РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе для 11 класса
рабочая программа по литературе (11 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
для 11 класса очно-заочной формы обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.p.11_lit.docx | 59.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
городского округа Заречный
«Средняя общеобразовательная школа №4»
УТВЕРЖДЕНА
приказом и.о. директора школы от __________ № ____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
для 11 класса
на 2019-2020 учебный год
Составила учитель Леонтьева Н.П.
Квалификационная категория I
СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР___________ (Гришина В.С.) | РАССМОТРЕНА на заседании МО протокол №___от_________ |
2019-2020
Пояснительная записка
Статус документа
Данная рабочая программа по литературе предназначена для базового уровня и ориентирована на обучающихся 11 класса очно-заочной формы обучения.
Рабочая программа составлена в соответствии с
- Федеральным законом РФ «Об образовании в РФ» №273-Ф от 29.12.2012;
- Приказом Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования";
- Образовательная программа ООО на 2019-2020 уч.год, утвержденной приказом № 44/1 од/р от 29.05.18№66/2 от 21.06.2019;
- Приказом № 57 од/р от 20.05.19 «Об утверждении учебного плана на 2019-2020 учебный год»;
- Приказом № 73 од/р от 9.08.19 «Об утверждении годового календарного учебного графика на 2019-2020 учебный год»;
- Положение о рабочей программе педагогов МКОУ ГО Заречный «СОШ№4», утвержденную приказом №104 од/р 30.08.2019.
Данная программа ориентирована на достижение следующих целей:
- освоение знаний о современном состоянии развития литературы и методах литературы как науки;
- знакомство с наиболее важными идеями и достижениями русской литературы, оказавшими определяющее влияние на развитие мировой литературы и культуры;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации литературного и общекультурного содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;
- развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших наблюдений и исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации литературной и общекультурной информации;
- воспитание убежденности в возможности познания законов развития общества и использования достижений русской литературы для развития цивилизации и повышения качества жизни;
- применение знаний по литературе в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.
Общая характеристика учебного предмета
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с программой основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно федеральному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования отводится 210 часов. В X - XI классах выделяется по 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю).
В связи с особенностями учебного плана на преподавание литературы в классах очно-заочного обучения предусмотрено 216 часов. В том числе в 11 классе – 72 часа. Этим обусловлено перераспределение часов внутри тематических блоков.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА. 11 КЛАСС
Ф.М. Достоевский
Роман «Преступление и наказание» (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения – обзорное изучение с анализом фрагментов).
Л.Н. Толстой
Роман-эпопея «Война и мир» (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения – обзорное изучение с анализом фрагментов).
А.П. Чехов
Рассказы: «Студент», «Ионыч», а также два рассказа по выбору.
Рассказы: «Человек в футляре»,«Дама с собачкой»(только для образовательных учреждений с русским языком обучения).
Пьеса «Вишневый сад» (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения – в сокращении).
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА
И.А. Бунин
Три стихотворения по выбору.
Рассказ «Господин из Сан-Франциско»,а также два рассказа по выбору.
Рассказ «Чистый понедельник» (только для образовательных учреждений с русским языком обучения).
А.И. Куприн
Одно произведение по выбору.
М. Горький
Пьеса «На дне».
Одно произведение по выбору.
Поэзия конца XIX – начала XX вв.
И.Ф. Анненский, К.Д. Бальмонт, А. Белый, В.Я. Брюсов,
М.А. Волошин, Н.С. Гумилев, Н.А.Клюев, И.Северянин, Ф.К. Сологуб, В.В.Хлебников, В.Ф. Ходасевич.
Стихотворения не менее двух авторов по выбору.
А.А. Блок
Стихотворения: «Незнакомка»,«Россия»,«Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», а также три стихотворения по выбору.
Поэма «Двенадцать».
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ
- Художественная литература как искусство слова.
- Художественный образ.
- Содержание и форма.
- Художественный вымысел. Фантастика.
- Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ веков.
- Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
- Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.
- Деталь. Символ.
- Психологизм. Народность. Историзм.
- Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
- Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория.
- Стиль.
- Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.
- Литературная критика.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
Учебно-тематический план. 11 класс
№ | Раздел содержания программы | Изучение материала | Контрольные работы | Развитие речи |
1 | Литература второй половины XIX века | 31 | ||
Введение. Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. | 1 | |||
Ф. М. Достоевский | 8 | 2 | ||
Л. Н. Толстой | 15 | 2 | ||
А.П.Чехов | 7 | 2 | ||
2 | Литература XX века | 22 | ||
И. А. Бунин | 3 | 1 | ||
А.И.Куприн | 2 | |||
М.Горький | 5 | 1 | ||
3 | Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в. | 1 | 2 | |
В.Я.Брюсов | 1 | |||
К.Д.Бальмонт | 1 | |||
Н.С.Гумилёв | 1 | |||
И. Северянин. | 1 | |||
А. А. Блок | 5 | 2 | ||
4 | Обзор зарубежной литературы первой половины XX века | 1 | ||
Б. Шоу. | 1 | |||
5 | Итоговое сочинение за 11 класс | 4 | ||
7 | Итого: | 54 | 6 | 10 |
8 | Итого: | 70 |
Тематическое планирование по литературе (очно-заочная форма обучения). 11 класс
№ п/п | Наименование раздела и темы | Кол-во часов | Обязательный минимум содержания | Планируемый результат | |||||
ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА. 31 ч. | |||||||||
1 | Введение Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. | 1 | Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков. | Знать основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Уметь: конспектировать лекцию учителя и статью учебника. | |||||
2 | Ф. М. Достоевский. Жизнь и творчество. | 1 | Основные факты жизни и творчества писателя. Значение творчества Ф. М. Достоевского для русской и мировой культуры. | Знать основные факты жизни и творчества писателя. Уметь строить монологическую речь, делать сообщение. | |||||
3 | Роман «Преступление и наказание». Проблематика, система образов романа. | 1 | Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. Полифонизм романа, столкновение разных “точек зрения”. Проблема нравственного выбора. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя. | Знать тексты произведений; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену), объяснять его связь с проблематикой произведения; соотносить сюжет с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание произведения; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения; сопоставлять литературные произведения; выявлять авторскую позицию; формулировать свое отношение к прочитанному произведению. | |||||
4 | Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его “двойники”. | 1 | |||||||
5 | Образы “униженных и оскорбленных”. Второстепенные персонажи. | 1 | |||||||
6 | Приемы создания образа Петербурга. | 1 | |||||||
7 | Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. | 1 | |||||||
8 | Библейские мотивы и образы в романе. | 1 | |||||||
9 | “Преступление и наказание” как философский роман.Смысл названия. | 1 | |||||||
10-11 | Сочинение по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”(зачет). | 2 | Уметь писать рецензии на прочитанное произведение и сочинения разных жанров на литературные темы. | ||||||
12 | Л. Н. Толстой.Жизнь и творчество. | 1 | Основные факты жизни и творчества писателя. Значение творчества Л. Н. Толстого для русской и мировой культуры. | Знать основные факты жизни и творчества писателя. Уметь строить монологическую речь, делать сообщение. | |||||
13 | История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. | 1 | Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Образ Платона Каратаева и авторская концепция “общей жизни”. Изображение светского общества. “Мысль народная” и “мысль семейная” в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Роль эпилога. Толстовская философия истории. Тема войны в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г.Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя. Психологизм. Народность. Историзм | Знать тексты произведений; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя. Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи. | |||||
14 | Духовные искания Андрея Болконского. | 1 | |||||||
15 | Духовные искания Пьера Безухова. | 1 | |||||||
16 | Женские образы в романе «Война и мир». | 1 | |||||||
17 | Семья Ростовых и семья Болконских. | 1 | |||||||
18 | Тема народа в романе «Война и мир». | 1 | |||||||
19 | Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. | 1 | |||||||
20 | Военные эпизоды в романе. | 1 | |||||||
21 | Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. | 1 | |||||||
22 | Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир». | 1 | |||||||
23 | Москва и Петербург в романе. | 1 | |||||||
24 | Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев (“диалектики души”). | 1 | |||||||
25 | Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные особенности романа «Война и мир». | 1 | |||||||
26 | Подготовка к сочинению по роману «Война и мир» (зачет). | 1 | |||||||
27-28 | КР Сочинение по роману «Война и мир». | 2 | Уметьписать рецензии на прочитанное произведение и сочинения разных жанров на литературные темы. | ||||||
29 | А.П.Чехов. Жизнь и творчество. | 1 | Основные факты жизни и творчества писателя. Значение творчества А.П.Чехова для русской и мировой культуры. | Знать важнейшие биографические сведения о писателе. Уметь строить монологическую речь. Делать сообщение. | |||||
30 | Рассказы: «Студент», «Человек в футляре», «Дама с собачкой. Проблематика и поэтика рассказов. | 1 | Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы "маленького человека" и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст. Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. | Знать содержание произведения; уметь воспроизводить содержание литературного произведения. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену), объяснять его связь с проблематикой произведения; соотносить сюжет с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание произведения; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения; сопоставлять литературные произведения; выявлять авторскую позицию; формулировать свое отношение к прочитанному произведению. | |||||
31 | Рассказ «Ионыч». Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч». | 1 | |||||||
32 | Особенности драматургии А.П.Чехова. Пьеса «Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. | 1 | Особенности сюжета и конфликта пьесы. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-"недотепы". Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Своеобразие чеховского стиля. Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. | Знать тексты произведений; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя. Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц. | |||||
33 | Символ сада в комедии «Вишневый сад». «Старые владельцы» в пьесе. | 1 | |||||||
34 | «Новый хозяин» в пьесе. Тема будущего в пьесе. | 1 | |||||||
35 | Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра. | 1 | |||||||
36-37 | Сочинение по творчеству А. П. Чехова(зачет). | 2 | Уметь писать рецензии на прочитанное произведение и сочинения разных жанров на литературные темы. | ||||||
ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА | |||||||||
38 | Введение. Русская литература XX в. в контексте мировой культуры. | 1 | Русская литература ХХ в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия. | Знать основные темы и проблемы русской литературы XX в. (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Уметь: конспектировать лекцию учителя и статью учебника. | |||||
39 | И. А. Бунин. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель». | 1 | Основные факты жизни и творчества писателя. Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина. | Знать о жизни и творчестве И.А.Бунина; о философичности и тонком лиризме его стихотворений; о пейзажной лирике поэта; о живописности и лаконизме бунинского поэтического слова; о традиционных темах русской поэзии в лирике Бунина. Уметь конспектировать лекцию учителя; анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности. | |||||
40 | Рассказы «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник». | 1 | Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина. | Знать о философском содержании рассказа. Уметь аналитически читать текст, разбираясь в авторской позиции. | |||||
41 | Рассказы: «Антоновские яблоки», «Темные аллеи». | 1 | Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. | Знать о своеобразии стиля Бунина. Уметь определять своеобразие стиля Бунина (на примере анализа рассказа «Антоновские яблоки»). | |||||
42 | Сочинение по творчеству И. А. Бунина. | 1 | Знать содержание произведений И.А.Бунина. Уметь составлять письменное высказывание по определенной теме. | ||||||
43 | А.И.Куприн. Жизнь и творчество. Повесть «Гранатовый браслет». | 1 | Основные факты жизни и творчества писателя. Своеобразие сюжета повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала | Знать о творческом пути Куприна в сопоставлении с творчеством Бунина; о мастерстве Куприна в изображении мира человеческих чувств; о роли детали в рассказе. Уметь анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности. | |||||
44 | Талант любви в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет». | 1 | Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет». Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. | ||||||
45 | М.Горький. Жизнь и творчество (обзор). | 1 | Основные факты жизни и творчества писателя. | Знать о биографии и творчестве Горького; об особенностях его романтизма. Уметь: анализировать художественный текст. | |||||
46 | Рассказ «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа. | 1 | Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа. Деталь. Символ | Знать о романтизме ранних рассказов Горького; о проблеме героя в прозе писателя, теме поиска смысла жизни, проблемы гордости и свободы; о соотношении романтического идеала и действительности в философской концепции Горького; о приеме контраста, особой роли пейзажа и портрета в рассказах писателя; о своеобразии композиции рассказа. Уметь анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности. | |||||
47 | Пьеса «На дне». Особенности жанра и конфликта. Система образов. | 1 | Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. | Знать о новаторстве Горького; о составляющих жанра и конфликта в пьесе. Уметь анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности. | |||||
48 | Роль Луки в драме «На дне». Три правды в пьесе «На дне». | 1 | Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). | Знать об образе Луки и его жизненной позиции. Знать о позициях героев и авторской позиции по отношению к вопросу о правде. Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности. | |||||
49 | Сочинение по творчеству М. Горького(зачет). | 1 | Знать о творчестве А.М.Горького. Уметь составлять письменное высказывание по определенной теме. | ||||||
50 | Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в. Русский символизм и его истоки. | 1 | Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок). | Знать об истоках русского символизма, о влиянии западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов; о связи с романтизмом, о понимании символа символистами (задаче предельного расширения значения слова, открытии тайн как цели нового искусства); о конструировании мира в процессе творчества, идее “творимой легенды”; о музыкальности стиха; о "старших символистах" и "младосимволистах". Уметь конспектировать лекцию учителя; анализировать поэтические тексты. | |||||
51 | В.Я.Брюсов. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны» | 1 | Проблематика и стиль произведений В.Я.Брюсова. Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова. Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. | Знать о значении творчества Брюсова для русской поэзии; об особенностях поэтики Брюсова; об основных темах и мотивах поэзии Брюсова, о своеобразии решения темы поэта и поэзии, о культе формы в лирике Брюсова. Уметь анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности. | |||||
52 | К.Д.Бальмонт. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…» | 1 | Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей. | Знать о яркой индивидуальности поэта, о его «творческой лаборатории»; об основных темах и мотивах поэзии Бальмонта; о музыкальности стиха, изяществе образов, стремлении к утонченным способам выражения чувств и мыслей. Уметь анализировать поэтический текст со стороны содержания и средств художественной выразительности. | |||||
53 | Акмеизм. Истоки акмеизма. Н.С.Гумилёв. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» | 1 | Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника. Проблематика и поэтика лирики Н.С.Гумилёва. Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева. | Знать об акмеизме; об основных чертах его поэтики; об истоках акмеизма, программе акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм"; об утверждении акмеистами красоты земной жизни, возвращении к “прекрасной ясности”, создании зримых образов конкретного мира; об идее поэта-ремесленника; кратко характеристику творчества поэтов-акмеистов. Знать о личности и поэзии Н.Гумилева; о героизации действительности в его поэзии, романтической традиции в его лирике; о своеобразии лирических сюжетов; об экзотическом, фантастическом и прозаическом в поэзии Гумилева. Уметь анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности. | |||||
54 | Футуризм как литературное направление. И. Северянин.Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин) | 1 | Личность и поэзия И.Северянина; истоки и значение его творчества. Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества. | Знать о понятии «футуризм»; обзорно о творчестве поэтов-футуристов, о манифестах футуризма, их пафосе и проблематика; о поэте как миссионере “нового искусства”; о декларации о разрыве с традицией, абсолютизации “самовитого” слова, приоритете формы над содержанием, вторжении грубой лексики в поэтический язык, неологизмах, эпатаже; звуковых и графических экспериментах футуристов; о группах футуристов: эгофутуристах – (о.), кубофутуристах, "Центрифуге". | |||||
55-56 | Сочинение по творчеству поэтов конца XIX – начала ХХ в. | 2 | Знать о творчестве поэтов «Серебряного века». Уметь составлять письменное высказывание по определенной теме. | ||||||
57 | А. А. Блок. Жизнь и творчество. | 1 | Основные факты жизни и творчества поэта. | Знать об атмосфере, в которой вырос Блок; о том, как факты личной биографии отражаются в его поэзии; об особенностях поэтики первой книги – «Стихов о Прекрасной Даме», о музыкальности его стихотворений. Уметь конспектировать лекцию учителя. | |||||
58 | Стихотворение «Незнакомка». Анализ. | 1 | Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция. | Знать о том, как меняется настроение и тональность блоковской лирики во второй книге стихов; об особенностях стихотворения «Незнакомка», о соотношении идеала и действительности в лирике Блока. Уметь анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности. | |||||
59 | Стихотворения: «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге». | 1 | Знать о теме города в творчестве Блока, об образах “страшного мира”, о теме Родины и основном пафосе патриотических стихотворений, теме исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”, об особенностях поэтики А.Блока, о лирическом герое поэзии Блока, его эволюции. Уметь анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности, строить монологическое высказывание. | ||||||
60 | Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы». | 1 | |||||||
61 | Поэма «Двенадцать» и сложность её художественного мира. | 1 | История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. | Знать о полемическом характере поэмы; об истории создания поэмы, авторском опыте осмысления событий революции, о соотношении конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме, сюжете поэмы, ее героях, о своеобразии композиции, строфике, интонациях, ритмах поэмы, ее основных символах; об образе Христа и многозначности финала поэмы; авторской позиции и способах ее выражения в поэме. Уметь анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности, строить монологическое высказывание. | |||||
62 | Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Образы-символы в поэме. | 1 | |||||||
63-64 | Сочинение по творчеству А. А. Блока(зачет). | 2 | Уметь писать рецензии на прочитанное произведение и сочинения разных жанров на литературные темы. | ||||||
65 | Обзор зарубежной литературы первой половины XX века. | 1 | Гуманистическая направленность произведений зарубежной литературы XX в. Проблемы самопознания, нравственного выбора. Основные направления в литературе первой половины ХХ в. Реализм и модернизм. | Знать о гуманистической направленности произведений зарубежной литературы XX в.; о проблемах самопознания, нравственного выбора; об основных направлениях в литературе первой половины ХХ в.; о реализме и модернизме. Уметь: конспектировать лекцию учителя. | |||||
66 | Б. Шоу. Жизнь и творчество (обзор). Пьеса «Пигмалион». | 1 | Основные факты жизни и творчества писателя. Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу. Прием иронии. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей Чеховские традиции в творчестве Шоу. | Знать о жизни и творчестве Б.Шоу; о своеобразии пьесы «Пигмалион», о своеобразии конфликта в пьесе; об Англии в изображении Шоу; о приеме иронии, парадоксах жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей; о чеховских традициях в творчестве Шоу. Уметь анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности. | |||||
67-70 | Итоговое сочинение за 11 класс. | 4 | Уметь писать рецензии на прочитанное произведение и сочинения разных жанров на литературные темы. | ||||||
71-72 | Обобщение и систематизация изученного | 2 |
Учебно-методический комплект. Литература. 11 кл.
Основная литература | Дополнительная литература, другие средства |
Список обязательной литературы для обучающихся
Учебная литература 1. Русская литература XIX века. 10 класс. Учебник-практикум под ред. Ю. И. Лыссого. М., «Мнемозина», 2015г. 2.Русская литература XX века (в 2-х частях). 11 класс. Учебник-практикум под ред. Ю. И. Лыссого. М., «Мнемозина», 2015г. |
Видеоэнциклопедия: 1.Классики русской литературы. Москва. Кварт 2016; 2. 3.В мире русской литературы – 2. Москва. Кварт 2016г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...