Методическая разработка урока по литературе на экологическую тему по повествованию В. П. Астафьева "Царь-рыба"
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Предварительный просмотр:
Разработка урока по литературе, посвящённого проблемам современного экологического образования и воспитания учащихся.
Современная экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены его ценностных ориентиров. Человек должен научиться соблюдать законы природы, изменить свое потребительское отношение к ней на признание ее самоценности. То есть, с одной стороны, должны быть учтены интересы людей, их желание создать для себя приемлемые условия существования, с другой — человеческие устремления следует ограничить рамками природных законов. Чтобы реализовать эти принципы на практике, в повседневной жизни, нужны люди с новым мышлением. Именно поэтому во всем мире в последнее время все больше внимания уделяется образованию в области окружающей среды.
Забота обо всем окружающем - веление времени, все, созданное природой, имеет право на жизнь. Историей дано человеку быть разумным и отвечать за всю вселенную. Он сам - бог, творец истории, и должен позаботиться о данном ему мире природы.
В XXI веке человек активно вторгается в естественные процессы оболочек Земли: добывает миллионы тонн полезных ископаемых, уничтожает тысячи гектаров леса, загрязняет воды морей и рек, выбрасывает в атмосферу ядовитые вещества. Одной из важнейших экологических проблем века стало загрязнение вод. Резкое ухудшение качества воды рек и озёр не может, не отразится на здоровье людей, особенно в районах с плотным населением. Печальны экологические последствия аварий на АЭС. Эхо Чернобыля прокатилось по всей европейской части России, и ещё долго будет отражаться на здоровье людей.
Огромную роль в экологическом воспитании играют уроки русского языка и литературы, на которых у школьников, помимо речевых навыков, формируются мировоззрение и основополагающие нрав
Задачи уроков на экологическую тему следующие:
- Научить учащихся бережному отношению к природе, воспитать не потребленцев, а рачительных хозяев. Формирование ответственного отношения к природе – занятие трудоёмкое, но оно необходимо, так как будущее планеты зависит от желания трудиться на пользу природы.
- Показывать красоту нашей природы, вызывать чувство любви к ней.
- Вызвать чувство тревоги, ответственности за состояние окружающей среды.
- Показать, как должен вести себя в природе разумный человек.
- Приводить примеры бережного, доброго отношения к природе.
- Подвергать осуждению поступки варварского, хищнического отношения к природе.
На уроках литературы, посвященных разделам «Писатели и поэты 19 и 20 веков о Родине, родной природе и о себе», представлен благодатный материал для развития в учащихся не просто чуткого отношения к слову, а способности удивляться, восхищаться красотой родной природы, которую воспели в своих стихах русские поэты и писатели.
В основе курса школьной программы по литературе мы находим немало произведений, в которых в той или иной степени освещаются вопросы экологии, бережного отношения к природе. Среди них повести и рассказы В.П. Астафьева, В. Распутина, Васильева, Абрамова и других. Эти произведения побуждают юных читателей задуматься о своем месте в этом мире и развивают экологическое мышление. Сейчас много говорят и о таком понятии, как экология души.
Безнравственное отношение к природе ведет разрушению человеческого в человеке, что особенно ярко отображено в произведении В.П. Астафьева «Царь-рыба». Астафьеву вообще близка тема взаимодействия человека с природой. Он пишет о том, как варварское отношение к природным ресурсам, такое, как браконьерство, нарушает заведенный в мире порядок.
Астафьев в «Царь-рыбе» с помощью простых образов повествует не только о разрушении природы, но и о том, что человек, «духовно браконьерствуя» по отношению ко всему, что его окружает, начинает разрушаться и личностно. Ведь экология – не только чистый воздух, чистые водоемы, чистая земля вокруг, это – чистые и уважительные отношения между людьми, это чистота внутри самого человека. Экология природы, экология культуры, экология души – это грани одной проблемы – сохранения в человеке человечности. Предметом экологии души может и должна являться охрана душевного состояния человека, забота о чистоте и развитии души.
В.П. Астафьев не выступает против цивилизации, но настойчиво твердит о том, что человеческая жизнь должна быть органична и разумна. Но если человек забывает об этом, если потерялась связь между ним и природой, то результат может быть очень плачевный.
В качестве примера урока по произведению литературы, в котором поднимаются злободневные экологические проблемы, можно предложить урок по литературе, проведённый 11.04.2019г. в 11Б классе МАОУ СОШ №6 ЩМР МО в рамках Единого Методического дня «Экология. Безопасность. Здоровье» на тему: «Взаимодействие человека и природы в повествовании В.П. Астафьева «Царь-рыба».
Урок
по литературе в 11 классе по повествованию В.П. Астафьева «Царь-рыба.
Тема урока: Взаимоотношения человека и природы в повествовании В. П. Астафьева «Царь - рыба»
Цели урока:
образовательная:
- раскрыть нравственные идеалы писателя через изучение (анализ) повествования в рассказах «Царь-рыба»;
развивающая:
- развитие речи учащихся;
- совершенствование навыков выразительного чтения;
- развитие навыков анализа художественного произведения;
- развитие познавательных интересов;
воспитательная:
выявление нравственных законов, определяющих отношения человека и мира, в котором он живет, законов, обеспечивающих жизнестойкость нашего «единого человечьего общежития».
Задачи урока:
- Приобщить учащихся к творческому миру самобытного писателя.
- Совершенствовать умение анализировать ключевые сцены.
- Понять позицию автора в произведении.
- Обратиться к важнейшим нравственным проблемам, от решения которых зависит формирование человека и гражданина.
Тип урока. Комбинированный урок: урок – беседа, урок-размышление.
Оборудование: проектор, доска, тексты повествования В.П. Астафьева «Царь-рыба» (Астафьев, Виктор Петрович. Царь-рыба (роман) / Астафьев Виктор Петрович. – Москва: Издательство АСТ, 2018. – 544с. – (Эксклюзив: Русская классика)
Ход урока
I.Организационный момент.
II. Сообщение о теме и цели урока.
Тема нашего урока: Взаимоотношения человека и природы в рассказе В. П. Астафьева «Царь - рыба»
Основная цель урока: выявить нравственные законы, определяющие отношения человека и мира, в котором он живет, законы, обеспечивающие жизнестойкость нашего «единого человечьего общежития».
Эпиграфом станут слова одного из героев В. П. Астафьева, рыбинспектора Черемисина: «Помните: земля наша едина и неделима, и человек в любом месте, даже в самой темной тайге должен быть человеком!»
(Записан на доске)
III.Определение лексического значения слов «природа», «человек», «экология»
Зачитываются заранее приготовленные выписки словарных статей из разных типов словарей
(Природа – все существующее во Вселенной, органический и неорганический мир. Человек – живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и использоваться ими в процессе общественного труда. Экология – наука, изучающая взаимодействие живых организмов с окружающей средой. ) Сопоставляя словарные статьи, ученики приходят к выводу, что человек и природа - единое целое
Слово учителя . В последнее время часто говорят также об экологии мысли и экологии души. Как думает и воспринимает окружающий мир человек, сильно влияет на его действия. Ведь только правильный ход мысли и глубокое понимание необходимости жить в ладу с природой позволит сохранить её, не нанести ущерб.
- Но кто же мы: враги или части целого?
- Как нам жить дальше: бороться , медленно уничтожая друг друга, или научиться сочувствовать, понимать, помогать?
IV. Знакомство с биографией писателя и с композицией повести «Царь-рыба»
Индивидуальное задание 1
1) Краткий рассказ о жизни и творчестве В. П. Астафьева, сопровождаемый показом соответствующих слайдов. (Сообщение и презентация подготовлены 2 учениками, работающими в паре): (5 минут)
2) Индивидуальное задание 2: сообщение о композиции повести В. П. Астафьева «Царь - рыба»
Композиция повести В. П. Астафьева «Царь - рыба»
Книга «Царь-рыба» появилась в печати в 1976 году, оказавшись сразу в центре общественного внимания.
Тему «Царь-рыбы» можно определить, как размышления о чистоте нашего бытия, о чистом доме, чистых людях, о чистой незамутненной природе.
Всего «Царь-рыба» включает 12 рассказов. Сюжет повести связан с путешествием автора - лирического героя - по родным местам в Сибири.
У «Царь-рыбы» два эпиграфа. Один взят из стихотворения Н. Рубцова. Другой принадлежит перу американского ученого Халдора Шепли. Эти строки выражают авторскую позицию, предуведомляя читателей о противоречивом содержании «Царь-рыбы». Она включает материал о «зловещем празднике бытия», о «смятенном облике родного края», поруганной, испоганенной самим же человеком природе и одновременно отражает надежду на то, что ещё не поздно наладить гармоничные отношения с природой, миром.
Открывает цикл рассказ «Бойе». Название рассказу дала кличка собаки, в переводе с эвенкийского означающая «друг». Бойе – это символ преданности, беззащитности, взывающий к совести и справедливости.
«Капля» - своеобразный лирико-философский центр первой части «Царь - рыбы». В нем автор размышляет не только о природе – её великой красоте. Недоступности, величии, но и обращается к сложным проблемам личной ответственности человека за все, что совершается в этом мире.
Вслед за новеллой «Капля» следуют несколько рассказов о браконьерах: «Дамка», «У Золотой Карги», «Рыбак Грохотало». Перед нами проходит целая галерея характеров, сложных человеческих судеб и непростых отношений.
Яркий эмоциональный центр всего произведения – глава «Царь-рыба», в которой волею судьбы на одном крючке оказались огромный осетр и человек.
Заканчивает первую часть «Царь - рыбы» новелла «Летит чёрное перо», выполненная в стиле репортажа с места событий.
Вторая часть «Царь- рыбы» связана с образом охотника Акимки. Первый рассказ «Уха на Боганиде» посвящен детству и семье Акимки. Последующие рассказы «Поминки», «Туруханская лилия», «Сон в белых горах» знакомят нас с раскрытой нараспашку душой.
Финальным аккордом «Царь - рыб» является лирическая миниатюра «Нет мне ответа». При прощании автора – рассказчика с родными местами у него возникают ассоциации. Воспоминания и философские размышления. Дух этих раздумий очень точно передают стихи Алексея Прасолова, приведенные самим писателем в тексте: «Что значит время? Что пространство? Для вдохновенья и труда явись однажды и останься самим собою навсегда».
V. Работа по содержанию произведения.
1. Беседа по содержанию повествования.
- Где происходят события, описанные в произведении «Царь-рыба»? (В Сибири, на реке Енисей и его притоках, в поселке Чуш).
- Что вы можете сказать об устройстве посёлка Чуш и его жителях?
На аэровокзале сиденья «порезаны бритвочкой». На лестнице выломаны ступеньки с расчётливым коварством –через одну, перил нет.
Посёлок Чуш захламлённый. Вокруг посёлка вырубленные леса, гниющие речки со зловонной жижей, куда жители выбрасывают всякий хлам.
В центре посёлка разворочена танцплощадка. В парке –козы и куры. Помещение магазина, подрытое свиньями, похоже на могильный холм.
Под стать и жители посёлка: девица, «умеющая культурно пить», принюхивающиеся таёжные парни»; при посадке в самолёт «чалдоны-молодцы» оттолкнули в сторону женщин и детей. Люди равнодушны друг к другу. Фронтовик ни у кого не вызывает внутренней потребности помочь ему.
При чтении описания поселка в главе «Дамка», возникает чувство грусти и сожаления, что человек потерял чувство собственного достоинства, живет не так как нужно в соседстве с великой природой.
Чтение отрывка «Я простоял всю дорогу…» до «…интеллигентов до хрена, а местов не хватает!..» (стр.139)
- Назовите героев повествования.
Командор, Грохотало, Дамка, Утробин, Акимка
.
-Чем занимается подавляющее большинство жителей?
(Браконьерствуют)
-Кто такие браконьеры? Чем они опасны?
Браконьер – человек, занимающийся браконьерством.
Браконьерствовать – охотиться или ловить рыбу в запрещенных местах или запрещенным способом, а также заниматься незаконной вырубкой леса. Браконьеры убивают птиц, животных, нанося вред природе, нарушая экосистему.
Чтение отрывка , где дана картина хищнического истребления природы: конец главы «Дамка» (стр. 163, последний абзац)
2.Сообщения по содержанию рассказа
Задания по группам. «Образы браконьеров»
Краткий рассказ о браконьерах:
о Дамке
о Грохотало
о Командоре
Образы браконьеров
В первой части книги Астафьев рисует нам колоритные характеры современных браконьеров: Дамки, Грохотало, Командора.
Герой Астафьева, прозванный собачьей кличкой Дамкой из-за своего лающего смеха, живет бездумно и легко, пьянствует, ёрничая и мешая людям. Единственной отрадой его разгульной жизни является «шпионское ремесло», а попросту подкарауливание парочек в темных углах поселка. Этот бесшабашный мужичонка, подчиняясь общему настроению поселковых мужиков, занимается браконьерской ловлей рыбы.
Пойманный рыбнадзором с незаконно добытой стерлядью, но привыкший к безнаказанности и какому – то брезгливому всепрощению, он, испугавшись, все-таки не ожидал суда и возмездия. Поэтому Дамка снова занялся тайным промыслом, пил, веселился. И хотя рыбнадзор ужесточился, река снова была полна недозволенными снастями и погубленной рыбой.
Совсем другие браконьеры появляются в последующих главах. Эти скроены из другого человеческого материала. Они отличаются волей, напористостью, сметливостью, твердостью характера, изворотливостью. Силы и страсти богатой сибирской натуры находят реализацию лишь в стремлении обмануть рыбнадзор, наловить тайным образом и нажиться.
Судьбы этих героев говорят о том, что человек, творящий зло и находящий себе оправдание, сам страдает от зла.
Больше всего на свете любил Командор свою дочка Тайку, но не суждено было ему, как мечталось, выучить умницу-дочку и уехать с ней в далекие края. Такой же браконьер, только сухопутный, сгубил дочку неустрашимого Командора. «Нажравшись бормотухи, шофер уснул за рулем, вылетел на тротуар и сбил двух школьниц, возвращавшихся с утренника». Неизбывное горе замучило Командора, отдалило его от семьи и людей.
Другая, но такая же трудная, тяжелая судьба у рыбака по фамилии Грохотало. Он появился в сибирском поселке Чуш с Украины, отбывал срок заключения за связь с бандеровцами. Грохотало был мужик «фартовый», везло ему на улов, но лишь однажды, когда единственный раз в жизни зацепил огромного осетра, сразу был пойман рыбинспектором. И такие ненависть и ярость охватили заведующего свинофермой Грохотало, что крушил и ломал на своё пути и в своем доме, пытался даже облить бензином своё жильё и поджечь его – народ отстоял.
Астафьев ясно показывает свою позицию: каждый рассказ о браконьерах заканчивается наказанием. Наказание рано или поздно неминуемо настигает виновного – таков смысл рассказов о браконьерах.
3.Продолжение беседы по содержанию.
Вопрос.
-Что их объединяет?
( Бездуховность, жажда наживы, чёрствость)
- В чем проявляется позиция автора по отношению к браконьерам?
По мнению Астафьева, браконьерство - страшное зло. Браконьерами движет жажда наживы, желание урвать лишний кусок, чувство зависти. У каждого из них в прошлом уголовные и нравственные преступления.
Совершая насилие над природой, браконьеры сами морально разлагаются, не признают нравственные законы, объединяющие людей и природу.
Теряется человеческое в человеке- вот главная мысль, которая проходит красной нитью через произведение В.П. Астафьева.
Автор, без сомнения, осуждает браконьерство как зло многогранное и страшное. Причём речь писатель ведет не только об уничтожении живой и неживой природы вокруг нас, но и о своеобразном самоубийстве, об уничтожении природы внутри человека, человеческой природы.
- Почему писатель испытывает острую неприязнь к браконьерам?
За бездуховность. Бездуховность не в смысле отсутствия культурных интересов, а в смысле отказа признать нравственные законы, объединяющие людей и природу, отсутствие ответственности за все, что не «мы».
Учитель: Истребление живого связано с огромной опасностью потери чувства меры, а через это потери человеческого, то есть разумного, доброго, нравственного. Писатель обеспокоен масштабами браконьерства, при котором человек начинает утрачивать своё человеческое достоинство.
4.Чтение отрывка из главы «Летит чёрное перо» (стр.265) :
«Того и страшусь, когда люди распоясываются в стрельбе, пусть даже по зверю, по птице, и мимоходом, играючи, проливают кровь. Не ведают они, что, перестав бояться крови, не почитая её, горячую, живую, сами для себя незаметно переступают ту роковую черту, за которой кончается человек и из дальних, наполненных пещерной жутью времен выставляется и глядит, не моргая, низколобое, клыкастое мурло первобытного человека.»
5. Анализ рассказа «Царь-рыба», давшего название всему сборнику, ставшего средоточием всех философско – нравственных мыслей автора:
А). Беседа по рассказу:
-Каков сюжет рассказа?
Однажды опытный рыбак, переоценив свои возможности, пытался изловить слишком большую рыбу, выпал из лодки в реку, зацепился за самоловные крючки и упустил смертельно раненного осетра; неизвестно, остался ли жив сам.
-Кто является его героем?
Герой рассказа – Зиновий Игнатьич Утробин, житель поселка Чуш. Работает на местной пилораме наладчиком станков и пил, но все именуют его механиком. У Игнатьича есть жена, сын – подросток.
-Почему главного героя все зовут Игнатьич? (Уважают)
-Чем он выделяется среди односельчан?( Аккуратен, чистоплотен, не пьёт)
Как жители поселка относятся к Игнатьичу? (При всех достоинствах Игнатьича чувствуется некоторая отчужденность односельчан. Его ценят, но сторонятся. Скорее всего, потому что Игнатьич не похож на односельчан: всегда опрятен, трудолюбив и работящ, не жаден.)
-Почему не может наладить отношения с братом? ( О причинах конфликта Командора и Игнатьича нам ничего неизвестно, но вражда у них такая непримиримая, что выросла до ненависти, до желания убить. Возможно, что причина ненависти Командора заключается в зависти: у Игнатьича и дом лучший в деревне, и в семье мир и лад, и в поселке его уважают, и рыбак он отменный. Вот и лютует Командор.)
- Чем занимается Игнатьич? (браконьерствует)
- Что происходит с Игнатьичем на рыбалке?(На крючок попалась огромная рыбина.)
- Какой увидел рыбу Игнатьич?
Зачитать отрывок со слов : «…увидел и опешил…» , стр.227)
Учитель. Важно, что именно ему, человеку неординарному, попалась эта рыба. Прослушайте сообщение о значении этого символа.
Индивидуальное задание ученика (задание №3):
История появления слова «Царь- рыба»
Известны случаи, когда человек находился один на один со зверем во время какой-либо опасности, и это ни у кого удивления не вызывает. Но чтобы герой оставался один на один с рыбой – это в русской литературе впервые. Почему же испытание Игнатьичу пришлось пережить не просто с рыбой, а с царь – рыбой?
Разберемся вначале, что означает это выражение «царь-рыба». Такое выражение не единственное в русском языке: «царь-девица» (у А. С. Пушкина), царь зверей, царь природа. Оно, скорее всего , означает вершину иерархии, всемогущество, силу, которой необходимо подчиниться.
Во – вторых, в языческие времена человек ставил запреты (табу) на имена обожествляемых им животных, чтобы не накликать на себя беду. «Со всего маху Игнатьич жахнул обухом топора в лоб царь-рыбе...» Последние слова этой цитаты – традиционное фольклорное иносказание. Вместо прямого названия «осётр» даётся косвенное, описательное «царь-рыба». Это обозначение мощного существа, от которого зависит жизнь и благополучие рыбака.
Образ рыбы в произведении Астафьева возник не случайно и насыщен символическим смыслом. В образе царь-рыбы ощущается фольклорный слой, связанный с русскими сказками и преданиями о могучей рыбе (кит, щука), обладающей чудесными возможностями, плодотворящей силой, умеющей исполнять все желания (золотая рыбка). На ней (на рыбке) держится земля, все мироздание, с её смертью наступает катастрофа, вселенский потоп. «Когда кит-рыба потронется, тогда мать-земля всколеблется, тогда белый свет наш покончится…» именно это фольклорный мотив – «рыбы, на которой держится вся Вселенная и которая всем рыбам мати» - является в произведении В. П. Астафьева ведущим и символизирует природу, ту основу жизни, без которой не может существовать человек, и вместе с её истреблением обрекает себя на медленную мучительную смерть. «Так зачем же перекрестились их пути? Царь реки и всей природы царь – на одной ловушке. Караулит их одна и та же мучительная смерть».
Многим людям свойственно желание стать значительным, прославиться.
А Игнатьич? Он к таким относится? (Скорее нет)
- Почему же не отпустил рыбу с крючков? Почему не отправился за подмогой?
(жадность, настырность, самолюбие не позволили Игнатьичу ни отпустить рыбу, ни позвать на помощь)
Обращается внимание в связи с этим на фамилию Игнатьича – Утробин, от слова «утроба» - живот, брюхо, внутренности; ненасытная утроба – так говорят о прожорливом, в переносном значении – о жадном, алчном человеке. От жадности пострадала душа. Но это безнадежная болезнь? Или заговорившая совесть свидетельствует о начале выздоровления?
-А что такое совесть?
- Признание вины за совершенный неблаговидный поступок
- Самоконтроль человека
- Стеснение, стыд, неловкость
Уточняется значение слова по словарю Ожегова: «Совесть – это чувство нравственной ответственности за своё поведение перед обществом, перед людьми».
-А зачем совесть нужна человеку?
- Совесть дана для того, чтобы проконтролировать свои поступки, исправлять недостатки.
- Совесть может предотвратить плохой поступок.
- А какие факты говорят о том, что совесть у Игнатьича пробудилась? (Игнатьич обращается к Богу)
- О чём просит Игнатьич?
(«Господи! Да разведи ты нас! Не по рукам она мне!»)
- Почему несколькими минутами ранее Игнатьич был уверен в своих силах, а сейчас нет? Что изменилось? (Игнатьич вспомнил слова деда)
- В чём смысл слов деда? (Царь – рыбу может добыть только человек с чистыми помыслами, не запятнавший свою душу ничем, а если совершил «варначий » поступок, лучше отпустить царь - рыбу)
Прочитать отрывок на стр. 231
«Дедушка говаривал: лучше отпустить её, незаметно так, нечаянно будто отпустить, перекреститься и жить дальше, снова думать об ней, искать её…»
- Подумайте, а каков символический смысл этого противоречивого высказывания?
(Это не просто осётр, это символ человеческой мечты о чём-то небывалом, величественном, но, чтоб идти к своей мечте, надо очиститься от своих пороков и грехов)
- Как ведут себя рыба и человек, оказавшись в одной ловушке?
(зачитать соответствующий отрывок из текста рассказа на стр.233 от слов: «И рыба, и человек слабели, истекая кровью… до слов: Рыба отдавит его внутрь,затреплет, истычет удами, поможет ему…»)
Находясь между жизнью и смертью, человек часто переосмысливает свою жизнь.
- Что начинает понимать Игнатьич про себя?
- Вся жизнь прошла только в погоне за рыбой
- Браконьерствует, хапает – а зачем? для кого?
- Отстранился от людей, от жизни, а жизнь поставила на место – погибла от рук пьяного шофера любимая племянница
Зачитать соответствующий отрывок (если остаётся время)
За что же наказан Игнатьич? За что же такая страшная смерть?
- Перед лицом надвигающейся гибели всплывает постыдное, горькое воспоминание – надругательство над любимой девушкой. И ни время, ни покаяние перед Глашей не смогли смыть грязь с души от постыдного поступка. «Ни на одну женщину…» (Зачитать отрывок на стр.242)
- Смерть настигает человека за его небрежение к миру природы, за хищническое её уничтожение, за тот разбой, который приобрел неимоверные масштабы.
VI. Размышления по теме урока. Аналитическая беседа.
Учитель: Так и получается, что всё взаимосвязано: начинается ли с человека, с рыбы – а чем заканчивается, показывает Астафьев. Круги жестокости распространяются широко и беспощадно.
Учитель: И, видимо, раскаяние, душевное возрождение, осознание гибельности браконьерского отношения к жизни, понимание ответственности за содеянное на земле помогает чудесным образом освобождению Игнатьича и рыбы.
– Для чего Астафьев поведал нам эту историю?
Она напоминает о вечном законе жизни: зло, содеянное нами, к нам же вернется, и может совсем погубить нас. Бесследно никакое злодейство не проходит.
- Какую нравственную проблему поднимает автор?
Долг, ответственность, совесть.
– Что спасает Игнатьича? (Глубокое раскаяние по отношению к Глаше, покаяние перед матерью-природой.) И Бог услышал Игнатьича, принял на этот раз его покаяния и послал ему не кого-нибудь, а брата, с которым у него была давняя вражда. Попросив прощения у всех, попросил прощения и у брата.
«Прощайте и прощены будете» ,-гласит евангельская заповедь.
– Что испытывает Игнатьич после покаяния?
(Освобождение)
Быть может, появилась надежда что-то исправить в своей жизни. Быть может, и рад был Игнатьич, что осталась жива эта волшебная царь-рыба, тяжко раненная, но яростная и неукрощенная. Это была жестокая, но поучительная для Игнатьича встреча с одной из величайших тайн природы. И решил он никому не говорить про царь-рыбу, чтобы не возбуждать к ней интереса браконьеров. «Поживи, сколько можешь!»
Астафьев убеждает нас, что в жизни все взаимосвязано: рыба, человек, поступки людей и их судьбы, понимание ответственности за содеянное на земле помогает чудесным образом освобождению Игнатьича и Царь-рыбы.
Учитель. История с Игнатьичем символизирует будущее человечества (оно попадёт в свои же ловушки), если люди не пересмотрят своё отношение к ней.
- Какую нравственную проблему мы можем выделить из этого эпизода?
Проблему взаимоотношений человека и природы. - Астафьев осуждает браконьерство как зло многогранное и страшное по своей разрушающей силе, причем писатель ведет речь не только об уничтожении живой и неживой природы вне нас, говорит о своеобразном самоубийстве, об уничтожении природы внутри человека, человеческой природы.
«Помните: земля наша едина и неделима, и человек в любом месте, даже в самой темной тайге должен быть человеком!» - писал В. П. Астафьев
VII. Обсуждение идейного содержания.
- Что вы заметили в отношении автора к своим героям?
Астафьеву больно смотреть, как его земляки преступили старинную заповедь и решились на разбойный зверский лов рыбы. Он не судит героев, а заботится об их душевном исцелении, выступает с позиций добра, гуманности, против варварской позиции .
- Что можно сказать об идее произведения?
Вмешиваясь в жизнь природы, грубо нарушая экологическую среду, человек совершает нравственное преступление. Кто беспощаден к природе, беспощаден ко всему живому, а стало быть , к себе самому. В символической картине единоборства человека с природой ни на чьей стороне не может быть победы, так как человек и природа «повязаны одним смертным концом»
Гармония отношений может быть сохранена только благодаря духовно - историческому опыту предшествующих поколений. Человек у Астафьева не торжествует, доказывая свое превосходство, а вымаливая у рыбы спасение. Можно согласиться, что люди действуют против законов природы, но повинуются законам природы.
VIII. Рефлексия.
1.В финале книги «Царь-рыба» приведена обширная цитата из Екклезиаста
Выразительное чтение отрывка подготовленным учеником (стр.541-542)
-В чём смысл конца книги?
-Может быть, сейчас время мучиться и искать. Каждое время рождает вопросы, на которые должны ответить именно мы. И мучиться этими вопросами, и отвечать на них должны именно для того, чтобы сохранилась жизнь, и могли следующие поколения плакать и смеяться, спрашивать и отвечать.
-Как бы ни был разумен, велик и научно оснащен человек, без единения с природой, заботливого и вдумчивого отношения с природой, к её богатствам, он обречен на гибель.
-Мир для Астафьева – это мир людей и природы, пребывающей в вечном и непрерывном единстве, нарушение которого грозит вырождением и гибелью. Вся книга Астафьева – вера писателя в торжество добра, в органичность его для единого мира, вера в то, что семечко туруханской лилии прорастет цветком.
-- Как вы можете объяснить эпиграф к нашему уроку?
Астафьев говорит не о благоговейно – созерцательном отношении к природе, он знает, что нужно стрелять дичь для голодных геологов, что людям необходимы рыба, лес, энергия воды. Писатель убеждает нас, что сегодняшний день лишь одна из веточек на стволе великого древа жизни, поэтому и думает писатель о том, как надо жить, чтобы так же, как и он, слышали мир его сын, дети его детей, что надо делать, чтобы не ранить, не повредить, не истоптать, не исцарапать, не ожечь мир, в котором мы живем.
Домашнее задание. Написать сочинение на тему: «Природа и духовное здоровье народа».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока. "Страшно на этом свете, господа!" ( по рассказу В.П.Астафьева "Заматерелое зло")
Анализ художественного произведения как одна из форм успешной подготовки к ЕГЭ (на примере рассказа В.П.Астафьева "Заматерелое зло". Дана презентация к уроку....
Методическая разработка урока по литературе в 7 классе на тему "Урок-игра по рассказам А.П. Чехова".
Данная методическая разработка может быть использована учителями как на уроках литературы в 7 классах, посвященных творчеству А.П.Чехова, так и на внеклассных мероприятиях....
Методическая разработка урока по литературе в 5 классе на тему :Контрольная работа по древнерусской литературе ( по картине Иванова к отрывку из Летописи "Подвиг отрока - киевлянина...") .
____Данная разработка может служить в качестве мониторинга учащихся при изучении отрывка из Летописи "об отроке - киевлянине...."...
Методическая разработка урока по литературе для 5 класса на тему" Урок - мастерская по рассказу И.Бунина "Косцы"
Разработка урока составлена на основе современной технологии педагогических мастерских. которая позволяет обучающимся самостоятельно работать над анализом произведения....
Методическая разработка урока по литературе в 5 классе по рассказу В.Астафьева "Васюткино озеро"
Рассказ о путешествии, которое невольно совершил мальчик Васютка, заблудившийся в тайге.Вот что пишет сам писатель о судьбе рассказа:" В городе Игарке преподавал когда-то русский язык ...
Экологические проблемы в книге В.П. Астафьева «Царь-рыба» в аналогии с региональным аспектом
Экологические проблемы в книге В.П. Астафьева «Царь-рыба» в аналогии с региональным аспектом...
Разработка урока по литературе в 11 классе по повествованию В. П. Астафьева "Царь-рыба"
Разработка урока по литературе, посвящённого проблемам современного экологическогообразования и воспитания школьников. Экологические проблемы рассматриваются на материале повествования В.П. Астафьева ...