Рабочая программа по русской литературе 8 класс
методическая разработка по литературе (8 класс)
Программа составлена на основе ФГОС основного общего образования .
Учебник: Литература: учебник для 8 класса общеобразовательных организаций: в 2ч. Авт.-сост. Г.С. Меркин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_merkin_8_kl.docx | 46.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский
Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры . | «Согласовано» (подпись курирующего заместителя директора) | «Утверждено» приказом директора гимназии от |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
для 8 класса
(основное общее образование)
Количество часов: 70
Программа составлена на основе
ФГОС основного общего образования – Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы // Авт.-сост.: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 200с.
Учебник: Литература: учебник для 8 класса общеобразовательных организаций: в 2ч. Авт.-сост. Г.С. Меркин. –4-е изд.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015. (Инновационная школа)
Составители:
Давиденко К.Н
Кузикова Л.Г.
Антонова В.М.,
учителя русского языка и литературы
МБОУ гимназии г. Советский
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по ЛИТЕРАТУРЕ для -8 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями от 29 декабря 2014 года № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования», от 31 декабря 2015 года № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897»);
- Приказ Минпросвещения России от 28 декабря 2018 года № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями от 8 мая 2019 года № 233);
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 8 апреля 2015 года № 1/15);
- Рабочая программа по предмету ЛИТЕРАТУРА составлена в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования (ФГОС 5-9 классы) МБОУ гимназии г. Советский, утвержденной приказом от 30.08.2019 г. №323 «Об утверждении основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2019-2020 учебный год».
Цели изучения предмета «Литература»:
∙ формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
∙ развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
∙ постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
∙ поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
∙ овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
∙ овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями
2. Планируемые результаты изучения предмета «Литература» в 8 классе
личностные | метапредметные | предметные | |||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | |||
Ученик научится | Иметь общее представление о мире как многоязычном и поликультурном сообществе; осознавать себя гражданином своей страны; развивать чувство прекрасного в процессе знакомства с литературой и музыкальными произведениями. | Развивать эмоциональную и волевую сферы,;формировать мотивацию к изучению литературы, ставить цель при выполнении различных заданий , осуществлять самоконтроль и самооценку, прогнозирование. | Уметь сравнивать литературные произведения разных эпох, разных авторов. уметь действовать по образцу при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах изучаемой тематики. | Говорение: четко произносить все звуки, соблюдать правильное ударение и интонацию в словах и фразах; знать афоризмы, цитаты,необходимые для рассказа о произведении. Аудирование: понимать на слух речь учителя и одноклассников. Чтение: знать основные правила чтения, типы ударного слога;читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения; читать про себя тексты и понимать их основное содержание. Письменная речь: владеть техникой письма. | Расширять общий литературоведческий кругозор; развивать умения взаимодействовать с окружающими при выполнении различных ролей; уметь выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи; |
Ученик получит возможность научиться | Принимать культуру других людей, уважать представителей литературы других стран и наций. | Уметь ставить цель выполнения различных заданий, уметь планировать свою деятельность на уроке и при выполнении домашнего задания, осуществлять самоконтроль и самооценку, осуществлять коррекцию выполненных заданий. | Совершенствовать приёмы работы с текстом с опорой на умения, приобретённые на уроках родного языка (прогнозировать содержание текста по заголовку, иллюстрациям и др.); уметь пользоваться справочным материалом предоставленном в виде правил, таблиц, словарей; уметь осуществлять самонаблюдение и самооценку. | Говорение: уметь вести элементарный этикетный диалог в ограниченном круге, кратко характеризовать персонаж Аудирование: понимать на слух основное содержание небольших текстов в аудиозаписи Чтение: применять основные правила чтения; читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и нужную интонацию; читать про себя тексты, включающие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, понимать их основное содержание; находить в тексте нужную информацию. Письменная речь: писать сочинения разных жанров. | Уметь координировано работать с разными компонентами учебно-методического комплекса (учебником, рабочей тетрадью, компакт диском). |
3. Содержание учебного курса.
Раздел | Содержание | Кол-во часов |
Введение | Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс. | 1 |
Из устного народного творчества | Исторические песни: «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка», «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск». Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче. | 3 |
Из древнерусской литературы | «Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке: благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое многообразие древнерусской литературы. | 3 |
Из литературы ХVIII века . | Г.Р. Державин Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии. выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний. Н.М. Карамзин Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ | 3 |
Из литературы ХIХ века | Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники В.А. Жуковский. «Море», «Невыразимое». К.Н. Батюшков. «Судь6а Одиссея», «Мой гений». Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется...» А.А. Дельвиг. «Русская песня» («Соловей мой, соловей...»). Н.М. Языков. «Пловец». Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга). А.С. Пушкин Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. «И.И. Пущину» , «19 октября 1825 года», «Песня о Стеньке Разине». «Пиковая дама» (обзор). История написания и основная проблематика. «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов повести. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы. М.Ю. Лермонтов «Родина». Родина в произведениях поэта. Кавказ в жизни и творчестве. «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский). Н.В. Гоголь Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения. И.С. Тургенев Основные вехи биографии И.С. Тургенева. «Стихотворения в прозе». Тематика, художественное своеобразие. Произведения писателя о любви: «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини. Н.А. Некрасов Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны…», «Тройка». Судьба крестьянки – одна из постоянных тем поэта; своеобразие раскрытия лирического переживания героини. выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа. А.Н.Островский Краткие сведения о писателе. «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей. Теория литературы: драма Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения | 30 |
Из литературы ХХ века | Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе», «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького. В. В. Маяковский Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворений. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения. — художник и актер». О серьезном — с улыбкой (сатира начала ХХ века) Н.А. Тэффи. «Сон и чужие», М.М. Зощенко. «Счастливый случай», «О6езьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу. различные виды чтения и пересказа, составление словаря лексики персонажа. А. Грин Основные вехи биографии. Вопросы любви, добра и доброты, человечности в повести «Алые паруса». Язык и стиль произведения. В.П. Астафьев Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика. А.Т. Твардовский Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: А.Т.Твардовского: «За далью-даль». Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора. В.Г. Распутин Основные вехи биографии писателя. ХХ век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новый поворот темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества. | 21 |
Из зарубежной литературы | У. Шекспир Краткие сведения о писателе. Темы и мотивы сонетов. Вечные темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах Шекспира. «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта» на русской сцене. М. Сервантес Краткие сведения о писателе. «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ дон Кихота. Позиция писателя. Тема дон Кихота в русской литературе, донкихотство. Э.Т.А. Гофман Краткие сведения о писателе. Темы добра и зла, света и тьмы в сказке «Щелкунчик». Дж. Г. Байрон Краткие сведения о поэте. «Властитель дум». Стихи «наполеоновского» цикла: обзор («Ода к Наполеону Бонапарту», «Прощание Наполеона», «Ода с французского», «С французского») с более подробной характеристикой одного стихотворения. Дж. Г. Байрон в России. | 6 |
Резерв | 2 |
4.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на каждое занятие:
| Тема урока | Кол-во часов |
1 | Исторические песни. Исторические песни XVI века: «Иван Грозный молится по сыне». | 1 |
2 | Исторические песни XVII века «Возвращение Филарета. | 1 |
3 | Исторические песни XVIII века «Разин и девка-астраханка». | 1 |
4 | «Слово о погибели Русской земли». | 1 |
5 | «Житие Александра Невского». «Житие Сергия Радонежского». | 1 |
6 | Внеклассное чтение. «Моление Даниила Заточника». | 1 |
7 | Г.Р. Державин – поэт и государственный чиновник. | 1 |
8 | Ода «Вельможа». | 1 |
9 | Г.Р. Державин «Памятник». | 1 |
10 | Н.М. Карамзин. Основные вехи биографии. | 1 |
11 | Повесть «Бедная Лиза» – новая эстетическая реальность. | 1 |
12 | РР. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы. | 1 |
13 | Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники. | 1 |
14 | Романтизм. В.А. Жуковский. «Лесной царь», «Невыразимое», «Море». | 1 |
15 | К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин». | 1 |
16 | А.С. Пушкин. Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. | 1 |
17 | Стихотворения: «19 октября», «И.И. Пущину». | 1 |
18 | Внеклассное чтение. Исторические произведения А.С. Пушкина. | 1 |
19 | Роман «Капитанская дочка». Историческая основа романа. | 1 |
20 | РР. Тема семейной чести в романе. | 1 |
21 | Порядки Белогорской крепости. | 1 |
22 | Петр Гринев в испытаниях любовью и дружбой. Гринев и Швабрин. | 1 |
23 | РР. Темы человека и истории, народа и власти, внутренней свободы. | 1 |
24 | М.Ю. Лермонтов. Кавказ в жизни и творчестве. Поэма «Мцыри». | 1 |
25 | Художественная идея и средства ее выражения, образ-персонаж, образ-пейзаж. | 1 |
26 | «Мцыри – любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский). | 1 |
27 | Н.В. Гоголь. Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. | 1 |
28 | Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, знакомство с афишей комедии. | 1 |
29 | «Сборный город всей темной стороны». | 1 |
30 | РР. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. | 1 |
31 | И.С. Тургенев. Основные вехи биографии. | 1 |
32 | История создания повести "Ася". | 1 |
33 | Мотив России в повести | 1 |
34 | Произведения писателя о любви: повесть «Ася». | 1 |
35 | Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. | 1 |
36 | РР. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство | 1 |
37 | Н.А. Некрасов. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. | 1 |
38 | А.А. Фет Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета. | 1 |
39 | А.Н. Островский. Пьеса-сказка «Снегурочка». | 1 |
40 | Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. | 1 |
41 | Образ Снегурочки. Язык персонажей. | 1 |
42 | Л.Н. Толстой. Основные вехи биографии писателя. | 1 |
43 | «Отрочество» (главы из повести). | 1 |
44 | Рассказ «После бала». | 1 |
45 | Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения. | 1 |
46 | Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. | 1 |
47 | РР. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества. (сочинение-рассуждение). | 1 |
48 | Внеклассное чтение. В.М. Шукшин. Краткие сведения о писателе. Рассказы «Гринька Малюгин», «Волки». | 1 |
49 | М. Горький. Основные вехи биографии писателя. Рассказ «Макар Чудра». | |
50 | РР. Рассказ «Мой спутник». | 1 |
51 | В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». | 1 |
52 | О серьезном – с улыбкой (сатира начала XX века). | 1 |
53 | Н.А. Тэффи «Свои и чужие». | 1 |
54 | М.М. Зощенко. «Обезьяний язык». | 1 |
55 | Н.А. Заболоцкий. Краткие сведения о поэте. Поэт труда, красоты, духовности. | 1 |
56 | М.В. Исаковский. Стихотворения «Катюша», «Враги сожгли родную хату…», «Три ровесницы». | 1 |
57 | Внеклассное чтение. А.А. Ахматова. Стихотворения «Вечером», «Проводила друга до передней». | 1 |
58 | А.Т. Твардовский. Основные вехи биографии. | 1 |
59 | «За далью – даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. | 1 |
60 | М.И. Цветаева. Краткие сведения о поэте. «Генералам 1812 года». | 1 |
61 | В.П. Астафьев. Краткие сведения о писателе. | 1 |
62 | Рассказ «Фотография, на которой меня нет». | 1 |
63 | XX век на страницах прозы В. Распутина. | 1 |
64 | Нравственная проблематика повести «Уроки французского». | 1 |
65 | У. Шекспир. Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта». | 1 |
66 | Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта» на русской сцене. | 1 |
67 | М. Сервантес. Краткие сведения о писателе. | 1 |
68 | Образ Дон Кихота. Позиция писателя. | 1 |
69 | Резервный урок. | 1 |
70 | Резервный урок. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русской литературе для 5, 7,8,9 классов
Программа составлена с учетом специфики восприятия русской литературы учащимися школы с родным языком обучения, их читательского опыта, приобретенного в процессе изучения родной литературы....
Рабочая программа по русской литературе. 11 класс.
Рабочая программа для 11 класса татарских школ. По учебнику под ред. М.Г.Ахметзянова....
рабочая программа по русской литературе для 5 класса. по учебнику Ахметзяновой
Рабочая программа по русской литературе составлена по учебнику Ахметзяновой для школ с нерусским языком обучения....
Рабочая программа по русской литературе в 6 классе.
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и программы для татарских средних общеобразовател...
Рабочая программа по русской литературе для 8 класса
Эта рабочая программа составлена для учащихся 8 класса, основываясь на программу под редакцией Ахметзянова М.Г....
Рабочая программа по русской литературе для 7 класса
Рабочая программа по русской литературе для 7 класса разработана на основе программ Ахметзянова М.Г., она также включает календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по русской литературе для 5 класса
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по литературе, программы «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной 2006...