» в школьном изучении. – Ленинград, Просвещение, 1980, с.46.
[8] В.Воропаев Жива вера – жив народ. – В жур. Православная беседа, №1, 2002 г., с.55.
[9] Воропаев В., Горьким словом моим посмеются. О духовном смысле комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». - «Литература в школе», № 2, 1996 г., с. 24.
[10] Воропаев В., Горьким словом моим посмеются. О духовном смысле комедии Н.В.Гоголя «Ревизор», -«Литература в школе», № 2, 1996 г., с. 25-26.
[11]В.Воропаев. Творить без любви нельзя. – Православная беседа, №6, 2006 г., с.46.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Библиография работ (монографий, книг для учителя, учащихся, методических рекомендаций) по изучению творчества М.И. Цветаевой в школе.
При изучении творчества Марины Цветаевой наша работа окажется вам кстати. При написании рефератов, докладов, сообщений и т.п. вы с легкостью сможете найти необходимую информацию, обратившись к п...
Изучение творчества У.Шекспира в основной школе на уроках английского языка
Интересные познавательные презентации о творчестве и биографии У. Шекспира...
Методика изучения творчества Максима Горького в средней школе
В истории русской культуры немало великих имен, известных всему миру. Среди них достойное место занимает имя Максима Горького, звучащее как символ человеческой гордости, как воплощение того, что...
К изучению творчества Н.В. Гоголя. 9 класс. Тесты по главам 6-11 поэмы "Мертвые души"
Применяется для контроля знаний учащихся при изучении поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души"....
Вопросы изучения творчества Солженицына А.И. в школе.
Содержание :1. Вступление. Год Солженицына 2. Дискуссии по творчеству продолжаются3. Суть дискуссии:а)Не изучать Солженицына в школе и аргументыб) Изучать его творчество в школе и аргументы4. Воп...
Вопросы изучения творчества Солженицына А.И. в школе.
Содержание :1. Вступление. Год Солженицына 2. Дискуссии по творчеству продолжаются3. Суть дискуссии:а)Не изучать Солженицына в школе и аргументыб) Изучать его творчество в школе и аргументы4. Воп...
Учебно-методический материал по изучению творчества Н.В. Гоголя
Сайт - помощник в изучении жизни и творчества Н. В. Гоголя....