"Город Калинов и его жители"
план-конспект урока по литературе (10 класс)
По пьесе А.Н. Островского "Гроза"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_po_literature_gorod_kalinov_i_ego_obitateli_a.n.ostrovskiy.docx | 30.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Город Калинов и его обитатели
Цели: Проанализировать созданный автором образ города Калинова и его обитателей.
-Способствовать углублению знаний об обстановке, явившейся причиной душевной
драмы героини (Катерины)
- совершенствовать навыки работы в малых группах.
Оборудование: Портрет А Н Островского, хрестоматии, репродукции картин И. Левитана
«Вечер, Золотой плес», «Над вечным покоем», «Вечерний зон».
Методические приемы: Коллективная, групповая, индивидуальная работа.
ХОД УРОКА
1 Мобилизующий этап (организационный)
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сейчас мы с вами вспомним, как раньше на Руси доставляли почту (письма)?
-Через гонцов.
-Куда гонцы прятали письма?
-В суму ( в доказательство дети приводят строки: «И в суму его пустую суют грамоту другую»)
У Н. В. Гоголя даже есть рассказ «Пропавшая грамота.»
-Так надежен ли такой способ доставки почты? Нет.
И поэтому с той поры стали письма держать при себе. Где? В шляпе
( Если ребята затрудняются ответить, то учитель обращает внимание на свой головной убор)
2 Слово учителя:
Вот сегодня к нам прибыл гонец. Давайте узнаем, что в этой шляпе. Один из обуч-ся снимает шляпу с учителя, вынимает листок с надписью «Письмо», прикрепляет его в центре доски
-Кому адресовано письмо? Откуда оно? Из города Калинова. Сейчас я зачитаю это интересное письмо, а вы определите: кем, когда и откуда оно было написано?
«Мое почтение, любезный мой друг Порфирий Иванович. Спешу рассказать тебе о моем путешествии. Как ты понимаешь, выехал я из Москвы 30 мая 1857 года и отправился вниз по Волге. Цель путешествия моего тебе известна - посмотреть насчет строительства дороги. Побывал я уже в Костроме, в Торжке и еще во многих больших и малых городах, что находятся на берегах этой великой реки.
Но довелось мне побывать в очень любопытном городке. Находится он на высоком берегу Волги. Вид с берега божественный. Волга предстает здесь во всей своей красе. Сам же городок ничем особым от других не отличается : купеческие дома в обилии, церковь, бульвар.
Жители же ведут какой-то особый образ жизни. Уж нам ли, братец не знать, как быстро в столице меняется жизнь. А здесь все по старинке. Монотонное и медленное течение времени.
Старшие во всем поучают младших, а младшие и носа боятся высунуть. Приезжих в городе мало, поэтому меня приняли как чужеземца. Как заморскую диковинку. Когда я попытался рассказать о том, как мы в столице живем, разговор сразу переводили на другую тему. Такое впечатление, что жители города, сами того не осознавая , опасаются, один только рассказ о другом городе, о других людях может рассеять иллюзию благополучия в их «земле обетованной» .
Пробыл здесь ровно три дня, и, знаешь, одно желание овладело мной: бегом из этого города. По моим подсчетам буду в Москве через неделю, так что скоро увидимся. До скорой встречи. Твой друг…»
3 Беседа по содержанию письма.
Комментарии учителя:
В ремарке, предваряющей текст, автор определяет место и время действия драмы. Это уже не Замоскворечье, столь характерное для многих пьес Островского, а город Калинов на берегу Волги. Волга -великая русская река, природная параллель русской судьбы, русской души, русского характера, а значит, все, что происходит на ее берегах, понятно и легко узнаваемо каждым русским человеком. Город вымышленный, в нем можно увидеть черты самых разных русских городов.
Пейзажный фон «Грозы» -это определенный эмоциональный настрой, позволяющий по контрасту острее почувствовать душную атмосферу жизни калиновцев.
Чтобы представить волжские пейзажи, рассмотрите репродукции картин И. Левитана »Вечер, Золотой плес», «Над вечным покоем», «Вечерний зон».
События разворачиваются летом, между 3 и 4 действиями проходит 10 дней. Драматург не говорит, в каком году совершаются события, можно поставить любой год - настолько характерно описанное в пьесе для русской жизни в провинции.
Особо Островский подчеркивает, что все одеты по - русски, только костюм Бориса соответствует европейским нормам, которые проникли уже в быт русской столицы. Так появляются новые штрихи в обрисовке жизни в городе Калинове. Время здесь словно остановилось, а жизнь оказалась замкнутой, непроницаемой для новых веяний.
Работа в группах
Ребята дают ответ на вопросы: каков мир города Калинова? Является ли атмосфера, царящая в городе, основной причиной трагической гибели Катерины?
Класс разделен на 5 групп. Каждой группе предложен свой материл для исследования.
1 группа.
Список действующих лиц (афиша) пьесы представляет собой весьма значимую часть е экспозиции и дает первое представление о городе Калинове и его обитателях.
Задание: назвать основных действующих лиц, жителей города Калинова и рассказать о чем говорят их фамилии.
2 группа
Задание:
Сгруппировать всех действующих лиц пьесы, опираясь на принцип: положение лиц в городе.
3-я группа
Задание:
Создать образ города с точки зрения действующих лиц пьесы.
4-ягруппа
Задание:
Схематично изобразить мир природы. Каким его видят жители города Калинова.
5-я группа
Задание:
Изобразить в виде схемы ( рисунка) картину окружающего мира калиновцев.
Задания выполнятся 10 минут. После выполнения заданий выступают представители от каждой группы.
Творческие отчеты 1-3 групп.
1 –я группа:
В афише мы знакомимся с героями пьесы. Характеристику действующих лиц Островский начинает уже с фамилий, но большое значение имеют также имена и даже отчества.
Савел Прокофьевич Дикой -богатый купец города, один из его «отцов», основателей. Жадный, эгоистичный, высокомерный и невежественный самодур, живущий лишь интересами от самого беззастенчивого приобретательства. Фамилия Дикого, как и всех других действующих лиц» Грозы» не случайна. В северных районах «дикой» означает глупый, шальной, безумный, малоумный, сумасшедший.
«Диковать» значит дурить, блажить, сходить с ума, дурачиться.
Марфа Игнатьевна- купеческая вдова, еще более значительное лицо в городе. Это живое воплощение деспотизма. Она скрывает жестокую сущность под маской внешнего, обрядового, благочестия.
Марфа -«наставница», Игнатий-«неизвестный, сам себя поставивший».
Кабаниха - «дикая свинья, отличающаяся свирепостью» нрава».
Прозвище кабаниха могло произойти и от слова «кабан» в значении «глыба льда», очень распространенного в верховьях Волги.
Борис Григорьевич - племянник Дикого, молодой человек, порядочно образованный.
Тихон Иванович Кабанов - Тихон созвучно слову «тихий», купеческий сын, скромный, добрый, но весьма недалекий, робкий, бесхарактерный, очень забитый своей деспотичной матерью.
Катерина (по-гречески всегда чистая) -жена Тихона, олицетворение огромной волевой силы, красоты и величая, нежности.
Глаша - « девка в доме Кабановой». Спокойная, рассудительная, сострадательная девушка.
Варвара-в перевод греческого -грубая. Она духовно не богата. Груба. Ее принцип-«делай что хочешь, только чтоб все шито да крыто было».
Кулигин-_мещанин, самоучка-механик. Островский дал ему знаменитое имя Кулибина, известного русского изобретателя. Он олицетворение народной талантливости, творческого ума.
Ваня Кудряш-конторщик Дикого. Это человек острого, наблюдательного ума, волевого склада, своеобразного чувства достоинства и грубоватого простодушия.
2я группа
Главная особенность пьесы- в сочетании беспощадной критики старого и утверждения нового.
Критикуя старое, драматург рисует обличительно-сатирические образы, а утверждая новое, создает положительные образы. Раскрывая тему и идею «Грозы», Островский четко делит ее действующих лиц на 2 основные группы : утеснителей и утесняемых, палачей и жертв, деспотов и протестующих. Всех действующих лиц пьесы исходя из их положения в город можно сгруппировать так: (см таблицу 1 )
3-я группа
Образ города глазами действующих лиц пьесы (таблица 2)
Учитель:
А Н Островский не только подробно, конкретно и многосторонне воссоздает панораму городской жизни, используя различные средства и приемы, вводит в мир пьесы элементы мира природы и мира дальних городов и стран. Особенность видения, свойственная горожанам, создает эффект фантастической, невероятной «затерянности», калиновской жизни.
Мотив совершенной замкнутости калиновского мира проходит через всю пьесу. Жители не видят нового и знать не знают других стран. Новости из большого мира доходят до них только благодаря страннице Феклуши. О своем прошлом они сохранили только смутные, утратившие смысл и связь предания.
П
Большое значение имеет пейзаж, описанный не только в ремарках, но и в диалогах действующих лиц. Одним доступна его красота, другие пригляделись к ней и вполне равнодушны. Калиновцы не только «отгородили, изолировали» себя от других городов, земель, они сделали свои души, свое сознание невосприимчивым к воздействию мира природы, мира, полного жизни, гармонии, высшего смысла.
Люди, так воспринимающие окружающее, готовы поверить во что угодно, даже в самое невероятное, лишь бы оно не угрожало разрушением их тихой, райской жизни».
В основе такой психологии страх, психологическая неготовность что-то изменить в своей жизни. Так драматург создает не только внешний (событийный ), но и внутренний мир, психологческий фон для трагической истории Катерины
Подведение итогов работы групп.
Вывод: постепенно «обетованная земля » --город Калинов предстает перед нами как город социальных контрастов: город бедных и богатых, где власть денег определяет деспотию в обществе, а домострой в семейном быту.
Домашнее задание: образ Катерины глазами героев пьесы. Составить таблицу
Индивидуальное домашнее задание: образ Катерины в оценке Добролюбова и Писарева
Таблица 1
«Значительные лица города» | Члены семей «значительных лиц | Разные горожане |
Дикой и Кабаниха | Борис, Тихон, Варвара, Катерина | Кулигин, Кудряш, Феклуша, барыня, , Глаша, Шапкин |
Таблица 2
Действие- явление | Действующее лицо | Реплики о городе Калинове, нравах и образе жизни его обитателей |
1-1 | Кулигин | Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется! |
1-3 | Борис | Эй, Кулигин! Больно трудно мне здесь, без привычки-то! Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им. Обычаев я здешних не знаю. Я понимаю, что все это наше русское, родное, а все-таки не привыкну никак. |
1-3 | Кулигин | Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! |
1-3 | Феклуша | Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! |
1-3 | Феклуша (Кабановой) | Нет, матушка, оттого у вас тишина в городе, что многие люди, вот хоть бы вас взять, добродетелями , как цветами, украшаются; оттого все и делается прохладно и благочинно Ведь эта беготня-то , матушка, что значит? Ведь это суета! |
3-3 | Борис | Здесь что вышла замуж, что схоронили-- все равно. Ну, попал я в городок! |
3-3 | Кулигин | Вот какой, сударь, у нас городишко У всех давно ворота, сударь ,заперты и собаки спущены . И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят…. |
3-2 2 | Кудряш | А ведь здесь какой народ! Сами знаете. Съедят, в гроб вколотят. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа в малых группах на примере урока литературы "Город Калинов и его обитатели (по драме Островского "Гроза")"
Тема урока :«Город Калинов и его обитатели»Тема задания: «Речь героя как средство раскрытия его характера»Цель использования работы в малых группах:через анализ речи героя и высказываний д...
Из опыта работы Урок. Тема: Драма «Гроза». Город Калинов и его обитатели.
Урок литературы в 10 классе. Островский "Гроза". Город Калинов и его обитатели....
"Гроза" А. Н. Островского. Презентация. Часть I. (Волга. Город Калинов. "Темное царство"). Презентация
К изучению драмы А. Н. Островского "Гроза". В помощь учителю словесности....
Город Калинов и его обитатели
Урок формирует представления учащихся об уездном городе Калинове и его обитателях; направлен на анализ образов героев драмы....
Город Калинов
Презентация...
Город Калинов и его обитатели
План урока...
Урок литературы в 10 классе по творчеству Н. Островского. Город Калинов и его жители.
Урок литературы в 10 классе по творчеству Н. Островского. Город Калинов и его жители....