Авторская педагогическая технология свободного интерпретирования
статья по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Технология свободного интерпретирования направлена на практическую деятельность по развитию навыков речевого общения и приближение ее к реальным жизненным ситуациям. Входит в категорию технологий развивающего обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
annotatsiya.docx | 19.7 КБ |
Предварительный просмотр:
АННОТАЦИЯ
Сведения об авторе | Карабанская Елена Геннадьевна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории |
Наименование инновационной технологии | Технология свободного интерпретирования |
Краткое описание образовательной технологии | Технология свободного интерпретирования направлена на практическую деятельность по развитию навыков речевого общения и приближение ее к реальным жизненным ситуациям. Входит в категорию технологий развивающего обучения. Состоит из нескольких этапов:
|
Образовательная и методическая ценность работы | Работая учителем русского языка и литературы более 10 лет, я обратила внимание на то, что в последнее время все чаще наблюдаются ситуации, свидетельствующие о падении уровня культуры речи, в основном, среди молодежи. Все более широко и повсеместно употребляется ненормативная лексика, или так называемая, вульгарная, матерная. Вызывает тревогу и состояние словарного запаса современных молодых людей. Предпочтение чтению просмотра фильмов и передач, пользование интернетом, а иногда даже полный отказ от чтения, уже дало свои результаты. Замена реального общения контактами через интернет, а также использование сотовой связи, приводит к тому, что речь подрастающего поколения становится обрывистой, заменяется частично знаками (смайликами, аббревиатурами), но и становится абсолютно неграмотной. Но самое ужасающее, многие молодые люди в возрасте от 16 лет с трудом составляют даже небольшой текст на заданную тему. Современная проблема, свидетельствующая о скудном словарном запасе, об уровне освоения нормами русского языка, и, главное, сознательный отказ от чтения художественной литературы современными молодыми людьми, заставила меня искать новые пути и методики в преподавании русского языка и литературы. |
Инновационность (оригинальность) представленной работы | 1.На этапе осознанного формирования потребности в чтении очень важна деятельность самого педагога. Уже в процессе знакомства с обучающимися важно искренне продемонстрировать собственную мотивацию и любовь к художественной литературе. На этом этапе я привожу цитату своего наставника-преподавателя В.Н.Рябцева: «Придя на урок в качестве учителя, будьте готовы к тому, что эта литература никому не нужна! Но вы обязаны посредством литературы научить детей ЖИЗНИ!». Действительно, современная система образования зачастую «навязывает» знания, а большинству молодых людей очень важно самим открывать и познавать неизведанное. Поэтому на данном этапе учу по-иному смотреть на художественную литературу, максимально приближая темы и проблемы, раскрываемые в произведениях, к современной жизни. Тем самым формируется интерес к чтению и, соответственно потребность к освоению мира, как внутреннего, так и внешнего. 2. При непосредственном знакомстве важно не спугнуть читателя и предоставить ему полную свободу. Мной были замечены случаи, когда обучающиеся вначале прочитывали конец произведения и только после этого открывали первые страницы. При более детальном анализе такого поступка выяснила, что таким образом детьми проще понимается смысл описываемых в произведении событий. Главной задачей этого этапа считаю активное получение новой информации. На этом этапе можно использовать следующие приемы: - чтение с пометами (обучающие помечают новые для себя слова, запоминая их лексическое значение и написание); - прием прогнозирования (обучающимся предоставляется право предугадать дальнейший ход событий, чтобы затем, в процессе чтения, соотнести это с формулировкой авторской позиции) и др. 3. Формирование целостного впечатления от прочитанного. И на этом этапе вспоминаю слова того же наставника В.Н.Рябцева: «Первый вопрос после прочтения дети должны услышать не о смысле произведения, а понравилось ли им или нет?». И действительно, как показывает моя педагогическая деятельность, обучающимся необходимо дать некоторое количество времени для осознания прочитанного, не беспокоя лишними вопросами. После этого, предоставить им возможность самим высказать то, что первое придет на ум, причем терпеливо и сдержанно. Конечно же, велика вероятность расхождения с традиционной точкой зрения на то или иное произведения, общепринятой в литературоведении трактовки его проблематики, поступков действующих лиц и персонажей. Но в этом и заключается главный смысл свободного интерпретирования: формировать способность самостоятельно мыслить, оформлять мыслительную деятельность в связное, логическое высказывание. Этот процесс вырабатывается в устной, затем в письменной форме. Это активный, целенаправленный процесс создания и восприятия. 4. Осознанное осмысление прочитанного. Очень часто на первых порах дети руководствуются эмоциями, сопереживают, негодуют. Задача преподавателя – направить ход их рассуждений в «нужное» русло и повести в «нужном» направлении. На этом этапе можно применять множество приемов. А). Вопросники: - групповая работа с вопросником (преподаватель готовит ряд вопросов, на которые обучающимся предстоит ответить вслух); - работа с вопросником в парах (паре предстоит ответить на конкретный вопрос и затем огласить его остальным); - индивидуальный вопрос (заставляет каждого четко продумать ответ, используя рабочую тетрадь). Б). Взаимоопросники (вопросы для обсуждения обучающиеся готовят самостоятельно, далее выбирают ход дискуссии: попарно, индивидуально, всей группой). В). Плюсы-минусы. Группа делится по предпочтениям на секции. Одна секция готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя. Другая - об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения. 5. Итоговое восприятие (рефлексия). На этом этапе обучающиеся выражают свои мысли через информацию, которую получили, свое эмоциональное отношение к героям произведений, свое понимание художественного образа. Самым распространенным приемом этого этапа является подбор эпиграфов, составление словесных портретов героев, и, конечно же, написание сочинений. Технология свободного интерпретирования предлагает уйти от традиционных методов. Необходимо предоставить обучающимся полную свободу. Я использую инновационный метод «Я автор», говорящий сам за себя. Детям предлагается выступить в роли писателя и составить собственное произведение малой формы с использованием знаний и наблюдений из личной жизни. Конечно же, многие пугаются такого задания. Но моя собственная практическая деятельность показала, что такой метод наиболее эффективен при формировании своей жизненной позиции, ее аргументации, обогащении словарного запаса. При внедрении данной методики столкнулась с некоторыми трудностями: отказ некоторых обучающихся от роли автора. Для них этот вид деятельности казался слишком сложным (о чем было сказано ранее). Но, как правило, в каждой группе есть творчески более развитые студенты, которые выступают в качестве примера для остальных. Если же по какой-либо причине таковых нет, примером может выступить и сам преподаватель. |
Эффективность применения ресурсного обеспечения | Для достижения эффективности очень важно чередовать методы и приемы. Но, несомненно, для любого преподавателя в приоритете остается результат. В процессе применения вышеописанной инновационной технологии свободного интерпретирования, я выявила следующие результаты: - у обучающихся значительно возрос интерес к чтению художественной литературы, даже к той, которая не входит в обязательный минимум рабочей программы; - словарный запас обучающихся постоянно обогащается, о чем свидетельствуют их творческие работы, устные высказывания; - чтение большого количества литературы благотворно сказывается на общем нравственно-моральном облике обучающихся, способствует формированию общей культуры поведения; - создание авторских произведений позволило многим обучающимся стать более раскрепощенными, перейти из разряда «молчунов» в разряд «активно работающих» на уроке (формулировка автора). Стабильно наблюдается творческий и духовный рост. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у
Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал составлен на основе лекций Горбич Ольги Ивановны,кандидата педагогических наук, доцента...
Авторская образовательная технология "ЭКСПЕРТ-технология"
Представление авторской образовательной технологии.Имея позитивный опыт особенной творческой урочной деятельности, хочу описать её, и, не найдя подобного ни в публикациях, ни в сети Интернет, по...
Авторская Педагогическая разработка Адаптационная программа факультативного курса по технологии для обучающихся 5-9 классов «ДЕКУПАЖ»
Настоящий этап развития общества отличается интенсивным внедрением во все сферы человеческой деятельности новых, наукоёмких и высоких технологий, обеспечивающих более полную реализацию потенциальных с...
Авторская педагогическая технология "Чудо кубики"
Данная статья знакомит читателей с возможностями атроской методики. Более полную информацию по работе с данной технологией можно получить у автора данной статьи Гавриленко Е.Е....
Авторская разработка модели урока в режиме демонстрируемой педагогической технологии
Мы живем в мире людей. Этот мир называется ОБЩЕСТВО. Но общество непросто хаотическое множество людей, движущихся подобно броуновским частицам. Оно имеетстержень, целостность, у него есть четко органи...
Методическая разработка "Технология свободного творчества"
Методическая разработка написана в 2016-2017 учебном году и продолжает серию методических материалов по теме "Арт-педагогика на уроках изобразительного искусства как средсьво развития и формирова...
Авторские педагогические технологии при обучении английскому языку
Специфика дисциплины «Иностранный язык» определяет необходимость более широко использовать новые образовательные технологии, наряду с традиционными методами, направленными на формирование ...
- Мне нравится (2)