Урок-откровение "Судьба сгорела между строк"
классный час по литературе (11 класс)
Урок литературы в рамках предметной недели о поэтах Серебряного века.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sudba_sgorela_sredi_strok.docx | 16.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-откровение в литературном кафе
11кл.
«Судьба моя сгорела среди строк»
Цель урока:
1. Расширение литературного кругозора старшеклассников.
2. Развитие творческих способностей, навыков, самостоятельности анализа лирических произведений.
3. Привитие любви к великому чуду – поэзии.
Оборудование:
ТСО – фонозапись песен на слова А.Ахматовой, Мандельштама, Цветаевой.
Выставочный материал по творчеству А.А.Ахматовой , рефераты, полемические заметки учащихся по творчеству поэтов.
Ход работы:
1. Учащиеся приглашаются в литературное кафе.
/звучит мелодия «Старое кафе»/
Они занимают места за своими столиками, садятся по 4 человека за столик, ставят портрет поэта, творчеством которого они занимались, раскладывают дополнительную литературу.
2. Слово учителя:
В чистом и свежем воздухе звуки особенно явственны. И чудится порою, что откуда-то издалека плывет и плывет к нам забытый звон привокзального колокола. Вот и пришла желанная пора – на перрон русской культуры один за одним прибывают незримые поезда. Из дверей довоенных вагонов шагают на распахнутые страницы газет и журналов усталые странники, чьи имена были под запретом.
Колокол памяти продолжает звонить, память наша возвращается к прошлому. И я приглашаю вас к откровению. Оно необходимо нам сегодня. За окном – декабрь. И невольно вспоминаются строки Б. Пастернака:
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе, свеча горела.
И все терялось в снежной мгле
Седой и белой
Свеча горела на столе
Свеча горела
Пусть и на ваших столах зажгутся свечи в честь тех, кого незаслуженно когда-то горько обидели , не поняли, отринули, теперь они возвращаются к нам .
Начнем свое признание – откровение с А.А.Ахматовой.
1. Поделитесь впечатлениями от встречи с творчеством Ахматовой.
2. Вот отрывок из тех злобных выпадов, которые обрушились на Анну Ахматову по выходе постановления 1946 г о журналах «Звезда» и «Ленинград»
«До убожества ограничен диапозон ее поэзии – поэзии взбесившейся барыньки, мечущейся между будуаром и молельней» -сможете ли вы поспорить с таким утверждением?
3. На столе у вас портрет Ахматовой -работа Натана Альтмана. Вы хотите о нем рассказать?
4. Я хочу предложить вам послушать в записи прекрасное творение Ахматовой «Сероглазый король» в исполнении Аллы Бояновой.
5. Мне всегда кажется, что мы в долгу у настоящих поэтов и вот об этом стихотворение Бориса Чичибина:
- До могилы Ахматовой сердцем дойти нелегко,
Через правду или ложь, стороной то лесной, то овражной
По наследью дождя , по тропе, надежной и влажной
Где печаль в сентябре собирает в полях молоко.
На могиле Ахматовой надписи нет никакой.
Ты к подножью креста луговые цветы положила.
А лесная земля крестный сон красотой окружила.
Подарила сестре безымянный и светлый покой.
Будь к могиле Ахматовой, финская осень, добра.
Дай бездомной и там не отвыкнуть о гордых привычек.
В рощах дятлы стучат, и грохочет с тоской электричек,
Город белых ночей, город Пушкина, город Петра.
Облака в вышине обрекают злотворцев ее
На презренье веков, и венчаньем святого елея
Дышат сосны над ней, и победно и ярко белея,
Вечно он ее профиль, как вечно стихов бытие.
У могилы Ахматовой скорби расстаться пора
С горбоносой рабой, и не выдержав горькой разлуки,
К ней в бессмертной любви протянул запоздалые руки.
Город черной беды, город Пушкина, город Петра.
Учитель: Нашедший подкову сдувает с нее пыль и растирает ее шерстью, пока она не заблестит. У Мандельштама была такая подкова – был необыкновенный талант, подкова не принесла ему счастья. Осип Мандельштам – поэт трагической судьбы. Знакомясь с биографией поэта, что вас прежде всего поразило? Что поразило в его нелегкой судьбе? Все ли вам понятно в его стихах? И я хочу прочесть вам стихотворение Леонида Киселева, посвященное О. Мандельштаму:
Поэты умирают в небесах,
Поэту невозможно умереть
В больнице или дома в постели,
И даже на Кавказе, на дуэли.
Поэту невозможно умереть,
Поэту невозможно умереть в концлагере,
В тюремном гулком и страхе,
И даже в липких судорогах плахи
Поэтому невозможно умереть.
Поэты умирают в небесах.
Высокая их плоть не знает тленья,
Звездой падучей, огненным знаменьем
Поэты умирают в небесах.
Поэты умирают в небесах,
И я шепчу разбитыми губами:
«Не верь слухам, жил в помойной яме.»
А умер, как поэты в небеса.»
После настоящих поэтов остаются прекрасные стихи, песни .
Послушайте песню на стихи О.Мандельштама «Ленинград»
Учитель: Марина Цветаева: Скажите откровенно, что покорило вас в ее жизни, какие струны вашей души пробуждает ее поэзия? Что более всего взволновало Вас, когда вы читали воспоминание Анастасии Цветаевой о своей сестре? Оцените стихотворение Марины Цветаевой «Идешь, на меня похожий»
Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала – вниз!
Прохожий, остановись!
Прочти, слепоты куриной
И маков набрав букет, -
Что звали меня Мариной,
И сколько мне было лет.
Не думай, что здесь – могила,
Что я появлюсь, грозя.
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя.
И кровь прилила к коже,
И кудри мои вились….
Я тоже была прохожей.
Прохожий, остановись!
Учитель: Я подхожу к столику с портретами Ирины Одоевцевой, Николая Гумилиева, Бориса Пастернака. Хочется с вами поговорить, почему вы хотите сказать слова признания именно этим поэтам? Какие стихи поразили ваше воображение и почему?
Учитель: Благодарю за откровенный рассказ
У всех поэтов, о которых шла сегодня речь, трудная судьба. Они пришли к славе через забвение. И вам радостно вдвойне, что именно в наше время их имена стали достоянием миллионов людей. Я прошу вас на визитных карточках нашего «кафе» оставить свое мнение об этом уроке – откровении и написать любимые строки того поэта, над творчеством которого вы работали.
Я думаю, что встреча с поэтами не пройдет для вас бесследно. Возьмите в свой жизненный путь прекрасное искусство-поэзию. И поверьте мне, ваша жизнь будет намного чище, благороднее, светлее.
/Снова звучит мелодия «Старое кафе», учащиеся покидают класс/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Читая между строк» /функционирование изобразительно-выразительных средств языка в художественных текстах/
Содержание курса «Читая между строк» соответствуют «Образовательному стандарту по русскому языку» для предпрофильного уровня.Программа адресована учащимся 9-х классов....
Разработка выступления на мастер - классе конкурса "Педагог года 2017" на тему: "Читая между строк".
Всегда ли у нас получается понять прочитанное произведение? Вникнуть во все сюжетные линии? Оценить позицию автора, его замысел? Что нужно сделать, чтобы научиться читать великие произведения между ст...
Чтобы не сгорел наш дом
Развлечение по пожарной безопасности...
Расстояние от точки до плоскости, от прямой до плоскости, расстояние между плоскостями, между скрещивающимися прямыми, между произвольными фигурами в пространстве
Материал для практической работы "Расстояние от точки до плоскости, от прямой до плоскости, расстояние между плоскостями, между скрещивающимися прямыми, между произвольными фигурами в пространств...
Роман "Кысь", или Умение читать между строк.
Разговор о литературе, написанной на современном этапе, можно по-разному "построить", реалистическое и постмодернистское, композиционное построение (старославянский алфавит, его элементы), р...
Технологическая карта урока по информатике в 10 классе. Алгоритмы обработки символьных строк: разбиение строки на слова по пробельным символам
Алгоритмы обработки символьных данных. данных. Встроенные функции языка программирования для обработки символьных строк. Алгоритмы обработки символьных строк: подсчёт количества появлений символа...